ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
МЕЛИКЯН Г.Р.,
аспирант,
Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353918, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93
В работе рассмотрены отдельные аспекты формирования организационно-экономического механизма управления интегративной собственностью.
Ключевые слова: интегративная собственность; управление; методы; организационно-экономический механизм.
The paper discusses some aspects of the formation of the organizational-economic mechanism for integrative property.
Keywords: integrative ownership; management; methods; organizational-economic mechanism.
Коды классификатора JEL: D23, K11, P14.
Отличительный признак экономических систем любого уровня — наличие реальных (т.е. явных, измеряемых) взаимосвязей тех или иных экономических феноменов, которые можно классифицировать и сгруппировать. Обнаруженные при этом зависимости (влияния) позволяют сформулировать понятие организационно-экономического механизма.
В Экономическом словаре понятие «механизм» преподносится как «последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление», или же «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности» [6]. Хозяйственный механизм определяется как «совокупность экономических структур, институтов, форм и методов хозяйствования. Служит увязке и согласованию общественных, групповых и частных интересов, обеспечивает функционирование и развитие национальной экономики». Авторы Современного экономического словаря названную категорию рассматривают как «совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства» [5]. Так, А. Кульман утверждает, что «экономический механизм определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений», и уточняет, что «составляющими элементами механизма всегда одновременно выступают и исходное явление, и завершающие явления, и весь процесс, который происходит в интервале между ними» [4, с. 12]. Другими словами, любой организационноэкономический механизм есть определенная совокупность или последовательность экономических явлений [4].
Экономические механизмы, формирующиеся на основе стохастических и детерминированных взаимосвязей экономических явлений и обусловленные их временной последовательностью, исследователи подразделяют на открытые и закрытые организационно-экономические механизмы. К первому типу относят механизмы сбалансированности (равновесия) национальных и мировой экономик, рыночные механизмы ценообразования, финансовые механизмы государств и крупных корпоративных образований, корпораций и организаций. Конечный результат функционирования таких механизмов — это новое (обновленное) состояние базового (исследуемого) явления. Закрытые экономические механизмы характеризуются дублированием (воспроизведением) исходных экономических явлений в новых или обновленных условиях хозяйствования — это так называемые мультипликативные механизмы, т.е. механизмы чередования циклов экономического развития, сезонного колебания ценовой конъюнктуры различных видов товаров и услуг и т.п.
Формирование и развитие экономических механизмов всегда связано с функционированием различных организационных систем. Это различные институциональные образования на уровне транснациональных мирохозяйственных связей, национальные экономики отдельных государств, отраслевые и территориальные комплексы, корпоративные структуры бизнеса, отдельные корпорации и их структурные подразделения (филиалы, представительства) и т.д.
Под базовым механизмом организационного управления (механизмом функционирования реальных организационных систем) понимают «достаточно сложный набор процедур, правил, положений, инструкций, регламентирующих поведение лиц, готовящих и принимающих решения на всех этапах функционирования организации» [1, с. 134].
© Г.Р. Меликян, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
80
Г.Р. МЕЛИКЯН
Авторы цитируемого издания предлагают и классифицируют базовые механизмы по видам как приоритетные, многоканальные, открытого управления, согласованные и прогрессивные, при этом, полагают они, приоритетные могут быть представлены как конкурсные, прогрессивные — как противозатратные [1].
В современных условиях определяющим (базовым) элементом любого организационного или экономического механизма управления сложной иерархической системой служат отношения собственности. Точнее, формирование и развитие нового организационно-экономического механизма управления собственностью предполагает учет и баланс интересов государства, эффективных собственников, производственного менеджмента и общества. В этой связи особое место в управлении интегративной собственностью занимают вопросы формирования организационно-экономического механизма и анализа его воздействия на участников интегративных отношений. При этом необходимо исследовать влияние эндогенных и экзогенных факторов, заданных в обоснованных интервальных границах экономических параметров.
