Научная статья на тему 'Организационно-методическая работа как механизм управления в дерматовенерологии'

Организационно-методическая работа как механизм управления в дерматовенерологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC HEALTH / ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / DERMATOLOGICAL CARE / ОБСЛЕДОВАНИЕ / SURVEY / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / REGULATORY FRAMEWORK / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калининская Алефтина Александровна, Перцевая Ирина Валерьевна, Люцко Василий Васильевич

Цель исследования. Научное обоснование путей совершенствования организационно-методической работы в дерматовенерологической помощи путем механизма реализации управленческих решений. Материалы и методы. Статистический, социологический методы с использованием данных форм федерального статистического наблюдения по Самарской области и опроса руководителей медицинских организаций. Результаты. Опрос среди организаторов здравоохранения по организации дерматовенерологической помощи показал, что до 98,0% из них считает необходимым проведение противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях различных форм собственности. Вопросы контроля деятельности негосударственных медицинских структур, оказывающих дерматовенерологическую помощь больным с социально-значимыми заболеваниями, остаются нерешенными из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой базы и методологически обоснованных путей ее реализации на региональном уровне. До 88,0% организаторов здравоохранения отметили необходимость разработки федерального закона о частном здравоохранении, 63,3% необходимость включения оценки качества дерматовенерологической помощи на всех этапах ее оказания. До 73,3% опрошенных считают необходимым введение единых критериев оценки работы медицинских организаций всех форм собственности, что может послужить механизмом управления их деятельностью. Заключение. Организационно-методическая работа в дерматовенерологии должна базироваться на основе единых алгоритмов и преемственности в работе для кожно-венерологических учреждений всех форм собственности, что позволит повысить качество профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калининская Алефтина Александровна, Перцевая Ирина Валерьевна, Люцко Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическая работа как механизм управления в дерматовенерологии»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ В ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ

А.А. Калининская1, И.В. Перцевая2, В.В. Люцко1

1 ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

2 ГУЗ «Самарская областная клиническая больница № 2», г. Самара

Цель исследования. Научное обоснование путей совершенствования организационно-методической работы в дерматовенерологической помощи путем механизма реализации управленческих решений. Материалы и методы. Статистический, социологический методы с использованием данных форм федерального статистического наблюдения по Самарской области и опроса руководителей медицинских организаций.

Результаты. Опрос среди организаторов здравоохранения по организации дерматовенерологической помощи показал, что до 98,0% из них считает необходимым проведение противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях различных форм собственности. Вопросы контроля деятельности негосударственных медицинских структур, оказывающих дерматовенерологическую помощь больным с социально-значимыми заболеваниями, остаются нерешенными из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой базы и методологически обоснованных путей ее реализации на региональном уровне. До 88,0% организаторов здравоохранения отметили необходимость разработки федерального закона о частном здравоохранении, 63,3% — необходимость включения оценки качества дерматовенерологической помощи на всех этапах ее оказания. До 73,3% опрошенных считают необходимым введение единых критериев оценки работы медицинских организаций всех форм собственности, что может послужить механизмом управления их деятельностью. Заключение. Организационно-методическая работа в дерматовенерологии должна базироваться на основе единых алгоритмов и преемственности в работе для кожно-венерологических учреждений всех форм собственности, что позволит повысить качество профилактической работы.

Ключевые слова: здравоохранение, дерматологическая помощь, обследование, профилактика, нормативная база, механизм управления

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL WORK AS THE MECHANISM OF MANAGEMENT IN DERMATOLOGY AND VENEREOLOGY

A.A. Kalininskaya1, I.V. Percevaya2, Lutsko1

1 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, Moscow

2 Samara Regional Clinical Hospital No. 2, Samara

Aim of the study. Scientific substantiation of ways to improve organizational and methodological work as a management mechanism in dermatoven-erology.

Material and methods. Statistical, sociological methods using these forms offederal statistical observation in the Samara region and a survey of heads of medical organizations.

