Научная статья на тему 'Организационно-методические основы проведения экскурсий на предприятия города для студентов университета'

Организационно-методические основы проведения экскурсий на предприятия города для студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленская Ольга Витальевна

Научный руководитель к. т. н., доцент Н.Н. Горлушкина. В настоящее время проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений является актуальной, и для вуза важно обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. Начинать следует все же со студентов. Одним из возможных решений этой проблемы может стать организация экскурсий на предприятия города, позволяющая расширить кругозор студентов относительно деятельности предприятий и условий труда на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленская Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические основы проведения экскурсий на предприятия города для студентов университета»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

УНИВЕРСИТЕТА

О.В. Зеленская Научный руководитель - к.т.н., доцент Н.Н. Горлушкина

В настоящее время проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений является актуальной, и для вуза важно обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. Начинать следует все же со студентов. Одним из возможных решений этой проблемы может стать организация экскурсий на предприятия города, позволяющая расширить кругозор студентов относительно деятельности предприятий и условий труда на них.

Тема конкурентоспособности выпускников сейчас особенно актуальна. Очень пристальное внимание со стороны правительства уделяется социальной адаптации студентов и выпускников к современному рынку труда. По окончании вуза подавляющее большинство выпускников не подготовлено к конкуренции на рынке труда. Возникает необходимость проводить мероприятия, направленные на знакомство студентов университета с условиями их будущей профессиональной деятельности, уровнем зарплаты. Профессиональное обучение должно обеспечивать общество не просто работниками, а конкурентоспособными и профессионально мобильными работниками.

Целью настоящей работы является исследование процесса организации экскурсий на предприятия города в рамках прохождения практик студентами университета.

Проблема молодежной занятости как важнейшего элемента социальной стабильности и экономической эффективности функционирования общества особенно остро стоит в период перехода к рыночным отношениям. В условиях экономического кризиса и перехода на рыночные отношения сокращается бюджетное финансирование вузов, отменено обязательное государственное распределение, а вместе с ним и статус молодого специалиста. Все это заставляет молодых людей более взвешенно относиться к выбору вуза, а сами вузы с учетом этого вынуждены вести деятельность по перестройке образования с учетом запросов рыночной экономики.

Исследование положения выпускников вузов дает возможность представить обзор трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам на рынке труда. Недостатки в системе воспроизводства трудового потенциала, противоречивый характер социально-экономических реформ отрицательно сказываются на положении выпускников высшей школы.

Печальный вывод из вышеизложенного: прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника отсутствует. Покидая вуз, выпускник оказывается социально незащищенным. Вопрос перспективы трудоустройства не решен в силу того, что в практике обеспечения занятости молодежи технологии трудоустройства устарели, и большинство учащихся полагаются на помощь родителей, друзей, знакомых в решении этого вопроса.

Обучение профессиональной деятельности и степень готовности молодого специалиста к работе следует рассматривать в связи с жизненными планами, социальными ориентациями, диспозициями личности, что, в свою очередь, позволит решить вопрос о качестве обучения студентов, качестве производственной деятельности молодых специалистов. В целях снижения адаптационного периода следует определить факторы успеха профессиональной деятельности студента, слагаемые его профессионализма в условиях рынка труда еще во время обучения.

Активная социальная адаптация и трудоустройство молодежи всегда решались через взаимодействие системы профессионального образования, обеспечивающей готовность молодежи осуществлять профессиональную деятельность и потребностями народного хозяйства в молодых специалистах. В период реформ отраслевые связи были

разрушены, а механизм, отвечающий современным требованиям ситуации и обеспечивающий оптимальное взаимодействие системы профессионального образования с народным хозяйством, на сегодняшний день отсутствует. Резко увеличилось количество безработных, почти полностью разрушились существовавшие между образовательными учреждениями и предприятиями учебно-производственные связи, а также система трудоустройства молодых специалистов.

В сложившейся ситуации система профессионального образования призвана найти способы преодоления кризиса, осуществить профессиональную адаптацию молодежи к новым жизненным условиям, повысить их профессиональную мобильность и уверенность на рынке труда.

В настоящее время, как и во времена существования системы распределения молодых специалистов, экскурсии на предприятиях проводятся в рамках ознакомительных, производственных или преддипломных практик по специальности. Студенту в этих довольно узких рамках трудно составить адекватное представление об условиях работы на предприятии в целом, не с чем сопоставить. Между тем, сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу.

