Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОТВЕДЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ СТОЧНЫХ ВОД В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОТВЕДЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ СТОЧНЫХ ВОД В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ / ЭКОНОМИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА ВОДООТВЕДЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОТВЕДЕНИЕМ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД / MUNICIPAL MANAGEMENT / MUNICIPAL ASSETS MANAGEMENT / ECONOMICS OF MUNICIPAL SERVICE / MUNICIPAL ECONOMY / ECONOMICS OF WASTEWATER DISPOSAL / SURFACE WASTEWATER DISPOSAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сыров Андрей Николаевич

На современном этапе хозяйствования в муниципальном образовании все актуальнее становятся вопросы, которым на уровне публичной власти и хозяйствующих субъектов не уделяли должного внимания последние десятилетия. Одним из таких вопросов является отведение поверхностных сточных вод. Запущенность данного направления практически по всем муниципальным образованиям страны с учетом дефицита местных бюджетов сдерживает городское развитие, снижает комфортность проживания в муниципальном образовании. Требуется разработать новые, скорректировать существующие подходы в решении задачи по организации отведения поверхностных сточных вод в муниципальном образовании в условиях существенных бюджетных ограничений. Используя логический, комплексный анализ совместно с синтезом и индукционными методами исследования сформулированы и обоснованы предложения по повышению эффективности организации работы на муниципальном уровне по отведению поверхностных сточных вод. При подготовке данных предложений использованы статистические данные Росстата, ведомственные данные Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства финансов Российской Федерации, а также экспертные наблюдения и оценки. В результате в статье предлагается модель выстраивания процессов в муниципальном образовании для организации отведения поверхностных сточных вод. Применение предлагаемого подхода позволит вовлечь все хозяйствующие субъекты в процесс водоотведения с территории муниципалитета, обеспечивая экономическую устойчивость всей системы хозяйствования, а также возможность финансирования как отведения поверхностных сточных вод, так и работ по содержанию соответствующей инфраструктуры. Логичным выводом статьи является необходимость трансформации действующих нормативных правовых актов в целях повышения эффективности работы по отведению поверхностных сточных вод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FRAMEWORK OF MUNICIPAL SURFACE WASTEWATER DISPOSAL

The issues that have not been adequately addressed at the level of public authorities and economic entities in the recent decades are currently becoming an urgent municipal management challenge. One of them is the surface wastewater disposal. This field, neglected in almost all national municipalities, also considering the local budgets deficit, holds back urban development and lowers living comfort in a municipality. It is necessary to develop new approaches and to update the existing ones to organize the municipal surface wastewater disposal in conditions of consdierable budget limitations. Using the logical, complex analysis along with synthesis and induction research methods, proposals to improve the efficiency of the surface wastewater disposal at municipal level are developed and justified. To elaborate such proposals, statistical data from Rosstat, departmental data from the Ministry of Construction and Housing and Utilities, the Ministry of Finance of the Russian Federation, as well as expert observations and assessments have been used. As a result, the article provides a model for building processes in a municipality to organize the surface wastewater disposal. The proposed approach will allow to involve all economic entities in the process of water disposal from the municipal territory, ensuring sustainability of the entire economic system, and also providing the opportunity to fund both the surface wastewater disposal and the corresponding infrastructure maintenance. The logical conclusion of the article is the need to transform the existing regulatory acts in order to increase the efficiency of the surface wastewater disposal.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОТВЕДЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ СТОЧНЫХ ВОД В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.22394/2304-3385-2021-1-52-64

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОТВЕДЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ СТОЧНЫХ ВОД В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ВАК: 08.00.05 ГРНТИ: 06.61.53

А.Н. Сыров

Администрации городского округа Люберцы Московской области,

Люберцы, Россия

АННОТАЦИЯ:

На современном этапе хозяйствования в муниципальном образовании все актуальнее становятся вопросы, которым на уровне публичной власти и хозяйствующих субъектов не уделяли должного внимания последние десятилетия. Одним из таких вопросов является отведение поверхностных сточных вод. Запущенность данного направления практически по всем муниципальным образованиям страны с учетом дефицита местных бюджетов сдерживает городское развитие, снижает комфортность проживания в муниципальном образовании. Требуется разработать новые, скорректировать существующие подходы в решении задачи по организации отведения поверхностных сточных вод в муниципальном образовании в условиях существенных бюджетных ограничений.

Используя логический, комплексный анализ совместно с синтезом и индукционными методами исследования сформулированы и обоснованы предложения по повышению эффективности организации работы на муниципальном уровне по отведению поверхностных сточных вод. При подготовке данных предложений использованы статистические данные Рос-стата, ведомственные данные Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства финансов Российской Федерации, а также экспертные наблюдения и оценки.

