Научная статья на тему 'Организационно-информационная поддержка процессов лечения пациентов с COVID-19 в многопрофильном скоропомощном стационаре'

Организационно-информационная поддержка процессов лечения пациентов с COVID-19 в многопрофильном скоропомощном стационаре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / COVID-19 / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / THERAPEUTIC AND DIAGNOSTIC PROCESS / PROCESS MODELING / INFRASTRUCTURE / INFORMATION TECHNOLOGY / ORGANIZATIONAL SUPPORT / CORONAVIRUS INFECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петриков Сергей Сергеевич, Тыров Илья Александрович, Перминов Александр Юрьевич, Фоменко Наталья Сергеевна

В современных условиях глобальных эпидемиологических вызовов для государственной системы здравоохранения особую роль приобретает системный подход к инжинирингу (проектированию) и реинжинирингу (перепроектированию) лечебно-диагностических процессов стационаров. При этом в фокусе особого внимания менеджмента стационаров находится решение задачи организации лечения пациентов с COVID-19 в условиях отсутствия проверенной клинической практики и динамично изменяющегося соответствующего информационного потока, а также необходимость оптимизации ресурсного обеспечения и повышения его оперативности в условиях активного роста количества новых случаев заболевания и отсутствия типовых решений по реорганизации работы стационаров, особенно неинфекционного профиля. В парадигме системного подхода эффективное управление лечебно-диагностическим процессом невозможно без глубокого анализа всех его элементов: от момента поступления пациента в стационар до момента завершения процесса лечения. Новизна COVID-19 и отсутствие клинической практики по лечению таких пациентов предопределили необходимость разработки комплексных стандартов лечебно-диагностических процессов и их автоматизации. Именно способ организации процесса для достижения целевого состояния пациента формирует требования к инфраструктуре и ресурсному обеспечению. В статье представлен опыт ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» по организационной и информационной поддержке процесса диагностики и лечения пациентов с COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петриков Сергей Сергеевич, Тыров Илья Александрович, Перминов Александр Юрьевич, Фоменко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND INFORMATIONAL SUPPORT FOR THE TREATMENT OF PATIENTS WITH COVID-19 IN A MULTIDISCIPLINARY EMERGENCY HOSPITAL

In modern conditions of global epidemiological challenges, a systematic approach to engineering (design) and reengineering (redesign) of treatment and diagnostic processes in hospitals acquires a special role for the state healthcare system. In this case, the focus of special attention to the management of hospitals is solving a task of organizing the treatment of patients with COVID-19 in the absence of proven clinical practice and dynamically modify the corresponding information flow, as well as the need for optimization of resource support and enhance its efficiency in the face of strong growth in the number of new cases and lack of standard solutions for the reorganization of hospitals, especially of non-infectious profile. In the paradigm of the systemic approach, effective management of the treatment and diagnostic process is not possible without a deep analysis of all its elements: from the moment the patient is admitted to the hospital until the completion of the treatment process. The recency of COVID-19 and the lack of clinical practice for the treatment of these patients have predetermined the need to develop comprehensive standards of clinical processes and their automation. It is the way of organizing the process to achieve the target state of the patient that forms the requirements for infrastructure and resource provision. The article presents the experience of the N.V. Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine in organizational and informational support of the process of diagnosis and treatment of patients with COVID-19.

Текст научной работы на тему «Организационно-информационная поддержка процессов лечения пациентов с COVID-19 в многопрофильном скоропомощном стационаре»

https://doi.org/10.23934/2223-9022-2020-9-3-308-313 _

организационно-информационная поддержка процессов лечения пациентов с СОУГО-19 в многопрофильном скоропомощном стационаре

С.С. Петриков, ИА. Тыров, А.Ю. Перминов, Н.С. Фоменко*

Лаборатория научно-организационных технологий

ГБУЗ «НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

Российская Федерация, 129090, Москва, Большая Сухаревская пл., д. 3

* Контактная информация: Фоменко Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научно-организационных технологий ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ». ЕтаП: fomenkons@sklif.mos.ru

РЕЗЮМЕ

Ключевые слова:

Для цитирования

В современных условиях глобальных эпидемиологических вызовов для государственной системы здравоохранения особую роль приобретает системный подход к инжинирингу (проектированию) и реинжинирингу (перепроектированию) лечебно-диагностических процессов стационаров. При этом в фокусе особого внимания менеджмента стационаров находится решение задачи организации лечения пациентов с С0У/й-19 в условиях отсутствия проверенной клинической практики и динамично изменяющегося соответствующего информационного потока, а также необходимость оптимизации ресурсного обеспечения и повышения его оперативности в условиях активного роста количества новых случаев заболевания и отсутствия типовых решений по реорганизации работы стационаров, особенно неинфекционного профиля.

