Научная статья на тему 'Организационно-экономическая модель прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом'

Организационно-экономическая модель прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
890
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ДОХОД / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДЕТЕРМИНИСТИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / АДЕКВАТНЫЕ ПРОГНОЗЫ / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MODEL / FORECASTING AND PLANNING / THE TAX INCOME / MACROECONOMIC INDICATORS / DETERMINISTIC AND ECONOMETRICAL FORECAST / THE EXPERT ESTIMATION / ADEQUATE FORECASTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попков С. Ю.

Ряд недостатков методик прогнозирования и планирования налоговых поступлений в городе Москве, выявленных в ходе анализа, показал необходимость создания организационно-экономической модели, позволяющей создавать адекватные прогнозы налоговых доходов. В данной статье приводится схематическое представление организационно-экономической модели прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом, в основе которой лежит организационное и информационное обеспечение. Описываются этапы процесса прогнозирования налоговых поступлений в бюджет, а также указываются подразделения исполнительной власти регионов, участвующие в формировании прогноза налоговых доходов. Раскрывается роль каждого подразделения и, соответствующий ему, этап процесса прогнозирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попков С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MODEL OF FORECASTING AND PLANNING OF TAX INCOMES IN THE CONTROL SYSTEM OF THE BUDGET

A number of techniques lacks of forecasting and planning tax revenues in Moscow, that were revealed during the analysis, has shown necessity of creation of the organizational-economic model, allowing to create adequate forecasts of tax incomes. In the following article there is resulted schematic representation of organizational-economic model of forecasting and planning tax incomes in a control system of the budget that is bases on the organizational and information support There are specified stages of forecasting process of tax revenues in the budget are described, and also divisions of the regions executive power, participating in formation of the forecast tax incomes. There are told about the role of each division and, a stage of process of forecasting reveals which is corresponding to it.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическая модель прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом»

13.2. ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ

Попков С. Ю., к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Московского городского университета управления Правительства Москвы

Контакты автора: sergey-grant@yandex.ru

Аннотация. Ряд недостатков методик прогнозирования и планирования налоговых поступлений в городе Москве, выявленных в ходе анализа, показал необходимость создания организационно-экономической модели, позволяющей создавать адекватные прогнозы налоговых доходов. В данной статье приводится схематическое представление организационно-экономической модели прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом, в основе которой лежит организационное и информационное обеспечение. Описываются этапы процесса прогнозирования налоговых поступлений в бюджет, а также указываются подразделения исполнительной власти регионов, участвующие в формировании прогноза налоговых доходов. Раскрывается роль каждого подразделения и, соответствующий ему, этап процесса прогнозирования. Ключевые слова: организационно-экономическая модель, прогнозирование и планирование, налоговый доход, макроэкономические показатели, детерминистический и эконометрический про-гноз, экспертная оценка, адекватные прогнозы

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MODEL OF FORECASTING AND PLANNING OF TAX INCOMES IN THE CONTROL SYSTEM OF THE BUDGET

Popkov S. Ju., Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of chair the Finance and the credit of the Moscow city university of management of the Government of Moscow

Annotation: A number of techniques lacks of forecasting and planning tax revenues in Moscow, that were revealed during the analysis, has shown necessity of creation of the organizational-economic model, allowing to create adequate forecasts of tax incomes. In the following article there is resulted schematic representation of organizational-economic model of forecasting and planning tax incomes in a control system of the budget that is bases on the organizational and information support There are specified stages of forecasting process of tax revenues in the budget are described, and also divisions of the regions executive power, participating in formation of the forecast tax incomes. There are told about the role of each division and, a stage of process of forecasting reveals which is corresponding to it.

Keywords: organizational-economic model,

forecasting and planning, the tax income, macroeconomic indicators, deterministic and econometrical forecast, the expert estimation, adequate forecasts

Финансовая система города Москвы представляет собой организационную совокупность функциональных органов управления, объединенных финансовыми потоками и специализирующихся на сборе, обработке и передаче финансовой информации; выполняющих свои конкретные задачи и взаимодействующих между собой с учетом возложенных на них обязанностей для обеспечения достижения финансовых целей системы управления городом, определяемых стратегией его развития.

