Научная статья на тему 'Организационно-экономическая модель управления межфирменным взаимодействием в процессе технологических инноваций'

Организационно-экономическая модель управления межфирменным взаимодействием в процессе технологических инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕЖФИРМЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлачева Е. Н., Морозов Ю. А., Омельченко И. Н.

В работе рассмотрен механизм межфирменного взаимодействия как одного из эффективных способов организации в процессе технологических инноваций. Разработана организационно-экономическая модель управления межфирменным взаимодействием с помощью методов функционального моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горлачева Е. Н., Морозов Ю. А., Омельченко И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическая модель управления межфирменным взаимодействием в процессе технологических инноваций»

Организационно-экономическая модель управления межфирменным взаимодействием в процессе технологических инноваций

Ю. А. Морозов,

к. э. н., руководитель комплекса госзаказов и проектов, ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» e-mail: yam@mknt.ru

И. Н. Омельченко,

д. э. н., д. т. н., профессор, зав. кафедрой промышленной логистики, декан научноучебного комплекса «Инженерного бизнеса и менеджмента», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана e-mail: dekan@ibm.bmstu.ru

В работе рассмотрен механизм межфирменного взаимодействия как одного из эффективных способов организации в процессе технологических инноваций. Разработана организационно-экономическая модель управления межфирменным взаимодействием с помощью методов функционального моделирования.

Ключевые слова: инновации, межфирменное взаимодействие, функциональное моделирование.

Е. Н. Горлачева,

к. э. н., ассистент, кафедра промышленной логистики, научно-учебный комплекс «Инженерный бизнес и менеджмент», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана e-mail: gorlacheva@yandex.ru

Решающее значение в усилении конкурентных позиций высокотехнологичных предприятий на мировом рынке играет способность к постоянному обновлению продукции за счет проведения технологических инноваций, т. е. создания и продвижения на рынок принципиально новых товаров.

Однако процесс трансформации технологических достижений в экономический рост сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Около 90% технологических проектов, основанных на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, не становятся коммерческими. Для достижения положительных результатов необходимы значительные изменения технологической среды, налаживание сотрудничества предприятий с различной формой собственности для совместного использования материальных и интеллектуальных активов, разработки новых методов создания высокотехнологичных изделий в рыночных условиях [1,2]. Опыт развитых стран показывает, что в основе концепции «от фундаментальных исследований до стадии промышленного использования» лежит отлаженный организационноправовой механизм, элементами которого являются гибкие организационные структуры, развитые институциональные и правовые механизмы, обеспечивающие коммерциализацию высокотехнологичных

изделий. Инновации, изменяя баланс рыночных сил, заставляют каждую организацию пересматривать свою бизнес-модель и ее структуру. Финансовые ресурсы и размеры организации уже не служат гарантиями того, что она будет занимать лидирующее положение [3]. Малые по размеру организации более лабильные и гибкие получают возможность переигрывать традиционных «зубров», используя новые технологии, которые позволяют поставлять потребителям продукты и услуги в минимально короткие сроки и с меньшими затратами.

Обеспечение цепочки «наука - технология - производство - сбыт» присуще малому предпринимательству по определению, так как для него характерна максимально конкурентная среда. Не обладая большими производственными мощностями, малые производственные предприятия вынуждены создавать изделия с большой долей добавленной стоимости как за счет использования новых технических решений так и за счет снижения издержек, проводя, таким образом, стоимостную инновацию. Крупные компании в меньшей степени идут на риск, так как у них есть своя ниша на рынке, а организационная структура слишком громоздка, чтобы быстро приспосабливаться к переменам. Однако аккумуляция значительных финансовых ресурсов, которыми располагают крупные финансо-

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

Таблица 1

Сравнительная характеристика преимуществ крупных и малых компаний

Преимущества крупных корпораций Преимущества малого бизнеса

Экономия от масштаба — долгосрочные средние издержки фирмы сокращаются за счет увеличения объема выпускаемой продукции Гибкость и адаптированность к конкурентной среде — заинтересованный потребитель новых технологий

