Научная статья на тему 'Организационно-экономические особенности распределительной логистики нефтехимических производств'

Организационно-экономические особенности распределительной логистики нефтехимических производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / DISTRIBUTION LOGISTICS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева Т. В., Ганеева Г. А.

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на географию и динамику реализации продукции нефтехимических производств. Обосновано мнение о включении элементов маркетинга в распределительную логистику с позиции конкурентоспособности и эффективного управления реализацией продукции. Изучены направления и масштабы сети распределения нефтехимической продукции в условиях возрастания конкуренции, выявлены дисбалансирующие элементы, нарушающее равновесие в логистической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические особенности распределительной логистики нефтехимических производств»

УДК 338.2

Т. В. Малышева, Г. А. Ганеева ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ

НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ

Ключевые слова: распределительная логистика, маркетинг, конкуренция.

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на географию и динамику реализации продукции нефтехимических производств. Обосновано мнение о включении элементов маркетинга в распределительную логистику с позиции конкурентоспособности и эффективного управления реализацией продукции. Изучены направления и масштабы сети распределения нефтехимической продукции в условиях возрастания конкуренции, выявлены дисбалансирующие элементы, нарушающее равновесие в логистической системе.

Keywords: distribution logistics, marketing, competition.

The article examines the factors that influence the geography and dynamics of sales of petrochemical plants. The opinion on the inclusion of elements of marketing to the distribution logistics from the perspective of competitiveness and the effective management of marketing. Studied the direction and extent of the distribution network of petrochemical products in the conditions of growing competition, identified Unbalancing elements, disturbing the balance in the logistics system.

Современные экономические условия определяют характер деловой среды, критерии оценки и механизмы управления предприятиями обрабатывающих производств России. Принципиальное значение приобретает способность обеспечивать высокую экономическую эффективность хозяйственной деятельности в долговременном периоде. Сложность решения такой задачи обусловлена высокой степенью вариативности состояний внешней и внутренней среды. Важным резервом является совершенствование процесса реализации продукции, включающего построение каналов сбыта и управление логистическими потоками.

Интенсивное развитие новых форм маркетинга и распределительной логистики на производствах связано с усилением конкуренции, обострением проблемы реализации продукции и ростом требований к подразделениям фирм, занимающихся сбытом и материально-техническим снабжением. Прежде всего, возникает необходимость совершенствования сбытовой политики в целях формирования рынка и значительного улучшения планирования реализации продукции. При разработке такой политики необходимо ориентироваться на концепцию сквозной логистики, распространяемой на все предпринимательство и охватывающей производство как по горизонтали, так и по вертикали, а также включающей в себя планирование, управление предметными и информационными потоками от создания продукции до ее распределения.

В планировании с использованием логистических методов основной упор делается на выявление и учет потребительских и иных характеристик продукции, а также определении их зависимости от рыночных факторов. Прежде всего, это конкуренция, спрос на рынке, доступность рынка и ряд других факторов. Для успешного продвижения товара на рынок необходимо провести ряд подготовительных проектов-исследований, включающих:

- планирование объема и номенклатуры товаров с учетом зависимости от различных факторов;

- контроллинг планирования путем моделирования потоковых процессов фирмы и определения его достоверности;

- принятие концепции выстраивания распределительной логистики и использование ее параметров для производственных программ.

В настоящее время высказывается обоснованное мнение, что включение маркетинга в распределительную логистику в качестве ее органической составной части может послужить одним из наиболее эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности.

С точки зрения логистического подхода следует различать, во-первых, концепцию маркетинга как общую философию бизнеса, пронизывающую коммерческую организацию деятельности всех служб (прежде всего сбытовых), и, во-вторых, концепцию маркетинга, как функциональную деятельность специализированной службы по изучению рынков сбыта выпускаемой продукции, выработке политики цен и составлению прейскурантов, организации рекламы и т. д. Наиболее важными в данном случае являются следующие функции:

- исследование и идентификация рынка;

- разграничение рынка по соотношению спроса и предложения;

- формализация и обеспечение преимуществ своего продукта по отношению к конкурентам;

- формирование маркетингового предложения.

Центральной функцией распределительной логистики является разработка маркетингового предложения по вариантам реализации продукции. Однако, прежде чем оно может быть сформулировано, необходимо провести большую работу по исследованию рынка товаров. Изучение рынка -одна из главных предпосылок организации распределения товаров промышленными фирмами развитых стран. Этот процесс уже давно выделился в самостоятельную сферу деятельности. Особенно воз-

росла роль изучения рынка в связи с ориентацией фирм на конкретный рынок товаров. Фирмы-производители стали острее ощущать потребность в подробной и разносторонней информации о рынке выпускаемой ими продукции и всех изменениях в потребительском спросе.

Чуткое реагирование на малейшее изменение конъюнктуры рынка стало жизненной необходимостью. Такое реагирование возможно лишь в случае эффективного функционирования информационного потока и всей распределительной логистики в целом. Если ранее основное внимание уделялось развитию физических процессов при движении материального потока, то в настоящее время, в условиях специализации, многоуровневой кооперации, производственный процесс требует информационного сопровождения.

