Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами на предприятии'

Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
977
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MECHANISM / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES / РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT LEVERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко А. В.

Статья посвящена исследованию формирования организационно-экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятии. Рассматриваются рычаги управления в условиях изменяющейся бизнес-среды предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic mechanism of business processes management at the enterprise

Тhe article examines organizational and economic mechanism of business processes management at an enterprise. The author considers the management levers in a changing business environment of the enterprise

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами на предприятии»

_Аннотация

Статья посвящена исследованию формирования организационно-экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятии. Рассматриваются рычаги управления в условиях изменяющейся бизнес-среды предприятия.

Радченко А.В.

директор по продукту и продуктовому маркетингу группы компаний «Восток-Сервис», г. Красногорск svraevsky@mail.ru

механизм управления

предприятием и его рычаги

организационно-экономический механизм

управления бизнес-процессами на предприятии

В многочисленных определениях под организационно-экономическим механизмом понимается следующее:

- совокупность структурных, организационно-управленческих, организационно-технических и информационных механизмов, а также механизмов корпоративного планирования (1);

- совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями организации (2);

- способ использования экономических законов для достижения конечных хозяйственных результатов (3);

- организационно-экономическая и социальная система (4);

- целеполагание, организация и стимулирование (5);

- институциональная основа, система планирования, организационная структура, (организационный механизм) система стимулов или экономический механизм (6);

- организационное и экономическое принуждение участников кризисного процесса к определенной антикризисной деятельности. Воздействуя на экономические интересы, оно обеспечивает соответствие инновационной стратегии кризисного поведения уровню развития экономики предприятия (7).

Механизм управления

Мы разделяем взгляды ученых, характеризующие организационно-экономический механизм как «систему», «совокупность связей и отношений», «процесс стимулирования» и т.д. Однако изложенные

менедж

выше трактовки экономической категории «механизм управления» содержат два недостатка, которые, по нашему мнению, недостаточно полно характеризуют обозначенный термин. Во-первых, механизм управления организацией нельзя охарактеризовать только как взаимосвязь между подразделениями предприятия. В механизме должна обязательно присутствовать сила, то, что приводит объект в движение, то, что заставляет его работать так, как того требуют внешние условия (в данном случае условия развития бизнес-процессов). Во-вторых, значимость воздействия этой силы определяется не только совершенствованием планирования, экономических стимулов, организационно-экономических форм управления, но и их нацеленностью на получение четко обозначенных результатов (поскольку мы говорим о бизнес-процессах, то на получение максимальной прибыли).

Процесс управления на предприятии в настоящее время тесно связан с бизнесом, предпринимательской деятельностью, протекающей в условиях жесткой конкуренции. Поэтому для достижения успеха необходимо постоянно совер-

шенствовать систему управления бизнес-процессами, обеспечивая быстрое реагирование на изменения бизнес-среды, нахождение неординарных решений в меняющейся ситуации и координации деятельности всех бизнес-процессов предприятия.

Рычаги управления предприятием

Эффективное развитие бизнеса, результатом которого должно быть получение прибыли, невозможно без скоординированной взаимосвязанной работы всех бизнес-процессов.

Функционирование предприятия в условиях развития бизнеса предполагает организацию управления на основе единого механизма управления бизнес-процессами. Основным его предназначением является создание эффективно работающего предприятия в условиях неопределенности бизнес-среды. Бизнес-среда оказывает существенное воздействие на предприятие, поэтому ему необходимо определить четкие ориентиры своей деятельности, то есть определить цель своего функционирования.

В зависимости от выбранной цели деятельности в процессе ее осуществления на объект управления оказывают влияние те или иные условия бизнес-среды. Следовательно, от того, как быстро предприятие сможет оценить эти условия и учесть их влияние на свою деятельность, во многом зависит эффективность функционирования объекта управления. В этом случае в силу вступают рычаги механизма управления.

Ключевые слова:

организационно-экономический механизм, предприятие, механизм управления, менеджмент, бизнес-процессы, рычаги управления

Рычаги управления предприятием -средства, которые приводят систему в состояние, соответствующее условиям ускоренного развития бизнеса.

В составе механизма предлагается выделить следующие основные рычаги управления: экономические, технические, технологические, социальные, психологические, сбытовые, маркетинговые, правовые, экологические и организационные.

Экономические, технические, технологические, социальные и психологические рычаги

Экономические рычаги в рамках механизма управления представлены следующими составляющими:

- финансовая стабилизация предприятия;

- наличие материальной заинтересованности работников в объеме выпуска продукции;

- повышение уровня производительности труда;

- наличие резервных средств на освоение новых изделий;

- прогрессивность экономических норм и нормативов;

- оптимизация затрат на производство продукции;

- снижение срока окупаемости инвестиций.

