Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты функционирования социальной инфраструктуры в экономике региона'

Организационно-экономические аспекты функционирования социальной инфраструктуры в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / SOCIAL INFRASTRUCTURE / REGION / THE HUMAN CAPITAL / REGIONAL REPRODUCTIVE SYSTEM / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / ORGANIZATIONAL ASPECT / ECONOMIC ASPECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резниченко С. Е.

В работе представлена характеристика социальной инфраструктуры как элемента региональной воспроизводственной системы с позиции системного подхода с учетом её полифункциональной и многоуровневой организации. Обосновывается тезис, что функции социальной инфраструктуры определяют её организацию, которая обладает специфическими свойствами и нуждается в конкретизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the characteristics of the social infrastructure as part of the reproductive system of regional systems approach, taking into account its multifunctional and multi-level organization. The author proves that the functions of the social infrastructure determine its organization, which has specific characteristics and needs elaboration.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты функционирования социальной инфраструктуры в экономике региона»

Резниченко С.Е.

к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория» РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: sno3000@list.ru

ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

В работе представлена характеристика социальной инфраструктуры как элемента региональной воспроизводственной системы с позиции системного подхода с учетом её поли-функциональной и многоуровневой организации. Обосновывается тезис, что функции социальной инфраструктуры определяют её организацию, которая обладает специфическими свойствами и нуждается в конкретизации.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, регион, человеческий капитал, региональная воспроизводственная система, социально-

экономическое развитие региона, организационный аспект, экономический аспект.

В экономической литературе регион определяют как крупную территорию «... с более или менее однородными природными условиями, а главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материальнотехнической базой, производственной и

социальной инфраструктурой». [4, с.29] Экономика региона представляет собой систему взаимодействующих субъектов хозяйствования с разнонаправленными, но встречносогласующимися интересами, осуществляющих целесообразную деятельность в сфере производства товаров и услуг и в сфере обращения. С позиций регионального общественного воспроизводства, как отмечают отечественные экономисты, целостность региона означает рациональное использование территориальных ресурсов, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутри- и межрайонных производственно-технических и технологических связей, развитие различных видов инфраструктуры, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов и функционирование рынков. [7, с.13]

Трансформационные виды инфраструктуры выполняют функции по обслуживанию человеческого, технического и природного капитала в процессе производства продукта, и соответственно в эту группу входят социальная, производственная и экологическая инфраструктуры, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены и оказывают воздействие на устойчивость и безопасность развития, как национальной экономики, так и региональной. [8, с.59] Закономерности развития трансформационной инфраструктуры и каждого ее вида определяются системой экономических отношений в регионе и характером регионального воспроизводственного процесса. Стартовый уровень социально-экономического развития и производственно-хозяйственного по-

тенциала различных регионов России на момент вхождения в рыночную экономику был чрезвычайно дифференцированным, и, следовательно, роль, доля, производственный профиль каждого региона в экономике России сугубо индивидуализированы, что определяет и региональную специфику инфраструк-

туры. Внутри каждого вида инфраструктуры имеются элементы разной степени развития: только в одних видах преобладают ранее сформированные и адаптированные к рынку элементы, а в других - вновь созданные в период рыночной трансформации.

Социальная инфраструктура занимает особое место в региональной воспроизводственной системе, поскольку, во-первых, представляет собой совокупность объектов и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного воспроизводства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения, создающих общие условия для эффективной трудовой деятельности человека и гармоничного развития личности; во-вторых, социальная инфраструктура - территориальноотраслевой комплекс, обеспечивающий условия формирования и развития человеческого капитала.

Термин «социальная инфраструктура» претерпел значительные изменения за последних полвека, наполняясь новым содержанием и приобретая новые качественные характеристики. Разнообразные формулировки отражают отдельные ее аспекты, дополняя друг друга и конкретизируя в зависимости от поставленных задач исследования. Сложность трактовки социальной инфраструктуры обусловлена тем, что это многогранное, разноуровневое, комплексное явление с множеством признаков, и его определение должно давать системное представление об объекте без излишней детализации «единичного» в «особенном» и «общем».