Большие финансовые возможности — возможность приобретения дорогостоящего оборудования с высокой фондоотдачей, вследствие этого, снижение фондоемкости и капиталоемкости продукции Создание в короткие сроки новых рабочих мест — создают предпосылки для большей занятости высококвалифицированных кадров (в США 4% фирм малого наукоемкого бизнеса создают до 70% рабочих мест)

Технические преимущества — снижение издержек и повышение производительности труда Малые сроки на разработку высокотехнологичного продукта — из-за ограниченности финансовых средств, малые компании заинтересованы в ускоренной разработке инновационного продукта

Устойчивость к колебаниям конъюнктуры рынка, падению цен, экономическим кризисам Быстрая реакция на потребности рынка

Диверсификация бизнеса — ограничение роли посредников за счет комбинированного производства или приобретение предприятий, не связанных с основных производством Укрепление связей между наукой и производством, увеличивая востребованность научных знаний в различных сферах, тем самым, способствуя внедрению новейших достижений науки и техники в реальный сектор экономики

Преимущества в получении заемных финансовых средств (кредитов); административный ресурс Быстрое освоение рыночных и технологических новшеств

вые корпорации, необходима для инновационного процесса. Таким образом, актуально взаимодействие крупных и малых высокотехнологичных предприятий при осуществлении инновационной деятельности. Преимущества крупных и малых компаний представлены в табл. 1.

В работе [4] доказано, что чем выше соотношение между затратами на НИОКР и размером торгового оборота, тем меньше жизненный цикл производимого продукта. Таким образом, чтобы иметь возможность производить конкурентную продукцию, предприятиям приходиться тратить все больше средств на научноисследовательскую работу. Межфирменное взаимодействие способствует снижению затрат на НИОКР.

Одной из основных проблем для высокотехнологичных компаний также является открытость мирового рынка и глобализация национальных экономик. Глобальная конкуренция, увеличивая размеры рынка сбыта, позволяет производить большое количество продукции, тем самым, провоцируя снижение цен. Межфирменное взаимодействие позволяет компаниям группировать ресурсы, вести совместную деятельность, и распространять продукцию на мировом рынке, обеспечивая оперативность, гибкость и экономичность ведения производственно-коммерческой деятельности. Таким образом, партнерство становится основным способом интернационализации [5].

Межфирменное взаимодействие предполагает частичную реорганизацию систем управления компаний-партнеров. Часто эта задача решается эмпирическим путем, т. е. путем проб и ошибок, что приводит к преждевременному завершению альянса. В работе [6] предложен метод проектирования адаптивной системы управления межфирменным взаимодействием, которая может приспосабливаться к меняющимся условиям благодаря большому запасу гибкости. Модель позволяет прогнозировать с высокой достоверностью результаты совместной работы компаний по созданию наукоемких изделий и своевременно принимать решения в процессе взаимодействия. Графическое описание помогает наглядно представить совместную деятельность предприятий-партнеров. В основе методов

функционального моделирования лежит методология структурного системного анализа и проектирования, основные принципы которой описаны в [7].

Управляющее воздействие позволяет осуществлять мониторинг достижения общих целей при межфирменном взаимодействии, сформулированных исходя из потребностей компаний-партнеров. Исходной информацией для функционирования стратегического партнерства является информация о рынке, потенциальном потребителе наукоемкой продукции. Результатами деятельности может служить увеличение доходности и стоимости компаний-партнеров. В качестве ресурсов, обеспечивающих исполнение бизнес-процесса, выступает персонал сотрудничающих фирм, арсенал имеющихся в наличии базовых технологий.

Для разработки модели межфирменного взаимодействия воспользуемся методом функционального моделирования ГОЕЕ0. ГОЕЕ-подобные функциональные спецификации предназначены для структурированного описания процессов, протекающих в сложных иерархических системах. Основной принцип, заложенный в стандартах ШЕЕ-подобных функциональных спецификациях, состоит в их пошаговой нисходящей декомпозиции до уровней, необходимого для целей функционального моделирования. Каждый

Традиции предприятий (6)

Законодательство (5)

Ресурсы предприятий (1)

Т ехнологические стандарты (7)

Новое изделие (9)

Технологии (2) Рыночная информация (3)

Осуществить

межфирменное

взаимодействие

Ао

Увеличение стоимости предприятий-партнеров (10)

Заказы на производство высокотехнологичных изделий (4)

