Научная статья на тему 'Организационно-методические основы создания системы управления затратами'

Организационно-методические основы создания системы управления затратами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / COST MANAGEMENT / ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА / FINANCIAL STRUCTURE / ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CENTER OF THE FINANCIAL RESPONSIBILITY / ЦЕНТР ЗАТРАТ / COST CENTER / ЦЕНТР ДОХОДА / INCOME CENTER / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ASSORTMENT POLICY / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGEMENT DECISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Н. С.

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии управления, экономического потенциала, которым обладает предприятие, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, включая уровень затрат. Для современных компаний в условиях конкуренции и ограниченности ресурсов важно организовать многофакторный процесс управления затратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological foundations for the cost management system

Еffectiveness of an enterprise largely depends on the right management strategy, the economic potential of the enterprise, and competitiveness of Its products, as well as the costs level. For modern companies with limited resources in a competitive environment it is important to organize a multifactor process of cost management.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические основы создания системы управления затратами»

Алексеева Н.С.

соискатель Кемеровского технологического института пищевой промышленности, заместитель генерального директора по финансам ОАО «Спиртовый комбинат» [email protected]

управление затратами по центрам ответственности

организационно-методические основы

создания системы управления затратами

_Аннотация

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии управления, экономического потенциала, которым обладает предприятие, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, включая уровень затрат. Для современных компаний в условиях конкуренции и ограниченности ресурсов важно организовать многофакторный процесс управления затратами.

Важнейшие задачи современного этапа развития любого предприятия - повышение эффективности производства и получение максимальной прибыли в жесткой конкурентной борьбе.

под центром финансовой ответственности понимаются основные структурные подразделения, конечная цель которых -оптимизация прибыли

Достигается это, прежде всего, за счет грамотного управления, планирования производства, контроля за текущими затратами, что предполагает возможность выбора наилучших хозяйственных решений.

Принимаемые управленческие решения должны быть научно обоснованными, базироваться на расчетах, анализе, выявлении резервов и способствовать текущему и стратегическому формированию планов управлению затратами предприятия.

Затраты предприятия и три блока вопросов

Возникающие в процессе функционирования предприятия затраты

можно свести к трем основным блокам вопросов:

- осуществление процесса управления затратами;

- формирование эффективной ассортиментной политики;

- принятие различного рода решений в конкретных хозяйственных ситуациях.

Первый блок вопросов является наиболее объемным и продолжительным во времени, именно в его рамках осуществляется процесс управления затратами предприятия. Информация, получаемая в нем, должна служить отправной точкой при решении остальных задач. На данный блок приходится наибольший объем затрат труда и времени сотрудников, осуществляющих процесс управления затратами, так как, в отличие от задач второго и третьего блоков, управление затратами должно осуществляться непрерывно. Поэтому автор считает, что в основу группировки должна быть положена связь затрат с местами их возникновения - центрами затрат. Необходимость регулирования затрат и конечных финансовых результатов на основе оценочных показателей продиктована выделением центров финансовой ответственности, которая лежит на руководителях структурных подразделений предприятия. Управление по центрам ответственности является одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное управление. В рамках такой подсистемы можно оценить вклад каждого подразделения в конечные результаты деятельности предприятия, децентрализовать управление затратами, а также

следить за формированием этих затрат на всех уровнях управления, что в целом существенно повышает экономическую эффективность хозяйствования.

Ключевые точки

Под центром финансовой ответственности (ЦФО) понимаются основные цеха или структурные подразделения, осуществляющие операции, конечная цель которых -оптимизация прибыли. Кроме того, ЦФО отвечают перед вышестоящим руководством за реализацию поставленных целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов. Цель системы управления по ЦФО состоит в повышении эффективности управления подразделениями предприятия на основе обобщения данных о затратах и результатах деятельности каждого центра ответственности с тем, чтобы воз-

Ключевые слова:

управление затратами, финансовая структура, центр финансовой ответственности, центр затрат, центр дохода, ассортиментная политика, управленческое решение

Keywords:

cost management, financial structure, center of the financial responsibility, cost center, income center, assortment policy, management decision

никающие отклонения можно было отнести на конкретного руководителя. Главный принцип управления по ЦФО - центр ответственности отвечает только за те показатели (затраты и/или выручку), на которые должны и могут влиять его руководители в течение определенного периода.

Необходимо отметить, что финансовая структура предприятия - это иерархическая система ЦФО (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными подразделениями, выступающими в качестве объектов управленческого учета (1). Правильно построенная финансовая структура позволяет увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться и, скорее всего, перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за расходами и доходами.