Система управления государственным бюджетом -это часть финансовой системы города, выделяемая на основе специфических задач, обязанностей и ответственности. Система управления бюджетом имеет свой специфический предмет труда: финансовую информацию.

Основу организационно-экономической модели прогнозирования и планирования налоговых доходов составляют органы исполнительной власти. В совокупности они представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного аппарата, сосредоточивающую в себе практически всю сложную управленческую информацию.

Для выбора модели построения организационной структуры управления бюджетом и отвечающих ей организационных оснований важное значение имеет понимание организации как свойства определенного общественного явления и одновременно как источника («генератора») его возможностей.

Этапы организации процесса прогнозирования и планирования налоговых доходов включают в себя:

1. Формирование прогноза налоговых доходов бюджета производится в следующей последовательности:

а) сбор и оценка исходных данных для формирования прогноза налоговых доходов;

б) разработка нескольких вариантов прогнозов при помощи автоматизированных информационных систем;

в) рассмотрение различных вариантов прогноза налоговых доходов и выбор наиболее предпочтительного;

г) подготовка материалов для рассмотрения прогноза налоговых доходов Департаментом финансов города Москвы.

2. Формирование вариантов прогнозов бюджета и балансировку его основных параметров осуществляет соответствующее структурное подразделение финансового органа.

В процессе формирования прогноза налоговых доходов участвуют следующие подразделения исполнительной власти региона:

Департамент финансов города Москвы отвечающий за проведение единой бюджетной политики города;

Департамент экономической политики и развития города Москвы;

подразделение финансового органа, отвечающее за формирование доходов;

подразделение финансового органа, осуществляющее прогноз доходной части бюджета;

руководство финансового органа в лице коллегиального органа, образованного для рассмотрения соответствующих вопросов;

подразделение финансового органа, обеспечивающее управление государственным долгом;

отраслевые подразделения финансового органа региона;

Д-1ННЫ* о поступлениях Н&ЛОГОЕЫХ платежей в бюджетрегионаи

2аДОЛЖеННОСТИПОНН?Т(УФНС по г .___

Москве!

Сияата )л?ідшніпі4т(ціго. то---

дидндддидд Орган одекгевоотн І'шктицдіт ШЭЮ*г Мкии)

Сценарные условия ссщиально-ЗКОКОМШ ЄСКЮГО р 43ЕКП1Я

подразделение финансового органа, осуществляющее планирование расходной части бюджета;

подразделение межбюджетных отношений финансового органа региона;

подразделение финансового органа, осуществляющее формирование бюджета.

1. Подразделение финансового органа, отвечающее за формирование доходов получает:

информацию из налоговых органов региона (ФНС) по данным о поступлениях налоговых платежей в бюджет региона и задолженности по ним по установленным формам1 за отчётный период, необходимые для оценки отчётного года финансовым органом;

макроэкономические показатели из департаментов (Департамент экономической политики и развития города Москвы) экономического развития органов исполнительной власти региона.

2. Подразделение финансового органа, осуществляющее прогноз доходной части бюджета, на основании данных, полученных из подразделения финансового органа, осуществляющего формирование доходов, осуществляет прогноз доходной части бюджета в соответствии с порядком формирования прогноза доходов бюджета в соответствии с Законом города Москвы от 9 октября 2002 года №51 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве».

3. На основании произведенных расчетов и с учетом политических приоритетов, руководством финансового органа формируется проект бюджета и определяются основные параметры бюджета (размер дефицита или профицита).

4. Отраслевыми подразделениями финансового органа совместно с отраслевыми органами государственной власти региона определяются направления развития соответствующих отраслей путём задания внутриотраслевых приоритетов финансирования в пределах ограничений общих объёмов расходов бюджета по разделам функциональной классификации.

5. Отраслевые подразделения финансового органа региона осуществляют планирование расходной части бюджета (текущих и капитальных расходов) по отраслям в соответствии с функциональной структурой бюджетной классификации Российской Федерации, и формируют предложения в адресную программу капитальных вложений на среднесрочный период и по целевым программам с учетом федеральных целевых программ и других средств федерального бюджета, перечисляемых в нижестоящие бюджеты.

6. Подразделение финансового органа, осуществляющее планирование расходной части бюджета, производит прогноз текущих расходов бюджета в разрезе укрупненных групп экономических статей.

