Научная статья на тему 'Организационно-финансовое обеспечение инновационной деятельности банков при участии государства'

Организационно-финансовое обеспечение инновационной деятельности банков при участии государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / КРЕДИТ / ПРОЕКТ / INNOVATIONS / FINANCING / BANKS WITH STATE PARTICIPATION / ORGANIZATION / MANAGEMENT / ECONOMICS / CREDIT / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Татьяна Юрьевна

В статье раскрывается механизм организации инновационной деятельно- сти банков с государственным участием. Дается характеристика структуры управления инновационной деятельностью в государственных банках; норма- тивных документов, регламентирующих организацию инновационной деятель- ности в кредитных организациях, имеющих данный статус. Особое внимание уделяется источникам и методам финансирования инновационной деятельности на современном этапе в банках с государственным участием. Вносится предло- жение о создании национального проекта по инновациям на основе банков с го- сударственным участием с целью повышения качества работы инновационного механизма в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-финансовое обеспечение инновационной деятельности банков при участии государства»

Организационно-финансовое обеспечение инновационной деятельности

банков при участии государства Organization and financial provision of innovative activity of the banks with the state participation Попова Татьяна Юрьевна

аспирант кафедры финансов и кредита Волгоградского филиала Российского государственного торгово-экономического университета,

г. Волгоград. e-mail: tatyana sever@rambler.ru

Popova Tatyana Yuryevna

post-graduate student of the department of finances and credit,

Volgograd branch

of the Russian state university of commerce and economics,

Volgograd.

e-mail: tatyana sever@rambler.ru

В статье раскрывается механизм организации инновационной деятельности банков с государственным участием. Дается характеристика структуры управления инновационной деятельностью в государственных банках; нормативных документов, регламентирующих организацию инновационной деятельности в кредитных организациях, имеющих данный статус. Особое внимание уделяется источникам и методам финансирования инновационной деятельности на современном этапе в банках с государственным участием. Вносится предложение о создании национального проекта по инновациям на основе банков с государственным участием с целью повышения качества работы инновационного механизма в РФ.

The article under consideration has disclosed the mechanism of arrangement of innovation activity of the banks with the state participation. The characteristics of the management structure of the state banks innovation activity has been provided in the article, as well as of regulatory documents that govern the arrangement of innovation activity of the credit agencies having the said status. Special consideration has been given to the current sources and methods of financing the innovation activity at the banks with the state participation. Establishing a national project on innovations based on the banks with the state participation in order to improve the quality of the innovation mechanism operation in the Russian Federation has been proposed in the article.

Ключевые слова: инновации, финансирование, банки с государственным участием, организация, управление, экономика, кредит, проект

Key words: innovations, financing, banks with state participation, organization, management, economics, credit, project.

Введение

На современном этапе банковский сектор играет важную роль в обеспечении инновационного развития экономики страны. Решение этой задачи требует от него конкурентоспособности и инновационной ориентированности всех финансово-кредитных организаций, входящих в его состав. В связи с этим велика доля ответственности и значимости в первую очередь банков с государственным участием. Именно они будут играть фундаментальную роль в обеспечении высокого уровня инвестиционной активности в экономике, в оказании финансовой поддержки рыночной инфраструктуре.

Организационно-правовые аспекты инновационной деятельности банков с государственным участием

В настоящее время в банковской сфере можно выделить следующую группу банков с государственным участием. Это ОАО АКБ Сберегательный банк Российской Федерации, ОАО Банк ВТБ, ОАО Газпромбанк, Банк Москвы, ОАО Российский Сельскохозяйственный банк. Результат инновационной деятельности кредитной организации во многом зависит от того, насколько правильно она организована, как отлажены и скоординированы действия в процессе управления ею.

Опираясь на теорию доктора экономических наук, профессора, действительного члена Академии проблем качества Р. А. Фатхутдинова об инновационном менеджменте компании [7, с. 31], а также с учетом организационной структуры банков с государственным участием [6, с. 674], организацию инновационной деятельности банков с государственным участием в Российской Федерации можно изобразить в виде рис. 1.

Центральное место в структуре занимает сектор научного обеспечения, который включает в себя:

а) экономические положения и нормативные документы, регулирующие деятельность банка;

б) научные подходы к управлению инновационной деятельностью;

в) функции и методы управления инновациями.

В банках с государственным участием могут применяться системный, маркетинговый, функциональный, комплексный, интеграционный научные подходы.

внешние X условия

Рис. 1. Структура организации инновационной деятельности банков с государственным участием [7, ^ 31].

