Цимоха Ю.А., Храпов В.Е. Организационно-экономические механизмы развития...
УДК 331(368.4)
Организационно-экономические механизмы развития социальной защиты работников путём обеспечения страховых предупредительных мер
Ю.А. Цимоха , В.Е. Храпов
1 Институт экономики, управления и международных отношений МГТУ, кафедра экономики
Институт экономических проблем КНЦ РАН
Аннотация. Проведён анализ предупредительных мер по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в системе социальной защиты работников Мурманской области, указаны проблемы в их обеспечении. Сформулированы конкретные предложения в решении данных проблем.
Abstract. The analysis of preventive measures of compulsory social insurance against accidents and professional diseases in social insurance system of the Murmansk region has been considered. The problems of providing measures have been specified, some organisational and economic mechanisms of their solutions have been proposed.
Ключевые слова: социальная защита, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организационно-экономические механизмы, страховые предупредительные меры Key words: social protection, social insurance, compulsory social insurance against industrial accidents and professional diseases, organizational and economic mechanisms, insurance preventive measures
1. Введение
Согласно Конституции Российской Федерации, в государстве охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, каждый имеет право на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В то же время, условия труда работающего населения в Российской Федерации можно характеризовать как неудовлетворительные.
Экономические потери, связанные с неудовлетворительными условиями труда, продолжают расти, в 2010 г. прямые расходы Фонда социального страхования (ФСС) РФ на выплату обеспечения по страхованию составили свыше 0,1 % от валового внутреннего продукта (ВВП), косвенные потери за счёт временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями -около 0,04 % от ВВП. До настоящего времени не созданы условия для эффективной реализации имеющихся организационно-экономических механизмов социальной защиты работников. Вследствие этого в России, испытывающей недостаток трудовых ресурсов, есть их потери, в частности по указанным обстоятельствам.
В РФ вопросы социальной защиты населения рассмотрены в работах известных учёных Б.Н. Бобкова, Н.А. Волгина, Б.Г. Збышко, В.Г. Павлюченко, Б.В. Ракитского, Роика В.Д. и др. Однако наибольший вклад в разработку организационно-экономических механизмов социальной защиты работников путём обеспечения страховых предупредительных мер, анализируемых в настоящей статье, внесли, на наш взгляд, И.Г. Барановский, И.Ю. Маркушина и К.П. Каминский.
И.Г. Барановским исследованы социально-гигиенические и экономические механизмы управления условиями труда работников, застрахованных в системе обязательного социального страхования.
И.Ю. Маркушиной проведён анализ регламентирующих документов и федеральных показателей обеспечения работодателями страховых предупредительных мер в 2001-2003 гг., предложено расширить перечень предупредительных мер, дополнив его мероприятиями, непосредственно влияющими на улучшение условий труда; автор считает необходимым введение ограничения на финансирование мероприятий по оплате стоимости путёвок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (что также предлагается нами), а также утверждение перечня предупредительных мер на срок до трёх лет.
К.П. Каминским проанализированы расходы ФСС РФ на обеспечение работодателями предупредительных мер за счёт страховых средств в 2001-2008 гг., предложено отказаться от единого
808
Вестник МГТУ, том 16, № 4, 2013 г.
стр. 808-812
перечня предупредительных мер, финансируемых за счёт страховых взносов, и разработать этот перечень только по результатам аттестации рабочих мест.
Вместе с тем, данная область научного знания, на наш взгляд, исследована недостаточно. Целью данной статьи является анализ предупредительных мер по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в системе социальной защиты работников в Мурманской области, разработка конкретных предложений по совершенствованию организационно-экономических механизмов решения имеющихся проблем.
2. Оценка основ социальной защиты работников
Согласно действующему законодательству, улучшение условий и охраны труда работающих -важнейший резерв повышения производительности труда в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Развитие человеческого потенциала в структуре производительных сил - основополагающее условие благополучия страны и важнейший фактор национальной безопасности. Эти положения реализуются через регулируемую законодательством систему социальной защиты населения, в том числе на уровне предприятий (Дулясова, Ханнанова, 2008; Экономика труда..., 2009).
В систему социальной защиты населения входит социальное страхование работников, являющееся отдельным элементом этой системы и выполняющее экономическую и социальную роль по отношению как к работодателям, являющимися страхователями, так и к работникам.
При несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях основным регулятором социального страхования работников с января 2000 г. является Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Страховщиком работающего населения по указанному закону является Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Одним из принципов данного вида социального страхования является экономическая заинтересованность субъектов страхования в снижении профессиональных рисков (Об обязательном., 1998; Об утверждении..., 2010).