Conclusions. A survey among healthcare professionals on the organization of dermatological care showed that to 98.0% of them considers it necessary to conduct anti-epidemic measures in the medical organizations of various forms of ownership. The questions of control of activities of private health providers of dermatological care to patients with socially significant diseases, remain unsolved due to the lack of the necessary legal framework and methodologically sound ways of its implementation at the regional level. To 88.0% health care providers noted the need for a Federal law on private health care, to 63.3% — the need to include evaluation of the quality of dermatological care at all stages of its rendering. To 73.3% of respondents consider it necessary to introduce common criteria for the assessment of healthcare organizations of all forms of ownership that provide healthcare as a mechanism to control their activities.

Keywords: public health, dermatological care, survey, prevention, regulatory framework, management mechanism

Неблагополучная ситуация по социально значимым заболеваниям, в том числе по инфекциям, передаваемым половым путем [1], свидетельствует о необходимости совершенствования управленческих решений и кадрового обеспечения [2—4]. Низким остается уровень информированности населения о профилактике инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), на фоне роста наркомании, ВИЧ-инфекции [5—10]. В то же время известно, что социально значимые заболевания чаще распространяются среди лиц с девиантным поведением.

В этой связи первоочередными задачами являются повышение организационно-методической работы в дерматовенерологии и реорганизация организационно-методической в соответствии с основными стратегическими направлениями развития отрасли [11—13].

Цель исследования: научное обоснование путей совершенствования организационно-методической работы в дерматовенерологической помощи путем механизма реализации управленческих решений.

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

С помощью социологического опроса изучено мнение организаторов здравоохранения Самарской области о механизме реализации управленческих решений в медицинских организациях независимо от формы собственности. Проведен анализ данных форм федерального статистического наблюдения по Самарской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Для улучшения качества оказания дерматовенерологической помощи и противоэпидемической работы на региональном уровне большинство опрошенных считали необходимым разработку организационных и методических мероприятий по взаимодействию с специалистами других профилей, преемственности и коор -динации деятельности учреждений всех форм собственности при оказании специализированной помощи населению.

В современных условиях организационно-методическая работа (ОМР) представляет собой систему мероприятий, направленных на реализацию декларированной Концепцией развития

здравоохранения в условиях существующего правового пространства и системы финансирования. В дерматовенерологии ОМР как механизм реализации управленческих решений должна включать следующие составляющие: организационную и методическую работу, статистический учет, аналитическую, координирующую и обучающую деятельность, обеспечение информацией, маркетинг (изучение рынка услуг, оценка конку -рентных позиций учреждения на рынке, позиционирование, работа с партнерами и контактными аудиториями), подготовку управленческих решений.

Механизм подготовки управленческих решений должен выстраиваться на основе контроля качества медицинских услуг. Ведомственный контроль качества в государственных медицинских организациях в Самарской области осуществляется под руководством Министерства здравоохранения Самарской области и включает информацию о качестве и уровнях диагностического, лечебного, реабилитационного процессах; о наиболее значимых дефектах на всех этапах оказания медицинской помощи; определение ко -нечных результатов деятельности отдельных работников, подразделений медицинских организаций в целом.

ОМР в дерматовенерологии в Самарской области организована в соответствии с четко сформулированной стратегией развития здравоохранения, включая долгосрочные и краткосрочные цели, и основывается на нормативно-правовой базе, однозначности трактовки законов, методическом обеспечении (стандарты диагностики, лечения, диспансерное наблюдения, контроля, стандарты медицинской и учетно-отчетной документации для медицинских организаций всех форм собственности). Важная роль отводится ко -ординации деятельности учреждений всех форм собственности.

Следует отметить, что в сложившихся условиях не эффективно существование организационно-методического отдела областного кожно -венерологического диспансера (КВД) как статистического центра. Требуется усиление степени участия и влияния ОМР на управление качеством оказания дерматовенерологической помощи на подготовку управленческих решений на уровне главного внештатного специалиста и регионального органа здравоохранения.

