Научная статья на тему 'Организационно-экономические особенности рынка медицинских услуг'

Организационно-экономические особенности рынка медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СЕРВИСНАЯ ПОЛИТИКА / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / MEDICAL SERVICES / HEALTH CARE CENTERS / SERVICE POLICY / FEE-PAYING MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова Л. В.

Рассмотрены некоторые направления совершенствования сервисной политики лечебно-профилактического учреждения, кроме того подчеркивается необходимость ее проведения, выявляются и анализируются отдельные аспекты сервисной политики, что, в свою очередь, несомненно способствует осуществлению платных медицинских услуг, эффективных для состояния пациентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL ECONOMIC SPESIFIC FEATURES OF THE MEDICAL SERVICES SECTOR

The article deals with the following issues: ways of service policy improvement in the health care centers, the necessity of service policy implementing, fee-paying services effectiveness and other aspects of this policy which favors the fee-paying policy of medical services

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические особенности рынка медицинских услуг»

развитию малого и среднего бизнеса. Необходимо выработать четкую систему балансирующих мер и по формированию национального рынка, и по защите отечественного производителя в ситуациях, когда это необходимо. Следует решить проблемы реструктуризации естественных монополий в стратегически важных производствах для повышения конкурентоспособности этих структур. Таким образом, реформирование имеет сложную структуру однако позволяет выявить основные эле-

менты и, следовательно, определить приоритетные направления реструктуризации предприятий пищевой промышленности.

1. Кайшев В.Г. Внешняя торговля продовольственными товарами // Пищевая промышленность. 2008. № 4.

2. Кайшев В .Г. Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности в 2007 г. // Пищевая промышленность. 2008. № 3.

УДК 33:614.2 л.В. Булгакова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Рассмотрены некоторые направления совершенствования сервисной политики лечебно-профилактического учреждения, кроме того подчеркивается необходимость ее проведения, выявляются и анализируются отдельные аспекты сервисной политики, что, в свою очередь, несомненно способствует осуществлению платных медицинских услуг, эффективных для состояния пациентов.

Ключевые слова: медицинские услуги, лечебно-профилактическое учреждение, сервисная политика, платные медицинские услуги.

L. V Bulgakova

STRUCTURAL ECONOMIC SPESIFIC FEATURES OF THE MEDICAL SERVICES SECTOR

The article deals with the following issues: ways of service policy improvement in the health care centers, the necessity of service policy implementing, fee-paying services effectiveness and other aspects of this policy which favors the fee-paying policy of medical services.

The key words: medical services, health care centers, service policy, fee-paying medical services.

Одновременно с увеличением темпов роста потребностей в услугах сферы здравоохранения растет количество лечащихся в больницах и поликлиниках, в результате чего, с одной стороны, обновляется состав традиционных услуг, с другой - расширяется их ассортимент, появляются новые виды услуг.

По нашему мнению, рассматриваемая сфера по характеру отношений, возникающих в процессе ее функционирования, способу получения и реализации продукта, удовлетворяющего физические и социальные потребности населения, имеет народнохозяйственное значение. Поэтому ее экономическая эффективность может оцениваться по полезности для общества и полученному социальному эффекту

Присутствие на рынке социально значимых услуг (медицина, социальное обеспечение) делает объективно необходимым их регулирование со стороны государства и финансирования из общественного сектора. Поэтому производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту чем сфера материального производства, а здравоохранение во многих странах находится в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем.

Возрастание в общем объеме спроса доли потребностей в медицинском обслуживании предопределило рассмотрение рынка данных услуг в качестве самостоятельной рыночной структуры. Известно, что эконо-

мическая функция рынка связана с осуществлением экономических взаимосвязей в системе общественного воспроизводства. Поэтому рынок медицинских услуг, как и любая рыночная структура, испытывает на себе влияние конкуренции, взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования в процессе товарного обмена. Потребность в сохранении здоровья занимает первое место в иерархии потребностей.

Медицинская услуга удовлетворяет следующие виды потребностей:

- потребность жить;

- потребность быть здоровым с сохранением трудоспособности;

- потребность возврата к норме при временной потере трудоспособности;

- желание сохранения определенной «ниши» трудоспособности при наличии инвалидности;

- потребность достижения наивысшей степени «качества жизни».