В парадигме системного подхода эффективное управление лечебно-диагностическим процессом невозможно без глубокого анализа всех его элементов: от момента поступления пациента в стационар до момента завершения процесса лечения. Новизна С0У/й-19 и отсутствие клинической практики по лечению таких пациентов предопределили необходимость разработки комплексных стандартов лечебно-диагностических процессов и их автоматизации. Именно способ организации процесса для достижения целевого состояния пациента формирует требования к инфраструктуре и ресурсному обеспечению.

В статье представлен опыт ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» по организационной и информационной поддержке процесса диагностики и лечения пациентов с С0У/й-19.

лечебно-диагностический процесс, моделирование процессов, инфраструктура, информационное обеспечение, организационное обеспечение, С0У/й-19, коронавирусная инфекция

Петриков С.С., Тыров И.А., Перминов А.Ю., Фоменко Н.С. Организационно-информационная поддержка процессов лечения пациентов с С0УЮ-19 в многопрофильном скоропомощном стационаре. Журнал им. Н.В. Склифосовского Неотложная медицинская помощь. 2020;9(3):308-313. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2020-3-308-313

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Конфликт интересов

Благодарность, финансирование Исследование не имеет спонсорской поддержки

ЕМИАС — Единая Медицинская Информационно-Аналитическая Система

ИВЛ ЛИС

— искусственная вентиляция легких

— лабораторная информационная система

АКТУАЛЬНОСТЬ

После объявления в марте 2020 года Всемирной организацией здравоохранения мировой пандемии COVID-19 и последующего введения в России режима повышенной готовности основной задачей многих медицинских учреждений стала необходимость оперативно реорганизовать работу своего стационара в соответствии с новыми, во многом мало предсказуемыми условиями.

Такая реорганизация должна была проводиться с учетом ряда влияющих специфических факторов: — новизна вируса, отсутствие противовирусных препаратов с доказанной эффективностью и выверенных стандартов его лечения. Это существенно осложнило возможности адекватного прогнозирования и планирования ресурсного обеспечения лечебно-диагностических процессов, сформировало необходимость работать «с

колес» при появлении новой информации и/или подходов к лечению;

— во многих случаях процесс лечения пациентов с COVID-19 необходимо было организовать на базе стационаров неинфекционного профиля. Перепрофилирование потребовало оперативного формирования новых компетенций, схем маршрутизации пациентов, изменения структуры ресурсного обеспечения, а также существенного изменения обеспечивающей инфраструктуры.

— повышенные требования к скорости и оперативности проводимой реорганизации в условиях активного роста количества новых случаев заболевания.

Все вышеуказанные факторы обусловливали необходимость системной и слаженной работы как медицинского, так и немедицинского персонала мно-

гопрофильных стационаров в части формирования новых стандартов лечебно-диагностических процессов, а также обеспечения эффективной организационно-информационной поддержки процессов лечения пациентов с СОУЮ-19.

В контексте процессного подхода к организации деятельности медицинского учреждения первичен сам лечебно-диагностический процесс, который представляет собой всю совокупность действий по диагностике и лечению пациента, осуществляемых от момента поступления в стационар до момента выписки [1]. Именно выбранный способ организации такого процесса для достижения целевого состояния пациента формирует требования к инфраструктуре и ресурсному обеспечению.

На рис. 1 схематично представлена концептуальная модель лечебно-диагностического процесса, на которой наглядно отражено его окружение: входящие слева стрелки — ресурсное обеспечение; входящие снизу стрелки — механизмы реализации процесса, несущие активную преобразующую роль; входящие сверху стрелки — управление процессом; исходящие справа стрелки — результаты процесса. При этом сам функциональный блок (процесс) может быть представлен как совокупность взаимосвязей его подпроцессов, отражающая принятый подход к организации диагностики и лечения пациентов по конкретной нозологии.