К функциям управления инновационной деятельностью можно отнести: стратегический маркетинг - совокупность действий по созданию критериев конкурентоспособного банковского продукта или услуги с учетом стратегической сегментации рынка; планирование; мотивацию; контроль; регулирование. Методами, используемыми государственными банками в ходе инновационной деятельности, являются: метод сравнения, графический метод, методы системного и факторного анализа [7, с. 171].

Сектор научного обеспечения играет важную роль в изучении анализа свойств объекта, который лежит в основе инновационной деятельности. Полнота данного исследования определит в дальнейшем деятельность всех подразделений банка, участвующих в данном процессе.

Проработка ключевой проблемы, способствующей нововведению, исходит из системы целей, содержащей новшества (что-либо новое в финансовой

деятельности банка и его услугах), и собственно инновации (новшества, внедренные в производственный процесс). Целевой ориентир является направляющим вектором в процессе инновационной деятельности банка. Это ее нема-териализованный результат.

Управляемый сектор отвечает за выполнение комплекса мероприятий, которые необходимо последовательно реализовать в ходе внедрения инновации, а именно: за стратегический маркетинг, научно-исследовательскую деятельность, разработку технологии внедрения инновации, производство, сервисное обеспечение инновации.

Сектор обеспечения предназначен для предоставления обязательных компонентов, например, необходимого оборудования, схем в количественном и качественном их выражении для внедрения инноваций.

Важнейшую функцию выполняет управляющий сектор, поскольку он координирует работу всей структуры организации инновационной деятельности. Управляющий сектор несет ответственность за принятие управленческих решений, руководит работой персонала, контролирует выполнение всех этапов внедрения инноваций.

Все обозначенные блоки взаимосвязаны между собой и объединены в замкнутую систему. Деятельность отдельного блока влияет на работу остальных, поэтому качественное внедрение инноваций возможно лишь при сбалансированной работе всей структуры. Для достижения этой цели нужно постоянно осуществлять контроль над тем, чтобы на входе система получала полезную информацию, выявленную в ходе маркетинговых исследований, дополнительные финансовые ресурсы для реализации инновационного проекта, имела надежных деловых партнеров, приобщенных к нему. В этом процессе немаловажную роль играет и обратная связь, так как клиенты банка являются непосредственными потребителями банковских продуктов и услуг. Поэтому они могут вносить свои предложения, которые будут учтены в ходе внедрения инновации. Кроме этого, на систему оказывают влияние внешние условия, к которым отно-

сятся: современные политические, экономические условия, состояние рыночной инфраструктуры, позиция банков-конкурентов.

Если в ходе реализации инновационного проекта учтены все перечисленные факторы, и работа всей системы верно организована, то на выходе банк с государственным участием приобретет новый конкурентоспособный продукт или услугу, удовлетворяющие современным требованиям клиентов, а банку принесет дополнительную прибыль и укрепит его положение на финансовом рынке.

В организации инновационной деятельности банков с государственным участием особую роль играет ее правовое обеспечение. В России на сегодняшний день существует широкий перечень нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность. Данными документами руководствуются все организации, расположенные на ее территории, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе и финансовокредитные организации.

Ведущее место в системе правового обеспечения инновационной деятельности занимает Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года. В ней впервые были отражены принципы и права граждан, занимающихся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Рассмотрены гарантии таких прав [4].

Вторым значимым документом является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), первая часть которого посвящена фундаментальным положениям предпринимательской деятельности, таким как равенство экономических отношений субъектов инновационной и предпринимательской деятельности; разграничение и неприкосновенность собственности; порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, благодаря чему стало возможным развитие предпринимательской деятельности в области инноваций [1]. С 01.01.2008 года вступили в силу изменения в часть четвертую данного документа, регламентирующие деятельность

по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации [2].

В развитии инновационной деятельности важную роль играет Федеральный закон «О науке и государственно-технической политике». Он определяет полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в сфере формирования и реализации научно-технической политики. Закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научнотехнической продукции. Основные положения закона регламентируют:

1. Принципы формирования государственной научно-технической политики.

2. Место научной и научно-технической деятельности в государстве, экономике.

3. Состав научных организаций, источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью.

4. Правовые основы регулирования международного научного и научнотехнического сотрудничества [5].