В результате в статье предлагается модель выстраивания процессов в муниципальном образовании для организации отведения поверхностных сточных вод. Применение предлагаемого подхода позволит вовлечь все хозяйствующие субъекты в процесс водоотведения с территории муниципалитета, обеспечивая экономическую устойчивость всей системы хозяйствования, а также возможность финансирования как отведения поверхностных сточных вод, так и работ по содержанию соответствующей инфраструктуры. Логичным выводом статьи является необходимость трансформации действующих нормативных правовых актов в целях повышения эффективности работы по отведению поверхностных сточных вод.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: муниципальное управление, управление муниципальным имуществом, экономика муниципального хозяйства, городское хозяйство, экономика водоотведения, управление отведением поверхностных вод.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

д Андрей Николаевич Сыров — кандидат экономических наук; Администрации городского округа Люберцы Московской области (140000, Россия, Московская область, Люберцы, Ок-

^ тябрьский пр-кт, 190); a.n.sirov@yandex.ru.

<

ш

^ ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сыров А.Н. (2021). Организационно-экономическая основа отведения

^ поверхностных сточных вод в муниципальном образовании // Муниципалитет: экономика и

© управление. № 1 (34). С. 52—64.

Актуальность

В настоящее время все чаще и чаще формирующиеся из-за осадков, таяния поверхностные сточные воды приводят к подтоплениям и затрудняют жизнедеятельность практически во всех городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Нижнем Новгороде, Воронеже, Екатеринбурге, Красноярске, Сочи и др. [1; 2, с. 62—64; 3].

Это связано с тем, что развитие городского хозяйства в 1990—2000-е гг. осуществлялось вне каких-либо системных, научно обоснованных планов комплексного развития городских территорий:

— из-за точечной застройки площади поверхности, куда осадки могли бы впитаться, стремительно сократились без обустройства необходимой инфраструктуры по отведению поверхностных сточных вод;

— проводимые дорожные, строительные работы осуществлялись с целью получения максимальной прибыли подрядчиков и не учитывали все нормативные требования, а это приводило к тому, что решетки дождеприемников просто закатывали в асфальт, а сточные коллекторы разрушались.

Кроме того, причина подтоплений заключалась еще и в том, что имеющаяся инфраструктура по отведению поверхностных сточных вод, а к ним относятся дождеприемники, дренажные системы, коллектора [4], не содержатся надлежащим образом, что фактически делает невозможным своевременное отведение поверхностных сточных вод.

По данным Минстроя России, износ коммунальных систем в России на 01.01.2020 составляет в среднем 58 % [5], однако в разных регионах состояние труб может заметно отличаться. Так, по данным Росстата на 01.01.2020, износ основных фондов в виде деятельности «Водоснабжение, водоотве-дение» составляет более 65 % в Карачаево-Черкесской Республике, Башкортостане, Тыве, Пермском крае [6]. Ливневая канализация не исключение. Значительная часть технологических решений поверхностного водо-отведения разработана в период активной индустриализации в СССР в 1960—1980-е годы прошлого века, практически тридцать лет не создавались новые объекты. А если учесть, что

в указанной государственной статистике учтены все объекты водоснабжения и водоотведе-ния, в том числе и централизованные, которые создавались вместе с новыми микрорайонами, то можно предположить, что состояние инфраструктуры поверхностного водоотведения имеет более существенный износ от указанного Минстроем России.

По оценочным данным Минстроя, только на замену всех инженерных сетей потребуется 4 трлн. руб. [5]. А если учесть, что требуется не только замена, но в ряде муниципальных образованиях и создание полноценной ливневой канализации, то суммы потребуются в разы больше вышеуказанных.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, вопросы поверхностного водоотведения относятся к вопросам местного значения муниципальных образований. Фактически в настоящее время эксплуатация магистральных и внутриквартальных сетей ливневой канализации в муниципалитетах осуществляется, как правило, по остаточному признаку, при появлении затопления. Решение здесь, как правило, осуществляется следующим образом [7]:

— за счет субсидирования убытков организаций, занимающихся водоотведением или эксплуатацией объектов поверхностного водоотведения в целях возмещения затрат на круглосуточное содержание сетей ливневой канализации, а также дренажа общегородского назначения, расположенных на селитебных территориях;

— финансирования работ по содержанию, ремонту, созданию муниципальной инфраструктуры поверхностного водоотведения, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Однако, такие подходы стимулируют иждивенчество хозяйствующих субъектов и ограничивают развитие данной инфраструктуры в муниципалитете, сдерживают развитие муниципального образования в целом за счет отвлечения финансовых ресурсов. Кроме того, из-за ограниченности бюджетного финансирования для ряда муниципальных образований данные решения попросту невозможны. По данным Минфина России [8], муниципальные бюджеты по состоянию на 01.01.2020 исполнены с

дефицитом в 10,8 млрд руб. В 48 субъектах Российской Федерации дефицит местных бюджетов составил 35,1 млрд руб., в том числе местных бюджетов Московской области — 6,9 млрд, Ханты-Мансийского автономного округа — 3,8 млрд, Новосибирской области — 2,1 млрд, Тюменской области — 2,0 млрд, Кемеровской области — 1,8 млрд руб. Ситуация по исполнению бюджетов ухудшилась с 2018 года, а с учетом неблагоприятных явлений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году (рост безработицы, падение реальных доходов населения и др.), исполнение муниципальных бюджетов на 01.01.2021 оставляет желать лучшего.

