Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты развития агротуризма на юге России'

Организационно-экономические аспекты развития агротуризма на юге России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
139
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты развития агротуризма на юге России»

ного потенциала территории (реставрацию церквей, монастырей и т. д.) и туризма в целом.

Привлекательность территории Смоленской области (точнее, ее восточной части) подтверждается и тем, что столичные жители активно покупают и строят дачи, формируя целые дачные поселки. Например, в д. Всходы Угранского района два раза в неделю из Москвы ходит автобус для обслуживания дачников.

Параллельно с этим москвичи используют восточный район как место активного отдыха. Ездят на охоту, рыбалку, сбор грибов и ягод. В связи с этим происходит увеличение числа гостевых домов, гостиниц, мотелей, рыболовных и туристских баз. Особенно много объектов туристской инфраструктуры появляется вдоль крупных магистралей. Также повышается качество обслуживания отдыхающих. Например, в Вязьме построена специальная вертолетная площадка. Теперь туристы из сопредельных территорий могут воздушным транспортом посещать территорию области.

Говоря в целом о перспективах развития сельскохозяйственного туризма в Смоленской области, следует упомянуть о развитии данного вида отдыха и самих жителей области. Особенно это касается людей пенсионного возраста. Не имея возможности выехать за пределы региона на отдых, они приобретают себе дачные участки, на которых проводят практически все летнее время. Кроме этого, они имеют возможность заниматься ведением личного подсобного хозяйства, что является подспорьем при формировании их семейного бюджета.

Таким образом, перспективы развития сельскохозяйственого туризма в Смоленской области очевидны. Данный вид отдыха в регионе привлекателен не только для смолян, но и, прежде всего, для жителей московского столичного региона. Снижение площадей сельскохозяйственных организаций создает предпосылки для увеличения площадей под личными подсобными хозяйствами.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ

С.Ю. Маркин, к.э.н., ст. науч. сотр., и.о. зав. отд., Е.Д. Маркина, ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов

Одним из важнейших условий устойчивого сельского развития является диверсификация сфер занятости. Ведь до сих пор большая часть сельского населения получает доходы от сельского хозяйства. Однако реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» приведет к росту эффективности производства, что при ограниченности спроса на сельскохозяйственную продукцию означает обострение проблемы занятости сельского населения.

Как показывает мировой опыт, одним из направлений такой диверсификации является развитие сельскохозяйственного туризма (или агротуризма). Его сущность заключается в том, что туристско-рекреационный эффект образуется от посещения сельскохозяйственных объектов. Причем его спецификой является то, что одновременно туристы и пациенты санаториев (клиенты этой сферы экономики) приобретают продукцию сельского хозяйства.

Совокупный туристско-рекреационный продукт должен быть эксклюзивным по качеству и цене (т.е. приобрести его в другом месте было бы невозможно или стоило бы гораздо дороже) и иметь позитивное воздействие на здоровье (предлагаемая продукция общественного питания и сельского хозяйства должна быть экологически чистой и, возможно, имеющей лечебный эффект). Следовательно, стоимость туристско-рекреационного эффекта при этом может быть измерена разницей между

суммой платежей и стоимостью гостиничных услуг, продукции общественного питания и сельского хозяйства.

Исходя из этого можно определить группы объектов агротуризма:

- этнографические сельские поселения, которые бы, с одной стороны, воспроизводили быт населения данной территории в прошлые эпохи с учетом местного колорита, а с другой, здесь должны производиться по соответствующим технологиям продукция сельского хозяйства и продукты его переработки;

- научно-производственные комплексы (включая санатории), которые бы наряду с основной деятельностью имели соответствующие мощности и персонал для приема и обслуживания туристов (пациентов санаториев); разумеется, в таком случае уникальность туристско-рекреационного продукта базировалась бы на базе достижений научно-техничес-кого прогресса;

- охотничьи и рыболовные базы, на которых охотничья дичь и объекты для любительского рыболовства и спортивной подводной охоты являлись бы в значительной мере продуктом человеческого труда (выращивания молодняка дичи на дичефермах, улучшения естественных кормовых угодий, подкормки диких животных, ведения аквакультуры на искусственных или специально отведенных для этого участках естественных водоемов и т.п.).

