Научная статья на тему 'Организационная структура промысловой кооперации Курганской области (1946-1960 гг. )'

Организационная структура промысловой кооперации Курганской области (1946-1960 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РОСПРОМСОВЕТ / ПРОМЫСЛОВАЯ КООПЕРАЦИЯ / АРТЕЛИ / 1946-1960 ГГ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / KURGAN OBLAST / RUSSIAN PRODUCTIVE UNION / PRODUCERS' COOPERATION / ARTELS / 1946-1960 / ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новожилов А.А., Федченко М.Н.

На основе архивных материалов исследуются изменения организационной структуры промысловой кооперации Курганской области в 1946-1960 гг. Представлены статистические данные о распределении промысловых артелей на отрасли промышленности и численности их членов. Приводятся данные постановлений правительства РСФСР и СССР, фиксирующих основные шаги государства на пути к ликвидации промысловой кооперации. Прослеживаются логика и содержание этих действий. В статье отмечается роль кооперативных союзов в структуре Роспромсовета и причины их упразднения. Показана роль реорганизаций в ликвидации промысловой кооперации Курганской области. Отмечается, что кооперативные союзы являлись административными надстройками и не несли в себе важных экономических или административных функций. Одним из шагов реорганизации промысловой кооперации становится укрупнение артелей и слияние части из них с государственными предприятиями. Правовая сторона ликвидации промысловой кооперации освещена в рамках постановлений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР. Также рассматриваются различные точки зрения современников по исследуемому вопросу, которые приводятся в периодической печати, письмах областного руководства промысловой кооперации. Механизм передачи кооперативных предприятий государственной и местной промышленности рассмотрен на материалах государственного архива Курганской области. Существовали два пути передачи: присоединение к уже существующему предприятию или создание на базе артели новой фабрики/завода. Многие артели превратились в предприятия бытового обслуживания населения. В статье подчеркивается, что данные процессы инициировались вышестоящими руководящими государственными и кооперативными органами. Делается вывод о том, что не всегда такие решения принимались в интересах рядовых членов артелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational structure of producers’ cooperation of Kurgan Oblast (1946-1960)

On the basis of archival materials, the changes of organizational structure of producers’ cooperation of Kurgan Oblast in 1946-1960 are studied. The statistical data about the allocation of producers’ artels on the branches of industry and the quantity of their members are given. The resolutions of the government of the RSFSR and the USSR, fixing the main steps of the state on the way to the liquidation of producers cooperation are noted. The logic and content of these actions are traced. The authors of the article note the role of cooperative unions in the structure of the Russian productive union and the reasons for their abolition. The role of reorganizations in the liquidation of producers’ cooperations of the Kurgan Oblast is shown. It is noted that the cooperative unions were administrative superstructures and did not carry any important economic or administrative functions. One of the steps of the reorganization of producers’ cooperations was the enlargement of the artels and the amalgamation of part of them with state enterprises. The legal side of the liquidation of producers’ cooperations was elucidated in the decisions of the Council of Ministers of the USSR and the Council of Ministers of the RSFSR. In addition, various views of contemporaries on the studied issue are considered, which were given in the periodical press, letters of the regional leadership of the producers’ cooperation. The mechanism for transferring cooperative enterprises of state and local industry is considered on the materials of the state archive of the Kurgan Oblast. There were two ways of transferring: joining an existing enterprise or creating a new factory/plant on the basis of artel. Many artels have turned into public service enterprises. The authors of the article emphasize that these processes were initiated by higher-level governing state and cooperative bodies. It is concluded that some of these decisions were made without taking the interests of ordinary members of artels into account.

Текст научной работы на тему «Организационная структура промысловой кооперации Курганской области (1946-1960 гг. )»

DOI: 10.15643/libartrus-2018.6.6

Организационная структура промысловой кооперации Курганской области (1946-1960 гг.)

© А. А. Новожилов1*, М. Н. Федченко2

1Шадринский государственный педагогический университет Россия, 641870 г. Шадринск, улица. Карла Либкнехта, 3.

2 Курганский государственный университет Россия, 640020 г. Курган, улица. Советская, 63, стр. 4.