Так, А.Ю. Шарипов трактует социальную инфраструктуру как «.совокупность отраслей, подотраслей народного хозяйства и видов деятельности, функциональное

назначение которых в системе общественного воспроизводства

выражается в производстве и

реализации услуг и духовных благ для населения». [10, с.10] В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова исходят из предположения, что социальная

инфраструктура - это «.совокупность материальных средств для обеспечения .социально-бытовых потребностей» и включают в её состав пассажирский транспорт, коммунально-бытовое

хозяйство городов и населенных пунктов. [1, с.83-84] Ж. Т. Тощенко определяет ее как объекты, создающие общие условия для эффективной

трудовой деятельности человека и гармоничного развития личности, а также объекты, деятельность которых направлена на создание социально-

бытовых условий в производстве, для общественно-политической деятельности, охраны окружающей среды, межличностного общения. [9, с.41-48] С.С. Носова расширяет

трактовку социальной инфраструктуры за счет включения в сферу её деятельности подготовку и

переподготовку кадров,

профилактическое здравоохранение, условия, обеспечивающие содержание детей, сохранение окружающей инфраструктуры, розничную торговлю и общественное питание, жилищное и коммунальное хозяйство, условия, обеспечивающие отдых и культуру. [5, с.16] Примерно так же определяет социальную инфраструктуру В.В. Власов, взяв за основу условия, создаваемые сферой услуг. [2, с.4]

Согласно его точке зрения, социальная инфраструктура формирует условия, непосредственно обеспечивающие воспроизводство рабочей силы (поддержание здоровья рабочих и служащих, их образование и профессиональная подготовка,

организация отдыха). Н.Г. Кузнецов и С.Г. Тяглов социальную сферу характеризуют как «. фактор обеспечения достойного уровня жизни

населения и повышения эффективности общественного производства», с выделением в её составе двух групп отраслей: 1) отрасли, предоставляющие услуги материально-бытового характера (транспорт и связь по обслуживанию населения, торговля, общественное питание, услуги жилищно-

коммунального хозяйства и бытового обслуживания, то есть отрасли материального производства); 2)

отрасли, предоставляющие

нематериальные услуги (образование, культура, искусство, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение, финансово-кредитные и страховые учреждения. [6, с.219] По мнению С. С. Носовой, критерием классификации отраслей социальной инфраструктуры является единое функциональное назначение продукции - реализация общественных и личных потребностей населения посредством предоставления различного рода услуг. Особенность развития этих отраслей состоит в их тесной связи с процессами воспроизводства трудовых ресурсов. К ним относятся: просвещение,

здравоохранение, массовая

информация, образование, подготовка и переподготовка кадров, розничная торговля, общественное питание, жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, детские дошкольные учреждения, отдых и культура, охрана окружающей среды. [5, с.16]

Применение Е.Г. Руссковой воспроизводственного подхода к исследованию социальной инфраструктуры предопределило анализ формирования и развития человеческого капитала на каждой стадии воспроизводственного цикла «производства - обмена - распределения - потребления» и в связи с этим необходимость рассмотрения инфраструктуры, обеспечивающей формирование, развитие и использование человеческого капитала. [8, с.65]

В предложенных разными авторами классификациях наблюдается своеобразное смешение содержания и формы всех составных элементов социальной инфраструктуры (составляющих ее отраслей, объектов и видов деятельности), поскольку в содержательном плане они выполняют функции, направленные на создание условий, обеспечивающих воспроизводство человеческого фактора и определяющих качество жизни населения, а с точки зрения формы - представлены в виде институционально оформленных организаций и учреждений.

Функции социальной инфраструктуры определяют ее организацию, которая по причине системных свойств инфраструктуры также является сложноструктурной, многоаспектной, разноплановой, обладает специфическими свойствами, которые необходимо конкретизировать в зависимости от пространственно-временного континуума.

Организационные аспекты функционирования социальной инфраструктуры:

1. Отраслевое строение социальной инфраструктуры.

Поскольку социальная инфраструктура функционирует как комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы, то практически невозможно перечислить все отрасли, принимающие участие в этом процессе. Если использовать положение, что

инфраструктура обеспечивает

формирование, развитие и

использование человеческого капитала, то, развивая данный тезис, целесообразно в состав социальной инфраструктуры включать

соответствующие группы отраслей:

• Производство услуг для населения (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

• Распределение и обмен материальных благ (торговля, кредитование,

страхование).

• Охрана здоровья населения (здравоохранение, санаторно-курортное обслуживание и отдых, социальное обеспечение и общественное содержание населения).

• Духовная сфера (наука, образование, искусство, религия).

2. Классификация элементов социальной инфраструктуры по степени адаптации к рыночным отношениям. Социальная инфраструктура охватывает разнообразные стороны жизнедеятельности населения и обеспечения трудовыми ресурсами экономики региона, поэтому она трудно адаптируется к рыночным условиям в силу ее комплексного состава, социальной значимости и проблем финансирования. Если исходить из классификации инфраструктуры по степени ее адаптации к рынку: 1) инфраструктура, которая по своим технико-экономическим параметрам и характеру размещения отвечает требованиям современного рынка; 2) инфраструктура, оставшаяся от предыдущей системы хозяйствования и требующая полной реконструкции с учетом современной технологии и организации рынка; 3) новые виды инфраструктуры, обслуживающие инновационные виды деятельности и соответствующие отношения между субъектами, то на этапе перехода российской экономики к рыночным отношениям социальная инфраструктура относилась ко второй группе, а в настоящее время трансформируется в третью группу, поскольку принципиально изменилась структура потребностей основной массы населения. Элементы социальной инфраструктуры также представляют собой симбиоз видов деятельности, находящихся на разных уровнях и этапах эволюции как потребностей индивидов и общества, так и институтов и организаций, обеспечивающих их удовлетворение.