Рынок труда условно можно разделить на две части. Первая - это профессии, которые обслуживают отношения частной собственности. Другая часть - это профессии, обслуживающие государственную собственность. Можно с уверенностью сказать, что профессии рыночного типа, объективно обусловленные развитием отношений института частной собственности, в ближайшие десятилетия будут пользоваться повышенным спросом на рынке труда.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Запланированная молодым человеком жизненная и профессиональная перспектива является мощным стимулом самопознания, самовоспитания, самореализации, самоконтроля. Особенностью формирования профессионального самоопределения студентов является непрерывность процесса формирования профессионального самоопределения в системе «школа-вуз», неуверенность молодежи в возможности работать по приобретенной профессии, существование у студентов нескольких профессиональных планов, необходимость рассмотрения жизненных перспектив студентов в соотношении с получаемым образованием.

Целенаправленная помощь молодому человеку сделать обоснованный выбор будущей профессии обеспечивается содержанием образования, формами и методами обучения, что ориентирует личность на развитие творческого потенциала, выбор профессии.

Таким образом, воспитание социальной активности, целенаправленная профори-ентиационная работа, экскурсии, проводимые на предприятиях города, расширяют спектр возможных сфер деятельности выпускника.

Сформировался новый тип студенческой молодежи, которая предъявляет к высшему образованию высокие требования, рассматривает его в качестве гаранта своей

профессиональной деятельности, но при этом сама проявляет в выборе жизненного пути социальную активность.

Рынок труда требует, чтобы при подготовке специалистов у них формировались не только профессиональные качества, но также личностные качества, как коммуникативность, способность к самообразованию, широта интересов.

Из повседневного опыта известно, что основным средством достижения и поддержания желательного (или приемлемого) для каждого конкретного человека уровня жизни, его потенциальных возможностей, достижения самостоятельности поведения и адаптируемости к реальным социально-экономическим условиям является профессиональная деятельность человека. Необходимым условием ее успешности является наличие у человека соответствующего образования, точнее, профессионального образования. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации по определенной специальности. В связи с этим принципиально по-новому встает проблема подготовки специалистов, обеспечение кадровой поддержки службы занятости населения. И то, и другое требует новых решений.

Таким образом, готовность к профессиональной деятельности - психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечено, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Оно должно обеспечивать самоопределение личности, создавать условия для ее самореализации, способствовать повышению уровня общей и профессиональной культуры обучающихся, формировать у них современное представление о мире, содействовать вхождению подрастающего поколения в жизнь общества, нацеливать его на ее совершенствование.

Структура высшего профессионального образования определяется Перечнем направлений и специальностей. По каждому направлению и по каждой специальности разработан государственный образовательный стандарт. По своей структуре и содержанию образовательный инвариант основной образовательной программы имеет междисциплинарный характер. В него входят гуманитарные, экономические, психолого-педагогические, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, которые и образуют фундамент высшего образования. Фундаментальность образования позволяет исключить наметившееся несоответствие направлений и специальностей высшего профессионального образования по отношению к структуре складывающегося рынка труда и переходной экономики.

Освоение программ этой категории значительно расширяет сферу деятельности выпускника вуза, выводя ее за рамки традиционной профессиональной занятости, присущей данному специалисту. Освоение таких программ углубляет профессиональные знания выпускников, расширяя их квалификационные возможности в рамках основной специальности. Их следует создавать, исходя из внутренней логики развития системы образования, а также на основе маркетинговых исследований тенденций развития рынка интеллектуального труда. В качестве перспективных направлений дополнительного профессионального образования студентов можно рассматривать:

• формирование дополнительных умений и навыков, расширяющих функциональные возможности выпускника в профессиональной области, соответствующей основной образовательной программе;

• расширение профессиональной сферы при использовании умений и навыков, получаемых в ходе освоения основной образовательной программы;

• расширение профессиональной области при освоении умений и навыков, выходящих за рамки основных образовательных программ.

Методика проведения производственной практики заключается в следующем. Руководство некоторых кафедр относится к организации производственной практики формально. Но, как правило, молодые ученые предъявляют к высшему профессиональному образованию высокие требования, рассматривая его в качестве гаранта своей профессиональной деятельности.

Для решения проблемы организации педагогической практики предложена следующая схема.

В октябре 2006 года была организована экскурсия в «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова» для студентов университета. После анкетирования студентов, участвовавших в экскурсии, частично подтвердилась первоначальная версия о том, что только при реальном общении с работодателями может возникнуть желание работать на предприятии. Многие студенты выразили желание впоследствии проходить практику и остаться работать на предприятии. Многих затронуло тяжелое положение отечественной промышленности, по этому поводу были высказаны однозначные мнения. Что порадовало больше всего - это предложения, исходящие от самих студентов по поводу проведения экскурсий на интересные для них предприятия города. Более того, во время проведения ярмарки вакансий в университете 9 человек из числа студентов, побывавших на экскурсии, самостоятельно выбрали предприятие для прохождения производственной практики. Планируется повторная экскурсия на предприятие «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова», так как всем желающим не удалось попасть в состав экскурсии.

