Научная статья на тему 'Организационно-экономические особенности функционирования фармацевтического производства на современном этапе'

Организационно-экономические особенности функционирования фармацевтического производства на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. М. Кузякова, О. А. Умнова

В статье приведены результаты исследования организационно-экономических аспектов развития производства фармацевтической продукции: лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION-ECONOMIC PECULIARITIES OF PHARMACEUTICAL PRODUCTION FUNCTIONING AT THE CURRENT STAGE

The paper presents the research results of organization-economic aspects of pharmaceutical products manufacture development: medical products and articles at regional level.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические особенности функционирования фармацевтического производства на современном этапе»

Эномичесние науки

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Л.М. Кузякова, О.А. Умнова

ORGANIZATION-ECONOMIC PECULIARITIES OF PHARMACEUTICAL PRODUCTION FUNCTIONING AT THE CURRENT STAGE

Kusiakova 1_.М., Umnova О.А.

The paper presents the research results of organization-economic aspects of pharmaceutical products manufacture development: medical products and articles at regional level.

В статье приведены результаты исследования организационно-экономических аспектов развития производства фармацевтической продукции: лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе на региональном уровне.

УДК 338.242.2

Г

Особое место в формировании и развитии эффективного рынка фармацевтической продукции занимают научно-производственные факторы, в число которых входят научно-техническая база и уровень научных разработок в фармации и медицинской технике, а также наличие инновационной продукции и высокотехнологичного производственного оборудования в отрасли (6, 8).

В научной литературе имеются разные мнения и точки зрения относительно форм и структуры экономической поддержки производства со стороны государства. Представляется, что их можно подразделить на две группы: прямые и косвенные (1, 2). К прямым формам следует отнести: дотации, субвенции, цены, госзаказ, инвестиции и др.; к косвенным: финансовое и налоговое регулирование. Такое понимание форм государственной поддержки предприятий и др. рыночных субъектов является наиболее общим и распространенным (3, 4, 5).

Объем производства лекарственных средств в рублевом эквиваленте в 2003 г. по сравнению с 1999 г. вырос практически втрое и имеет тенденцию к дальнейшему повышению. Причиной роста объемов производства отечественной фармацевтической промышленности стало резкое снижение долларовых цен на лекарственные средства отечественного производства в результате падения курса рубля по отношению к доллару США и повышение цен на российские препараты, которое, однако, и до сих пор

сдерживается высокой эластичностью спроса отечественных препаратов (2, 3). В 2003 г. рублевые цены на отечественные препараты увеличились в 3,7 раза по сравнению с 1998 г., а на импортные выросли в 6,7 раза. При этом сложилась закономерность, состоящая в том, что при повышении цены на лекарственные средства отечественного производства на 2,1% спрос на них падает на 1%, в то время как спрос на импортные препараты уменьшается на 1% только при увеличении цены на 9,1% (9). Такое положение объясняется тем, что основными потребителями отечественных препаратов являются бюджетные лечебно-профилактические учреждения, для которых в условиях дефицита финансирования вопрос цены лекарственных средств особенно важен. Импортные же препараты традиционно позиционируются как высокоэффективные, порой незаменимые, что заставляет потребителя мириться с повышением цены, особенно при интенсивной рекламной поддержке. Становится очевидным, что повышение цены для отечественных препаратов является более опасным, с точки зрения падения спроса, чем для импортных лекарственных препаратов (14, 18). Вместе с тем, относительную дешевизну российских препаратов необходимо рассматривать не изолированно, а в контексте затрат на их производство и маркетинг.

Существуют различные маркетинговые стратегии и тактические приемы продвижения препаратов. Импортные аналоги отличаются высоким качеством лекарственной субстанций за счет более эффективной технологичности производственного процесса, более удобной лекарственной формой, привлекательной упаковкой, удобством дозирования. Кроме того, на продвижение импортных препаратов затрачиваются довольно значительные суммы. Рекламный бюджет многих зарубежных производителей достигает сумм в 2-3 млрд. долларов США (4, 5).

Недостатки отечественных препаратов (непривлекательная упаковка, некомфортная форма, часто практически полное отсутствие рекламы и т.д.) могут нивелироваться лишь невысокой ценой лекарств. При этом недос-

татки отечественных лекарственных средств препятствуют их входу в более высокооплачиваемый сегмент рынка. Это связано с тем, что основная масса доходов сосредоточена в группе наиболее обеспеченных слоев населения, которые не являются потребителями дешевых отечественных препаратов, предпочитая высокоэффективные и гораздо более дорогие импортные лекарства (15).

