Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА КОДИРОВАНИЯ ПРИЧИН СМЕРТИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА КОДИРОВАНИЯ ПРИЧИН СМЕРТИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смертность / алгоритм работы / кодирование причин смерти / статистические материалы / орга низационно-методические подходы. / mortality / work algorithm / subject of the Russian Federation / statistical data / organizational and methodological measures

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Тарасова Н.В., Баринов Е.Х., Мальцев А.Е.

Цель: провести анализ имеющихся организационно-методических подходов по обеспечению качества кодирования причин смерти в субъектах РФ. Проанализированы нормативно-правовые акты за период с 2011 по 2022 г.; статистические материалы «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения» (2022); данные программы автоматизированной системы мониторинга медицинской статистики ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (далее – АСММС) за 2021 г. В статье применены статистические и аналитические методы. На федеральном и региональном уровнях РФ сформировалась децентрализованная система контроля качества кодирования причин смерти, представленная в различных формах. Доля врачей, участвующих в мероприятиях по контролю качества кодирования причин смерти и имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», составила 1,2% от всех специалистов с высшим медицинским образованием, формирующих медицинские документы о смерти (далее – МСС). В субъектах РФ план мероприятий по контролю качества кодирования причин смерти выполнен на 35,2%. Полученные результаты демонстрируют отсутствие единой системы контроля кодирования причин смерти в РФ с концентрацией внимания на оценке охвата собираемой информации, а не на качестве формируемых данных. Оценка в субъектах РФ проводится разрозненными структурами, при этом на федеральном уровне выполняется только мониторинг оформления медицинских документов о смерти без контроля качества выбора первоначальной причины смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Тарасова Н.В., Баринов Е.Х., Мальцев А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO ENSURING HIGH QUALITY OF DEATH CODING

The purpose of the study is to analyze the available organizational and methodological approaches to ensuring quality of death coding in the Russian Federation subjects. The materials used were normative legal acts of the Russian Federation (orders, resolutions, federal laws) in the period from 2011 to 2022 and some statistical data for 2021–2022. At the federal and regional levels of the Russian Federation, a decentralized quality control system for coding causes of death has been formed. The percentage of doctors who provide quality control of death coding and have had advanced training in «The use of the International Classification of Diseases, 10th revision, in morbidity and mortality statistics» is 1.2% of all the specialists with higher medical education who complete a medical certificate of death. In the constituent entities of the Russian Federation, the activity plan for quality control of death coding has been completed by 35.2%. The results obtained demonstrate absence of a unified system for controlling death coding in the Russian Federation. The assessment in the subjects of the Russian Federation is carried out by different organizations. At the federal level, only preparation of medical documentation on death is monitored, while the choice of the primary cause of death is not controled.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА КОДИРОВАНИЯ ПРИЧИН СМЕРТИ»

[Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 12.11.2012 № 902n «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoi pomoshchi vzroslomu naseleniyu pri zabolevaniyakh glaza, ego pridatochnogo apparata i orbity». (In Russ.)]

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.10.2012 № 442н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты». Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2012. № 26208. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 25.10.2012 № 442n «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoi pomoshchi detyam pri zabolevaniyakh glaza, ego pridatochnogo apparata i orbity». (In Russ.)]

4. Balogun B. G., Adekoya B. J., Balogun M. M., Ehikhamen O.A. Orbito-Oculoplastic Diseases in Lagos: A 4-Year Prospective Study. Middle East

Afr. J. Ophthalmol. 2014 Jul-Sep; 21(3): 236-239. DOI: 10.4103/0974-9233.134678.

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 201б г. № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, исходя из потребностей населения». Зарегистрирован в Минюсте России 22.03.2016. № 41485. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 27, 2016 № 132n «O Trebovaniyakh k razmeshcheniyu meditsinskikh organizatsii gosudarstvennoi sistemy zdravookhraneniya i munitsipal'noi sistemy zdravookhraneniya iskhodya iz potrebnostei naseleniya». (In Russ.)]

6. El-Sheikh M., Chadha V. Profile of a tertiary referral oculoplastics service in the UK. Oculoplastics, online exclusive articles. 2021.

УДК 61:004(470.11) DOI 10.24412/2220-7880-2023-4-88-97

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА КОДИРОВАНИЯ ПРИЧИН СМЕРТИ

'Тарасова Н. В., 12Баринов Е. Х., Мальцев А. Е.

'ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия (127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1), e-mail: ev.barinov@mail.ru

2ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства образования и науки РФ, Москва, Россия (117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6)

3ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112)

Цель: провести анализ имеющихся организационно-методических подходов по обеспечению качества кодирования причин смерти в субъектах РФ. Проанализированы нормативно-правовые акты за период с 2011 по 2022 г.; статистические материалы «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения» (2022); данные программы автоматизированной системы мониторинга медицинской статистики ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (далее - АСММС) за 2021 г. В статье применены статистические и аналитические методы. На федеральном и региональном уровнях РФ сформировалась децентрализованная система контроля качества кодирования причин смерти, представленная в различных формах. Доля врачей, участвующих в мероприятиях по контролю качества кодирования причин смерти и имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», составила 1,2% от всех специалистов с высшим медицинским образованием, формирующих медицинские документы о смерти (далее - МСС). В субъектах РФ план мероприятий по контролю качества кодирования причин смерти выполнен на 35,2%. Полученные результаты демонстрируют отсутствие единой системы контроля кодирования причин смерти в РФ с концентрацией внимания на оценке охвата собираемой информации, а не на качестве формируемых данных. Оценка в субъектах РФ проводится разрозненными структурами, при этом на федеральном уровне выполняется только мониторинг оформления медицинских документов о смерти без контроля качества выбора первоначальной причины смерти.

Ключевые слова: смертность, алгоритм работы, кодирование причин смерти, статистические материалы, организационно-методические подходы.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO ENSURING HIGH QUALITY OF DEATH CODING

'Tarasova N. V., 12Barinov E. Kh., 3Maltsev A. E.

'Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia (127473, Moscow, Delegatskaya St., 20, build. 1), e-mail: ev.barinov@mail.ru

^Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia (117198, Moscow, Miktouho-Maday St., 6) 3Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112)

The purpose of the study is to analyze the available organizational and methodological approaches to ensuring quality of death coding in the Russian Federation subjects. The materials used were normative legal acts of the Russian Federation (orders, resolutions, federal laws) in the period from 2011 to 2022 and some statistical data for 2021-2022. At the federal and regional levels of the Russian Federation, a decentralized quality control system for coding causes of death has been formed. The percentage of doctors who provide quality control of death coding and have had advanced training in «The use of the International Classification of Diseases, 10th revision, in morbidity and mortality statistics» is 1.2% of all the specialists with higher medical education who complete a medical certificate of death. In the constituent entities of the Russian Federation, the activity plan for quality control of death coding has been completed by 35.2%. The results obtained demonstrate absence of a unified system for controlling death coding in the Russian Federation. The assessment in the subjects of the Russian Federation is carried out by different organizations. At the federal level, only preparation of medical documentation on death is monitored, while the choice of the primary cause of death is not controled.

Keywords: mortality, work algorithm, subject of the Russian Federation, statistical data, organizational and methodological measures.

Введение

Информация о естественном движении населения используется для изучения фундаментальных демографических и эпидемиологических показателей, которые необходимы для осуществления стратегического планирования в различных секторах социальной сферы, таких, как образование, труд и охрана здоровья [1, 2].

В секторе охраны здоровья использование статистических данных составляет основу формирования федеральных программ, дает сведения о распространенности и стратификации случаев смерти вследствие заболеваний и травм [3].

В большинстве стран мира, в том числе и в РФ, система регистрации статистических данных о «жизненно важных событиях», таких, как смерть, базируется на актах гражданского состояния [4].

Материалы системы регистрации статистических данных имеют решающее значение для достижения ключевых целей Национального проекта «Здравоохранение», разработанного Минздравом России во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [5].

В соответствии с нормативно-правовой базой РФ мероприятия по сбору данных и контролю кодирования причин смерти закреплены на уровне субъектов РФ [6, 7]. Однако алгоритм работы и перечень специалистов, осуществляющих контроль качества кодировки причин смерти, специальные требования к уровню их образования и профессиональной подготовки на законодательном уровне не закреплены [8, 9]. Это зачастую приводит к непониманию истинной ценности статистических данных о причинах смерти, а также дополнительным усилиям, необходимым для проверки качества получаемых данных на федеральном уровне [10, 11].

Опыт международной практики показывает важность наличия системы стандартов и оптимальных способов в агрегации и табуляции статистической информации, а также перечня специалистов для формирования, обобщения и анализа материалов [12, 13].

Поэтому на каждом этапе формирования статистических материалов необходимы стандартный перечень мероприятий, включающий алгоритмы действий, номенклатура с функциональными обязанностями и ответственностью специалистов, участвующих в сборе информации и контроле качества кодировки причин смерти, что в целом обосновывает актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: проведение анализа имеющихся организационно-методических подходов по обеспечению качества кодирования причин смерти в субъектах РФ.

