Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ С ТЬЮТОРСКИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ С ТЬЮТОРСКИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тьюторские компетенции / педагог с тьюторскими компетенциями / профессиональное развитие педагога / тьюторское сопровождение профессионального развития педагога / организационно-методические условия тьюторского сопровождения / tutorial competencies / teacher with tutorial competencies / professional development of a teacher / tutorial support for professional development of a teacher / organizational and methodological conditions of tutor support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Пигарева Наталья Геннадьевна, Шемелина Александра Николаевна

Обосновывается необходимость накопления педагогом опыта включения в процесс тьюторского сопровождения в роли тюторанта с целью формирования у него тьюторских компетенций; предлагается экспериментально проверенный комплекс организационно-методических условий сопровождения профессионального развития педагогов с тьюторскими компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Пигарева Наталья Геннадьевна, Шемелина Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL CONDITIONS OF SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT TEACHERS WITH TUTOR COMPETENCIES

The article substantiates the need for a teacher to accumulate experience of inclusion in the tutoring process as a tuturant in order to form tutorial competencies in him; An experimentally tested set of organizational and methodological conditions for supporting the professional development of teachers with tutorial competencies is proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ С ТЬЮТОРСКИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ»

УДК 371.213.3

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10232

Косолапова Лариса Александровна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор кафедры педагогии и психологии Пермского гуманитарно-

педагогического университета

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614068, г. Пермь, ул. Генкеля, д. 8, (342) 239-64-66 e-mail: la_kossolapova@list. ru

Пигарева Наталья Геннадьевна

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ№ 135», Пермь, Россия 614051, г. Пермь, ул. Старцева, д. 9, (342) 266-23-60 е-mail: Pigareva.natalja@yandex.ru

Шемелина Александра Николаевна

учитель биологии и географии МБОУ «Березовская СОШ», учитель 1 квалификационной категории, магистрант кафедры педагогии и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (950) 461-00-73, e-mail: sandra-good@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ С ТЬЮТОРСКИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Larisa А. Kosolapova

PhD, Professor, Head of the Department of Pedagogy of the Perm State National

Research University,

Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Perm Humanitarian-

Pedagogical University

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State

National Research University» 8, Genkel, Perm, Russia, 614068, e-mail: la_kossolapova@list.ru

© Косолапова Л.А., Пигарева Н.Г., Шемелина А.Н., 2019

Natalia G. Pigareva

Teacher of Initial Classes

School № 135

9, Startseva, 614051, Perm, Russia, e-mail: Pigareva.natalja@yandex.ru

Alexandra N. Shemelina

Teacher of Biology and Geography Municipal Budget Educational Institution «Berezovskaya Secondary School», Teacher of the 1st Qualification Category, Master Student of the Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: sandra-good@yandex.ru

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL CONDITIONS OF SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT TEACHERS WITH

TUTOR COMPETENCIES

Аннотация. Обосновывается необходимость накопления педагогом опыта включения в процесс тьюторского сопровождения в роли тюторанта с целью формирования у него тьюторских компетенций; предлагается экспериментально проверенный комплекс организационно-методических условий сопровождения профессионального развития педагогов с тьюторскими компетенциями.

Ключевые слова: тьюторские компетенции, педагог с тьюторскими компетенциями, профессиональное развитие педагога, тьюторское сопровождение профессионального развития педагога, организационно-методические условия тьюторского сопровождения.

Abstract. The article substantiates the need for a teacher to accumulate experience of inclusion in the tutoring process as a tuturant in order to form tutorial competencies in him; An experimentally tested set of organizational and methodological conditions for supporting the professional development of teachers with tutorial competencies is proposed.

Key words: tutorial competencies, teacher with tutorial competencies, professional development of a teacher, tutorial support for professional development of a teacher, organizational and methodological conditions of tutor support.

Сегодня в обществе признана ценность осмысленного построения, человеком своего образования, включая общее и профессиональное. Процесс саморазвития связан с индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Это требует организованного сопровождения и образовательной среды, стимулирующей личностное и профессиональное саморазвитие педагогов.

