Камолов С. Г.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
6. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.14)
6.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: В ПОИСКАХ РЕЛЕВАНТНОГО ОПЫТА ДЛЯ РОССИИ
Камолов Сергей Георгиевич, канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления Место работы: МГИМО МИД России
skamolov@yahoo.com
Аннотация: проблема управления научными исследованиями и разработками является ключевой для обеспечения устойчивого и перспективного развития наукоемких отраслей и, прежде всего, ракетно-космической промышленности. Изменения в организации инновационных разработок на западно-европейском пространстве показали, что успех развития космической сферы слагается из ряда ключевых компонентов: методологического (обоснованность принимаемых управленческих решений), организационного (стабильность механизма принятия решений и инфраструктура их реализации) и финансового (достаточный объем инвестиционных средств и приоритеты их использования). Мы видим как важной целью государственной политики в сфере освоения космоса становиться стимулирование инвестиций в перспективные НИОКР частных финансов и инициативное управление объектами интеллектуальных прав (модель открытых инноваций).
Ключевые слова: инновации, ракетно-космическая промышленность, программно-целевой метод управления, государственное управление.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF THE INNOVATION
DEVELOPMENT OF THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY OF THE EUROPEAN UNION: IN SEARCH OF RELEVANT EXPERIENCE FOR RUSSIA
Kamolov Sergei G., PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Public Governance, School of Governance and Policy
Work place: Moscow State Institute of International Relations
skamolov@yahoo.com
Annotation: the problem of research and development management is the key to ensuring sustainable and long-term development of knowledge-intensive industries, and above all, the rocket and space industry. Changes in organizational framework of innovations at the European Union showed that the successful development of the space sector is based on the following key components: methodological (sound management decisions), organizational (sustainable infrastructure) and financial (sufficient investment funds and priorities for their use). We also see that use of private investments and initiatives in management of intellectual property become an important public strategy in the field of space exploration, providing for open innovation model.
Keywords: innovations, rocket and space industry, target program management method, public governance.
С начала XXI века страны Европейского Союза (ЕС) смогли выработать действенный механизм принятия решений на межгосударственном уровне, что само по себе является сложной задачей для такой чувствительной сферы, как космос. Это позволило создать передовую инженерную и информационно-технологическую инфраструктуру, обеспечивающую запуск и выведение космических аппаратов на околоземную орбиту, управление системой спутников и применение результатов космической деятельности в экономике. Также страны ЕС смогли сформировать и внедрить действенные механизмы реализации научно-технической политики на базе программ научных исследований и технологического развития. Наряду с решением непосредственно научных задач эти программы позволяют поддерживать и объединять усилия различных типов научных организаций (подразделений НИОКР предприятий, ведущих университетов и исследовательских институтов),
которые участвуют в реализации международных научно-исследовательских проектов.
В марте 2000 года на Лиссабонском саммите глав государств и правительств ЕС наука впервые была определена как основной движущий фактор будущего ЕС наряду с развертыванием информационных технологий и созданием «информационного общества». Примечательно, что исследовательская деятельность выступает общим знаменателем, обеспечивающим стратегическую согласованность реализуемых в ЕС научно-технических программ. Это важное управленческое достижение с учетом межгосударственного характера принятия решений в этом объединении.
В рамках настоящего исследования мы ставим задачу определить какое место в европейской системе межгосударственного управления и организации научной деятельности зани-
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
мают вопросы освоения космоса и какими организационно-управленческими механизмами она поддерживается?
Космическая отрасль - важный компонент европейской экономики. В ней задействовано более 230 000 специалистов. Оборот на европейском рынке космических услуг составляет около в 50 млрд. евро, что составляет одну пятую от суммы сделок на мировом космическом рынке. Объем инвестиций ЕС в космическую деятельность на период с 2014 по 2020 год превышает 16 млрд. евро. Евросоюз владеет космическими системами мирового класса, созданными в рамках реализации программ Copernicus, EGNOS и Galileo, включающими 18 спутников, находящихся на орбите и более 30 запланированных к запуску в ближайшие 10-15 лет.
