Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежный туризм / молодежь / организационно-институциональные основы молодежного туризма / youth tourism / youth / organizational and institutional foundations of youth tourism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — П.П. Чуваткин, С.А. Горбатов

В статье рассматривается организационно-институциональная система молодежного туризма в европейских странах, основанная на идее «научного молодежного туризма» комплексного подхода, предполагающего создание тесной взаимосвязи между государственными органами и негосударственными структурами и получение наибольшего объема информации от потенциальных потребителей услуг – молодежи. Изучаются основные элементы данной системы, направления реализации молодежной, образовательной и туристской политики. Приводятся организационно-экономические методы регулирования молодежной политикой в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — П.П. Чуваткин, С.А. Горбатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL BASIS OF YOUTH TOURISM IN THE EUROPEAN UNION

The article examines the organizational and institutional system of youth tourism in European countries, based on the idea of "scientific youth tourism" an integrated approach that involves the creation of a close relationship between government agencies and non-government structures and obtaining the greatest amount of information from potential consumers of services youth. The main elements of this system, the directions of the implementation of youth, educational and tourism policies are being studied. The organizational and economic methods of regulation of youth policy in Europe are given.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»

международной специализации производства и быстрого распространения технологий, ростом объемов производства и доходов на душу населения. К отрицательным последствиям относятся увеличение неравенства, между странами, ослабление национального суверенитета и национального государственного регулирования. И положительные и отрицательные моменты глобализации довольно противоречивы. Она приводит к появлению новой неоднородной модели мира. И согласимся ли мы принять эту модель? Зависит только от нашей готовности подстраиваться к переменам и находить новые пути решения проблем, не применяя силу. Ведь на самом деле, в перспективе глобализация экономики - это будущее человечества.

Источники:

1. Григорьев Д.Н. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ/Григорьев Д.Н., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 38-46.

2. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.

3. Липчиу НВ.Корпоративные финансы/ Липчиу Н.В, Герасименко О.А., Юрченко А.А.// Учебное пособие для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Под редакцией Н.В. Липчиу. Москва, 2012.

4. Пелипенко Е.Д. МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА/Пелипенко Е.Д., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 99-103.

5. Тахумова О.В. Экономическая безопасность как фактор устойчивого развития региональной системы/ Тахумова О.В., Коврякова Е.А., Колесник А.В.// Kant. 2018. № 1 (26). С. 229-233.

References:

1. Grigoriev D.N. CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE BUDGETARY DEVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / Grigoriev D.N., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.//In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 38-46.

2. Kolesnik V.S. Efficiency of use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.

3. Lipchiu N.V. Corporate finance / Lipchiu N.V., Gerasimenko O.A., Yurchenko A.A. // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by N.V. ... Lipchiu. Moscow, 2012.

4. Pelipenko E. D. METHODS OF BALANCING THE STATE BUDGET / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.// In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 99-103.

5. Takhumova O. V. Economic security as a factor of sustainable development of the regional system / Takhumova O.V., Kov-ryakova E.A., Kolesnik A.V. // Kant. 2018. No. 1 (26). S. 229-233.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10926

П.П. Чуваткин - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», lares@sochi.com,

P.P. Chuvatkin - doctor of Economics, Chief Researcher, Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences;

С.А. Горбатов - аспирант, младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», Legolas.vk@yan-dex.ru,

S.A. Gorbatov - postgraduate student, Junior Researcher Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL BASIS OF YOUTH TOURISM IN THE EUROPEAN UNION

Аннотация. В статье рассматривается организационно-институциональная система молодежного туризма в европейских странах, основанная на идее «научного молодежного туризма» - комплексного подхода, предполагающего создание тесной взаимосвязи между государственными органами и негосударственными структурами и получение наибольшего объема информации от потенциальных потребителей услуг - молодежи. Изучаются основные элементы данной системы, направления реализации молодежной, образовательной и туристской политики. Приводятся организационно-экономические методы регулирования молодежной политикой в Европе.