Важное место в логистической деятельности крупных промышленных концернов Запада занимает согласование стратегии развития технологической базы производства с результатами распределительной службы. Оно позволяет, исходя из анализа двух ключевых элементов и совершенствования производственной и распределительной систем, успешно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям рынка. Как правило, основные причины неустойчивости финансового положения заключаются в изменениях рынка и инерционности процесса развития технологической базы. Последний фактор зачастую недостаточно учитывается в ходе анализа перспектив развития. Если ожидаемый рост производства фирмы основывается на внедрении новых технологий, то часто возникает разрыв между стратегиями развития технологии и маркетинга. В тех же случаях, когда маркетинговая деятельность не учитывает технологических новаций, возможны принципиальные ошибки в политике управления.

Решение этой проблемы наиболее актуально для развития производств, характеризующихся сложной номенклатурой продукции и технологической базой. Таковыми являются предприятия химической и нефтехимической промышленности Татарстана, чья продукция в своем большинстве не является регионально замкнутой. Существенная часть предприятий обрабатывающих производств ориентирована как на внутренний, так и на внешний рынки.

Структура рынков сбыта в некоторой степени оказывает влияние на показатели эффективности производства. Положительное влияние на показатели эффективности и конкурентоспособности имеет факт экспорта, в особенности для таких видов деятельности как, нефтехимия. В рамках российского и татарстанского рынка у многих предприятий велика доля продукции, реализуемой в том же регионе, т.е. имеет место региональная ориентация сбыта. Регионально замкнутые предприятия работают на нише-вых рынках, не участвуя, таким образом, в конкурентной борьбе с российскими и зарубежными производителями.

Это связано, возможно, с какими-либо институциональными барьерами, позволяющими компаниям «спрятаться» от конкуренции на региональном рынке, а также с объективными экономическими

причинами в виде, например, транспортных издержек или допустимых сроков реализации. Кроме того, региональная замкнутость сбыта может сочетаться и с региональной замкнутостью поставок.

Ниже рассмотрены изменения в структуре распределения республиканской продукции нефте-газохимического комплекса и других секторов обрабатывающих производств в 2010-2013 годах. Вероятнее всего, изменения в географии сбыта продукции, произошедшие в период с 2010 по 2013 год, не связаны с новыми условиями торговли, диктующими правилами Всемирной торговой организации. В первую очередь, это период восстановления экономики после финансового кризиса 2008 года, когда производители продукции восстанавливали торговые связи, расширяли сбытовую деятельность.

Продукция обрабатывающих производств, в том числе и бюджетообразующих предприятий неф-тегазохимического комплекса Татарстана, обладающих высокой экспортоемкостью, во многом определяет масштабы и значение республики в мировой торговле. Как показано в таблице 1, более 80% структуры экспорта Татарстана составляют нефть и нефтепродукты, 9% - синтетический каучук и пластмасса, 7,5% - машины, оборудование и транспортные средства (среди них, преимущественно, оборудование для химических производств).

Несмотря на присутствие некоторых негативных тенденций в деятельности компаний, связанных в первую очередь с ростом цен на сырье и услуги, практически по всем бюджетообразующим экспортоориентированным предприятиям нефтедобычи в 2013 году по сравнению с предыдущим годом наблюдается увеличение объемов экспорта. Однако, увеличение себестоимости продукции, снижение рентабельности производства в дальнейшем может отрицательно сказаться на конкурентоспособности продукции при существующем уровне цен и ассортименте товаров на внешнем рынке.

Таблица 1 - Структура экспорта товаров нефтехимических производств Республики Татарстан в 2012-2013гг.

Структура экспорта товаров, в % к итогу Темп роста экспорта, 2013г. к 2012г., %

Экспорт товаров 100,0 104,0

нефть сырая 49,3 102,6

нефтепродукты 30,8 108,5

машины, оборудование для нефтехимии 7,5 107,0

каучук синтетический 7,3 95,0

пластмасса и изделия из нее 1,7 136,2

шины 0,7 87,4

углеводороды циклические 0,1 133,3

прочие товары 2,6 102,5

Экспортоемкость обрабатывающих производств (доля экспорта в общем объеме отгруженной продукции) в 2013 году составила, по оценке, 20%. Относительно высокий уровень экспортоемкости

наблюдается на предприятиях производства нефтепродуктов (45,6%), в химическом производстве (33,9%). Сохранение высоких темпов роста производства, экспортной активности предприятий напрямую зависит от повышения конкурентоспособности, особенно от тех ее аспектов, которые определяют инвестиционный потенциал. Стабильный инвестиционный процесс является защитой экономики от «конъюнктурного перегрева», важным фактором роста конкурентоспособности в средне- и долгосрочной перспективе.

