Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм развития рынка технических средств в АПК региона'

Организационно-экономический механизм развития рынка технических средств в АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТЕХНИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЦЕНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF EQUIPMENT / ECONOMIC AND PRICE RELATIONS / COMPETITIVE ENVIRONMENT / INFORMATION CONSULTING SYSTEM OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лялин Д.В., Лялина Т.М., Горбунова О.С.

В статье исследован организационно-экономический механизм развития рынка технических средств в АПК региона. В условиях продолжающегося кризиса в аграрном секторе экономики особую тревогу вызывает нарастающее старение сельскохозяйственной техники, опережающее уровень ее обновления. А не спадающие темпы ее импорта приводят к свертыванию отечественного сельхозмашиностроения, что повышает зависимость аграрных организаций от дорогой зарубежной техники и ориентирует развитие рынка технических средств в АПК в пользу иностранного инвестора. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании организационно-экономического механизма развития рынка технических средств в АПК региона, которые бы учитывали экономические интересы основных ее потребителей и производителей. В статье исследованы экономические, ценовые отношения развития рынка технических средств в регионе, в условиях несоответствия моделей этого рынка, в которых функционируют производители и потребители техники, и разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма этого рынка в АПК региона. В статье предложен ряд задач экономического механизма, решаемых в приоритетной последовательности. Разработан алгоритм механизма формирования экономических отношений в условиях конкурентной среды, который включает этапы: институциональный, организационный, реализационный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лялин Д.В., Лялина Т.М., Горбунова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF TECHNICAL EQUIPMENT IN REGION AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

In article the organizational and economic mechanism of development of the market of technical means in agrarian and industrial complex of the region is investigated. In the conditions of the proceeding crisis in agrarian sector of economy the special alarm is caused by the accruing aging of agricultural machinery advancing the level of its updating. But not falling down rates of its import lead to folding of domestic agricultural mechanical engineering that increases dependence of the agrarian organizations on expensive foreign equipment and focuses development of the market of technical means in agrarian and industrial complex, in favor of the foreign investor. In this regard there is a need for improvement of the organizational and economic mechanism of development of the market of technical means for agrarian and industrial complex of the region which would consider economic interests of her main consumers and producers. In article the economic, price relations of development of the market of technical means in the region, in the conditions of discrepancy of models of this market in which producers and consumers of equipment and development of recommendations about improvement of the organizational and economic mechanism of this market in agrarian and industrial complex of the region function are investigated. In article it is offered a number of the problems of the economic mechanism solved in priority sequence. The algorithm of the mechanism of formation of the economic relations in the conditions of the competitive environment which includes stages is developed: institutional, organizational and realization.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм развития рынка технических средств в АПК региона»

333^»- Аграрный вестник Урала № 12 (130), 2014 г. - < ^^

Экономика

щ

УДК 338.43

организационно-экономический механизм развития рынка технических средств в апк региона

Д. В. ЛЯЛИН,

кандидат экономических наук, доцент, Т. М. ЛЯЛИНА,

кандидат экономических наук, доцент, О. С. ГОРБУНОВА,

старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: организационно-экономический механизм развития рынка техники, экономические и ценовые отношения, конкурентная среда, информационно-консультационная система региона.

В статье исследован организационно-экономический механизм развития рынка технических средств в АПК региона. В условиях продолжающегося кризиса в аграрном секторе экономики особую тревогу вызывает нарастающее старение сельскохозяйственной техники, опережающее уровень ее обновления. А не спадающие темпы ее импорта приводят к свертыванию отечественного сельхозмашиностроения, что повышает зависимость аграрных организаций от дорогой зарубежной техники и ориентирует развитие рынка технических средств в АПК в пользу иностранного инвестора. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании организационно-экономического механизма развития рынка технических средств в АПК региона, которые бы учитывали экономические интересы основных ее потребителей и производителей. В статье исследованы экономические, ценовые отношения развития рынка технических средств в регионе, в условиях несоответствия моделей этого рынка, в которых функционируют производители и потребители техники, и разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма этого рынка в АПК региона. В статье предложен ряд задач экономического механизма, решаемых в приоритетной последовательности. Разработан алгоритм механизма формирования экономических отношений в условиях конкурентной среды, который включает этапы: институциональный, организационный, реализационный.

the organizational and economic mechanism of development of the market of technical equipment in region agrarian and industrial complex

D. V. LYALIN,

candidate of economic science, associate professor, T. M. LYALINA,

candidate of economic science, associate professor, O. S. GORBUNOVA,

senior lecturer, Ural State Agricultural University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)

Keywords: organizational and economic mechanism of development of the market of equipment, economic and price relations, competitive environment, information consulting system of the region.