Это приводит к отсутствию, нежеланию и невозможности администрации муниципального образования направлять средства на проведение систематических работ по поддержанию ливневой канализации в надлежащем состоянии, её обустройства.

В Водном кодексе, Федеральном законе о водоснабжении и водоотведении [9; 10], а также иных подзаконных нормативных и правовых актах, статьях [7] раскрыты понятия и методы работы по данному вопросу (см. ниже):

— возможность принятия поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения имеется, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод [10];

— в централизованную систему ливневой канализации поверхностные сточные воды могут попадать как при непосредственном подключении к соответствующей системе, так и без такого подключения;

— собственнику сетей необходимо вести раздельный учет приема поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения и подавать соответствующие документы в уполномоченный региональный орган власти для утверждения дифференцированного тарифа на водоотведение, транспортировку и подключение: хозяйственных-бытовых и поверхностных стоков [11 — 13].

Таким образом, рассмотрение вопросов практической организации экономической ос-

новы отведения поверхностных сточных вод в муниципальном образовании становятся актуальным и своевременным вопросом, требующим решения.

Основные управленческие задачи

Первая задача. Вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс обеспечения отведения поверхностных сточных вод: органы местного самоуправления и государственные органы власти, хозяйствующие субъекты и население. Это позволит обеспечить устойчивость муниципального образования как сложной социально-экономической системы. Особое внимание здесь необходимо уделить управляющим компаниям1, которые в муниципальных образованиях занимают до трети территории, с которой формируются поверхностные стоки.

Сложность решения данной задачи заключается в том, что объемы реального водоотведения от придомовых территорий отличаются от размеров водоотведения, осуществляющегося от многоквартирных домов в соответствии с действующими нормативными актами. Это связано с тем, что в настоящее время расчет для управляющих многоквартирными домами компаний, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, а также при непосредственном управлении, проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, в котором объем сточных вод рассчитывается как сумма объема холодной и горячей воды, поставленных в дом (п. 26 Правил). Т. е. фактически определяют, что поверхностные сточные воды не являются коммунальной услугой, в то же время в соответствии с пп. 2 п. 1, п. 4 ст. 154 жилищного кодекса, плата за содержание жилого помещения предусматривает расходы, связанные с отведением сточных вод. Жилищный кодекс не делает акцент на источник сточных вод, а определяет необходимость осуществления расходов для отведения сточных вод, необходимых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, к которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 относится земель-

'См. например, письмо министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.12.2017 №49721-ДБ/04

ный участок под домом, и отведение вод от которого предусмотрена стандартами по содержанию придомовой территории, изложенными в ГОСТ Р 56192-2014, ГОСТ Р 56038-2014.

В связи с этим отведение поверхностных сточных вод осуществляется от территорий многоквартирных домов, как правило, несанк-ционировано в централизованную систему во-доотведения, что приводит к существенным дополнительным расходам (только в городском округе Люберцы, Красногорске, Химках, Мытищах это десятки и десятки миллионов рублей в год).

Вторая задача. Надлежащее оформление документов на объекты инфраструктуры по во-доотведению. Данная документация в настоящее время не оформлена надлежащим образом в связи со сложностями с постановкой на кадастровый учет из-за отсутствия документации, предусмотренной Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Третья задача. Утверждение тарифа на отведение поверхностных сточных вод, который в настоящее время, как правило, отсутствует. Решение возможно осуществить двумя способами.