*Email: tolya.nowozhilov@yandex.ru

На основе архивных материалов исследуются изменения организационной структуры промысловой кооперации Курганской области в 1946-1960 гг. Представлены статистические данные о распределении промысловых артелей на отрасли промышленности и численности их членов. Приводятся данные постановлений правительства РСФСР и СССР, фиксирующих основные шаги государства на пути к ликвидации промысловой кооперации. Прослеживаются логика и содержание этих действий. В статье отмечается роль кооперативных союзов в структуре Роспромсовета и причины их упразднения. Показана роль реорганизаций в ликвидации промысловой кооперации Курганской области. Отмечается, что кооперативные союзы являлись административными надстройками и не несли в себе важных экономических или административных функций. Одним из шагов реорганизации промысловой кооперации становится укрупнение артелей и слияние части из них с государственными предприятиями. Правовая сторона ликвидации промысловой кооперации освещена в рамках постановлений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР Также рассматриваются различные точки зрения современников по исследуемому вопросу, которые приводятся в периодической печати, письмах областного руководства промысловой кооперации. Механизм передачи кооперативных предприятий государственной и местной промышленности рассмотрен на материалах государственного архива Курганской области. Существовали два пути передачи: присоединение к уже существующему предприятию или создание на базе артели новой фабрики/завода. Многие артели превратились в предприятия бытового обслуживания населения. В статье подчеркивается, что данные процессы инициировались вышестоящими руководящими государственными и кооперативными органами. Делается вывод о том, что не всегда такие решения принимались в интересах рядовых членов артелей.

Ключевые слова: Курганская область, Роспромсовет, промысловая кооперация, артели, 1946-1960 гг., организационная структура.

В связи с политикой правительства РФ по импортозамещению как никогда стал востребован опыт развития отечественной кооперации, частью которой является промысловая кооперация. Период 1946-1960 гг. - особый этап ее развития. Успехи послевоенного восстановления, реорганизации и ликвидация кооперации в нашей стране имели как общие, так и специфичные черты для каждого региона России. В конце 80-х - начале 90-х челябинский исследователь, кандидат исторических наук П. Г. Назаров провел исследование, в котором показал динамику развития кооперации России дореволюционного и советского периодов, выявил характерные черты, причины и обоснованность ее ликвидации в 1960 г. [25]. В последние годы

исторические исследования по промысловой кооперации сосредотачиваются на региональном аспекте. К таким работам можно отнести статьи Н. И. Бурнашевой «Промысловая кооперация в социально-экономическом развитии Якутии 1930-1950-х гг.» [1] и «Роль кооперации в решении социальных проблем общественного развития (по материалам развития Якутии в 1920-1980-х гг.) [2], А. В. Григорьева «Удовлетворение потребительского спроса сельских жителей Чувашии в 1946-1965 гг.» [3], А. К. Печалова «Ликвидация промысловой кооперации Ставрополья и Карачаево-Черкесии» [6]. Проблемам изменения сущности советской кооперации посвящена статья А. А. Пасса «Огосударствление промысловой кооперации в СССР во второй половине 1950-х гг.: причины и последствия» [4]. В статье «Советская промысловая кооперация в 1950-х гг.: историография проблемы» этот же автор рассматривает особенности советской историографии, посвященной кооперации [5]. Вкладу кооперации в развитие и совершенствование процессов производства товаров широкого потребления посвящена работа А. К. и Л. В. Печаловых «Рационализаторская и изобретательская деятельность промысловой кооперации» [7]. Научные же публикации по истории промысловой кооперации Курганской области в 1946-1960 гг. отсутствуют, и данная статья - первый шаг в изучении этой темы.

На 1 января 1946 г. в Курганской области насчитывалось 85 промысловых артелей, объединявших 8065 членов. Артели входили в состав четырех промысловых кооперативных союзов - областного многопромыслового союза (облмногопромсоюз), областного кожевенно-швейного союза (облкожшвейсоюз), областного союза лесохимической и деревообрабатывающей промышленности (обллесхимпромсоюз), Шадринского городского многопромыслового союза (гормногопромсоюз). Возглавляло работу промысловой кооперации области управление промысловой кооперации при Курганском облисполкоме.