In article the organizational and economic mechanism of development of the market of technical means in agrarian and industrial complex of the region is investigated. In the conditions of the proceeding crisis in agrarian sector of economy the special alarm is caused by the accruing aging of agricultural machinery advancing the level of its updating. But not falling down rates of its import lead to folding of domestic agricultural mechanical engineering that increases dependence of the agrarian organizations on expensive foreign equipment and focuses development of the market of technical means in agrarian and industrial complex, in favor of the foreign investor. In this regard there is a need for improvement of the organizational and economic mechanism of development of the market of technical means for agrarian and industrial complex of the region which would consider economic interests of her main consumers and producers. In article the economic, price relations of development of the market of technical means in the region, in the conditions of discrepancy of models of this market in which producers and consumers of equipment and development of recommendations about improvement of the organizational and economic mechanism of this market in agrarian and industrial complex of the region function are investigated. In article it is offered a number of the problems of the economic mechanism solved in priority sequence. The algorithm of the mechanism of formation of the economic relations in the conditions of the competitive environment which includes stages is developed: institutional, organizational and realization.

Положительная рецензия представлена С. В. Рачек, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного университета путей сообщения.

- Аграрный вестник Урала № 12 (130), 2014 г.

Экономика

Продолжающийся кризис в аграрном секторе экономики породил немало проблем на селе социально-экономического, технического и демографического характера. Особую тревогу вызывает нарастающее старение сельскохозяйственной техники, опережающее уровень ее обновления. А не спадающие темпы ее импорта приводят к свертыванию отечественного сельхозмашиностроения, что повышает зависимость аграрных организаций от дорогой зарубежной техники и ориентирует развитие рынка технических средств в АПК в пользу иностранного инвестора.

В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании организационно-экономического механизма развития рынка технических средств в АПК региона, которые бы учитывали экономические интересы основных ее потребителей и производителей.

Цель и методика исследований.

Цель — исследование экономических, ценовых отношений развития рынка технических средств в регионе, в условиях несоответствия моделей этого рынка, в которых функционируют производители и потребители техники, и разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма этого рынка в АПК региона.

В ходе исследования применялись следующие методы экономического анализа: статистический, экспертных оценок, монографический.

Результаты исследований.

Перевооружение технико-технологической базы аграрного сектора может быть осуществлено на основе применения экономического механизма [1], включающего следующие задачи, решаемые в приоритетной последовательности:

1. Оптимизация соотношения уровней обеспеченности сельского хозяйства отечественной и зарубежной техникой на основе применения соответствующего данному требованию механизма таможенно-тарифного регулирования.

2. Выбор эффективных методов оценки техники и технологий, а также инвестиционных проектов, для конкретных природно-экономических зон на уровне регионов и локальных сельских территорий.

3. Выполнение расчетов по оптимизации МТП по каждому сельскохозяйственному предприятию региона методом доукоплектования.

4. Обоснование объемов финансирования и субсидирования сельских хозяйств в разрезе муниципальных формирований региона, с учетом выполненных аналогичных расчетов по каждому агрохозяйству.

5. Определение источников финансирования с обоснованием эффективности проектных решений на основе предлагаемой их инвестиционной привлекательности.

6. Выполнение маркетинговых исследований на рынке сельскохозяйственной техники с целью обновления МТП сельхозпредприятий по выбранному оптимизационному варианту.

7. Подготовка и переподготовка механизаторских кадров для работы на новой технике и совершенствованию методов мотивации их труда.

8. Оптимизация структуры государственного субсидирования АПК, как по его основным сферам (сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, агросервис-ные кооперативы), так и по отдельным направлениям (реконструкция новых сельскохозяйственных ком-

плексов, приобретение сельскохозяйственной техники, элитное семеноводство, страхование урожая и т. д.).

