Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты эффективного производства и реализации продукции пчеловодства в регионе'

Организационно-экономические аспекты эффективного производства и реализации продукции пчеловодства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЧЕЛИНАЯ СЕМЬЯ / ПРОДУКЦИЯ ПЧЕЛОВОДСТВА / ПРОИЗВОДСТВО МЕДА / РЫНОК ПРОДУКЦИИ ПЧЕЛОВОДСТВА / BEE FAMILY / BEEKEEPING PRODUCTS / HONEY PRODUCTION / MARKET OF PRODUCTS OF BEEKEEPING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малкин С. В.

Исследовано современное состояние отрасли пчеловодства в Республике Мордовия, проведён анализ ее организационной и производственной структуры, а также процессов реализации продукции пчеловодства. Выявлены причины снижения объемов производства продукции пчеловодства в общественном секторе и его увеличения в ЛПХ. Обозначены основные виды производства продукции пчеловодства. Определены факторы, влияющие на предложение и цену продукции пчеловодства. Предложены перспективные направления развития отрасли для решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF EFFECTIVE PRODUCTION AND MARKETING PRODUCTS OF BEEKEEPING IN THE REGION

The article is devoted to the modern state of the beekeeping sector in the Republic of Mordovia, analysis of its organizational and production structure, processes of marketing products of beekeeping. The reasons for decrease in the amount of production of beekeeping in the public sector and its increase in private households have been found. The main kinds of production of beekeeping products have been determined. The factors affecting the supply and price of products of beekeeping have been found. The promising directions of development of the industry to solve the revealed problems are offered in the article.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты эффективного производства и реализации продукции пчеловодства в регионе»

9. Kulchikova, J. T. The concept of the development of the grain market in the Republic of Kazakhstan / J. T. Kulchikova // Theory of economics and national economy management: journal of the Institute of friendship of peoples of the Caucasus. - Stavropol, 2010. - No. 1.

10. Kulchikova, J. T. The main directions of improving the sustainability of grain production / J. T. Kulchikova // Materials of International scientific-practical conference "Aldamzarovskiye chteniya" -2009". - Kostanay: KATU in the name of the academician Z. Aldamzar, 2009.

11. Kulchikova, J. T. Development of the grain market in Northern Kazakhstan (theory, methodology, practice) / J. T. Kulchikova. - M.: OOO "NIPCC avaoskhod-A", 2010. - 260 p.

12. Kulchikova, J. T. Development of export grain potential of the Republic of Kazakhstan / J. T. Kulchikova, L. V. Fomenko // Vestnik of the Eurasian humanitarian Institute. - Astana, 2009. - No. 1.

13. Kulchikova, J. T. Factors affecting the efficiency of development of the grain market / J. T. Kulchikova, L. P. Silayeva // Vestnik of the Eurasian humanitarian Institute. - Astana, 2009. - No. 1.

14. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated March 15, 2006 No 173 "About approval of rules of subsidized interest rates (interest) on loans granted by banks to enterprises for processing agricultural products to replenish their working capital."

15. The Government decision dated September 5, 2007 № 768 "Rules for licensing for the sale of grain for export.

16. Resolution of the Government dated 6 March 2006 No. 149 "The Program of priority measures for the period of 2006-2008 to implement the Concept of sustainable development of the agro-industrial complex of the Republic of Kazakhstan for 2006-2010".

17. The need of agriculture of Kazakhstan in resources up to 2015 and the efficiency of their use (recommendations) / Moldashev A. B. [et.al.]. - Almaty, 2009. - 43 p.

УДК 334.012:638.1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПЧЕЛОВОДСТВА В РЕГИОНЕ

С. В. Малкин, аспирант

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, Россия, e-mail: malkin-s@yandex.ru

Исследовано современное состояние отрасли пчеловодства в Республике Мордовия, проведён анализ ее организационной и производственной структуры, а также процессов реализации продукции пчеловодства. Выявлены причины снижения объемов производства продукции пчеловодства в общественном секторе и его увеличения в ЛПХ. Обозначены основные виды производства продукции пчеловодства. Определены факторы, влияющие на предложение и цену продукции пчеловодства. Предложены перспективные направления развития отрасли для решения выявленных проблем.