3. Территориальная определенность социальной инфраструктуры,

обусловленная ее восприимчивостью к изменению территориальных пропорций общественного воспроизводства и масштабов пространственной сосредоточенности, зависящих, прежде всего, от численности населения и системы расселения конкретных регионов. Кроме того, региональные особенности развития социальной инфраструктуры зависят от рациональной структуры потребностей населения, которая учитывает специфику профессиональной, квалификационной и демографической структуры населения регионов различных типов, характер, содержание и условия их производственной деятельности, так как требования к условиям воспроизводства работников различных отраслей имеют существенные различия. Так, например, в регионах, где сосредоточены преимущественно предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда, необходимо создавать условия для поддержания здоровья работников, поэтому в структуре их потребностей приоритетными является медицинское и профилактическое обслуживание, организация отдыха и занятий спортом. Регионы с предприятиями технически передовых отраслей ориентированы на развитие, в большей степени, инфраструктуры образования -учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров; концентрация в регионах предприятий отраслей легкой промышленности, на которых преимущественно заняты женщины, определяет высокую потребность населения в детских дошкольных образовательных учреждениях.

4. Уровневая организация социальной инфраструктуры. В зависимости от уровня потребностей населения социальную инфраструктуру разграничивают на макро-, мезо- и микроуровнях: на макроуровне и мезоуровне удовлетворяются потребности более высокого уровня, а базовые потребности - на

микроуровне. [3, с.3] На макроуровне функционируют отрасли, обеспечивающие формирование общественного сознания (образование, наука, просвещение, культура и искусство); на мезоуровне - отрасли, обслуживающие потребление материальных благ и функционирование государственной системы (торговля; пенсионное и социальное обеспечение; деловые, информационные услуги, банковская деятельность, транспорт, связь, страхование; управление и охрана общественного порядка); на микроуровне - производство услуг для личного потребления (бытовые услуги, гостиничные услуги, общественное питание; охрана здоровья: физическая культура, санаторно-курортное обслуживание; организация отдыха и досуга).

5. Полиморфизм собственности и сочетание разномасштабных хозяйствующих субъектов в социальной инфраструктуре. Субъекты социальной инфраструктуры - государственные организации, крупные, средние и малые предприятия коллективной и частной форм собственности. В командноадминистративной системе преобладала государственная форма собственности в сфере социальной инфраструктуры и характерно было укрупнение большинства предприятий, даже оказывающих бытовые услуги населению. В современной российской экономике со сформированными рыночными отношениями функционируют предприятия всех форм собственности, форм организации предпринимательской деятельности и размеров бизнеса. При этом негосударственный сектор включает сектор крупного бизнеса, реализующий политику социальной ответственности, и сектор малого бизнеса, в большей степени обеспечивающий удовлетворение потребностей и развитие социальной инфраструктуры. Учитывая, что формирование рыночной инфраструктуры процесс не одномоментный, то ещё на про-

тяжении достаточно длительного времени будут параллельно существовать как государственные, так и негосударственные учреждения социальной инфраструктуры. Поэтому органам регионального управления необходимо определить законодательный и экономический механизм их взаимодействия, создать равные условия функционирования.

6. Доминирование малого бизнеса в социальной инфраструктуре. В развитии социальной инфраструктуры усиливается роль предприятий малого бизнеса по мере движения от макроуровня к мезо- и микроуровням, так как они пространственно приближены к потребителям услуг, характеризуются гибкостью и адаптивностью. Дальнейшее совершенствование социальной инфраструктуры следует связывать с реализацией потенциала малого бизнеса, действующего в данной сфере.

7. Временная определенность социальной инфраструктуры. В современной экономике отмечается разноуровневое и разноскоростное развитие элементов инфраструктуры во времени, обусловленное объективными процессами, протекающими в рамках основного производства, формами его организации и этапами научно-технического прогресса, что позволяет классифицировать инфраструктуру по этапам развития на формирующуюся, развитую, регрессирующую. При этом в каждый конкретный период экономического развития можно выделить приоритетные элементы социальной инфраструктуры, развитие которых способствует возникновению синергитического эффекта, обеспечивающего ее инновационное развитие.