Важным является размещение материалов о предприятиях города в Университетской газете. Выделена постоянная рубрика, в которой печатаются материалы в помощь студентам о предприятиях города, предоставляющих временную или частичную занятость, дающих возможность прохождения практики по специальности. Также планируется знакомить студентов с условиями труда на предприятиях, возможностях карьерного роста и повышения квалификации.

Часть студентов проявляет свою активность в областях и сферах деятельности, отличных от тех направлений, которые предлагает отдел по внеучебной работе со студентами. При проведении экскурсии в НИИЭФА им. Ефремова выявилась активная группа студентов. Таким образом, организация и проведение подобных мероприятий можно рассматривать как дополнительный способ выявления социально активных студентов.

И такие мероприятия, как экскурсии, возможность непосредственного общения с работодателями, беседы о карьере, обмен опытом с выпускниками способствуют более гармоничному внедрению во внешнюю среду, отличную от образовательной среды университета. Со временем все выпускники должны пройти адаптацию к новым условиям жизни, социальной активности, к рынку труда.

Впоследствии при выявлении активных групп с различной направленностью можно существенно расширить мероприятия, направленные на социальную адаптацию студентов и выпускников вуза к рынку труда, повысить число студентов и выпускников, способных менее болезненно пройти адаптацию к послевузовскому периоду и к рынку труда, определить необходимые направления работы.

Работодатель, организовывая прохождение практики, а может быть, и только экскурсии, имеет возможность выбрать будущих сотрудников, привлечь молодые кадры к работе на предприятии. Студенты еще во время обучения будут четко осознавать, что они сами могут выбирать работу на предприятии. Так как существует практика работы предприятий с дипломниками, когда студенты пишут свои выпускные работы на предприятиях, то подобная перспектива также может стать решающим аргументом в пользу взаимодействия предприятий и вуза.

Задача университета - не столько воспитать, сколько направить студента, помочь адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни, подготовить к принятию самостоятельных решений, проявлению творческой инициативы, стремлению к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Возникает необходимость при получении профессионального образования направлять интересы студента не только на получение специальности, но и вырабатывать у них творческий подход к своей дальнейшей деятельности, ориентировать их на социальную и профессиональную мобильность, на умение применять полученные профессиональные навыки в различных направлениях общественной и социальной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость кафедрам, факультетам и вузам проводить работу со своими студентами, направленную на то, чтобы выработать более широкое осознание получаемых знаний, профессиональных навыков и умение приложить их на практике.

На сегодняшний день существует разрыв, оторванность от реалий жизни. Студенты учатся и при этом не всегда понимают, где они могут работать. В процессе обучения необходимо дать целостное представление о своей будущей специальности и возможностях, которые открываются при овладении данными профессиональными навыками, создать условия для развития полноценной и духовно богатой личности, а самое главное - самостоятельно мыслящей. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливой - такова подлинная цель и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам. В этом плане стратегические цели образования вернее определить как социально-личностные, ориентированные на гармоническое сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей, с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных - с другой.

Наряду с ведущими традиционными функциями - образовательной, воспитывающей и развивающей - образованию и его институтам приходится все более полно брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, выполнять роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития.

Стоит отметить, что изменилось не столько само содержание целей (ориентиров) образования, сколько их иерархия, соподчиненность. Это очень четко отражено в ст. 14 Закона «Об образовании». Ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализации личности и уже далее - задача развития гражданского общества, укрепления и совершенствования правового государства.

Утверждается подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала, способного обеспечить формирование у обучающихся адекватной научной картины мира, гражданского сознания, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми (ст.14 Закона «Об образовании»).

В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития.

Суть решения проблемы выбора профессии опирается на долговременную программу совместных действий в профессиональной сфере, направленных на проведение

в соответствие интересов личности интересам общества. Эта программа должна охватывать максимально возможный по длительности срок, давая при этом свободу выбора, согласованную с общественными обязательствами. Задача современной высшей школы состоит не в том, чтобы дать профессию одну и на всю жизнь, а в том, чтобы обеспечить условия для профессионального самоопределения личности на всех этапах ее жизненного и профессионального пути.

Повышение профессиональной мобильности выпускников высшей школы через систему организации экскурсий на предприятия города с целью ознакомления является востребованным и своевременным. Такая форма взаимодействия вызывает положительные отзывы и со стороны работодателей и со стороны студентов.

В последнее время значительно активизировалась работа предприятий и фирм, направленная на непосредственный контакт с вузом с целью привлечения молодых специалистов к своей деятельности. Руководство предприятий и частных компаний готово предоставить студентам возможность посещения производства. Работодатели готовы к сотрудничеству в этой сфере.

Обеспечение профессиональной мобильности выпускников вузов является в современных условиях одной из основных задач системы высшего профессионального образования. Профессиональное образование любого уровня призвано обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации по определенной специальности.

Литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.