Целью создания системы организационно-информационной поддержки процесса диагностики и лечения пациентов с СОУЮ-19 в ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» являлось формирование достаточного окружения лечебно-диагностического процесса.

В качестве основных задач можно выделить организацию инфраструктуры, системную разработку стандартов организации лечебно-диагностических процессов, совершенствование кадрового, ресурсного и информационного обеспечения процессов диагностики и лечения пациентов с СОУЮ-19, а также совершенствование системы автоматизации процессов.

В данной статье представлен опыт решения вышеуказанных задач в ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ».

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» (далее — Институт) был выбран в качестве одного из первых стационаров для организации лечения паци-

ентов с СОУЮ-19, в том числе, в связи с наличием большого реанимационного коечного фонда и развитых компетенций в области оказания экстренной медицинской помощи.

Однако в связи с отсутствием в Институте подразделений инфекционного профиля необходимо было осуществление серьезных преобразований в существующей инфраструктуре. Было принято решение о перепрофилировании двух отдельных корпусов — кардиологического и кардиохирургического, в инфекционные корпуса. Схема первого этажа одного из перепрофилированных корпусов представлена на рис. 2.

Базовые требования к совершенствованию инфраструктуры были заданы с двух позиций: требования лечебно-диагностического процесса и безопасности медицинского персонала и требования к обеспечению безопасности и комфорта пациента.

С позиции обеспечения требований лечебно-диагностического процесса и безопасности медицинского персонала необходимо было наличие:

— реанимационных отделений в составе корпусов с оснащением, соответствующим специфике процесса лечения, связанной с высоким риском различного рода осложнений, важнейшим из которых является развитие вирусной пневмонии и острого респираторного дистресс-синдрома. В связи с этим каждая реанимационная койка была оснащена аппаратом искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и системами подачи кислорода;

— собственного аппарата для компьютерной томографии (КТ) в инфекционном отделении с целью минимизации транспортировки пациентов с СОУЮ-19 в другие корпуса. Проект по подготовке помещения и установке КТ-аппарата занял месяц, в течение которого была организована транспортировка пациентов на КТ силами специальных команд из состава медицинского персонала Института;

— санпропускников для входа/выхода медицинского персонала в/из «красной» зоны;

— рабочих мест в «красной» зоне, оснащенных компьютерами с установленной Единой Медицинской Информационно-аналитической Системой — ЕМИАС для возможности внесения данных в историю болезни пациента. При этом печать всех документов происходит исключи-

Рис. 1. Концептуальная модель лечебно-диагностического процесса

Fig. 1. Conceptual model of the treatment and diagnostic process

Рис. 2. Схема первого этажа инфекционного корпуса Fig. 2. Scheme of the first floor of the infectious disease building

тельно в «зеленой» зоне для минимизации распространения вируса через бумажные носители;

— раций и местных телефонов для обеспечения оперативной связи между «красной» и «зеленой» зоной;

— стеклянной перегородки для командной зоны, из которой осуществляется координация и оперативное реагирование дежурного администратора и руководителя корпуса на запросы медицинского персонала из «красной» зоны (рис. 3);

— системы навигационных табличек, которые существенно упростили и ускорили перемещение медицинского персонала в переоборудованных корпусах, особенно в первое время, в условиях появления «красных» зон;

— бейджей с фотографиями и именами для медицинского персонала, работающего в «красной» зоне, чтобы распознавать сотрудников в закрытых защитных костюмах;

— оперативного штаба корпуса, в котором собирались все ключевые участники процесса для осуществления координации и решения возникающих ситуаций.

С позиции требований обеспечения безопасности и комфорта пациентов были созданы:

— палаты с отдельным санузлом и душевой в связи с необходимостью обеспечения изоляционного режима для пациентов;

— система видеонаблюдения в коридорах, позволяющая оперативно реагировать на внештатные ситуации;

— бесплатный беспроводной доступ в интернет для пациентов;

— каждую палату оснастили компьютером для возможности связи пациентов с родственниками;

— реанимационные палаты оснастили видеопанелями с трансляцией федеральных каналов.