Практика формирования рынка показывает, что особенностью и фактором повышения конкурентоспособности российских производителей стало расширение ассортимента продукции фармацевтического рынка. Число позиций в ассортименте выросло с 1421 в 2000 г. до 2750 в 2003 г. Вместе с этим, выпуск российскими фармацевтическими предприятиями одних и тех же лекарств привел к жесткой внутренней конкуренции, часто основанной на политике демпинга, что не способствует экономической эффективности производства. В последние три года наметилась тенденция переключения отечественного производства на выпуск новых для России препаратов -«дженериков». Перспективность указанной стратегии заключается в новых механизмах роста спроса за счет импортозамещения и расширения размеров рынка (16, 19).

Изучение особенностей российского рынка лекарственных средств показало, что наметилась тенденция интеграции и укрупнения фармацевтических производств. По данным лицензирующих органов, в настоящее время в стране функционирует 747 производителей фармацевтической продукции, имеющих федеральную лицензию. Согласно международным стандартам, степень концентрации фармацевтической промышленности в России пока еще незначительна. Для сравнения, в Германии производством медикаментов заняты семь крупнейших концернов (12).

Низкая степень концентрации отечественной фармацевтической промышленности создает объективную опасность поглощения предприятий иностранными инвесторами. Примером может служить поглощение российских фармацевтических заводов корпорацией «ICN Pharmaceuticals», выкупив-

шеи контрольный пакет акции крупнеиших фармацевтических заводов России (1СК -Лексредства, 1СК - Томскхимфарм, 1СК -Марбиофарм, 1СК - Октябрь, 1СК - Поли-фарм) (11, 14). Конкурентная борьба среди россииских производителеи лекарственных средств складывается между шестнадцатью крупными национальными компаниями-производителями лекарств (1, 7) (табл. 1).

Иностранные производители представлены на россииском фармацевтическом рынке исключительно внешнеторговыми организациями. На рынке России зарегистрирована продукция 297 иностранных производителей. К 1998 г. произошло практически двукратное увеличение объема импорта лекарств в страну. Однако в результате девальвации рубля, резкого повышения курса

доллара и связанного с ним роста рублевых цен на импортные лекарства наблюдается падение спроса и, соответственно, уменьшение объемов ввоза лекарственных средств. Тенденция сравнительно низкого спроса на импортные препараты сохранилась и в 20012003гг., что связано с политикой импорто-замещения: многие российские производственные предприятия освоили выпуск препаратов, которые вытеснили с фармацевтического рынка страны импортные аналоги. Это весьма важная и положительная особенность российского рынка данной продукции может оцениваться с точки зрения потенциала отечественных производителей и возможностей развития региональной фармацевтической промышленности (17).

Таблица 1

Крупнейшие компании - производители лекарственных препаратов на российском фармацевтическом рынке

Наименование производителя лекарственных средств Наименования препаратов

Анальгетики Антимикробные и антисептики Витамины Гормональные Железосодержащие Желудочно-кишечные Иммуно-биологические Психо-неврологические Респираторные Сердечно-сосудистые Прочие

ОАО «Акрихин» + + - - - + - - - + +

ОАО «Мосхимфармпрепа-раты» - - + - - + - + + + +

ОАО «1СМ Лексредства» + - - - - + - - - - +

ОАО «1СМ Октябрь» - - + - - - - + - - +

ОАО «1СМ Марбиофарм» - - + - - + - - - - -

ОАО «1СМ Томскхимфарм» + - - - - - - + - + +

ОАО «1СМ Полифарм» + - - - - - - - - - +

АКО «Синтез» + + - - + - - + - - -

ОАО «Биосинтез» + + - - + + - - - - +

ОАО «Биохимик» - + - - + - - - - - +

ОАО ХФЗ «Никсфарм» + + - + - - - - - - +

ОАО «Щелковский вит. завод» - - + - - + - + + + -

КПХ ФО «Татхимфармпре-параты» + - - - - - - + + - +

ОАО «Эпидбиомед» - - - - - - + - - - +

ОАО «Новосибхимфарм» - - + - - - - - - - +

ФУП «Московский эндокр. з-д» + - - - - - - + - + +

Вместе с тем очевидно, что политика импортозамещения российскими производителями эффективна только в том случае, когда отечественные лекарства значительно дешевле оригинальных импортных.

