ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАХУМОВА О.К.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики,
Северо-Кавказский федеральный университет, [email protected]
т Повышение взаимозависимости национальных экономик, активизация интеграцион-
^ ных процессов ведет к объективной необходимости использования глобального подхода к
А ведению бизнеса. В этих условиях внешнеэкономическая деятельность становится все бо-
т лее заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организа-
° ций, а значит, особую актуальность приобретает анализ проблем, связанных с выявлени-
° ем и целенаправленным формированием эффективной модели управления внешнеэконо-
I мической деятельности российских предприятий, так как совершенствование механизма
О принятия управленческих решений является непременным условием повышения резуль-
°° тативности ВЭД. Эта проблема исследования становится весьма актуальной и в услови-
ях ВТО. Проведенные исследования показывают, что в целом интегрирование в торговую организацию для российских предприятий будет происходить весьма болезненно, что в свою очередь делает необходимым повышение эффективности управления внешнеэкономической деятельностью как фактор конкурентоспособности предприятий.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; управление; эффективность; ^ конкурентоспособность.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF INCREASE OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES EFFICIENCY
л Q О —t СГ
TAHUMOVA D.C.,
PhD, Associate Professor of the department of Economic Theory and World Economy,
North-Caucasus Federal University, 3 [email protected]
The increasing interdependence of national economies, the intensifi-cation of integration processes leads to the objective necessity of using a global ap-proach to doing business. In these conditions, economic activity is becoming an in-creasingly prominent part of the economic activity of enterprises and organizations, and therefore, particularly urgent problem analysis, associated with the identification and purposeful creation of an effective model of management of foreign economic activity of the Russian enterprises, as improved managerial decision-making is a pre-condition to improve the efficiency of foreign economic activity. This research prob-lem is becoming very relevant in the WTO context. Studies show that in General the integration into the trade organization for Russian companies will be very painful, which in turn makes it necessary to increase efficiency of management of foreign economic activity as a factor of competitiveness of enterprises.
Keywords:foreign trade; management; efficiency; competitiveness.
JEL classification: F50, F59.
© Тахумова О.К., 2014
В настоящее время на фоне институциональных преобразований, в связи со вступлением России в ВТО, для многих российских предприятий внешнеэкономическая сфера превратилась в весьма перспективный инструмент дальнейшего развития и повышения своей конкурентоспособности. Вместе с тем, российским предприятиям нельзя рассматривать внешний рынок как еще один канал сбыта в силу значительных качественных различий внутреннего и внешнего его сегмента, что характерно для развивающихся и развитых стран. Так, когда внутренний рынок российских организаций значительно отстает по своему развитию и инфраструктуре от внешнего, эффективная внешнеэкономическая деятельность будет оказывать наибольшее влияние на рост и развитие предприятия. Сейчас подавляющее большинство организаций используют функциональный подход к управлению предприятием в целом и внешнеэкономической деятельностью в частности. Этот подход состоит в том, что все функции организации представляются по отдельности, вне зависимости друг от друга, приводя к разрыву единой цепочки системы управления. Объективным результатом такого подхода к управлению организацией, а в частности ВЭД предприятия, является рост численности аппарата управления, создания функциональных барьеров, усложнение взаимодействия между подразделениями и возникновение препятствий на пути внедрения новых технологий, снижение конкурентоспособности как на внешнем, так и на внутреннем рынке и т. д. (Туманян, 2008. С. 25). 00
В этой связи существует объективная необходимость в разработке механизмов адаптации процессно-ори- ¡5 ентированного управления экспортно-импортными операциями, позволяющих использовать эффективные о способы производственной деятельности с учетом динамичности внешней среды. Ведь именно с помощью процессного подхода создаются и поддерживаются условия, необходимые для обеспечения качества процес- см сов производства, гарантирующие удовлетворение потребителей. Он позволяет руководителям определять и ^ управлять ключевыми процессами, создающими добавленную стоимость, а также интегрировать часто разрозненные действия функциональных департаментов и направлять их усилия на единый результат.
Таким образом, весьма актуальным становится вопрос повышения эффективности управления деятельно- о стью предприятия внешнеэкономического комплекса, а именно, радикальной модернизации и переосмысления самого процесса, в связи с чем в работе приводится механизм оценки эффективности такого бизнес-про- ^ цесса организации как «управление экспортно-импортными операциями».
Предложенный бизнес-процесс «Управление экспортно-импортными операциями» разбит на следующие ^г подпроцессы (количество которых не должно превышать десяти, поскольку руководитель не сможет эффективно руководить и воспринимать информацию от большего количества основных направлений деятельности): <С>
• определение потребностей зарубежных рынков;
• измерение удовлетворенности зарубежных потребителей; з
• осуществление мониторинга изменений на рынке или в ожиданиях потребителей; У
• разработка концепции продукта, его позиционирование на зарубежных рынках; 0
• осуществление маркетинга закупок (в т. ч. импортные операции): исследование рынка контраген- ^ тов; выбор поставщиков; организация переговоров; контроль процесса поставки; контроль расчетов; о
• исполнение внешнеторгового контракта: подготавливать и проводить переговоры; обрабатывать заказы потребителей; управлять процессом экспортного производства и поставки; контролировать расчеты;
• планирование внешнеэкономической деятельности предприятия;
• формирование спроса, стимулирование сбыта;
• развитие и обучение персонала в рамках службы;
• управление производительностью.
