Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм адаптации промышленных предприятий на современном этапе'

Организационно-экономический механизм адаптации промышленных предприятий на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ЭЛЕМЕНТ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глаголев С.Н.

Кризисная ситуация обострила актуальность такого понятия, как адаптация и гибкость предприятия. Адаптивность предполагает изменения параметров внутренних и внешних свойств объекта с целью обеспечения устойчивого функционирования. Именно с этих позиций автор считает целесообразным рассматривать сущность и содержание организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм адаптации промышленных предприятий на современном этапе»

организационно-экономический

механизм адаптации промышленных предприятий на современном этапе

с. н. глаголев,

кандидат экономических наук, профессор Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

Кризисная ситуация обострила актуальность такого понятия, как адаптация и гибкость предприятия. Адаптивность предполагает изменения параметров внутренних и внешних свойств объекта с целью обеспечения устойчивого функционирования. Именно с этих позиций автор считает целесообразным рассматривать сущность и содержание организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий.

Ключевые слова: адаптивность, гибкость, элемент, система, гибкость.

Кризисная ситуация, ставшая реальностью для многих российских промышленных предприятий с середины 2008 г., привела к осознанию необходимости изменения методов управления, целевой ориентации предприятий, а также анализа влияния факторов внешней и внутренней среды. Это привело к необходимости изучения зарубежных разработок в области маркетинга, теории конкуренции, стратегического управления, которые стали базой для формирования новых подходов к управлению в условиях рыночной экономики.

Однако, нисколько не умаляя роли работ Н. И. Ансоффа, М. Портера, Ф. Котлера, М. Мескона и других ученых в развитии современной экономической науки в России, необходимо отметить, что они не могут быть в полной мере использованы на практике из-за специфических особенностей внешней среды российских промышленных предприятий.

По сути все указанные положения характеризуют сущность такого широкого, но не получившего должного развития в экономической литературе понятия, как адаптация и гибкость предприятия. Под гибкостью предприятия в общем случае целесообразно понимать его способность своевременно и с наименьшими затратами реагировать на изменения среды, главными среди которых в ус-

ловиях конкурентной внешней среды необходимо признать изменения требований и предпочтений потребителей.

В современной экономической литературе гибкость рассматривается как возможность быстрой перестройки технологического оборудования в ответ на изменение вида изделия, требуемого к выпуску. При этом уровень гибкости определяется главным образом степенью автоматизации и механизации производства.

Различия в предлагаемых разными авторами классификациях производственных систем по критерию гибкости сводятся в основном к отнесению определенных видов технологических операций к тому или иному уровню автоматизации.

Несмотря на то, что в большинстве работ отечественных авторов гибкость исследуется в разрезе технологических производственных систем, предложенные методологические основы и теоретические принципы ее оценки, бесспорно, могут быть полезны при изучении проблемы приспособляемости предприятия к потребностям рынка.

Например, справедливым представляется деление гибкости на тактическую и стратегическую. Первая определяет объем затрат времени и денежных средств, необходимых для перехода с выпуска одного изделия на выпуск другого в соответствии с производственной программой. Вторая связана с выпуском новой продукции и теми изменениями производственного потенциала, которые для этого потребуются. Данную классификацию можно применять не только к технико-технологической гибкости производства, но и к другим составляющим системы гибкости. Таким образом, гибкость технологий и оборудования, хотя и не дает полного представления о гибкости предприятия, безусловно, является одним из важных ее элементов [2].

Можно провести параллель между гибкостью предприятия к потребностям рынка как предмету настоящего исследования и адаптивностью производственной системы, которая рассматривалась многими отечественными исследователями. Под адаптивностью понимается процесс целенаправленного изменения параметров, структуры и свойств объекта в ответ на происходящие изменения.

Исходя из современных стратегических подходов к управлению, адаптивность и гибкость не могут расцениваться как синонимы. Адаптивность предполагает переориентацию системы, следующую за произошедшими изменениями внешней среды, а гибкость обеспечивается при условии предвидения будущих изменений до их наступления, лишающего предприятие возможности реагировать.

Автор убежден, что адаптивность предполагает изменения параметров внутренних и внешних свойств объекта с целью обеспечения устойчивого функционирования объекта. Именно с этих позиций целесообразно рассматривать сущность и содержание организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий.