Abstract. The article examines the organizational and institutional system of youth tourism in European countries, based on the idea of "scientific youth tourism" - an integrated approach that involves the creation of a close relationship between government agencies and non-government structures and obtaining the greatest amount of information from potential consumers of services - youth. The main elements of this system, the directions of the implementation of youth, educational and tourism policies are being studied. The organizational and economic methods of regulation of youth policy in Europe are given.

Ключевые слова: молодежный туризм, молодежь, организационно-институциональные основы молодежного туризма.

Keywords: youth tourism, youth, organizational and institutional foundations of youth tourism.

Введение

Новый XXI век изменил представления о природе и движущих силах многих процессов и явлений нашей жизни. Туризм был переосмыслен и рассмотрен под новыми, ранее остававшимися без внимания углами. Одним из таких поворотных моментов стало признание без преувеличения ведущей роли молодых людей в успешной реализации концепции устойчивого развития туризма.

Талеб Рифаи (Taleb Rifai), до 2018 года занимавший пост Генерального секретаря Всемирной туристкой организации (UNWTO), указывал на позитивные изменения в сфере туризма благодаря молодежи, а молодежные путешествия назвал «одними из наиболее многообещающих на пути к ответственному и устойчивому туризму» [1, с. 2]. Улисес Ортега (Ulises Ortega), председатель исполнительного комитета Всемирной конфедерации молодежного студенческого и образовательного туризма (WYSE Travel Confederation), заявляет о молодежи как инновационном ресурсе, сочетающем в себе новаторство, высокую технологичность, социальную и экологическую сознательность, а также отмечает выгоду от «раскрытия потенциала молодежи в туризме» [1, c. 3]. В конечном счете, молодежный туризм оценивают не просто как важный сегмент туристского рынка, а как «жизненно важный ресурс для инновации и перемен», поскольку именно молодежь оказывается «на переднем крае таких инноваций» [2, c. 6].

Понимая ту важную роль, которую играет молодежь в развитии туристской отрасли, Европейское сообщество после Второй Мировой войны проводит планомерную политику по созданию эффективной организационно-институциональной системы молодежного туризма, основанную на идеях комплексного межотраслевого подхода и вовлечения всех участников.

Целью работы выступает рассмотрение сущности и анализ основных компонентов организационно-институциональной системы молодежного туризма в Европе, а также выделение основных организационно-институциональных методов регулирования молодежного туризма в Европе.

Анализ

На сегодняшний день центральное место в молодежной политике Европы занимает концепция «научного молодежного туризма».

Научный молодежный туризм - это концепция, заключающаяся в разработке долгосрочных стратегий и программ развития молодежного туризма на территории Европы на основе всей полноты информации как о состоянии организационно-институциональной сферы, так и о социально-экономическом положении молодых людей, их предпочтениях и взглядах. Ее главная цель - максимизировать экономическую и социальную значимость проводимых мероприятий как для государства, так и для молодого поколения. А поскольку молодежный туризм располагается на стыке множества векторов, таких как образование, культура, спорт, а также собственно молодежной и туристской политики, данный подход призван интегрировать в одну большую систему исследования всех указанных направлений и организовать взаимодействие всех институтов. Такая парадигма родилась в начале 2010-ых годов и продолжает улучшаться в наши дни. Основная структура парадигмы представлена на рисунке 1.

I 3

I I

**

Рисунок 1 - Структура парадигмы «научного молодежного туризма» в Европе

Рисунок составлен авторами

Из рисунка 1 можно вывести три главных принципа парадигмы. Во-первых, используется всестороннее исследование требований и критериев к разработке проекта как «сверху», то есть со стороны высших органов управления (на уровне Европы — Совет Европы), так и «снизу», то есть с позиции конечного потребителя — молодежи. Во-вторых, организуется исследование факторов как можно большего количества сфер, затрагиваемых проектом. В-третьих, механизм внедрения и реализации проекта связан с общественными и негосударственными структурами, которые выступают важнейшим инструментом связи между «низом» и «верхом». Получается, что, с одной стороны, для внедрения парадигмы должна иметься определенная организационно-институциональная основа, а с другой стороны, следование парадигме неизбежно приведет к развитию и совершенствованию сложившейся системы.

