Научная статья на тему 'Организационно-методическая модель включения осужденных в исправляющее обучение'

Организационно-методическая модель включения осужденных в исправляющее обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / CORRECTION OF CONVICTS / САМООБУЧЕНИЕ И САМОИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / SELF-EDUCATION AND SELF-CORRECTION OF CONVICTS / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / CORRECTIONAL PROGRAMS / КУРСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / COURSES FOR CONVICTS' SOCIAL EDUCATION / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЛЕЗНОЙ АКТИВНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / STIMULATION OF CONVICTS' USEFUL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастушеня Александр Николаевич

Обращается внимание на необходимость развития собственной активности осужденных в исправительном процессе как важнейшего фактора его результативности и резерва организационного совершенствования. Отмечено психолого-педагогическое значение этой активности в позитивном изменении личности, когда осужденный играет в большей мере роль субъекта исправления в отличие от пассивного объекта внешних влияний сотрудников, не испытывая заинтересованность их усваивать. Обосновывается, что такая активность наиболее целесообразна при вовлечении осужденных в прохождение исправительных программ и курсов социального обучения для подготовки к правопослушному образу жизни. При этом основная нагрузка в прохождении таких исправительных программ и обучающих курсов переносится на самих осужденных, что выражается в самостоятельном изучении соответствующих материалов и выполнении заданий с последующей сдачей зачетов. Этот процесс представляет собой исправляющее самообучение осужденных. Сотрудники-воспитатели и психологи должны осуществлять его организационно-методическое обеспечение и консультационное сопровождение. Вовлечение осужденных в такую работу над собой целесообразно строить исключительно на основе позитивного стимулирования в виде применения институтов прогрессивной системы отбывания наказания с учетом результативности освоения указанных программ и курсов. Необходимость прохождения исправительных программ и обучающих курсов каждому осужденному определяется компетентной комиссией исправительного учреждения, исходя из криминогенных дефектов и адаптационных дефицитов личности. Должна осуществляться также комиссионная оценка результативности усвоения таких программ и курсов. Предлагаются содержание исправительных программ и обучающих курсов, организация их прохождения, требуемая методическая база, порядок индивидуальной оценки результативности и правовые основания ее учета при применении замены наказания более мягким или условно-досрочного освобождения. В качестве направления развития полезной активности осужденных в исправительном процессе рассматривается их участие в интеллектуально-творческих, исправительно-коррекционных, культурных и спортивных мероприятиях, требующих личной активности осужденных (в отличие от пассивного присутствия), а также в организационной работе, содействующей самообразованию и культурному саморазвитию осужденных в учреждении. Содержатся конкретные предложения и рекомендации, выработанные на основе организационной и психолого-педагогической оптимизации при обсуждении с экспертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастушеня Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity of development of convicts’ own activity in correctional process as the most significant factor of its effectiveness and potential for organizational improvement is discussed in the article. Psychological and pedagogical meaning of this activity in person’s positive transformation when convicted person plays a role of subject of correction in contrast to passive object of external influence without interest in their learning is stressed. It is grounded that this activity is reasonable when convicts are involved in correctional programs and courses of social education for preparation for low obedient way of life. The main load during these correctional programs and training courses shifts to convicts themselves and this manifests itself in unassisted study of corresponding materials and fulfillment of task with following taking tests. This process is correctional self-education of convicts. Officers-educators and psychologists should realize its methodological-organizational and consulting support. It is reasonable to organize this activity on the basis of positive stimulation in the form of progressive system of serving sentence subject to effectiveness of programs and courses. The necessity of passing these correctional programs and training courses for convict person should be determined by prison’s competent commission based on person’s criminogenic defects and adaptative deficiency. Assessment of programs and courses effectiveness should be done as well. The content of correctional programs and training courses, its organization, necessary methodological base, procedure of assessment of effectiveness and legal foundations for replacement of punishment by more mild or parole are described in the article. Different forms of intellectual-creative, correctional, cultural and sport activities that require convict’s personal activity (in contrast to passive presence) are considered as a direction of development of convicts’ useful activity in correctional process. The other direction of useful convicts’ activity is associated with their participation in organizational work which contributes to self-education and cultural self-development of the latter. Concrete proposals and recommendations that has been developed on the basis of organizational and psychological and pedagogical measures of optimization are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическая модель включения осужденных в исправляющее обучение»