Одним из важнейших условий обновления школы и образовательного процесса является тьюторское сопровождение [4, 5]. Сопровождение - один из педагогических процессов наряду с обучением и воспитанием, ключевой в профессиональной деятельности тьютора. Однако тьютор в образовательной организации часто осуществляет свою деятельность без специального образования, не имея профессиональных навыков и опыта в сфере сопровождения.

Создание организационно-методических условий для сопровождения профессионального развития педагогов с тьюторскими компетенциями, сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций педагога, способствующее формированию опыта включения в данный педагогический процесс в роли сопровождаемого - выход из сложившейся ситуации.

В логике сопровождения педагог совершает определенные последовательные действия:

- предъявляет запрос, становясь заказчиком собственного образования;

- обозначает цели своего профессионального развития;

- ищет внутренние и внешние ресурсы для достижения цели;

- проектирует ИОП (индивидуальную образовательную программу);

- выбирает ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) своего развития;

- реализует и корректирует программу развития;

- проводит рефлексию своей работы.

Сопровождение деятельности педагога - это создание условий для осознания педагогом значимости данной проблемы, успешная реализация накопленных знаний, методических рекомендаций в своей работе и активное участие педагога в планировании, разработке и реализации инновационных проектов по своему профессиональному развитию.

Мы считаем, что полноценная реализация в общеобразовательной школе федеральных государственных образовательных стандартов возможна при наличии профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью. Это в свою очередь требует целенаправленного и системного процесса сопровождения педагогов в профессиональном развитии.

Сущностной характеристикой сопровождения профессионального развития педагога становятся наличие или созданий в образовательной организации организационно-методических условий, способствующих реализации данного процесса.

Под профессиональным развитием понимается изменение психических функций и свойств человека, которые возникают при взаимодействии с профессией, в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности. Иными словами, под профессиональным развитием можно понимать развитие человека как субъекта профессиональной деятельности.

Сопровождение профессионального развития педагогов с тьюторскими компетенциями [1, 3] обусловлено организационно-методическими условиями, которые обеспечивают:

- возможность сочетания личностных интересов, устремлений и профессиональных запросов педагогов;

- возможности для личностного и профессионального развития;

- учет уровней профессионального развития педагога с тьюторскими компетенциями;

- организацию образовательной среды;

- сопровождение индивидуальной образовательной программы педагога в профессиональном развитии;

- рефлексию сопровождения.

Профессионального развития не может быть без обучения. Особый раздел дидактики - андрагогика - предполагает, что взрослый обучающийся несет ответственность за определение области своего обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основного инициатора и заказчика обучения, в то время как преподаватель или наставник играет роль координатора процесса - проектировщика, формирующего новые формы, методы и возможности обучения [2].

При организации обучения взрослых специалисты советуют учитывать следующие особенности:

- осознанное отношение к процессу обучения;

- потребность в самостоятельности, самореализации;

- потребность в осмысленности обучения (конкретное целеполагание);

- практическая направленность обучения (реализация теории на практике);

- наличие социального и профессионального опыта.

Таким образом, взрослый человек должен рассматриваться как ответственный тьюторант. Тем не менее определяющую долю ответственности за обучение и развитие несет все-таки тьютор. Это в обязательном порядке должен осознать взрослый тьюторант. Развитие профессиональных компетенций педагога предполагает изменение значимых его качеств в результате целенаправленной деятельности, которая обеспечивает повышение эффективности профессионального развития.

В профессиональном стандарте тьютора указано, что профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. В соответствии с единицами профессионального стандарта специалиста в области воспитания можно выделить компетенции тьютора (табл. 1).

Таблица 1

Компетенции тьютора_

Компетенции тьютора Единицы профессионального стандарта

Сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта

Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса

Оказывать содействие тьюторанту в формировании и реализации индивидуальной образовательной программы

Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы

Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Обеспечивать рациональное использование (при возможности -расширение) ресурсов среды для реализации индивидуальной образовательной программы

Сотрудничать с субъектами и заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы

Разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства

Вести рабочую тьюторскую документацию

Базовые тьюторские компетенции соответствуют профессиональным компетенциям педагога согласно современными представлениям о деятельности учителя, следовательно, желательно их освоение каждым педагогом.