По срокам и длительности предостав-

ления туристско-рекреационных услуг агротуризм можно разделить на туризм «выходного дня», участники которого - это жители близлежащих городов, и «въездной» туризм, обслуживающий иногородних отечественных и иностранных туристов.

Южный федеральный округ имеет уникальные возможности для развития агротуризма вследствие наличия:

- транзитных потоков отдыхающих, следующих на курорты Черноморского побережья и Кавказских Минеральных Вод, численность которых достигает 12 млн человек в год; при этом возможно снижение пиковой нагрузки на экологическую систему уникальных для России курортных территорий путем диверсификации туристко-рекреационных услуг;

- опыта ведения туристско-рекра-ционного бизнеса и, в частности, агротуризма.

При этом следует учитывать, что в дореформенное время - до 90-х гг. XX в. - в Южном федеральном округе имелась обширная сеть объектов агротуризма (часть из которых действует до сих пор - например, винодельческое хозяйство «Абрау-Дюрсо» в Краснодарском крае), турбазы и туристические маршруты, курируемые профсоюзами. Поэтому актуальной задачей является не столько создание вновь, сколько реанимация на качественно новой основе этого исторического опыта.

При этом можно отметить наличие следующего парадокса в развитии российского туризма. С одной стороны, на государственном уровне поддерживаются в основном крупномасштабного проекты развития «классических» объектов туристско-рекреационной сферы (пансионаты «пляжного» отдыха и санатории для лечения минеральной водой и лечебными грязями), конкурентоспособность которых по природноклиматическим условиям сомнительна. С другой стороны, попытки субъектов малого и среднего туристического бизнеса развить новые работоспособные объекты агротуризма (например, фермерское охотничье хозяйство в Краснодарском крае) наталкиваются на две основные проблемы: маркетинговую и инвестиционную.

Маркетинговая проблема обусловлена отсутствием в России крупных субъектов туристического бизнеса. Большая часть туристических фирм, действующих в России, - это дилеры иностранных туристических компаний, которые не имеют ни капитала, ни опыта организации этого вида бизнеса. Поэтому организовать потоки отдыхающих просто некому. В этих условиях единственный выход - это организация крупного холдинга федерального значения с участием специализированных иностранных компаний, с возможным привлечением других коммерческих структур (например, фирм, производящих и сбывающих охотничье оружие и рыболовные

принадлежности). При этом его взаимоотношения с субъектами малого и среднего агротур-бизнеса целесообразно строить посредством франчайзинга (аренды торговой марки с одновременным контролем арендодателем качества услуг).

При развитии «въездного» туризма надо ориентироваться на контингент со средним уровнем доходов, а отнюдь не на очень зажиточные слои населения, которые могут выбрать более экзотические места отдыха и лечения.

Вторая проблема тесно связана с первой, однако для ее решения необходимо не только образование мощной туристско-финансовой структуры, но также стимулирование инвестиционной активности в этой сфере субъектов малого и среднего бизнеса. Это предполагает их вовлечение в реализацию направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в виде распространения на них статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей при их участии в учреждении и функционировании сельскохозяйственных потребительских кооперативах, а также порядка возмещения части затрат на уплату процентов по банковским кредитам (займам), предоставлении им гарантий органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

Кроме того, нуждается в совершенствовании нормативная база. Необходимо внести поправки в закон Российской Федерации № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также в принятые субъектами Российской Федерации программы развития туризма, предусматривающие развитие сельскохозяйственного, охотничьего и рыболовного туризма. Необходимо также решение следующих вопросов:

- устранение межведомственной разобщенности: охотничье хозяйство и рыболовство - это сфера ответственности Министерства сельского хозяйства, развитие туристической отрасли курирует Федеральное агентство по спорту и туризму и соответствующие министерства и ведомства субъектов Федерации, а именно в задачу последних входит регламентация деятельности туристических организаций и прогнозирование спроса на их услуги;

- введение особого порядка субаренды новыми субъектами туристического бизнеса рыболовных и охотничьих угодий, отведенных обществам охотников и рыболов, а также режима земле- и водопользования на участках особо охраняемых территорий и естественных водоемов, где развивается агротуризм.