Предлагаемые подходы к управлению организационно-экономическими системами необходимо формировать с учетом сущности и понятийного аппарата организационно-экономического механизма их становления и развития. Под организационно-экономическим механизмом управления сложными организационными системами в этом случае понимается взаимозависимая совокупность следующих основных элементов: формы и методы экономического управления с мотивацией систем стимулирования; формы и методы тактического и оперативного управления; рычаги и методы формирования системы управляющих параметров с элементами самонастраивания (самоорганизации); система обоснованных ограничений финансового и административного характера; информационная система формирования законодательно-правовой и нормативной базы управленческих решений.
Исследователи сложных организационных систем (В.Н. Бурков, В.А. Ириков, В.В. Кондратьев, А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, И.Т. Балабанов и др.) подразделяют весь комплекс задач, возникающих при формировании и управлении развитием организационно-экономических систем, на задачи, непосредственно связанные с изучением динамики свойств самого механизма развития или функционирования или его отдельных элементов, и задачи формирования организационно-экономического механизма с заранее заданными параметрами и свойствами.
Задачи первого рода направлены на выбор и обоснование ряда транспарентных показателей, с максимальной объективностью отражающих процессы рационального (оптимального) функционирования механизма. Конкретный набор показателей обусловлен главной целью мониторинга и во многом определяется уровнем затрат (временных и финансовых) при их использовании.
Другие задачи связаны с построением экономических систем, требуют изучения значительного количества организационно-экономических механизмов-аналогов с учетом факторов, обусловленных взаимозависимостью элементов внутри системы и самой этой системы с внешней институциональной и хозяйственной средой.
И.Т. Балабанов под организационно-экономическим механизмом предприятия понимает финансовый механизм — «систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов» [2, с.25].
Т.А. Владимирова отмечает, что «финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной системе необходимо включает в себя согласованную систему целей, критериев и условий (в том числе ресурсных) и базируется на информационной поддержке, конкретных правилах финансового, информационного и технологического взаимодействия элементов между собой и с внешней средой, на методах формирования управляющих параметров (рычагов: планов, цен, нормативов), на методах финансового и оперативного управления, административных и финансовых ограничениях деятельности субъектов хозяйствования внутри системы и во внешней среде» [3, с.13-14].
При формировании организационно-экономического механизма используются методы наблюдения, экспериментального апробирования (реализации), имитационного и экономико-математического моделирования и др.
В условиях глобализации мирохозяйственных связей, ужесточения конкуренции и интенсивного развития информационных технологий сложные организационные и экономические системы в своем развитии отталкиваются, прежде всего, от целей деятельности, наличия всех необходимых для этого ресурсов и соответствия выбранных критериев эффективности конечному результату при балансе интересов государства, собственников и менеджмента. Причем на разных уровнях иерархии присутствуют вполне конкретные, характерные именно для них специфические особенности.
Для любой национальной экономики первостепенное значение при формировании целей развития имеют проблемы, связанные с эффективностью использования собственности, уровнем ВВП на душу населения, местом на мировых рынках производства важнейших (стратегических) видов продукции и др.
На достижение поставленных целей влияют ресурсные ограничения, формирующиеся за счет факторов политического, экономического, географического и экологического характера. Конкретизация целей зависит от временного лага (периода), характеризующего этап жизненного цикла системы.
Понятие организационно-экономического механизма управления собственностью как экономической категорией, обусловливающей отношения владения и распоряжения конкретным имуществом и иными вещными правами, в отечественной литературе практически не рассматривается.
С учетом рассмотренных подходов и общего смыслового (семантического) значения термина «механизм», а также исходя из системной взаимосвязи его организационно-экономических элементов, позволяющей влиять на динамику результирующих показателей (т.е. управлять), можно дать следующее определение организационноэкономическому механизму управления собственностью.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ.
81
Организационно-экономический механизм управления собственностью представляет собой разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп (субъектов, объектов, принципов, методов и инструментов и т.п.), а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию, в ходе и под влиянием которых гармонизируются экономические отношения (интересы) государства, собственников и общества.