Благодаря крупным инвестициям, европейская космическая индустрия уже является одной из самых конкурентоспособных в мире. Перспективная космическая программа ЕС предусматривает наращивание инвестиций в космическую деятельность и новые технологии в целях дальнейшего обеспечения автономного доступа Европы в космос. По заявлениям официальных лиц Еврокомиссии, инвестиции ЕС в космос уже дают ощутимые результаты уровня для европейских граждан и предприятий. Более 10% ВВП ЕС уже связаны с космической индустрией. Космические данные могут помочь промышленным отраслям развиваться в проектах Интернета Вещей и автоматизации, более точно контролировать выбросы парниковых газов. Перспективная дорожная карта предполагает поддержку и модернизацию существующей инфраструктуры проектов Galileo и Copernicus, увеличение использования космических данных, развитие европейского «нового пространства» инновационных стартапов и повышение безопасности европейцев1.
Основы научно-технической политики ЕС были заложены еще в конце 50-х годов прошлого столетия и, начиная с 1984 года, реализуются в виде Рамочных программ (РП) ЕС по научным исследованиям. Данные программы формируются на основе предложений Европейской комиссии (ЕК) и подлежат утверждению на уровне Совета Министров стран-членов ЕС и Европейским Парламентом. В настоящее время действует так называемая «восьмая» рамочная программа, которая будет завершена в 2020 году.
Как устроена система управления развитием космической отрасли в ЕС? Ключевым органом стратегического планирования развития европейской космической отрасли является Совет по конкурентоспособности Совета ЕС, в компетенцию которого, наряду с задачами по выработке политики на внутреннем рынке, в европейской промышленности и обеспечении исследований и инноваций, входит также и четвертое направление - космос. Таким образом, освоение космоса выступает для ЕС способом усиления его международной конкурентоспособности.
Главным координирующим и исполнительным органом в этой сфере является созданное в 1975 году на базе двух европейских космических консорциумов ESRO (создание спутников) и ELDO (создание носителей «Европа») Европейское космическое агентство (European Space Agency, ЕКА). Сотрудничество между европейскими государствами в области космических исследований и технологий и применение результатов этой кооперации в космосе обеспечивается путем:
- разработки и осуществления долгосрочной космической политики в Европе;
1 Материалы официального сайта ЕС [Электронный ресурс]. Код до-
ступа: URL - http://www.europa.eu.
- реализации совместных межгосударственных мероприятий и программ государственно-частного партнерства в космической области;
- координации европейской космической программы и национальных программ, а также интеграции последних в европейскую космическую программу.
Штаб-квартира ЕКА находится в Париже. Кроме того, в состав агентства входит восемь структурных подразделений, расположенных в других станах ЕС. К ним относятся:
- Европейский центр космических исследований и технологий (ESTEC), расположенный в Нордвейке, Нидерланды, Этот центр является крупнейшим испытательным центром ЕКА, отвечающим за техническую подготовку, управление космическими проектами ЕКА и оказание технической поддержки спутникам ЕКА.
- Европейский центр космических операций (ЕСОК), который дислоцируется в Дармштадте, Германия, с задачей обеспечения бесперебойной работы космических аппаратов на орбите. Его диспетчерские пункты, связанные с наземными станциями по всему миру, отслеживают и контролируют орбитальные спутники.
- Центр по наблюдению Земли (ESRIN). Расположен во Фраскати, под Римом. Этот центр управляет наземным сегментом ЕКА и сторонних спутников наблюдения Земли, поддерживая самый большой архив экологических данных в Европе и координируя более 20 наземных станций и объектов в Европе.
- Европейский центр астронавтов (EAC), расположенный в Кельне, Германия, является учебным центром и базой для всех европейских астронавтов. Это центр передового опыта в подготовке космонавтов и специалистов по оказанию медицинской помощи.
- Европейский космический астрономический центр (ESAC). Данный центр находится в Вильянуэва-де-ла-Каньяда, недалеко от Мадрида в Испании. Он предоставляет услуги астрономическим исследовательским организациям и проектам из разных стран.
- Гвианский космический центр (CSG). Расположен в Южной Америке, во Французской Гвиане недалеко от города Куру и является «воротами Европы» в космос. CSG, расположенный на площади более 96 000 гектаров, идеально подходит для запуска спутников, в частности потому, что он близок к экватору. ЕКА является владельцем пусковых установок и финансирует значительную часть постоянных затрат на стартовую площадку.
- Европейский центр космической безопасности и образования (ESEC). Центр размещен в местечке Реду в Бельгии и является площадкой обмена передовым опытом работы служб космической кибербезопасности. Там же расположены центры управления миссиями ЕКА «Proba», Центр данных космической погоды, Учебный и учебный центр Академии ЕКА и лаборатория E-Robotics, а также часть сети наземных станций ЕКА.