Кроме этого, действует Закон РФ «О защите прав потребителей» с обеспечивающий контроль эффективности инновационной деятельности. Основополагающим фактором данного нормативного документа является право потребителя на приобретение товаров, соответствующих необходимым критериям качества, безопасных для жизни, предоставляющих информацию о производителях, а также на получение государственной гарантии защиты его интересов [3]. Одним из разделов правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, которая представляет собой совокупность авторских прав на результат данной деятельности, обеспеченных законодательными документами государства [7, с. 43].

Последним основополагающим документом в области инновационной деятельности является распоряжение Правительства Российской Федерации от

17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», которое определяет направления долгосрочного социально-экономического развития страны. В рамках этого документа банками с государственным участием разработаны стратегии собственного развития на ближайшую и дальнейшую перспективу [16]. Они предполагают оптимизацию производственной системы за счет внедрения инноваций в производственный процесс.

Сегодняшнее законодательство в области инноваций в банковском секторе продолжает совершенствоваться. Правительством РФ совместно с Думой разрабатывается специальный закон о секьюритизации, который должен обеспечить максимальную свободу структурирования сделок секьюритизации. По вопросу регулирования деривативов планируется уделить особое внимание признанию ликвидационного неттинга в законодательстве о банкротстве и регулированию соглашений об обеспечении на внебиржевом рынке деривативов. Необходимость создания данного правового документа обусловлена неэффективностью нормативных актов о залоге, что приводит к увеличению рисков банковских операций и нестабильности финансового рынка в целом [16].

Также законодательство нуждается в поправке, предусматривающей снижение налога на прибыль от создания нового интеллектуального продукта, благодаря чему доля России на интеллектуальном рынке в ближайшем будущем может составить 25 % [10, с. 15].

Таким образом, в Российской Федерации инновационная деятельность банков с государственным участием регламентируется группой нормативноправовых документов. Однако с учетом факторов, влияющих на состояние финансового рынка, необходима систематическая корректировка действующих документов. Эта мера позволит более эффективно координировать инновационную деятельность не только в банках с государственным участием, но и в банковском секторе в целом.

Финансовое регулирование инновационной сферы банков с государственным участием

В успешной реализации инновационных проектов государственным банкам оказывают финансовую и политическую поддержку различные уровни государственной власти. Участие государства в данном вопросе имеет ключевое значение, так как его стратегической целью является перевод экономики страны на новый, современный уровень. Поэтому регулирование инновационных процессов в государственном масштабе становится его первостепенной задачей.

Структура организации государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации отражена на рис. 2 [7, с. 46].

Рис. 2. Органы и организации, осуществляющие государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации.

На рис. 2 видно, что Правительство России выступает в качестве главного координирующего органа в вопросах инновационной деятельности. В данном направлении оно руководствуется Положениями, которые исходят от Прези-

дента Российской Федерации и органов Законодательной власти, представленной Государственной Думой и Советом Федерации. Для банков с государственным участием в этой структуре важную роль играют: Министерство образования и науки РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ.

К задачам Министерства образования и науки Российской Федерации, в частности, относятся:

а) финансирование НИОКР общегосударственного значения;

б) организация условий для развития инновационной деятельности [7, с. 44].

Министерство экономического развития РФ занимается разработкой государственной инновационной политики, поэтому оно очень заинтересовано в инновационной деятельности в государственных банках.

Министерство финансов РФ обеспечивает финансирование инновационной деятельности государственных банков из бюджетных средств, а также осуществляет контроль их использования.

Следует отметить, что финансовое обеспечение инновационной деятельности в банках с государственным участием имеет огромное значение.

По сути, его можно считать одной из стратегических государственных задач, нацеленных на усиление положительного влияния банковского сектора на экономику страны. Прежде всего финансирование затрагивает такие крупнейшие государственные банки, как ОАО АКБ Сберегательный банк Российской Федерации, ОАО Банк ВТБ, ОАО Г азпромбанк, ОАО АКБ Банк Москвы, ОАО Российский сельскохозяйственный банк.

На сегодняшний день инновационная деятельность в таких банках финансируется преимущественно из двух основных источников:

1. Инвестиционные ресурсы государства (средства государственного бюджета, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования,

пакеты акций, имущество государственной собственности) [8, с. 26].

2. Прочие инвестиционные ресурсы, в частности, собственные средства

банков.