Материал и методы

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе осуществлен сбор информации по организационно-правовым вопросам формирования статистических данных на уровне субъектов РФ и федеральном уровне, включая изучение научно-методической литературы. Проведен анализ нормативно-правовых актов за период 2011-2022 гг. и статистических материалов за 2021 г. Анализ мероприятий по контролю качества кодирования причин смерти в субъектах РФ выполнен по данным программы АСММС, на основе которых были разработаны макеты аналитических таблиц в пакете программ Microsoft Office (Excel 97, 2003) по выбранным признакам, закодированным в числовом формате и подлежащим обработке, составившим основу будущей электронной базы данных.

На втором этапе проведен статистический анализ доли врачей, участвующих в мероприятиях по контролю качества кодирования причин смерти в РФ, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности». Количество врачей, участвующих в мероприятиях по контролю качества кодирования причин смерти в РФ, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», составило 865 человек. Количество врачей в РФ, формирующих МСС, составило 70 928 человек. Все данные внесены в подготовленные электронные таблицы.

Обобщение и анализ полученных данных позволили на третьем этапе работы сформулировать заключение. Выборку и фиксацию информации осуществляли по федеральным округам и субъектам РФ следующим образом:

1. Наличие в субъекте РФ структуры, осуществляющей контроль качества кодирования причин смерти, за весь 2021 г.:

- сформирована;

- не сформирована.

2. Вид структуры в субъекте РФ, осуществляющей контроль качества кодирования причин смерти:

- указан;

- не указан.

3. Врачи в субъекте РФ, имеющие повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», за весь 2021 г.:

- присутствуют;

- отсутствуют.

4. Мероприятия, проводимые в субъекте РФ по контролю качества кодирования причин смерти:

- проверка правильности кодирования и выбора первоначальной причины смерти;

- проверка подведомственных медицинских организаций;

- выезды сотрудников, осуществляющих контроль кодирования причин смерти, в медицинские организации субъекта РФ;

- консультации специалистов, осуществляющих кодирование причин смерти;

- проведение видеоконференций и совещаний с врачами медицинских организаций.

5. Наличие структуры, осуществляющей контроль качества кодирования причин смерти на федеральном уровне:

- сформирована;

- не сформирована.

Результаты и их обсуждение

Для системы регистрации статистических данных медицинское свидетельство о смерти является источником информации о причинах смерти через шифровку (кодирование) данных в соответствии с Международной классификации болезней 10-го пересмотра (далее - МКБ-10).

В РФ основанием для государственной регистрации смерти органами записи актов гражданского состояния являются учетные формы № 106/у «Медицинское свидетельство о смерти» и № 106-2/у «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти», утвержденные Приказом Минздрава России от 15 апреля 2021 г. № 352н «Об утверждении учетных форм медицинской документации, удостоверяющей случаи смерти, и порядка их выдачи» (далее - Приказ).

Медицинский работник заполняет учетные формы, утвержденные Приказом, которые предусматривают заполнение пункта «Причина смерти», выбор и кодирование причин смерти, заполнение медицинского свидетельства о смерти с указанием причины смерти и кода по МКБ-10.

Перечень лиц, участвующих в контроле качества кодировки причин смерти, утвержден приказом Минздрава России от 4 декабря 1996 г. № 398 «О кодировании (шифровке) причин смерти в медицинской документации» (далее - Приказ № 398), это:

1) руководитель территориального органа управления здравоохранением субъекта РФ, в части обеспечения кодирования причин смерти в медицинских документах о смерти и назначении ответственного специалиста по организации и контролю качества кодирования медицинских свидетельств (справок) о смерти по территории в целом;

2) руководители медицинских организаций, в части кодирования и контроля качества кодировки причин смерти;

3) главные специалисты органов управления здравоохранением, в части проведения инструктивных совещаний с медицинскими работниками, выделенными для кодирования причин смерти, в ме-

дицинских организациях, по вопросам заполнения медицинских свидетельств (справок) о смерти и кодирования причин смерти;

4) заведующие окружными, районными (городскими) органами управления здравоохранением, в части выделения специалистов для ежемесячной проверки в соответствующих отделах (управлениях) ЗАГС полноты, правильности заполнения и кодирования медицинских свидетельств (справок) о смерти по основной причине смерти.

Проведенный обзор нормативно-правовой базы свидетельствует о наличии в субъектах РФ системы, предусматривающей два уровня: сбор информации, осуществляемый медицинскими работниками, и контроль качества данных, осуществляемый руководителями медицинских организаций и специалистами органов управления.

Структура контроля качества кодирования причин смерти в 2021 г. сформирована в 56 субъектах РФ и представлена: медицинскими информационно-аналитическими центрами (далее - МИАЦ) -21 субъект; комиссиями - 10 субъектов; рабочими группами (главные внештатные специалисты и сотрудники региональных министерств здравоохранения) - 16 субъектов; консультативно-методическими центрами - 9 субъектов. В 29 субъектах в 2021 г. подобные структуры не функционировали: 22 региона не подали отчет о наличии структуры; 7 регионов структуры не создали.

