Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты трансфера технологий в торговле'

Организационно-экономические аспекты трансфера технологий в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY TRANSFER / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КЛАСТЕР / CLUSTER / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олифиров Александр Васильевич, Каращук Оксана Сергеевна, Майорова Елена Александровна

Работа посвящена изучению трансфера технологий в торговле, который в последние годы активно развивается и обеспечивает хорошие экономические результаты крупным организациям отрасли. В процессе исследования определены содержание и основные этапы трансфера технологий, которые справедливы при осуществлении любых видов деятельности, в том числе торговой. Выявлено, что существуют значительные нереализованные возможности дальнейшего развития трансфера технологий в организациях отрасли, так как не соблюдаются основные этапы трансферно-технологической деятельности, предлагается узкая номенклатура возможных технологических товаров (в основном ограниченная франшизами), недостаточно развита интеграция с другими организациями в отношении данной деятельности, отмечается низкая вовлеченность в программы поддержки технологического развития. По результатам исследования авторами даны предложения, которые обеспечат улучшение организационной структуры, формализацию процессов и генерацию дополнительных денежных потоков от применения технологического трансфера в торговле. Предложено идентифицировать и оценивать нематериальные активы, участвующие в новых технологиях; обеспечить формирование технологического банка данных, в том числе в составе интеграционных объединений организаций, кластеров; улучшить управление процессом трансферно-технологической деятельности при соблюдении всех ее этапов; активно участвовать в отечественных и международных программах поддержки технологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic aspects of technology transfer in trade

The article is devoted to the study of the technology transfer in trade, which in recent years has been actively developing and provides good economic results to large organizations of the industry. The study identified the content and the main stages of technology transfer, which are fair in the implementation of any activities, including trade. It is revealed that there are significant unrealized opportunities for further development of technology transfer in the organizations of the industry, since the main stages of transfer-technological activities are not observed, a narrow range of possible technological products (mainly limited by franchises) is proposed, integration with other organizations in relation to this activity is insufficiently developed, low involvement in programs to support technological development is noted. According to the results of the study, the authors have made proposals that will improve the organizational structure, formalize processes and generate additional cash flows from the use of technology transfer in trade. It is proposed to identify and evaluate intangible assets involved in new technologies; to ensure the formation of the technological data Bank, including as part of the integration associations of organizations, clusters; to improve the management of the process of transfer and technological activities in compliance with all its stages; actively participate in domestic and international programs to support technological development.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты трансфера технологий в торговле»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

организационно-экономические аспекты трансфера технологий в торговле

Олифиров А.В.1, Каращук О.С. 2, Майорова Е.А. 2

1 Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Ялта, Россия

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Работа посвящена изучению трансфера технологий в торговле, который в последние годы активно развивается и обеспечивает хорошие экономические результаты крупным организациям отрасли. В процессе исследования определены содержание и основные этапы трансфера технологий, которые справедливы при осуществлении любых видов деятельности, в том числе торговой. Выявлено, что существуют значительные нереализованные возможности дальнейшего развития трансфера технологий в организациях отрасли, так как не соблюдаются основные этапы трансферно-технологической деятельности, предлагается узкая номенклатура возможных технологических товаров (в основном ограниченная франшизами), недостаточно развита интеграция с другими организациями в отношении данной деятельности, отмечается низкая вовлеченность в программы поддержки технологического развития. По результатам исследования авторами даны предложения, которые обеспечат улучшение организационной структуры, формализацию процессов и генерацию дополнительных денежных потоков от применения технологического трансфера в торговле. Предложено идентифицировать и оценивать нематериальные активы, участвующие в новых технологиях; обеспечить формирование технологического банка данных, в том числе в составе интеграционных объединений организаций, кластеров; улучшить управление процессом трансферно-технологической деятельности при соблюдении всех ее этапов; активно участвовать в отечественных и международных программах поддержки технологического развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трансфер технологий, нематериальные активы, инновации, интеграция, кластер, цифровая экономика.

organizational and economic aspects of technology transfer in trade

OlifirovA.V. 1, Karashchuk O.S. 2, Mayorova E.A. 2

1 Humanitarian and pedagogical Academy (branch) of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Russia

2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Современное развитие рыночной инфраструктуры в России связано с переходом экономики в качественно новое состояние, непосредственно связанное с повышением теоретических знаний, структурными изменениями, развитием технологий. Рынок техноло-