Государственная финансовая поддержка в инновационной сфере сегодня реализуется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 30.04.2010), федеральным законом «О федеральном бюджете» от

24.11.2008 № 204-ФЗ и такими методами, как:

- бюджетное финансирование части расходов (используется по отношению к государственным учреждениям);

- предоставление целевых субвенций на погашение налоговых льгот инновационным организациям;

- финансирование научных исследований из средств Федерального бюджета;

- направление прироста ассигнований по статье Федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» на фундаментальные исследования и научное сопровождение крупных инновационных проектов государственного значения;

- эффективное использование средств Федерального бюджета, направленных на финансирование глобальных исследований и содействие научнотехническому прогрессу;

- целевое направление бюджетных средств в целях реализации научного сопровождения крупных инновационных проектов государственного значения;

- оказание содействия в развитии малого научно-технического и инновационного предпринимательства [8, с. 26].

Эффективность инновационных процессов повышается в результате процедуры конкурсности при распределении бюджетных средств. В то же время, доля государственных финансовых ресурсов на НИОКР составляет 70-80 %. Эти данные противоположны инновационно-активным странам, где такая доля приходится на частный бизнес [10, с. 13]. Поэтому для Российской Федерации вопрос финансирования инноваций требует тщательного пересмотра и совершенствования.

Банковский сектор, возглавляемый пятеркой крупнейших государственных банков, должен быть очень мобилен для инновационных преобразований в собственной деятельности и инвестирования в инновации реального сектора экономики. Так, банк ВТБ совместно с госкорпорацией «Роснано» создает семейство венчурных фондов нанотехнологий и инноваций DFG-VTB-Aumra общим размером средств на первом этапе 100 млн. долл. Фонды сконцентрируют свое внимание на перспективных нанотехнологических разработках в РФ и за рубежом. Сбербанк также будет финансировать некоторые проекты в сфере нанотехнологий, в которых участвует госкорпорация. Банк рассмотрит вопросы установления возможного объема инвестиций «Сбербанк Капитал» в уставный капитал компаний в сумме до 5 млрд. руб. [16].

На сегодняшний день государственное финансирование в области инноваций представлено следующими видами:

а) целевое кредитование - предоставление ссуды государством на основе возвратности под установленный процент и сроки;

б) гранты и дотации - выделенные финансовые ресурсы, от государства на безвозмездной основе;

в) долевое участие - предполагает долевое участие в инновационном проекте наряду с коммерческими структурами [12, с. 185].

Правительство Российской Федерации в рамках антикризисной программы в первом квартале 2009 г. оказало финансовую поддержку крупным государственным российским банкам в объеме свыше 300 млрд. руб. [9, с. 294]. А также для обеспечения дополнительной ликвидности и сохранения объемов кредитования в условиях мирового кризиса ОАО АКБ Сберегательному банку России был выделен субординированный кредит в размере 500 млрд. руб. [13, с. 7]. Такой шаг позволил государственным банкам в сложной экономической ситуации сохранить устойчивость на финансовом рынке и следовать намеченным целям, в частности, продолжить работу в области инноваций.

Несмотря на изменения в экономике страны, вызванные мировым финансовым кризисом, прибыль государственных банков по отдельным показателям

превосходит соответствующие данные по отношению к предыдущему году. Это видно на табл. 1 [14].

Таблица 1

Доходы, полученные банками в России в 2009 г. (млрд. долл.)

Виды операций: Г осударственные банки Частные банки Иностранные банки

2009 г. в % к 2008 г. 2009 г. в % к 2008 г. 2009 г. в % к 2008 г.

Доход от кредитования коммерческих организаций 29,3 +49 16,4 +11 4,6 +31

Доход от кредитов, предоставленных физическим лицам 8,5 +8 7,1 -6 3,7 +26

Доход от предоставления в аренду спец. помещений и сейфов для хранения документов и ценностей 34 +73 30,4 +13 9,1 +16

Общий убыток после налогообложения отсутствует 1,9 млрд. РУб. 0,6 млрд. РУб.

Однако большую часть собственной прибыли государственным банкам пришлось использовать на формирование резервов, а не инноваций. Увеличилась также достаточность капитала до 21-22 %.

Сегодня в вопросах финансирования инновационной деятельности существуют определенные трудности, которые рассматриваются на государственном уровне. В Российской Федерации инновационной деятельностью заняты такие структуры, как корпорация развития, инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, госкорпорации, 12 наукоградов, 55 технопарков, 66 ино-вационно-технических центров, 86 центров трансфера технологий, 10 аналитических центров. Но в действительности на долю перечисленных структур приходится 2,5 % расходов на НИОКР и 0,2 % на инновации [10, с. 12]. В ходе реализации государственной политики в области инновационной деятельности существенной проблемой является привлечение финансовых средств частных компаний. Эффективной мерой влияния на направление финансовых ресурсов

может стать модернизация налоговой политики, ориентированной прежде всего на снижение ставки налога на прибыль. Стимулирование развития предприятий с помощью льготных условий налогообложения должно способствовать целевому направлению высвобождаемых средств на финансирование таких направлений развития, как инновационные проекты [11, с. 96].