Важным аспектом также явилась необходимость совершенствования инфраструктуры остальных зданий Института в местах массового скопления людей (центральное приемное отделение, отделение транс-фузиологии и др.). В частности, был введен режим социального дистанцирования, осуществлена соответствующая разметка посадочных мест и мест в лифтах (рис. 4), размещены соответствующие таблички, введен запрет на посещение пациентов родственниками и др.

Рис. 3. Командная зона со стеклянной перегородкой Fig. 3. Command area with glass partition

УПРАВЛЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ (СТАНДАРТЫ)

Не вызывает сомнения, что важнейшим фактором успеха сохранения жизни и восстановления здоровья пациентов с СОУЮ-19 является наличие и исполнение стандартов лечебно-диагностических процессов.

В связи с новизной данного вируса и отсутствием клинической практики по лечению пациентов с СОУЮ-19 в Институте была организована разработка соответствующих стандартов лечебно-диагностических процессов.

В мировой практике существует множество подходов к описанию процессов [2, 4, 5]. В качестве основного инструмента была выбрана проверенная и используемая в Институте нотация описания процессов — модифицированная оперограмма, в которой наглядно отражены такие ключевые характеристики процесса, как:

— участники процесса (роли);

— действия процесса;

— трудозатраты каждого участника процесса;

— частота и кратность всех шагов (действий) процесса;

— медикаменты и расходные материалы, необходимые для реализации процесса, и их нормативное количество;

— моменты принятия решений врачом с учетом состояния пациента и показаний, а также дальнейшее ветвление процесса и другие значимые характеристики.

Необходимо отметить, что в подобных моделях отражается так называемый «идеальный» с позиции логики и оснащения процесс, однако учитывающий возможные варианты событий с определенной частотой их возникновения. Подробное описание принципов и правил описания лечебно-диагностических процессов в формате модифицированных оперограмм представлено нами в соответствующей статье [1].

Сформированная таким образом модель лечебно-диагностического процесса является основой для решения ряда управленческих и экономических задач:

— формирования регламентов взаимодействия участников в рамках осуществления лечебно-диагностических процессов;

— эффективного планирования ресурсов, необходимых для осуществления лечебно-диагностических процессов;

Рис. 4. Разметка посадочных мест для обеспечения

социальной дистанции

Fig. 4. Layout of seats to ensure social distance

— расчета нормативной себестоимости лечебно-диагностического процесса, в т.ч. для обоснования необходимости корректировки тарифов;

— анализа «узких мест» лечебно-диагностических процессов в части организации работ, технико-технологического оснащения, несоответствия результатов обеспечивающих процессов (кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение и др.) требованиям лечебно-диагностических процессов и в итоге инициации проектов развития;

— автоматизации процессов или их элементов с максимальным учетом специфики и деталей процесса и др.

Для разработки таких моделей по лечению пациентов с СОУЮ-19 была сформирована малая группа из состава врачей отделения, непосредственно задействованная в процессе. Более подробно подход к организации такой работы был представлен нами ранее [3].

По результатам работы было разработано 5 моделей лечебно-диагностических процессов: лечебно-диагностический процесс в приемном отделении, лечение пациентов с СОУЮ-19 в инфекционном отделении, лечение пациентов в 1-й день в реанимационном отделении, лечение пациентов в тяжелом состоянии во 2-й и последующие дни в реанимационном отделении и лечение пациентов в крайне тяжелом состоянии во 2- й и последующие дни в реанимационном отделении.

На основании каждой модели была сформирована технологическая карта, консолидирующая в себе все ресурсные характеристики процессов в натуральном выражении.

Фактически разработанные модели и технологические карты являются внутренним стандартом лечения пациентов с СОУЮ-19, учитывающим требования Временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой короновирус-ной инфекции Министерства здравоохранения РФ и имеющихся клинических протоколов Института.

С целью поддержки исполнения вышеуказанных стандартов, на основе утвержденной модели процесса были разработаны чек-листы, которые представляют собой перечень обязательных диагностических и иных исследований, консультаций и др., осуществляемых каждому пациенту в процессе лечения.

Чек-лист обеспечивает врачу возможность свериться со стандартом, проконтролировать свою работу, уменьшить количество ошибок в случае усталости и в результате повысить качество оказываемой медицинской помощи за счет смещения точки контроля качества в сторону предупреждения ошибок, что может позволить в ряде случаев сохранить здоровье и спасти жизнь пациенту.