Альтернативные приложения имеющихся технологий (11)

Руководители предприятий-партнеров (8)

Рис. 1. Контекстная диаграмма

Рис. 2. Декомпозиция блока А0 «Осуществить межфирменное взаимодействие»

1 — ресурсы предприятий-партнеров; 2 — технологии предприятий-партнеров, их оценка; выявление стержневых технологий; 3 — рыночная информация; 5 — законодательство; 7 — технологические стандарты; 12 — учет экзогенных и эндогенных факторов; 13 — уточнение общих целей предприятий-партнеров; 14 — рабочая группа экспертов;

15 — определение стратегии при межфирменном взаимодействии; 16 — соглашение о сотрудничестве; 17 — бизнес-план совместного проекта; 18 — уточнение требований к производственно-техническим системам на предприятиях-партнерах; 19 — ведущие технические специалисты предприятий-партнеров; 20 — нормативные акты в сфере патентного законодательства; 21 — оценка технико-экономических параметров разрабатываемого изделия; 22 — наличие требуемых технологий; 23 — оценка нематериальных активов; 24 — анализ систем показателей, используемых для оценки эффективности производственно-сбытовой деятельности; 25 — стандарты качества для производимого изделия;

26 — сотрудники планово-экономических служб предприятий-партнеров; 27 — уточнение ресурсов предприятий-партнеров; 28 — производственный план; 29 — специалисты инженерно-технических, планово-экономических и маркетинговых служб; 30 — оценка технико-экономических параметров выпускаемого изделия; 31 — оценка экономических результатов: получение прибыли, увеличение рыночной стоимости предприятий-партнеров; 32 — оценка организационной структуры совместного производства; 33 — решение о продолжении или прекращении совместной деятельности

шаг декомпозиции соответствует некоторому уровню детализации процессов. Разработка функциональной модели — это создание функциональных спецификаций с помощью набора графических знаков, прокомментированных на естественном языке, правил их применения в виде диаграмм, описывающих состав и взаимосвязи процессов на одном или нескольких уровнях абстрагирования [8].

Построим организационно-экономическую модель межфирменного взаимодействия (А0) (рис. 1), которая включает в себя такие блоки как: определение общих целей (А1), оценка ресурсов предприятий-партнеров (А2), формирование ограниченного набора показателей, позволяющих проводить эффективный мониторинг деятельности предприятий-партнеров при межфирменном взаимодействии (А3), создание высокотехнологичного продукта при межфирменном взаимодействии (А4), оценка результатов сотрудничества и принятие решения о целесообразности дальнейшего взаимодействия (А5). Декомпозиция блоков представлена на рис. 2.

В блоке А1 определяются общие цели партнерства. Для формирования оптимальной стратегии

совместной деятельности используется информация о влиянии внешних факторов, информация потребителей, внутренняя информация компаний-партнеров. Результатами выполнения данной функции является сформированная стратегия, представляющая собой план мероприятий на период сотрудничества. Блок А! подразделяется на блок анализ потребностей предприятий-партнеров (Ац), оценку готовности партнеров к сотрудничеству (А^), формирование стратегии совместной деятельности (А^з). Декомпозиция блока А! представлена на рис. 3.

В блоке А2 оцениваются ресурсы фирм-партнеров, производится оценка производственно-сбытовых систем предприятий-партнеров (А2!), оценивается технологический уровень предприятий-партнеров (А22), оцениваются нематериальные активы (А23), финансовых и кадровые ресурсы (А24), формируется соглашение о совместной деятельности (А25). Декомпозиция блока А2 представлена на рис. 4.

В блоке А3 формируется система комплексных показателей, позволяющая оценить эффективность межфирменных взаимодействий. Определяются производственно-экономические показатели, такие

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

Рис. 3. Декомпозиция блока А1 «Определить общие цели»

3 — рыночная информация; 4 — заказы на производство высокотехнологичных изделий; 8 — руководство предприятий-партнеров; 14 — рабочая группа экспертов; сотрудники планово-экономических служб; 34 — общие цели предприятий-партнеров; 35 — расчет объема выпускаемых изделий; 36 — выбор технологии; 37 — определение способа совместного производства и определение интенсивности производственных процессов; 38 — прогнозирование производительности труда при совместном производстве; 39 — уточнение потребностей предприятий-партнеров; 40 — составление календарно-производственного плана; 41 — составление сметы расходов; 42 — оценить возможные риски совместной деятельности; 43 — уточнение сметы расходов и производственных планов; 44 — нормативные акты в сфере антимонопольного законодательства; 45 — комплексный план совместного производства