Предметом нашего научного интереса является обеспечение предприятиями, организациями и другими субъектами экономической деятельности, использующими труд наёмных работников, предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (далее - предупредительные меры) за счёт страховых средств (далее - страховые предупредительные меры).
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ представляет научный и общественный интерес. Это связано с непродолжительным сроком его реализации (с 2000 г.); недостаточной научной проработкой нового вида страхования, в том числе обеспечения работодателями предупредительных мер за счёт страховых средств; наличием проблем, не обозначенных в регламентирующих документах, которые в этой связи требуют пересмотра. В процессе труда работники постоянно или периодически подвергаются воздействию вредных и/или опасных производственных факторов, что может привести к профессиональным заболеваниям, производственным травмам, другим повреждениям здоровья, ведущим к временной нетрудоспособности, утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности и смертности пострадавших от них.
Рассмотренный нами отечественный и международный опыт, закреплённый в конвенциях Международной организации труда, Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения, Европейской конвенции о социальном обеспечении, свидетельствует о необходимости предупреждения таких случаев, а также о том, что наиболее действенным механизмом предупредительных мер в системе социальной защиты работников является социальное страхование, в частности обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний касаются различных аспектов экономики труда, социальной защиты населения, охраны труда и здоровья работников, воспроизводства трудовых ресурсов.
3. Анализ предупредительных мер и показателей экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков в Мурманской области
Удельный вес страхователей, обеспечивших проведение страховых предупредительных мер в Мурманской области в 2008-2010 гг. составил всего 0,8-1,3 %, данные по годам представлены в табл. 1.
В Мурманской области в 2008-2010 гг. в числе страховых предупредительных мер, используемых работодателями наиболее часто, значится проведение обязательных медицинских
809
Цимоха Ю.А., Храпов В.Е. Организационно-экономические механизмы развития...
осмотров работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами и санаторно-курортное (профилактическое) лечение (оздоровление) работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами.
Таблица 1. Количество страхователей в Мурманской области, обеспечивших страховые предупредительные меры в 2008-2010 гг.
Год Количество страхователей, всего Количество страхователей, обеспечивших страховые предупредительные меры
Количество %
2008 18 346 241 1,3
2009 19 628 177 0,9
2010 20 848 167 0,8
В структуре расходов по страховым предупредительным мерам работодателей в эти годы преимущественное место занимали расходы на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами, например, в 2010 г. они составили 63,83 %. Процент страховых средств в общих затратах работодателя на охрану труда можно оценить посредством расчёта их удельного веса. Например, в общих затратах на охрану труда в 2008-2010 гг. на трёх крупнейших предприятиях Мурманской области отраслей экономики Ковдорский ГОК (отрасль -"добыча полезных ископаемых"), Кольская ГМК и Кандалакшский алюминиевый завод ("обрабатывающие производства") минимальный удельный вес страховых средств составил 6,74 %, максимальный - 14,78 %.
Экономическую заинтересованность работодателей в снижении профессиональных рисков можно также оценить посредством расчёта и оценки скидок и надбавок к страховым тарифам по рассматриваемому виду социального страхования. Отдельные региональные показатели по ним представлены в табл. 2 и 3. В Мурманской области в анализируемый период (2008-2011 гг.) максимальный удельный вес установленных региональным страховщиком скидок к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 0,04 %, надбавок - 0,28 % от количества страхователей (Об утверждении..., 2001; Кульбовская, 2011).
Таблица 2. Количество установленных региональным страховщиком скидок и надбавок к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Мурманской области в 2008-2011 гг.
Год Количество страхователей Скидок Надбавок
Кол-во % Кол-во %
2008 18 346 1 0,01 52 0,28
2009 19 628 1 0,01 41 0,21
2010 20 848 8 0,04 38 0,18
2011 20 920 4 0,02 28 0,13
Данный механизм экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков путём получения скидки к страховому тарифу по заявлению страхователя в исполнительный орган ФСС РФ пока не получил широкого распространения.
Обеспечение работодателями страховых предупредительных мер в общей системе мер по охране труда используется наиболее часто (по сравнению с получением скидок к страховому тарифу) и остаётся существенным элементом экономической заинтересованности в снижении профессиональных рисков.
4. Анализ проблем обеспечения страховых предупредительных мер и подходов по совершенствованию управленческо-экономических механизмов социальной защиты работников
В ходе проведённого анализа нами установлены следующие основные проблемы:
- у работодателей в ряде случаев недостаточно средств для обеспечения ими мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе - на обеспечение страховых предупредительных мер;
- отмечается низкий удельный вес работодателей-страхователей, обеспечивших проведение страховых предупредительных мер;
- в связи со значительными затратами страховых средств необходимо рассмотреть вопрос ограничения санаторно-курортного лечения работников как страховой предупредительной меры;
810
Вестник МГТУ, том 16, № 4, 2013 г.