- Европейский центр космических применений и телекоммуникаций (ECSAT). Место дислокации - Харвелл, Оксфордшир, Великобритания. Центр поддерживает деятельность, связанную с телекоммуникациями, комплексными приложениями, мониторингом изменением климата, технологиями и наукой.
В настоящее время ЕКА реализует три флагманские космические программы:
- Copernicus - самая передовая система наблюдения Земли в мире, ориентированная на мониторинг климатической обстановки.
- Galileo - собственная европейская глобальная навигационная спутниковая система Европы, обеспечивающая высокоточные данные глобального позиционирования, состоящая из группировки 24-х действующих спутников (плюс 6 резервных), размещенных на средне-высокой орбите (около 23 км).
- EGNOS - Европейская геостационарная служба навигации, общеевропейская система безопасности и навигации для авиационных, морских и наземных пользователей в большинстве стран Европы.
На заседании Совета по конкурентоспособности Совета ЕС 30 мая 2017 года в Лиссабоне делегации одобрили «Космическую стратегию для Европы», ориентированную на достижение четырех стратегических целей:
Камолов С. Г.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
- максимизация преимуществ использования космического пространства для общества и экономики ЕС;
- содействие созданию конкурентоспособного в мировых масштабах и инновационного европейского космического сектора;
- обеспечение безопасности и независимости Европы при использовании космического пространства;
- усиление роли Европы в качестве глобального участника мирового космического рынка и содействие международному сотрудничеству в этой сфере.
Реализация единой европейской стратегии освоения космоса позволит решить следующие задачи:
- поддержка европейских производителей критических космических технологий и систем;
- обеспечение долгосрочный характер принимаемых мер поддержки космической отрасли в Европе;
- стимулирование формирование устойчивых цепочек поставок в системе европейских производственно-технологических кооперационных связей;
- содействие доступу производителей на экспортные рынки, обеспечивая при этом равное игровое поле для европейских компаний;
- активизация усилий по устранению внутренних технических и нормативных барьеров на уровне ЕС и на национальном уровне;
- расширение доступа к венчурному капиталу.
Необходимо отметить, что ЕС всегда придавал важное значение сотрудничеству в космической сфере с Российской Федерацией, как «подлинно эффективного и действенного стратегического партнерства в соответствии с общей стратегией ЕС, с тем чтобы работать вместе во многих областях, представляющих общий интерес, для обеспечения мира, стабильности и процветание Европы на основе общих ценностей и общих целей»2.
На период после 2020 года ЕС разрабатывает новое поколение космических программ. Для последующего долгосрочного бюджетного цикла 2021-2027 годов Европейская Комиссия планирует выделить не менее 16 млрд. евро. Новая космическая программа будет поддерживать существующую инфраструктуру и услуги, а также развивать ряд новых направлений. Первое. Содействие становлению инновационной космической отрасли: улучшенный режим финансирования пусков и страхования соответствующих рисков, облегченный доступ к средствам тестирования и обработки данных, внедрение практики сертификации и стандартизации. Рассматривается возможность создания специализированного инструмента долевого финансирования через программу InvestEU. Программа будет развернута вместе с инициативой Horizon Europe, обеспечивая согласованность между государственными космическими исследованиями и инновационными проектами бизнеса.
Второе. Обеспечение автономного, надежного и экономически эффективного доступа стран-членов ЕС в космическое пространство. Стратегическая независимость особенно важна для Европы в отношении критической инфраструктуры, технологий, безопасности и обороны.
Третье. Единая и упрощенная система управления финансовыми механизмами: ЕС будет обеспечивать финансовых вливаний в космическую отрасль, добиваясь развертывание и реализацию всех намеченных планов в установленные сроки и в пределах выделяемых бюджетов. Европейское космическое агентство сохранит свою роль в качестве глав-
2 Герасимова Л.И., Ларин С.Н., Соколов Н.А. Механизмы многокритериального отбора перспективных научных исследований для их коммерциализации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, № 21.
ного управляющего звена по техническим программам и оперативному взаимодействию.