как объем выпуска продукции, качество выпускаемой продукции, планируемая прибыль (А31), В блоке А32 определяются финансовые показатели совместной деятельности. В блоке А33 определяются стоимостные показатели, в целом характеризующие эффективность межфирменного взаимодействия. В блоке А34 проводится мониторинг совместной деятельности по контрольным показателям. Декомпозиция блока А3 представлена на рис. 5.

Блок А4 «Создание высокотехнологичного изделия» состоит из: блока А41 «Сформировать портфель

34

_А_

46-

47-

Оценить

производственно-

сбытовые

А21

41

— 48

-49Ц І—I

-50Н

- 51—|

идей»; блока А42 «Провести научно-исследовательскую работу»; блока А43 «Подготовить изделие к производству»; блока А44 «Серийное производство поддержка изделия»; блока А45 «Коммерциализировать изделие», А46 «Утилизировать изделие».

Входящими потоками блока А41 является информация о потребностях потребителей, новые идеи, возникающие у высшего руководства и специалистов рабочей группы. В результате проведения генерации идей, отбираются идеи для дальнейшего исследования, разрабатывается концепция продукта.

55 56 57

14

29

Оценить — 52 1 1 1

технологический -53~* Оценить

уровень развития 1—► наличие

А22 «-54-► нематериальных активов

Т Т А23

14

29

— 58 -59Ц

60

_А_

61

Оценить кадровые и финансовые ресурсы

А2 4

14

Т

14

— 62 -63^

65

_±_

Оценить

информа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ционное

обеспечение

А25

Т

14

Рис. 4. Декомпозиция блока А2 «Оценить ресурсы»

8 — высшее руководство; 14 — рабочая группа экспертов; 29 — специалисты инженерно-технических, плановоэкономических и маркетинговых служб; 34 — общие цели предприятий-партнеров; 46 — отчеты предыдущих производственных периодов; 47 — выявление внутрихозяйственных резервов выпуска и реализации требуемой продукции; 48 — производственный план по выпуску требуемых изделий; 49 — согласование требований по качеству выпускаемых изделий; 50 — комплекс мер по улучшению сбыта; 51 — информация о технологическом уровне развития аналогичных предприятий;

52 — эффективность использования основных производственных фондов; 53 — комплекс мер по совершенствованию технологий и производственных процессов; 54 — возможность развития базовых технологий; 55 — патентное и авторское право; 56 — законодательство о товарных знаках; 57 — международные стандарты оценки нематериальных активов; 58 — возможность повышения рыночной стоимости предприятий за счет нематериальных активов; 59— увеличение нематериальных активов за счет повышения квалификации кадров; 60 — трудовое законодательство; 61 — финансовая отчетность; 62 — распределение функциональных обязанностей, назначение координатора проекта; 63 — определение объема финансирования совместного проекта; 64 — разработка отчетности по совместной деятельности;

65 — документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета; 66 — заключение соглашения о совместной

деятельности

Рис. 5. Декомпозиция блока А3 «Сформировать систему показателей эффективности межфирменного взаимодействия» 14 — рабочая группа экспертов; 29 — специалисты инженерно-технических, планово-экономических и маркетинговых служб; 34 — общие цели предприятий-партнеров; 48 — производственный план по выпуску требуемых изделий; 49 — согласование требований по качеству выпускаемых изделий; 65 — документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета; 67 — планируемый объем выпускаемых изделий; 68 — планируемый объем продаж; 69 — оценка качества выпускаемых изделий; 70 — специалисты финансового отдела; 71 — расчет показателей, отражающих финансовое состояние совместного проекта; 72 — факторы, влияющие на рыночную стоимость предприятий-партнеров; 73 — сопоставление прогнозных и фактических показателей; 74 — подготовка отчетности на основе определенных показателей;

75 — уточнение управленческой информации; 76 — предоставление информации об эффективности межфирменного

взаимодействия

Управляющим потоком для блока Л41 являются общие цели предприятий-партнеров. Исполнителями функций блоков данного уровня являются рабочая группа экспертов, наиболее квалифицированные сотрудники инженерно-технических, плановоэкономических, маркетинговых служб.

