Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления производственными затратами'

Организационно-экономический механизм управления производственными затратами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / THE MECHANISM / THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / MANAGEMENT / INDUSTRIAL EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлова Екатерина Ивановна

В статье исследуется сущность организационно-экономического механизма управления производственными затратами и дается его авторская формулировка. Рассматриваются схема функционирования, организационная структура, объекты, субъекты и методы управления в данном механизме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF INDUSTRIAL EXPENSES

In article the essence of the organizational-economic mechanism of management of industrial expenses is investigated and its author's formulation is given. The functioning scheme, organizational structure, objects, subjects and management methods in the given mechanism are considered

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления производственными затратами»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ Е.И. Г орлова, ведущий экономист финансово-экономического управления

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье исследуется сущность организационно-экономического механизма управления производственными затратами и дается его авторская формулировка. Рассматриваются схема функционирования, организационная структура, объекты, субъекты и методы управления в данном механизме

Раскрытие и конкретизация сущности организационно-экономического механизма управления затратами подразумевает, прежде всего, выявление сути наиболее общего понятия - «механизм», как науки о формах движения и применительно к экономике означающего движение и взаимодействие факторов процесса воспроизводства.

В экономическом словаре понятие «механизм» трактуется как последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление; система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности; внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие [1].

В настоящее время нет однозначных подходов к определению экономического механизма, его структурному анализу, функциям и взаимосвязи его основных подсистем и элементов, к соотношению и взаимодействию народнохозяйственного, отраслевого, регионального и микроэкономического уровней этого механизма как целостной системы.

Среди западных экономистов, занимавшихся проблемами экономических механизмов, следует выделить А. Кульмана. С его точки зрения экономический механизм представляет собой систему взаимосвязей экономических явлений, которые возникают в определенных условиях под воздействием начального импульса. Он определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений. Составляющими элементами механизма всегда выступают и исходное явление, и завершающее явление, и весь процесс, который происходит в интервале между ними [2].

Из российских авторов наибольший интерес вызывает подход к определению экономического механизма у Л.В. Кузьмина, который пишет: «Под экономическим механизмом понимается интегрированная, многоуровневая система форм и методов хозяйствования. Конструкция экономического механизма предприятия включает следующие элементы: систему внутренних экономических отношений, устанавливающую производственно-хозяйственные связи между структурными подразделениями, способы оценки влияния этих связей на общие результаты деятельности предприятия, подсистемы стимулирования, планирования, контроля, нормирования, учета и анализа хозяйственной деятельности» [3] .

Таким образом, в практике имеют место две основные концепции в понимании экономического механизма. Одни ученые рассматривают экономический механизм как процессы, последовательно протекающие в определенных организационных системах по

следующей схеме: воздействие первоначального импульса - взаимодействие экономических явлений и процессов - получение конечного результата, другие

- понимают экономический механизм как совокупность экономических отношений между структурными подразделениями по поводу формирования подсистем планирования, стимулирования, контроля, учета и анализа производственной деятельности.

Формирование и развитие экономических механизмов всегда связано с функционированием различных организационных систем. Это различные институциональные образования как на макроуровне (на уровне транснациональных мирохозяйственных связей, национальных экономик отдельных государств, отраслевых и территориальных комплексов), так и на микроуровне (уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений).

Организационно-экономические механизмы, формирующиеся на основе стохастических и детерминированных взаимосвязей экономических явлений и обусловленные их временной последовательностью, подразделяют на открытые и закрытые. К первому типу относят механизмы сбалансированности (равновесия). Конечный результат функционирования таких механизмов - это новое (обновленное) состояние базового исследуемого явления. Экономические механизмы второго типа характеризуются дублированием (воспроизведением) исходных экономических явлений в новых или обновленных условиях хозяйствования - это так называемые мультипликативные механизмы [4].