С другой стороны, необходимо решать вопрос о национализации промежуточного сектора с целью создания вертикальной интеграции, образования инновационно-ориентированных звеньев добавленной стоимости [10, с. 16].

В нашей стране приоритетные направления социально-экономического развития с 2005 г. выделены в так называемые «национальные проекты». В целом мы считаем такой подход к концентрации финансовых ресурсов и целенаправленной реализации мероприятий достаточно эффективным. В таблице 2 [17] [18] приведены данные о финансировании четырех приоритетных национальных проектов, реализуемых сегодня в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Объемы финансирования приоритетных национальных проектов ___________________в Российской Федерации__________________________

Наименова- Объем финансирования (млрд. руб.) Итого

ние проекта 2008 2009 2010 2011 2012 (млрд.руб.)

1. Качественное образование 45,36 31,75 41,5 43,0 40,1 201,71

2. Здоровье 132,0 149,1 158,4 174,4 194,8 808,7

3. Доступное и комфортное жилье 121,8 437,1 301,3 319,1 338,9 1518,2

4. Развитие агропромышленного комплекса 279,0 182,0 384,8 393,0 401,4 1640,2

Данные проекты нацелены на повышение качества жизни российских граждан, являются ключевым звеном государственной политики. Объемы фи-

нансирования могут быть сопоставимы внутри проекта, но на таблице 2 видно, что в целом наблюдается положительная динамика финансирования всех этапов реализации национальных проектов, подтверждая значимость данных направлений в государственном масштабе.

В этой связи государственные банки также могли бы внести свой значимый вклад в реализацию программ государственного значения. Например, создание национального проекта «Инвестиции в инновации», предназначенного для прямого и косвенного финансирования государственными банками инноваций в реальном секторе экономики, как в формах льготного кредитования, так и обслуживания предприятий, занимающихся инновациями, на более выгодных условиях. Кроме того, кредитование инноваций госбанками можно осуществлять, сочетая прямое финансирование и государственные гарантии. Снижение кредитных рисков в данном случае может быть реализовано путем частичного принятия на себя рисков государством, в частности, более детальной проверкой экспертизы инновационных проектов. Подобные меры будут способствовать проявлению у предприятий интереса к занятию инновационной деятельностью, а в масштабах страны позволят заработать всему инновационному механизму.

Заключение

На современном этапе в банках с государственным участием организационно-финансовое обеспечение инновационной деятельности включает в себя три составляющие: организационную, правовую, финансовую.

Организационный аспект предполагает оптимальную структуру построения и взаимодействия звеньев, из которых состоит процесс внедрения инноваций. Нормативные документы регламентируют и регулируют данные процессы. Финансовые ресурсы обеспечивают жизнедеятельность всех этапов инновационной деятельности. На сегодняшний день объемы финансирования, выделяемые из государственного бюджета, и их распределение в области инноваций, определяют продуктивность реализации инновационной деятельности в банках с государственным участием.

Однако эффективность финансирования инновационной деятельности в них может быть повышена за счет привлечения финансовых средств среднего бизнеса и крупных корпораций, в том числе путем предоставления им кредитов на льготной основе, государственных гарантий в рамках национального проекта «Инвестиции в инновации». Для этого также необходима систематическая корректировка законодательной базы в инновационной сфере, содержащая методы налогового стимулирования предприятий, вовлеченных в инновационный процесс, способствующая формированию долгосрочной мотивации для занятия инновационной деятельностью. Данные подходы позволят сделать работу всего инновационного механизма в банках с государственным участием и в Российской Федерации более упорядоченной, целенаправленной и качественной.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федер. закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2006. -№ 52 (1 ч.). - Ст. 5496.

3. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

5. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.

6. Иванов В. В. Деньги. Кредит. Банки: учебник / В. В. Иванов, Б. И. Соколов. - М.: Проспект, 2009. -

848 с.

7. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Питер, 2008. -

448 с.

8. Абрамов Р. А. Особенности бюджетного финансирования инноваций в регионах / Р. А. Абрамов // Финансы и кредит. - № 37. - 2009. - С. 25-30.

9. Владимирова О. Н. Источники финансирования инноваций: тенденции и перспективы / О. Н. Владимирова // Вестник Сибирского аэрокосмического университета им. Акад. М. Ф. Решетнева. - № 2. - 2009. -С. 292-295.