7. Подразделение межбюджетных отношений финансового органа региона определяет объемы (в том числе минимально необходимые):

передаваемой в муниципальные образования финансовой помощи;

получаемых из федерального бюджета финансовых средств.

8. Формируются предложения в адресную программу капитальных вложений и по целевым программам с учетом федеральных целевых программ и фондов региональных финансов.

9. Подразделение финансового органа, осуществляющее формирование бюджета,

осуществляет балансировку доходной и расходной частей бюджета.

11. Различные совокупности принимаемых к рассмотрению изменений складываются в различные сценарии формирования бюджета, в результате чего подразделением финансового органа, осуществляющим за формирование бюджета, формируется несколько вариантов бюджета, отличающихся различными сценарными условиями, которые финансовый орган предлагает на обсуждение политическому руководству региона.

12. В процессе рассмотрения и обсуждения вариантов руководством финансового органа уточняются значения сценарных условий для разработки новых вариантов бюджета.

Наиболее вероятный вариант сценария принимается в качестве базового. По каждому из предложенных вариантов требуется политическое решение.

13. Политическое руководство региона рассматривает несколько вариантов бюджета и утверждает единственный вариант.

Схема организационной модели прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом города Москвы представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная модель прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом города Москвы

Прогноз макроэкономических ________

показ да лей региона

Полгаичеоке приоритета! Р Ф

Г

Пиоэдивже фимастис итш. опитаміе п ('Тпниміио иіипнааи ькдаиі Рі

Физические данные обнатолненни бюджета для формирования баш

Формирование прогноза

1<'Щ. цдетодке фюшиоі сгс (тгш

доходы Ькід:*: ет* (0 тдел етнсгс' шмневдсешкі

Даїці т ігтвп і 6ккш( (і города Мсоий

аа, мдиші

ІУїХІСДСТК фнншеоюго

(ФІШ ГС'РОД І МСОЗЫ

Ограничение объеме® расходов бюджета по разделам функциональной клас сифнкации

Полгакчеаие приоритеты Москвы

Определение стратегии :>е на среднесрочную перспективу

Пі'Д' їщаіаіиебиншсі си сігда. (пясп амсе» угхі я паоц то суди с та «ним де ттгст т

Основные параметры бюджета (доходацраоюдьш размер дефицгаъ —

► нлкпрофишпъ)

Стратегия финансов ка

> сре д ие ф очную пер сттекшву

(трехлетиий бюджет)

Формирование прогноза по дэлгу

Лсд, цдатош* фннанс (і сто цгші. )<■ ті *т сті: даю ь г л с тт юта с * фннженг' я аине

Опр е де пение напр ое пений разхшия соответснующсс отраслей

Текущие и капитальные расходы по отраслям функциональной

ідаиюі явяи

кате тост «дп ней ілісгк

ГОТС'Д* М( ОДИ

Предложениях адресну*' программу капитальных ею: женийна феднефочный период

Предпожениято це левым программам региона с учетом федеральных це левых программ

Пздщбпинефнншстдо (иш.|'П ж дедин нщкчко? цмщго бхавуежь

Формирование прогноза расходов б ю джета, шшч ая р ас хо да на обслуживание долга

(Ы шах'і: ише і пеати ДИН ?|1(КМ:И тфцтацщн ь £*'Ж»ет«

Информация об утвержденном бюджет

Летааваав йййишв два

спеипааие м т.кд»;'

[ЙШЗНИЙ

Формирование прогнозагто ме «бюджетным отношениям

П<'ЗД'цдтежі фккшсс»сіх' оігжі,к'п«т<ті«кеемф(Ц'МЦісі тне6ю д ♦:ет>

З 1Г<'К(ДІТИДЩІК {прготаитешаїй (ігасн аяииваиіициміяів ййяамм гст' одо.-и даві

Балансир ожа доходной и расходной частей бюджета

■ Например, формы № 1-НОМ, 4-НМ, 4-НОМ, 5

е,рассматриваемые на бюджетно-финансовой комиссии Правительства Москвы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пг«нт«а<п (| ?Доои.і

Выбор

, единственного варианта . бюджета

Упер жданный бюджет

С целью достижения сбалансированности бюджета подразделение финансового органа, осуществляющее его формирование, производит балансировку доходной и расходной частей.