гий является одним из наиболее быстро развивающихся в мире, это отмечают международные организации по содействию развитию. Традиционно технологии разрабатываются и продаются в производственных отраслях деятельности. Однако в период перехода к цифровой экономике происходит активизация создания и использования технологий в сфере обращения, в том числе в торговле. Появляются технологии и непосредственно в торговых организациях, собственниками и разработчиками которых они являются сами. В этих условиях возникает необходимость в инновационном развитии торговли, потребность в конкретных технологических решениях. Именно поэтому требуют дальнейшего развития теоретические и практические положения исследований процессов анализа, выбора, разработки, коммерциализации и внедрения в торговле современных инновационных технологий. При этом трансфер технологий в торговле пока что остается недостаточно изученным. Поэтому целью данной работы стало определение содержания трансфера технологий в торговле и выявление организационных возможностей его использования для улучшения результатов финансово-экономической деятельности торговых организаций, повышения качества обслуживания покупателей.

ABSTRACT:_

The article is devoted to the study of the technology transfer in trade, which in recent years has been actively developing and provides good economic results to large organizations of the industry. The study identified the content and the main stages of technology transfer, which are fair in the implementation of any activities, including trade. It is revealed that there are significant unrealized opportunities for further development of technology transfer in the organizations of the industry since the main stages of transfer-technological activities are not observed, a narrow range of possible technological products (mainly limited by franchises) is proposed, integration with other organizations in relation to this activity is insufficiently developed, low involvement in programs to support technological development is noted. According to the results of the study the authors have made proposals that will improve the organizational structure, formalize processes and generate additional cash flows from the use of technology transfer in trade. It is proposed to identify and evaluate intangible assets involved in new technologies; to ensure the formation of the technological data Bank, including as part of the integration associations of organizations, clusters; to improve the management of the process of transfer and technological activities in compliance with all its stages; actively participate in domestic and international programs to support technological development.

KEYWORDS: technology transfer, intangible assets, innovation, integration, cluster, digital economy. JEL Classification: 024, 032, G30 Received: 21.02.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Olifirov A.V. (alex.olifirov@gmail.com)

CITATION:_

Olifirov A.V., Karashchuk O.S., Mayorova E.A. (2018) Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty transfera tekhnologiy v torgovle [Organizational and economic aspects of technology transfer in trade]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 619-632. doi: 10.18334/rp.19.3.38820

В современной России активно развиваются организации, занимающиеся разработками и продажами различных технологий. Ведущими игроками в данной области выступают специализированные производители технологических решений и крупные торговые сети России. Они не только создают собственные технологии, но также приобретают технологические новшества на стороне. Технологии используются торговыми организациями для совершенствования своей основной деятельности и также продаются.

Чаще всего торговые организации разрабатывают франшизы для распространения собственного бизнеса, но на этом деятельность торговли как разработчика не ограничивается. Можно привести различные примеры инновационных технологических нововведений, созданных в последние годы при участии ведущих торговых организаций, в т.ч. это «умные магазины», роботизированные оптовые склады и др.

Однако доля самостоятельно разработанных технологий в торговле пока не высока. Согласно последним данным, опубликованным Высшей школой экономики в 2017 году, использование передовых производственных технологий, разработанных в отчитывающихся торговых организациях в 2015 году, составляет всего 3,6 %, использование передовых технологий, приобретенных в России - 86,0 %, а приобретенных за рубежом - 10,4 % [1]. К закупаемым отечественным разработкам следует отнести информационные системы управления, электронный документооборот; к зарубежным разработкам относятся технологии радиочастотной идентификации товара (Б.БГО), «личный консультант» (Рег80па18ЬорртдЛ88181ап1:), рекламные табло на стеллажах с товарами [2] (Кау1атайгв, 2010).

Но все же основной исследовательский интерес торговых организаций остается связанным с решением тактических задач нахождения возможностей увеличения продаж [3] (Ьвопоуа, 2015). И поэтому стратегические программы развития, к которым следует отнести использование инновационных технологий деятельности, остаются слабо разработанными.

Для изучения значимости и возможностей дальнейшего развития в торговле трансфера технологий определим данное понятие.