Для блока А42 входящими потоками являются списки идей. В процессе проведения научноисследовательских работ возникают следующие вы-

ходящие потоки: готовится макет изделия, техническая документация, формируется пакет документов для патентования опытного образца. Управляющими потоками на этапе проведения научно-исследовательских разработок являются требования к параметрам инновационного продукта и соответствие запланированным технико-экономическим показателям, информация о продуктах-аналогах. Основными исполнителями данного блока являются научные сотрудники.

Рис. 6. Декомпозиция блока А4 «Создать высокотехнологичный продукт в процессе межфирменного взаимодействия»

3 — рыночная информация; 4 — заказы на производство высокотехнологичных изделий; 7 — технологические стандарты; 8 — руководство предприятий-партнеров; 14 — рабочая группа экспертов; 29 — специалисты инженерно-технических, планово-экономических и маркетинговых служб; 34 — общие цели предприятий-партнеров; 35 — расчет объема выпускаемых изделий; 36 — выбор технологии; 37 — определение способа совместного производства и определение интенсивности производственных процессов; 38 — прогнозирование производительности труда при совместном производстве; 77 — идеи;

78 — список отобранных идей; 79 — уточнения по отобранным идеям; 80 — информация о существующих изделиях-аналогах; 81 — требования к технико-экономическим параметрам разрабатываемого изделия; 82 — научные сотрудники; 83 — подготовка макета изделия; 84 — подготовка технической документации; 85 — подготовка пакета документов для патентования опытного образца и возможных «ноу-хау»; 86 — уточнение технико-экономических характеристик создаваемого изделия; 87 — стандарты качества; 88 — создание опытного образца; 89 — технико-экономическое обоснование; 90 — маркетинговое сопровождение созданного изделия; 91 — прогнозируемый объем продаж; 92 — поиск путей снижения себестоимости выпускаемого изделия; 93 — нормативные акты, регулирующие коммерциализацию высокотехнологичных изделий; 94 — сертификация выпускаемого изделия; 95 — сотрудники коммерческих служб;

96 — длительное снижение объема продаж и доли рынка; 97 — появление новых изделий; 98 — соответствие нормам экологического права; 99 — службы по утилизации изделий; 100 — использование имеющихся технологий в качестве

составных элементов для создания новых изделий

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

Рис. 7. Декомпозиция блока А5 «Оценить результаты межфирменного взаимодействия»

8 — руководство предприятий-партнеров; 14 — рабочая группа экспертов; 34 — общие цели альянса; 76 — предоставление информации об эффективности межфирменного взаимодействия; 101 — увеличение рыночной стоимости предприятий-партнеров; 102 — оценка объема произведенных изделий; 103 — оценка структуры и ассортимента производимой продукции; 104 — уточнение экономических результатов совместной деятельности; 105 — уровень технического развития аналогичных изделий; 106 — появление новых технологий, технических решений; 107 — количество патентов, поданных за период совместной деятельности; 108 — изменение времени работы оборудования; 109 — внедрение мероприятий по совершенствованию технологий; 110 — мероприятия по улучшению организации производства; 111 — получение

синергетического эффекта

Входящими потоками для блока Л4з будут фактические показатели технико-экономического обоснования инновационного продукта; выходящими потоками из этого блока являются процедуры сертификации и процесс испытаний. Управляющим блоком является технологические стандарты, общие цели альянса, стандарты качества, предъявляемые к изделию. Исполнителями данного блока выступают специалисты-разработчики, экономисты и специалисты по маркетингу.

Для блока А44 входящими потоками являются результаты сертификации и процедуры испытаний. Управляющим блоком являются стандарты качества и результаты опроса потребителей, а также результаты пробной маркетинговой кампании, а также заказы на производство высокотехнологичной продукции. На данном этапе происходит внедрение опытного образца производство, организация производства, и маркетинговая поддержка продукта. Исходящими потоками являются мероприятия по поддержанию и распространению товара на рынке. Исполнителями являются сотрудники инженерно-технических, маркетинговых, планово-экономических служб и рабочая группа экспертов.