Реализация парадигмы осуществляется на трех уровнях и в трех направлениях. К уровням относятся наднациональный (национальный), уровень негосударственных структур и уровень взаимодействия первых со вторыми. К направлениям относятся: образование, культура, спорт.

Начиная с 1972 года, Совет Европы выступает главной движущей силой развития молодежной политики и работы с молодежью в Европейском Союзе. Совет Европы продвигает молодежную политику, которая призвана «развивать потенциал молодых людей и вовлекать их в создание демократического, инклюзивного и мирного общества, тем самым «делая молодых европейцев проводниками перемен» [3]. Работа Департамента по делам молодежи Совета Европы организована в соответствии с идеями молодежного туризма о взаимопроникновении и взаимовлиянии интересов государственных и общественных структур по принципу совместного управления и базируется на функционировании четырех структурных единиц: двух комитетов и двух советов.

Структура Департамента по делам молодежи представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Взаимодействие структурных элементов Департамента по делам молодежи Совета Европы

Рисунок составлен авторами

Можно говорить о том, что руководящий комитет учитывает государственные интересы, консультативный совет - личностные интересы молодежи, а программный комитет - общественные интересы. На последнем остановимся подробнее.

В 1972 году в качестве серьезного инструмента реализации молодежной политики был сформирован Европейский молодежный фонд (EYF). Годовой бюджет фонда состоит из обязательных взносов государств-членов и составляет более 3,7 млн. евро. С даты его основания, более 350 000 молодых людей в возрастной категории от 15 до 30 лет получили поддержку на развитие своих проектов, а ежегодно фонд поддерживает до 200 мероприятий на местном, национальном и международном уровнях. Ежегодно из всех грантов Европейского молодежного фонда около 15% непосредственно выделяется на развитие молодежной мобильности. Сюда относятся поощрение студенческих обменов, волонтерские программы, культурные и событийные мероприятия. [4]

Совет Европы ставит перед собой целью развитие культурного и интеллектуального потенциала с помощью проведения эффективной образовательной политики. На сегодняшний день языковая политика Департамента образования продиктована растущими возможностями для путешествий и взаимодействия в Европе и подчеркивает единство последней в разнообразии культурных и этнических форм. Так, платформа ресурсов для многоязычного и межкультурного образования (Platform of resources and references for plurilingual and intercultural education) предназначена для оказания помощи в разработке государствам-членам своих учебных программ таким образом, чтобы учитывать носителей всех языков, присутствующих в образовательном учреждении. В 2006 году был запущен проект «Языки школьного обучения», призванный помочь государствам-членам решить основные проблемы отсева и неуспеваемости в школе по причине плохого знания родного и иностранных языков (более 10% в 2017 году). Ресурсы, разработанные в рамках проекта, и результаты 11 конференций и семинаров, организованных в период с 2007 по 2015 годы, предоставляют широкий набор инструментов для решения про-

блем, связанных с изучением языков. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком (CEFR) являются ключевым инструментом для создания европейского образовательного пространства в области современных языков. Результат более чем двадцатилетних исследований ярко выражен в прозрачной, последовательной и всеобъемлющей основе для разработки языковых программ. Европейский языковой портфель (ELP) представляет собой личный документ, в котором учащиеся могут записывать свои достижения в изучении языка и межкультурный опыт, а также устанавливать цели обучения, связанные с дескрипторами компетенций.

Согласно данным Международного центра педагогических исследований, качество обучения иностранным языкам в Европе значительно увеличилось благодаря введению единой системы оценивания и универсальным программам обучения [5].