На 1 июля 1947 г. в области работало 88 промысловых артелей, объединявших 7450 членов. 26 артелей входило в состав облмногопромсоюза, 24 относились к облкожшвейсоюзу, 22 -к обллесхимпромсоюзу, 10 - к Шадринскому гормногопромсоюзу. Шесть наиболее значимых для экономики областей промысловых артелей, в т.ч. три ковроткацкие, одна лесозаготовительная, одна металлообрабатывающая и одна стекольная (Боровлянский стеклозавод), были непосредственно подчинены управлению промысловой кооперации при Курганском облисполкоме [8].

До 1953 г. промысловая кооперация инвалидов представляла собой отдельную структуру и не была подчинена управлению промысловой кооперации при облисполкоме. Областным государственным властям кооперация инвалидов подчинялась непосредственно [9].

20 июня 1947 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 мая 1947 г. Курганский облисполком принял решение выделить из системы промкооперации и включить в отдельную кооперативную систему 22 промысловые артели лесной, лесохимической и деревообрабатывающей промышленности с годовой производственной программой в сумме 8.3 млн руб. Следует отметить, что на 1947 г. всей промысловой кооперации Курганской области был запланирован выпуск промышленной продукции на сумму в 39.6 млн руб. [10]. На основе облесхимпромсоюза было создано управление лесопромысловой кооперации при Курганском облисполкоме [11].

В конце августа 1950 г. управление промысловой кооперации при Курганском облисполкоме было ликвидировано, а вместо него на собрании уполномоченных от промысловых союзов и артелей был избран совет промысловой кооперации Курганской области (облпромсо-вет) из 18 человек.

Особым структурным подразделением промысловой кооперации области являлся обл-промтехснаб. Он решал вопросы материально-технического снабжения артелей и сбыта их продукции. Но в работе этой организации было много недостатков. На одном из собраний совета промысловой кооперации области отмечалось, что в 1952 г. облпромтехснаб недопоставил артелям 18 тонн кровельного железа, 3.7 тонны строительных гвоздей, 36 тонн уголка для производства кроватей, шерстяной ткани на сумму 123 тыс. руб. и многое другое, необходимое для нормальной производственной деятельности артельных предприятий. Отмечалось, что сырье и материалы осваивались артелями несвоевременно, со склада облпромтех-снаба до артелей поступали с опозданием, а это отрицательно отражалось на ритмичности работы артелей и выполнении ими плана выпуска изделий в установленном ассортименте. Облпромтехснаб был недостаточно инициативен в изыскании и закупке местного сырья и материалов. В 1950-е гг. в структуру облпромтехснба входили отделы снабжения, сбыта и торговли, бухгалтерия, складское хозяйство.

В декабре 1952 г. был организован областной промысловый союз строительных материалов (облстромпромсоюз). Ему было передано из других кооперативных союзов 20 артелей. В том же году ликвидировали Шадринский гормногопромсоюз, а его девять артелей перешли в подчинение других промысловых кооперативных союзов области [12].

Исходя из постановлений правительств СССР и РСФСР, всероссийского руководящего органа промысловой кооперации - Роспромсовета, во второй половине 1953 г. произошло объединение областных союзов промысловой, лесопромысловой кооперации и кооперации инвалидов в единый областной совет промысловой кооперации.

Во второй половине 1953 г. происходило массовое объединение промысловых артелей. Вместо 42 артелей появилось 19 укрупненных. Однако общее количество промысловых артелей в области не сократилось. На 1 января 1953 г. их насчитывалось 63, а на 1 января 1954 г. -80. Это увеличение произошло за счет вхождения в систему облпромсовета промысловых артелей лесопромысловой кооперации и кооперации инвалидов [13].

9 марта 1954 г. вышло постановление правления совета промысловой кооперации РСФСР «Об объединении артелей промысловой кооперации Курганской и Ростовской областей и городов Москвы и Ростова». В нем говорилось: «Разрешить промысловому совету Курганской области объединить артели...». Далее перечислялись порайонно 43 артели, которые предполагалось объединить в 20 укрупненных [14]. Но и это почти не повлияло на численность промысловых артелей в области, которых насчитывалось на 1 января 1955 г. 79 [14].

В декабре 1954 г. был создан бытовой областной промысловый союз (облбытпромсоюз), в который вошло 26 артелей.