стр. 808-812
- требуется регламентация категорий работников, которые могут проходить за счёт страховщика периодические медицинские осмотры работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда.
Таблица 3. Показатели страховых тарифов, скидок и надбавок к ним на предприятиях по добыче полезных ископаемых в Мурманской области в 2008-2011 гг.
Показатель Год ОАО "Апатит" ОАО "Оленегорский ГОК" ОАО "Ковдорский ГОК"
Вид экономической деятельности по ОКВЭД 2008-2011 14.30 Добыча минерального сырья для химического производства 13.10.2 Добыча железных руд открытым способом
Класс профессионального риска 2008-2011 20 14
Размер страхового тарифа до скидки или надбавки, % 2008-2011 2,8 1,5
Надбавка к страховому тарифу, % 2008 30 нет нет
2009 нет нет нет
2010 нет нет нет
2011 19 нет нет
Скидка к страховому тарифу, % 2008 - нет нет
2009 нет нет нет
2010 нет нет нет
2011 - нет нет
Размер страхового тарифа, с учётом надбавки, % 2008 3,5
2011 3,33
Для решения указанных проблем нами предлагаются следующие рекомендации.
1. Для субъектов экономической деятельности с малым фондом оплаты труда, где 20 % от перечисленных страховых взносов составляют относительно небольшую сумму, страховые предупредительные меры не всегда доступны, в связи с чем целесообразно рассмотреть вопрос о дифференцированном увеличении сумм, направленных на финансирование предупредительных мер, в зависимости от финансового состояния предприятия, до 40 %, что даст возможность привлечь к осуществлению мер по улучшению условий и охраны труда большее число работодателей.
2. Необходимо разрешить страхователям, с незначительной суммой страховых взносов, использовать на финансирование предупредительных мер 20 % от сумм взносов, начисленных не за один предшествующий год, а за несколько лет.
3. Правила финансового обеспечения страховых предупредительных мер необходимо принимать со сроком действия несколько лет или без указания срока.
4. Для ограничения санаторно-курортного лечения как страховой предупредительной меры работников нами предлагаются следующие условия:
- обеспечению работодателями (страхователями) за счёт средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит санаторно-курортное лечение для застрахованных лиц с повышенным риском для развития профессиональных заболеваний на определённом производстве, установленных по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами;
- работники с общесоматической (общей) патологией, которая не является противопоказанием для продолжения работы на определённом производстве и не зависит от условий труда, санаторнокурортным лечением работодателями (страхователями) за счёт страховых средств не обеспечиваются.
5. Для недопущения обеспечения за счёт средств страховщика периодических медицинских осмотров нестрахового характера нами рекомендуется учитывать в качестве обязательных следующие нормы:
- финансированию в качестве страховой предупредительной меры подлежат периодические медицинские осмотры работников, фактически работающих в условиях превышения нормативов уровней воздействием вредных и/или опасных производственных факторов;
811
Цимоха Ю.А., Храпов В.Е. Организационно-экономические механизмы развития...
- медицинские осмотры декретированных контингентов в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, а также работников, работающих под воздействием вредных и/или опасных производственных факторов, но при не превышении их уровней гигиеническим нормативам, не подлежат финансированию в качестве страховой предупредительной меры и обеспечиваются работодателями за счёт других источников финансирования.
В связи с тем, что периодические медицинские осмотры работников с профессиональной вредностью являются основой доказательности профессионального риска, они должны быть представлены в перечне страховых предупредительных мер ежегодно.
5. Заключение
Результаты проведённого анализа теоретических и практических аспектов системы социальной защиты работников показали необходимость её дальнейшего развития. Конкретные предложения, высказанные авторами, в том числе в части изменений и дополнений в соответствующие регламентирующие документы с учётом полученного опыта, могут внести существенный вклад в дальнейшее совершенствование организационно-экономических механизмов системы социальной защиты работников, а именно - в обеспечение предприятиями, организациями и другими субъектами экономической деятельности, использующими труд наёмных работников, предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Литература
Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Социальная защита работника: жизнь, здоровье, деловая репутация. Учеб. пособие. М., Экономика, 399 с., 2008.
Кульбовская Н.К. Экономика охраны труда (разработка концепции государственного управления охраной труда). М., Экономика, 247 с., 2011.
Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ. Доступ: "КонсультантПлюс", 1998. Об утверждении Правил установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Постановление Правительства РФ от 06.09.2001 г. № 652. Доступ:
"КонсультантПлюс ", 2001.
Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторнокурортного лечения работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.02.2010 г. № 64н. Доступ: "КонсультантПлюс", 2010.
Экономика труда. Учебник. Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н. М., Экономика, 559 с., 2009.
812