Кроме комплексных стандартов лечебно-диагностических процессов были разработаны простые и наглядные инструкции, обеспечивающие безопасность работы медицинского персонала в условиях инфекционного отделения, в частности, памятка о порядке надевания и снятия средств индивидуальной защиты, схема маршрутизации передачи биоматериала в лабораторию, памятка по гигиенической обработке рук и др. (рис. 5).

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В инфекционных корпусах в связи с особой спецификой и интенсивностью был увеличен штат врачей

и медицинских сестер на приеме, к работе в отделениях привлечены ординаторы второго года обучения на должностях врачей-стажеров и введена роль администраторов корпуса. В основном на эту роль были выбраны заведующие отделениями анестезиологии-реаниматологии и заведующие экстренными службами Института. Для круглосуточных дежурств в командной зоне было сформировано 5 парных бригад администраторов.

Также с целью повышения качества и результативности лечения как минимум 2 раза в день проводились обходы по корпусам с участием руководства Института.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

Существенным фактором успеха при выявлении и дальнейшем лечении СОУ1Ю-19 является своевременная и качественная диагностика заболевания.

Клиническая лаборатория НИИ СП им. Н.В. Скли-фосовского является одной из самых крупных лабораторий государственных стационаров Москвы. Большая часть поликлиник не имеет собственных лабораторий, кроме того лишь три лаборатории в Москве, включая лабораторию Института, были достаточно оснащены для проведения исследований в требуемом объеме.

В ЕМИАС был реализован дополнительный функционал, доступ к которому получили врачи поликлинического звена и врачи в стационарах. Задача ЕМИАС.КОВ — осуществлять учет анализов на СОУЮ-19, который содержит всю персональную информацию о пациенте: место работы, фактический адрес, мобильный телефон и т.д.

На начальном этапе ЕМИАС.КОВ не был интегрирован ни с одной автоматизированной лабораторной системой, и поэтому все данные о пациентах необходимо было переносить вручную, для чего в лабораторию Института был в существенном количестве привлечен дополнительный персонал, дежуривший круглосуточно.

Благодаря произведенной интеграции Лабораторной информационной системы Института (далее — ЛИС) с порталом ЕМИАС.КОВ на сегодняшний день данные из ЛИС переносятся автоматически, что позволило минимизировать повторный ручной ввод данных. Вместе с тем благодаря использованию сканеров штрих-кодов была упрощена процедура передачи биоматериала. При поступлении материала в лабораторию стало необходимо лишь отсканировать штрих-код для того, чтобы информация о регистрации биомате-

Рис. 5. Размещение памятки о порядке надевания средств индивидуальной защиты в санпропускнике Fig. 5. Placement of a memo on the procedure for putting on personal protective equipment in the sanitary inspection

риала начинала производиться в ЕМИАС.КОВ и ЛИС автоматически.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В части ресурсного обеспечения процессов немаловажную роль сыграло эффективное взаимодействие с различными организациями в рамках благотворительной помощи:

— организация бесплатного питания для персонала, задействованного в организации лечения пациентов с COVID-19.

— организация бесплатного проезда домой и на работу для сотрудников с помощью одного из агрегаторов такси.

— организация бесплатного проживания сотрудников в ближайших гостиницах с целью обеспечения безопасности и здоровья членов семей медицинского персонала и др.

Все это позволило обеспечить дополнительную эмоциональную и материальную поддержку медицинскому персоналу, задействованному в борьбе с пандемией COVID-19, и обеспечить ему условия для отдыха и восстановления сил.

Вместе с тем важнейшую роль в части снабжения медперсонала необходимыми расходными материалами и лекарствами сыграла координация работы контрактной службы, аптечного склада и главной сестры инфекционного корпуса. В ежедневном режиме остатки на каждом складе и планы поставок собирались и рассылались всем участникам, чтобы обеспечить непрерывность процесса лечения.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Важнейшим аспектом борьбы с глобальной пандемией является информационная поддержка, как врачей, работающих с пациентами с COVID-19, так и общества в целом.

Обмен опытом и «лучшими практиками» среди медицинских специалистов является одним из ключе-

ЛИТЕРАТУРА

1. Перминов А.Ю., Тыров И.А., Фоменко Н.С. Методические аспекты описания процессов медицинского учреждения: нотации, особенности, эффекты. Евразийский союз ученых (ЕСУ). 2019;(2):38-42.