УДК 343.8

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВЛЯЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Реферат: обращается внимание на необходимость развития собственной активности осужденных в исправительном процессе как важнейшего фактора его результативности и резерва организационного совершенствования. Отмечено психолого-педагогическое значение этой активности в позитивном изменении личности, когда осужденный играет в большей мере роль субъекта исправления в отличие от пассивного объекта внешних влияний сотрудников, не испытывая заинтересованность их усваивать. Обосновывается, что такая активность наиболее целесообразна при вовлечении осужденных в прохождение исправительных программ и курсов социального обучения для подготовки к правопослушному образу жизни. При этом основная нагрузка в прохождении таких исправительных программ и обучающих курсов переносится на самих осужденных, что выражается в самостоятельном изучении соответствующих материалов и выполнении заданий с последующей сдачей зачетов. Этот процесс представляет собой исправляющее самообучение осужденных. Сотрудники-воспитатели и психологи должны осуществлять его организационно-методическое обеспечение и консультационное сопровождение. Вовлечение осужденных в такую работу над собой целесообразно строить исключительно на основе позитивного стимули-

© Пастушеня А. Н., 2017

А. Н. Пастушеня

рования в виде применения институтов прогрессивной системы отбывания наказания с учетом результативности освоения указанных программ и курсов. Необходимость прохождения исправительных программ и обучающих курсов каждому осужденному определяется компетентной комиссией исправительного учреждения, исходя из криминогенных дефектов и адаптационных дефицитов личности. Должна осуществляться также комиссионная оценка результативности усвоения таких программ и курсов. Предлагаются содержание исправительных программ и обучающих курсов, организация их прохождения, требуемая методическая база, порядок индивидуальной оценки результативности и правовые основания ее учета при применении замены наказания более мягким или условно-досрочного освобождения. В качестве направления развития полезной активности осужденных в исправительном процессе рассматривается их участие в интеллектуально-творческих, ис-правительно-коррекционных, культурных и спортивных мероприятиях, требующих личной активности осужденных (в отличие от пассивного присутствия), а также в организационной работе, содействующей самообразованию и культурному саморазвитию осужденных в учреждении. Содержатся конкретные предложения и рекомендации, выработанные на основе организационной и психолого-педагогической оптимизации при обсуждении с экспертами.

Ключевые слова: исправление осужденных, самообучение и самоисправление осужденных, исправительные программы, курсы социального обучения осужденных, воспитательные мероприятия, стимулирование полезной активности осужденных.

Повышение результативности исправительного процесса является одной из приоритетных задач в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Конечный результат ее решения оценивается по уровню рецидива преступлений, который дает о себе знать через 2-3 года. Для его снижения необходимо обеспечить качественную и систематическую воспитательную и психокоррекционную работу с каждым осужденным, включение его в обучение, трудовую и иную полезную деятельность.

Классическая модель исправления личности аналогична процессу лечения. Она предусматривает изучение осужденного с выявлением криминогенных и иных дефектов его личности и оказание исправительных влияний по их устранению и формированию готовности к правопослушному образу жизни как системы убеждений, ценностей и норм поведения, антикриминальных установок, трудовых и социальных умений. Комплекс возможных исправительных влияний включает в себя общеобразовательное и профессиональное обучение;обучение по подготовке к самостоятельному жизнеобеспечению и социальному взаимодействию; воспитательные влияния в индивидуальных и групповых формах; психокоррекци-онные мероприятия; наркологическое лечение и профилактику; включение осужденных в трудовую, образовательную, социокультурную и иную полезную

деятельность; поддержание полезных социальных связей и оказание помощи в подготовке к социальной адаптации после освобождения. В этом процессе определяющая роль отводится влияниям на осужденных работников исправительных учреждений. Сотрудники учат, убеждают, вовлекают, оценивают, стимулируют, принуждают осужденных, а они сами в большей мере выступают пассивными субъектами, воспринимающими эти влияния. Их роль в исправительном процессе выражается в посещении воспитательных мероприятий, которые оставляют свой след в зависимости от качества проведения, причем посещение таких мероприятий часто воспринимается осужденными как принудительное и необходимое администрации, а не им самим, что снижет их воспитательный эффект, а иногда вызывает противоположное влияние.