Доля врачей в РФ, формирующих МСС, от всех специалистов с высшим медицинским образованием в 2021 г. составила 12,8%. Доля врачей, формирующих МСС и участвующих в мероприятиях по контролю качества кодирования причин смерти и имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в субъектах РФ составила 1,2% от всех врачей в РФ, формирующих МСС, при этом в 25 субъектах в 2021 г. отсутствовали специалисты, прошедшие повышение квалификации.

Анализ наличия региональных структур, проводящих контроль качества кодирования причин смерти, и врачей, участвующих в мероприятиях по контролю качества кодирования причин смерти, проведен по федеральным округам РФ.

В Центральном федеральном округе доля врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», от количества врачей, формирующих МСС в округе, составила 1,3%. В 7 субъектах РФ (Ивановской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областях и г. Москве), по данным представленных отчетов, специалистов, имеющих повышение квалификации по вышеуказанной теме, не было (табл. 1). В двух субъектах РФ (Костромской и Московской областях) были созданы консультативно-методические центры.

В Северо-Западном федеральном округе доля врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», от количества врачей, формирующих МСС в округе, составила 2,6%. В 4 субъектах (Вологодская, Мурманская, Новгородская, Псковская области) специалисты, имеющие повышение квалификации по теме, отсутствовали (табл. 2). В одном субъекте (го-

Таблица 1

Число врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в Центральном федеральном округе, по данным АСММС (абс., %)

Субъект РФ Количество врачей в субъекте РФ* Количество врачей, формирующих МСС Количество врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 Доля врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) Наименование региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Белгородская область 5269 1094 34 3,1 МИАЦ

Брянская область 3886 802 10 1,2 Комиссия субъекта РФ

Владимирская область 3712 373 10 2,7 Рабочая группа главных внештатных специалистов

Воронежская область 9295 884 10 1,1 Комиссия

Ивановская область 3588 389 0 0 Нет отчета

Калужская область 1806 423 10 2,4 Ответственный в составе МИАЦ

Костромская область 1757 485 9 1,9 Региональный консультативно-методический центр

Курская область 4564 652 9 1,4 Рабочая группа

Липецкая область 3573 325 0 0 Рабочая группа

Московская область 25 257 851 9 1,1 Консультативно -методический центр

Орловская область 2764 642 10 1,6 Нет

Рязанская область 11 971 545 0 0,0 Нет отчета

Смоленская область 3674 867 10 1,2 Нет отчета

Тамбовская область 3801 715 0 0 Нет отчета

Тверская область 4437 368 23 6,3 Не требуется создание

Тульская область 4580 982 0 0 Нет отчета

Ярославская область 5169 701 0 0 ГБУЗ ЯО «Центр общественного здоровья и медицинской про филактики»

город Москва 59 158 0 0 0 Нет отчета

Примечание: * - по данным «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», 1-я часть: «Медицинские кадры: статистические материалы», 2022 [14].

Таблица 2

Число врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в Северо-Западном федеральном округе, по данным АСММС (абс., %)

Субъект РФ Количество врачей в субъекте РФ* Количество врачей, формирующих МСС Количество врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 Доля врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) Наименование региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Республика Карелия 2594 494 16 3,2 Комиссия субъекта РФ

Республика Коми 3152 608 28 4,6 Нет

Субъект РФ Количество врачей в субъекте РФ* Количество врачей, формирующих МСС Количество врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 Доля врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) Наименование региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Архангельская область 4195 143 9 6,3 МИАЦ

Ненецкий автономный округ 198 21 5 23,8 МИАЦ

Вологодская область 3344 1947 0 0 МИАЦ

Калининградская область 8930 380 40 10,5 Рабочая группа субъекта РФ

Ленинградская область 5772 1435 37 2,6 МИАЦ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мурманская область 2492 1136 0 0 Нет отчета

Новгородская область 1766 199 0 0 Нет отчета

Псковская область 1613 310 0 0 Нет отчета

город Санкт -Петербург 33 244 296 50 16,9 Региональный консультативно-методический центр

Примечание: * - по данным «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», 1-я часть: «Медицинские кадры: статистические материалы», 2022 [14].