9. Выбор и обоснование приоритетных сценариев порегионной ориентации перевода аграрного сектора на инновационный путь развития (осуществляется только после укрепления экономики сельских хозяйств за счет решения всех выше названных задач). Без повышения платежеспособного спроса сельскохозяйственных предприятий, при ограниченной, по условиям ВТО, государственной поддержке, перевод аграрного сектора на инновационный путь развития практически нереален.

Маловероятно осуществлять такой переход даже в случае полного технического оснащения сельскохозяйственных предприятий. Для этого еще необходимо возродить село, его разрушенную социальную инфраструктуру, без которой сельское хозяйство останется без кадров.

Формирование и развитие рынка сельскохозяйственной техники затруднительно в условиях несоответствия моделей этого рынка, в которых функционируют производители и потребители техники. Трудности в основном связаны с несовершенством ценовых соотношений между производителем сельскохозяйственной техники, посредническими структурами и потребителем. Сюда же можно отнести и качественную сторону этих отношений, связанную с поставкой селу низкокачественной и некомплектной техники.

Механизм формирования экономических отношений может быть реализован в условиях конкурентной среды, соответствующей институциональной базы и политики государства в условиях ВТО с использованием следующего алгоритма.

1-й этап — институциональный.

Задачи этого этапа:

1. Формирование соответствующей законодательно-нормативной базы, обеспечивающей решение проблемы эквивалентности в системе «производитель — посредник — потребитель» (П-П-П).

2. Разработка и принятие нормативов налогооблагаемой базы для субъектов данного рынка на оптимальном уровне.

3. Введение эффективного механизма таможенного тарифного регулирования, оптимизирующего экспортно-импортные эквиваленты на рынке сельскохозяйственной техники.

4. Использование приоритетного госинвестирования сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающего рациональность в соотношении количества приобретаемых ими энергомашин зарубежного и отечественного образца в процессе инновационных преобразований.

2-й этап — организационный.

Задачи этого этапа:

1. Создание региональной ассоциации по материально-техническому обеспечению сельских хозяйств.

2. Организация кооперативной информационно-консультационной системы региона.

3. Формирование кооперативной системы технического сервиса в регионе.

4. Организация государственно-кооперативных интеграционных структур лизингового типа.

3-й этап — реализационный.

Задачи этого этапа:

1. Развитие конкурентной среды на рынке технических средств для сельских хозяйств.

Аграрный вестник Урала № 12 (130), 2014 г.

Экономика

2. Развитие кооперативной системы технического сервиса.

3. Повышение устойчивости спроса на технические средства на основе эффективной государственной поддержки сельских хозяйств.

4. Эволюционный переход на территориальные агротехнические кластеры, создающих условия для мотивационного создания эквивалентных ценовых соотношений в системе «П-П-П».

Внесем пояснения в предложенный алгоритм.

В законодательно-нормативной базе должен быть, по нашему мнению, заложен фундамент для развития цивилизованных форм агрокооперации в сфере не только технического сервиса, но и в рамках рынка сельскохозяйственной техники в целом. Такая система будет конкурентна на этом рынке.

Основной государственный регулятор эквивалентности отношений в системе «П-П-П» — налоговая сфера, на основе которой осуществляется перераспределение доходов в пользу ущемленного в ценах субъекта данного рынка. То есть, поступившая в госбюджет сумма налогооблагаемой базы, направляется непосредственно «пострадавшей» от ценового диспаритета стороне, согласно действующим законодательным нормативам. Для реализации такого механизма потребуется соблюдение следующих трех условий:

1) «достоверная» система информационного обеспечения;

2) своевременность отчетности субъектов данного рынка перед налоговой структурой;

3) объективная оценка их доходности и ответственность, через штрафные санкции за искажение предоставляемой информации.

Целесообразность таможенно-тарифного регулирования возникает в связи с проникновением на отечественный рынок сельскохозяйственной техники зарубежных производителей [2]. В целях соблюдения экономических интересов отечественных сельхозтоваропроизводителей, цены на приобретаемую ими технику должны пройти через данную регулирующую структуру. Если же достигнутая раннее договоренность с ВТО не позволяет осуществить эти действия, то часть средств, получаемых Россией от импортных операций, может быть направлена на поддержку аграриев.