Ключевые слова: пчелиная семья, продукция пчеловодства, производство меда, рынок продукции пчеловодства.

Пчеловодство - это отрасль сельского хозяйства, имеющая тесную взаимосвязь с растениеводством, взаимодействие их способствует увеличению экономической эффективности обеих отраслей. Однако для этого в первую очередь необходима организационная структура, механизм которой успешно решал бы проблемы взаимодействия отраслей.

Организационной и координирующей структурой пчеловодства в Российской Федерации до 1998 года являлась ФГУ «Инспекция по пчеловодству» (Пчелпром). В дальнейшем из-за прекращения финансового обеспечения она прекратила свою деятельность, а территориальные подразделения данной инспекции были переданы на

финансирование регионов [1] и впоследствии перестали функционировать почти во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Мордовия.

Следует полагать, что развитие пчеловодства должно координировать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, а на районном уровне - отделы управления сельским хозяйством в администрациях районов. Можно сказать, что такая координация осуществляется через сельскохозяйственные организации, у которых имеются пасеки. Но на практике она фактически отсутствует.

В настоящее время инициатива развития отрасли принадлежит Республиканскому Обществу пчеловодов «Мордовский мед».

Нива Поволжья № 4 (33) 2014 137

Общество тесно сотрудничает с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Совместное сотрудничество этих структур обусловило следующие позитивные изменения: в 2010 году был организован и проведен Международный форум пчеловодов в Емашев-ской роще города Темникова; разрабатывается и обсуждается законопроект «О пчеловодстве» Республики Мордовия; разрабатывается программа развития пчеловодства Республики Мордовия; в здании Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Республиканским Обществом пчеловодов «Мордовский мед» ежегодно проводятся пятимесячные обучающие курсы по пчеловодству.

Общественный сектор отрасли пчеловодства Республики Мордовия представлен сельскохозяйственными организациями. Анализ данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия свидетельствует о том, что в сельскохозяйственных организациях республики в период с 1991-1995 по 2012 год проявляется тенденция резкого снижения численности пчелиных семей: так, в 2012 году по отношению к периоду 1991-1995 годов сокращение их численности происходит в 10 раз (табл. 1).

Таблица 1

Количество пчелиных семей и их продуктивность в с.-х. организациях Республики Мордовия

Основной продукцией пчеловодства, которая производится сельскохозяйственными организациями Республики Мордовия, является мед. Анализ объемов его производства за период с 1991-1995 по 2012 год свидетельствует о снижении этого показателя: в 2012 по отношению к периоду 19911995 снижение объемов производства меда составило 12,7 раз. Средняя продуктив-

ность пчелиных семей в сельскохозяйственных организациях за период с 1991 по 2005 год составила 5,3 кг, с 2006 по 2012 она увеличилась до 8,8 кг, но к 2010 году вновь снизилась до 5,2 кг из-за неблагоприятных климатических условий.

Официальная информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия не позволила подробно и более точно исследовать параметры развития пчеловодства в частном секторе. Поэтому были использованы данные сельскохозяйственной переписи 2006 года, которые являются при этом единственной объективной информацией.

По показателям сельскохозяйственной переписи [4, 5] численность пчелиных семей в хозяйствах всех категорий составляет 38772 шт., из них численность в хозяйствах населения - 37116 шт. (95,7 %), данный показатель аналогичен среднему общероссийскому. Наибольшее количество пчелиных семей территориально сосредоточено в двух районах: Ромодановском - 5746 шт., которые полностью находятся в хозяйствах населения, и Ардатовском - 4488 шт., из которых 96,9 % пчелиных семей также находятся в хозяйствах населения.

В развитии пчеловодства во всех районах доминирует частный сектор. Наименьший удельный вес частного сектора - в Лямбирском районе (87 %). В остальных районах он доходит до 100 %. Их них можно отметить Большеберезниковский, Боль-шеигнатовский, Дубенский, Ичалковский, Ковылкинский, Кадошкинский и др. Исключением из общей тенденции является ГО Саранск, где уровень частного сектора в пчеловодстве составляет 68 %.