При балансировке должны учитываться установленные действующим законодательством и правовыми актами региона соотношения между расходами по целевым статьям, и соответствующими доходными источниками, поступающими в бюджет и полностью или частично по установленным нормативам и направляемыми на определённые цели2.

3. В процессе балансировки показателей могут быть рассмотрены изменения по следующим направлениям:

а) изменение стратегии финансов на среднесрочную перспективу, включающее выбор соотношения доходов и расходов и формирование дефицита или профицита;

б) изменение сценарных условий социально-

экономического развития региона;

в) изменение доходной части бюджета за счет

изменения налоговой политики;

мероприятий, способствующих увеличению неналоговых доходов.

4. При необходимости, с целью увеличения или снижения расходов по отраслям, осуществляется взаимодействие финансового органа региона с отраслевыми органами государственной власти региона.

При этом финансовый орган информирует отраслевые органы о необходимости сокращения или увеличения по отрасли абсолютных или относительных показателей; отраслевые органы региона направляют в финансовый орган свои предложения и обоснования по реализации указанных изменений. Результатом прогноза доходов и расходов бюджета может быть баланс, профицит или дефицит, при этом отражаются предложения по использованию профицита или финансированию дефицита.

Этапы мероприятий по формированию среднесрочного финансового плана на 2008-2010 годы, реестра расходных обязательств города Москвы и проекта бюджета города Москвы на 2008 год и плановый период до 2010 года представлены в таблице 1.

Таблица 1.

№ п п Наименование мер аир нята в Срок исполнения

1. Формнрованне перспвставного финан твого плана на2008-2010 годы в предварнтві ш ого реестра расходных обязательств города Москвы

1.1. Проведение мониторинга показателей перспективного фнн ан сового алана, утвержден ного ва 2006 год

1.1.1. Сравнительный аналю формирования финансовых ресурсов города Москвы в разрезе источников, утвержденных перспективным фюансовым планом и законам о бюджете на 2006 год до 19 февраля

1.1.2 Представление в Отдел бюджетного прсгновнрсвання финансового органа сравнительного анализа показаглей расходной части бюджета города Москвы за 2006 год в разрезе направлений, угверкдениых перспективным фннанссвым планом и законом о бюджете До 26 февраля

1.1.3. Обобщен* сравнительных показателей финансовых ресурсов и расходной части бюджета города Москвы До 12 марта

1.1 Составлеяне прогноза доходов бюджета города Москвы ва 20082010 годы:

1.2.1. Получение от администраторов гсступленин и главных распорядителей средств данных об объеме прогнозируемых доходов на. 2008-2010 годы в разрезе конкретных источник ев 1 марта

1.22 Составление и согласование с Управлением федеральной налоговой службы по г. Москве прогнозных расчетсв по налоговых! доходам на 2008-2010 годы 5 марта

1.23. Обобщение данных о прогнозируемых поступлениях бюджета города Москвы на 2008-2010 годы, включая целевые бюджетные фонды 15 марта

2 Так называемые «связанные» доходы-расходы

1.5. Подготовка в представление руководителю Департамента финансов доклада о результатах обобщения н анализа показателей 30 марта

1.6. Подготовка в согласовав* с Департаментом экономическои политики в развития города Москвы спенарвых вариантов формирования рас ледов окажет а города Москвы ва 2008-2 010 годы с учетом приоритетов в социально-экономическом развития города на трепет ний период 2 апреля

1.7. Определение потребности бюджета города Москвы в средствах Федерального бюджета

1.7.1. Согласование с Департаментом экономической политики и развития прогноза объемов средств, передаваемых кз Федерального бюджета ка реализацию федеральных полномочий, сошвлшых законов и дорожного строительства на 2008-2010 годы до 5 апреля

1.72. Представление в Отдел бюджетного гро газирования данных о прогнозируемых объемах субвенций и субсидий кз Федерального бюджета до 10 апреля

1.8. Составление баланса финансовых ресурсов города Москвы на 20082010 годы:

1.8.1. Подготовка варианта формирования доходов и расходов бюджета города Москвы ка 2008-2010 годы с учетом предусмотренных ограничений объема дефицита к уровня долговой нагрузки 20 марта

