Научная статья на тему 'Организационная технология повышения медицинской информированности пациентов в амбулаторных условиях'

Организационная технология повышения медицинской информированности пациентов в амбулаторных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ПАЦИЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MEDICAL KNOWLEDGE / PATIENT / ORGANIZATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стволыгин Андрей Владимирович, Поляков Борис Александрович, Мушников Дмитрий Львович, Аюпов Ринат Рашитович

По результатам комплексного медико-организационного исследования представлена технология повышения медицинской информированности пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стволыгин Андрей Владимирович, Поляков Борис Александрович, Мушников Дмитрий Львович, Аюпов Ринат Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational technology for the improvement of health awareness among patients on an outpatient basis

The results of a comprehensive study of organizational health is a technology of increasing awareness of medical patients.

Текст научной работы на тему «Организационная технология повышения медицинской информированности пациентов в амбулаторных условиях»

Электронным научно-о^разобйтельныы

Вссщник

Здоровье и образование в XXI веке

2014, том 16 [3]

ORGANIZATIONAL TECHNOLOGY

FOR THE IMPROVEMENT OF HEALTH AWARENESS

AMONG PATIENTS ON AN OUTPATIENT BASIS

Stvolygin A. V., Polyakov B.A., Mushnikov D.L., Ayupov R.R.

Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo

Summary: the results of a comprehensive study of organizational health is a technology of increasing awareness of medical patients.

Keywords: medical knowledge, patient, organizational technology.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПАЦИЕНТОВ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ

Стволыгин А.В., Поляков Б.А., Мушников Д.Л., Аюпов Р.Р.

Ивановская государственная медицинская академия пр. Ф. Шереметьевский ,8, Иваново, Россия

Резюме: по результатам комплексного медико-организационного исследования представлена технология повышения медицинской информированности пациентов.

Ключевые слова: медицинская информированность, пациенты, организационная технология.

Медицинская информированность пациентов, по мнению ряда исследователей [1—3], является неотъемлемым условием успеха медицинских мероприятий. Вопросам информирования пациентов в ее правовом аспекте уделяется большое внимание в Феде-

ральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Вместе с тем, научных работ посвященных исследованиям состояния медицинского информирования пациентов стоматоло-

~ 16 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Электронным научно-о^рлзобгятельнмы

Вссщник

Здоровье и образование в XXI веке

2074, том 16 [3]

гического профиля недостаточно. В связи с вышеизложенным проведено исследование с целью состояния медицинской информированности пациентов стоматологического профиля разработать предложения по ее повышению.

Методика исследования. Базой исследования явилась ООО Стоматологическая клиника «СтоматолоГ иЯ» г. Иваново. В ходе исследования использован комплекс методов: библиографический, документальный (выкопировки данных из медицинской документации), статистический, социологический, экспертной оценки, сравнительного анализа.

Результаты исследования. Интегральная оценка медицинской информированности пациентов стоматологического профиля показала ее снижение (интегральный индекс медицинской информированности составил в среднем 67,5%, в том числе у мужчин 48,7%, у женщин — 63,8%), преимущественно за счет таких компонентов как лечебно-диагностический (70,5%), анатомо-физиологический (61,5%), этико-правовой (68,5%) ургентный (71,2%), «использование информационных источников и средств» (75,2%), «санитарнопрофилактический» (81,2%). Определено, что имеют достоверно более низкий уровень медицинской информированности пациенты возрастных групп младше 30 лет и старше 50 лет, чем лица среднего трудоспособного возраста (31-49 лет) (56,5% и 57,1%, против 69,8%); лица со средним и среднеспециальным (не медицинским) образованием, чем пациенты с высшим образованием и меди-

цинским образованием (58,2% и 59,4%, против 76,3%). Оценка уровня медицинской информированности пациента до и после посещения врача-стоматолога достоверных различий не показала (индекс медицинской информированности до приема составлял в среднем 67,5%, после 69,2), что говорит о низком фактическом вкладе врачей в изменение медицинской информированности пациентов.

Полученные в ходе исследования данные составили основу предложений по повышению медицинской информированности пациентов, а именно: совершенствование оценки состояния медицинской информированности пациентов стоматологического профиля; совершенствование оценки качества медицинского информирования и консультирования пациентов в условиях частной стоматологической клиники; управление процессом медицинского информирования и консультирования пациентов стоматологического профиля.

Предложенный комплекс мероприятий при внедрении в условиях частной стоматологической клиники показал свою эффективность, выразившуюся повышении интегрального индекса медицинской информированности пациентов на 35,5%; повышении индекса медицинской активности пациентов на 30,5%; снижении частоты дефектов медицинского информирования пациентов на 45,0%; повышении интегрального индекса стоматологического здоровья на 7,0%; увеличение случаев с положительным клиническим результатом помощи на 4,5%; снижении числа

~ 17 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

Электронным нйучно-обрйзобательнеям

Вссщник

Здоровье и образование в XXI веке

2014, том 16 [3]

пациентов неудовлетворенных качеством медицинского информирования на 25%, что позволило обеспечить экономический эффект — 7,5 рубля на 1 вложенный рубль. Это позволяет рекомендовать предложения к использованию в амбулаторно-поликлиническом звене медицинских организаций стоматологического профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гацалова А.О., Хетагуров С.К. Состояние стоматологической помощи населению республики Северная Осетия Алания / Гацалова А.О., Хетагуров С.К. // Материалы IX Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке; Инновационные

технологии в биологии и медицине». М.,

2009. С. 902—903.

2. Глушкова Л.И. Всеобщее непрерывное гигиеническое воспитание и образование населения в современных условиях // Гигиена и санитария. 2003. № 4. С. 67—69.

3. Журилов Н.В., Пищита А.Н., Гончаров Н. Г. Проблема добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство // Научные труды I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Т. 1. М.: НАМП, 2003. С. 93—96.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 2.

5. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке».

2010. Т. 12. № 1.

—--------------------------------—

~ 18 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.