В общей численности хозяйств необходимо выделить такую категорию, как подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций. Численность пчелиных семей в хозяйствах этой категории составляет 150 шт. в целом по республике, при определенной концентрации в Атяшевском, Зу-бово-Полянском, Инсарском, Теньгушевском, Торбеевском районах. В силу неаграрной специализации этих организаций пчелиные семьи содержатся для получения дополнительного дохода или продажи продукции пчеловодства в счет оплаты труда персоналу.

Следует отметить нераспространенность пчеловодства в таких формах хозяйствования, как крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное предпринимательство. Численность пчелиных семей по данной категории хозяйств в республике

Наличие Произ- Продук-

Год пчелиных водство тивность,

семей, шт. меда, т кг

1991-1995 21331 102 4,8

1996-2000 12063 55 4,6

2001-2005 6686 50 7,5

2006 4290 42 9,8

2007 3746 37 9,9

2008 3194 32 10

2009 2646 26 9,8

2010 2499 13 5,2

2011 1969 16 8,1

2012 2042 13 6,4

Таблица 2

Статистическая группировка зависимости численности пчелиных семей

от возраста пчеловодов

Показатель Возраст пчеловодов, лет

30-39 40-49 50-59 60-69 70-76

Число пчеловодов данной группы 5 7 9 9 7

Общая численность пчелиных семей по группе 286 351 370 276 67

Средний показатель численности пчелиных семей по группе 57 50 41 31 10

составляет 172 шт., из них 50 шт. - это пчелиные семьи индивидуальных предпринимателей Лямбирского района.

По объемам производства товарного меда в Республике Мордовия лидируют два района: Ардатовский и Ромодановский, показатели которых составляют 89,76 и 114,92 т соответственно. Подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций имеют самые низкие показатели по объемам производства товарного меда (всего 3 тонны по республике в целом). Однако они оказывают значительно влияние на объемы производства меда вследствие содержания пчелосемей и производства продукции пчеловодства при неаграрной специализации. Общее производство товарного меда частным сектором составляет 742,32 т.

В процессе исследования нами проведена оценка производственной структуры пчеловодства на основе анкетирования, в котором участвовали 38 пчеловодов, представители половины районов республики. По данным анкетирования средний возраст пчеловодов составляет 53 года, самому молодому представителю отрасли было 30 лет, а самому старшему - 76 лет. Наличие пчелиных семей у пчеловодов сильно различается: минимальное количество - 5 пчелиных семей, а максимальное - 200. Между численностью пчелиных семей и возрастом пчеловодов существует некоторая зависимость (табл. 2).

Очевидна взаимосвязь возраста пчеловодов с численностью пчелиных семей. Механизация производства в отрасли минимальная по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства. И пчеловоды в

силу возраста не содержат большое количество пчелиных семей.

Основная продукция, которую производят пчеловоды, - это мед, воск, прополис. Анализ показателей производства и численности пчелиных семей по таблице 3 показывает, что средняя продуктивность составляет около 16,3 кг. Наибольшее число пасек при этом выявлено в группе от 5 до 20 шт., что составляет 19 пасек, а следующие группы в пределах 21-40 и 41-60 имеют по 7 пасек, далее в группах 60-80 и до 101-200 данный показатель представлен в наименьшем количестве (2 и 1 шт. соответственно). Мы считаем, что объемы производства меда несколько занижены, потому что при опросе пчеловоды предоставляли не всегда точные данные.

Ассортимент меда представлен следующим образом: 100 % опрошенных пчеловодов производят разнотравный мед, но наряду с разнотравным пчеловоды производят и другие виды меда: 23,7 % - липовый мед, 5,3 % - рапсовый, 2,6 % - гречишный, 2,6 % - эспарцетовый.

Анализ объемов реализации меда сельскохозяйственными организациями позволяет выделить тенденцию резкого спада реализации меда с 63,7 т в 1996 году до 21,9 т в 1997 (табл. 4).

Далее на протяжении пяти лет с 1999 по 2004 год выражена тенденция прироста объемов реализованного меда. Самый высокий показатель приходится на 2001 год и составляет 44 тонны, что в 2 раза больше, чем до периода спада (то есть 1997 года). В 2004 году реализация меда устанавливается на уровне 1997 года. И далее с 2005 года происходит второй период со-

Таблица 3

Статистическая группировка зависимости категории пасек от численности пчелиных семей и объемов производства

Показатель Категория пасек, шт.