1.82. Определение прогнозируемого объема источников финансирования дефицита бюджета города Москвы на 2008-2010 годы с учетом соблоденкя коры бюджетного законодательства 23 марта

1.9. Подготовка представ .тения Мэру Москвы доклада о предв зрительных показателях перспективного финансового плана на 2008-2010 годы в предложении ао мобилизации дополнительных ресурсов я основных принципах распре деления расходов с учетом их оптимизация до 10 апреля

110. Подготовка итогового рассмотрения показателей перспективного финансового алана на 2008-2010 годы по доходам и источникам финансирования дефицита с администраторами дождов в заемных ресурсов у руководителей Комплекса экономической ПОЛИТИКИ в развития до 16 апреля

111. Итоговое рассмотрение показателей пфепекгнвного финансового плана ва 2008-2010 годы с комплексами городского управления в главными рас порядит елями бюджетных средств, не входяашхв состав указанных компле и ов:

1.11.1 Доведение до комплексов городе кого управлжкя к главгьд распорядителей бюджетных средств, не входящих в указанные комплексы, укрупненных лимитов проектируемых ва 2008-2010 годы показателей расходной части перспективного финансового плана до 20 апреля

1.11.2. Рассмотрение предложений комплексов городского управления и главных распорядителей бюджетных средств, не входящих в указаинье комплексы, по уточнению показателей перспектив!ого фиянсового плана на 2008-2009 годы в пределах доведенных укрупненные лимитов. до 25 апреля

U2. Обобщение уточненных показателей пфепекгнвного финансового плана на 2 006-2010 годы до 10 мая

113. Подготовка материалов к рассмотрению проекта перс» кг явного финансового плана на 2008-2010 годы на Комиссии Правительства Москвы по финансовому обеспечению городекях программ до 14 мая

114. Подготовка доктада Мэру Москвы по проекту перспективного финансового птана на 2008-2010 годы до 1S мая

115. Подготовка проекта постановления Правительства Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2006 год и перспективном финансовом плане ва2008-2010 годы» май

1.3. Формврованве ооыма финансовой помощи вз бюджета города Мосшы ва выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов му ниципальных обра зов аннй города Москвы

13.1. Определение прогноза поступления налога на доходы физических лиц в разрезе муниципалитетов ка 2008-2010 годы и представление в Бюджетное управление для расчета дифференцированиях нормативов отчислений в местные бюджеты 1S марта

13.2. Получение кз УФНС по г. Москве данных о поступлении налога на имуиество физических лиц за 2006 гас в разрезе муниципальных образований г. Москвы и расчет прогноза доходов местных бюджетов с учетом возможного зачисления данного налога с 2008 года в местные бюджеты 1S марта

13.3. Определение прогноза расходов бюджетов муниципалыгых образований города Москвы ка основании планируемые нормативов минимальной бюджетной обеспеченности 1S марта

13.4. Расчет дифференцированных нормативов отчислений от налога ка доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований 19 марта

13.5. Подготовка предложений по определению ошималыюго источника доходов местных бюджетов в целях обеспечения вьфавккваккя минимальной бюджетной обеспеченности муккципалыилс образований г. Москвы 20 марта

13.6. Определение проектируемого объема финансовой помощи из бюджета города Москвы для выравнивания уровся микималвсой бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований города Москвы и представление в Отвел бюджетного прогнозирования финансового органа 20 марта

1.4. Составление предварительного прогноза по основным направ/жниям расходов бюджета города Москвы на 2008-2010 годы, исходя из проектируемых Департаментом экономической политики и развития города Москвы вндексов-дефляторов, показателей базового 2007 года в предстоящих изменений состава расходных обязательств города (включая новые расходы)

1.4.1. Обеспечение представтения в Департамент финансов города Мосажы главіььін распорядителен бюджетных сректв данных для формирования предварительного реестра расходных обжательств города Москвы с отражением проектируемых ка 2008-2010 годы объемов расходов ка обеспечение действую пжх и принимаемых обязательств бюджета города Москвы до 1 февраля

1.4.2. Доведение до отраслевых управтеиий и отелов Департамента финансов проектируемых Департаментом экономкхесюй политики и развития города Москвы макроэкономических показателей развития экономно! города на 2008-2010 годы и формы представления прогнозируемого объема расходов на трехлет кий период до 10 февраля