Изучение особенностей и факторов российского фармацевтического рынка показало, что ценовой фактор оказывает позитивное влияние на рост импорта, но в определенных пределах. Иностранные лекарственные средства имеют существенно лучшее, чем у отечественных производителей, ценовое позиционирование. В ценовой категории до 10 долларов США продажи импортных препаратов колеблются незначительно и лишь при цене дороже 10 долларов доля продаж на нашем рынке резко падает. Но в то же время продажа 20% самых дорогих лекарств приносит выручку в три раза большую, чем реализация всех остальных 80% препаратов (20). В ценовых диапазонах от 0 до 0,25 доллара и от 0,25 до 0,5 доллара превалируют препараты отечественного производства: в ценовом диапазоне до 0,25 доллара российские препараты составляют 90%, в диапазоне до 0,5 доллара - 80% продаж. И только в диапазоне от 0,5 до 1,0 доллара наступает примерное равенство удельного веса продаж отечественных и импортных препаратов. В ценовых диапазонах выше одного доллара преимущество переходит к иностранным производителям, а в ценовом диапазоне свыше двух долларов преобладание импортных препаратов становится подавляющим. В диапазоне свыше 100 долларов российских лекарственных средств практически не существует (18, 20).

Преобладающее позиционирование отечественных препаратов в диапазоне от 0 до 0,5 доллара объясняется выпуском устаревших препаратов, технологические схемы и оборудование для производства которых дешевы. Такое положение в этой ценовой нише нельзя назвать экономически эффективным для предприятий в связи с тем, что

они имеют дело с огромной товарной массой, которая при продвижении к потребителю сопровождается дополнительными издержками. Низкая цена этих препаратов ведет к небольшой выручке от их реализации, а прибыль оказывается незначительной, что сдерживает модернизацию и прогресс в отечественном производстве лекарственных средств.

Наряду с этим, российские препараты указанных ценовых категорий имеет невыигрышную, с точки зрения экономической эффективности, целевую группу потребителей. Это в основной массе малообеспеченные слои населения с нестабильным доходом и сельские лечебно-профилактические учреждения. Совсем иначе обстоит дело с импортными препаратами, избравшими своей целевой аудиторией средние и высшие слои потребителей. Прибыль от реализации указанных препаратов здесь гораздо выше, а конкуренция незначительна и порой совсем отсутствует. Кроме того, данная целевая аудитория импортной лекарственной продукции обладает более стабильным доходом (5, 14).

В определенной степени доход от реализации фармацевтической продукции формируется и за счет некоторых неценовых факторов конкуренции, в частности, зависит от коэффициента брака, новизны лекарственных препаратов, диверсификации ассортимента и рекламной поддержки. По данным Министерства здравоохранения РФ, коэффициент брака российских препаратов в 2003 г. составил 13,7%, а импортных препаратов остался на уровне 2000 г. и составил -0,3%. В 1999 г. было зарегистрировано 50 новых препаратов, в 2003 г. - еще 67, однако российских препаратов среди них насчитываются единицы. Это, в первую очередь, связано с отсутствием у отечественных производителей возможностей финансировать научно-исследовательские разработки новых препаратов и почти с отсутствием государственной поддержки НИОКР.

Таблица 2

Рейтинг иностранных производителей по объему импорта фармацевтической продукции на российском рынке, по состоянию на 2003 г.

Производитель Объем импорта, тыс. долл. США Доля в общем объеме, % Место в рейтинге

Авентис 75,8 13,6 1

Ново Нордиск 53,7 9,3 3

Гедеон Рихтер 67,6 11,7 2

Санофи 52,5 9,1 4

Новартис 39,5 6,8 5

Активная рекламная поддержка своих препаратов также выступает одним из факторов неценовой конкуренции и является важной составляющей маркетинговой политики участников фармацевтического рынка. Но и в этом сегменте маркетинга по-прежнему лидером остаются иностранные производители. В 2003 г. соотношение рекламных расходов составило 87:13% в пользу иностранных производителей. При всей выгодности позиции иностранных производителей в ней существуют и слабые стороны, которые сдерживают рост рынка импортных лекарственных средств в России.