В настоящее время на сохранение благополучной эпидемиологической ситуации в регионе направлена, прежде всего, деятельность государственных медицинских учреждений, оказывающих дерматовенерологическую помощь. С целью управления эпидемиологической ситуацией, качеством оказания помощи при социально-значимых заболеваниях необходима разработка новых алгоритмов конструктивного взаимодействия государственных медицинских организаций и негосударственных медицинских структур.

Одним из ключевых механизмов такого взаимодействия является ОМР с негосударственными медицинскими организациями и учреждениями, оказывающими дерматовенерологическую помощь, с приоритетом государственных структур, отвечающих за эпидемиологическую ситуацию в регионе.

В ходе нашего исследования было выявлено, что негосударственные медицинские учреждения и организации неохотно взаимодействуют с государственными медицинскими организациями, расценивая такое сотрудничество как скрытую попытку вмешательства в их деятельность, выяснение коммерческой информации об объемах работ и доходах.

Нормативно-правовой базой для отработки алгоритма ОМР с негосударственными медицинскими учреждениями послужил Закон Самарской области о частной медицинской деятельности в Самарской области, который был принят Самарской Губернской Думой 25.01.2000 г. [14].

Равные возможности государственных и негосударственных медицинских организаций при оказании помощи больным с социально-значимыми заболеваниями подразумевают равную ответственность за соблюдения стандартов диагностики и лечения, достоверную регистрацию ИППП, проведение противоэпидемических мероприятий в полном объеме.

Предоставление равных возможностей государственным и негосударственным медицинским организациям при оказании помощи больным с социально-значимыми заболеваниями должно подкрепляться:

— едиными алгоритмами контроля обеспечения качества всех составляющих дерматовенерологической помощи (лабораторной, клинической, противоэпидемической, статистической);

— алгоритмами передачи пациента из учреждения одной формы собственности в учреждение другой формы собственности на всех этапах оказания дерматовенерологической помощи;

— равными возможностями использования единых региональных информационных баз пациентов с ИППП для медицинских организаций всех форм собственности.

Управление качеством в дерматовенерологии следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, призванную обеспечить лидерство государственных дерматовенерологических учреждений в оказании услуг пациентам с социально-значимой патологией в условиях возрастающей конкуренции.

В условиях возрастающей конкуренции деятельность государственных дерматовенерологических учреждений требует перехода на принципы маркетинга в управлении и предусматривает переориентацию управленческих функций с технологических задач на задачи реализации услуг. В условиях перераспределения объемов работ на современном рынке дерматовенерологических услуг для поддержания конкурентоспособности государственных медицинских учреждений главным направлением становится работа по созданию системы управления качеством оказания дерматологической помощи.

В процессе развития представлений о качестве дерматовенерологической помощи выделяются этапы, включающие контроль качества, обеспечение качества, стоимостную оценку качества, управление качеством.

Этап контроля качества предусматривает основную направленность действий на продукт качества, в частности конкретную дерматовенерологическую (в том числе лабораторную) услугу, контроль выполнения основных ее параметров.

На этапе обеспечения качества основная направленность действий на процесс и контроль технологических параметров (во времени) с использованием информационных (статистических) методов контроля и регулирования, обеспечивая тем самым «выживание» медицинского учреждения-производителя услуг.

Этап стоимостной оценки качества, помимо направленности на соблюдение параметров услуг, параметров технологии во времени предусматривает оптимизацию затрат на обеспечение ка-

чества (услуги и технологии), что позволяет производителю услуг быть конкурентоспособным.

Весьма важным на современном этапе является этап управления качеством. Основная направленность этого этапа удовлетворение запросов потребителя, обеспечивая тем самым стратегию лидерства в производстве услуг.