1.4.3. Представление в Отдел бюджетного грогнозирования проверенных ведомственных реестров расходных обязательств для формирования сводного предварительного Пестра расходных обязательств города Москвы до 15 февраля

1.4.4. Формирование сводного предварительного реестра расходных обязательств города Москвы ка период до 2010 года, в соответстаги с постанови ни ем Правітельства Москвы от 14.03.2005г. X! 180-1 иI <Ю порядке ведения Реестра расходных обязательств города Москвы» и размещение его на сайте Департамента финансов города Москвы до 1 марта

1.4.5. Анализ действующих и принимаемые расхошых обязательств, включенных в Реестр расходных обязательств города Москвы до 16 марта

1.4.6. Представление в Отдел бюджетного прогнозирования проектируемого на 2008-2010 годы объема расходов бюджета города Москвы в разрезе: Комплексов городского управления к основных ка правте ний расходов; Главных распорядителей бюджетных средств города Москвы 16 марта

Этапы мероприятий по формированию перспективного финансового плана на 2008-2010 годы, реестра расходных обязательств города Москвы и проекта

Продолжение Таблицы 1

2. Составлен» проекта окпжета город Москвы на 2008 год н плановый период до 2010 года, формирование планового реестра расходныхобжзате.жств города Москвы

2.1. Определение укрупненных як коп о б проектируемых бюджетных ассигнований на 2008-2010 годы, учтенных в перспективном финансовом пиане ка 2008-2010 годы и согласование кх с Де партаментом экономически: политики к развития до 5 нюня

2.2. Доведение до руководителей юмплеков городского управления, главных распорядители (распорядителей, прямых получателей) укрупненных лимитов проектируемых бюджетных ассигнований на 2008-2010 годы в разрезе разделов и подразделов бюджетюй классификации, а та се методики определения расходов с учетом бюджетной политики принятой Правительством Москвы на трехлетюою перспективу до 8 июня

2.3. Обеспечение представления в Департамент финансов города Мосты главными рве порядите лжи бюджетных средств плановых реестров расходных обязательств с отражением проектируемых на 2008-2010 гг. объемов расходов на обеспечение действующих и принимаемых обязательств бюджета города Москвы 29 июня

2.4. Представление в Отдел бюджетного прогнозирования проверенных ведомственньсс реестров расходных обязательств для формирования сводного планового Реестра расходньк обязательств города Москвы по 20 июля

2.5. Формирование сводного планового Реестра расходных обязательств города Москвы на период до 2010 года и размещеже его на сайте Департамент* финансов города Москвы до 1 августа

2.6. Рассмотрение согласованных с руюводитзгями комплексов городского управления проектируемых объемов фикансиро вания на 2008-2010 годы до 20 июля

2.7. Уточнение показателей утвержденного перешктивиого финансового плана по ист очинкам формирования финансовых ресурс об на 2008 год и плановый период до 2010 года, с учетом изменен* налогового и бюджетного законодательства, а также оценки ожидаемых постушвний доходов базового 200? года и формирование уточненного проекта доходной части бюджета города Москвы на 2008 год и плановый период до 2010 года по 25 июля

2.3. Обобщение уточненных показателей доходней и расходной части проекта бюджета города Москвы на 2008 год и плановый период до 2010 года, его балансировка и уточнение источников финансирования дефицита до 1 августа

2.9. Подготовка и представление руководителю Департамента финансов доклада по обобщению уточненных показателей бюякета города Москвы на 2008 годи плановый период до 2010 года до б августа

2.10. Подготовка материалов к рассмотрению и согласованию разногласий, возни каю оагх в процессе составления проекта бюджета города Москвы ка 2008 год и плановый период до 2010 гол у руководителя Комплекса экономически: п стали кии раза: тия до Юавуста

2.11. Подготовка докпда Мэру Москвы о проекте бюджета города Москвы ан 2008 год и плановый период до 2010 года с учетом уточнений и согласований до 15 авуста

2.12. Подготовка проекта постановления Правительства Москвы «0 проекте бюджета города Москвы на 2008 год и плановый период до 2010 года» август

бюджета города Москвы на 2008 год и плановый период до 2010 года.