Понятие организационно-экономического механизма применительно к управлению производственными затратами можно определить как сложную систему, представляющую собой совокупность элементов организационной структуры производства и управления предприятием, в которых протекают экономические явления и процессы, позволяющая с помощью конкретных методов и инструментов воздействия достичь оптимального уровня, динамики и структуры производственных затрат1. При этом необходимо отметить, что для нормального функционирования данного механизма необходимо информационное, правовое и кадровое обеспечение (рис.1).

1 Производственные затраты -это затраты непосредственно связанные с процессом производства товаров (работ, услуг), образующие их производственную себестоимость в результате потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов и обоснованные технологией и условиями производства.

Элементы организационной структуры предприятия

Экономические явления и процессы

Методы и инструменты воздействия на затраты в процессе производства

Оптимизация уровня, динамики и структуры производственных затрат

Рис.1. Схема функционирования организационно-экономического механизма управления производственными

затратами.

При формировании организационноэкономического механизма управления производственными затратами как правило рассматриваются несколько вариантов организационной структуры управления:

1. Создание рабочих команд или комитетов по решению конкретных проблем, при этом обеспечением управления издержками формально занимается команда (комитет), а управлением непосредственно функциональные подразделения.

2. Делегирование необходимых полномочий управления подразделениям, отвечающим за те или иные виды издержек, при этом обеспечением и управлением занимаются функциональные подразделения.

3. Создание, так называемой проблемной группы, чьей основной функцией будет являться обеспечение управления затратами. Все разработанные проблемной группой сценарии анализируются Координационным Советом и рекомендуются к использованию руководству предприятия, а управление затратами осуществляет непосредственно подразделение, отвечающее за тот или иной вид затрат.

4. В начале постановки системы управления издержками используется проблемная группа с принятием решения через Координационный Совет и в дальнейшем центр разработки и принятия ключевых решений перемещается в конкретные подразделения. Таким образом, подразделение реализует оперативное обеспечение и управление затратами в рамках стратегического направления разработанного проблемной группой и принятого Координационным Советом [5].

Каждый из вышеперечисленных вариантов имеет свои достоинства и недостатки, которые в значительной степени зависят от масштаба деятельности конкретного предприятия.

Первый вариант может быть приемлемым для небольших предприятий, но теряет свою значимость в условиях работы средних и крупных предприятий, поскольку, во-первых, на таких предприятиях по различным проблемам создается множество комитетов, комиссии и пр., не всегда согласованно действующих и не имеющих достаточных полномочий для решения сложных вопросов, во-вторых, для их работы требуется сбор и анализ большого объема информации, в-третьих, при принятии решений о распределении финансовых и материальных ресурсов сложно добиться

объективности (каждый представитель старается поддерживать интересы своего подразделения и не допустить их ущемления в пользу общих целей).

Второй вариант рациональнее использовать на малых и средних производственных предприятиях. Реализация данного варианта на крупном предприятии может быть сопряжена с рядом трудностей, поскольку децентрализация полномочий в подразделения может вести к рассогласованности действии по организации управления производственными затратами. Кроме того не в каждом подразделении имеется квалифицированный специалист, имеющий возможность рационально организовать процесс управления затратами.

Третий вариант, основанный на создании проблемной группы, выглядит более приемлемым для средних и крупных предприятий. Проблемная группа формируется из специалистов основных функциональных подразделений, а Координационный Совет из ведущих специалистов (начальников) подразделений. Проблемная группа разрабатывает сценарии управления затратами. Координационный Совет в свою очередь рассматривает предложенные сценарии, анализирует их, согласовывает, выбирает наиболее оптимальный в качестве основного и выносит его на утверждение руководства. После утверждения сценарий реализуется каждым подразделением в рамках, возложенных на них функций. В качестве недостатков данного варианта можно отметить, то, что основные решения управленческого характера принимаются одним подразделением, а практически реализуются другими подразделениями. Таким образом, при принятии решений возникает необходимость учитывать особенности функционирования каждого производственного подразделения, а, следовательно, и особенности применяемых методов и инструментов по управлению затратами в них.