Построим примерную карту потока создания ценности (процесса) «Управление экспортно-импортными операциями» (рис. 1)
На первом этапе отделом маркетинга проводится тщательный анализ внешнего рынка и требований потребителей к удовлетворению потребностей. После проведения подобного анализа предполагается совместно с отделом продаж подготовка номенклатуры продукции, способной максимально удовлетворить потребности потребителей. На следующем этапе планово-экономическим отделом составляется план производства, позволяющий минимизировать все возможные издержки производства с соблюдением принципов «нет запасов» и «точно вовремя». На этом этапе предполагается слаженная работа и отдела продаж, и отдела закупок, и непосредственно самого производства, для того чтобы разработанный план был реализуем. На 3 и 4 этапах координируя деятельность службы закупок и производства, осуществляется закупка необходимых материалов для производства конкретного заказа, соблюдая принцип «нет запасов», т. е. отсутствие перепроизводства, производства на склад и незавершенного производства. Эти этапы весьма важны, т. к. от эффективности работы на этих этапах зависит, возникнут ли у компании дополнительные издержки или нет. Как можно заметить,
С а а
230
ТАХУМОВА О.К.
из привычной структуры исключены этапы складирования, т. к. при процессно-ориентированной модели сокращение издержек производства напрямую нацелено на удовлетворение конкретного потребителя, а не производства на склад. Именно поэтому точно выясняются потребности, создается план, производится только необходимое количество продукции нужного качества. На 5 этапе отделом продаж совместно с отделом технического контроля (может быть исключено, т. к. при процессно-ориентированной модели у каждого промежуточного потребителя в рамках процесса есть «встроенные» требования качества для результатов предыдущего этапа процесса) проверяется конечная продукция на предмет соответствия заявленным требованиям и т. д. (Владимирцев, 2011. С. 149). И наконец, на б этапе продукция реализуется с максимальным удовлетворением потребностей потребителя, а следовательно, с завоеванием доверия потребителя, получением нового заказа и перспективы завоевания рынка.
кккккк
ю
ю >
т
О О
О
о
с
со >
м о
Требования потребителя (заказ) 1
л
а о
сг (3
Рис. 1. Карта потока создания ценностей (процессно-ориентированная модель управления) процесса «Управление экспортно-импортными операциями»
Таким образом эффективность бизнес-процесса «Управление экспортно-импортными операциями» определяется соотношением полученных финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности организации с произведенными затратами, используемыми или потребленными ресурсами. Отсюда следует, что при любом из названных знаменателей в числителе дроби для определения эффективности будет обязательно показываться финансовый результат. В конечном итоге эффективность управления таким бизнес-процессом как «Управление экспортно-импортными операциями» сводится к определению эффективности самих операций.
Таким образом, в настоящее время процессный подход завоевал большое количество приверженцев. Собственники и руководители компаний различной величины пытаются на практике освоить методы про-цессно-ориентированного подхода к управлению предприятием и за счет этого повысить эффективность деятельности организации, но, к сожалению, довольно часто после нескольких лет внедрения этого подхода в организации так и не наблюдается желанного эффекта из-за ошибок менеджмента. Однако, это на наш взгляд не умаляет возможности использование данного подхода к управлению на предприятие, а требует лишь более грамотного подхода к оценке эффективности ведения хозяйственной деятельности и построению плана развития на среднесрочную перспективу.
ЛИТЕРАТУРА
Владимирцев А.В. (2011). Системы менеджмента качества и процессный подход // Методы менеджмента качества, № 2, с. 4-7.
Воронцова О.Н. (2009). Внешнеэкономические связи регионов России: теоретические и методологические основы. Монография, РГЭУ, с. 101.
Колесников С.Н. (2011). Инструментарий бизнеса: современные методологии управления предприятием. Статус-кво, 2011, с. 343.
Туманян Ю.Р. (2008). Тенденции развития предпринимательской деятельности региона // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством», № 7, с. 17-25.
REFERENCES
Vladimircev A.C. (2011). The quality management system and process approach. Methods of quality management, no. 2, p. 4-7. (In Russian.)
Voronkova O.N. (2009). Foreign economic relations of the Russian regions: theoretical and methodological foundations. Monograph, RGEU, pp. 101. (In Russian.)
Kolesnikov S.N. (2011). Tools business: modern management methodology enterprise . The status Quo, 2011, p. 343. (In Russian.)
CO
TUmanyan Y.R. (2008). Trends in the development of entrepreneurial activity in the region. The Bulletin of the Institute of friendship of peoples of the Caucasus "Theory of Economics and management of national economy", q no. 7, pp. 17-25. (In Russian.) ^
о
CM
со 3
О
О z О О
С а а