5-20 21-40 41-60 61-80 81-100 101-200

Число пасек по данной категории 19 7 7 2 1 2

Общая численность пчелиных семей 202 218 345 120 100 350

Объем полученного меда, кг 2270 3170 8300 5500 - 2500

Средний показатель продуктивности 11 14,5 24 45,8 - 7,1

Нива Поволжья № 4 (33) 2014 139

кращения реализации по 2011 год включительно. Так, в 2011 году реализация меда находится на уровне только 9 тонн, по сравнению с 2004 годом этот показатель снизился в 2 раза.

Таблица 4

Объемы реализации меда сельскохозяйственными организациями Республики Мордовия в 1996-2011 годах, тонн

Анализ реализации продукции пчеловодства в личных подсобных хозяйствах на основании анкетирования показал следующие результаты: 57,8 % пчеловодов ответили, что мед реализуется в Мордовии, 23,7 % пчеловодов - в Мордовии и за ее пределами. Полностью за пределами Мордовии реализуют мед 5,3 % пчеловодов и 13 % пчеловодов не ответили на поставленный вопрос.

На вопрос «Кому реализовался мед» 68,4 % пчеловодов ответили, что реализовали мед постоянным клиентам. На вариант ответа «по знакомым», но с использованием других каналов реализации (на ярмарке, рынке и перекупщикам) ответили 21 % пчеловодов, только на ярмарке реализовали 5,3 % пчеловодов. Не реализовали продукцию пчеловодства из-за гибели пчелиных семей (или цель производства продукции была не связана с продажей) 5,3 % пчеловодов.

Реализовать продукцию удается не всем пчеловодам: 31,5 % ответили, что продукция полностью не реализована. Полностью продукция была реализована у 50 % пчеловодов.

Несмотря на это на вопрос «Есть ли проблемы со сбытом продукции» только 34 % пчеловодов ответили утвердительно «нет»; «да, частично» ответили 28,9 % пчеловодов; 26,3 % пчеловодов ответили утвердительно «да», то есть имеются проблемы со сбытом продукции; не ответили на вопрос 10,5 % пчеловодов.

Анализ уровня цен на мед целесообразно провести в их сравнении в частном и общественном секторах (табл. 5).

Необходимо отметить, что цена реализации меда в общественном секторе указана за один килограмм, тогда как в частном секторе мед реализуется в литрах. Поэтому цена одного килограмма меда общественного сектора была переведена по стоимости за один литр. В 2011 году цена в общественном секторе ниже, чем в частном, на 16,5 %, в 2012 году - на 7 %.

Оценка тенденции изменения уровня цен в процессе реализации продукции пчеловодства в частном секторе позволяет констатировать следующее. Цена на мед в частном секторе с 2005 по 2012 увеличилась в 2,7 раза. Самый высокий рост цен на мед и снижение его предложения приходится на 2010 год (в связи с засухой). Так, в 2010 году по сравнению с 2009 цена на этот продукт увеличилась в 1,7 раз, что, в свою очередь, привело к увеличению предложения меда. Как следствие, произошло насыщение рынка этой продукцией и установилась равновесная цена, которая в среднем составляет на протяжении трех лет (2010 - 2012 г.) 400 руб. за литр. В 2013 году предложение меда снова увеличивается, но уже за счет благоприятных климатических условий, при этом розничная цена снижается до 333 рублей за 1 литр.

Для рынка продукции пчеловодства Республики Мордовия характерны внутриотраслевая и совершенная конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция: продукция однородна, это ее качество обусловливает разнотравный мед. Многие производители в борьбе за потребителя

Таблица 5

Уровень цен реализации меда в общественном и частном секторах, руб.