Экономические аспекты функционирования социальной инфраструктуры:

1. Эффективность. В большинстве регионов Российской Федерации эффективность функционирования социальной инфраструктуры различается в

государственном и частном секторе. В первом случае она продолжает оставаться низкой, что приводит к снижению надежности и безопасности предоставляемых услуг, ухудшению их потребительских свойств. Развитие социальной инфраструктуры на основе частной формы собственности позволяет повысить эффективность во многих ее сферах и отраслях.

2. Взаимозависимость уровня развития региональной социальной инфраструктуры и экономической системы региона. Деятельность каждой отрасли социальной сферы имеет ярко выраженный региональный характер и направлена на удовлетворение потребительского спроса населения, повышение уровня его благосостояния, обеспечение предприятий рабочей силой, рост занятости, сокращение текучести кадров, проведение эффективного расселения, предотвращение чрезмерной концентрации населения, выравнивание уровней экономического и социального развития, улучшение архитектурного облика и эстетическое благоустройство городов и поселений. До недавнего времени развитие социальной инфраструктуры прямо не зависело от состояния и эффективности функционирования основного (материального) производства, от рентабельности предприятий, расположенных на территории. Ресурсное обеспечение объектов социальной инфраструктуры осуществлялось по «остаточному принципу», когда на её развитие направлялись ресурсы, оставшиеся после решения производственных задач. Как отмечает Р.И. Шни-пер, «социальные вопросы, связанные с проблемой трудовых ресурсов, решались лишь в рамках, не ущемляющих первоочередного осуществления производственных программ. Фактически экономический механизм работал в интересах производства, а не социальной сферы и не обеспечивал надёжной стыковки между ними». [11, с.20] С разви-

тием рыночных отношений наметилась тенденция к более тесной зависимости между результативностью экономики региона и развитием социальной инфраструктуры.

3. Реализация закона экономии времени. Высокий уровень развития социальной инфраструктуры позволяет человеку высвобождать время, необходимое для самообслуживания в воспроизводственных целях, для духовного обогащения и расширения общего и профессионального кругозора, саморазвития, что позитивно влияет на экономические показатели его деятельности в основном производстве.

4. Решение проблем занятости и доходов населения. Поскольку значительный удельный вес в социальной инфраструктуре занимают малый и средний бизнес, то расширение их границ влечет за собой создание новых рабочих мест и соответственно повышение занятости населения, рост доходов, создавая, в свою очередь, новый виток спирали роста совокупного спроса населения и дальнейшее совершенствование структуры потребления. Привлечение ресурсов малого бизнеса в социальную инфраструктуру направлено на создание и укрепление социально значимых объектов и повышение уровня и качества жизни населения.

5. Нивелирование неравенства доходов населения. Этот экономический результат функционирования социальной инфраструктуры достигается преимущественно в ее государственном секторе, где сосредоточены учреждения здравоохранения, образования, культуры, позволяющие удовлетворять первоочередные, социально значимые потребности людей, независимо от того, в каком секторе экономики они работают и какой имеют уровень доходов.

В силу социально-экономической значимости социальной инфраструктуры ее модернизация является одним из важнейших направлений экономиче-

ских преобразований в современной России, поскольку снижение ее уровня приводит к негативным последствиям, в то время как она может быть инициирующим моментом в достижении социальной стабильности и устойчивости развития экономики региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие / В.И. Бутов. - Москва: Экономика, 2001. - 448 с.

2.Власов В.В. Япония: производственная инфраструктура / В.В. Власов. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 182 с.

3.Грошихин М. А. Развитие социальной инфраструктуры региона на основе малого бизнеса: автореф. дис. к. э. н. наук: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) /Грошихин Михаил Александрович. - Волгоград, 2011.- 24 с.

4. Некрасов Н. И. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. - - 2-е изд-е. М., Экономика, 1978. - 343 с.

5.Носова С.С. Социалистическая инфраструктура в воспроизводственном

процессе / С.С. Носова. - М.: Экономика, 1984. - 160 с.

6.Региональная экономика. /Тяглов С.Г., Черныш Е.А., Молчанова Н.П. и др. /Под ред. проф. Н.Г. Кузнецова и проф. С.Г.Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.

7.Региональное воспроизводство в системе социалистических производственных отношений/ Под ред. В.Я. Феодори-това, Т.Г. Бродской. - Л.: ЛГУ, 1984. -192 с.

8.Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования /Е.Г. Русскова. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. - 296 с.

9.Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития / Ж.Т. Тощенко. - М., 1980. - 206 с.

10.Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения / А. Ю. Шарипов. - Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. ун-та, 1990. - 109 с.

11.Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления / Р. И. Шнипер. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. -320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.