Еврокомиссия предусматривает следующую укрупненную структуру распределения запланированных для финансирования новой космической программы 16-ти млрд. евро:
- 9,7 млрд. евро на программы Galileo и EGNOS: разработки усовершенствованного прецизионного сигнала, совершенствование глобальных и региональных спутниковых навигационных систем ЕС в целях развития индустрии беспилотных автомобилей, Интернета вещей, смартфонов и систем управления трафиком;
- 5,8 млрд. евро на продолжение программы Copernicus (дистанционное зондирование Земли), в том числе 500 млн. евро для разработки новых компонентов безопасности: системы космической и ситуационной осведомленности (SSA), которая помогает избежать столкновений в космосе и контролирует возвращение космических объектов на Землю. SSA также будет решать задачи, связанные с мониторингом солнечной активности и астероидов, угрожающих объектам космической инфраструктуры3.
Евросоюз применяет три основных способа организационно-финансовой поддержки НИОКР в сфере космонавтики4: прямые бюджетные ассигнования (direct actions); субсидирование (shared-cost actions), исследования финансируются из бюджета ЕС на паритетной основе совместно с научно-исследовательскими организациями государств-участников; и организационная поддержка (concerted actions)5.
Определенная часть инновационных проектов в ракетно-космической отрасли ЕС поддерживается с помощью механизмов международных финансовых инструментов, таких как кредиты и гранты Европейского инвестиционного банка (European Investment Bank)6.
Новая стратегия развития ЕС до 2020 года предусматривает реализацию ряда инновационных инициатив, в том числе Digital Agenda (развитие цифровых технологий), Industrial Policy for the Globalization Era (промышленная политика в эпоху глобализации) и Agenda for New Skills and Jobs (формирование новых навыков и создание новых профессий).
Наряду с масштабными комплексными программами инновационного развития ЕС активно применяет механизмы поддержки инноваций на уровне наукоемких малых и средних предприятий. К ним относятся инициативы GEI (экономический рост и занятость), MAP (стимулирование предпринимательства), ETF (финансирование новых технологий), GIF (стимулирование малых инновационных предприятий). Всего для финансирования посевной стадии и стартапов (seed и start-up) предусматриваются ассигнования на сумму около 1 млрд. евро. Также применяются инструменты финансирования инновационных проектов более зрелых стадий, в частности через увеличение акционерного капитала инновацион-
3 Герасимова Л.И., Ларин С.Н., Соколов Н.А. Механизмы многокритериального отбора перспективных научных исследований для их коммерциализации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, № 21.
4 Герасимова Л.И., Ларин С.Н., Соколов Н.А. Механизмы многокритериального отбора перспективных научных исследований для их коммерциализации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, № 21.; Ларин С.Н., Жилякова Е.В. Организационные структуры и интеграционные формы науки и бизнеса как фактор стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, № 19.
5 Ежемесячный Бюллетень ЕС [Электронный ресурс]. Код доступа: URL - http://europa.eu.int/abc/doc/off/bull/en/bullset.htm.
6 Granieri M. and Renda A. A New Approach to Innovation Policy in the European Union, 2010.
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
ных компаний и проектов с разделением ответственности за финансовые риски (RSFF).
В настоящее время проблематика реализации инновационной политики ЕС и России имеет общие черты. Одним из главных вызовов для ЕС является предотвращение переноса исследовательских возможностей европейских компаний за рубеж и «утечки мозгов» в США, Индию и Китай. В этой связи создание передовой исследовательской инфраструктуры становиться приоритетной задачей для государственной политики. Одним из практических шагов в этом направлении в ЕС стало создание Европейского технологического института (Е1Т).
В целях сохранения лидерских заделов и стратегических преимуществ Российской Федерации в сфере освоения космоса важно понимать в каком направлении развиваются межгосударственные системы управления ракетно-космической промышленностью в ЕС и каковы долгосрочные приоритеты его научно-технологических программ.
В этой связи очень важной представляется тенденция, отмеченная некоторыми исследователями, суть которой заключается в постепенном уменьшении системообразующей роли портеровской кластерной инновационной модели. В 80-е годы прошлого века американский экономист Майкл Портер обосновал выгодность размещения центров НИОКР в непосредственной близости друг от друга, что облегчало неофициальный обмен научной информацией и ввел понятие «инновационный кластер». Благодаря развитию цифровых технологий такой информационный обмен стал возможен в режиме онлайн, что оказывает существенное влияние на подходы к созданию и развитию территориально-инновационных класте-ров7, которые сегодня остаются одной из основных форм государственной поддержки инноваций в нашей стране.