Обеспечение качества дерматовенерологической помощи должно происходить на всех этапах его формирования, а не только на конечных этапах, когда мало что становится возможным изменить. Последовательность и неразрывность уровней и этапов создают обеспечение и управление качеством. Управление качеством сводится к принятию управленческих решений по соблюдению последовательности этапов и их качественному выполнению.

Управление качеством в дерматовенерологии складывается из нескольких составляющих:

— клиническая (взаимодействие пациента с врачом, выполнение медицинских манипуляций, сервис услуг);

— лабораторно-диагностическая;

— противоэпидемическая (профилактические мероприятия),

— информационно-статистическая (регистрация, учет, отчетность, анализ).

Переход к управлению качеством предусматривает создание нового качества услуг, мотивированного появлением новых технологий, подготовку персонала в области оценки качества, мотивацию персонала на повышение качества услуг, правовое и информационное обеспечение системы качества, обеспечение технологического контроля качества, оперативное управление качеством с использованием клинико-организа-ционного аудита.

Клинико-организационный аудит представляет собой регулярный систематический анализ результатов оказания дерматовенерологической помощи путем контроля выполнения утвержденных протоколов (стандартов) ведения больных и организационных алгоритмов. Цикл аудита предусматривает контроль соответствия клинической деятельности утвержденным стандартам, изменение деятельности для улучшения работы. ОМР как механизм управления качеством предусматривает обеспечение качеством каждой составляющей, которая имеет свои особенности.

Организационно-функциональная модель управления качеством дерматовенерологической помощи

Организационно-функциональная модель управления качеством (противоэпидемическая составляющая) представлена на рисунке.

Задачами организационно-методической работы с негосударственными структурами являются:

— оказание на договорной основе организационно-методической помощи негосударственным медицинским учреждениям, оказывающим дерматовенерологическую помощь, по разделам: нормативно-правовая база, методическая база, управление качеством оказания дерматовенерологической помощи, ведение учетной и отчетной документации;

— организация и проведение мониторинга заболеваемости ИППП в негосударственных структурах;

— обеспечение диагностики ИППП у пациентов негосударственных структур в лицензированных лабораториях, которые проходят ежегодный контроль качества и обеспечивают проведение методик диагностики социально-значимых заболеваний.

— проведение организационно-методических мероприятий и профилактической работы в государственных и негосударственных медицинских учреждениях, оказывающих дерматовенерологическую помощь, по единым алгоритмам.

Следует отметить, что приоритетами в ОМР с негосударственными структурами, оказывающими дерматовенерологическую помощь, должны быть:

— соблюдение государственными и негосударственными медицинскими учреждениями стандартов диагностики, лечения, реабилитации пациентов с социально-значимыми заболеваниями;

— организационное взаимодействие и преемственность при ведении пациентов с ИППП между негосударственными и государственными медицинскими структурами;

— для управления эпидемиологической ситуацией важно обеспечить получение достоверной статистической информации и отчетных данных о заболеваемости, предоставляемых частными медицинскими учреждениями;

— использование единых критериев оценки качества оказания дерматовенерологической помощи государственными и негосударственными медицинскими организациями.

Таким образом, для повышения качества профилактической работы, ОМР в дерматовенерологии должна строиться на основе единых алгоритмов и преемственности в работе для кожно-венерологических учреждений всех форм собственности. Организационно-методическая работа является механизмом управления в дерматовенерологической помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова М.А., Полев А.В., Поршина О.В., Гайдаро-ва А.Э. Инфекции, передаваемые половым путем, механизмы их выявления и современный взгляд на профилактику. Росмедпортал. Ком. Научно-практический медицинский журнал. Рубрика Профилактика. Раздел Эпидемиология. Том 3. 2012.

3. Иванова М.А. Воробьев М.В. Учтенная частота распространения токсикоманий и злоупотребления ненаркотическими психоактивными веществами в Российской Федерации за период с 2000 по 2010 гг. // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. 2012; 2: 24. Электронный научный журнал: доступно по: http://vestnik.mednet.ru/con-tent/view/402/30. Ссылка активна на 11.04.2017.