Первый способ. Данные тарифы должны быть утверждены уполномоченным региональным органом, в случае если данная система является централизованной. Работа осуществляется уполномоченным органом по заявлению ресурсоснабжающей организации, в чьем пользовании находятся объекты инженерной инфраструктуры для отведения поверхностных сточных вод в соответствии с Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Однако, на данном этапе у уполномоченного органа смогут появиться вопросы, связанные с ростом общего размера тарифа по водоотве-дению в рамках установленных лимитов для региона. Обращение в уполномоченный орган возможно при наличии схемы поверхностного водоотведения в муниципальном образовании, которые, как правило, отсутствуют. В соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Фе-

дерации от 31.05.2019 № 691, к централизованной системе относят такие объекты инженерной инфраструктуры по отведению поверхностных сточных вод, которые включены в схемы отведения поверхностных сточных вод. Данные схемы разрабатываются муниципальными образованиями, а утверждаются региональными органами государственной власти. Данные схемы в большинстве своем отсутствуют как из-за недостатка средств по их разработке на местах, так и из-за невозможности включения в данные схемы большинства объектов в связи с отсутствием документов, предусмотренных приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 8/пр. Например, муниципальные образования Подмосковья, Липецк, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Сочи и др. [1; 2, с. 62—64; 3]. Все это ограничивает возможность утверждения дифференцированного тарифа, учитывающего все существующие объекты ливневой канализации.

Второй способ. В случае если сети ливневой канализации не являются централизованной сетью, то размер тарифа возможно определить уже не на региональном уровне, а на уровне представительного органном местного самоуправления муниципального образования.

Для решения указанных управленческих задач необходимо утвердить представительным органом местного самоуправления правила пользования муниципальной системой ливневой канализации, а также размер платы за отведение поверхностных сточных вод через муниципальные объекты поверхностного водоотведения. Передать данные объекты в концессию или аренду ресурсоснабжающей организации, которая осуществляет отведение вод (канализование).

Ресурсоснабжающей организации, которая осуществляет отведение поверхностных сточных вод, необходимо обеспечить заключение договоров (рис. 1, 3):

— с юридическими лицами на прием и транспортировку поверхностных сточных вод с использованием инфраструктуры по отведению поверхностных сточных вод;

— с государственными, муниципальными учреждениями, в оперативном пользовании которых находится имущество (дороги, зе-

мельные площади, объекты), на которых формируются поверхностные сточные воды;

— с управляющими многоквартирными домами компаниями и товариществами собственников жилья на прием, транспортировку поверхностных сточных вод. Обслуживание общего домового имущества, с помощью которого осуществляется отведение поверхностных сточных вод: лотки, дождеприемники и т. п.

Выстроенная таким образом работа позволит трансформировать структуру расходов на отведение поверхностных сточных вод в муниципальном образовании, сокращая издержки муниципального образования более чем два раза и (или) привлекая дополнительные источники финансирования в данную сферу (рис. 2).

Правовая основа для организации работы по водоотведению Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ. Дает определение сточным водам: дождевые, талые, инфильтрацион-ные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоот-

ЕЭ Управляющие компании, ЖСК, ТСЖ

Рисунок 1 — Предлагаемая трансформация структуры расходов на отведение поверхностных

сточных вод, на примере муниципального образования гоЛюберцы (сверху — в настоящее время, снизу — предлагается)

ведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п. 19 ст. 1).

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ. Предусматривает возможность включения в плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ст. 154); возможность утверждения региональным уполномоченным органом норматива на водоотведения (п. 1 ст. 157).

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведе-нии». Регулирует отношения в сфере водоот-ведения и определяет:

1. Возможность сброса поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения (п. 23 ст. 2): «сточные воды централизованной системы водоотведения — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоеч-ные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод».

2. Отсутствие необходимости утверждения гарантирующей организации для ливневых систем водоотведения (ст. 12).

3. Необходимость коммерческого учета объема приема и транспортировки поверхностных сточных вод в соответствии с утвержденными правилами Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 с применением приборов учета и расчетным методом (ст. 20).

4. Возможность приема поверхностных сточных вод в систему водоотведения при включении данного пункта в договор водоот-ведения.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, определяют:

Плата за содержание имущества, необходимого Плата за отведение поверхностных сточных вод

для отведения поверхностных сточных вод = объём сточных вод х размер платы

Объём и виды работ определяются правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, Постановлением Правительства России от 03.04.2013 № 290.

Размер стоимости определяется в соответствии с федеральными или региональными сметными ценами, расценками, утверждёнными Минстроем России или уполномоченным региональным органом государственной власти

Размер платы определяется органом местного самоуправления, который утверждает размер платы для приёма и транспортировки сточных вод нецентрализованной системы водоотведения; уполномоченным государственным органом субъекта РФ, который утверждает тариф для приёма поверхностных сточных вод в централизованную систему водо-отведения

Размер объёма сточных вод определяется приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр

Рисунок 2 — Экономическая основа для организации отведения поверхностных сточных вод

— возможность водоотведения поверхностных сточных вод как с использованием централизованных систем водоотведения хозяйственно-бытовых, так и ливневых сточных вод.

— порядок заключения договоров на водо-отведение, учет сточных вод с учетом утвержденных нормативов и балансовой принадлежности и т. п.

— обязанность установления норматива для каждого абонента органом местного самоуправления за исключением товариществ собственников жилья, организаций, которые управляют многоквартирными домами, абонентов с объемом менее 50 куб. метров в сутки за истекший год.