В качестве механизма профессионального развития педагогов выступает технология тьюторского сопровождения, предполагающая организацию целенаправленного взаимодействия тьюторов и педагогов с тьюторскими компетенциями на основе последовательной смены видов деятельности от проектирования дидактического комплекса дистанционного обучения по проблемам тьюторства до построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Эффективное сопровождение возможно при создании максимально комфортных организационно-методических условий сопровождения. Анализ различных подходов к трактовке понятия «условия» в научной литературе позволил сформулировать обобщенное определение организационно-методических условий как совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонентов, которые определяются как специально созданные факторы для эффективного профессионально -личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации. Согласно такому подходу к понятию организационно-методических условий каждый компонент не заключен в строгие рамки «своего поля», а прямо или опосредованно взаимосвязан с другими, дополняет и расширяет их границы.

Таблица 2

Организационно-методические условия сопровождения_

№ п/п Организационно-методические условия Содержание

1 Информационные - Доступ к сайту и информации МТА - Доступ к библиотечным изданиям - Доступ к разработкам элективных практик в сети Интернет - Учебно-методические пособия, научные журналы - Доступ к печатным и электронным изданиям

2 Нормативно-правовые - Профессиональный стандарт тьютора - Права и обязанности тьютора - Положения в учебном заведении и тьюторской деятельности

3 Научно-методические - Наличие разнообразных методов, форм, средств сопровождения - Подготовка / участие / проведение научно-методических семинаров, мастер-классов, конференций - Написание и публикация научных статей - Сотрудничество с тьюторами - Сотрудничество с МТА - Онлайн-консультации, вебинары

Организационно-методические условия (табл. 2) направлены на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по повышению профессионального развития педагогов с тьюторскими компетенциями.

Для эффективного сопровождения необходимо подобрать определенные методы, формы и средства. Они должны быть связаны между собой, применятся в системе, соотноситься с индивидуальной образовательной программой педагога.

Сопровождение педагога тьютором подразумевает индивидуализацию методического сопровождения, особенности которого определяются уровнем профессиональной компетентности, направлением его образовательных запросов и интересов. В результате данной деятельности педагог получает возможность развивать свой профессиональный опыт с тьютором, оказывающим учебно-методическую помощь на всех этапах сопровождения.

Хронотоп - это единство пространства и времени. Для тьюторского сопровождения хронотоп является системой координат для мероприятий, встреч, тьюториалов, конференций, которые происходят в течение года (табл. 3).

Благодаря введению хронотопа, учета организационно-методических условий и организации сопровождения профессионального развития, педагог с тьюторскими компетенциями может анализировать эффективность профессионального развития, продуктивность новых знаний и рефлексировать свой образовательного маршрут, развивать новые профессиональные компетенции, осваивать профессию «тьютор».

Таблица 3

Хронотоп

событий, предполагающих деятельность педагога как тьютора и организационно-методических условий сопровождения профессионального развития педагогов с тьюторскими компетенциями

Месяц Деятельность тьютора в школе Формы Сопровождение

Сентябрь - Анкетирование «Я -тьютор» - Тестирование «Основы тьюторства» - Запрос «Образовательная карта» - Тестирование - Анкетирование - Образовательная картография Выявление запроса на сопровождение

Октябрь - ИОП (индивидуальная образовательная программа) - ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) - Образовательная картография - Беседа Сопровождение создания ИОП, ИОМ (поиск ресурсов для профессионального развития)

Ноябрь Образовательное путешествие - Работа с вопросами - Картирование Организация поездки

Декабрь Образовательное событие Тьюториал Обсуждение его значения, особенностей планирования и проведения

Январь Профессиональные пробы Проба Сбор заявок, обработка технических заданий, проведение пробы, рефлексия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Март Аристос-клуб Клуб по интересам Выбор роли (участник, наблюдатель, организатор), проведение, рефлексия

Апрель Выступления / семинары / конференции / публикации Выступление Написание статьи Сопровождает написание статьи. Создает избыточную, вариативную среду

Май Презентационное портфолио Выступление Сопровождает создание портфолио

Июнь Тьюторский пикник «Итоги года» - Анкетирование - Тестирование - Выступление - Рефлексия - Изучение видов рефлексии - Организация рефлексии

Разработанные организационно-педагогические условия были проверены в ходе опытно-экспериментальной работы в период 2017/18 и 2018/19 учебных годов.