2. Weske M. Business Process Management: Concepts, Languages, Architectures. Germany: Springer-Verlag; 2019.

3. Петриков С.С., Перминов А.Ю., Тыров И.А., Фоменко Н.С. Разработка организационно-методического подхода к повышению эффективности управления государственным многопрофильным стационаром скорой помощи. Московская медицина. 2019;(5):78-85.

REFERENCES

1. Perminov AYu, Tyrov IA, Fomenko NS. Методические аспекты описания процессов медицинского учреждения: нотации, особенности, эффекты. Eurasian Union of Scientists. 2019;(2):38-42. (In Russ.)

2. Weske M. Business Process Management: Concepts, Languages, Architectures. Germany: Springer-Verlag; 2019.

3. Petrikov SS, Perminov AYu, Tyrov IA, Fomenko NS. Razrabotka organizatsionno-metodicheskogo podkhoda k povysheniyu effektivnosti upravleniya gosudarstvennym mnogoprofil'nym statsionarom skoroy pomoshchi. Moskovskaya meditsina. 2019; (5):78-85. (In Russ.)

вых факторов успешной борьбы с подобными заболеваниями.

В Институте был запущен ряд видеоконференций на официальном канале НИИ СП им. Н.В. Склифосовского на платформе Youtube.com. Первый выпуск под названием «Как помогают пациентам c COVID-19 в НИИ Склифосовского» был крайне востребован, трансляцию в прямом эфире посмотрели более 1500 человек, а за два месяца ролик набрал 6 234 просмотра.

Серия последовавших прямых эфиров освещала ряд важнейших вопросов, связанных со спецификой диагностики и лечения заболевания, а также с опытом Института по применению новых методов лечения.

Темами видеоконференций стали: лабораторная диагностика COVID-19, особенности инструментальной диагностики (КТ и рентген), ультразвуковая диагностика, лечение пациентов в тяжелом состоянии в реанимационных отделениях и т.д. Все информационные материалы в совокупности набрали за 2 месяца свыше 24 000 просмотров.

Представленная статистика просмотров признана крайне успешной, так как основной аудиторией являлись медицинские работники, в том числе из регионов, для которых опыт Института в этих вопросах является особенно актуальным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье обобщен и систематизирован опыт НИИ СП им. Н.В. Склифосовского в части организационной и информационной поддержки лечения пациентов с COVID-19, который свидетельствует о том, что только слаженная и системная работа многофункциональной команды, состоящей из специалистов медицинского профиля и специалистов, обладающих компетенциями в области организации и автоматизации процессов, позволяет оперативно достичь достойных результатов в самых сложных и непредвиденных ситуациях, одной из которых является пандемия COVID-19.

4. Staccini P, Joubert M, Quaranta J-F, Fieschi M. Mapping care processes within a hospital: from theory to a web-based proposal merging enterprise modelling and ISO normative principles. Int J Med Inform. 2005;74(2-4):335-344. PMID: 15694640 https://doi.org/10.1016/ j.ijmedinf.2004.07.003

5. Ruiz F, Garcia F, Calahorra L, Llorente C, Gonçalves L, Daniel C, et al. Business Process Modeling in Healthcare, Perspectives on Digital Pathology. Studies in health technology and informatics. 2012;179:75-87. https://doi.org/10.3233/978-1-61499-086-4-75

4. Staccini P, Joubert M, Ouaranta J-F, Fieschi M. Mapping care processes within a hospital: from theory to a web-based proposal merging enterprise modelling and ISO normative principles. Int J Med Inform. 2005;74(2-4):335-344. PMID: 15694640 https://doi.org/10.1016/ j.ijmedinf.2004.07.003

5. Ruiz F, Garcia F, Calahorra L, Llorente C, Gon^alves L, Daniel C, et al. Business Process Modeling in Healthcare, Perspectives on Digital Pathology. Studies in health technology and informatics. 2012;179:75-87. https://doi.org/10.3233/978-1-61499-086-4-75

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАх Петриков Сергей Сергеевич

член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, директор ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»;

https://orcid.org/0000-0003-3292-8789, petrikovss@sklif.mos.ru; 25%: организация процесса, корректировка и утверждение текста статьи