— особенности подключения к системам водоотведения.

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09. 2013 № 776 определяет Правила организации коммерческого учета сточных вод. Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр (п. 25 Правил);

Для организаций, управляющих многоквартирными домами, используются правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, в которых объем сточных вод рассчитывается как сумма объема холодной и горячей воды, поставленных в дом (п. 26 Правил)

Возможность взыскания за самовольное подключение к системам водоотведения по

Методическим указаниям по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя России от 17.10.2014 № 641/пр (п. 24 Правил).

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» предусматривает следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Данные тарифы могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом следующих параметров: наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения; категории сточных вод (жидкие бытовые отходы; поверхностные сточные воды; хозяйственно-бытовые сточные воды и тп.); объема сточных вод.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 предусматривает включение в состав платы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме работы, предусмотренные минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (п. 11.1).

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 преду-

сматривает в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме работы по прочистке ливневой канализации в теплый период года (п. 25).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 предусматривает в типовом договоре по водоотведе-нию условия отведения (приема) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения (настоящий раздел включается в договор в случае, если организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет прием поверхностных сточных вод, поступающих с земельных участков, из зданий и сооружений, принадлежащих абоненту).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 17.10.2014 № 639/пр утверждены методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод с учетом оформленных (не оформленных) земельных участков, осадков: дождевого стока; талого стока; объемов грунтовых вод; дренажных стоков; объемов поливомоечных сточных вод.

Приказ Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр. СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СниП 2.04.03-85.

Определены условия отведения поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок. Предусматривает возможность раздельной системы водоотведения.

Поверхностные сточные воды с территории предприятий, направляемые в централизованные системы водоотведения поселений, городских округов (поверхностные, бытовые), должны соответствовать требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

Возможность приема поверхностных сточных вод с территорий предприятий в систему водоотведения поселений и городских округов (для совместной очистки с бытовыми сточными водами) определяется условиями прие-

ма сточных вод в эту систему и рассматривается в каждом конкретном случае. Отведение дождевых и талых вод с кровель зданий и сооружений, оборудованных внутренними водостоками, следует предусматривать в сеть водо-отведения поверхностного стока без очистки.

Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 8/пр определен перечень документов, подтверждающих факт, что централизованная система водоотведения является централизованной ливневой системой водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории поселения или городского округа.

ГОСТ Р 56038-2014 «Услуги управления многоквартирными домами» введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 № 546-ст. В нем определены общие требования при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, к которым относятся следующее:

— при заключении договора управления многоквартирным домом обязательным условием для оказания услуг управления многоквартирным домом является определение границ ответственности.

— заказчиком определяется состав общего имущества многоквартирного дома, которое передается исполнителю для организации и выполнения работ и услуг по его содержанию и ремонту, в том числе элементы инфраструктуры, необходимые для отведения поверхностных сточных вод.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОСТ Р 56192-2014 «Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов» введен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 № 1444-ст и предусматривает в качестве стандарта для многоквартирных домов работы по водоотведению с кровли и из подвальных помещений и придомовой территории.

При угрозе подтопления подвальных помещений должны быть предусмотрены меры по предотвращению такого подтопления, а также предусмотрены мероприятия, снижающие вредное воздействие на несущие конструкции подвала и микроклимат помещений. В этом случае проверяется работа дренажной систе-

мы, при необходимости определяются работы с организацией, осуществляющей водо-отведение.

ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов» введен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 № 1447-ст и определяет:

— дренажную систему придомовой территории как элемент системы организованного поверхностного водоотведения, которая включает: водоприемники, кюветы, водоотводные и (или) дренажные канавы, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водо-отводящие трубы-коллекторы), которые предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод с придомовой территории;

— работы, входящие в услугу текущего содержания многоквартирного дома, по обеспечению беспрепятственного отвода дождевой и талой воды;

— очистку дождевой и дренажной системы в границах земельного участка не менее двух раз за сезон, очистка дождеприемных колодцев еженедельно, а дождеприемных решеток — ежедневно (в летний период);

— проведение работ в зимний период при температуре воздуха выше 0°С и таянии снега: по удалению застойной воды на тротуарах и въездах на придомовую территорию путем отвода ее в лотки и дождеприемные решетки; очистки крышек люков, водопроводных и канализационных колодцев.

Крышки люков, водопроводных и канализационных колодцев, в том числе пожарных гидрантов, должны полностью очищаться от снега и льда.