ОБ АВТОРАХ:_

ОлифировАлександр Васильевич, заведующий кафедрой экономики и финансов, доктор экономических наук, профессор (a1ex.o1ifirov0gmai1.com)

Каращук Оксана Сергеевна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (kseniak720mai1.ru)

Майорова Елена Александровна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (mayorova.ea@rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Олифиров А.В., Каращук О.С., Майорова Е.А. Организационно-экономические аспекты трансфера технологий в торговле // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 3. - С. 619-632. сЫ: 10.18334/ф.19.3.38820

Сущность понятия «технологии» раскрыто в толковых экономических словарях и в широком понимании трактуется как применение научного знания для решения практических задач1.

При рассмотрении понятия «трансфера технологий» отдельные авторы определяют данный термин с точки зрения различных подходов.

Например, имеется толкование трансфера технологий как переуступки технологии другой организации по причине невозможности самостоятельной коммерциализации, либо в связи с нетрадиционным использованием [4, с. 16] (Ввйозоуа, 2011). Данное определение, по сути, синонимично понятию продажи технологии. Одним из его недостатков является отсутствие в нем отражения содержания самой деятельности по технологическому трансферу.

Тот же автор дает другое определение трансферу технологий: использование технологии в другой сфере (предметной или геостратегической) [4, с. 124] (Ввйозоуа, 2011). Такое толкование также имеет недостаток, так как отражает лишь область применения технологии. К тому же нельзя согласиться, что применение технологии должно осуществляться в другой сфере деятельности.

Более точным можно признать определение трансфера технологий как процесса передачи (обмена, торговли) технологий [5] (Уазуыеквпок, 2015), однако в этом толковании все же не отражено содержание указанного процесса, которое имеет специфику в сфере технологической деятельности.

Авторы данной работы предлагают определять трансфер технологий с позиции содержания осуществляемой деятельности, как преобразование технологии в товар с последующей продажей и поддержкой использования.

Также авторы настоящей работы считают необходимым определить понятие трансфера технологий с учетом товарных особенностей объекта передачи - это продажа прав на технологические знания прикладного характера (методов производства, прогрессивных идей, моделей, алгоритмов, а также инновационных продуктов внутри отрасли, между отраслями, регионами и странами).

В ГК РФ трансфер технологии трактуется как передача технологии, оформляемая путем заключения договора установления, изменения или приостановления имущественных прав и обязанностей относительно технологии и ее составляющих (ст. 1542). Таким образом, в нормативно-правовом толковании технология соответствует понятию результата интеллектуальной деятельности, а поэтому регулируется нормами права 4 части указанного выше документа.

Если использовать терминологию ГК РФ, создание технологии сопровождается документальным оформлением прав авторов на произведения науки, патенты и секреты производства (ноу-хау). Но также возможно оформить права на технологию

1 Technology // Encyclopedia Britannica. Encyclopedia Britannica Online. Encyclopedia Britannica Inc., 2016.

в результате их приобретения или использования по договору, в т.ч. оказания услуг технического характера, купли-продажи, заказа с отчуждением прав, лицензионного соглашения или коммерческой концессии.

Современная специфика трансфера технологий, в том числе в торговле, заключается в необходимости предложения технологического пакета, включающего не только саму технологию, но и дополнительные элементы, в т.ч. инжиниринговые услуги, консалтинг и пр. Важным элементом такого пакета является возможность приспособления технологии к особенностям использования ее конкретным потребителем и адаптация к местным условиям.

В современных условиях хозяйствования технологические знания, интеллектуальные активы становятся непосредственным источником генерации денежного потока и поэтому требуют экономической оценки. Причинами проведения оценки технологий как нематериальных активов могут быть: обеспечение учета отдельных нематериальных активов, установление надлежащих ставок роялти для лицензий на нематериальные активы, определение справедливой межфирменной трансфертной цены и др.

Типичный пример состава активов организации, участвующей в новых технологиях, и удельных весов этих активов представлен в таблице 1.