В 1954-1955 гг. в стране происходила коренная реорганизация системы промысловой кооперации, которая была направлена на упрощение ее громоздкой управленческой структуры. И хотя эта реорганизация началась лишь в конце 1954 г., можно уверенно утверждать, что она готовилась заранее. Об этом свидетельствует письмо председателя правления областного промыслового совета А. И. Грибанова в Курганский облисполком, датированное 20 мая 1954 г., в котором указывалось на необходимость сокращения административно-управленческого аппарата путем ликвидации промежуточного звена между областным промысловым советом и артелями - промысловых союзов. Это аргументировалось тем, что промысловые союзы не несут в себе производственной пользы, не решают «вопросов обеспечения материально-техническим снабжением артелей», а занимаются переписыванием директив областного совета,

чем создают «излишнюю переписку между областным промысловым советом, союзами и артелями».

Далее в письме предлагалась структура штатов облпромсовета, облпромснабсбыта, облбытпромсоюза [15].

21 декабря 1954 г. было принято постановление совета промысловой кооперации РСФСР «О мерах по устранению серьезных недостатков в организационной структуре и излишков в штатах административно-управленческого аппарата местных органов промысловой кооперации РСФСР». Оно основывалось на соответствующем постановлении Совета Министров РСФСР, которое было принято днем раньше и относилось ко всем министерствам, ведомствам и общественным организациям России. Всего по РСФСР количество промысловых союзов сокращалось с 392 до 219. Количество административно-управленческих работников сокращалось на 23.1%. В Курганской области были ликвидированы облмногопромсоюз, облкожшвей-союз, обллесхимпромсоюз, облстромпромсоюз. Организационная структура промысловой кооперации Курганской области включала в себя облпромсовет, облпромтехснаб, облбытпром-союз и промысловые артели. Были утверждены штаты руководящих органов этих структур. Всего по штатам облпромсовета, облбытпромсоюза и облпромтехснаба вместе взятым было утверждено 90 штатных должностей административно-управленческого аппарата и вспомогательного обслуживающего персонала [16].

31 января 1956 г. правление Курганского областного промыслового совета приняло постановление о ликвидации облбытпромсоюза и о подчинении артелей, входивших в его состав, непосредственно облпромсовету [17].

Продолжалось объединение артелей, осуществлялась передача артелей, их цехов и торговых точек в систему государственной промышленности, в государственную торговлю и потребительскую кооперацию. 16 февраля 1956 г. правление областного промыслового совета приняло постановление «Об улучшении организационной структуры артелей промысловой кооперации и сокращении административно-управленческих расходов». В нем предусматривалось объединение десяти артелей в пять укрупненных [18].

В 1956 г. укрупнение промысловых артелей, а также их национализация значительно активизировались. 14 апреля 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О реорганизации кооперации». 26 мая 1956 г., основываясь на этом партийно-правительственном документе, Роспромсовет в постановлении «О реорганизации промысловой кооперации в РСФСР» принял решение передать наиболее крупные специализированные предприятия в ведение соответствующих министерств государственной промышленности и облисполкомов, а торговые предприятия и предприятия общественного питания - в государственную торговлю и потребительскую кооперацию [19].

28 июня 1956 г. правление областного промыслового совета приняло постановление «О реорганизации промысловой кооперации области», в котором предусматривалась передача областному управлению промышленности продовольственных товаров артелей «Пищетруд» (Курган) и «Кондитер» (Шадринск), областному управлению торговли - торговых артелей «Коопторг» (Курган) и им. М. И. Калинина (Шадринск). Кроме того, был опубликован перечень торговых предприятий промысловой кооперации, которые подлежали передаче областной потребительской кооперации. В этом перечне перечислялись пять магазинов и 11 ларьков с планируемым общим годовым товарооборотом в 3384 тыс. руб. [20]. В августе-сентябре 1956 г. областному управлению местной промышленности областной промысловый совет

передал предприятия 26 артелей. К апрелю 1957 г. в Курганской области осталось 36 промысловых артелей, в т.ч. в Кургане - шесть, в Шадринске - пять, в Белозерском районе - четыре, в Юргамышском, Куртамышском и Чашинском - по три, в Курганском, Шадринском и Ольховском - по две, в Галкинском, Далматовском, Каргапольском, Мишкинском, Шатровском и Шу-михинском - по одной [21].