Слабость позиции заключается в резкой территориальности импорта, поскольку подавляющая часть прямых поставок лечебной продукции приходится на Москву (82,6%). Доля прямых поставок в Ставропольский край составляет всего лишь 0,01%. Иностранные производители, как правило, имеют в регионах одного или нескольких медицинских представителей и одного достаточно крупного дистрибьютора. Например, американская компания «Элли Лили», производящая инсулины, имеет в Ставропольском крае медицинского представителя, а дистрибьютором продукции этой компании на весь Северный Кавказ является Ульяновская фирма «ННТ» (21, 22).

Среди иностранных производителей существует основная группа, на долю которой приходится максимальная доля импорта. При этом приоритеты в импорте лекарственных средств сместились в сторону новых для России западноевропейских компаний, в первой пятерке лидеров осталась только венгерская «Гедеон Рихтер» благодаря не-

высоким ценам, хорошему качеству своей продукции и традиционной известности на отечественном фармацевтическом рынке (табл. 2).

Реальным способом разрешения проблем в лекарственном обеспечении населения региона может стать дальнейшее развитие территориальной фармацевтической промышленности на базе государственной экономической поддержке в форме инвестирования средств в инновационную экономику отрасли и расширение производства с использованием передовых технологий. Данное направление уже начало осуществляться на федеральном уровне: 8 августа 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ № 581 «О федеральной целевой программе «Юг России», а также федеральная целевая программа «О развитии медицинской промышленности в 1998 - 2000 гг. и на период до 2005 г.», которыми предусмотрены следующие положения оптимизации развития фармацевтической отрасли.

Авторами совместно с кандидатом экономических наук В.А. Савченко доказано, что определенно значимую роль в поддержке производства на современном этапе играет госзаказ на лечебные средства. Анализ показал, что по каналу госзаказа фармацевтические предприятия Ставропольского края реализуют только 2-3% своей продукции, что является крайне низким уровнем, а основная ее масса реализуется в режиме свободного рынка. С одной стороны, это способствует развитию конкуренции на рынке продукции и препятствует увеличению цен на нее; с другой - более высокий, по нашим расчетам, в пределах 45-50%.

Уровень госзаказа на лечебные средства местного производства позволил бы:

- укрепить стабильность в развитии производственного сектора;

- увеличить налоговые поступления в региональный бюджет;

- уменьшить отток денежных средств из региона.

Разработка новых видов продукции, приведение производственных помещений в соответствие с международными нормами, закупки новых высокотехнологичных линий, утверждение нормативной документации на произведенную продукцию являются финансовоемкими процессами. Собственные средства предприятий недостаточны для проведения этих работ. Сложившиеся в отрасли проблемы могут быть решены только при всесторонней государственной поддержке фармацевтической промышленности края, способной обеспечить не только наполнение рынка, но и обеспечить реальное пополнение краевого бюджета. Учитывая это, в крае для обеспечения нужд здравоохранения разработан с нашим участием проект программы государственной поддержки региональной фармацевтической промышленности.

В бизнес-планы предприятий фармацевтической промышленности края была включена разработка инвестиционных проектов как нового, так и совершенствования уже существующего производства лечебной продукции региона на 2002-2007 гг. С учетом опыта реализации программы Свердловской области все представленные на конкурс инвестиционные проекты прошли оценку экспертно-координационного совета при Министерстве здравоохранения Ставропольского края. Оценка с нашим участием проводилась по общепринятым для развитых стран методикам Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития (1, 9, 10).

Общим для указанных методик является то, что все они базируются на классических принципах инвестиционного анализа, построенных на основе метода анализа денежных потоков: поступления (положитель-

ный поток) и расходования (отрицательный поток) денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Одной из наиболее прогрессивных методик является оценка инвестиционных проектов на основе «Плана денежных средств» («Кэш-Флоу») - метода анализа денежных потоков и последующего вычисления интегральных показателей. С учетом оценки возможных инвестиционных ресурсов предприятия по движению денежных средств («Кэш-Флоу») проекты оценивались по показателям хозяйственной деятельности с включением в анализ как абсолютных, так и относительных их параметров. Наиболее значимые из них, в соответствии с указанными методиками, явились:

- чистый дисконтированный доход предприятия;

- внутренняя норма доходности (рентабельность производства);

- индекс прибыльности;

- бюджетная эффективность;

- срок окупаемости затрат;

- весовой показатель ранга;

- итоговый ранг.