Сектор экономики Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Общественный кг 89,3 95,1 107,2 115,8 168,3 254,3 222,6 249 -

л 134 143 1 61 174 253 382 334 374 —

Частный, л 150 150 166,6 200 233 400 400 400 333

Коли- Стои- Цена,

Год чество, мость, руб.за

тонн тыс. руб. тонну

1996 63,7 696 10931

1997 21,9 241 11013

1998 20,5 258 12566

1999 26,7 713 26689

2000 27,1 834 30768

2001 44,0 1565 35568

2002 23,4 954 40739

2003 24,0 1434 59814

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004 21,1 1630 77218

2005 15,7 1402 89313

2006 17,3 1645 95112

2007 12,1 1292 107247

2008 13,0 1507 115825

2009 12,0 2027 168318

2010 9,2 2332 254347

2011 9 2013 222588

продают свою продукцию по заниженным ценам. Также проявляется и неценовая конкуренция, когда пчеловоды стараются завоевать доверие потребителей качеством продукта.

Совершенная конкуренция: влияние каждого пчеловода на рыночную ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь, но при этом можно назвать следующие особенности: присутствует большое число продавцов (в данном случае пчеловоды частного сектора) и покупателей, однородность продукции, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цену, возможность свободно входить на рынок и покидать его. Отдельные пчеловоды не могут влиять на цену и вынуждены реали-зовывать продукцию по сложившейся рыночной стоимости. Попытка отдельных пчеловодов значительно повысить или понизить цену может привести к приостановке реализации их продукции. При стабильном развитии отрасли пчеловодства и рынка ее продукции можно предположить развитие монополистической конкуренции.

Для российского рынка продукции пчеловодства также характерны внутриотраслевая и совершенная конкуренция, но в отличие от Республики Мордовия имеет место монополистическая конкуренция [11].

Распределение произведенной продукции пчеловодства в условиях рыночных отношений можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, мед приобретается потребителями не часто из-за собственных предпочтений или мифов о вреде меда, появляющихся в СМИ из-за некомпетентности журналистов. Из-за этого реализация меда приобретает ярко выраженный сезонный характер.

Во-вторых, рынок продукции пчеловодства является непрозрачным для потребителя. Из-за опасения фальсификации продукции потребители приобретают продукт непосредственно у зарекомендовавших качество продукции пчеловодов, в свою очередь производители тоже стремятся удержать постоянных клиентов. Отсюда отсутствие мотивации сравнивать ценовые и качественные характеристики и, соответственно, приобретать ее у других пчеловодов. Данная тенденция в большей степени складывается в сельских поселениях. В городах около половины потребителей склонны покупать мед через официальную торговую сеть.

Нужно отметить, что существует и противоположная тенденция. В связи с превышением предложения над спросом снижается фальсификат меда у пчеловодов

(но не у посредников), вызывая доверие потребителей. Производители начинают активнее продавать продукцию на рынках, в местах проживания потребителей и другими способами реализовывать свою продукцию. Данные факторы создают активную конкуренцию, что приводит к снижению цены реализации меда.

Анализ производства и реализации продукции пчеловодства позволяет утверждать:

1. Установлено отсутствие организационной структуры отрасли пчеловодства в Республике Мордовия, так как прекратило функционирование территориальное подразделение инспекции по пчеловодству. Основной причиной этого явилось отсутствие поддержки со стороны государства и инициативной группы, способной бескорыстно поддерживать его деятельность. В настоящее время организация и координация пчеловодства являются неудовлетворительными, поскольку со стороны государства в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия внимания развитию отрасли почти не уделяется. Инициатива развития отрасли принадлежит Республиканскому обществу пчеловодов «Мордовский мед», старающемуся организовать деятельность пчеловодов частного сектора в небольшой степени.

2. Выявлено снижение объемов производства меда в общественном секторе, которое обусловлено следующими факторами: сокращением численности пчелиных семей и снижением их продуктивности; отменой государственных закупок и фиксированных цен на продукцию пчеловодства; упразднением ФГУ «Инспекция по пчеловодству».

3. Частный сектор в структуре пчеловодства занимает 96 % всей отрасли, что обусловлено возможностью производителей сектора реализовать полученную продукцию в розницу. Значительную концентрацию численности пчелиных семей в двух районах по отношению к остальным можно объяснить наличием здесь кадров, которые мотивируют других жителей района на занятие пчеловодством. Также на численность пчелиных семей в районе влияет наследственная преемственность у производителей опыта организации процессов производства продукции пчеловодства.