В ноябре 1959 г. правление областного промыслового совета приняло постановление об объединении предприятий промысловой кооперации с однородными по производству предприятиями местной государственной промышленности. В Куртамышском районе было решено объединить промысловую артель им. З. Космодемьянской с артелью «Знамя Победы», в Галкинском - артель «Знамя» с местным райпромкомбинатом. Шадринская артель «Путь к коммунизму» объединялась с Курганским кожевенным заводом областного управления местной промышленности и на базе этого объединения организовывался новый Шадринский кожевенный завод облместпрома для ежегодного производства 40 млн. квадратных дециметров хрома [22].

В результате постоянных реорганизаций количество промысловых артелей и их членов в Курганской области в исследуемый период сократилось. Если на 1 января 1946 г. в 85 артелях промысловой кооперации области насчитывалось 8065 членов, то на 1 января 1960 г. 38 промысловых артелей этого региона объединяли 6481 человека. Кроме того, в системе промысловой кооперации к концу исследуемого периода трудилось 340 наемных работников, не являвшихся членами артелей.

Реорганизация нанесла серьезный ущерб экономическим показателям промысловой системы в целом по стране, т.к. государственной промышленности передавались, как правило, передовые артели. Если в 1952 г. излишки оборотных средств достигли 1.1 млрд руб. и позволяли перекрывать всю недостачу от убыточных артелей [25], то в 1956 г. последние остаются без такой поддержки. В Курганской области многие артели испытывали недостаток оборотных средств. Так, на 1 июля 1956 г. из 22 переданных в местную промышленность артелей только две имели излишки оборотных средств: артель «им. Хрущева» (32.7 тыс. руб.) и «Искра» (3.3 тыс. руб.). По остальным предприятиям недостаток этого показателя составил в целом 1 млн. 176 тыс. руб. Самой убыточной была артель «Вперед», в которой недостаток оборотных средств составил 423.9 тыс. руб., или 36% от общей суммы [33]. В табл. 1 наглядно прослеживается динамика ухудшения финансового состояния системы промысловой кооперации Курганской области.

Таблица 1

Количество артелей промысловой кооперации Курганской области с недостатком или излишками

оборотных средств (на 1 января; тыс. руб.) [30-35]

Год

1952

1953

1955

1956

1957

1958

Всего артелей

64 63 79 81 36 36

Испытывали недостаток оборотных средств

Количество артелей

34 36 31 42 30 18

Имели излишки оборотных средств

На сумму Количество артелей На сумму

1300.0 30 2002.0

951.0 27 1426.0

2061.0 48 5133.0

2185.0 39 3329.0

2968.4 6 1136.2

1774.0 18 555.0

Как видно из таблицы, доля артелей, испытывавших нехватку оборотных средств, составляла в 1952 г. 53% и 57% - в 1953 г. Однако сумма излишек превосходила недостатки в 1.5 раза, что позволяло перераспределить средства. Это тормозило передовые артели, но позволяло поддерживать систему в целом. В 1955 г. доля успешных артелей составила 60.8%, а излишки оборотных средств в них превысили недостатки почти в 2.5 раза. В период с 1956 по 1958 год ситуация изменилась. В 1956 и 1957 гг. доля отстающих артелей составила 51 и 83% соответственно. В 1956 г. излишки оборотных средств едва покрывали недостатки, а в 1957 г. уступали им в 2.6 раза. В 1958 г. недостаток оборотных средств в артелях превысил излишки в 3 раза. Эти факты говорят о снижении экономической эффективности промысловых артелей.

В последние два года существования промысловой кооперации области ее артели распределялись по отраслям промышленности следующим образом:

Таблица 2

Распределение промысловых артелей Курганской области по отраслям промышленности в 1959-1960 гг. (на 1 января) [23]

1959 г. 1960 г.