Такая мера обусловлена тем, что избыточное проникновение на российский рынок зарубежной сельскохозяйственной техники излишне обостряет конкуренцию, от чего не могут получить устойчивое функционирование отечественные заводы сельхозмашиностроения. Ведь на внутрироссийском рынке доля энергомашин велика: по тракторам — 75 %; зерноуборочным комбайнам — 35 % и кормоуборочным машинам — 48 %.

Соблюдая заранее установленных государством, на основе таможенно-тарифного регулирования, оптимальных пропорций, между количеством приобретаемой аграриями отечественной и зарубежной техники, позволит повысить конкурентоспособность отечественных заводов.

Пояснение по второму этапу, часть задач которого может осуществляться одновременно с задачами первого этапа. Создание такой организации как региональная ассоциация по материально-техническому обеспечению сельских хозяйств (РАМТ) обусловлено необходимостью осуществления координационных

действий между субъектами рынка сельскохозяйственной техники. Суть этих действий сводится к выполнению следующих функций:

1) организация приоритетных проектных решений по инновационным преобразованиям в субъектах рынка, с обоснованием целесообразности их внедрения в конкретные периоды;

2) организация маркетинго-мониторинговых исследований на рынке сельскохозяйственной техники, с целью принятия его субъектами экономически более эффективных действий в производственно-сбытовой деятельности, с учетом возникающих рисков;

3) «сглаживание» конфликтных ситуаций между субъектами рынка, с учетом заранее разработанных и утвержденных ими штрафных санкций;

4) организация проведения конференций, круглых столов, выставок для расширения предпринимательской активности субъектов данного рынка.

Следующая составляющая второго этапа — организация кооперативной информационно-консультационной системы региона, которая является дополнением к РАМТ. Она осуществляет две основные функции: информационную и консультационную. Первая включает такие составляющие, как сбор, обработка и доведение до Ассоциации сведений о состоянии машинно-тракторного парка (МТП) в сельскохозяйственных предприятиях, соотношение между численностью приобретения ими отечественных и зарубежных энергомашин, тенденции на рынке технических средств в АПК, состояние экономики сельских хозяйств региона и другие. По второй функции: популяризация отечественных и зарубежных образцов сельскохозяйственной техники и возможность эффективного их применения в региональных условиях, проведение консультационных услуг по оптимизации МТП и рациональному комплектованию машинно-тракторных агрегатов, прогрессивным методом ремонта техники, разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры и т. д.

Важнейшая составляющая данного этапа — формирование региональной кооперативной системы технического сервиса. Без решения данной задачи практически невозможно создать конкурентную среду на рынке сельскохозяйственной техники и преодолеть монополизм частных структур, а также приблизиться к самой совершенной системе кооперации — территориальным кластерам. Принципы, на которых основано функционирование таких структур, несовместимы с современной ситуацией не только на рассматриваемом рынке. Эти принципы известны давно и включают, например, такие как добровольность вхождения в кластер, соблюдение эквивалентности расходов и доходов, взаимоконтроль затрат и другие.

Ближе всего к территориальным кластерам расположена цивилизованная агрокооперация, являющаяся собственностью сельхозтоваропроизводителей. Поэтому формирование ее и развитие является важнейшей задачей нынешнего периода.

В связи с этим, было бы целесообразным реанимировать «участие» машинно-технологических станций (МТС), выделив на это беспроцентные госкредиты создаваемым агросервисным кооперативам. Такие структуры должны быть в каждом сельском районе, или одна МТС на два района (административных формирований).

333^»— Аграрный вестник Урала № 12 (130), 2014 г. - < JJJ^^l

Экономика

щ

Ситуация же с МТС в регионе весьма плачевная поскольку из 11 ранее действующих станций осталось только две.

МТС должны быть широко диверсифицированными, то есть оказывать комплекс услуг не только непосредственно связанных с агротехсервисом, но и выполнять лизинговые функции, а также принимать активное участие на вторичном рынке сельскохозяйственной техники. Закупая подержанную технику у сельских хозяйств, в основном, у членов кооператива, МТС восстанавливает ее работоспособность и реализует сельскохозяйственным предприятиям, а также хозяйствам населения.

Созданием кооперативов на базе МТС решается и следующая задача — организация государственно-кооперативных интеграционных структур лизингового типа.