В конечном итоге, исследования показывают прямую зависимость между языковой политикой и тенденциями к интенсивной мобильности у молодых людей. Так, например, согласно исследованию Национального центра языков Шотландии, главным мотиватором изучения иностранных языков для молодежи выступает желание проходить обучение в другой стране (29%); второе место по важности заняло желание найти работу в другой стране (25%); желание путешествовать располагается на третьем месте с совсем небольшим отрывом (22%).

Причинно-следственная связь между проводимой политикой Департамента образования и положительными последствиями в сфере молодежного туризма не является одноэлементной, то есть проявляется не сразу, а спустя некоторое время. Фундаментальные основы, заложенные в развитие языкового образования, являются опорой для формирования системных механизмов обучения иностранным языкам в школе и университете при поддержке дополнительных языковых курсов, что в конечном счете сказывается на увеличении качественного и количественного уровня владения иностранными языками молодых людей и приводит к повышению мобильности молодежи. Иными словами, заложенные Советом Европы правовые и институциональные идеи проходят три этапа трансформации (наднациональный, общественный и личностный), прежде чем обеспечить положительный эффект в сфере молодежного туризма.

Молодежная стратегия Европейского Союза была принята 26 ноября 2018 года и заложила основы молодежной политики на 2019-2027 годы. Среди меж секторальных областей, которые влияют на жизнь молодых людей, обозначены такие, как образование, самосовершенствование через путешествия и общение. Стратегия предполагает развитие взаимоотношений молодых людей различных стран, усиление межличностного взаимодействия и взаимное проникновение молодежных культур. Негосударственные молодежные организации должны стать главной опорой молодых людей в процессе реализации ими своих интересов, потребностей и желаний, в том числе туристических. С целью недопущения несогласованности в действиях по реализации положений Стратегии и возникновения обособленности мероприятий от интересов и потребностей молодежи была введена специальная должность молодежного координатора, который должен собирать воедино мнения всех заинтересованных сторон.

Деятельность координатора по делам молодежи проиллюстрирована рисунком 3.

Рисунок 3 - Модель институциональных взаимосвязей между наднациональным и общественным уровнями

посредством координатора по делам молодежи

На рисунке 3 представлена упрощенная модель разработки проекта, связанного с молодежной политикой, в той ее части, где активное участие принимает координатор по делам молодежи. Рисунок иллюстрирует взаимосвязи, возникающие между наднациональным и общественным институциональным уровнями. В таблице 1 представлено описание этапов разработки проекта молодежной политики.

Таблица 1 - Описание этапов разработки проекта

Номер этапа Описание

1 Департамент по молодежной политике Совета Европы начинает обсуждение проекта

2 Для разработки проекта необходимы определенные сведения, получение которых предусматривает проведение исследования

3 Молодежный координатор принимает поручение по обеспечению связи Департамента с организацией, способной провести исследование

4 Молодежный координатор передает все необходимые данные для проведения исследования Европейскому центру знаний по молодежной политике

5 Европейский центр знаний обращается за помощью к молодежному координатору с целью сбора уже существующего материала

6 Молодежный координатор обеспечивает взаимодействие между молодежными организациями с целью получения существующего материала

7 Молодежный координатор передает собранный материал

8 Осуществляется проведение исследования и подведение результатов

9 Исследование передается молодежному координатору

10 Молодежный координатор передает исследование Департаменту по молодежной политике

11 Департамент на основании полученных данных подготавливает проект

12 С помощью молодежного координатора данный проект начинает обсуждение среди молодежных организаций

13 Молодежный координатор устраивает переговоры между представителями молодежных организаций и членов Совета Европы по спорным пунктам проекта

14 После внесения поправок в проект Молодежный координатор возвращает его Совету Европы

15 Молодежный координатор осуществляет содействие в обеспечении предварительного обсуждения проекта между Советом Европы, Европейской Комиссией и Европейским Парламентом

Как можно видеть из таблицы 1, молодежный координатор оказывает серьезное содействие в разработке проектов в той их части, которая затрагивает необходимость проведения исследования негосударственными структурами и переговоры между молодыми людьми и членами наднациональных органов.

