Научная статья на тему 'Организационно-экономический инструментарий реализации инновационного потенциала региона'

Организационно-экономический инструментарий реализации инновационного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / INNOVATIVE POTENTIAL / REGION / ORGANIZATIONALECONOMIC TOOLKIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекулина Татьяна Александровна

Рассмотрены основные подходы к содержанию понятия «инновационный потенциал региона» и его составляющая. В статье проанализирован организационно-экономический инструментарий реализации инновационного потенциала региона. Рассматриваются важнейшие условия инновационного развития российской экономики. Отмечается, что для построения региональных инновационных систем необходима совместная деятельность федеральных и региональных органов власти. При этом отправной точкой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC TOOLKIT OF REALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION

The basic approaches to the concept maintenance «innovative potential of region» and its component are considered. In article the organizational-economic toolkit of realization of innovative potential of region is analysed. The major conditions of innovative development of the Russian economy are considered. It is noticed that joint activity of federal and regional authorities is necessary for construction of regional innovative systems. Thus a starting point of working out of an innovative policy at regional level is complex research of innovative potential.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический инструментарий реализации инновационного потенциала региона»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Т. А. ЧЕКУЛИНА

Рассмотрены основные подходы к содержанию понятия «инновационный потенциал региона» и его составляющая. В статье проанализирован организационно-экономический инструментарий реализации инновационного потенциала региона. Рассматриваются важнейшие условия инновационного развития российской экономики. Отмечается, что для построения региональных инновационных систем необходима совместная деятельность федеральных и региональных органов власти. При этом отправной точкой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование инновационного потенциала.

Ключевые слова: инновационный потенциал, регион, организационно-экономический инструментарий.

Интерес к инновационной деятельности очень велик на современном этапе развития мирового сообщества. Без использования инноваций практически нельзя создавать конкурентоспособную продукцию, следовательно, и немыслим научно-технический прогресс.

Внимание к проблемам формирования инновационного потенциала регионов и его влияния на народнохозяйственную эффективность обусловлен значимостью инноваций для ускорения экономического роста. В общем смысле термин «потенциал» (от лат. potentia - сила, мощь) означает совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области [3].

Современный экономический словарь определяет понятие «инновационный потенциал» как научно-технический потенциал страны в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций [8].

Следует отметить, что на современном этапе хозяйствования обусловливающей характеристикой уровня и перспектив развития территории является его инновационный потенциал. Это связано с тем, что только те регионы, которые способны генерировать инновационные идеи и внедрять их в практическую деятельность, могут быть конкурентоспособны. Однако многие теоретические и методологические аспекты определения и оценки инновационного потенциала региона остаются неразработанными. Так, важным направлением

в разработке методической базы оценки инновационного потенциала региона является систематизация подходов [2].

Тезис Л. Сафаровой о том, что инновационный потенциал можно рассматривать в рамках ресурсного подхода, в этом случае он выступает как взаимосвязанная система трудовых, информационных, материально-технических и организационно-управленческих ресурсов, комплексное использование которых обеспечивает синергетический эффект для региональной системы и быструю ее адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды [5]. При этом эффективность функционирования инновационной системы определяется не экстенсивным фактором, то есть количеством привлеченных ресурсов или их комбинацией, а синергетическим эффектом от качественного их использования. Однако, при всей простоте применения такого подхода, для оценки текущего инновационного развития региона он неэффективен, так как не позволяет провести объективное сравнение нескольких регионов из-за разницы их портфеля ресурсов.

Следующий тезис ведет к определению инновационного потенциала, тесно связанный с ресурсным - инклинационный, который заключается в выявлении скрытых возможностей региона для их реализации в перспективе. Он позволяет раскрыть еще неиспользуемые (скрытые) возможности (ресурсы) и найти способы для их интеграции в инновационное развитие региона. С точки зрения стратегического планирования инновационного развития региона выявление

скрытых, еще неиспользуемых возможностей региона является, безусловно, обоснованной точкой зрения. Однако, данный подход не позволяет оценить текущую ситуацию и выявить исходные предпосылки и факторы развития инновационного потенциала региона [1].