10. Гусев К. Н. Инновации в России: проблемы и перспективы / К. Н. Гусев // Банковское дело. - № 1.

- 2010. - С. 12-16.

11. Никонов Д. В. Финансирование инноваций в России. Эффективность налогового стимулирования исследований и разработок. Академия бюджета и казначейства Минфина России / Д. В. Никонов. - М., 2009. -№ 2. - С. 89-98.

12. Пелевина К. Роль венчурного капитала в финансировании инноваций / К. Пелевина // Вестник института экономики РАН. - № 3. - 2009. - С. 185-193.

13. Греф Г. О. Мы не готовы к мышлению и к работе в условиях 21 века / Г. О. Греф // Коммерсантъ. -№ 98. - 2010. - С. 7.

14. Банковские риски России // Экономика и жизнь. - № 5 (9321). - 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/91336/ (дата обращения: 12.09.2011).

15. Информационный портал BANKI.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.banki.ru (дата обращения: 22.05.2010).

16. Официальный информационный портал о банках и банковской деятельности [Электронный ресурс].

- Режим доступа: www.bankir.ru (дата обращения: 22.05.2010).

17. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rost.ru (дата обращения

12.06.2010).

18. Официальный сайт Министерства сельского хозяйств РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mcx.ru (дата обращения 12.06.2010).

REFERENCES

1. The civil code of the Russian Federation (Part 1) dated 30.11.1994 #51-FZ (edition as of 06.04.2011) // Collection of the RF legislation. - 1994. - # 32. - Article 3301.

2. The civil code of the Russian Federation (Part 4) dated 18.12.2006 # 230-FZ (edition as of 04.10.2010) // Col-

lection of the RF legislation. - 25.12.2006. - # 52. - Article 5496.

3. On protection of the rights of consumers: the RF law dated 07.02.1992 N 2300-1 (edition as of 18.07.2011)

Collection of the RF legislation. - 15.01.1996. - # 3. - Article 140.

4. Constitution of the Russian Federation (accepted by national voting on 12.12.1993) (with regards to the amendments incorporated by the RF Laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 # 6-FKZ, and 30.12.2008 # 7-FKZ) // Collection of the RF legislation. - 26.01.2009. - # 4. - Article 445.

5. On the science and the state scientific and technical policy: the RF federal law dated 23.08.1996 # 127-FZ

(edition as of 21.07.2011) // Collection of the RF legislation. - 26.08.1996. - # 35. - Article 4137.

6. Ivanov V.V. Money. Credit. Banks: textbook. / V.V. Ivanov, B.I. Sokolov. - M.: Prospect, 2009. - 848 p.

7. Fatkhutdinov R.A. Innovative management: textbook. / R.A. Fatkhutdinov. - M.: Piter, 2008. - 448 p.

8. Abramov R.A. Features of the budgetary financing of innovations in the regions // Finances and credit. - #37.

- 2009. - P. 25-30.

9. Vladimirova O.N. Sources of financing of innovations: tendencies and prospects. The bulletin of the Siberian space university named after the academician M.F. Reshetnev. - #2. - 2009. - P. 292-295.

10. Gusev K.N. Innovations in Russia: issues and prospects // Banking. - #1. - 2010. - P. 12-16.

11. Nikonov D.V. Financing of innovations in Russia. Efficiency of tax stimulation of researches and developments. Academy of the budget and treasury of the RF Ministry of Finances / D.V. Nikonov. - M., 2009. - #2.

- P. 89-98.

12. Pelevina K. Role of the venture capital in financing of innovations // Bulletin of the institute of economics of RAN. - #3. - 2009. - P. 185-193.

13. Gref G.O. We aren't ready to thinking and working in the conditions of the 21 century / G.O. Gref // Kommersant. - #98. - 2010. - P. 7.

14. Bank risks of Russia // Economics and life. - #5. - 2010. - P.5.

15. Information portal BANKI.ru [Electronic resource]. - Access mode: www.banki.ru (reference date:

22.05.2010).

16. Official information portal of banks and banking activity [Electronic resource]. - Access mode: www.bankir.ru (reference date: 22.05.2010).

17. Official site of the RF President Council for implementation of the national projects and demographic policy [Electronic resource]. - Access mode: www.rost.ru (reference date: 12.06.2010).

18. Official site of the RF Ministry of agriculture [Electronic resource]. - Access mode: www.mcx.ru (reference date: 12.06.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.