При таком подходе, когда осужденные выступают в роли пассивных вос-питуемых, повысить результативность исправления можно только путем увеличения кадрового состава воспитателей и психологов исправительного учреждения (далее - ИУ), чтобы стало возможным охватить каждого осужденного полноценным изучением и систематическим качественным исправительным воздействием. Однако этот подход весьма затратный и для его успешной реализации определяющее значение имеет уровень квалификации сотрудников-воспитателей и психологов.

Как же повысить эффективность исправительного процесса? Одним из вариантов может выступить развитие личной активности осужденных в исправительном процессе на основе четкой системы ее организации и стимулирования, сопряженной с оценкой личных результатов. В этом случае

осужденный становится субъектом исправления, который работает над собой и заинтересован освоить необходимые для правопослушной жизни умения и нормы поведения, получить профессию, избавиться от зависимостей, обрести навыки правильного общения, обогатить взгляды на жизнь и способности принимать разумные решения, контролировать свои агрессивные импульсы и негативные влечения. При таком подходе изменяется парадигма исправительного процесса и функции сотрудников, обеспечивающих его реализацию, возрастает роль научно-методического обеспечения.

В исправительной (пенитенциарной) педагогике отмечалась необходимость развития собственной активности осужденных в исправительном процессе. В связи с этим речь шла об их самообразовании и самовоспитании (Г П. Байдаков [1], С. А. Ветошкин [2], Э. В. Зауторова [3], В. М. Литвишков [4],

A. В. Пищелко [7], М. П. Стурова [6],

B. Г. Стуканов [9], Н. А. Тюгаева [6]. Специальное монографическое исследование Г. В. Строевой посвящено проблеме самоисправления осужденных [8]. Однако наряду с изложением теоретико-методологических оснований развития самостоятельной активности осужденных в исправительном процессе, представленных указанными авторами, для практики необходима конкретизация организационно-методической модели реализации этого процесса с описанием его содержания, организации и психолого-педагогической технологии. В связи с этим обратимся к рассмотрению такой модели.

Развитие активности осужденных в исправительном процессе возможно в трех направлениях: 1) вовлечение их в самообучение, которое должно нести исправительный эффект; 2) расшире-

ние участия осужденных в общих обучающих, воспитательных, наркопрофилактических, культурно развивающих мероприятиях, предусматривающих высокую личную активность (в отличие от пассивного присутствия); 3) вовлечение их в организацию и проведение таких мероприятий.

Реализация первого направления предусматривает вовлечение осужденных в процесс самообучения и личностного саморазвития, исходя из индивидуальных криминогенных дефектов и адаптационных дефицитов личности. Каждому должно рекомендоваться пройти определенные исправительные программы и обучающие курсы, а лицам, не имеющим специальности, также профессиональное обучение (с присвоением квалификационного разряда). Количество и содержание программ, которые рекомендуется пройти осужденному, определяется с учетом срока наказания, как правило, до наступления возможного применения к нему замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Исправительные программы должны быть ориентированы на избавление от криминогенных дефектов личности, в том числе от алкогольной и наркотической зависимости, а также на развитие личного потенциала для социальной адаптации после освобождения. Обучающие курсы имеют цель формирования умений для самообеспечения, правомерного социального взаимодействия и реализации прав и законных интересов.

Представляется целесообразным установить, что успешное прохождение исправительных программ выступает обязательным условием (основанием) для применения замены наказания более мягким и условно-досрочного освобождения. В качестве исправительных программ могут выступать:

1) базовая исправительная программа (общая для всех осужденных), предусматривающая формирование правильного отношения к наказанию и своему прошлому, понимания своей воли и ответственности в поведении и жизни, необходимости соблюдения режимных требований, работы над собой, усвоения правил культуры в общении и поведении и других свойств сознания, значимых для правомерной нормализации жизни;

2) специальные исправительные программы, которые должны рекомендоваться осужденным в зависимости от совершенных ими преступлений и имеющихся у них криминальных наклонностей. Такие программы целесообразно организовать для лиц:

- совершивших корыстные преступления (формирование негативного отношения к корыстным преступлениям, укрепление антикриминальных ожиданий и барьеров, а также развитие положительных представлений о законном обеспечении своего материального достатка);

- совершивших насильственные преступления (формирование негативного отношения к насильственным действиям, умений самообладания и погашения гнева, личных правил благоразумного взаимодействия и поведения в конфликте);

- уклоняющихся от содержания детей (формирование негативного отношения к родительской безответственности, добропорядочного отношения к детям и мотивации выполнения родительских обязанностей, а также знаний по налаживанию детско-родительских отношений и уходу за детьми);

- нуждающихся в избавлении от алкогольной либо наркотической зависимости или ее профилактики (формирование ценностно-смысловой ос-

новы отказа от алкоголя и наркотиков, развития способности самоконтроля и мотивации трезвой жизни).