Европейская Комиссия выступает ведущим инициатором разработки инициатив по созданию Европейского образовательного пространства, позволяющего всем молодым людям получить лучшее образование и обучение, а также найти работу по всей Европе. В 2017 году на Гетеборгском социальном саммите Европейская комиссия изложила свое видение европейского образовательного пространства на ближайшие десять лет, в котором гарантируется свободное передвижение учащихся. Было заявлено, что: [6]

- пребывание молодых людей в другой стране по вопросам учебы или работы должно стать нормой;

- знание как минимум двух иностранных языков должно стать стандартом;

- дипломы школьного и высшего образования должна быть признаны во всем ЕС;

- каждый должен иметь доступ к качественному образованию, независимо от его социально-экономического положения.

В сентябре 2020 года было опубликовано Сообщение Европейской Комиссии «О достижении Европейского образовательного пространства к 2025 году» [7]. Этот документ описывает пути достижения цели, планируемые мероприятия и основные инструменты. В Бюллетени Европейской Комиссии за сентябрь 2020 года сказано следующее: «Создание Европейского образовательного пространства улучшит доступ к качественному образованию и обучению, позволит учащимся легко переключаться между системами образования в разных странах и поможет создать культуру обучения на протяжении всей жизни» [8, с. 1].

Важным интеграционным проектом в рамках Европейского образовательного пространства является внедрение Европейского студенческого билета (European Student Card) и разработка мобильного приложения

«Erasmus+». Данная разработка позволит каждому студенту легко и безопасно идентифицировать себя и регистрироваться в электронном виде в высших учебных заведениях в Европе при переезде за границу для учебы, устраняя необходимость завершения процедур регистрации на месте и бумажной работы. В таблице 2 представлены преимущества европейского студенческого билета для студентов и высших учебных заведений.

Таблица 2 - Преимущества европейского студенческого билета

Преимущества для студентов Преимущества для учебных заведений

Легкий доступ к материалам образовательных курсов других университетов до совершения студенческого обмена или перевода, онлайн-регистрация на курс и автоматическое признание кредитов ECTS Простое онлайн-управление всем процессом мобильности - от отбора студентов до признания кредитов ECTS

Мгновенный доступ к услугам в принимающем университете, таким как библиотеки, транспорт и проживание Идентификация студентов онлайн, упрощенный и безопасный обмен данными между высшими учебными заведениями о студентах

Скидки на культурные мероприятия по всему ЕС Снижение административной нагрузки, связанной с мобильностью студентов

Таблица разработана авторами

В 2013 году Европейская Комиссия провела две консультации с общественностью, чтобы узнать мнение туристического сектора о будущем туризма. Целью первой консультации было определение ключевых проблем и возможностей для европейской туристической индустрии и помощь в пересмотре дальнейшего плана действий. Одним из важнейших результатов стало продвижение позиции Ассоциации молодежных хостелов ЕС о создании взаимовыгодных государству и обществу условий для вложения инвестиций в молодежные путешествия [9]. Вторая консультация поднимала вопросы трудностей и административных ограничений, с которыми сталкивается туристский бизнес, а также использования передового опыта в туристской индустрии.

Направления деятельности Европейской Комиссии в области туризма представлены на рисунке 3.