4. Иванова М.А., Павлова Т.М., Воробьев М.В. Эпидемиологическая ситуация по наркомании в Российской Федерации в 2000—2010 гг. Здравоохранение Российской Федерации. 2012; 4: 42—44.

5. Шевченко А.Г. Социально-экономическая эффективность целевых медицинских осмотров по выявлению инфекций, передаваемых половым путем: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. 2008. 25 с.

6. Боброва И.П. Пути совершенствования клинико-экс-пертной работы на уровне территориального здравоохранения: дис. ... канд. мед. наук ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова». Москва, 2004.

7. Голубева А.П., Старикова Т.В., Михайлов Л.А. Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности ле-

чебно-профилактического учреждения: методические рекомендации (Под ред. член-корр. РАМН, проф. В.З. Кучеренко). Качество медицинской помощи. 2003; 3: 26.

8. Голубева А.П., Боброва И.П. Роль клинико-экспертной деятельности в обеспечении населения качественной медико-социальной помощью. Проблемы управления здравоохранением. 2004; 3: 26—29.

9. Боброва И.П. Роль и значение информированного обеспечения данных экспертных оценок в управлении здравоохранением на территориальном уровне. Проблемы управления здравоохранением. 2004; 1: 9.

10. Голубева А.П., Боброва И.П. Экспертная оценка качества лечебно-диагностического процесса. Здравоохранение. 2004; 7: 38.

11. Сон И.М., Иванова М.А., Соколовская Т.А., Матушев-ская Ю.И. Кадровые проблемы дерматовенерологии. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2016; 4: Доступно по: http://health-problem.ru/magazines?text=115. Ссылка активна на 11.04.2017.

12. Иванова М.А., Соколовская Т.А., Одинец А.В. Показатели деятельности врачей-дерматовенерологов в разрезе Федеральных округов Российской Федерации. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2016; 3. Доступно по: http://healthprob-lem.ru/magazines?text=114/. Ссылка активна на 11.04.2017.

13. Кисина В.И. Значение информационно-доказательной медицины для регламентации требований к лечению инфекций, передаваемых половым путем. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2010; 3-4: 23—29.

14. Кисина В.И., Колиева Г.Л., Гущин А.Е., Алмазова А.А., Тюрина И.В., Нерсесян М.Ю. Унификация оказания медицинской помощи больным инфекциями, передаваемыми половым путем. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2013; 11-12: 10—16.

15. Закон Самарской области «О частной медицинской деятельности в Самарской области» от 24.07.2001 г. № 53-ГД, от 03.07.2002 г. № 46-ГД. Доступно по: http://www.lawsrf.ru/region/documents/2242569/. Ссылка активна на 11.04.2017.

Поступила 22.05.2017 Принята к опубликованию 13.06.2017

REFERENCES

1. Ivanova M.A., Polev A.V., Porshina O.V., Gaidarova A.E. Sexually transmitted infections, mechanisms for their detection and a modern view of prevention. Rosmedportal. Com. Scientific and practical medical journal. Rubric Preventive. Section Epidemiology. Volume 3. 2012.

2. Ivanova M.A., Vorobyov M.V. The recorded incidence of substance abuse and abuse of non-narcotic drugs in the Russian Federation for the period from 2000 to 2010. Informational and analytical bulletin. Social aspects of pub-

lic health. 2012; 2: 24. Electronic scientific journal: available for. Available at: http://vestnik.mednet.ru/con-tent/view/402/30. Accessed on 11.04.2017.

3. Ivanova M.A., Pavlova T.M., Vorobiev M.V. The epidemiological situation of drug abuse in the Russian Federation in 2000—2010. Health care of the Russian Federation. 2012; 4: 42—44.

4. Shevchenko A.G. Social and economic effectiveness of targeted medical examinations for the detection of sexually transmitted infections: Author's abstract. Dis... cand. honey. Sciences. 2008. 25 seconds.

