Научная статья на тему 'Организационно-методические проблемы внедрения системы бюджетирования'

Организационно-методические проблемы внедрения системы бюджетирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БУХГАЛТЕРСКАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / "ЭФФЕКТ БЮДЖЕТНОГО ЗАЗОРА" / PLANNING / BUDGETING / ACCOUNTING AND MANAGEMENT INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровских И.В.

В статье рассматриваются основные организационно-методические проблемы внедрения системы бюджетирования на современном предприятии. Проведён краткий анализ каждой из проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF BUDGETING SYSTEM IMPLEMENTATION

The article examines the main organizational and methodological problems of implementation of the budgeting system in the modern enterprise. Conducted a brief analysis of each of the problems.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические проблемы внедрения системы бюджетирования»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.984

И. В. Боровских

канд. экон. наук, доцент, кафедра предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы, ФГБОУВПО «Иркутский государственный

университет»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные организационно-методические проблемы внедрения системы бюджетирования на современном предприятии. Проведён краткий анализ каждой из проблем.

Ключевые слова: планирование, бюджетирование, бухгалтерская и управленческая информация, «эффект бюджетного зазора».

I.V. Borovskih, Irkutsk State University

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF BUDGETING SYSTEM IMPLEMENTATION

Abstract. The article examines the main organizational and methodological problems of implementation of the budgeting system in the modern enterprise. Conducted a brief analysis of each of the problems.

Keywords: planning, budgeting, accounting and management information.

Любое нововведение на предприятиях, как правило, сталкивается с проблемами. Во время внедрения системы бюджетирования на предприятии сферы услуг возник ряд определенных проблемных вопросов, которые подлежат обсуждению и решению. В данной статье сделаем попытку выделить основные организационно-методические проблемы внедрения системы бюджетирования.

При внедрения системы бюджетирования и постановке бюджетного управления возникает вопрос о наличии квалифицированных специалистов, имеющих необходимый уровень знаний о процессе бюджетирования и использовании современных технологий. В результате внедрения системы бюджетирования и при постановке бюджетного управления возникает вопрос о наличии квалифицированных специалистов, имеющих необходимый уровень знаний о процессе бюджетирования и использовании современных технологий. Те немногие экономисты, проработавшие определенное время на предприятии, не имеют никакого минимального объёма знаний в данной области. То есть, они не подготовлены к работе в качестве аналитиков и разработчиков планов. Многие не представляют, как можно планировать деятельность предприятия на год вперед. Как правило, руководство принимает решение о принятии молодых специалистов, которые обучаются в современных условиях, по новым образовательным стандартам. При этом возникает сложность с тем, что для эффективного функционирования системы бюджетирования необходимо иметь представление о производстве в целом. Данными знаниями обладают опытные сотрудники, находящиеся в возрасте близком к пенсионному, которые не хотят делиться знаниями. Причиной этого явления является

№ 2 (42) - 2015

13

Проблемы экономики и менеджмента

сложившийся стереотип о том, что «опытные научат молодых, а потом их (опытных) отправят на пенсию. Данная проблема очень часто тормозит внедрение системы бюджетирования и руководству приходиться тратить драгоценное время на объяснение значимости обоих категорий сотрудников для предприятия.

Немаловажную роль в проблемах организационного характера на предприятии занимает проблема автоматизации бюджетирования. Автоматизация бюджетирования бесполезна, в случае отсутствия полноценного бюджетирования. С другой стороны, без компьютеризации и автоматизации бюджетирование не может быть полноценным. Необходимо использование программных комплексов, которые позволяют организовать автоматизацию бюджетирования на базе форм установленной отчетности посредствам привязки хозяйственных операций к определенным статьям бюджета. Необходима разработка программного продукта, который позволял бы осуществлять сбор, обработку и консолидацию фактической информации, а также имел возможность перестраиваться со временем и со сменой целей и стратегий. К сожалению, руководству трудно принимать решения о привлечении к разработке программы сторонних организаций по причине дороговизны данной услуги, а своими силами создание данного продукта является з атруднительным.

Расхождение между бухгалтерской и оперативной управленческой информацией, которой оперирует руководство предприятия. Так как у данных учетов совершенно разные цели, у топ-менеджмента возникает вопрос о достоверности предоставляемых данных, т. е. какой учет точнее бухгалтерский или оперативный управленческий учет. Безусловно, самым эффективным вариантом являлся бы симбиоз бухгалтерского и оперативного управленческого учета, однако это требует немалых трудозатрат и как следствие, увеличение себестоимости продукции. Кроме этого, многие предприятия ведут так называемую «двойную бухгалтерию» и оперативный управленческий учет, что в свою очередь также увеличивает трудозатраты. Тем не менее, большинство топ-менеджеров, как показывает опыт автора, доверяют оперативному управленческому учету, на основании данных которого можно принимать правильные управленческие решения.

«Эффект бюджетного зазора», когда руководитель подразделения, составляющий бюджет, который им же самим и будет выполняться, намеренно завышает расходы и занижает доходы, он уверен, что сможет выполнить бюджет, и отклонения фактически достигнутых показателей от запланированных всегда будут благоприятными для него. Данная проблема очень часто приводит к принятию неправильных управленческих решений, что, в конечном счете, влияет на эффективность деятельности всего предприятия в целом.

Преодоление психологического невосприятия внедренной системы бюджетирования. К проблемам данной группы можно отнести непонимание сотрудниками предприятия необходимости внедрения системы бюджетирования. Со стороны ряда сотрудников предприятия наблюдалось специфическое отношение. Большинство работников и руководителей, считают, что планирование - это обязанность исключительно экономистов. Часть консервативно настроенных сотрудников была откровенно против вне-

14

№ 2 (42) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

дрения новой системы управления на предприятии. Конечно, вовлекать всех сотрудников предприятия в процесс разработки бюджетов не имеет смысла, однако руководители структурных подразделений, ответственные за те или иные контрольные показатели, должны участвовать в процессе разработки бюджетов и подготовки отчетов, что должно стимулировать повышение их ответственности и мотивацию.

Еще одной проблемой при внедрении системы бюджетирования на предприятии стало восприятие бюджета как инструмента ограничения инициативы, что связано с выполнением бюджетом контрольной функции. Сравнение фактических показателей с бюджетными служит основой для оценки деятельности руководителей структурных подразделений. Если контролю придается слишком большое значение, то бюджеты могут рассматриваться не как средство достижения целей предприятия, а как инструмент принуждения, сдерживания деловой активности, сужения полномочий и ответственности сотрудников и подавления их инициативы, что негативно сказывается на мотивации всех сотрудников. На наш взгляд, система контроля не должна быть настолько жесткой, чтобы руководители подразделений перестали чувствовать свободу в принятии решений и проявлении инициативы. Поэтому структурные подразделения предприятия участвуют в составлении сводного бюджета и в рамках выполнения бюджетного задания самостоятельно принимают оперативные решения.

Описанные в статье проблемы требуют решения на подготовительных этапах, руководство должно полностью продумать решения до их проявления и это, безусловно, будет являться неотъемлемой частью стратегического управления на предприятии, без которого невозможно существование на рынке с постоянно меняющимися условиями со стороны внешней среды.

Список литературы:

1. Боровских С.В. Бюджетирование как система управления малым предприятием: монография / С.В. Боровских. - Иркутск: Мегапринт, 2014. - 160 с.

№ 2 (42) - 2015

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.