Рисунок - 4 Направления деятельности Европейской Комиссии в области туризма

Рисунок разработан авторами

В 2015 году состоялся так называемый диалог в виде круглого стола между круизными операторами, портами и участниками прибрежного туризма из 237 участников. Были приглашены представители портов Барселоны, Балеарских островов, защитники морской среды, ученые и бизнесмены. Были обсуждены вопросы синергии различных структурных подразделений для реализации эффективной туристской политики. В отчете о результатах говорится, что одним из необходимых направлений является вовлечение молодых людей в прибрежный и морской туризм [10]. Интересно, что в 2016 году резко возросло число молодых людей, купивших билеты на морские круизы ввиду скидок и льгот, предоставленных портовыми организациями и частными компаниями. А годом позже увеличился спрос молодых людей на дайвинг и яхтинг, особенно в Испании и Португалии.

Кроме указанных шести направлений, Европейская Комиссия занимается активной помощью бизнесу в индустрии туризма. На территории Европейского союза действует 2,3 миллиона компаний в индустрии туризма. Функционирующий портал может дать ответы на многие вопросы и помочь разобраться в тонкостях туристского законодательства. Специальные исследования позволяют подобрать наиболее выгодную налого-

вую систему. Кроме того, специальная организация под названием «Enterprise Europe Network», которая действует под надзором Европейской Комиссии, помогает малым предприятиям индустрии туризма по следующим направлениям:

- поиск деловых партнеров для реализации туристических продуктов;

- продвижение новых технологий для туризма;

- предоставление руководящих указаний по открытию бизнеса в сфере туризма;

- доведение интересов и проблем малого бизнеса до политиков ЕС.

Таким образом, данная организация является связующим звеном между органами власти и предпринимательским сектором.

Международная молодежная конференция Европейского союза представляет собой мощный инструмент взаимодействия молодежных организаций в целом и молодых людей в частности с представителями политических сфер как наднационального, так и более низших уровней. Конференция устраивается один раз в год и включает в себя различного рода форматы: семинары, круглые столы, дискуссионные обсуждения, презентации. Суть ее заключается в том, чтобы молодежь со своей стороны, а органы власти со своей представили результаты годовой работы и определили степень согласованности и взаимной удовлетворенности друг другом. Все недостатки и пробелы в работе выявляются и по окончании мероприятия публикуются в отчете, который становится руководством к совершенствованию взаимной деятельности. Впервые в истории конференции в 2020 году она состоялась в онлайн режиме (даты проведения: 02.10.2020 - 06.10.2020). Работу организатора в этом году выполнил Немецкий федеральный совет по делам молодежи. Не обошли стороной в 2020 году и молодежный туризм. Было определено, что в ближайшие годы именно молодые люди должны будут стать локомотивом в преодолении экономического кризиса, во многом благодаря активным перемещениям по Европе.

Пул европейских исследователей молодежи (PEYR) был организован по совместной инициативе Совета Европы и Европейской Комиссии и состоит из 35 исследователей и экспертов со всей Европы, которые обладают широким спектром знаний в различных областях, тем или иным образом связанных с молодежной политикой. В 2017 году был организован отбор членов на открытой конкурсной основе, так что оказаться в пуле мог любой желающий, обладающий нужными квалификациями и знаниями.

И, наконец, наиболее масштабным и значимым институтом взаимодействия между наднациональными и общественными органами в сфере работы с молодёжью выступает Европейский корпус солидарности (European Solidarity Corps). Эта организация создает возможности для молодых людей добровольно участвовать или работать в проектах в своей стране или за рубежом, которые приносят пользу сообществам и людям по всей Европе. Европейский корпус солидарности финансирует и поддерживает молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, желающих стать волонтерами. На рисунке 17 проиллюстрированы три направления деятельности корпуса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

l'.EEpOllt'ilCKIMi KlipUtt fcijlIU JLLpilllCI II

-V -

Рисунок 5 - Направления деятельности Европейского корпуса солидарности

Индивидуальное волонтерство заключается в том, что позволяет молодым людям участвовать в повседневной работе организаций и длится от 2 до 12 месяцев. Командное волонтерство представляет собой группы из 10-40 молодых людей как минимум из двух разных стран, которые вместе работают волонтерами в течение периода от 2 недель до 2 месяцев. Затраты на проживание и питание покрываются кем?. Участники также получают небольшую компенсацию на личные расходы.