Как видно на рисунке 1 в 2013 году свыше 70% продукции химической промышленности, производимых в Татарстане, - синтетических каучуков, материалов лакокрасочных на основе полимеров, мыла и моющих средств - направлялось на экспорт или реализовывалось в регионах России. По данным товарам рынки сбыта отлажены и относительно стабильны. Значительных изменений в структуре распределения мыла и моющих средств, синтетических каучуков не отмечено. Увеличилась доля внутреннего потребления лакокрасочных материалов.

С 54,2% до 80,8% увеличился удельный вес шин для грузовых автомобилей, реализуемых на экспорт и в регионы России. Значительно расширился внешний рынок сбыта удобрений: 63,9% в 2013 году против 24,2% в 2010 году. Представленные товары и их производители являются как потенциальными экспортерами, так и производителями социально-значимой продукции. Высокий удельный вес внешнего потребления продукции отмечается по всей представленной номенклатуре. Конкуренция выступает позитивным фактором развития производства при эффективно действующих институтах рыночной экономики. Наличие соперничества способствует восприимчивости к инновациям, стимулирует развитие.

Рис. 1 - Распределение нефтехимической продукции Татарстана в 2010-2013гг.

Таким образом, несмотря на то, что большинство республиканских предприятий обрабатывающих производств испытывают в той или иной степени конкурентное давление, по большинству товаров в 2010-2013гг. усилена ориентация на экспорт и региональные рынки субъектов Федерации. Последнее, вероятно, связано с прогрессом в области маркетинга, развитием логистической инфраструктуры, а также с ростом сетей в оптовой и роз-

ничной торговле. Экспортная ориентация, в свою очередь, положительно сказывается на рентабельности производства и инновационной активности.

Согласно данным обследования деловой активности производителей продукции нефтехимического комплекса, спрос на их продукцию на внутреннем и внешних рынках удовлетворительный (рис. 2).

Рис. 2 - Основные факторы, ограничивающие, по мнению производителей, рост производства нефтехимической продукции, в процентах от числа опрошенных представителей нефтехимической промышленности

Недостаточный спрос на продукцию отмечают республиканские производители шин, мыла и удобрений. При этом, производители химической и нефтехимической продукции считают свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной. Лишь производители удобрений отмечают недостаточные конкурентные преимущества.

Общая экономическая ситуация оценена всеми участниками как удовлетворительная. Основными факторами, ограничивающими рост нефтехимического производства, по мнению самих производителей, являются: недостаточный спрос на продукцию на внутреннем и внешнем рынках, конкурирующей импорт, высокий процент коммерческого кредита.

Анализ структуры распределения товарных потоков и факторов, ограничивающих развитие нефтехимического производства, позволяет выявить дисбалансирующие элементы, нарушающее равновесие в системе «производство - распределение -потребление». В целях повышения эффективности согласования потоковых процессов необходимо выработать алгоритм согласования потоковых процессов на стадии распределения продукции, который позволяет количественно оценить эффективность принимаемых управленческих решений по изменению параметров политики реализации продукции нефтехимических производств.

Таким образом, данное исследование позволяет сделать вывод о наличии недостатков современного этапа управления процессом реализации продукции, и как следствие необходимости проведения дополнительных изысканий и построения модели совершенствования управления сбыто-

вой политикой на основе логистической концепции.

Усовершенствованная модель должна предусматривать оптимальные параметры логистического цикла на каждой стадии в тесной связи с параметрами внешней среды в условиях согласованности материального, информационного и финансового потоков. Литература

1. Д. Бауэрсокс, Д. Клосс. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - С.640.

2. Л.Б. Миротин. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. Серия «Высшее образование». М.: ИНФРА-М, 2010. - С.252.

3. В.П. Кандилов, Т.В. Малышева. Конкурентоспособность производителей Республики Татарстан и перспек-

тивы развития товарных рынков в условиях вступления в ВТО. Экономический вестник Республики Татарстан. 2013, №2.

4. Л.Ш. Морозова. Управление реализацией продукции в логистической системе промышленного предприятия. Челябинск. 2012. - С. 170.

5. В.Р. Медведева. Механизмы формирования управления инновациями как фактор повышения конкурентоспособности предприятий химической отрасли. Вестник Казанского технологического университета. 2011, №24. С. 77-83.

6. А.И. Шинкевич, Т.В. Малышева, И.А. Зарайченко. Концепция формирования отраслевых инновационных кластеров. Вестник Казанского технологического университета. 2011, №2. С. 299-305.

© Т. В. Малышева - канд. экон. наук, доц. каф. логистики и управления КНИТУ, tv_malysheva@mail.ru; Г. А. Ганеева - канд. экон. наук, доц. той же кафедры, g_ganeeva@mail.ru.

© T. V. Malysheva - Ph.D., Kazan National Research Technological University, associate professor of the department "Logistics and Management", tv_malysheva@mail.ru; G. A. Ganeeva - Ph.D., Kazan National Research Technological University, associate professor of the department "Logistics and Management", g_ganeeva@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.