Органы местного самоуправления, государственные органы

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица

Собственники многоквартирных домов (управляющие компании)

Примеры имущества, с территории которого формируется сток, формирующий водный объект

Примеры имущества, с помощью которого осуществляется отведение поверхностных сточных вод

Возможные решения

Основные правовые акты

Муниципальные и государственные дороги, скверы, площади, пешеходные дорожки, земельные участки

Коммерческая недвижимость, земельные участки

Плата за содержание имущества, необходимого для отведения поверхностных сточных вод

+

-I-

Колодцы, дождеприемники, Колодцы, открытые лотки, трубопро- I открытые вод, коллекторы, очистные сооружения

I

дождеприемники, лотки, трубопровод, коллекторы

Крыши многоквартирных домов, придомовая территория, включающая парковки, территорию детских и спортивных площадок

Плата за отведение поверхностных сточных вод

Колодцы, дождеприемники, открытые лотки, трубопровод

Договоры между уполномоченной организацией по содержанию инфраструктуры и отведению поверхностных сточных вод и собственниками земельных участков, объектов недвижимого имущества

В части приёма поверхностных сточных вод: п. 1 ст. 93 Федерального закона от

05.04.2013 № 44-ФЗ, Приказ Минстроя России от

17.10.2014 № 639/пр; в части содержания инфраструктуры: передача в концессию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ, передача в уставной капитал для нецентрализованной системы водоотведения (при наличии возможности)

Рисунок 3 — Структурная схема организации отведения поверхностных сточных вод

В части приёма поверхностных сточных вод: ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, Приказ Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр; в части содержания инфраструктуры: договорные отношения в соответствии с ГКРФ, Постановление Правительства России от 04.09.2013 № 776

В части содержания и отведения: протокол общего собрания; п. 15 ГОСТ Р 561922014; пп. 6.1, 6.3.1, 6.3.2; ГОСТ Р 56192-2014; Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, ст. 158 ЖК РФ; Приказ Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр

Наибольший интерес, сложность, неоднозначность, на наш взгляд, представляет вопрос заключения договоров с управляющими многоквартирными домами, компаниями и товариществами собственников жилья [14—15]. Рассмотрим основания заключения договоров более подробно.

Первый договор, который необходимо заключить между организацией, которой переданы объекты поверхностного водоотведения, и управляющей компанией многоквартирного дома — это договор на водоотведение. Основой для заключения договора является гл. XI типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 и пп. 38, 39 Правил № 644. Также следует отметить, что в указанных правилах прямо предусмотрено, что договор водоотведения поверхностных сточных вод заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод. Данная зона определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод. Если зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод не определена органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения при определении площади земельного участка абонента, с территории которого осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод, её следует определять с учетом пунктов Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр.

С учетом данной методики производится расчет формируемого объема поверхностного стока с территории. Ключевым фактором для

расчета станет то, какой размер земельного участка под многоквартирным домом необходимо использовать.

В обзоре судебной практики Верховного Суда России № 2 за 2019 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019 и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 дан следующий ответ: «Необходимо использовать такой размер земельного участка, который необходим для эксплуатации многоквартирного дома.»

Пример расчета годового объема дождевого, талого стоков произведен с учетом ФГУП «НИИ ВОДГЕО» «Рекомендаций по расчету систем сбора и отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска» [16], СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99 Строительная климатология», а также СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения». Согласно расчету, по формулам выше приведенных нормативных и методических документов [17; 18], при эффективной площади кровли в 99,4 м2 (0,00994 га) среднегодовой объем дождевого и талого стоков с кровли составил: W = 35,49 м3/год. При стоимости водоотведения в 25 руб./м3 размер оплаты в год составит 887,25 руб.

При выстраивании работы с управляющими многоквартирными домами компаниями следует обратить внимание на наличие административной ответственности за отсутствие договоров со специализированной организацией на водоотведение, содержание водоприемных устройств, сооружений, приводящих к подтоплениям. Например, в соответствии со ст. 6.6 КоАП Московской области от 04.05.2016 № 37/03-2016, штраф на юридических лиц составляет от 10 до 50 тыс. руб.

Второй договор, который возможно заключить между организацией, которой переданы объекты поверхностного водоотведения, и управляющими компаниями многоквартирных домов, товариществами собственников жилья — это договоры на содержание инфраструктуры по приему поверхностных сточных вод от управляющих многоквартирными дома-

ми компаний. В рамках заключения договоров по содержанию элементов общего имущества собственников многоквартирного дома, обеспечивающего отведение поверхностных сточных вод, имущества многоквартирного дома. Данные работы прямо предусмотрены п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. Работы по содержанию, прочистке ливневой канализации включены в перечень обязательных работ, которые должны проводить управляющие компании, но как правило не проводятся. Практика оспаривания необходимости расходования и проведения соответствующих работ не нашла поддержки в судах2.

Другим возможным источником дохода для организаций, решающих вопрос поверхностного водоотведения являются получаемые средства за подключаемую нагрузку к сетям. Данная практика распространена в г. Москве.