В экспериментальную группу вошли педагоги МБОУ «Березовская СОШ № 2», 7 человек, в контрольную - МБОУ «СОШ № 1» г. Оханска, 6 человек.

Количество педагогов ограничено положением о тьюторском сопровождении в школах. Отдельной ставки тьютора в школах нет. Все педагоги, участвующие в исследовании, являются педагогами с тьюторскими компетенциями. Они являются учителями-предметниками, классными руководителями, психологами.

На основе профессиональных компетенций, выделенных в стандарте, мы описали уровни их развития (табл. 4.).

Таблица 4

Уровни развития тьюторских компетенций педагога _в профессиональной деятельности_

Уровни

Компетенции низкий средний высокий

(критический) (достаточный) (оптимальный)

Сопровождать Организует работу Изучает запрос Обеспечивает

формирование по своему плану, без тьюторанта, формирование

и реализацию запроса тьюторанта; составляет ИОП, и развитие ИОЗ;

индивидуальной ИОП не составляет помогает в ее оказывает содействие

образовательной реализации тьюторанту

программы в формировании

и реализации ИОП;

организует анализ

и оценку тьюторантом

процесса реализации

ИОП

Организовывать Не использует Видит ресурсы Обеспечивать

образовательную возможности среды, среды, но не рациональное

среду для не видит ресурсы использует или использование (при

формирования для ИОП; не использует не возможности -

и реализации привлекает рационально; расширение) ресурсов

индивидуальной заинтересованных сотрудничает среды для реализации

образовательной сотрудников для индивидуальной

программы реализации ИОП образовательной

программы.

Сотрудничать

с субъектами

и заинтересованными

сторонами для создания

условий,

способствующих

реализации

индивидуальной

образовательной

программы

Окончание табл. 4

Компетенции Уровни

низкий (критический) средний (достаточный) высокий (оптимальный)

Разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Использует готовые дидактические средства, тьюторскую документацию не ведет Адаптирует методический инструментарий и дидактические средства; знакомится с рабочей тьюторской документацией Разрабатывает и адаптирует методический инструментарий и дидактические средства; ведет рабочую тьюторскую документацию

С использований модельного описания уровней (см. табл. 4) на основе экспертной оценки и самооценки педагогов выявлены уровни профессионального развития педагогов Березовской и Оханской школ.

В табл. 5 отражены уровни профессионального развития и компетенции, которые нужно развивать педагогам Березовской школы, которым было предложено воспользоваться в своем профессиональном развитии помощью «тьютора»-магистранта, осваивающего программу «Тьюторство в образовании».

Таблица 5

Уровни развития профессиональных компетенций _педагогов Березовской школы_

Педагог Уровень развития компетенций Компетенции, которые необходимо развивать

Тьютор 1 Средний Организовывать образовательную среду для

ААР формирования и реализации индивидуальной образовательной программы

Тьютор 2 Средний Организовывать образовательную среду для

ПЛВ формирования и реализации индивидуальной образовательной программы

Тьютор 3 Высокий Разрабатывать методическое обеспечение формирования

ГЕМ и реализации индивидуальной образовательной программы

Тьютор 4 Средний Организовывать образовательную среду для

СИА формирования и реализации индивидуальной образовательной программы

Тьютор 5 Низкий Сопровождать формирование и реализацию

ЗМН индивидуальной образовательной программы

Тьютор 6 Низкий Сопровождать формирование и реализацию

БНН индивидуальной образовательной программы

Тьютор 7 Средний Организовывать образовательную среду для

ОИН формирования и реализации индивидуальной образовательной программы

Также были выявлены уровни профессионального развития педагогов Оханской школы: всего 6 человек, у которых тьюторские компетенции сформированы на низком уровне - у 1, на среднем уровне - у 4, на высоком уровне - у 1 педагога.