В общем виде деятельность промышленного предприятия, как и любой другой сложной системы, представляет собой серию взаимосвязанных и параллельно протекающих процессов, совместное действие которых дает реализоваться программам стратегического и тактического развития. К этим процессам относятся:

■ производство;

■ инвестирование;

■ исследования и разработки (инновационный процесс);

■ движение финансовых потоков;

■ маркетинг;

■ бухгалтерский и управленческий учет как процесс сбора информации о предприятии;

■ обеспечение стратегической информации о внешней среде;

■ управление: персоналом, производством, финансами, качеством, инвестициями, инновациями и т. д.;

■ стратегический менеджмент. Предлагается классифицировать элементы

системы гибкости по функциональному критерию, то есть привести их в соответствие с указанными процессами. В этом случае можно определять:

■ гибкость производственной системы как способность реагировать на:

а) изменение параметров исходного сырья и материалов;

б) изменение вида (конструкторско-техно-логических характеристик) продукции и объемов производства;

в) изменение отдельных технологий или оборудования в рамках технологического процесса.

■ гибкость системы управления, в составе которой отдельно выделяются:

а) гибкость структуры управления;

б) гибкость стратегического планирования;

в) скорость принятия решений и их исполнения.

■ гибкость финансов предприятия;

■ гибкость материального обеспечения и сбытовой политики;

■ инновационная гибкость;

■ гибкость системы информационного обеспечения [3].

Выделение функциональных элементов в отличие от упомянутой выше классификации элементов гибкости производственной системы является удобным с точки зрения работы в области повышения приспособляемости предприятия к изменениям, так как соответствует существующим на практике процессам, характеризующим предприятие как систему.

Представляется необходимым кратко пояснить основные различия между классификациями процессов и элементов гибкости.

В предлагаемой классификации элементов не выделен такой функциональный элемент, как маркетинг. Это объясняется тем, что сам по себе он не может быть негибким к потребностям рынка, поскольку главной целью маркетинга является создание товара, который полностью удовлетворял бы требованиям клиента. Достижение этой цели предполагает постоянное изучение рыночной конъюнктуры и предвидение ее изменений.

Таким образом, само по себе наличие службы маркетинга на предприятии (при условии ее надлежащей работы) увеличивает его гибкость к изменениям рыночной среды.

В предлагаемую классификацию включены отдельные элементы, входящие в систему маркетинга: информационное обеспечение (информация о конъюнктуре рынка), материальное обеспечение и сбыт как процессы, напрямую связанные с потребностями клиентов, а также инновации в части, касающейся разработок нового товара.

Гибкость финансов предприятия определяется такими позициями, как управление структурой

капитала, использование эффекта финансового левериджа, повышение ликвидности активов в пределах, определяемых отраслевой спецификой, повышение эффективности использования капитала, определяемое динамикой показателей оборачиваемости и доходности, стратегии реинвестирования доходов и т. д. Рост гибкости финансов будет означать повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, предотвратит вынужденное использование источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях.

Гибкость материального обеспечения и сбытовой политики во многом определяется решением вопроса об оптимальной величине товаро-материальных запасов, чтобы, с одной стороны, обеспечить бесперебойные поставки покупателям и производственный процесс, а с другой — предотвратить существование сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов. Повышение данного элемента гибкости позволит промышленному предприятию избежать неблагоприятных изменений в портфеле заказов, потерь долгосрочных контрактов, вынужденных остановок и нарушений производственного процесса [1].

Создание оптимальной структуры организации — вопрос, широко обсуждаемый в специальной литературе. Тип организационной структуры влияет на интенсивность создания новых продуктов, что позволяет говорить о более или менее высокой степени гибкости структур. Рассматривая процесс создания нового продукта состоящим из двух ста-

Список литературы

дий: инициации (создание, отбор и концептуальное тестирование идей) и внедрения (разработка, пробный маркетинг и запуск продукции в массовое производство), проведенные исследования дают основания говорить о следующем влиянии структуры на создание нового продукта.

Проектные и матричные структуры, обеспечивая высокий уровень коммуникативности и сотрудничества, а также наличие у группы разработчиков общих целей в значительной мере стимулируют процесс инициации идей. Функциональная структура более эффективна на стадии внедрения, когда основная идея нового продукта уже выработана, а значительные изменения на стадии внедрения приводят к увеличению затрат времени и финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Структура управления оказывает влияние и на скорость принятия решений как составляющую гибкости управления. Децентрализованные структуры или структуры с неглубокой иерархией позволяют получить прямой доступ к информационным, материальным и трудовым ресурсам, что ускоряет процесс принятия решений в целевой сфере [3].

Все вышеизложенное дает основание утверждать, что сущность и содержание организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий можно представить адаптивной моделью системы управления, которая описывает данный механизм, позволяет строить систему управления предприятием на критериях адаптивности.

1. Глаголев С. Н. Экономический механизм гибкого развития промышленного предприятия: монография / С. Н. Глаголев. СПб.: Химиздат, 2002.

2. Самочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование / Н. В. Самочкин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2000. 376 с.

3. Управление организацией: учеб. под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд. , перераб. и доп. М. :ИНФРА-М, 2000. 669 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.