Каждому осужденному может рекомендоваться прохождение базовой исправительной программы и при необходимости также специальной исправительной программы и/или наркопрофилактической программы. Лицам, отбывающим длительные сроки наказаний, целесообразно повторно проходить исправительные программы в измененной модификации, предусматривающей в большей мере участие в дискуссионных и саморазвивающих мероприятиях.

Наряду с исправительными программами целесообразно организовывать обучающие курсы по подготовке осужденных к самообеспечению и реализации законных интересов, выбираемые ими по рекомендации сотрудника и собственному желанию. В качестве таких курсов можно предложить следующие: «Планирование личного бюджета и самообеспечение», «Ремонт и благоустройство жилья», «Индивидуальный труд и дополнительный заработок», «Приготовление пищи и рациональное питание», «Культура и психология успешного общения», «Создание благополучия в семейной жизни», «Управление эмоциональным состоянием и обретение душевного равновесия», «Работа с компьютером».

Важное значение имеет рациональная организация прохождения осужденными в ИУ исправительных программ и обучающих курсов. Их реализация в форме групповых занятий, проводимых сотрудниками, практически нереальна, учитывая большое количество осужденных, которых необходимо вовлечь в их прохождение, недостаточность педагогических кадров и помещений для проведения занятий, а также не-

возможность обеспечить регулярное посещение осужденными этих занятий. В связи с этим прохождение исправительных программ и обучающих курсов осужденными должно осуществляться преимущественно при самостоятельной работе по специально подготовленным учебным пособиям и видеоматериалам наряду с периодическим проведением сотрудниками общих занятий в форме тематических лекций, бесед, диспутов. Полезным было бы также внедрение аудиовизуальной методики психорегуляции и коррекции, применение которой представляет собой прослушивание аудиозаписей с визуальной стимуляцией, несущих целевое коррекционное воздействие на фоне релаксации. Опыт использования подобной методики в работе с осужденными был апробирован еще в 80-е годы прошлого столетия А. С. Новоселовой в ИУ Пермской области [5]. Целями ее применения могут быть: снижение нервного напряжения, агрессивности, депрессивно-суицидальных предпосылок, алкогольной и наркотической зависимостей, формирование позитивного Я-образа и мотивации позитивных достижений и др. Осужденные могли бы по рекомендации психолога посещать такие психокоррекционные сеансы, которые возможно проводить в одном помещении с несколькими осужденными и одновременно индивидуально.

Определяющее значение в организации самообучения осужденных должна иметь его итоговая оценка усвоения компетенций в форме комиссионного собеседования-зачета. При этом было бы целесообразно осуществлять видеозапись такого зачета, что позволит в последующем более глубоко анализировать личность осужденного, осуществлять контроль качества проведения этого мероприятия, а также раз-

решать вопросы оспаривания выводов. Осужденные могут проходить собеседование-зачет по мере подготовленности в дни работы комиссии, а также повторно при отсутствии положительного результата. Для добросовестного отношения осужденных к прохождению исправительных программ и обучающих курсов необходимо применение достаточно сильного стимулирования. Так, при переводе на улучшенные условия содержания, применении замены наказания более мягким и условно-досрочного освобождения необходимо учитывать успешность прохождения исправительных и обучающих программ, рекомендованных осужденному. Основываясь на этой идее, целесообразно внести соответствующие дополнения в уголовно-исполнительное законодательство, а также закрепить базовую норму, определяющую организационную основу процесса исправления осужденных, которая может быть сформулирована в следующем виде: «Исправление осужденных должно осуществляться на основе периодической оценки степени их готовности к право-послушному образу жизни с определением задач по ее формированию. Исходя из этой оценки, осужденному рекомендуется профессиональное обучение, прохождение исправительных программ, а также обучающих курсов в целях подготовки к самообеспечению и правомерной реализации законных интересов. Для прохождения осужденными исправительных программ и обучающих курсов осужденные обеспечиваются необходимой литературой, им разрешается пользоваться электронными источниками информации, содержащими литературу, аудио- и видеоматериалы. Порядок использования осужденными электронных источников информации устанавливается Прави-