Итоговое ранжирование по интегральным экономическим показателям и показателю инновационно-ассортиментного соответствия говорит о том, что все инвестиционные проекты, представленные предприятиями фармацевтической промышленности Ставропольского края на экспертизу, могут быть включены в региональную программу развития фармацевтической отрасли на период до 2007 г. Приоритетность инвестиционных проектов предприятий - реципиентов, распределилась в первой пятерке наиболее крупных и эффективных производств следующим образом (табл. 3).

Важным этапом в создании экономических условий для развития фармацевтической промышленности в крае является формирование ее инвестиционного бюджета на перспективу как в целом, так и по периодам и включение его в общую программу развития отрасли. При этом важно выделить источники инвестиций. Ими могут быть:

Таблица 3

Ранжирование инвестиционных проектов предприятий - реципиентов Ставропольского края по

комплексу экономических показателей, 2007 г.

Наименование предприятия Ранг по критер. ассорт. продук. Чистый дисконтированный доход Внутренняя норма доходности Индекс прибыльности Бюджетная эффективность Срок окупаемости Ранг

млн. руб. ранг 0х Ранг абс. знач. ранг млн. руб. ранг месяц. ранг Весовой итоговый

ОАО НПК «Эском» 1 9,70 1 57,0 1 1,8 2 26,0 4 1 18,0 3 1,5 1

ФГУП «Аллерген» 2 9,20 2 30,0 4 1,9 1 22,0 4 2 16,0 2 2,17 2

ООО НПО «Пульс» 3 3,05 4 30,0 4 1,7 3 2,02 4 15,0 1 3,17 3

ГП НИИ-КИМ 4 5,50 3 52,0 2 1,5 5 3,46 3 18,0 3 3,33 4

ООО «Центр клинической фармакологии» 5 2,97 5 33,0 3 1,6 4 1,77 6 18,0 3 4,00 5

- собственные финансовые средства предприятий (прибыль, накопления, амортизационные отчисления), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, производственное оборудование и т.п.);

- ассигнования из федерального, регионального и местного бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

- различные формы заемных средств, в том числе инвестиционные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Уполномоченным банком при Правительстве Ставропольского края под поручительство последнего с погашением % процентной ставки по кредиту;

- лизинговые операции по приобретению нового технологического оборудования - наиболее удобный способ приобретения необходимого производственного оборудования при недостатке у предприятия средств для залогового обеспечения;

- франчайзинг, т.е. интеграция крупных и мелких предприятий путем предоставления торговой марки и оборудования крупнейшими компаниями более мелким предприятиям.

Из всех перечисленных источников инвестирования программы развития фармацевтической промышленности Ставропольского края до 2007 г. основными источниками являются:

- собственные средства предприятий (52,5%);

- инвестиционный кредит, выданный Уполномоченным банком под поручительство Правительства Ставропольского края на условиях погашения % процентной ставки кредита Министерством экономического развития и торговли края (40,5%);

- лизинг (7,0%).

Три производителя НПК «Эском», ПКФ «Экон» и фирма «Альянс» аккумулируют на свое развитие 473 млн. руб., или 76,6% инвестиционных средств в програм-

мы. При этом, НПК «Эском» включил в проект, наряду с расширением производства уже выпускаемых препаратов, освоение и серийное производство новых инфузионных растворов, имеющих в регионе и за его пределами очень высокую потребность. ПКФ «Экон» в проекте планирует производство качественно новых продуктов питания для большого контингента населения, страдающих сахарным диабетом, дефицитом железа, йода, кальция и др. Важную позицию в краевой программе развития фармацевтической промышленности занимает НПО «Пульс»; объединению требуется 31,3 млн. руб. для расширения производства весьма востребованных в медицине и практическом здравоохранении перевязочных средств, аптечек, вакцин, диагностикумов, лечебных мазей, а также для организации серийного производства диагностического прибора «Диамаг», потребность в котором очень высока на мировом уровне. Наладка производства импортозамещающего препарата ми-тронидазол на ФГУП «Ставропольская биофабрика» потребует 20,7 млн. руб. инвестиций, что позволит полностью удовлетворить краевые потребности в этом важном препарате. Потребность в инвестиционных ресурсах таких предприятий края, как «Аллерген », «Центр клинической фармакологии», ГП НИИКИМ значительно ниже и составляет, соответственно, 9,6; 9,3 и 4,5 млн. руб. Однако эти средства весьма необходимы для экономической поддержки производства ими нужной и востребованной лекарственной продукции.