4. В отрасли осуществляется производство в большей степени разнотравного меда, а из побочной и биологически активной продукции производятся только воск и прополис, что указывает на недостаточ-

Нива Поволжья № 4 (33) 2014 141

ность ассортимента продукции пчеловодства (получения монофлорных медов и биологически активных продуктов пчеловодства).

5. Определено, что спад объемов реализации меда в общественном секторе за анализируемый период связан с прекращением закупок меда ФГУ «Инспекция по пчеловодству» из-за сокращения государственного финансирования данной организации и дальнейшей её реорганизации; закрытием республиканского территориального подразделения ФГУ «Инспекция по пчеловодству», которая функционировала в республике еще до перестроечного периода.

6. Рынок продукции пчеловодства Республики Мордовия является насыщенным, и об этом свидетельствуют следующие факторы: установившаяся на протяжении трех лет равновесная цена при дальнейшем ее снижении; реализация продукции пчеловодства за пределами республики; наличие остатка нереализованной продукции у производителей. В то время как на российском рынке продукции пчеловодства сложились только предпосылки его насыщенности, поскольку среднедушевое потребление меда составляет 350...400 г вследствие низкой платежеспособности населения [6, 8, 17].

Оценивая российский рынок продукции пчеловодства, А. Г. Чепик выделяет следующие влияющие на него факторы: природные, экономические, социальные, политические, экологические [17].

На предложение продукции пчеловодства влияют следующие факторы: рыночная стоимость, климатические условия. Основными факторами, влияющими на цену, яв-

ляются: насыщение потребительского рынка продукцией пчеловодства, усиление конкуренции, климатические условия.

Выявленные проблемы в организационно-экономическом развитии пчеловодства необходимо решать системно соответствующими методами, сгруппировав их на макро-, мезо- и микроуровнях (это соответственно: регион, производственная и рыночная инфраструктура, хозяйствующие пчеловодческие субъекты).

Макроуровень. Прежде всего необходима координирующая структура, сотрудничающая с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, ориентированная на реализацию инновационной стратегии в развитии отрасли.

Мезоуровень. Для оптимизации процессов сбыта продукции пчеловодства в условиях присоединения России к ВТО необходимы: закупка нереализованной самостоятельно продукции пчеловодства у ее производителей; оценка качества продукции пчеловодства, как импортируемой, так и экспортируемой, по современным мировым стандартам; стимулирование спроса посредством развития апитерапии (лечение продуктами пчеловодства).

Микроуровень. Для расширения ассортимента производимой продукции пчеловодства необходимо: создание мобильных (кочевых) пасек и на этой основе получение монофлорных медов (что возможно в общественном секторе за счет посевов эн-томофильных культур); производство биологически активных продуктов пчеловодства; производство экологически чистых продуктов пчеловодства; чистопородное разведение пчел.

Литература

1. Афанасьев, В. И. О совершенствовании системы управления пчеловодством в Российской Федерации / В. И. Афанасьев // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2010. -№ 4(5). - С. 14-15.

2. Беляева, Н. А. Перспективы экономики пчеловодства / Н. А. Беляева // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. - 2008. -№ 2 (16). - С. 67-68.

3. Беляева, Н. А. Пчеловодство региона: состояние и проблемы развития / Н. А. Беляева, М. В. Гоголев // Проблемы региональной экономики. - 2010. - № 1/2. - С. 131-140.

4. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Мордовия. - Выпуск № 1. - Саранск, 2007. - 405 с.

5. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республики Мордовия. - Выпуск № 3. - Саранск, 2007. - 375 с.

6. Жилин, В. В. Рынок продукции пчеловодства и проблемы устойчивого развития отрасли / В. В. Жилин // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2008. - № 4. - С. 90-94.

7. Жилин, В. В. Организационно-экономические аспекты развития отрасли / В. В. Жилин, А. Г. Маннапов // Пчеловодство. - 2006. - № 5. - С. 4-5.

8. Залилова, З. А. Экономические факторы и организационные вопросы устойчивого развития отрасли пчеловодства / З. А. Залилова, А. Г. Маннапов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 8. - С. 123-127.