Алгоритм управления по центрам ответственности

На основании изложенного предлагается к практическому приме.. .центр финансовой ответственности отвечает только за те показатели, на которые должны и могут влиять его руководители в течение определенного периода

нению определенный порядок разработки эффективной системы управления по ЦФО. Разработанный алгоритм включает в себя 11 этапов, позволяющих последовательно сформировать центры финансовой ответственности, определить сферу их полномочий и в результате добиться эффективного функционирования данной системы на предприятии.

1. Определение основных направлений хозяйственной деятельности, типа организационной структуры предприятия.

2. Изучение производственной деятельности предприятия, выделение центров технологической ответственности.

3. Распределение основных направлений хозяйственной деятельности по структурным подразделениям, определение вспомогательных структурных подразделений, не производящих основную продукцию.

4. Анализ подконтрольности затрат, выручки, прибыли, инвестиций по структурным подразделениям, определение контролируемых статей.

5. Выделение ЦФО и определение их статуса.

6. Определение регламента взаимодействия по горизонтали (между ЦФО), а также по вертикали (между верхним звеном и отдельными ЦФО).

7. Создание перечня планов и отчетов, составляемых каждым ЦФО.

8. Определение показателей оценки эффективности работы ЦФО.

9. Разработка внутренних положений, регламентирующих права и обязанности ЦФО.

10. Утверждение лимита расхода каждого ЦФО на выпуск опреде-

ленной продукции. Соответственно, при изменении объемов производства пропорционально изменяется утвержденный лимит. 11. Разработка системы мотивации ЦФО, ориентированной на соблюдение утвержденного лимита расхода.

Ассортимент выпускаемой продукции

В рамках второго блока предусматривается решение вопросов, связанных с ассортиментом выпускаемой продукции, оценкой рентабельности отдельных ее видов, определением приемлемых для предприятия цен на продукцию. Соответственно, в основу группировки затрат положена связь с отдельными ее видами. Отличительной чертой этого блока является то, что управленец на данном этапе опирается на уже имевшие место затраты. Поэтому он может использовать информацию, полученную в процессе решения задач первого блока. В основу предлагаемой системы управления также должно быть положено формирование оптимальной производственной программы с учетом специфических особенностей, присущих предприятиям отрасли, и ее использование. Сама по себе задача нахождения оптимальной производственной программы очень важна при управлении затратами, так как именно план производства определяет в дальнейшем величину необходимых для его выполнения затрат. Если на предприятии производится несколько видов продукции, то важно также решить задачу, связанную с планированием ассор-

правильно построенная финансовая структура позволяет увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться и перераспределяться прибыль

тимента, то есть структуры выпуска продукции.

При разработке плана производства (формирования ассортиментной политики) и реализации продукции предприятию следует учитывать возможные цены реализации, а также соотношения между постоянными и переменными затратами, приходящимися на единицу продукции. От их размеров резко меняется точка безубыточности, а это предполагает обоснованный выбор лучшего варианта управленческого решения.

Для того чтобы принять необходимое решение, менеджеры должны уметь управлять ассортиментом для выбора лучшего варианта производства (продаж). Это достигается на основе комплексного подхода, предполагающего использование как традиционных для практики отечественных предприятий подходов к управлению затратами, так и применяемых за рубежом.

чтобы принять

необходимое решение,

менеджеры должны уметь

управлять ассортиментом

для выбора лучшего

варианта производства

Принятие оптимальных управленческих решений

Третьим блоком вопросов, которые приходится решать предприятию в своей хозяйственной деятельности, является оценка различных альтернативных вариантов действий и выбор оптимального. В рамках этого направления компании необходимо решать как незначительные вопросы, связанные с повседневной деятельностью, так и крупные -такие, как, например, оценка различных вариантов инвестиционных проектов.

Но во всех этих случаях подход к решению имеющейся задачи должен быть один: оценка соотно-

шения затрат и результатов, которые могут наступить в результате того или иного варианта действий. Соответственно и затраты должны учитываться по степени связи с оцениваемым вариантом, то есть в зависимости от их поведения при реализации выбранной альтернативы. В заключение подчеркнем, что основной объем работ в процессе управления связан с осуществлением контрольных функций, главные цели которых - оценка выполнения намеченной производственной программы, выявление отклонений от нее и установление причин этих отклонений. Это позволяет выработать на основании полученной информации мероприятия, необходимые для приведения процесса в требуемое состояние.

Литература

1. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаю-нов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 400 с.

Alekseeva N.S.

Applicant, Kemerovo Institute of Food Science and Technology, Deputy General Director of Finance «Spirtovoy Kombinat» OJSC

Organizational and methodological foundations for the cost management system

Abstract

Effectiveness of an enterprise largely depends on the right management strategy, the economic potential of the enterprise, and competitiveness of its products, as well as the costs level. For modern companies with limited resources in a competitive environment it is important to organize a multifactor process of cost management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.