Рассмотрев элементы организационно-институциональной основы молодежного туризма в Европе, выделим ключевые методы регулирования, представленные в таблице 3.

Таблица 3 - Организационно-институциональные методы _регулирования молодежного туризма в Европе

Группа методов Наименование метода Сущность метода

Правовые Нормативно-принципный Совместная разработка наднациональными органами системы фундаментальных принципов и дефиниционного единства, позволяющей всем структурным единицам при проведении социально-ориентированной политики исходить из единых руководящих основ.

Нормативно-регулятивный Четкое и понятное изложение компетенций и круга обязанностей всех органов управления; подробное формулирование прав, обязанностей и ответственности негосударственных структур и общественных объединений в области социально-ориентированного сектора туризма.

Нормативно-рекомендательный Принятие на основе данных проведенных исследований и результатах совместных обсуждений с экспертами всесторонних конкретных практических рекомендаций по ведению деятельности коммерческими и некоммерческими организациями, связанной молодежным сектором туризма.

Обновление и пересмотр правового регулирования Постоянный мониторинг за актуальностью нормативных актов и эффективностью правового регулирования специальными органами, своевременная корректировка правового механизма путем дополнения или изменения текущего законодательства.

Организационные Создание и поддержка исследовательских центров Для проведения социологических, экономических и иных исследований, которые в дальнейшем лягут в основу проводимой социально-ориентированной политики, организуется создание и поддержка специальных исследовательских центров, которые получают частичное финансирование от наднациональных и национальных органов.

Обеспечение функционирования экспертных советов При каждом наднациональном и национальном органе, принимающем ключевые решения в области социально-ориентированной политики, организуется работа специальных экспертных советов, которые состоят из специалистов различных областей и призваны способствовать научно обоснованному подходу в принятии политических решений.

Обеспечение функционирования консультативных советов При каждом наднациональном и национальном органе, принимающем ключевые решения в области социально-ориентированной политики, организуется работа специальных консультативных советов, состоящих из представителей общественных объединений и некоммерческих организаций, которые призваны отстаивать интересы общества.

Создание условий для участия молодых людей Социально-ориентированная политика органов власти опирается на мнение молодых людей, которым оказывается всесторонняя поддержка для участия в управлении Европейским Союзом.

Подготовка отчетов о деятельности Каждый наднациональный и национальный орган открыто публикует отчет о проделанной работе за определенный период не реже 1 раза в год. Материал используется другими государственными структурами, а также негосударственными организациями для контроля и мониторинга деятельности.

Подготовка исследований, прогнозов и программ Регулярно по заказу органов власти исследовательские центры проводят опросы, мониторинг качества реализуемой стратегии, а также составляют прогнозы и рассчитывают эффективность программ, которые затем ложатся в основу проводимой молодежной политики.

Правовая и информационная поддержка Оказание коммерческим и некоммерческим организациям информационной и правовой поддержки в виде семинаров, консультаций, выпуска специальных ознакомительных брошюр и создания интернет-сайтов помощи.

Создание органов взаимодействия между государственными и общественными структурами Для проведения эффективной политики в области социально-ориентированного сектора туризма создаются специальные органы, которые призваны устанавливать диалог между государством и обществом, находит общие точки соприкосновения, оказывать помощь в выработке единой позиции и организации совместной работы.

Социально-экономические Финансирование программ и проектов Наднациональные и национальные органы грамотно организуют систему финансирования программ и проектов, направленных на развитие социально-ориентированного туризма, особенно если таковые предполагают совместное решение проблем общественными структурами с органами власти.

Льготно-скидочный Предоставление льгот и скидок слабо защищенным слоям населения для оказания помощи в перемещении, проживании и питании.

Ваучерный Предоставление специальных частично оплаченных ваучеров, которые дают возможность бесплатно отправиться в тур.

