Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в охрану окружающей среды на основе партнерства государства и бизнеса'

Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в охрану окружающей среды на основе партнерства государства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВО БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / PARTNERSHIP / STATE - BUSINESS / INVESTMENTS / PRESERVATION OF THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гассий Виолетта Валерьевна

Рассматриваются актуальные вопросы управления инвестиционной деятельностью, направленные на решение задач охраны окружающей среды. Обосновывается один из механизмов управления инвестиционным процессом, делается вывод: в посткризисный период развитие партнерства (государство бизнес) в финансировании рационального природопользования и экологической безопасности выгодно обеим сторонам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гассий Виолетта Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-Economic Mechanism of Investment in Environmental Protection Through a Partnership of Government and Business

Considered pressing questions of management by the investment activity, directed on the decision of problems of preservation of the environment. Opens one of management mechanisms of investment process, considering that during the postcrisis period development partnership (state business) in financing of rational wildlife management and ecological safety is favourable to both parties.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в охрану окружающей среды на основе партнерства государства и бизнеса»

ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 33.334.021

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

© 2011 г. В.В. Гассий

Кубанский государственный университет, Kuban State University,

ул. Ставропольская, 149, г. Краснодар, 350040, Stavropolskaya St., 149, Krasnodar, 350040,

rector@kubsu.ru rector@kubsu.ru

Рассматриваются актуальные вопросы управления инвестиционной деятельностью, направленные на решение задач охраны окружающей среды. Обосновывается один из механизмов управления инвестиционным процессом, делается вывод: в посткризисный период развитие партнерства (государство - бизнес) в финансировании рационального природопользования и экологической безопасности выгодно обеим сторонам.

Ключевые слова: партнерство, государство - бизнес, инвестиции, охрана окружающей среды.

Considered pressing questions of management by the investment activity, directed on the decision ofproblems ofpreservation of the environment. Opens one of management mechanisms of investment process, considering that during the postcrisis period development partnership (state - business) in financing of rational wildlife management and ecological safety is favourable to both parties.

Keywords: partnership, state - business, investments, preservation of the environment.

На современном этапе развития экономики в России правительство, учитывая происходящие в последнее время во многих странах кардинальные изменения в отраслях, традиционно находящихся до этого в государственной собственности и управлении, старается активно использовать новые возможности для решения стратегически важных задач. Одним из эффективных вариантов их решения становится механизм привлечения частного капитала посредством государственного партнерства. Только эффективно действующий инвестиционный механизм расширенного воспроизводства в регионах России может обеспечить национальной экономике и мягкий выход из рецессии, и формирование основ ее будущей инновационной структуры, позволяющей занять лидерские позиции в мире и обеспечить населению высокое качество жизни.

К достижениям последних лет можно отнести разработку и введение в практику правовых норм, методологию оценки воздействия на окружающую среду, экологически обоснованные технологии промышленного производства. Главными сдерживающими прогресс факторами в этой области остаются постоянная забота о решении сиюминутных локальных и национальных вопросов и отсутствие заинтересованности в долгосрочной перспективе решения экологических проблем. В настоящее время в России значительное внимание уделяется государственно-частному партнерству (ГЧП), преимущество которого в реализации инвестиционных проектов при их коммерциализации ведет к сокращению доли расходов всех уровней бюджетов на финансирование проектов при достижении экономического социального эффекта.

Предлагаем рассмотреть процесс повышения инвестиционной активности предприятий различных форм собственности в области охраны окружающей среды на основе взаимного партнерства государства и бизнеса.

Инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся на той или иной территории, по отношению к инновационным инвестициям, которые могут быть сделаны субъектами предпринимательской деятельности. Наибольшую отдачу в плане повышения инвестиционной привлекательности территорий и реализации крупных инновационных инвестиций дает механизм ГЧП, на базе которого создаются структурные элементы современной экономики, концентрируются финансовые ресурсы государства и частных инвесторов на развитии регионального инновационного компонента, диверсифицируются инвестиционные риски.

Неотъемлемой составной частью организационно-экономического механизма в регионе по привлечению инвестиций должны быть инструменты регулирования, предусматривающие не только меры, направленные на принуждение хозяйствующих субъектов к охране окружающей среды путём нормативного регулирования и штрафных санкций (плата за природные ресурсы, загрязнение, штрафы и экономические санкции за сверхлимитное потребление), но и меры экономического стимулирования природоохранной деятельности (режим ускоренной амортизации экотехники, льготное налогообложение, кредитование, страхование и др.), а также меры, стимулирующие экологически ориентированное научно-технологическое развитие производства.

Стабильность и низкие темпы инфляции позволяют осуществлять долгосрочное прогнозирование и прини-

мать взвешенные инвестиционные решения. Только в этих условиях возможна объективная оценка природно-ресурсного потенциала. Инвестиции необходимы для модернизации производства и внедрения ресурсосберегающих технологий.