Отрасли промышленности Число В них Число В них

артелей членов артелей членов

Производство стройматериалов 3 197 3 186

Металлообрабатывающая 2 186 2 207

Силикатно-керамическая 1 323 1 267

Химическая 1 49 1 45

Кожевенная 4 623 4 649

Сапоговаляльная и войлочная 1 261 1 263

Швейная 10 1755 10 1846

Художественные промыслы 3 652 3 654

Деревообрабатывающая 6 1104 7 1305

Мебельная 2 267 3 441

Лесохимическая 5 1039 3 618

Итого 38 6456 38 6481

Из табл. 2 видно, что на 1 января 1960 г. в десяти артелях швейной промышленности насчитывалось 1846 членов. Семь артелей, в которых трудилось 1305 кооператоров, относились к деревообрабатывающей промышленности. Четыре артели с общей численностью 649 человек работали в кожевенной промышленности. В трех артелях, насчитывавших 654 человека, производили ковровые изделия. В трех лесохимических артелях работало 618 их членов. Остальные артели занимались производством строительных материалов, стекла и стеклянных изделий, валенок, мебели, металлообработкой, других изделий для населения.

В 1960 г. 15 промысловых артелей области насчитывали в своем составе от 101 до 200 человек, 13 - от 201 до 300 человек, восемь - от 51 до 100 человек. Лишь в одной артели имелось свыше 300 человек. Артелей, насчитывавших в своем составе более 500 человек, в области не было. Не было и артелей с численностью до 25 человек [24].

В исследуемый период промысловые артели имелись в городах Кургане и Шадринске и почти во всех сельских районах Курганской области. Не было промысловых артелей лишь в двух районах - Лопатинском и Усть-Уйском. Правда, в конце 1950-х гг. в Усть-Уйском районе непродолжительное время работала артель «Красный партизан». В связи с массовой национализацией

предприятий промысловой кооперации к концу исследуемого периода промысловые артели остались лишь в городах Кургане и Шадринске, а также в 14 сельских районах - Белозерском, Галкинском, Далматовском, Каргапольском, Курганском, Куртамышском, Макушинском, Мишкинском, Ольховском, Уксянском, Чашинском, Шадринском, Шатровском, Юргамышском.

Несмотря на многочисленные попытки национализации передовых в технико-экономическом отношении предприятий промысловой кооперации, до середины 1960 г. вопрос об упразднении промысловой кооперации не стоял. Министра финансов СССР А. Г. Зверева, который предлагал упразднить промкооперацию, сначала не поддерживали ни в Госплане СССР, ни в правительстве РСФСР. За полгода до ликвидации промкооперации эта акция на правительственном уровне не планировалась. Говорилось о том, что крупных предприятий, годных к передаче в государственную промышленность, в российской промысловой кооперации не осталось. Речь шла не о свертывании кооперации, а о повышении уровня ее обобществления. За две недели до упразднения промысловой кооперации правительство РСФСР решило выделить Роспромсовету 750 млн руб. на капитальное строительство в 1961 г. [25]. Но 20 июля 1960 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором предписывалось к 20 августа 1960 г. передать все промысловые артели в государственную промышленность, а к 10 ноября 1960 г. ликвидировать Роспромсовет [25].

24 сентября 1960 г. Совет Министров РСФСР принял постановление «Об упразднении промысловой кооперации РСФСР», а 3 октября 1960 г. постановление об упразднении промысловой кооперации Курганской области приняло правление Курганского областного промыслового совета. В постановлении правительства РСФСР предписывалось упразднить промысловую кооперацию, в срок до 1 октября 1960 г. передать ее предприятия, учебные заведения и другие организации государственным органам со всеми активами и пассивами, с утвержденными планами по производству, капитальному строительству, труду, себестоимости продукции, материально-техническому снабжению, с обязательствами по поставкам, финансовыми планами и сметами. Облисполкомы должны были принять меры по укреплению кадрами органов управления промышленностью местного подчинения, своевременному трудоустройству специалистов и других работников, высвободившихся из управленческого аппарата в связи с упразднением промысловой кооперации, имея в виду первоочередное использование этих кадров на предприятиях [26].

Предприятия, учреждения и организации, переданные из промысловой кооперации, были обязаны: а) не позднее 31 декабря 1960 г. произвести расчеты с членами артелей по выплате дополнительного заработка от прибыли; б) перечислить областным советам добровольного спортивного общества «Спартак» отчисления на физкультурно-спортивную работу от прибыли в размерах, установленных правлением Роспромсовета. Облисполкомам разрешалось организовывать на хозрасчетной основе управления бытового обслуживания населения [27].