Таблица 3

Число врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10 пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в Южном федеральном округе, по данным АСММС (абс., %)

Количество Коли- Количество Доля Наименование

Субъект РФ врачей в субъекте РФ* чество врачей, формирующих МСС врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Республика Адыгея 1553 337 10 3,0 Рабочая группа субъекта РФ

Республика Калмыкия 1115 76 8 10,5 Нет отчета

Республика Крым 6840 415 0 0 Региональный консультативно-методический центр

Краснодарский край 18 212 1205 10 0,8 МИАЦ

Астраханская область 4585 341 10 2,9 Нет отчета

Волгоградская область 3344 1025 10 1,0 Региональный консультативно-методический центр

Ростовская область 12 868 2105 10 0,5 Рабочая группа субъекта РФ

Город Севастополь 1706 106 10 9,4 МИАЦ

Примечание: * - по данным «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», 1-я часть: «Медицинские кадры: статистические материалы», 2022 [14].

род Санкт-Петербург) был создан консультативно-методический центр регионального уровня.

В Южном федеральном округе доля врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», от количества врачей, формирующих МСС в округе, составила 1,2%. В двух субъектах (Волгоградская область и Республика Крым) были созданы консультативно-методические центры регионального уровня, причем в Республике Крым -без специалистов, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной

классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности» (табл. 3).

В Северо-Кавказском федеральном округе доля врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», от количества врачей, формирующих МСС в округе, составила 2,0%. В одном субъекте РФ (Республика Северная Осетия -Алания) обученных специалистов не было (табл. 4). Ни в одном из субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2021 г. консультативно-методических центров не создано.

Таблица 4

Число врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в Северо-Кавказском федеральном округе, по данным АСММС (абс., %)

Субъект РФ Количество врачей в субъекте РФ* Количество врачей, формирующих МСС Количество врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 Доля врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) Наименование региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Республика Дагестан 10 758 414 10 2,4 Нет отчета

Республика Ингушетия 2247 23 9 39,1 Нет отчета

Кабардино -Балкарская Республика 3414 982 10 1,0 Комиссия

Карачаево-Черкесская Республика 1806 26 10 38,5 Рабочая группа минздравоохранения

Республика Северная Осетия - Алания 3718 420 0 0 Нет отчета

Чеченская Республика 4187 938 10 1,1 МИАЦ

Ставропольский край 9374 78 10 12,8 Региональная экспертная группа

Примечание: * - по данным «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», 1-я часть: «Медицинские кадры: статистические материалы», 2022 [14].

В Приволжском федеральном округе доля врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», от количества врачей, формирующих МСС в округе, составила 0,4%. В 6 субъектах РФ (Республика Мордовия, Республика Татарстан,

Кировская, Оренбургская, Саратовская, Самарская области) специалисты, имеющие требуемое повышение квалификации, отсутствовали (табл. 5). В двух субъектах (Оренбургская область и Республика Башкортостан) Приволжского федерального округа в 2021 г. были созданы консультативно-методические центры.

Таблица 5

Число врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в Приволжском федеральном округе, по данным АСММС (абс., %)

Количество Коли- Количество Доля Наименование

врачей чество врачей, врачей, региональной структуры,

в субъекте врачей, имеющих имеющих проводящей контроль

РФ* формиру- удосто- удосто- качества кодирования

Субъект РФ ющих МСС верение о верение о причин смерти

повышении квалификации по МКБ-10 повышении квалификации по МКБ-10 (%)

Республика 14 314 4183 10 0,2 Консультативно -

Башкортостан методический центр

Количество Коли- Количество Доля Наименование

врачей чество врачей, врачей, региональной структуры,

в субъекте врачей, имеющих имеющих проводящей контроль

РФ* формиру- удосто- удосто- качества кодирования

Субъект РФ ющих МСС верение о верение о причин смерти

повышении квалификации по МКБ-10 повышении квалификации по МКБ-10 (%)

Республика Марий Эл 2105 554 22 4,0 Комиссия субъекта РФ

Республика Мордовия 3640 769 0 0 Рабочая группа субъекта РФ

Республика Татарстан 12 731 1573 0 0 МИАЦ

Удмуртская Республика 5995 771 10 1,3 МИАЦ

Чувашская Республика 5365 172 10 5,8 Иное

Пермский край 9358 902 11 1,2 Комиссия

Кировская область 4714 1112 0 0 Нет отчета

Нижегородская область 10 249 5881 10 0,2 Междисциплинарная комиссия

Региональный

Оренбургская область 7451 884 0 0 консультативно-методический центр

Пензенская область 4464 1652 10 0,6 МИАЦ

Самарская область 11 971 1695 0 0 Нет отчета

Саратовская область 8787 869 0 0 Нет отчета

Ульяновская область 3835 840 10 1,2 Комиссия субъекта РФ

Примечание: * - по данным «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», 1-я часть: «Медицинские кадры: статистические материалы», 2022 [14].