Ряд недостатков методик прогнозирования и планирования налоговых поступлений в городе Москве, выявленных в ходе анализа, показал необходимость создания организационно-экономической модели, позволяющей создавать адекватные прогнозы налоговых доходов на основе организационного и информационного обеспечения, и с учетом многовариантного прогнозирования на основе детерминистического и эконометрического прогнозирования. Опираясь на рассмотренный в первой главе диссертационной работы международный опыт финансового планирования и анализ сложившейся практики финансового планирования в ряде зарубежных стран, одним из важных направлений в реформировании процесса финансового планировании является необходимость разработки четкого механизма прогнозирования, определения целей, решению которых будет служить организационноэкономическая модель. В основу идеологии разработки прогнозов налоговых доходов, в системе управления государственным бюджетом, закладывается, прежде всего, то, что при формировании территориального бюджета на очередной год сначала рассматривается (и уточняется, при необходимости) собственно прогноз налоговых доходов на очередной и последующие годы. Практически необходимые ежегодные корректировки проводятся на основании уточненных показателей среднесрочного прогноза социально-экономического развития территории и фактического исполнения бюджета за прошедший год. Такой подход позволит поместить годовой бюджет в многолетний контекст и при этом избежать сложностей, свойственных другим подходам к среднесрочному бюджетному планированию. Многолетние бюджетные прогнозы используются в качестве обрамления финансовых решений, т.е. для представления их в контексте четко определенных среднесрочных задач. В этом случае эти прогнозы (экстраполяции) служат системой раннего обнаружения бюджетных решений, не соответствующих среднесрочной финансовой политике руководства города. Эти прогнозы (экстраполяции) делают бюджетный процесс более прозрачным и открывают больше возможностей для обеспечения финансовой дисциплины и адекватности налоговых прогнозов Прогноз налоговых доходов нельзя осуществлять без прогнозирования доходов бюджета города в целом.

Разработка прогноза доходов бюджета производится с 10 июня по 1 июля и состоит из четырех частей: прогноз налоговых доходов; прогноз неналоговых доходов;

прогноз доходов от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности;

прогноз безвозмездных перечислений из бюджетов вышестоящих уровней.

Для составления прогноза используется информация, полученная от органа, отвечающего за экономическое развитие территории.

Финансовый орган должен обладать следующими документами: отчеты об исполнении бюджета за предыдущие финансовые годы; основные направления налоговой политики РФ; бюджет территории на текущий финансовый год.

Отчеты об исполнении бюджета за предыдущие финансовые годы позволяют строить модели поведения бюджетных доходов и расходов в зависимости от макроэкономических показателей и государственных политик. Основные направления налоговой политики РФ содержат прогноз налоговых ставок и баз на среднесрочную перспективу. Бюджет территории на текущий финансовый год является отправной точкой для планирования бюджетов последующих лет. После получения из органа, отвечающего за экономическое развитие территории, прогноза макроэкономических показателей, список которых составляется подразделением доходов финансового органа и приводится в методике прогноза доходов бюджета, подразделение доходов финансового органа определяет, каких показателей не хватает для прогноза доходов. Недостающие показатели прогнозируются собственными силами управления по методике прогноза макроэкономических показателей, в городе Москве это Департамент экономической политики и развития. Для прогнозирования доходов необходимо выбрать: детерминистический или эконометрический метод прогнозирования (схема выбора метода прогнозирования представлена на рисунке 2.).

Детерминистический метод прогнозирования рекомендуется использовать в случаях, когда: эконометрический метод требует значимых дополнительных организационных или информационных затрат;

точность прогноза эконометрической модели ниже точности прогноза детерминистической;

эконометрическая модель не может быть интерпретирована с помощью экономической логики и потому экономически бессмысленна;

источник дохода составляет менее 1% в совокупных доходах бюджета.

Во всех остальных случаях рекомендуется использовать эконометрический метод.

Рисунок 2. Выбор метода прогнозирования налоговых доходов

Этапы формирования СФП - Прогноз доходов

а

о

Сценарные условия СФП

Программа •стратеги.*! - социально-эгономичес* ого ра*вмт1м Региона на среднесрочную перспективу

Кроме того, по мнению автора, при выборе метода прогнозирования следует учитывать следующее:

Среднесрочный горизонт прогнозирования не позволяет с достаточной достоверностью использовать точные методы, использующие налоговую базу по данному источнику ввиду несравнимости оценок, полученных на временных рядах.