Выводы

Организационно-институциональные основы молодежного туризма в ЕС обеспечивают взаимосвязь между органами управления и общественными объединениями. Наднациональные органы управления, а именно Совет Европы, Европейская Комиссия и Европейский Парламент очерчивают общий правовой круг и формулируют через стратегии, рекомендации и постановления вектор развития молодежного туризма. Реальное воплощение в виде конкретных мероприятий данная политика получает через негосударственные структуры, общественные объединения и некоммерческие организации. Достижение синергетического эффекта и постоянного контакта между «верхом» и «низом» обеспечивают институты, которые призваны объединять и интегрировать деятельность всех участников молодежного туризма. Таким образом, реализация молодежной туристской политики происходит на всех уровнях управления, обеспечивая взаимодействие между этими уровнями.

Источники:

1. Сила молодежных путешествий // Всемирная туристская организация, 2011.

2. Понимание управления молодежной политикой // Совет Европы и Европейская Комиссия, 2018.

3. Официальный сайт молодежной политики Совета Европы / Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/youth/council-of-europe-youth-policy (дата обращения: 10.02.2021)

4. Годовой отчет Европейского молодежного фонда / Департамент по делам молодежи, 2019.

5. Обучения, оптимизированные для языков // Барометр европейских языков. - 2018 (май). - С. 2.

6. Выводы по итогам Заседания Европейской Комиссии от 14 декабря 2017 года / Официальный сайт Европейского Совета. - URL: https://www.consilium.europa.eu/media/32204/14-final-conclusions-rev1-en.pdf (дата обращения: 10.02.2021)

7. Сообщение Европейской Комиссии о достижении Европейского образовательного пространства к 2025 году (Брюссель, 2020) / URL: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-hbrary-docs/eea-communica-tion-sept2020_en.pdf (дата обращения: 10.02.2021)

8. Достижения Европейского образовательного пространства к 2020 году: ключевые показатели / Европейская Комиссия. - Сентябрь, 2020. - URL: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/eea-fact-sheet-sept2020_en.pdf (дата обращения: 25.09.2020)

9. Описание проекта европейского студенческого билета / Официальный сайт европейского студенческого билета. - URL: https://europeanstudentcard.eu/ (дата обращения: 10.02.2021)

10. Общеевропейский диалог между круизными операторами, портами и заинтересованными сторонами прибрежного туризма / Резюме конференции Европейской комиссии, Брюссель (5 -6 марта 2015 г.)

References:

1. The power of youth travel // World Tourism Organization, 2011.

2. Understanding youth policy governance // Council of Europe and European Commission, 2018.

3. Official website of the Council of Europe youth policy / Access mode: https://www.coe.int/en/web/youth/council-of-europe-youth-policy (date accessed: 10.02.2021)

4. Annual report of the European Youth Foundation / Department of Youth Affairs, 2019.

5. Learning Optimized for Languages // Barometer of European Languages. - 2018 (May). - S. 2.

6. Conclusions following the European Commission Meeting of December 14, 2017 / Official website of the European Council. - URL: https://www.consilium.europa.eu/media/32204/14-final-conclusions-rev1-en.pdf (date accessed: 10.02.2021)

7. Communication from the European Commission on Achieving the European Education Area by 2025 (Brussels, 2020) / URL: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/eea-communication-sept2020_en .pdf (date accessed: 10.02.2021)

8. Achievements of the European Education Area by 2020: Key Indicators / European Commission. - September, 2020. -URL: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/eea-factsheet-sept2020_en.pdf (date accessed: 25.09.

9. Description of the project of the European student card / Official website of the European student card. - URL: https://eu-ropeanstudentcard.eu/ (date accessed: 10.02.2021)

10. Pan-European Dialogue between Cruise Operators, Ports and Coastal Tourism Stakeholders / Summary of the European Commission Conference, Brussels (5-6 March 2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.