Но не каждое торговое предприятие имеет такие активы и, следовательно, может внедрять новые технологии. Для внедрения технологии нужны стабильность и зрелость торговых предприятий и структур, адаптивная организационная структура, квалифицированный персонал, прописанные бизнес-процессы, наличие системы контроля. Предприятие должно иметь свое программное обеспечение, уникальные технологии, иметь известное торговое имя, клиентскую базу, хорошо укомплектован-

Таблица 1

пример типичной структуры нематериальных активов организации, участвующей во внедрении технологии

вид нематериального актива справедливая рыночная стоимость (Р1М| (в тысячах долларов) Удельный вес нематериального актива (%|

Программное обеспечение 11100 15,79

Технологии 21110 30,04

Продолжающиеся проекты !РР&й 7270 10,34

Торговое имя 17820 25,36

Клиентская база 8510 12,11

Укомплектованный персонал 1790 2,55

Соглашение об отказе от конкуренции 2680 3,81

Итого нематериальных активов 70280 100,00

Источник: составлено авторами по данным [6, с. 98] (Dzheyms R. КИи^пвт, 2008).

ный и обученный персонал, который зная все коммерческие тайны, не имеет права перейти работать в конкурирующую организацию или открыть свое собственное дело и стать конкурентом. Уникальность технологии и известное торговое имя организации или сетевой структуры обеспечивают большую часть успеха инновации в торговле.

Как показало изучение официальных сайтов крупных торговых организаций, которые наиболее активно занимаются технологическим развитием в отрасли, в их оргструктурах нет специализированных подразделений по созданию и продаже технологий, то есть технологическая деятельность не выделяется в самостоятельное направление менеджмента. Например, в крупнейшей федеральной торговой компании России Х5 Retail Group вопросами технологий занимается департамент развития, на который также возложены и другие многочисленные задачи1^

Трансфер технологий следует рассматривать как один из видов экономической деятельности торговых организаций, который позволяет получить экономический эффект в результате продажи технологии или прав на ее использование различным покупателям сектора «B2B». При этом технологии торговой организации должны рассматриваться в качестве товара, и соответственно, необходимо обеспечить правильное формирование такого товарного предложения.

Необходимо отметить снижение количества сделок по вложению средств в технологии в целом во всех отраслях деятельности в России. Согласно официальным статистическим данным, в 2016 г. только 32 % организаций осуществляло инвестирование в технологическое развитие, в то время как в 2005 г. соответствующий показатель был равен 46 %2. Такие цифры можно объяснить недостатком у большинства организаций торговли необходимых финансово-экономических средств для технологического развития, особенно у малых хозяйствующих субъектов.

Рассмотрение данных по внешней торговле технологиями России позволяет сделать ряд важных заключений о тенденциях технологического развития в отрасли. В таблице 2 представлены официальные статистические данные по внешней торговле технологиями.

Как видно из данных таблицы 2, в 2016 г. в общей стоимости экспорта технологий России доля торговли составляла 2 %, а в импорте соответствующий показатель был равен 4 %. Таким образом, отечественные организации торговли осуществляют внешнюю торговлю технологиями, причем в стоимостных показателях ввоз технологий в страну почти равен их вывозу. В то же время количество заключенных соглашений по экспорту технологий в 3 раза меньше, чем по импорту. Такие показатели указывают на необходимость активизации работы торговых организаций на внешних рынках по поиску потенциальных потребителей технологических товаров.

1 Официальный сайт Х5 Retail Group. - URL: https://www.x5.ru/ru/Pages/About/Structure.aspx.

2 Инвестиции в России. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - с. 73.

Таблица 2

Торговля технологиями России с зарубежными странами в 2016 г.

Торговля технологиями Экспорт Импорт

количество соглашений стоимость предмета соглашения, млн долл. США количество соглашений стоимость предмета соглашения, млн долл. США

Всего по видам деятельности 2182 27981 3449 14147

в том числе по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» 53 531 173 558

в том числе по области назначения предмета соглашения «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» 10 26,9 53 7,9

Превышение показателя торговли технологиями по виду деятельности над показателем по области назначения предмета соглашения, раз 5,3 19,7 3,3 70,6

Источник: составлено авторами по данным Росстата.1

Данные в таблице 2 позволяют прийти к выводу, что в торговле России происходит активная диверсификация технологической деятельности и торговые организации уже имеют возможность развивать не только внутриотраслевые технологические товары, но также активно реализуют технологии для других отраслей деятельности. Это утверждение подтверждают расчетные данные таблицы 2, согласно которым только одна двадцатая часть стоимости технологий, экспортируемых торговыми организациями, используется внутри торговой отрасли. По импорту технологий соответствующий показатель еще больший: в торговых организациях применяется одна семидесятая часть стоимости ввозимых технологий.