Четвертый вариант, по сути, представляет собой комбинацию второго и третьего вариантов с присущими им положительными и отрицательными чертами

В целом организационная структура управления производственными затратами наиболее оптимальная для средних и крупных промышленных предприятий и алгоритм ее функционирования представлены на рис.2.

Руководство

предприятия

Координационный Совет

Проблемная

группа

Финансово-

экономическая

служба

Отдел по работе с персоналом

Бухгалтерия

Произв одств енные цеха и мастерские

Утверждение разработанного проекта по оптимизации затрат

Нет

Анализ предложенных проектов и представление руководству основного проекта

Сбор и анализ Представление данных о производственных затратах (ПЗ) 4—

информации о

ПЗ

Разработка проектов достижения необходимого уровня, динамики и структуры ПЗ

Перспективное планирование и нормирование ПЗ в соответствии с утвержденным проектом и представление отчета об их результатах

Учет фактических ПЗ

Непосредственно осуществление затрат в процессе производства

Д

Согласование и утверждение нормативов ПЗ

Да

Доведение нормативов до конкретных исполнителей

Рис.2. Организационная структура и алгоритмизация управления производственными затратами.

Процесс управления производственными затратами протекающий в представленной организационной структуре может быть описан следующим образом. На первоначальном этапе создается проблемная группа, которая занимается сбором и анализом информации о затратах, классифицирует их по видам, элементам, местам возникновения и др., выделяет из них затраты возникающие непосредственно в процессе производства, разрабатывает проекты управления затратами с целью достижения необходимого уровня, динамики и структуры затрат, передает данные проекты на рассмотрение Координационного совета. Координационный Совет рассматривает предложенные проекты, анализирует их, согласовывает, выбирает

наиболее оптимальный в качестве основного и выносит его на утверждение руководства. Руководство либо утверждает данный проект, либо возвращает на доработку. После утверждения проекта финансовоэкономическая служба совместно с отделом по работе с персоналом осуществляет перспективное планирование и нормирование производственных затрат и представляет отчет о результатах своей работы руководству. Далее руководство совместно с Координационным Советом согласовывает и утверждает разработанные нормативы затрат либо возвращает их на доработку вследствие допущения ошибок, неточностей и т.п. В свою очередь проблемная группа во главе с Координационным Советом доводят утвержденные

нормативы до конкретных исполнителей, в частности по производственным затратам - до работников производственных цехов и мастерских, непосредственно осуществляющих представленные затраты. Учет фактических затрат ведется в бухгалтерии предприятия, далее полученные данные передаются в финансовоэкономическую службу, которая осуществляет контроль за выполнением нормативов по производственным затратам, сравнивает показатели по критерию «план-факт» и представляет результаты анализа руководству предприятия. Параллельно в рамках проекта по управлению затратами отдел по работе с персоналом разрабатывает систему мотивации и стимулирования персонала и передает ее на утверждение руководству. Руководство рассматривает предложенную систему мотивации и стимулирования персонала и утверждает ее либо возвращает на исправление и доработку. Отдел по работе с персоналом доводит утвержденную систему мотивации и стимулирования до сотрудников. При вынесении положительной оценки об управлении производственными затратами в соответствии с утвержденной системой мотивации и стимулирования персонала руководство предприятия осуществляет поощрительные мероприятия. Независимо от того, как руководство оценивает достигнутые результаты по управлению затратами, производится поиск резервов по оптимизации производственных затрат для чего собирается и анализируется информация о состоянии дел на предприятии начинается.

Представленная организационная структура управления производственными затратами может рассматриваться как циклично действующая, поскольку процесс управления и поиска резервов по оптимизации затрат непрерывен и постоянно возобновляется с целью исправления возможных упущений и совершенствования достигнутых результатов.