Эти виды потребностей относятся к фундаментальным, жизненно важным. В основе общества лежит не экономика, не идеи, а человек, население как биосо -циокультурное образование. Существенные изменения биологической составляющей (ее количественных, качественных и структурных параметров) неизбежно ведут к переменам в системе институтов и ценностей. При возрастании технологического, организационного и

культурного могущества общества биологическая составляющая остается конечной целью и конечным ресурсом общественного развития, как собственная жизнь для человека.

Содержательно сфера услуг и в целом здравоохранение относятся к разряду потребительного производства: здесь происходит потребление материальных благ, созданных в отраслях соответствующей сферы. В здравоохранении одновременно происходит создание физической и психологической основы деятельности трудового потенциала и закладывается основа для социального воспроизводства.

Проведенный автором анализ, обширный круг работ, посвященных развитию рынка медицинских услуг и его секторов, позволили сделать вывод об отсутствии единства в определении данного рынка как экономической категории. В общем смысле рынок медицинских услуг - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Данный рынок можно обозначить механизм взаимодействия пациентов и врачей, т.е. отношения спроса и предло -жения. Как уже было отмечено выше, потребление имеющихся на анализируемом рынке благ определяет качество жизни населения. С позиции возмездности для населения потребление можно разделить на две большие группы: потребление на платной основе и на бесплатной. Бесплатное потребление медицинских услуг обеспечивается в основном за счет государственного сектора - бесплатного медицинского обслуживания.

Платное потребление обеспечивается за счет рынка медицинских услуг. Таким образом, с точки зрения экономических категорий данный рынок, на наш взгляд, охватывает сферу потребления, где возможны рыночные отношения, т.е. сферу платного потребления.

Рынок медицинских услуг имеет ряд особенностей, отличающих его от других товарных рынков. Среди таких особенностей мы выделяем высокую динамичность рыночных процессов, высокую скорость оборота капитала, высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, высокую степень дифференциации услуг, а также неопределенность результата деятельности по оказанию услуг.

Сущность рассматриваемого вида нематериальных услуг находит свое отражение в его экономических функциях. Функции рынка медицинских услуг представляют собой совокупность способов действий, выполняемых самим рынком и его элементами. Общими функциями любого рынка, в том числе рынка медицинских услуг, являются следующие: регулирующая, интегрирующая, стимулирующая, посредническая, информационная, ценообразующая, санирующая, социальная. Общие функции служат для того, чтобы направить деятельность рыночных субъектов в русло, наиболее полезное экономической системе в целом, облегчить налаживание экономических связей и способствовать реализации медицинских целей субъектов рынка.

При этом следует учесть, что центральная проблема состоит в том, что большинство медицинских учреждений не является ни собственниками, ни арендаторами используемых ими основных средств. В итоге основ-

ной субъект рыночных отношений оказывается лишь опосредованно включенным в систему этих отношений. Уже само по себе это обстоятельство не может служить фактором, стимулирующим их результативную деятельность. Для этого они, независимо от принадлежности к государственной собственности или собственности общественных организаций, должны обладать необходимым экономическим и правовым статусом, который бы способствовал их эффективной деятельности на основе учета интересов работников и хозяйствующего субъекта в целом.

В связи с тем, что результат потребленной медицинской услуги можно представить как достижение здоровья, рынок медицинских услуг - система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Так как продукцией рынка медицинских услуг являются медицинские услуги, т.е. полезный эффект от деятельности образующих эту отрасль специалистов и предприятий (учреждений, организаций) по диагностике, профилактике и устранению (или компенсации) возникающих или имеющихся у человека анатомиче-ских и функциональных нарушений (заболеваний), мы определяем рынок медицинских услуг как сферу жизни общества, обеспечивающую возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение их собственного здоровья.

Здравоохранение изначально представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы уп -равления и ценообразования, попытки, предпринимавшиеся в том числе в развитых странах, полностью финансировать здравоохранение за счет государственного бюджета обусловили более позднее и неполное внедрение рыночных методов и способов управления в систему здравоохранения.

Вместе с тем опыт экономически развитых стран доказывает, что здравоохранение не может эффективно существовать на принципах полного финансирования со стороны государства. Изменения в экологии, психологии людей, состоянии общественного здоровья, макроэкономические тенденции не позволяют государству брать на себя полностью расходы по здравоохранению. Значительная часть как расходов, так и ответственности ложится на самих потребителей и страховые организации. При этом возникает свобода выбора, а значит и конкуренция, что обусловливает необходимость использования маркетинга.