Социальные рычаги управления включают в себя следующие аспекты деятельности:

- повышение квалификации работников предприятия;

- профессиональная укомплектованность кадрами подразделений;

- организация бытового обслуживания и общественного питания,

Keywords:

organizational

and economic mechanism,

enterprise,

management mechanism, management, business processes, management levers

общественная активность трудящихся, мотивация персонала, коллективное принятие решений, возрастная и половая структура производственных коллективов. Технические рычаги управления можно охарактеризовать повышением уровня прогрессивности применяемого оборудования, механизацией и автоматизацией производства, повышением уровня оснащенности производства инструментами и приспособлениями.

Технологические рычаги управления включают:

- повышение уровня прогрессивности технологии;

- обеспечение высокой технологической оснащенности службы контроля качества продукции;

- совершенствование технологии производства;

- повышение степени отработанности технологии;

- обеспечение соответствующих санитарно-технических норм производства.

Психологические рычаги управления воздействуют на формирование личности, обладающей высокой ответственностью и коллективистской психологией, высокой квалификацией. Данные рычаги должны быть направлены на целевое изменение мотива-

менеджмен

ции работников для достижения в конечном итоге высоких конечных результатов деятельности предприятий.

Сбытовые, маркетинговые, правовые, экологические и организационные рычаги

Сбытовые рычаги управления характеризуются рациональной организацией ценовой политики предприятия, налаживанием контактов с покупателями продукции, обеспечением сервиса. В условиях рыночной экономики у любого предприятия возрастает необходимость систематического поиска и освоения новых рынков. В этой связи необходимо налаживание всех сфер сбытовой деятельности предприятия в целях максимизации объема продаж и роста прибыли предприятия.

Маркетинговыми рычагами управления следует считать:

- исследование спроса на производимую продукцию;

- организацию поиска новых рынков сбыта;

- продвижение товара на выбранном сегменте рынка;

рычаги управления предприятием - средства, которые приводят систему в состояние,

соответствующее условиям ускоренного развития бизнеса

- грамотную рекламную политику предприятия.

Экологические рычаги управления должны обязательно присутствовать в механизме управления. Они включают в себя: оздоровление окружающей среды, соблюдение производственной санитарии, охрану труда, снижение производственного шума, оснащение производственных подразделений гигиеническими средствами.

Правовые рычаги управления представлены следующими составляющими:

- соблюдение прав потребителей продукции;

- регламентация взаимоотношений продавцов (производителей) и потребителей, установление их прав, обязанностей, ответственности;

- документальное обеспечение соответствия продукции установленным стандартам;

- правовое регулирование деятельности организации.

Грамотная правовая деятельность в сфере предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим хозяйствующим субъектам экономическую свободу. Организационные рычаги управления включают в себя следующие направления деятельности:

- повышение уровня организации рабочего процесса;

- развитие гибкости производства;

- развитие резервных мощностей;

- повышение уровня организации ремонтных подразделений;

- совершенствование организации рабочих мест и условий труда;

- повышение обеспеченности всеми видами ресурсов.

Таким образом, предприятие может быть представлено совокупностью бизнес-процессов (финансовых, инновационных, производственных, обслуживающих, планово-учетных, маркетинговых, сбытовых), функционирующих в единой системе.

Литература

1. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. - М.: Русская деловая литература, 1998.

2. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: теория и практика формирования. - М.: Наука,1983.

3. Боренберг Б.М. Организация управления народным хозяйством в регионе. - Киев: Наук. думка, 1989.

4. Абалкин Л.И. Что такое хозяйственный механизм? - М.: Экономика, 1980.

в условиях рыночной экономики у любого предприятия возрастает

необходимость систематического поиска и освоения новых рынков

5. Методика подготовки бизнес-плана инвестиционных проектов. // Российский экономический журнал. - 1994. - № 4.

6. Ясин Е.Г. Хозяйственная система и радикальная реформа. - М.: Экономика, 1999.

7. Букреев A.M. Организационно-экономический механизм антикризисного управления. - Воронеж: ВГТУ, 1999.

Radchenko A.V.

Director for Product and Product Marketing, Group of companies «Vostok-service», Krasnogorsk

Organizational and economic mechanism of business processes management at the enterprise

_Abstract

The article examines organizational and economic mechanism of business processes management at an enterprise. The author considers the management levers in a changing business environment of the enterprise.

менеджмент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.