Также постоянно усложняются инновационные цепочки создания добавленной стоимости. Растет количество рынков, на которых для эффективного использования конечной продукции потребителям необходимо сформировать пул комплиментарных (взаимодополняющих) поставщиков товаров и услуг. Такие рынки часто имеют характеристики, схожие с сетевыми бизнес-моделями: добавленная стоимость продукции увеличивается соразмерно числу потребителей или дополнительных товаров. Реализации научно-производственных задач на основе концепции цепочки формирования добавленной стоимости - это системный подход, направленный на выявление слабейших звеньев в цепочке добавленной стоимости и их целевую поддержку8.
Учет этих зарождающихся, но принципиально важных тенденций позволит нам оптимально решать задачи по целепола-ганию, планированию и достижению долгосрочных ориентиров развития космической отрасли как краеугольного элемента обеспечения независимости и конкурентоспособности России в XXI веке.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,11%.
Список литературы:
1. Герасимова Л.И., Ларин С.Н., Соколов Н.А. Механизмы многокритериального отбора перспективных научных исследований для их коммерциализации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, № 21.
2. Ежемесячный Бюллетень ЕС [Электронный ресурс]. Код доступа: URL -http://europa.eu.int/abc/doc/off/bull/en/bullset.htm.
3. Ивашков А.В. Логика развития научно-технической политики Европейского Союза: реализация принципа системности в научно-технической интеграции // Вестник Томского государственного университета, 2007, № 296.
4. Ларин С.Н., Жилякова Е.В. Организационные структуры и интеграционные формы науки и бизнеса как фактор стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, № 19.
5. Материалы официального сайта ЕС [Электронный ресурс]. Код доступа: URL -http://www.europa.eu.
6. Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций//В сборнике: 25 лет внешней политике России. Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496-508.
7. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.
8. Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Pavlyuk A.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.
9. Artis M.J. and Nixson F., Eds. The Economics of the European Union: Policy and Analysis (4-th ed.), Oxford University Press, 2007.
Bossink B. The development of coinnovation strategies: stages and interaction patterns in inter-firm innovation // R&D Management, 2010, № 32.
10. Granieri M. and Renda A. A New Approach to Innovation Policy in the European Union, 2010.
11. Grove J. Triple miracle' sees huge rise in EU funds for frontier research // Times Higher Education, 28 July 2011.
12. Veugeler R., Cincera M. Europe's Missing Yollies // Bruegel Policy Brief, 2010/06.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Организационно-экономические механизмы инновационного развития ракетно-космической отрасли Европейского Союза: в поисках релевантного опыта для России» заведующего кафедрой государственного управления, к.ю.н., доцента Камолова Сергей Георгиевич В статье рассмотрены проблемы управления научными исследованиями и разработками в целях обеспечения устойчивого и перспективного развития ракетно-космической промышленности Европейского Союза. Опыт инновационных разработок на западно-европейском пространстве показал, что успех развития космической сферы слагается из ряда ключевых компонентов: методологического, организационного и финансового. В работе эти компоненты обстоятельно исследованы и хорошо аналитически структурированы.
Автор справедливо отмечает, что учет отмеченных в работе зарождающихся тенденций в сфере государственного управления развитием космической отрасли за рубежом позволит Российской Федерации оптимально решать задачи по целе-полаганию, планированию и достижению долгосрочных ориентиров развития космической отрасли как краеугольного элемента обеспечения независимости и конкурентоспособности нашей страны в XXI веке.
Несомненным достоинством статьи является исследование места вопросов освоения космоса и организационно-управленческих механизмов в европейской системе межгосударственного управления и организации научной деятельности. Автор делает обоснованный вывод, что в целях сохранения лидерских заделов и стратегических преимуществ Российской Федерации в сфере освоения космоса важно понимать в каком направлении развиваются межгосударственные системы управления ракетно-космической промышленностью в ЕС и каковы долгосрочные приоритеты его научно-технологических программ.
Автор систематизировал большое количество материала, осуществил глубокий и качественный анализ международной практики управления инновационным развитием ракетно-космической отрасли.
кандидат юридических наук
А.В. Павлюк
7 Bossink B. The development of coinnovation strategies: stages and interaction patterns in inter-firm innovation // R&D Management, 2010, № 32.
8 Veugeler R., Cincera M. Europe's Missing Yollies // Bruegel Policy Brief, 2010/06.