В постановлении правления Курганского областного промыслового совета были подробно перечислены артели и их объекты, которые передавались в подчинение Курганскому совнархозу, управлениям местной промышленности и бытового обслуживания населения Курганского облисполкома. Курганскому совнархозу была передана артель имени П. Н. Кири-сика, производившая стекло и стеклянные изделия. Областная кооперативная профтехшкола передавалась Государственному комитету Совета Министров РСФСР по делам местной промышленности и художественных промыслов, облпромтехснаб - областной конторе «Глав-

снабсбыт». 26 артелей и две конторы «Главвторсырья» были переданы в ведение управления местной промышленности Курганского облисполкома. Управлению бытового обслуживания населения Курганского облисполкома передавались 23 объекта промысловых артелей области [28].

На базе упраздненных промысловых артелей в Курганской области были созданы фабрики по индивидуальному пошиву и ремонту одежды и обуви, химчистке и крашению одежды, 26 государственных предприятий бытового обслуживания населения [29].

Очевидно, что планы областного руководства в отношении предприятий упраздненной промысловой кооперации пересматривались. В статье начальника управления местной промышленности Курганского облисполкома М. Суханова, опубликованной 21 января 1961 г. в областной газете «Советское Зауралье», говорилось о том, что после упразднения осенью 1960 г. промысловой кооперации этому управлению было передано 23 артели, а на базе 13 артелей было создано областное управление бытового обслуживания населения. Его возглавил бывший руководитель промысловой кооперации области А. И. Грибанов. Помимо Боровлян-ского стекольного завода Белозерского района (бывшая промысловая артель им. П. Н. Кири-сика) в ведение Курганского совнархоза перешли еще шесть крупных предприятий - Курганская трикотажная фабрика, Курганская, Шумихинская и Шадринская швейные, Курганская и Шадринская обувные фабрики. К началу 1961 г. областное управление местной промышленности Курганского облисполкома объединяло 56 предприятий, в т.ч. шесть леспромхозов, четыре химлесхоза, три мебельных, две сапоговаляльных, две ковроткацких и одну кожгаланте-рейную фабрики, все районные и городские промкомбинаты.

Таким образом, на протяжении всего исследуемого периода структура промысловой кооперации Курганской области постоянно подвергалась реорганизации, что постепенно привело к ее ликвидации. Реорганизация в большинстве случаев инициировалась вышестоящими руководящими государственными и кооперативными органами и не всегда проводилась в интересах рядовых членов промысловых артелей. Наиболее эффективные в экономическом отношении промысловые артели Курганской области, как правило, передавались по решению государственных органов в государственную собственность, что оказывало значительное влияние на структуру промысловой кооперации области. Реорганизация системы промысловой кооперации проводилась с целью сократить управленческий аппарат, что позволило бы перенаправить освободившиеся денежные средства на нужды промышленности, а также укрепить предприятия инженерно-техническими кадрами. Эти действия можно считать оправданными и верными. Однако мы согласны с точкой зрения челябинского исследователя промысловой кооперации П. Г. Назарова о том, что ликвидация системы промысловой кооперации стала ошибочным шагом советского правительства, т.к. государственные предприятия в силу особенностей командно-административной системы не могли удовлетворить в полной мере спрос населения на товары широкого потребления [25]. Промысловые артели были важным экономическим звеном, совершенствование которого позволило бы СССР сгладить недостатки существовавшей тогда экономической системы.

Литература

1. Бурнашева Н. И. Промысловая кооперация в социально-экономическом развитии Якутии 1930-1950-х гг. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 6. С. 10-15.

2. Бурнашева Н. И. Роль кооперации в решении социальных проблем общественного развития (по материалам Якутии 1920-1980-х гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. №124. С. 21-29.

3. Григорьев А. В. Удовлетворение потребительского спроса сельских жителей Чувашии в 1946-1965 гг. // Вестник чувашского университета. 2007. №3. С. 19-24.

4. Пасс А. А. Огосударствление промысловой кооперации в СССР во второй половине 1950-х гг.: причины и последствия // Социум и власть. 2012. №5(37). С. 114-122.

5. Пасс А. А. Советская промысловая кооперация 1950-х гг.: историография проблемы // Социум и власть. 2014. №3(47). С. 120-126.

6. Печалов А. К. Ликвидация промысловой кооперации Ставрополья и Карачаево-Черкесии // Научные проблемы гуанитарных исследований. 2012. №12. С. 117-123.