На следующем этапе был выявлен запрос на сопровождение профессионального развития педагогов с тьюторскими компетенциями МБОУ «Березовская СОШ № 2».

Тьюторское сопровождение на каждом из этапов тьюторского действия осуществлялось с учетом уровня сформированности компетенций (табл. 6).

Таблица 6

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов

с учетом уровня сформированности компетенций

Этап тьюторского действия Уровень сформированности тьюторских компетенций

низкий средний высокий

Диагностико-мотивационн ый - Образовательная карта «Я - тьютор» - Мотивационное письмо «Идеальный образ тьютора» Образовательная карта «Мое профессиональное развитие» Образовательная карта «Достижения и перспективы»

Проектировочный ИО план - ИО программа Карта ресурсов ИО программа ИО программа

Реализационный - Сопровождение тьюторанта - Выступление на ШМО, РМО - Изучение и внедрение изученных тьюторских практик - Сопровождение группы тьюторантов - Внедрение новых элективных практик - Участие в конференциях - Сопровождение группы тьюторантов - Публикации в научных журналах - Разработка новых элективных практик

Рефлексивный Рефлексивное эссе «Мои достижения» Рефлексивное эссе «Тьюторский успех» Рефлексивное эссе «Я - профессионал»

По итогам опытно-экспериментальной работы был проведен повторный диагностический срез на определение уровня профессиональной

компетентности.

Таблица 7

_Результативность сопровождения педагогов Березовской школы_

Педагог Уровень компетенций развития в начале года Компетенции, которые необходимо развивать Уровень развития компетенций в конце года

Тьютор 1 ААР Средний Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Высокий

Тьютор 2 ПЛВ Средний Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Средний

Окончание табл. 7

Педагог Уровень компетенций развития в начале года Компетенции, которые необходимо развивать Уровень развития компетенций в конце года

Тьютор 3 ГЕМ Высокий Разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Высокий

Тьютор 4 СИА Средний Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Высокий

Тьютор 5 ЗМН Низкий Сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы Средний

Тьютор 6 БНН Низкий Сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы Средний

Тьютор 7 ОИН Средний Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Высокий

Результаты в экспериментальной группе показали существенную положительную динамику или стабильно высокий уровень сформированности выбранных тьюторских компетенций у подавляющего большинства педагогов: у 6 из 7 - 86 % респондентов (табл. 7). Выявлены уровни профессионального развития педагогов контрольной группы: всего 6 человек, из них на низком уровне - 4, на среднем уровне - 1, на высоком уровне - 1. Следует отметить, что педагоги тоже совершенствовали свое мастерство, посещали мастер-классы, конференции, интенсивы, но не получали тьюторского сопровождения.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать следующие выводы:

- тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления;

- организационно-методическое сопровождение представляет собой целостную систему деятельности тьютора;

- цель организационно-методического сопровождения - способствовать самостоятельному профессиональному развитию педагогов с тьюторскими компетенциями;

- повышение уровня профессионального развития проходит эффективно, если педагог нацелен на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование, саморефлексию;

- тьюторское сопровождение взрослых обеспечивает освоение тьюторских компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности в современной образовательной ситуации.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белякова Н.В. Тьюторство в педагогическом образовании и развитии личности: значение и перспективы подготовки // Вестник Владимир. гос. гуманит. ун-та. Сер.: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 29. - С. 42.

2. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. - М.: Академия, 2002. - 128 с.

3. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Хабаровск, 2011. - 24 с.

4. Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. - М.: Чистые пруды, 2008.

5. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) и др. - М.: СФК-офис, 2012. - Вып. 2. - 303 с. - (Сер. «Б-ка тьютора»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.