Для экономически успешного осуществления трансфера технологий международные организации, которые содействуют его развитию, определили его основные этапы2:

1 Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017 - с. 476-477.

2 Официальный сайт Российской сети трансфера технологий. - URL: http://rttn.ru; Официальный сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры

научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. - URL: http://www. miiris.ru

1) формирование и непрерывное пополнение банка технологий организации;

2) выделение из состава банка технологий коммерчески состоятельных в условиях существующей конъюнктуры (пригодных для продажи, окупаемых);

3) выявление спроса на технологии у потенциальных покупателей, формирование у них потребностей в технологиях и обеспечение соответствующего предложения;

4) информирование потенциальных покупателей о существующих программах финансовой поддержки технологических проектов, предоставление консультаций по участию в таких программах;

5) проведение технологического аудита у заказчиков;

6) согласование формы предложения технологии и ее продажа;

7) поддержка освоения и использования технологии.

Проведенное исследование показывает, что в большинстве торговых организаций, которые осуществляют трансфер технологий, указанные этапы не соблюдаются в полном объеме. В результате эффективность такой деятельности снижается. Поясняя данное утверждение, следует сказать, что в торговле практически отсутствуют примеры формирования банков технологий. Также слабо развита работа по выявлению и привлечению потенциальных покупателей.

Чаще всего торговые субъекты России ограничивают свою деятельность по технологическому трансферу созданием и последующей передачей франшиз. Все другую технологическую собственность организации торговли предпочитают покупать на стороне и использовать только в собственных торговых точках, даже не рассматривая ее как источник доходов. В то же время мировой опыт показывает, что большинство технологий невозможно засекретить и использовать только внутри данного хозяйствующего субъекта, и неизбежно они будут скопированы конкурентами. Если учитывать тот факт, что в основном технологии в торговле являются организационными, становится понятно, насколько уязвимой является подобная собственность. И даже технические решения, которые также являются достаточно распространенными в отрасли, невозможно защитить от копирования другими участниками рынка.

Изучение статистической информации по распределению вложений в технологическую интеллектуальную собственность в целом во всех отраслях деятельности России показывает, что почти половина из них приходится на программное обеспечение и базы данных (46 %), другие же направления инвестирования средств развиты слабо1. Например, на патентную технологическую продукцию приходится всего около 3 % инвестиций в интеллектуальную собственность. Все это указывает на необходимость улучшения работы по разработке новых технологий и их дальнейшего трансфера.

Авторы считают, что необходимо расширить номенклатуру предложения технологий для осуществления трансфера торговыми организациями, в первую очередь на основе продажи прав использования технологических инноваций.

1 Инвестиции в России. 2017: стат.сб. / Росстат. - М., 2017. - с. 38.

В последние годы в России появились и развиваются межотраслевые и межгосударственные сетевые организации по трансферу технологий, которые представляют собой объединения юридически самостоятельных субъектов. Преимуществом таких организаций является формирование их общего банка технологической информации и совместное участие в выполнении заказов, что увеличивает возможности для всех участников подобного объединения по сравнению с неинтегрированными субъектами. Также указанные сети формируют собственные требования по организации деятельности для участников объединения, что содействует стандартизации и повышению качества оказываемых услуг во всех объединившихся организациях. Например, Российская сеть трансфера технологий (RTTN) использует 4-этапный бизнес-процесс, который включает выявление потенциала клиента, идентификацию его технологических потребностей, поиск партнеров для технологической кооперации, а также переговоры и заключение соглашения о трансфере тех-нологий1. Упомянутая выше RTTN, в свою очередь принимает участие в самой крупной сети поддержки бизнеса и инноваций в Европе и мире - Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network - EEN).

К сожалению, для отечественных торговых организаций объединения в составе подобных сетей не характерны, что ограничивает их возможности успешной деятельности на рынке.

Следует учитывать, что в России появились возможности участвовать в различных отечественных и международных программах поддержки технологического развития. Наиболее крупной действующей международной программой следует признать Седьмую Рамочную программу ЕС по научно-технологическому развитию.