Так, подключение к системе водоотведе-ния включает в себя ставку тарифа на покрытие расходов прокладки ливневых сетей от точки подключения до подключения в расчете на 1 метр (для примера: подключение ГУП «Мосводосток» составляет 179,9 тыс. руб. за

1 м2 для сетей диаметром прохода от 501 мм до 700 мм, согласно приказу Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17.12.2019 № 380-ТР), а также взимается плата за подключаемую нагрузку за один м3 поверхностных стоков.

Выводы и рекомендации

Выстроенная предлагаемым образом работа позволит не только системно организовать работу по отведению поверхностных сточных вод на рыночных принципах, вовлекая все хозяйствующие субъекты, но и обеспечить экономию средств муниципального бюджета за счет привлечения внебюджетного финансирования в строительство новых перекачивающих насосных станций, сетей и сооружений и иной инфраструктуры для отведения поверхностных сточных вод.

Существенным импульсом для развития данной работы могли быть и изменения в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 в части учета при расчетах за водоотведение объема поверхностных сточных вод с придомовых территорий, рассчитанных с учетом утвержденной методики [19].

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблема отвода дождевой воды. Строительство ливневок: новые решения старых проблем// Как просто! URL: https://www.kakprost o.ru/kak-975612-problema-otvoda-dozhdevoy-vody- stroitelstvo - livnevok- novye - resheniya-staryh-problem#ixzz6mmnzhifz (дата обращения: 02.02.2021).

2. Теплова И.Д., Маршалкович А.С., Данилина Н.В. (2016). Анализ мирового опыта развития транспортной системы различных городов // Новшества в области технических наук : Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции № 1 (Тюмень, 25 января 2016 г.). Тюмень, 80 с.

3. Михайлов А.М. (2017). Оценка состояния ливневой канализации города Красноярска: проблемы и особенности управления // Молодой ученый. № 44 (178). С. 70-72.

4. СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наруж-

ные сети и сооружения» // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

5. Минстрой сообщил об износе коммунальных сетей в стране на 58 % // Интерфакс. 26.03.2020. URL: https://www.interfax.ru/busi ness/700998.

6. Основные фонды // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://ross tat.gov.ru/folder/14304.

7. Гришина Г.Ю., Никитина О.В. Ливневая канализация: правовое регулирование и пошаговый алгоритм действий в целях. URL: https: //vodanews.info/wp- content/uploads/2017/10 (дата обращения: 25.01.2021).

8. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном

2См., например, Определение арбитражного суда Московского округа от 08.09.2020 по делу А41-93936/19.

уровнях за 2019 год. URL: https://minfin.gov .ru/ru/perfomance/regions/monitoring_resul ts/Monitoring_local/results/ (дата обращения: 12.03.2021).

9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

10. О водоснабжении и водоотведении : Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ//СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consulta nt.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

11. Правила холодного водоснабжения и водоотведения : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

12. Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод : Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

13. О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения : Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

14. Письмо министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской

Федерации от 28.12.2017 № 49721-ДБ/04 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.co nsultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

15. Почему управляющие организации должна убирать последствия паводка на придомовом участке// РосКвартал. URL: https://roskvartal.r и/soderzhanie- mkd/10258- pochemu- uo - dolzhn a-ubirat-posledstviya-pavodka-na-pridomovom-uchastke (дата обращения: 15.01.2021).

16. Рекомендации по расчету систем сбора и отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска : Методическое пособие. Подольск : ООО «Издательство ВСТ», 2006. 61 с.

17. Рекомендации по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства. Часть 1. Рекомендации по нормированию труда работников предприятий по эксплуатации дорожного, зеленого хозяйства и санитарной очистки городов : утв. Приказом Минстроя РФ от 06.12.1994 № 13.

18. Ницкая С.Г. (2009). Формирование поверхностного стока : Учебное пособие. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ. 38 с.

19. Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод : Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 17.10.2014 № 639/пр // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.co nsultant.ru/ (дата обращения: 15.01.2020).

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FRAMEWORK OF MUNICIPAL SURFACE WASTEWATER DISPOSAL

A.N. Syrov

Administration of the city district of Lyubertsy, Moscow region, Lyubertsy, Russia

ABSTRACT:

The issues that have not been adequately addressed at the level of public authorities and economic entities in the recent decades are currently becoming an urgent municipal management challenge. One of them is the surface wastewater disposal. This field, neglected in almost all national municipalities, also considering the local budgets deficit, holds back urban development and lowers living comfort in a municipality. It is necessary to develop new approaches and to update the existing ones to organize the municipal surface wastewater disposal in conditions of consdierable budget limitations.