В программе преобладает производство новой продукции и расширение производства уже выпускаемых лечебных средств на базе обновленного оборудования, новых материалов и технологий мировых стандартов. С этой точки зрения можно считать, что данная программа, используя созданные в крае научно-технические разработки в области медицины и здравоохранения, формирует капитал инновационной экономики на рынке фармацевтической продукции за счет региональных производственных, денежных и интеллектуальных ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях рационального и целевого использования средств государственной поддержки всех включенных в краевую программу развития фармацевтической промышленности инвестиционных проектов в отрасли будет получен на региональном уровне значительный экономический эффект. Производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Ставропольском крае увеличится в 2007 г. на 38,0% при среднегодовом темпе роста 7,6%, что соответствует современным требованиям государственной экономической политики Правительства РФ. Инновационность продукции возрастет с 7,1% до 86,2%; рентабельность фармацевтической отрасли увеличивается с 16,9% до 39,8%, это позволит вести расширенное производство и стратегически увеличивать наукоемкость отрасли, в дальнейшем развивать инновационную экономику в основном за счет собственных средств. Отдача каждого вложенного рубля в развитие фармацевтической промышленности края возрастет на 44,9% .

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазян СА., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. - М.: ЮНИТИ, 1998. -1022 с.

2. Анализ зарубежного фармацевтического рынка лекарственных средств / Н.Л. Саутен-кова, Л.В. Мечикова // Новости медицины и фармации - 1994. - № 4. - С. 20-25.

3. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы //Маркетинг в России и за рубежом. -2001. -№ 5. - С.63-71.

4. Васнецова, О.А. Маркетинг в фармации / О.А. Васнецова. - М.: Книжный мир, 1999. -334 с.

5. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-центр, 1992. - 366 с.

6. Гусев В.А., Яковлев А.И. Совершенствование государственного управления инновационного процесса. / Актуальные проблемы управления - 2001: Материалы международной практической конференции. Вып.2. - М.: ГУУ, 2001.

7. Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 5.

8. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: ЦИСН, 1998.

9. Камаев В.Д. Экономическая теория. -М.: Экономика, 1998.

10. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: Учеб. пособие.- М.: изд-во РДП, 2001.

11. Котлер, Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Изд-во Корона, 1994. - 698 с.

12. Краснокутский А.Б. Фармакоэкономика. Системный анализ мирового фармацевтического рынка / А.Б. Краснокутский, А.А. Лагунова -М.: Классик-Консалтинг, 1998. - Т. 1. - 344 с.

13. Кротков AM., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 6. - С. 59- 68.

14. Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика // Экономист - 1995. - №2. - С. 14-16.

15. Мальгром ДА. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. -1999. - №2. - С. 44-57.

16. Маркетинг на фармацевтическом рынке / Н.Н. Кареева, Н.А. Охотина // Фармация. -1995. - № 6. - С. 28-29.

17. Маркетинговые исследования региональных рынков лекарственных средств / А.М. Битерякова, Е.Л. Кузубова // Человек и лекарство: Тез.докл. 4 Рос. нац. конгр. 8-12 апр. 1997 г. -М, 1997. - С. 310.

18. Марченко, С.В. Ценообразование на фармацевтическом рынке // Эконом. вест. фармации. - 2000. - № 1. - С. 81-95.

19. Падалкин, В. П. Ценовая политика государства на лекарственные средства и рыночные отношения // Эконом. вестн. фармации. - 1999. - №9. - С. 101-105.

20. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1995, -156 с.

21. Развитие ассортимента лекарственных средств и методические основы его анализа / Л.В. Кобзарь, З.Г. Максудова // Фармация. -1996. - № 3. - С. 9-12.

22. Региональные модели фармацевтического рынка / А. Ишмухаметов, С. Бошнакова, Е. Финагина //Яешейшш. - 1999. - № 1. - С. 26-29.

Об авторах

Кузякова Людмила Михайловна, профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Ставропольского государственного университета, генеральный директор Ставропольского научно-производственного объединения «Пульс», доктор фармацевтических наук. Сфера научных интересов - биотехнология, организация и производство лекарственных препаратов. Умнова Оксана Анатольевна, кандидат экономических наук, финансовый директор Ставропольского научно-производственного объединения «Пульс». Сфера научных интересов - организация и экономика фармации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.