лами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Внедрение исправительных программ и обучающих курсов требует методического обеспечения. К нему относятся: 1) тематические планы исправительных программ и учебные пособия (брошюры) для самостоятельного изучения осужденными, прошедшие научно-методическую аккредитацию, а также планы обучающих курсов; 2) методические разработки и опорные видеоматериалы для проведения занятий (лекции, семинары, диспуты, тренинги); 3) видеозаписи лекций, бесед, сюжетов и фильмов для организованного или самостоятельного просмотра. В этом комплексе методического обеспечения занятий с осужденными новым видом являются опорные видеоматериалы для проведения тренингов, семинаров и диспутов. Они включают в себя информационные блоки (объяснения в форме видеолекции) и задания на осмысление и обсуждение осужденными определенных вопросов, на принятие правильных решений или выполнение ролевых упражнений. Такие видеоматериалы должны создаваться централизованно научно-методическими коллективами по определенным темам и тиражироваться для повсеместного использования сотрудниками исправительных учреждений, что будет способствовать качественному проведению занятий.

Второе направление развития полезной активности осужденных в исправительном процессе заключается в их заинтересованном вовлечении в воспитательные мероприятия, предусматривающие высокую личную активность. Основная доля таких мероприятий должна проводиться в отрядном звене, поскольку это наиболее удобно организационно.

Формами таких мероприятий могут быть:

1) диспуты, которые могут проводиться в нескольких организационных вариантах:

- в обсуждении поставленного вопроса участвуют все желающие, по результатам которого сотрудником делается обобщение и отмечаются участники, которым начисляются поощрительные баллы (по количеству зачтенных выступлений, их разумности и убедительности);

- определяются основные дискутанты из представителей бригад или из самостоятельно образующихся команд (10-15 человек), и дискуссия проходит с состязанием на убедительность и активность. Остальные присутствующие осужденные могут также высказываться или задавать вопросы. Итоги подводятся по количеству зачтенных выступлений индивидуально и командно;

2) интеллектуальные конкурсы, которые могут проводиться в отрядах, а также в масштабе группы отрядов или учреждения в целом. По истечении сроков подачи материалов на конкурс жюри, в котором должны участвовать и осужденные, предварительно отбирает подходящие для рассмотрения, затем в клубе учреждения проводится мероприятие по их представлению авторами. Окончательные итоги подводятся жюри по завершении этого мероприятия, а также зрительским голосованием или голосованием представителей отрядов в равном количестве. Лучшие материалы конкурсов могут помещаться в печатный или электронный сборник. Интеллектуальные конкурсы могут организовываться по различным номинациям, например:

- конкурс правильного разрешения проблемных жизненных ситуаций («Поступая умно»). Осужденным зара-

нее представляется описание проблемной ситуации, связанной, как правило, с жизнью после освобождения, и предлагается продумать, как можно наиболее правильно поступить, изложив свой вариант действий и общения (или несколько вариантов) с аргументацией;

- конкурс эссе о благополучии в будущем («Счастливым может быть обычный день в жизни»). Он способствует формированию позитивного видения будущего и укрепляет мотивацию стремления к нему;

- конкурс идей и вариантов законного дополнительного заработка и повышения материального достатка;

- конкурс обращения к человеку с убеждением беречь свою свободу, не совершать в жизни ошибок («Послушай, приятель...»). Осужденные, участвующие в конкурсе, готовят обращения, которые они оглашают при проведении заключительного конкурсного мероприятия (или просят огласить ведущего). Участие в нем несет взаимное воздействие, формирующее отрицательное отношение к совершению преступлений;

- конкурс личных принципов (правил, взглядов), которыми следует руководствоваться в основных сферах жизни («Личный устав жизни»). Они должны быть сформулированы так, чтобы оставляли яркое впечатление и побуждали к выполнению (количество таких правил в личном «уставе» можно ограничить, например, до 20);

- конкурс анализа причин совершения людьми (необязательно самим осужденным) преступлений с выводами о том, как избежать этого («Глядя в сущность беды»);

3) конференции по темам, приближенным к тематике исправительных программ. Их целесообразно проводить с участием нескольких отрядов.