Using the logical, complex analysis along with synthesis and induction research methods, proposals to improve the efficiency of the surface wastewater disposal at municipal level are developed and justified. To elaborate such proposals, statistical data from Rosstat, departmental data from the Ministry of Construction and Housing and Utilities, the Ministry of Finance of the Russian Federation, as well as expert observations and assessments have been used.

As a result, the article provides a model for building processes in a municipality to organize the surface wastewater disposal. The proposed approach will allow to involve all economic entities in the process of water disposal from the municipal territory, ensuring sustainability of the entire economic system, and also providing the opportunity to fund both the surface wastewater disposal and the corresponding infrastructure maintenance. The logical conclusion of the article is the need to transform the existing regulatory acts in order to increase the efficiency of the surface wastewater disposal.

KEYWORDS: municipal management, municipal assets management, economics of municipal service, municipal economy, economics of wastewater disposal, surface wastewater disposal management.

AUTHORS' INFORMATION:

Andrey N. Syrov — Ph.D. of Economic Sciences; Administration of the city district of Lyubertsy, Moscow region (190, Oktyabrskiy Av., Lyubertsy, Moscow Region, 140000, Russia); a.n.sirov@yandex.ru.

FOR CITATION: Syrov A.N. (2021). Organizational and economic framework of municipal surface wastewater disposal, Municipality: Economics and Management, no. 1 (34), pp. 52—64.

REFERENCES

1. The problem of removal of rainwater. Construction of storm drains: New solutions of old problems. How easy! URL: https://www.kakpro sto.ru/kak-975612-problema-otvoda-dozhde voy-vody- stroitelstvo-livnevok-novye- proble mis - staryh-prblem#ixzz6mmnzhifz (accessed 02.02.2021).

2. Teplova I.D., Marshalkovich A.S., Danilina N.V. (2016). Analysis of world experience in the development of a transport system of various cities, innovations in the field of technical sciences. In: Proceedings of the International scientific and practical conference No. 1 (Tyumen, January 25, 2016). Tyumen, 80 p.

3. Mikhailov A.M. (2017). Assessment of the state of the storm sewer of the city of Krasnoyarsk: problems and features of management, Young scientist, no. 44(178), pp. 70-72.

4. SNiP 2.04.03-85 "Sewerage. External networks and facilities". ConsultantPlus. URL: http: //www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

5. The Ministry of Construction reported about the wear of public utilities in the country by 58 %. Interfax. 26.03.2020. URL: https://www.interfax.r u/business/700998.

6. Main funds. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/l4304.

7. Grishina G.Yu., Nikitina O.V. Storm sewage: legal regulation and step-by-step actions algorithm for purposes. URL: https://vodanews.info/ wp-contective/uploads/2017/10 (accessed 25.01.2021).

8. Information on the results of monitoring the execution of local budgets and intergovernmental relations in the constituent entities of the Russian Federation at the regional and municipal levels for 2019. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomanc e/regions/monitoring_results/monitoring_local /results/(accessed 12.03.2021).

9. Water Code of the Russian Federation : Federal Law No. 74-FZ dated 03.06.2006. ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

10. About water supply and drainage. Federal Law No. 416-FZ dated 07.12.2011. Consultant-Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

11. Rules of cold water supply and drainage. Decree of the Government of the Russian Federation No. 644 dated 29.07.2013. ConsultantPlus.

URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

12. On approval of the Rules for the organization of commercial metering of water, wastewater. Decree of the Government of the Russian Federation No. 776 dated 04.09.2013. ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

13. On state regulation of tariffs in the field of water supply and drainage. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 406 dated 13.05.2013. ConsultantPlus. URL: http://www. consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

14. Letter of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation No. 49721-DB/04 dated 28.12.2017. ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Why management organizations should remove the consequences of a flood in the local area. RosKvartal. URL: https://roskvartal.ru/soderz hanie-mkd/10258-pochemu-uo-domledstviya-pavodka- na- pridomovom-uchastke (accessed 15.01.2021).

16. Recommendations for the calculation of systems for collecting and leading and cleaning the surface runoff from residential areas, enterprises sites and the definition of output conditions. A methodological manual. Podolsk: LLC Publishing House VST, 2006. 61 p.

17. Recommendations for the regulation of labor of employees of external improvement enterprises. Part 1. Recommendations for the regulation of labor of employees of enterprises for the operation of road, green economy and sanitary cleaning of cities. Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation No. 13 dated 06.12.1994.

18. Nitskaya S.G. (2009). Formation of surface drain. Tutorial. Chelyabinsk, Publishing Center of SUSU, 38 p.

19. On the approval of the Methodological Guidelines for calculating the volume of accepted (allotted) surface wastewater. Order of the Ministry of Construction, Housing and Communal Services of Russia No. 639/pr dated 17.10.2014. ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.