В Уральском федеральном округе доля врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смерт-

ности», от количества врачей, формирующих МСС в округе, составила 1,5% (табл. 6). В одном субъекте (Ханты-Мансийский АО) был создан консультативно-методический центр регионального уровня.

Таблица 6

Число врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в Северо-Кавказском федеральном округе, по данным АСММС (абс., %)

Субъект РФ Количество врачей в субъекте РФ* Количество врачей, формирующих МСС Количество врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 Доля врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) Наименование региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Курганская область 1923 433 8 1,8 Рабочая группа субъекта РФ

Свердловская область 12 239 7598 102 1,3 Отдел «Центр мониторинга смертности населения Свердловской области»

Тюменская область 6508 713 2 0,3 МИАЦ

Ханты-Мансийский АО 8536 405 10 2,5 Региональный консультативно-методический центр

Ямало-Ненецкий АО 2716 132 10 7,6 Комиссия

Челябинская область 10 512 915 27 3,0 Рабочая группа субъекта РФ

Примечание: * - по данным «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», 1-я часть: «Медицинские кадры: статистические материалы», 2022 [14].

В Сибирском федеральном округе доля врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости

и смертности», от количества врачей, формирующих МСС в округе, составила 1,6 % (табл. 7). Ни в одном из субъектов Сибирского федерального округа в 2021 г. консультативно-методических центров не создано.

Таблица 7

Число врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в Сибирском федеральном округе, по данным АСММС (абс., %)

Субъект РФ Количество врачей в субъекте РФ* Количество врачей, формирующих МСС Количество врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 Доля врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) Наименование региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Республика Алтай 829 205 7 3,4 Рабочая группа субъекта РФ

Республика Тыва 1479 37 10 27,0 Комиссия субъекта РФ

Республика Хакасия 1765 22 9 40,9 Иное

Алтайский край 8077 1105 10 0,9 МИАЦ

Красноярский край 10 499 579 10 1,7 Рабочая группа специалистов

Иркутская область 8930 153 10 6,5 Рабочая группа

Кемеровская область 8552 886 11 1,2 Рабочая группа минздравоохранения

Новосибирская область 10 984 1140 10 0,9 Группа специалистов субъекта РФ

Омская область 7501 429 10 2,3 Рабочая группа главных внештатных специалистов субъекта РФ

Томская область 4816 1532 10 0,7 Отдел МИАЦ

Примечание: * - по данным «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», 1-я часть: «Медицинские кадры: статистические материалы», 2022 [14].

В Дальневосточном федеральном округе доля врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», от количества врачей, формирующих МСС в округе, составила 1,0 %. В 6 субъектах (Кам-

чатский край, Приморский край, Хабаровский край, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области) такие специалисты, имеющие повышение квалификации по теме, отсутствовали (табл. 8). В одном субъекте (Магаданская область) создан консультативно-методический центр регионального уровня.

Таблица 8

Число врачей, имеющих повышение квалификации по теме: «Использование Международной классификации болезней 10-го пересмотра в статистике заболеваемости и смертности», в Сибирском федеральном округе, по данным АСММС (абс., %)

Субъект РФ Количество врачей в субъекте РФ* Количество врачей, формирующих МСС Количество врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 Доля врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) Наименование региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Республика Бурятия 3409 82 12 14,6 Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Саха (Якутия) 5023 808 10 1,2 Рабочая группа субъекта РФ

Забайкальский край 3745 108 8 7,4 МИАЦ

Субъект РФ Количество врачей в субъекте РФ* Количество врачей, формирующих МСС Количество врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 Доля врачей, имеющих удостоверение о повышении квалификации по МКБ-10 (%) Наименование региональной структуры, проводящей контроль качества кодирования причин смерти

Камчатский край 1253 80 0 0 Нет отчета

Приморский край 6081 1784 0 0 Нет отчета

Хабаровский край 5194 2926 0 0 Нет

Амурская область 3385 67 36 53,7 Рабочая группа субъекта РФ

Сахалинская область 2584 182 0 0 Отдел медицинской статистики

Еврейская автономная область 407 104 0 0 Нет отчета

Магаданская область 757 88 0 0 Региональный консультативно-методический центр

Примечание: * - по данным «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», 1-я часть: «Медицинские кадры: статистические материалы», 2022 [14].

В соответствии с представленными отчетами мероприятия по контролю качества кодировки причин смерти в 2021 г. в 30 (35,2%) субъектах РФ провели в полном объеме, в 26 (30,7%) субъектах РФ они не проводились. В 29 (34,1%) субъектах РФ мероприятия выполнены частично, из них: в 18 субъектах РФ не проводили выездные мероприятия и проверку медицинских организаций, в 11 субъектах РФ не осуществлялись консультации специалистов по вопросам правильности кодирования причин смерти.