Реальный процесс инвестиционной деятельности следует начинать с эколого-экономического анализа антропогенного воздействия промышленного предприятия на окружающую среду, в результате которого можно определить состояние последней в промышленном районе, а также эффективность природоохранной деятельности промышленного предприятия. Базой для эколого-экономической оценки могут служить данные экологического паспорта предприятия. Содержащаяся в нем разнообразная информация о предприятии как источнике загрязнения окружающей среды полезна при управлении операциями [1].

Оценка природоохранной деятельности предприятия и экологического состояния окружающей среды включает анализ охраны атмосферы, водных ресурсов, недр и земельных ресурсов, флоры и фауны. Здесь учитываются: динамика валовых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по видам; сравнение фактической концентрации загрязнителей с предельно допустимой, сравнение фактических выбросов (сбросов) с предельно допустимыми. Степень влияния природоохранных затрат на основные технико-экономические показатели показывает уровень взаимосвязи природоохранных показателей и общих экономических показателей предприятия.

Государственное регулирование процесса привлечения инвестиций в природоохранную сферу осуществляется административными и экономическими методами. Необходимым условием формирования благоприятного инвестиционного климата является упрощение административных условий ведения бизнеса. В комплекс мероприятий следует включить: упрощение организационных процедур прединвестиционной подготовки проектов, создание системы сопровождения реализации инвестиционных проектов, модификация принципа «одного окна», а также совершенствование процедуры передачи в аренду и в собственность земельных участков. Особое внимание должно быть уделено содействию реализации проектов ГЧП на территории области. Для этого необходимо внедрение системы мероприятий, включающих: организацию финан-

сирования прединвестиционной стадии реализации приоритетных проектов за счет средств бюджетов различных уровней (подготовка проектно-сметной документации, выкуп земельного участка и т.д.); административную и финансовую поддержку проектов ГЧП в сфере транспортной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры; подготовки специальных площадок, оснащенных всеми необходимыми коммуникациями, для реализации инвестиционных проектов; вовлечения банков и страховых компаний в инвестиционный процесс; проведение семинаров, конференций и круглых столов с участием представителей администрации Ростовской области по вопросам реализации проектов ГЧП. Сегодня действующим правовым актом, регулирующим осуществление подобных проектов, является Федеральный закон РФ «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21.07.2005 г. [2]. Основу правовых отношений государственного и частного сектора составляет гражданское право.

Экономические методы призваны заинтересовать рыночных субъектов в осуществлении рационального природопользования и необходимости инвестиционных вложений в охрану окружающей среды. В результате кризисных явлений последних лет и с учетом все возрастающей стоимости природоохранных мероприятий, расширения производств и тем самым увеличения нагрузки на экосистему, государство уже не способно в одиночку решать возникающие проблемы рационального природопользования и экологической безопасности. Поэтому сегодня речь идет о формировании нового типа взаимодействия государства и бизнеса в этой области, основанного на принципах партнерства и кооперации. Это связано с тем, что рациональное природопользование сопряжено с интеграционными процессами и глобализацией экономики, поэтому важно знание особенностей управления данными процессами для обеспечения гарантий устойчивого развития. Одним из важных показателей экологически и социально ответственного бизнеса является финансирование природоохранной деятельности.

По данным Росстата, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Российской Федерации, достигнув максимума в предкризисный 2008 г., в 2009 г. снизились по отношению к уровню предыдущего и составили 81,9 млрд р. (рисунок).

2009

2008 2007 2006 2005

20 40 60 80

млрд р.

81,9

-

102,4

-

7 6,9

-

68,2

-

58,7

100 120

0

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование

природных ресурсов в Российской Федерации [3]

Инвестиции в природоохранную деятельность по Ростовской области приведены в таблице.

Доля инвестиций на охрану и рациональное использование водных ресурсов в динамике приоритетно (51,8 - 43,6 %) в общем объеме инвестиций и на

Существенным и важным рычагом воздействия государства на формирование условий и путей социально-экономического развития служит система государственного финансирования природоохранной деятельности. Она действует через капитальные вложения, предоставление займов, ссуд, кредитов, в том числе на льготных условиях, а также через финансирование специальных государственных структур, проводящих и реализующих государственную политику в области охраны окружающей среды. В последние годы признание приоритетности проблем и задач охраны окружающей среды повлекло за собой также создание экологических фондов как дополнительного целевого источника государственного финансирования, средства которого формируются за счёт экологических налогов, платежей за загрязнение и др.