Конечным результатом функционирования такого механизма для первого и второго уровней является формирование рационального финансового плана государства, включая сбалансированные по налоговым и неналоговым поступлениям бюджеты развития: федеральный государственный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Для третьего и четвертого уровней — это формирование стратегии экономического развития на основе баланса экономических интересов всех участников интегративных образований, обеспечивающей постоянный экономический рост и высокий уровень капитализации.
Интенсивность достижения цели (приближение к ней) определяется главным образом условиями оптимальности. И здесь многое, как это указывалось выше, зависит от экономических интересов участников и условий конкретного временного периода. Для собственников (участников) оптимальным является рост рыночной стоимости собственности, а для менеджеров и наемного персонала — стабильное функционирование организации, обеспечивающее постоянный рост текущего потребления (материальное вознаграждение как основной критерий мотивации деятельности). Для государства или его территориального образования — это стабильное и достаточное поступление налогов в бюджеты. Цели государства как участника формирования организационно-экономического механизма управления собственностью включают обеспечение государственных экономических интересов: налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты. Достаточно высокая доля доходов бюджета формируется за счет продажи (приватизации), сдачи в аренду, передачи в хозяйственное ведение или оперативное управление государственной (муниципальной) собственностью.
Противоречия между конечными целями функционирования (различные показатели эффективности для участников интегративных отношений), механизмами формирования и развития сложных интегративных бизнес-структур могут закладываться изначально или возникать стохастично в ходе реализации целей. В этой связи, если требования гибкости и агрегированности при формировании организационно-экономического механизма управления такими системами выполнены, можно вести речь об интегрированном взаимодействии всех участников рассматриваемой организационной бизнес-структуры.
Интегративные образования (группы) как объединения юридических лиц и как структуры собственности (титулы собственности всех участников) можно описать через сферу их экономических интересов, формирующих, в конечном счете, интегрированный имущественно-правовой комплекс в виде сложно структурированной организационной системы. Цели хозяйственной деятельности реализуются через взаимодействие системы с различными контрагентами (органы власти, потребители продукции, технологические партнеры, посредники, кредитно-финансовые институты и др.).
Если организационно-экономический механизм управления собственностью как системой интеграционного взаимодействия участников в обязательном порядке включает сформированную участниками систему целей и ресурсных ограничений, а также систему показателей экономической оценки результативности и имеет соответствующее информационное обеспечение, то его можно рассматривать как системно структурированную совокупность норм правового, организационного и экономического характера, позволяющих элементам системы — ее организациям-участникам рационально взаимодействовать как внутри корпорации, так и с внешней средой
Организационно-экономический механизм обеспечивает взаимодействие элементов и более сложной системы, которая, в свою очередь, является частью внешней среды. Вообще говоря, любая система своим существованием обязана среде, из которой она выделена. Выделение системы из среды обусловлено главным образом целями ее формирования, а также основными направлениями развития экономических и финансовых отношений конкретного временного периода. Сам факт выделения и позиционирования организационно-экономической системы (в территориальном, экономическом, правовом или финансовом отношении) имеет целевую направленность, определяемую соответствующими законами, постановлениями, положениями, распоряжениями, программами и другими нормативными актами, регламентирующими конкретные направления и аспекты хозяйственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. БалабановИ.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.
2. БурковВ.Н., КондратьевВ.В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.
3. Владимирова Т.А. Финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной экономической системе: рычаги и методы. Новосибирск: СИФБД, 2002.
4. Кульман А. Экономические механизмы / Пер. с фр.; под общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М.: Прогресс; Универс, 1993.
5. РайзбергБ.А., ЛозовскийЛ.Ш., СтародубцеваЕ.Б. Современный экономический словарь. М., 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yas.yuna.rU/71879053312@0816185600.
6. Экономический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/ oicssenoaaiшe_iaoaieci. Мт1
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2