Попытаемся обосновать задачи третьего (реализационного) этапа механизма. Его задачи в основном связаны не столько с формированием, сколько с процессом развития рынка и рыночной инфраструктуры, и все они взаимно дополняют друг друга. В связи с этим под развитием мы понимаем процесс дальнейшего расширения рынка технических средств в АПК, повышением эффективности воспроизводственных процессов в его сферах и увеличением спроса на основе улучшения экономики сельских хозяйств. Поскольку ввиду низкой их доходности предложение на рынке превышает спрос, то решение проблемы спроса просматривается именно через улучшение экономических показателей аграрных хозяйств. Для этого, прежде всего, необходим более эффективный организационно-экономический механизм хозяйствования, в котором важнейшее место занимает господдержка аграриев.

Следует отметить, что господдержка не должна «распыляться» по всем хозяйствам равномерно, поскольку является весьма малой и не дает желаемого эффекта. Поэтому объемы господдержки, ограничиваемые еще и условиями ВТО, должны направляться в более приоритетные сферы агропредпринимательской деятельности. К ним можно отнести более доходные отрасли, диверсификационные виды предпринимательской деятельности на территории административных формирований, создание единых межрегиональных зон экономического взаимодействия. Особенно это относится к взаимодействию индустриальных и аграрных районов, осуществляющих взаимовыгодный товарный обмен (аграрный регион поставляет промышленному сельскохозяйственную продукцию, а последний — материально-технические ресурсы аграрному).

Однако такой обмен должен осуществляться через районные аграрные кооперативы технического серви-

са, чтобы полученные в обмен на агропродукты материально-технические ресурсы (устаревшая, но еще работоспособная техника, электродвигатели, различные нужные приборы и оборудование, экскаваторы, горючее и т. д.) не оказались в руках невыгодных для села перекупщиков. «Товарное» взаимодействие исключает необходимость денежных отношений, что упрощает взаиморасчеты и снижает налоговую нагрузку. Данный механизм взаимодействия позволяет сельхозтоваропроизводителям приобретать технику в условиях ограниченности у них денежных средств, что характерно для большинства сельских хозяйств.

К сожалению, запланированный уровень ежегодного обновления сельскохозяйственной техники в регионе (7 %) фактически составил 3,5 %, что отрицательно повлияло на экономические показатели агропредприятий. Поэтому региональный филиал Россельхозбанка выдает кредит не только на приобретение новой техники и оборудования, но и техники бывшей в употреблении. Сумма кредита допускается до 90 % стоимости техники и оборудования под его залог.

Однако почти полная зависимость сельских хозяйств от монопольно действующих агролизинговых компаний фактически сводит к нулю все усилия поддержки аграриев.

Основными причинами обращения аграриев к лизинговым компаниям являются: устранение государства от задачи снабжения сельского хозяйства техникой; ее низкая надежность, характерной еще для советского периода; острый недостаток в технических средствах, ограничивающих возможности сельских хозяйств в своевременном выполнении полевых механизированных работ.

Выводы. Рекомендации.

1. Предложенный экономический механизм совершенствования развития рынка технических средств, включающий девять задач, осуществляемых в приоритетной последовательности, позволяет более системно и комплексно решить данную проблему, максимально учитывающую региональные особенности.

2. Несовершенство модели рынка сельскохозяйственной техники не позволяет наладить эквивалентные ценовые соотношения между субъектами данного рынка. Для решения этой задачи разработан трехблоч-ный механизм формирования названных отношений. Механизм включает двенадцать задач, выполняемых в логической последовательности. Блоки: институциональный, организационный, реализационный. Завершающая задача — эволюционный переход на территориальные агротехнические кластеры, создающие условия для мотивационного создания эквивалентных ценовых соотношений в системе «производитель — посредник — потребитель».

Литература

1. Вагина О. Н. Экономический механизм восстановления технического потенциала в сельском хозяйстве : дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2000.

2. Драгайцев В. И. Экономическая оценка использования отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vagina O. N. Economic mechanism of restoration of technical potential in agriculture : dis. ... cand. of econ. sc. Chelyabinsk, 2000.

2. Dragaytsev V. I. Economic assessment of use of the domestic and foreign agricultural machinery // Economy of the Agricultural and Overworking Enterprises. 2012. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.