Также следует отметить научный тезис, учитывающий процессную и результативную стороны инновационного потенциала региона [1]. С точки зрения процесса в данном подходе инновационный потенциал рассматривается как деятельность субъектов региона в области планирования, разработки, апробации и внедрения инноваций. Рассмотрение инновационного потенциала как результата предполагает оценку эффективности инновационной деятельности субъектов в регионе.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее популярным считается агрегированный подход к оценке инновационного потенциала территории, который интегрирует в себе все вышеизложенные подходы, и рассматривающий показатель инновационного потенциала в качестве меры способности и готовности региональной инновационной системы обеспечивать непрерывный инновационный процесс.

Таким образом, исследование величины инновационного потенциала, факторов его развития в регионах Российской Федерации позволит выявить закономерности регионального развития и определить необходимые факторы для проведения полномасштабной модернизации экономики регионов и страны в целом.

Актуальность данного аспекта определяется и тем, что при разработке стратегических решений региональной политики необходимо располагать показателями, позволяющими оценить инновационный потенциал региона и уровень его использования. Однако теоретические и практические проблемы формирования и эффективного использования инновационного потенциала региона, несмотря на их значимость, являются недостаточно разработанными [2].

Алгоритм оценки инновационного потенциала на региональном уровне может быть представлен в виде трех последовательно реализуемых этапов (табл. 1).

Под категорией «региональный инвестиционный потенциал» понимается «совокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход».

Таблица 1

Алгоритм оценки инновационного потенциала региона

Наименование этапа Задачи этапа

I. Описание нормативной модели состояния инновационного потенциала через систему количественных и (или) качественных требований к ресурсным и результативным характеристикам потенциала Определение перечня показателей и их пограничных характеристик, применяемых для оценки инновационного потенциала региона

II. Оценка фактического (текущего) состояния инновационного потенциала (с учетом разработанной нормативной модели) Анализ рассогласования нормативных и фактических параметров потенциала - выделение его сильных и слабых сторон

III. Характеристика возможных направлений усиления инновационного потенциала региона (с учетом результатов проведенного анализа) Формирование инновационного профиля региона, его зонирование. Определение направлений реализации инновационных преобразований

Подводя итог всем вышеизложенным толкованиям понятия «региональный инвестиционный потенциал» следует отметить, что наиболее обобщающее, на наш взгляд, определение следующее: инвестиционный потенциал региона -это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона.

Выделим ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующие факторы:

- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);

- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

- интеллектуальный (образовательный уровень населения);

- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе) [4].

Усиление инновационного потенциала в регионе нам видится в решении трех взаимосвязанных задач:

- в активизации ресурсных возможностей развития инновационного потенциала (в первую очередь - финансовой составляющей, по сути, определяющей все остальные его компоненты);

- повышении результативных показателей инновационного развития, в том числе через сокращение значительных различий в пространственном развитии инноваций (как в отраслевом, так и в территориальном разрезе);

- повышении результативных показателей инновационного развития, в том числе через сокращение значительных различий в пространственном развитии инноваций (как в отраслевом, так и в территориальном разрезе);

Все это требует изменения системы управления инновационными процессами в соответствии со следующими требованиями [7]:

1) учет неопределенности, повышенного риска и высокозатратности инноваций;

2) обеспечение связи инновационной политики (на всех уровнях) с экономическими, социальными, экологическими аспектами территориального развития;

3) достижение баланса интересов и оптимальное сочетание объектов и субъектов инновационной деятельности в целях обеспечения эффективных результатов социально-экономического развития;

4) трансформации характера методов управления в условиях формирования инновационно активной экономики.

И. В. Шляхто в статье «Оценка инновационного потенциала региона» предложил методические рекомендации по оценке инновационного потенциала региона.

1. Производственно-технологический потенциал включает: применяемые технологии и их тип; состояние основных производственных фондов; технологическое обслуживание; компьютерные системы; оборудование и материалы; систему качества. Оценивается по ряду показателей:

- стоимость ОПФ предприятий промыш-

ленности;

- стоимость ОПФ предприятий промыш-

ленности в расчете на одного занятого в этих организациях;

- стоимость ОПФ предприятий промыш-

ленности в расчете на одну тысячу занятых в хозяйственном комплексе региона;

- удельный вес стоимости инновационноактивных предприятий в общей стоимости ОПФ региона;

- степень износа ОПФ в %;

- удельный вес оборудования в возрасте до 5 лет в общей его стоимости;

- количество инновационных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства;

- производство новых видов продукции и повышение конкурентоспособности;

- производительность труда [6].