Российский рынок медицинских услуг, видимо, пока невозможно назвать полноценным, поэтому уместнее будет употребить термин «формирующийся рынок», подразумевающий совокупность отношений между экономическими агентами внутреннего рынка в системе бюджетного финансирования сферы здравоохранения и регулируемого рынка государственных лечебных учреждений.

Бюджетное финансирование медицинских услуг можно объяснить стремлением государства максимизировать их общественную (социальную) полезность.

В условиях развитой системы предпринимательства коренным образом изменилась система отечественной сферы медицинских услуг. В социалистической сфере данных услуг была ярко выражена двойственность, корни которой произрастали из самой социалистической системы. Практически все виды услуг присутствовали на рынке, если понятие «рынок» в какой-то мере приемлемо для социалистической системы хозяйствования. Так или иначе, весь спектр услуг рассматривался по основным классификационным группам.

Медицинские услуги - область, в которой оказание платных услуг было приемлемо во все времена становления и развития государственной системы здравоохранения в стране. Условно бесплатная медицина, подобно образованию, была идеологическим лозунгом. Но хотелось бы отметить тот факт, что уровень подготовки российских врачей был и сейчас поддерживается на достаточно высоком уровне. В то же время материально-техническая база медицинских государственных учреждений оставалась на низком уровне, в настоящее время тенденция оснащения учреждений изменилась под воздействием реализации национальных проектов и целевых программ.

Для возникновения и функционирования рынка медицинских услуг необходимы определенные предпосылки, характерные для функционирования любого рынка товаров и услуг. В то же время становление рынка медицинских услуг существенно отличается от оказания иных услуг, что связано с его специфическими характеристиками и требованиями по оказанию услуг здравоохранения. Особенности медицинских услуг можно разделить на три группы. Первая группа - особенности, связанные с количественной характеристикой услуги:

- услуга может представляться как в товарной, так и в нетоварной форме для потребителя (государственные гарантии по оказанию бесплатной медицинской помощи), т.е. являться рыночной или нерыночной;

- стоимость услуги определяется в зависимости от источника ее финансирования.

Вторая группа - особенности, связанные со спецификой проявления самого результата профессиональной деятельности:

- результат воплощен в самом человеке;

- услуга всегда носит индивидуальный характер;

- результат всегда разнообразен по своему физи -ческому объему;

- результат имеет сложную структуру и распадается на множество результатов;

- величина необходимых для достижения результата ресурсов заранее точно определена быть не может;

- результат разнообразен по сроку проявления.

Третья группа - особенности, связанные с процессом оказания услуг:

- зависимость от местных природно-климатических условий;

- наличие активной взаимосвязи «врач - пациент»;

- возможность территориальных перемещений;

- варьирование протяженности периода оказания идентичных, адекватных услуг;

- высокая степень риска.

Перечисленные особенности медицинских услуг определяют условия становления рыночных отношений в здравоохранении. Медицинская услуга рассматривается как объект рыночных отношений в ряде случаев:

- приобретение услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи в государственных (муниципальных) учреждениях;

- приобретение услуг пациентами, не имеющими права на их получение на бесплатной основе;

- приобретение услуг по повышенным стандартам качества их оказания;

- приобретение услуг в удобное для пациента время (вне очереди, в выходные дни и т.п.);

- приобретение услуг в негосударственных (немуниципальных) коммерческих медицинских организациях.

Основной принцип рыночных отношений - формирование цены услуги под влиянием спроса и предложения. При реализации программы ОМС в соответствии с действующим законодательством цена на медицинские услуги устанавливается Тарифной комиссией без участия исполнителя услуг и без учета спроса и предложения. Следовательно, контрагентами рынка медицинских услуг являются:

- государственные (муниципальные) медицинские учреждения при наличии разрешения учредителя на оказание платных услуг;

- коммерческие и некоммерческие медицинские организации;

- страховые медицинские организации по добровольному медицинскому страхованию;

- граждане либо предприятия, выступающие в роли покупателя услуг.

Приобретение любого товара (услуги) связано с риском приобретения товара (услуги) ненадлежащего качества, с истекшим сроком эксплуатации, существует риск возникновения последствий от оказания некачественных услуг. Для оценки степени риска при приобретении медицинской услуги, допустимых условий ее оказания, качества и необходимого количества, связи возникших осложнений с оказанной услугой необходимо специальное медицинское образование. Следовательно, при приобретении медицинской ус -луги потребитель руководствуется рекомендациями исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.