9. Кривцов, Н. И. Состояние и основные направления развития пчеловодства России / Н. И. Кривцов, В. И. Лебедев // Прикладная энтомология. - 2010. - Т. 1, № 2. - С. 10-14.

10. Кривцов, Н. И. Прошлое, настоящее и будущее пчеловодства / Н. И. Кривцов, Я. Л. Шагун // Зоотехния. - 2008. - № 1. - С. 38-40.

11. Лебедев, В. И. Аспекты формирования рынка пчеловодной продукции в России / В. И. Лебедев, Л. В. Прокофьева // Пчеловодство. - 2007. - № 1.

12. Лебедев, В. И. Обоснование развития фермерства в России / В. И. Лебедев, Л. В. Прокофьева // Пчеловодство. - 2005. - № 8. - С. 8-9.

13. Лебедев, В. И. Обоснование развития фермерства в России / В. И. Лебедев, Л. В. Прокофьева // Пчеловодство. - 2005. - № 9. - С. 12-14.

14. Лебедев, В. И. Обоснование развития фермерства в России / В. И. Лебедев, Л. В. Прокофьева // Пчеловодство. - 2005. - № 10. - С. 8-9.

15. Малкин, С. В. Формирование системы обеспечения эффективного производства и реализации продукции пчеловодства / С. В. Малкин // Научное обозрение. - № 1. - 2013. - С. 195-201.

16. Сидорова, К. А. Экономические проблемы развития пчеловодства в Тюменской области / К. А. Сидорова, С. А. Пашаян // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий.- 2004. -№ 10. - С. 27-29.

17. Чепик, А. Г. Развитие рынка продукции пчеловодства / А. Г. Чепик // Пчеловодство. - 2006. -№ 8. - С. 3-4.

UDK 334.012:638.1

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF EFFECTIVE PRODUCTION AND MARKETING PRODUCTS OF BEEKEEPING IN THE REGION

S. V. Malkin, post graduate

FSBEE HPT «Mordovian state university in the name of N. P. Ogaryov», Russia, Saransk,

e-mail: malkin-s@yandex.ru

The article is devoted to the modern state of the beekeeping sector in the Republic of Mordovia, analysis of its organizational and production structure, processes of marketing products of beekeeping. The reasons for decrease in the amount of production of beekeeping in the public sector and its increase in private households have been found. The main kinds of production of beekeeping products have been determined. The factors affecting the supply and price of products of beekeeping have been found. The promising directions of development of the industry to solve the revealed problems are offered in the article.

Key words: Bee family, beekeeping products, honey production, market of products of beekeeping.

References:

1. Afanasyev V. I. About the improvement of beekeeping management in the Russian Federation / V.I. Afanasyev // Economy, labor, management in agriculture. - 2010. - № 4 (5). - P. 14-15.

2. Belyaeva, N. A. Perspectives of economic of beekeeping / N.A. Belyayeva // Vestnik of Izhevsk State Agricultural Academy. - 2008. 2 - № 2 (16). - P. 67-68.

3. Belyayeva, N. A. Beekeeping of the region: status and problems of development / N. A. Belyayeva, M.V. Gogolev // Problems of the regional economy. - 2010. -№ 1/2. - P. 131-140.

4. National Agricultural Census 2006 / Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Republic of Mordovia. - Issue number № 1. - Saransk, 2007. - 405 p.

5. National Agricultural Census 2006 / Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Republic of Mordovia. - Issue number 3. - Saransk, 2007. - 375 p.

6. Zhilin V. V. Bee products market and the problems of sustainable development of the industry / V. V. Zhilin // Economy and Management: scientific journal. - 2008. - № 4. - P. 90-94.

7. Zhilin V. V. Organizational and economic aspects of the development of the industry / V. V Zhilin, A. G. Mannapov // Beekeeping. - 2006. - № 5. -P. 4-5.

8. Zalilova Z. A. Economic factors and organizational issues of sustainable development beekeeping industry / Z. A. Zalilova, A. G. Mannapov // Vestnik of Orenburg State University. - 2008. - № 8. -P. 123-127.