2. Кадровый потенциал характеризует обеспеченность инновационного процесса человеческими ресурсами, квалификационную и возрастную структуру персонала, задействованного в создании и распространении инноваций. Кадровый потенциал определяют следующие показатели:

- численность работников инновационноактивных предприятий;

- численность работников инновационноактивных предприятий в расчете на одну тысячу жителей;

- численность работников инновационноактивных предприятий в расчете на одну тысячу занятых в хозяйственном комплексе региона;

- удельный вес докторов, кандидатов наук в общей численности работников инновационноактивных предприятий;

- удельный вес студентов общей численности населения региона;

- численность организаций, обучающих аспирантов и докторантов.

Необходимо учитывать также квалификацию работников, систему обучения и повышения квалификации на предприятиях промышленности; возрастную структуру кадров, систему оплаты труда, мотивацию (оценка среднего уровня заработной платы научно-технических специалистов по отношению к среднему уровню заработной платы в промышленности области).

3. Информационный потенциал оценивается следующими показателями:

а) Нормативно-правовая база инновационной деятельности:

- наличие в области законов, устава, других нормативных документов по вопросам регулирования инновационной деятельности;

- наличие концептуальных документов, таких как стратегии и программы регионального инновационного развития, концепция научнотехнической политики области и другие документы, имеющие долгосрочный характер;

- наличие документов, охраняющих интеллектуальную собственность;

- потребность области в документах, необходимых для полноценного развития инновационного сектора промышленности.

б) Инновационные возможности в области коммуникации, использование компьютерных систем:

- количество информационно-активных предприятий;

- затраты области на информационные и коммуникационные технологии;

- система защиты информации.

4. Финансовый потенциал оценивается с использованием показателей:

- затраты на НИОКР и освоение нововведений из всех источников финансирования;

- затраты на НИОКР и освоение нововведений из всех источников финансирования в % к ВРП;

- инвестиции в расширенное производство и модернизацию материально-технической базы производства, работ, услуг;

- затраты на НИОКР и освоение нововведений из всех источников финансирования в % к ВРП;

- расходы на науку и профессиональное образование из регионального бюджета;

- расходы на науку и профессиональное образование из регионального бюджета в % к общей сумме расходов бюджета;

- соотношение средств государственного, регионального бюджетов и собственных средств предприятия;

- доля средств, направляемых в сферу научно-технических разработок и инновационной деятельности в общем объеме расходов региона.

На основании характеристик показателей можно сделать выводы о технологичности промышленности региона, состоянии его воспроизводственного базы.

Работая над сбалансированностью видов ресурсов и совершенствованием их пропорций, предприятие улучшает свои организационные возможности, может влиять на размеры инновационного потенциала.

5. Научно-технический потенциал включает в себя изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау; новшества, которые могут быть предложены к использованию; инновационные программы и проекты области.

Величину научно-технического сегмента целесообразно определять как количество новшеств, которые фактически могут быть использованы регионом в сферу практического применения [1].

Для оценки научно-технического потенциала рекомендуется использовать следующие показатели:

- объем инновационной продукции по степени новизны;

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства, %;

- количество патентов, свидетельств, полученных областью;

- количество грантов, проектов, разрабатываемых областью (в том числе образовательными учреждениями)

и параметры:

- изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау;

- новшества, которые могут быть предложены к использованию;

- инновационные программы и проекты, гранты, выигранные областью;

- управление интеллектуальной собственностью.

6. Организационный потенциал включает организацию процессов планирования, принятия решений, контроля, системы коммуникаций, сбыта; сеть научно-технических учреждений, проектно-конструкторских, инновационных предприятий, с которыми сотрудничает рассматриваемый объект, то есть инновационную инфраструктуру области. Она включает:

- наличие научно-технического совета или другого органа, с которым может сотрудничать организация при формировании инновационной стратегии и программ развития региона;

- наличие в регионе организации, координирующей научно-техническую деятельность в регионе, экспертной организации;

- наличие технопарков, инновационнотехнологических и др. центров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие фондов для финансирования инновационной деятельности региона.