Ограничения на доступ к заемным средствам, обусловленные финансовым кризисом, спровоцировали увеличение темпов роста финансирования инвестиций за счет собственных средств российских предприятий, средств федерального бюджета и прочих источников. На развитие экономики и социальной сферы Ростовской области в январе - июне 2010 г. по полному кругу организаций направлено 60 719,2 млн р. инвестиций в основной капитал в фактически действующих ценах. В сопоставимых ценах темп освоения инвестиций в основной капитал составил 90,1 % к соответствующему периоду предыдущего года. Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов несколько возросла в 2010 г. Ограниченность финансовых ресурсов организаций сдерживала возможность привлечения собственных средств на инвестиционное развитие. Так, объем собственных средств организаций за январь - июнь 2010 г. составил 31,9 % от общего объема инвестиций (за аналогичный период предыдущего года - 36,9 %). Значительная роль в инвестиционном процессе области принадлежит крупным и средним организациям, на долю которых в январе - июне 2010 г. приходится 61 % от общего объема инвестиций (за аналогичный период 2009 г. - 59,7 %) [5].

Основная инвестиционная составляющая в природоохранной деятельности - собственные средства предприятий, доля которых превышает три четверти суммарного объема инвестиций.

другие мероприятия в 2009 г. (32,4 %), снизилась доля в объеме инвестиций на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления по сравнению с предыдущими годами (0,1 %), на охрану и рациональное использование земель (22,6 %).

При анализе инвестиций, направленных на охрану окружающей среды по видам экономической деятельности негосударственного сектора, можно увидеть, что наибольший рост инвестиций среди регионов ЮФО наблюдается в Ростовской области, она заняла второе место, уступив только Краснодарскому краю [4].

По мнению специалистов, финансовый кризис 2009 - 2010 гг. существенно снизил возможности финансирования в сфере обеспечения экологически устойчивого развития. Однако следует ожидать возврата к прежним показателям и даже их рост в посткризисный период, так как развитие партнерства в области природопользования выгодно обеим сторонам.

Мы считаем, что совместное финансирование инвестиций мероприятий по охране окружающей среды позволят, во-первых, повысить конкурентоспособность экологически чистых производств и продуктов и, во-вторых, исключить экологически «грязные» товары из совокупности предпочитаемых потребителями продуктов.

Кроме этого, приобретает важное значение аттестация технологий и производств на соответствие требованиям, это влечет за собой проведение мероприятий не только технологического, но и организационного характера (достижение высокого уровня технологической дисциплины, повышение уровня мотивации труда работников и др.), постоянного повышения уровня квалификации кадров и др.

Для обеспечения экологически устойчивого развития необходимо внедрить в жизнь структуру промышленного производства, базирующуюся на таком потреблении, когда продукция в преобразованном виде может многократно использоваться. Это возможно при создании условий для привлечения крупных, в том числе и иностранных инвесторов, способных привнести новые технологии, идеи, инновации и формирование новой конкурентоспособной экономики.

К инструментам государственной инвестиционной политики, позволяющим использовать ГЧП, относят-

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн р. [4]

Инвестиции в основной капитал 2005 2006 2007 2008 2009

Всего 332,6 919,1 1933,2 843,4 927,7

В том числе:

охрана и рациональное использование водных ресурсов 293,5 415,0 669,0 436,8 404,5

охрана атмосферного воздуха 19,2 0,5 314,5 0,4 12,5

охрана и рациональное использование земель 14,9 335,7 334,6 364,3 209,2

охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления - - 437,8 5,3 1,3

другие мероприятия 5,0 167,9 177,3 36,6 300,2

ся федеральные целевые программы, государственная поддержка инвестиций через Инвестиционный фонд РФ и использование концессионных соглашений. Повысить эффективность программно-целевого метода планирования и инвестиционного процесса могли бы ведомственные целевые программы, работа над внедрением которых активизирована с 2005 г. Главным условием их формирования на любом уровне должно стать наличие долгосрочной инвестиционной стратегии коммерческой организации, включающей социальную составляющую и служащую своеобразным стимулом для социально-экономического развития территории. Однако проведенный анализ применения федеральных и региональных целевых программ для активизации инвестиционного процесса выявил целый ряд системных проблем, повторяющихся из года в год. Во-первых, хроническое недофинансирование; во-вторых, отсутствие в программах количественных показателей и индикаторов их эффективности, в-третьих, заказчиками программ допускается неэффективное и нецелевое использование выделенных бюджетных средств, в-четвертых, только часть средств направлена на стимулирование инновационного инвестирования. В реализации целевых программ, направленных на повышение эффективности использования ресурсов и развитие новых производств важно добиться высокой степени координации действий государственных структур, органов местного самоуправления и предприятий.

В 2009 г., в соответствии с Областной целевой программой в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 - 2010 гг., Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области на выполнение мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов было выделено средств в объеме 335 848,5 тыс. р., в том числе из федерального бюджета -172 204,5 тыс. р., из областного - 118 862,1 тыс. р. Освоено всего - 331 483,7 тыс. р.[6, с. 274].