9. Kryvtsov N. I. The state and main trends of the development of beekeeping of Russia / N. I. Krivtsov, V. I. Lebedev // Applied Entomology. - 2010. - Volume 1. - № 2. - P. 10-14.

10. Kryvtsov N. I. Past, present and future of beekeeping / N. I. Krivtsov, J. L. Shagun // Zo-otekhniya. - 2008. - № 1. - P. 38-40.

11. Lebedev V. I. Aspects of the formation of beekeeping products market in Russia / V. I. Lebedev, L. V. Prokofyeva // Pchelovodstvo. - 2007. - № 1.

Нива Поволжья № 4 (33) 2014 143

12. Lebedev V. I. Reasoning for the development of farming in Russia / V. I. Lebedev, L. V. Pro-kofyeva // Pchelovodstvo. - 2005. - № 8. - P. 8-9.

13. Lebedev V. I. Reasoning for the development of farming in Russia / V. I. Lebedev, L. V. Pro-kofyeva // Pchelovodstvo. - 2005. - № 9. - P. 12-14.

14. Lebedev V. I. Reasoning for the development of farming in Russia / V. I. Lebedev, L. V. Pro-kofyeva // Pchelovodstvo. - 2005. - № 10 - P. 8-9.

15. Malkin S. V. Formation of the system to provide the effective production and marketing of apiculture produce / S. V. Malkin // Nauchnoye obozreniye. - № 1. - 2013. - P. 195-201.

16. Sidorova K. A. Economic problems of beekeeping development in Tyumen region / K. A. Si-dorova, S. A. Pashayan // Economics of agricultural and processing enterprises - 2004. - N 10. -P. 27-29.

17. Chepik A. G. Bee products market development / A. G. Chepik // Pchelovodstvo. - 2006. -№ 8. - P. 3-4.

УДК 339.927:330.354

МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А. А. Малышев, канд. экон. наук, доцент; Н. Н. Солодков, ст. преподаватель

ФГБОУ ВПО «Пензенский ГУАС», Россия, т. 8 (412) 420-502

Несмотря на то, что социально-экономическая интеграция известна со времен становления первых государств, причины и условия её до сих пор являются кругом научных дискуссий. В статье рассматриваются причинно-следственные связи устойчивого экономического роста в условиях выбранной модели интеграции и экономико-математические модели их обоснования. В рамках работы авторы ограничились рассмотрением причин экономического роста в условиях равного уровня социально-экономического развития стран-участниц интеграционной группировки. Выявлено, что устойчивый экономический рост обусловлен постоянными частными инвестициями в производство, а его долгосрочность возможно достичь только наращивая общественный национальный вклад (научный, производительность труда и т. д.). В случае сбалансированного экономического роста необходимо совершенствовать технологии производства и наращивать национальный общественный вклад. В условиях социально-экономической интеграции страна как отдельно взятая экономика, так и интеграционный регион в целом получают преимущества в виде дополнительных ресурсов долгосрочного устойчивого экономического роста: перераспределения ресурсов производства, изменения доходов населения и использования международных общественных благ, а также количества стран, входящих в интеграционную группировку.

Ключевые слова: долгосрочность, модель интеграции, социально-экономическая интеграция, устойчивость, экономический рост.

Международная интеграция зародилась со времен становления государств Древнего мира, когда происходил захват и присоединение крупных территорий, формировались крупные политические и экономические коалиции типа Древней Индии, Древнего Рима, а в средние века - Монгольской империи, Арабского халифата и др. Становление Российской империи или территории современных США также происходило путем присоединения территорий на добровольной основе в большинстве случаев. Значительную роль в развитии международной интеграции сыграли колониальные империи Европы. Однако современное понимание международной интеграции стран в большинстве случаев сводится к рас-

смотрению международных социально-экономико-политических группировок на региональном уровне, что сужает понимание процесса международной интеграции, требует выделения производных от интеграции процессов, таких как глобализация и регионализация. В сущностном проявлении и своих последствиях указанные процессы сходны и имеют много общего. Тем не менее, причины успешного международного сотрудничества в различных областях общественной жизни многогранны и сложны. Успешная и реально существующая экономическая международная интеграция, как показывает мировой опыт стран ЕС, НАФТА и АСЕАН, зависит от организации экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.