Необходимо также проанализировать, какие инфраструктурные элементы необходимо создать в области для полноценной реализации инновационного потенциала.

При анализе организационной составляющей инновационного потенциала также оцениваются конфигурация (звенья, диапазон и уровни управления), качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей, отношения (разделения прав и ответственности по звеньям).

7. Управленческий потенциал включает современные формы управления инновационной деятельностью; оптимальную организационную структуру и систему менеджмента; систему стратегического и тактического планирования, общую организованность, модели корректировки на этапах развития и изменений, методы и порядок контроля.

Оценивается текущая деятельность администрации по развитию инновационной деятельности (проведение выставок, конкурсов и др.), а также степень согласованности, оперативности

взаимодействия региональных органов власти с федеральными органами.

8. Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни. При анализе инновационной культуры региона следует обратить внимание на качественные и количественные параметры, такие как: коммуникативная система и язык общения; система нефинансовой мотивации; система финансовой мотивации; модели наставничества.

9. Потребительский сегмент инновационного потенциала является одним из наиболее важных его компонентов. Именно в нем оценивается, насколько данная новация нужна потребителю, и будет ли она иметь возможность дальнейшего распространения и использования. Это производится с помощью следующих показателей:

- объем реализации инновационной продукции в стоимостном выражении и ассортименте область;

- анализ спроса на инновации;

- взаимодействие региона с поставщиками сырья, предприятиями-разработчиками инноваций, потребителями продукции;

- основные рынки сбыта инновационной продукции на мезо- и макроуровнях, трансферт технологий;

- конкурентная стратегия региона.

При исследовании инновационного потенциала региона предложенную методику рекомендуется дополнить серией анкет, предназначенных для выяснения факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности, сбора предложений по улучшению региональной инновационной инфраструктуры, законодательства. Полученные данные следует проанализировать с помощью различных методик (ранжирование, прогноз, SWOT-анализ). С этой же целью предлагается изучать и учитывать передовой опыт других регионов РФ в реализации инновационного потенциала.

В целом инновационный потенциал региона не сводится к простой сумме указанных потенциалов предприятий. Он является системой, обладающей эмерджентными свойствами. Функцией региональных органов управления в данном случае является полноценная адекватная реализация этих свойств - обеспечение взаимосвязей между

предприятиями, высшей школой и научными учреждениями, финансово-кредитными институтами, органами управления областью [9].

Литература

1. Бакланова Ю. О. Управление инновационным потенциалом в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 94-98.

2. Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Методологические основы исследования механизма инновационного развития в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 2. С. 3-14.

3. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 слов. М., 2006.

4. Зенченко С. В., Шеметкина М. А. Инвестиционный потенциал региона // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер.: Экономика. 2007. № 6.

5. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): учеб. пособие. Изд. 3-е, пе-рераб. и доп. М.; Ростов н/Д, 2004.

6. Карпов Э. А., Ченцова Е. П., Черезов А. В. Управление инновационным потенциалом промышленных предприятий. Старый Оскол, 2001. С. 16.

7. Лисин Б., Фридлянов В. Инновационный потенциал как фактор развития // Инновации. 2002. № 7. С. 25.

8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. Изд. 6-е, перераб. и доп. М., 2008.

9. Шляхто И. В. Оценка инновационного потенциала региона // Управление общественными и экономическими системами. 2010. №1.

* * *

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC TOOLKIT OF REALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION

T. A. Chekulina

The basic approaches to the concept maintenance «innovative potential of region» and its component are considered. In article the organizational-economic toolkit of realization of innovative potential of region is analysed. The major conditions of innovative development of the Russian economy are considered. It is noticed that joint activity of federal and regional authorities is necessary for construction of regional innovative systems. Thus a starting point of working out of an innovative policy at regional level is complex research of innovative potential.

Key words: innovative potential, region, organizational-economic toolkit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.