С точки зрения развития принципов ГЧП в сфере природопользования и охраны окружающей среды, со стороны государства важное значение имеет обеспечение при-родопользователей информацией о ресурсосберегающих, экологически чистых технологиях, наилучших доступных технологиях, экологических стандартах, состоянии окружающей среды; поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; а также поддержка деятельности организаций системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование.

Со стороны природопользователей такое партнерство включает:

- развитие добровольной нефинансовой отчетности в области устойчивого развития и переход к обязательности публикации государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, аудируемых и заверяемых третьими независимыми сторонами нефинансовых отчетов об устойчивом развитии в соответствии с международными стандартами;

- публичность, открытость и доступность информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и принимаемых решениях органов государственной и муниципальной власти;

- публичность информации деклараций и разрешений на воздействие на окружающую среду и тому подобное, за исключением объектов составляющих охраняемую законом тайну.

Формирование инвестиционных ресурсов, необходимых для эффективной инвестиционной деятельности по экологической безопасности предусматривает оценку потребности в общем объёме инвестиционных ресурсов, определение методов и источников финансирования программы по охране окружающей среды.

Примером развития ГЧП может служить реализация второго этапа инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», осуществление которого предполагается начать в 2011 - 2013 гг. Программа остается крупнейшим инфраструктурным проектом в сфере водоканализационного хозяйства не только в России, но и в Европе. Она инициирована Администрациями Ростовской области и города Ростова-на-Дону совместно с ОАО «Евразийский». Программа стоит свыше 33 млрд р., рассчитана на 15 лет и реализуется на принципах ГЧП. На долю «Евразийского» приходится свыше 70 % от общей суммы инвестиций в проект. Стратегический инвестор, «ПО Водоканал» г. Ростова-на-Дону, является базовым для осуществления Комплексной программы.

Необходимо разработать систему долгосрочного кредитования и страхования инвестиционных рисков. В рамках инвестиционно-промышленной политики в области охраны окружающей среды региона следует предусмотреть механизм компенсации инвестиционной составляющей процентных кредитных ставок по кредитам, направленных на реализацию реальных проектов ГЧП, а также юридически закрепить налоговые льготы по налогу на прибыль для предприятий и организаций, участвующих в осуществлении реальных инвестиций государственно-частного партнерства.

Необходимым условием при расчёте эффективности инвестиций является оценка не только экономических, но и социальных, и экологических последствий осуществления инвестиционного проекта по охране окружающей среды и экологической безопасности. При расчёте экономической эффективности мероприятий от инвестиций необходимо учесть эффект во всех формах проявления: увеличение прибыли предприятия, сокращение издержек производства, улучшение качества окружающей среды, снижение объёма потребления природных ресурсов, повышение уровня жизни населения, снижение заболеваемости, улучшение условий труда и отдыха работников. Оценить экономическую эффективность реализации инвестиционных проектов можно на основе годового чистого дохода и чистой дисконтированной стоимости денежных потоков проекта.

Рационализация природопользования в России -важнейшая стратегическая задача, направленная на реализацию конституционного принципа создания благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности населения. Она может быть решена только при наличии устойчивых экономических и правовых отношений в обществе. наибольшую отдачу в плане повышения инвестиционной привлекательности территорий и реализации крупных инновационных инвестиций дает механизм государственно-частного партнерства, на основе которого создаются структурные элементы экономики, концентрируются финансовые ресурсы государства и частных инвесторов для развития регионального инвестиционного процесса.

Таким образом, развитие механизма государственно-частного партнерства в сфере природопользования создает необходимые институциональные предпосылки, экономические стимулы, вводит различного рода этические и моральные нормы, которые позволяют гармонизировать интересы общества, бизнеса и сохранения окружающей среды.

Поступила в редакцию

Литература

1. Савон Д.Ю., Сафронов А.Е. Эколого-экономические аспекты инновационного развития промышленных предприятий региона. Ростов н/Д, 2010. 182 с.; Сафронов А.Е. Методы управления инвестиционной деятельностью экологизации производственной сферы // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Общ. науки. 2010. № 6. С. 119 - 120.

2. Федеральный закон РФ «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. // Российская газета. 2005. 23 июля.

3. О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2009 году. Государственный доклад. М., 2010. 525 с.

4. Федеральная служба государственной статистики. Центральная База Статистических Данных. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.02.2011).

5. Сайт Администрации Ростовской области. URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 20.04.2011).

6. О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2009 году / под ред. С.Г. Курдю-мова и др. // Экологич. вестн. Дона. 2010. 370 с. URL: http://www.donco-meco.ru/ekology (дата обращения: 20.04.2011).

28 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.