Экспертная оценка влияния факторов, поддающихся прогнозу, по возможности, должна производиться отдельно для учёта влияния каждого экономического фактора, вероятность изменения которого поддаётся прогнозу (например, введение отдельных коэффициентов для изменения льготных категорий по данному налогу, вероятность задержки налоговых платежей, сокрытие налоговой базы и т.д.).

Если имеются основания полагать, что данные достоверны, они могут быть положены в основу построения эконометрической модели, использующей не-

сколько показателей, каждый из которых связан с данным доходным источником и вносит разный вклад в его формирование.

При наличии возможности получить такой прогноз от отраслевых исполнительных органов региона на основе утверждённых методик, к нему следует также применять процедуры оценки достоверности и устойчивости зависимости.

На основании вышеизложенного графически постро-__________________________ им организационноэкономическую модель, ^^представленную на рисунке .3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П рото* магр о » гоном н>к

до 10 и»пч

ДО I0 N Ю ИЧ

О тчРты об исполнении бюджета *а предыдущие финансовые годы

О сносные

до 10 и ю ич

Приоритеты финансово -бюджетной политики на среднесро^ую перспектив.

і ожидаемого іс пояне ни л бо д ■* е та на тег )щий финанс овыЛ год

До «оды комсолидированмого С Ф П по у Кр упн ? н и й л к лассиф икации

С труктура до* одов в Р а»ре»е муниципальны образовании

П рото» финансово Л помощи и»

ВЫШ ЄСТОЧЩИІ

бюджетов

июнь - июль

Н

III

Портфель долга, расчет текущих расіод ов по обслуживанию долга

июнь -июль

Рис.3. Организационноэкономическая модель прогнозирования и планирования налоговых доходов

В основе данной модели лежит организационное и информационное обеспечение, позволяющее составлять более адекватные прогнозы по налоговым доходам посредством согласованности в действиях органов государственной власти и на основе более широкого пласта информации для принятия решения о выборе конкретного прогноза и формирования проекта бюджета.

Основные параметры СФП '[дефицит, пр офи Щ1Т •

■«ЮН - Л ВГ> ОТ

Формирование прогною по м е жбю джет ным отноше ни їм

И МЛ Ъ - •)»

Алгоритм 1

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Попкова С.Ю. «Организационно-экономическая модель прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом».

Углубляющееся развитие мирового финансового кризиса, расширение его второй волны, увеличивают значение прогнозирования и планирования доходов бюджета любого уровня в системе управления бюджетом, и шире социально-экономической системой, в которой бюджет соответствующего уровня формируется. Прогноз развития ситуации на ближайшие годы предполагает увеличение доли и роли бюджетных расходов, что ставит на повестку дня ряд острых проблем и вызывает споры относительно возможности бюджетных систем регионов, муниципалитетов и Российской Федерации в целом обеспечивать макроэкономическую стабильность и социально-экономическое благополучие страны.

Актуальность статьи обусловлена также и тем, что проблема прогнозирования и планирования бюджетных и в основном налоговых доходов недостаточно изучена российской экономической наукой особенно в условиях нарастания экзогенных для национальных и региональных финансовых систем факторов. Существует ряд работ, посвященных прогнозированию, налоговому планированию в развивающихся экономиках и в развитых странах, однако в них, как правило, рассматриваются существующие методы и модели. Кроме того, далеко не все выявляемые в этих работах закономерности наблюдаются в российских условиях. Актуальность вопроса о формировании уникальной организационно-экономической модели, в основе которой лежит организационное и информационное обеспечение, позволяющее составлять более адекватные прогнозы по налоговым доходам посредством согласованности в действиях органов государственной власти и на основе более широкого пласта информации для принятия решения о выборе конкретного прогноза и формирования проекта бюджета определяет необходимость и своевременность представленной статьи.

Полученные результаты представляют научную новизну, которая, несомненно, может расцениваться как вклад в развитие экономической науки.

Проректор по учебно-методической работе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, профессор,

д.э.н. И.И. Бабленкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.