Тыров Илья Александрович

заместитель директора по развитию информационных технологий ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ», главный внештатный специалист ДЗМ по развитию информационных технологий;

https://orcid.org/0000-0001-9337-624X, it@sklif.mos.ru;

25%: участие в организации процесса, корректировка и согласование текста статьи

Перминов Александр Юрьевич

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией научно-организационных технологий ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»; https://orcid.org/0000-0002-9758-8458, perminovay@sklif.mos.ru; 25%: участие в организации процесса, написание части текста статьи

Фоменко Наталья Сергеевна

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научно-организационных технологий ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»; https://orcid.org/0000-0003-3539-6984, fomenkons@sklif.mos.ru; 25%: участие в организации процесса, написание части текста статьи

Received on 31.07.2020 Accepted on 24.08.2020

Поступила в редакцию 31.07.2020 Принята к печати 24.08.2020

Organizational and Informational Support for the Treatment of Patients With COVID-19 in a Multidisciplinary Emergency Hospital S.S. Petrikov, IA. Tyrov, A.Y. Perminov, N.S. Fomenko*

Laboratory of Scientific and Organizational Technologies

N.V. Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine of the Moscow Health Department 3 B. Suharevskaya Sq., Moscow 129090, Russian Federation

* Contacts: Maria V. BeLova, Doctor of Biological Sciences, Leading Researcher at the Department of Acute Poisoning and Somatopsychiatric disorders, N.V. Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine. Email: maniabel@gmail.com

SUMMARY In modern conditions of global epidemiological challenges, a systematic approach to engineering (design) and reengineering (redesign) of treatment and diagnostic processes in hospitals acquires a special role for the state healthcare system.

In this case, the focus of special attention to the management of hospitals is solving a task of organizing the treatment of patients with COVID-19 in the absence of proven clinical practice and dynamically modify the corresponding information flow, as well as the need for optimization of resource support and enhance its efficiency in the face of strong growth in the number of new cases and lack of standard solutions for the reorganization of hospitals, especially of non-infectious

In the paradigm of the systemic approach, effective management of the treatment and diagnostic process is not possible without a deep analysis of all its elements: from the moment the patient is admitted to the hospital until the completion of the treatment process. The recency of COVID-19 and the lack of clinical practice for the treatment of these patients have predetermined the need to develop comprehensive standards of clinical processes and their automation. It is the way of organizing the process to achieve the target state of the patient that forms the requirements for infrastructure and resource provision.

The article presents the experience of the N.V. Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine in organizational and informational support of the process of diagnosis and treatment of patients with COVID-19.

Keywords therapeutic and diagnostic process, process modeling, infrastructure, information technology, organizational support, COVID-19, coronavirus infection For citation Petrikov SS, Tyrov IA, Perminov AY, Fomenko NS. Organizational and Informational Support for the Treatment of Patients With COVID-19 in a Multidisciplinary Emergency Hospital. Russian Sklifosovsky Journal of Emergency Medical Care. 2020;9(3):308-313. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2020-9-3-308-313 (in Russ.)

Conflict of interes Authors declare lack of the conflicts of interests Acknowledgments, sponsorshi| The study had no sponsorship Affiliations

Sergey S. Petrikov Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Medical Sciences, Director, N.V. Sklifosovsky

Research Institute for Emergency Medicine; https://orcid.org/0000-0003-3292-8789, petrikovss@sklif.mos.ru; 25%: organization of the process, correction and approval of the text of the article

Ilya A. Tyrov

Deputy Director for Development of Information Technologies, N.V. Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine, chief extern specialist for the development of information technologies at the Moscow Healthcare Department; https://orcid.org/0000-0001-9337-624X, it@sklif.mos.ru;

25%: participation in the organization of the process, adjustments and approval of the text of the article

Aleksander Yu. Perminov

Candidate of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Scientific and Organizational Technologies, N.V. Sklifosovsky

Research Institute for Emergency Medicine; https://orcid.org/0000-0002-9758-8458,

perminovay@sklif.mos.ru;

25%: participation in organizing the process, writing part of the article text

Natalia S. Fomenko

Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher of the Laboratory of Scientific and Organizational Technologies, N.V. Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine; https://orcid.org/0000-0003-3539-6984, fomenkons@sklif.mos.ru;

25%: participation in organizing the process, writing part of the article text

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.