В рамках реализации полномочий Федерального консультационно-методического центра по вопросам создания и внедрения подсистемы учета фактов смерти ЕГИСЗ на базе ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России с 2021 г. функционирует Центр по кодированию смертности Федерального реестра учета сведений об умерших лицах ЕГИСЗ (далее - Центр).

В функции Центра включено формирование мониторингов полноты заполнения медицинских документов о смерти, а также обобщение и анализ типовых ошибок кодирования причин смерти на основании данных Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

Целью формирования мониторингов является необходимость соответствующего оформления медицинских документов о смерти и доли наполнения первой и второй частей медицинских документов о смерти для определения достоверности формируемой статистической информации, а не контроль качества выбора первоначальной причины смерти по классам болезней и травм в соответствии с МКБ-10.

Анализ представленных данных показал отсутствие единой системы контроля кодирования причин смерти в РФ.

В настоящее время на уровне субъекта РФ система сформирована в трех основных формах:

- отдел / сотрудники МИАЦ;

- комиссия / рабочая группа из главных внештатных специалистов региона и иных специалистов;

- консультативно-методические центры (региональные, структурные).

На федеральном уровне функционирует система мониторинга наполнения медицинских документов о смерти без контроля качества статистических данных.

Таким образом, система сбора и контроля информации в статистике смертности представлена разрозненными структурами, осуществляющими контроль качества кодирования причин смерти на уровне субъектов РФ и проведение контроля оформления и доли наполнения первой и второй частей медицинских документов о смерти на федеральном уровне.

Заключение

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях сформировалась децентрализованная система контроля качества кодирования причин смерти с низкой долей врачей, участвующих в мероприятиях по контролю за качеством кодировки случаев смерти (1,2%), и неудовлетворительным процентом исполнения плана мероприятий по контролю качества кодирования причин смерти в субъектах РФ (35,2%). Это свидетельствует о том, что имеющаяся система сконцентрирована на оценке охвата собираемой информации, а не на качестве формируемых данных.

Кроме того, система сбора и контроля информации в статистике смертности сформировалась без группы специалистов на всех уровнях, которые могут детально понять правила и процедуры кодирования по МКБ-10, алгоритм работы систем регистрации, что снижает качество собираемых статистических данных.

Статистические показатели могут быть потенциально правдивыми только на основании качественной информации, собранной по определенной методике, которая должна функционировать в определенных юридических и нормативно-правовых рамках.

К сожалению, сложившаяся нормативно-правовая база не регулирует правовые решения для системных подходов к организации контроля качества кодирования причин смерти: отсутствуют единый алгоритм работы в субъектах РФ и требования к специалистам, осуществляющим контроль за качеством кодировки причин смерти, уровню образования и дополнительной профессиональной подготовке. Следовательно, все аспекты - состояние системы и отсутствие специалистов - оказывают решающее влияние на функционирование системы сбора и контроля статистической информации и должны быть частью углубленного анализа.

Таким образом, фундаментом для обеспечения стабильного функционирования сбора статистической информации о смертности с контролем постоянства и достоверности формируемых данных должны являться следующие организационно-методические подходы:

- унифицированная система мероприятий контроля кодирования причин смерти и его качества;

- единый образовательный уровень подготовки специалистов, осуществляющих контроль данных

0 смертности;

- стандартизация алгоритмов работы и методический подход в заполнении сведений.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Люцко В. В., Степанян А. Ж., Каримова Д. Ю. Оптимизация управления качеством медицинской помощи в условиях реформирования здравоохранения // Фундаментальные исследования. 2013. Т. 12. № 2. С. 257-259. [Lyutsko V. V., Stepanyan A. J., Karimova D. Yu. Optimizaciya upravleniya kachestvom meditsinskoi pomoshchi v usloviyakh reformirovaniya zdravookhraneniya. Fundamental 'nye issledovaniya. 2013; 12(2):257-259. (In Russ.)]

2. Сергейко И. В., Немсцверидзе Э. Я., Трифонова Н. Ю., Пикалов С. М., Люцко В. В. Реформы законодательства в сфере здравоохранения: обзор нормативных документов и комментарии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 280. [Sergeyko I. V., Nemstsveridze E. Ya., Trifonova N. Yu., Pikalov S. M., Lyutsko V. V. Reformy zakonodatel'stva v sfere zdravookhraneniya: obzor normativnykh dokumentov i kommentarii. Sovremennye problemy nauki

1 obrazovaniya. 2014; 2:280. (In Russ.)]