В блоке А45 продукт выводится на рынок. Заключаются соглашения на поставку данного изделия и сервисное обслуживание. Управляющими потоками данного блока являются нормативные акты регулирующие коммерциализацию данного изделия, соответствие требования органов сертификации. Исполнителями являются коммерческие, маркетинговые службы и специалисты по сервисному обслуживанию.

Для блока Л46 входящими потоками является информация о вступлении изделия в завершающую фазу жизненного цикла: длительное снижение объемов продаж, появление новых продуктов. Управляющим блоком выступают экологические нормы по безопас-

ности утилизации или переработке изделия. Исходящими потоками являются решения об использовании технологий для создания нового продукта или усовершенствования старого. Исполнителями являются высшее руководство и рабочая группа экспертов, в которую включены специалисты по утилизации, а также привлеченные консультанты. Декомпозиция блока Л4 представлена на рис. 6.

Заключительным этапом организационноэкономической модели является оценка результатов межфирменного взаимодействия с точки зрения увеличение доходности компаний-партнеров, улучшения их конкурентных преимуществ (Л51), с технической точки зрения (Л52): появление новых изделий, трансфер технологий, альтернативное использование имеющихся технологий, развитие стержневых технологий; с организационной точки зрения (Л5з): оптимальна ли существующая организационная структура для достижения планируемых целей. Заключительным этапом является принятие решения о дальнейшем продолжении или прекращении совместной деятельности (Л54). Декомпозиция блока Л5 представлена на рис. 7.

Разработанная организационно-экономическая модель управления межфирменным взаимодействием с использованием метода ГОЕЕ0 позволяет предвидеть результаты совместной работы компаний по созданию высокотехнологичного изделия и своевременно принимать решения в процессе взаимодействия и способствует эффективности межфирменного взаимодействия. Каждый блок представляет собой узловую точку принятия решения, в которой руководство предприятий-партнеров получает дополнительную информацию о развитии совместной деятельности партнерства и может изменить план мероприятий, затем предпринимать следующий шаг. Графическое описание помогает наглядно представить совместную деятельность предприятий-партнеров.

Список использованных источников

1. Е. Н. Горлачева. Взаимодействие малой инновационной фирмы с крупной корпорацией (анализ)//Известия вузов. Машиностроение, № 5, 2008.

2. Е. Н. Горлачева. Стратегические альянсы как эффективная форма межфирменного взаимодействия при инновационной деятельности//Машиностроитель, № 7, 2008.

3. Э. Дандон. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду: Пер. с англ. С. Б. Ильина; под общ. ред. М. Б. Шифрина. М.: Вершина, 2006.

4. А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов. Значение и роль малого бизнеса в инновационном процессе//Инновации, № 5, 2002.

5. J. Hagedoorn. Trends and patterns in strategic technology partnering since the early seventies//Review of Industrial Organization, Vol. 11, 1996.

6. Е. Н. Горлачева. Механизм межфирменного взаимодействия// Инженер. Технолог. Рабочий, № 4, 2008.

7. Д. Марка, К. МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT: Пер. с англ. М.: МетаТехнология, 1993.

8. И. Н. Омельченко, Е. Н. Горлачева. Применение методов функционального моделирования при разработке модели стратегического технологического альянса//Экономические науки, № 4, 2009.

Modeling of interfirm cooperation in terms of development and manufacturing high-tech products

E. N. Gorlacheva, Candidate of Economics, Lecturer, Department «Industrial Logistics», Faculty «Engineering Business and Management», Moscow State Technical University named after Bauman.

Yu. A. Morozov, Candidate of Economics, Head of the Government Contractual Work and Projects Department, Moscow Committee of Science and Technology.

I. N. Omelchenko, Doctor of Economics, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of Department «Industrial Logistics», Dean of the Faculty «Engineering Business and Management», Moscow State Technical University named after Bauman.

In the paper the mechanism of interfirm cooperation is considered. Interfirm cooperation is one of the most effective ways in terms of development technological innovations. The model of interfirm cooperation is elaborated by means of SADT approach.

Keywords: innovations, interfirm cooperation, functional modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.