Объекты управления в организационноэкономическом механизме управления производственными затратами можно подразделить на две группы. С одной стороны объектом управления выступают непосредственно сами затраты, возникающие в процессе производства продукции в разрезе принятой их классификации, их уровень, динамика и структура. При этом затраты как объект управления обладают рядом особенностей, таких как:

- динамизм, т.е. они находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни;

- многообразие, которое обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами;

- трудность измерения, учета и оценки, поскольку не существует абсолютно точных методов учета и измерения затрат;

- сложность и противоречивость влияния на экономический результат (снижение одного вида затрат может вести увеличение другого вида затрат и т.п.) [6].

С другой стороны объектами управления становятся места возникновения производственных затрат (МВПЗ). На практике МВПЗ ограничиваются рамками структурных подразделений предприятия (цехов). Определение цеха местом возникновения затрат позволяет сравнительно легко локализовать расходы предприятия и приблизить косвенно распределяемые затраты к произведенной в данном месте продукции (прямым) [7].

Субъектами управления в данном организационно-экономическом механизме могут выступать:

- отдельные должностные лица, наделенные необходимыми полномочиями (менеджеры), принимающие управленческие решения, а также специалисты, участвующие в разработке данных решений;

- элементы организационной структуры предприятия, т.е. структурные подразделения (отделы, управления, службы и т.п.), на которые возложены функции, связанные с управлением затратами;

- коллегиальные органы (коллегии, комиссии, собрания учредителей и т.п.), которые принимают решения от лица организации по вопросам, связанным с управлением затратами.

Поскольку любой механизм представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, то для реализации этого взаимодействия необходима непрерывная циркуляция информации: от субъекта управления к объекту в виде управляющего воздействия (сигналов и команд), а от объекта к субъекту в виде обратной связи (рис. 3.). По этому поводу А.М. Букреев пишет: «Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации» [3].

Управляющее воздействие і г

Субъект управления производственными затратами Объект управления производственными затратами

к і

Информационная среда Обратная связь

Рис. 3. Информационное взаимодействие субъекта и объекта управления производственными затратами

Продолжая исследовать сущность организационно-экономического механизма управления производственными затратами, следует рассмотреть методы воздействия субъекта управления затратами на объект управления.

Методы управления представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий)[8].

В настоящее время методы управления весьма разнообразны, что обуславливает множество подходов их классификации по различным признакам. Однако в наиболее общем виде методы управления можно подразделить на экономические, правовые, организационно-административные, социально-

психологические и количественные (основанные на применении математического аппарата и логики).

Методы управления производственными затратами являются совокупностью инструментов, приемов и способов, с помощью которых субъект управления воздействует на затраты в процессе производства продукции с целью их оптимизации. При этом, в зависимости от того на какой по длительности временной период рассчитано действие каждого конкретного метода управления, методы управления затратами будут классифицироваться на стратегические, тактические и оперативные.

Каждое предприятие самостоятельно выбирает, ориентируясь на свои потребности и специфику деятельности, методы управления и формирует организационно-экономический механизм управления производственными затратами. Достаточно часто на одном предприятии одновременно используется несколько методов (подходов) к управлению затратами, что позволяет наиболее полно контролировать процесс за-тратообразования.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 7-е изд. допол. и перераб. - М.: Институт новой экономики,2007.

2. Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. ред. Н.И. Хрусталевой. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс»,1993. -92с.

3. Букреев А.М. Организационно-

экономический механизм антикризисного управления: теория и практика. - Ворон-ж: Изд-во ВГТУ, 2004. -164с.

4. Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Сибирская Финансовая Школа. - 2006, № 2. - С. 45-54.

5. Скоромник. В. И. Управление затратами [Электронный ресурс] / В. И. Скоромник. Режим доступа: http://www.neweconomic.com/pbl/mf1.html

6. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.

7. Дорман В.Н. Теоретические и практические аспекты управления затратами на предприятии: учеб. пособие / В.Н. Дорман, Т.С. Близнюк, А.П. Багирова. -Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2005. - 168 с.

8. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. -М.: Академия, 2009. - 288с.

Э 8-960-106-31-76

Ключевые слова: механизм, организационноэкономический механизм, управление, производственные затраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.