Хорошие возможности для технологического развития внутри страны получают российские торговые организации, которые участвуют в отечественных государственных программах интеграции с целью развития технологий. В законодательстве РФ определено, что организации могут интегрироваться с другими в составе кластеров. Согласно действующим нормам права России, предусмотрена возможность двух типов кластеров: инновационных территориальных2 и промышленных3. Также в рамках отдельных субъектов РФ предусмотрено создание центров кластерного развития органами региональной власти для осуществления помощи малым и средним организациям в интеграции с регионообразующими крупными предприятиями (в ключевых видах экономической деятельности)4. Кластеризация пока затронула не все регионы

1 Официальный сайт Российской сети трансфера технологий. - URL: http://rttn.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федера-ции на период до 2020 года» от 08.12.2011 № 2227-р.

3 Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ.

4 Постановление Правительства РФ «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринима-тельства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от 30.12.2014 № 1605.

России, но данный процесс в стране постоянно развивается, что находит отражение в создании различных информационных ресурсов подобных объединений1.

Территориальный кластер может быть сформирован как специфичный торговый технополис, в результате взаимодействия с которым будут выполняться требования к инновационному наполнению деятельности всех входящих в его состав элементов [7, 8] (РШрвпко, 2004; БкитвШу, Боквракт, 2014). В таком кластере определяющее значение приобретают дефицитные сейчас знания и разработки на их основе, которые позволяют создать региональные информационные системы для кластеров [9] (ОН/1тоу, 2016). Кластерные образования, в которых торговые организации могут и должны стать важнейшими участниками, способны во многом решить проблему санкций и импортозамещения технологий. В современных исследованиях по проблемам обеспечения импортозамещения в России отмечается, что в сегментах производства и продажи продуктов питания удалось увеличить долю отечественных товаров, во многом благодаря введенному эмбарго [10] (Ктавйткоуа, Бавкакоу, 2016). Однако в отношении зарубежных технологий подобные ограничительные меры не использовались, поэтому отечественная технологическая индустрия нуждается в создании механизмов ее поддержки, в том числе на основе создания кластеров.

Государственная поддержка развития технологий в России может значительно улучшиться за счет использования передового опыта экономически развитых стран [11, 12] (Kkaustoу, 2012; АЪйытакЫтоуа, КоЫвткоуа, ¡уавеквпко, Т1воквпко, Т1воквпко, 2015). Необходимо детально изучить такой опыт и выработать для России действенные меры государственного стимулирования.

Кластерная интеграция особенно актуальна между торговлей и производителями в отношении технологии новых товаров, по которым целесообразно осуществлять полный цикл технологического сопровождения на протяжении всего жизненного цикла товара: от его создания до реализации и послепродажного обслуживания. В технологической кооперации с производителем новых товаров торговля может изучать спрос, тестировать опытные образцы, помогать найти сырье и осуществлять пробные продажи. При использовании потенциала кластерного сотрудничества банк технологических инноваций торговли можно значительно расширить.

В рамках стратегии инновационного развития торговли, в условиях ориентации организаций на внедрение новых технологий, возникает необходимость рассмотреть организационно-экономический механизм структуры, которая будет осуществлять или уже осуществляет трансфер технологий. Организационное построение любой внутренней управленческой структуры предприятия должно следовать за его стратегией. В отношении трансфера технологий такой организационной структурой может быть центр, сеть или какая-либо другая структура по управлению трансфером технологий, что отмечается отдельными исследователями [13, 14] (ТвтвЬоуа, 2015; Бйокак,

1 Официальный сайт Ассоциации кластеров и технопарков. - URL: http://akitrf.ru/clusters/about/

Savanovich, 2009). Это также могут быть инновационные кластеры со своей организацией. При этом должна осуществляться экономическая оценка целесообразности построения различных организационных структур подобного рода и их оптимизация по стоимостным критериям [15] (Berezhnaya, Nikishin, 2015).

Итак, в настоящее время в торговле России количество реализуемых интеграционных проектов по трансферу технологий остается недостаточным, и необходима более активная работа в данной области со стороны торговых организаций. Изучение успешных проектов по трансферу технологий показывает, что такие проекты основаны на хорошем управлении, так как создание, продажа и последующая поддержка использования технологий требует от трансферной организации не столько компетенции в области самой технологии, сколько хорошей базы данных, сотрудничества с другими организациями и активной работы по привлечению клиентов.

Заключение

По результатам изучения развития трансфера технологий в торговле России можно сделать следующие выводы.