3. Симонова А. А. Анализ статистики смертности в России. Сборник по материалам докладов научной сессии, прошедшей на факультете географии, геоэкологии и туризма Воронежского государственного университета, 10 апреля 2019 года. / Отв. ред. Н. В. Яковенко. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2019. 268 с. [Simonova A. A. Analiz statistiki smertnosti v Rossii. Sbornik po materialam dokladov nauchnoj sessii, proshedshej na fakul'tete geografii, geoekologii i turizma Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. April 10, 2019. Voronezh. 2019. 268 p. (In Russ.)]

4. Данилова И. А. Проблемы качества российской статистики причин смерти в старческом возрасте // Успехи геронтологии. 2015. № 3. С. 409-414. [Danilova I. A. Quality problems of Russian statistics of causes of death in old age. Advances in Gerontology. 2015; 3:409-414. (In Russ.)]

5. Паспорт национального проекта «Здравоохранение», разработанный Минздравом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Электронный ресурс: [Pasport natsional'nogo proekta «Zdravookhranenie». (In Russ.)] Доступно по: http:// government.ru/info/35561 / Ссылка активна на 25.06.2023.

6. Радинский И. Д. Анализ уровня и причин смертности в России. В книге: Ступени роста. 2018. Тезисы 70-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. Ответственный редактор Л. А. Исакова. 2018. С. 294. [Radinsky I.D. Analiz urovnya i prichin smertnosti v Rossii. Tezisy 70-i mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh. 2018. P. 294. (In Russ.)]

7. Бакланова Т. Н., Попович В. К., Шикина И. Б. Экспертиза летальных исходов как действенный инструмент в управлении качеством оказания медицинской помощи // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2012. № 4 (14). С. 40-44. [Baklanova T. N., Popovich V. K., Shikina I. B. Examination of fatal outcomes as an effective tool in quality management of medical care. Menedzhment kachestva v sfere zdravoohraneniya i social 'nogo razvitiya. 2012; 4:40-44. (In Russ.)

8. Проблемы оценки показателей смертности от отдельных причин. Согласованное экспертное мнение (резолюция рабочей группы Конгресса «Человек и лекарство» 11 апреля 2018 года, г Москва). [Problemy otsenki pokazatelei smertnosti ot otdelnykh prichin. Soglasovannoe ekspertnoe mnenie (rezolyutsiya rabochei gruppy Kongressa «Chelovek i lekarstvo»). April 11, 2018, Moscow. (In Russ.)]

9. Golubev N., Polikarpov A., Shikina I., Shelepova E. Impact of the Income Level of the Working-Age Population on Certain Mortality Indicators in Russian Federation. 2022 T. Antipova (Ed.): DSIC 2021, LNNS 381, pp. 467-476, 2022: https://doi.org/10.1007/978-3-030-93677-8_41.

10. World Health Organization (WHO) [Internet]. Available at: https://www.who.int/ru. Accessed: April 25, 2023.

11. Российская база данных по рождаемости и смертности. Центр демографических исследований Российской экономической школы. Москва. [Rossiiskaya baza dannykh po rozhdaemosti i smertnosti. Tsentr demograficheskikh issledovanii Rossiiskoi ekonomicheskoi shkoly. Moscow. (In Russ.) Доступно по: http://demogr.nes.ru/index.php/ru/ demogr_indicat/data. Ссылка активна на 25.04.2023.

12. Сабгайда Т. П., Землянова Е. В., Секриеру Е. М. и др. Информационный потенциал статистики множественных причин смерти (аналитический обзор) // Социальные аспекты здоровья населения. 2015. 4 (44):1. [Sabgaida T. P. Zemlyanova E. V., Sekrieru E. M. et al. Informational potential of statistics of multiple causes of death (analytical review). Social Aspects of Population Health. 2015;4-44:1. (In Russ.)]

13. Вайсман Д. Ш. Руководство по использованию международной классификации болезней в практике врача: в 2 томах. 2-е изд. Москва, ФГБУ ЦНИИОИЗ, 2022. Том 1-2. 514 с. [Weisman D. Sh. Rukovodstvo po ispolzovaniyu mezhdunarodnoi klassifikatsii boleznei v praktike vracha, 2nd ed. Moscow, 2022. Vol. 1-2. 514 р. (In Russ)]

14. Котова Е. Г., Кобякова О. С., Стародубов В. И. и др. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения, 1-я часть: Медицинские кадры: статистические материалы. М.: ЦНИИОИЗ Минздрава России, 2022. 284 с. [Kotova E. G., Kobyakova O. S., Starodubov V. I. et al. Resursy' i deyatel'nost' meditsinskikh organizatsii zdravookhraneniya, 1-я chast': Meditsinskie kadry': statisticheskie materialy. Moscow. 2022. 284 p. (In Russ.)]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.