5. Bobrova I.P. Ways to improve clinical and expert work at the level of territorial health: dis. ... cand. honey. The Moscow Medical Academy. THEM. Sechenov. Moscow, 2004.

6. Golubeva A.P., Starikova T.V., Mikhailov L.A. Accounting, evaluation and analysis of the clinical and expert activity of the treatment and prophylactic establishment: methodical recommendations (Edited by Corresponding Member of the Russian Academy of Medical Sciences, Prof. V.Z. Kucherenko). Quality of care. 2003; 3: 26.

7. Golubeva A.P., Bobrova I.P. The role of clinical and expert activity in providing the population with quality medical and social assistance. Problems of health management. 2004; 3: 26—29.

8. Bobrova I.P. The role and importance of informed provision of expert evaluation data in health management at the territorial level. Problems of health management. 2004; 1: 9.

9. Golubeva A.P., Bobrova I.P. Expert evaluation of the quality of the treatment and diagnostic process. Health care. 2004; 7: 38.

10. Son I.M., Ivanova M.A., Sokolovskaya T.A., Matush-evskaya Yu.I. Personnel problems of dermatovenerology. Modern problems of health and medical statistics. 2016; 4. Available at: http://healthproblem.ru/magazines?text=115. Accessed on 11.04.2017.

11. Ivanova M.A., Sokolovskaya T.A., Odinets A.V. Indicators of the activity of dermatovenereologists in the context of the Federal Districts of the Russian Federation. Modern problems of health and medical statistics. 2016; 3. Available at: http://healthproblem.ru/magazines?text=114// Accessed on 11.04.2017.

12. Kisina V.I. The importance of evidence-based medicine for regulating the requirements for the treatment of sexually transmitted infections. Problems of standardization in health care. 2010; 3-4: 23-29.

13. Kisina V.I., Kolieva G.L., Gushchin A.E., Almazova A.A., Tyurina I.V., Nersesyan M.Yu. Unification of the provision of medical care for patients with sexually transmitted infections. Problems of standardization in health care. 2013; 11-12: 10—16.

14. Samara Region Law «On Private Medical Activity in the Samara Region» of July 24, 2001 No. 53-GD, dated 03.07.2002, No. 46-GD. Available at: http://www.law-srf.ru/region/documents/2242569/. Accessed on 11.04.2017.

Received 22.05.2017 Accepted 13.06.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Калининская Алефтина Александровна — д-р мед. наук, профессор, зав. отделением организации лечебно-профилактической помощи ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 11. Тел. 618-43-88; 619-38-40. E-mail: akalininskaya@yandex.ru

Перцевая Ирина Валерьевна — канд. мед. наук, заместитель главного врача ГУЗ «Самарская областная клиническая больница № 2», г. Самара, ул. Чапаевская, д. 165. Тел.: (846) 332-48-06. E-mail: ivp.sokb2@mail.ru

Люцко Василий Васильевич — канд. мед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отделения организации и планирования научных исследований помощи ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 11. Тел. 8 (925) 514-44-59. E-mail: vasiliy_l@mail.ru

About the authors:

Kalininskaya Aleftina Alexandrovna — DSc, Professor, Head of the Department of the organization of treatment and preventive care of Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, 11, Dobrolyubova str., Moscow, 127254; Tel. 618-43-88; 619-38-40. E-mail: akalininskaya@yandex.ru.

Pertsevaya Irina Valeryevna — PhD, Deputy Chief Physician at the Samara Regional Clinical Hospital No. 2, Samara, 165, Chapaevskaya St. Tel: (846) 332-48-06. E-mail: ivp.sokb2@mail.ru

Lutsko Vasiliy Vasilyevich — PhD, Associate Professor, Leading Researcher of the Department of Organization and Planning of Scientific Research for Assistance of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, 11, Dobrolyubova str., Moscow, 127254; e-mail: E-mail: vasiliy_l@mail.ru. Tel. 8 (925) 514-44-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.