1. В условиях современного инновационного развития торговли к ее отраслевой специфике следует отнести применение трансфера технологий, что обусловлено стабильностью, зрелостью торговых организаций, большими масштабами деятельности, наличием адаптивных организационных структур, тесной связью операций в процессе оказания торговых услуг, наличием отраслевого контроля за реализацией инноваций.

2. Цифровая экономики ставит в прямую зависимость внедрение технологий в торговле от наличия технологических знаний, в связи с чем важное значение приобретают вопросы обеспечения доступа организаций к практически ценной информации, создания банка технологий, распространения данных в системе электронного документооборота.

3. Нематериальные активы организации, участвующие в новых технологиях, должны быть выявлены и идентифицированы, а затем оценены с позиций их влияния и вклада в генерируемый денежный поток от внедрения технологий.

4. В современной торговле технологии и их трансфер развиваются в крупных организациях торговли в секторе «B2B», однако их важнейшие этапы не соблюдаются в полном объеме, что приводит к снижению экономической эффективности данной деятельности.

5. Для осуществляемого трансфера технологий в торговле России характерен негативно оцениваемый низкий уровень интеграции. Также недостатком является узкое товарное предложение технологий, которое в основном ограничивается франшизами. Повысить интеграцию позволяет региональный кластер, который может быть сформирован как специфичный торговый технополис, в результате взаимодействия с которым будут выполняться требования к инновационному технологическому наполнению деятельности входящих в его состав торговых структур и реализовываться расширение товарного предложения.

6. В России появилась возможность участия торговых организаций в отечественных и международных программах поддержки технологического развития, но количество участников таких проектов в торговле пока недостаточное. Следует усилить работу торговых организаций в направлении активного участия в программах поддержки технологического развития, предлагаемых отечественными и зарубежными организациями.

7. Реализуемые на рынке России технологические проекты в основном востребованы субъектами базовых отраслей экономики и чаще относятся к разработкам в области точных наук, хотя организации, специализирующиеся на трансфере технологий, успешно реализуют проекты в самых различных областях деятельности. Поэтому в торговых организациях имеются большие неиспользованные возможности улучшения финансово-экономических результатов деятельности за счет осуществления технологического трансфера.

8. Для улучшения деятельности по трансферу технологий в торговле необходимы: соблюдение в полном объеме этапов данной деятельности, интеграция в объединения организаций по технологическому развитию, участие в программах поддержки технологий в России и за рубежом, а также активизация работы по поиску технологических заказов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Индикаторы науки: 2017: статистический сборник. / Ю.Л. Войнилов, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 237 с.

2. Кавтарадзе Л. Инновации в современной розничной торговле // РИСК: Ресурсы,

информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - № 3. - с. 171-173.

3. Леонова Ю.Г. Основные аспекты рыночных исследований в предприятиях торгово-

го сервиса // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. - с. 89-90.

4. Федосова Т.В. Коммерциализация результатов НИОКР и трансфер технологий. /

Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. - Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. - 128 с.

5. Васюченок Л.П. Трансфер технологий как экономический ресурс // Экономическая

наука сегодня. - 2015. - № 3. - с. 15-22.

6. Джеймс Р. Хитчнер Оценка стоимости нематериальных активов. / Под научн. Ред.

В.М. Рутгайзера. - М.: Маросейка, 2008. - 144 с.

7. Пилипенко И.В. Повышение конкурентоспособности с помощью развития класте-

ров и промышленных районов. / Гуманитарный стратегический маневр / Под ред. В.Н. Кузнецова. - М.: Книга и бизнес, 2004. - 130-155 с.

8. Шумский Н. В., Щепакин М. Б. Торговые кластеры на рынке БМСО как перспек-

тивное направление развития компаний-производителей // Научно-методический

электронный журнал Концепт. - 2014. - № 20. - с. 4751-4755. - url: http://e-koncept. ru/2014/55214.htm.

9. Олифиров А.В. Стратегическое развитие региональных финансовых информацион-

ных систем и технологий // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет \»ЛЭТИ\». 2016. - с. 238-244.

10. Красильникова Е.А., Баскаков В.А. FMCG -рынок: двухлетние последствия эмбарго // Вестник Академии. - 2016. - № 4. - с. 46-49.

11. Khaustov V. Technology transfer in the innovation processes in Ukraine and Belarus // Экономика и прогнозирование. - 2012. - № 2. - p. 24-35.