Первый шаг в этом направлении уже сделан - в Министерстве сельского хозяйства

Российской Федерации создан Департамент охотоведения.

Перспективы агротуризма можно оценить следующими цифрами. Например, если бы развитие охотничьего туризма в Ростовской области соответствовало масштабам этого бизнеса в США, то добывалось бы в год на 1 тыс. га охотничьих угодий в 655 раз больше диких копытных животных (это до 35 тыс. т мяса в год), чем сей-

час. При площади охотничьих угодий в Ростовской области (709 тыс. га угодий передано в пользование охотничьим хозяйствам и заказникам; также используются для охоты 2,5 млн га земель государственного земельного запаса,) это могло бы обеспечить прирост доходов местного населения в сумме 1,9 млрд р. и местных бюджетов Ростовской области - до 600 млн р. в год.

Раздел 21. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА НА ТЕХНОЛОГИИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

И.Г. Чиркова, к.э.н., доц., зав. сектором Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

Необходимость включения в топливноэнергетический баланс территорий возобновляемых видов энергоресурсов наряду с традиционными ископаемыми видами топлива подтверждена многочисленными исследованиями. Во-первых, это позволяет повысить экологичность сельскохозяйственного производства. Во-вторых, снизить степень монополизма на рынке энергетической продукции для регионального АПК за счет расширения предложения. Рассматривать производство биотоплива в качестве отдельного вида хозяйственной деятельности в ближайшее время не представляется целесообразным по следующим причинам:

- себестоимость производства единицы возобновляемой энергии значительно увеличивается для зон с холодными природноклиматическими условиями;

- отсутствует экономический механизм и техническая возможность сбыта энергии, произведенной при использовании возобновляемых источников (ВИЭ);

- капитальные вложения в установки ВИЭ достаточно велики для жителей сельской местности, так как на территории России отсутствует промышленное производство таких установок (особенно малой мощности), они изготавливаются по индивидуальным заказам.

Следовательно, спрос на технологии возобновляемой энергетики в сельской местности будет формироваться исходя из первых двух предпосылок.

В топливно-энергетических балансах аграрного сектора различных стран мира (с при-

близительно идентичными природно-климатическими условиями) доля возобновляемых источников энергии значительно меньше, чем ископаемого топлива (табл. 1). Энергопотребление, по данным Международного энергетического агентства (1ЕА), в сельском хозяйстве Боснии и Герцеговины отсутствует. На данной территории производится в среднем около 3 249 тыс. т н. э. энергоресурсов, импортируется -1612 тыс. т н. э., около 16% потребляется в промышленности, 13%бытовыми потребителями.

Сегодня ветровая энергия является наиболее конкурентоспособной из всех ВИЭ. В мировом масштабе стоимость электроэнергии, вырабатываемой на ветровых электростанциях, с начала 80-х гг. ХХ столетия снизилась с 38 до 5-7 центов/кВт-ч. Основным сдерживающими факторами в развитии солнечной энергетики является низкий КПД и высокая стоимость фотоэлектрических солнечных элементов-преобразователей (ФЭП). На протяжении длительного времени наблюдается снижение стоимости ФЭП на 50% каждые пять лет при одновременном увеличении КПД с 4-6 до 28,2%.

Мировым лидером в малой гидроэнергетике является Китай, где за 1950-1996 гг. общая мощность малых ГЭС выросла с 5,9 МВт до 19,2 тыс. МВт [1].

Растительная биомасса, остающаяся в хозяйстве в результате переработки основной продукции (солома, отходы зерноочистки), является наиболее доступным возобновляемым источником энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.