Осужденные выступают с собственным видением проблемного вопроса (до 10 минут). Для упорядочения содержания выступлений целесообразно предложить их структуру;

4) культурно-творческие, развлекательные и спортивные мероприятия:

- юморины - осужденные рассказывают юмористические монологи, анекдоты, исполняют ролевые миниатюры, частушки, содержание которых не должно унижать моральные ценности, а высмеивать пороки;

- концерты с номерами различных художественных жанров;

- тематические концерты, посвященные, например, семье, родителям, детям, любви, труду, счастью;

- состязания команд КВН (с воспитательно полезным тематическим содержанием);

- театральные постановки;

- развлекательные командные эстафеты, состязания, игры, соревнования по командным и индивидуальным игровым видам спорта (за исключением силовых видов и единоборств);

5) социально-культурные мероприятия:

- ритуалы досрочного освобождения;

- информационные встречи с представителями государственных органов и учреждений (имеющими отношение к социальной реадаптации), общественных и религиозных организаций, рабочих профессий и других сфер деятельности, бывшими осужденными, наладившими правопослушную жизнь и добившимися благополучия;

- чествование осужденных, признаваемых лучшими рабочими предприятия ИУ.

Третье направление развития полезной активности осужденных в исправительном процессе - участие их в организации и проведении обучающих и саморазвивающих мероприятий. Такое участие можно строить в рамках

работы самодеятельных организаций осужденных или в порядке личных инициатив. В связи с этим целесообразно в отрядах создавать группы (секции, кружки, команды) содействия обучению и саморазвитию, а также организации культурных и спортивных мероприятий.

Группы содействия обучению и саморазвитию могут выполнять следующие виды деятельности:

- участвовать в вовлечении осужденных в образовательные и саморазвивающие программы и мероприятия;

- оказывать помощь осужденным, которым рекомендовано прохождение исправительных программ;

- участвовать в составлении конкурсных заданий, сборе представленных на конкурсы работ, набирать на компьютере рукописные тексты победителей интеллектуальных конкурсов для сборника;

- благоустраивать комнаты самостоятельной учебной работы осужденных и заведовать ими;

- обслуживать электронную библиотеку и видеотеку;

- участвовать в конкурсных жюри;

- ассистировать сотрудникам при проведении обучающих и воспитательных мероприятий.

Осужденные в группах культурной и спортивной работы могут участвовать: в организации культурно-массовых и спортивных мероприятий; создании и организации работы творческих коллективов и спортивных команд; разработке программ и сценариев культурно-массовых мероприятий; ремонте и обслуживании материальной базы и инвентаря культурно-массовой и спортивной работы.

Важное значение для развития активности осужденных в исправительном процессе имеет оперативное стимулирование их участия в интеллектуальных, творческих, культурных и спортивных ме-

роприятиях. Такое стимулирование целесообразно осуществлять путем начисления поощрительных баллов за проявление полезной активности, при наборе определенной суммы которых к осужденному применяется определенная мера поощрения. При наличии материальных возможностей (за счет средств производства или пожертвований организаций) можно вручать призы победителям интеллектуальных конкурсов и других состязательных мероприятий, например, из продуктового ассортимента или предметов первой необходимости. При проведении интеллектуальных мероприятий целесообразно использовать коллективную состязательность между командами бригад отряда (при проведении мероприятия в масштабе отряда) и между командами отрядов.

Список литературы

1. Байдаков Г. П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных : учеб. пособие. М. : ВНИИ МВД СССР, 1991. 71 с.

2. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике : монография. М. : МГСУ «Союз», 2001. 240 с.

3. Зауторова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2009. 440 с.

4. Литвишков В. М., Митькина А. В. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. М., 2004. 399 с.

5. Новоселова А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. М. : Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2001. 224 с.

6. Стурова М. П., Тюгаева Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. Рязань : Академия ФСИН России, 2010. 424 с.

7. Пищелко А. В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных : учеб. пособие. М. : Российское право, 1992. 279 с.

8. Строева Г. В. Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных. М. : Наука, 2014. 536 с.

9. Стуканов В. Г. Исправительная педагогика. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2013. 395 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.