12. Абдурахимова Э.Н., Колесникова К.С., Иващенко Н.П., Тищенко Е.Б., Тищенко С.А. Современные подходы трансфера технологий и коммерциализации инноваций // Экономические науки. - 2015. - № 127. - с. 49-56.

13. Теребова С.В. Центр трансфера технологий как инструмент инновационного развития территории // Креативная экономика. - 2015. - № 7. - с. 837-850. - doi: 10.18334/ce.9.7.500.

14. Бильчак В.С., Саванович А.В. Модель формирования регионального центра трансфера технологий: фактор развития приграничной экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2009. - № 3 (25). - с. 89-93.

15. Berezhnaya Ju.V., Nikishin A.F. Influence of modern technologies on personnel policy of trade organizations // The Eighth International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. 2015. - p. 57-60.

REFERENCES:

Indikatory nauki: 2017: statisticheskiy sbornik [Science indicators: 2017: statistical compendium] (2017). (in Russian).

Abdurakhimova E.N., Kolesnikova K.S., Ivaschenko N.P., Tischenko E.B., Tischenko S.A. (2015). Sovremennye podkhody transfera tekhnologiy i kommertsializatsii innovatsiy [Modern approaches for technology transfer and commercialization of innovations]. Economic sciences. (127). 49-56. (in Russian).

Berezhnaya Ju.V., Nikishin A.F. (2015). Influence of modern technologies on personnel policy of trade organizations The Eighth International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. 57-60.

Bilchak V.S., Savanovich A.V. (2009). Model formirovaniya regionalnogo tsentra transfera tekhnologiy: faktor razvitiya prigranichnoy ekonomiki [The model of formation of the regional technology transfer centre: factor for development of border economy]. Journal of the Ural State University of Economics. (3 (25)). 8993. (in Russian).

Dzheyms R. Khitchner (2008). Otsenka stoimosti nematerialnyh aktivov [Valuation of intangible assets] (in Russian).

Fedosova T.V. (2011). Kommertsializatsiya rezultatov NIOKR i transfer tekhnologiy [Commercialization of R&D and technology transfer] (in Russian).

Kavtaradze L. (2010). Innovatsii v sovremennoy roznichnoy torgovle [Innovations in modern retail]. RISK: Resources, information, supply, competition. (3). 171-173. (in Russian).

Khaustov V. (2012). Technology transfer in the innovation processes in Ukraine and Belarus Экономика и прогнозирование. (2). 24-35.

Krasilnikova E.A., Baskakov V.A. (2016). FMCG -rynok: dvukhletnie posledstviya embargo [FMCG Market: Two-Year Effects of the Embargo]. \\Academy\'s Herald. (4). 46-49. (in Russian).

Leonova Yu.G. (2015). Osnovnye aspekty rynochnyh issledovaniy v predpriyatiyakh torgovogo servisa [The main aspects of market research in companies of trade service] Theoretical and applied issues of science and education. 89-90. (in Russian).

Olifirov A.V. (2016). Strategicheskoe razvitie regionalnyh finansovyh informatsionnyh sistem i tekhnologiy[Strategic development of regional financial information systems and technologies] Information systems and technologies in modeling and management. 238-244. (in Russian).

Pilipenko I.V. (2004). Povyshenie konkurentosposobnosti s pomoschyu razvitiya klasterov i promyshlennyh rayonov [Improving the competitiveness by developing clusters and industrial districts] (in Russian).

Shumskiy N. V., Schepakin M. B. (2014). Torgovye klastery na rynke FMCG kak perspektivnoe napravlenie razvitiya kompaniy-proizvoditeley [Shopping clusters in the FMCG market as the perspective direction of development of the companies-manufacturers]. Scientific and methodical electronic Concept magazine. 20 (20). 4751-4755. (in Russian).

Terebova S.V. (2015). Tsentr transfera tekhnologiy kak instrument innovatsionnogo razvitiya territorii [A center for transfer and commercialization of technologies as a tool for innovative development of the territory].Creative economy. (7). 837-850. (in Russian). doi: 10.18334/ce.9.7.500.

Vasyuchenok L.P. (2015). Transfer tekhnologiy kak ekonomicheskiy resurs [Technology transfer as economic resource]. Ekonomicheskaya nauka segodnya. (3). 15-22. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.