7. Печалов А. К., Печалова Л. В. Рационализаторская и изобретательская деятельность промысловой кооперации // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2013. №1. С. 38-43.

8. Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. Р-879. Оп. 3. Д. 20. Л. 81.

9. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 18. Л. 388; Д. 19. Л. 187.

10. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 3. Д. 18. Л. 62; Д. 56. Л. 20.

11. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 3. Д. 18. Л. 62; Д. 56. Л. 20.

12. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 12. Л. 229, 255, 256; Д. 26. Л. 279.

13. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 16. Л. 19, 20; Д. 86. Л. 9; Д. 88. Л. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 22. Л. 126; Д. 90. Л. 13.

15. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Оп. 7. Д. 2. Л. 1-27.

16. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 24. Л. 130, 134, 138, 145.

17. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 43. Л. 151.

18. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Л. 270.

19. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 40. Л. 106.

20. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 46. Л. 96, 98.

21. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 46. Л. 237; Д. 47. Л. 38; Д. 50. Л. 6.

22. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 67. Л. 36.

23. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Оп. 3. Д. 41. Л. 115; Оп. 6. Д. 97. Л. 87; Д. 98. Л. 78, 82.

24. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Оп. 6. Д. 98. Л. 82.

25. Назаров П. Г. История ликвидации российской промысловой кооперации. 1952-1960. Челябинск: ЧГТУ, 1994. С. 46-48.

26. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 81. Л. 15.

27. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Л. 15, 16.

28. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Л. 16-20.

29. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Л. 21-23.

30. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 3. Д. 102. Л. 130, 140.

31. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 104. Л. 134, 135.

32. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 111. Л. 204.

33. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 117. Л. 330.

34. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 121. Л. 136.

35. ГАКО. Ф. Р-879. Оп. 6. Д. 132. Л. 142.

Поступила в редакцию 28.11.2018 г. После доработки - 27.12.2018г.

DOI: 10.15643/libartrus-2018.6.6

Organizational structure of producers' cooperation of Kurgan Oblast (1946-1960)

© А. А. Novozhilov1*, М. N. Fedchenko2

1Shadrinsk State Pedagogical University 3 Karl LibknehtStreet, 641870 Shadrinsk, Russia.

2Kurgan State University Bldg. 4, 63 Sovetskaya Street, 640020 Kurgan, Russia.

*Email: tolya.nowozhilov@yandex.ru

On the basis of archival materials, the changes of organizational structure of producers' cooperation of Kurgan Oblast in 1946-1960 are studied. The statistical data about the allocation of producers' artels on the branches of industry and the quantity of their members are given. The resolutions of the government of the RSFSR and the USSR, fixing the main steps of the state on the way to the liquidation of producers cooperation are noted. The logic and content of these actions are traced. The authors of the article note the role of cooperative unions in the structure of the Russian productive union and the reasons for their abolition. The role of reorganizations in the liquidation of producers' cooperations of the Kurgan Oblast is shown. It is noted that the cooperative unions were administrative superstructures and did not carry any important economic or administrative functions. One of the steps of the reorganization of producers' cooperations was the enlargement of the artels and the amalgamation of part of them with state enterprises. The legal side of the liquidation of producers' cooperations was elucidated in the decisions of the Council of Ministers of the USSR and the Council of Ministers of the RSFSR. In addition, various views of contemporaries on the studied issue are considered, which were given in the periodical press, letters of the regional leadership of the producers' cooperation. The mechanism for transferring cooperative enterprises of state and local industry is considered on the materials of the state archive of the Kurgan Oblast. There were two ways of transferring: joining an existing enterprise or creating a new factory/plant on the basis of artel. Many artels have turned into public service enterprises. The authors of the article emphasize that these processes were initiated by higher-level governing state and cooperative bodies. It is concluded that some of these decisions were made without taking the interests of ordinary members of artels into account.

Keywords: Kurgan Oblast, Russian productive union, producers' cooperation, artels, 1946-1960, organizational structure.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Novozhilov A. A., Fedchenko M. N. Organizational structure of producers' cooperation of Kurgan Oblast [1946-1960) // Liberal Arts in Russia. 2018. Vol. 7. No. 6. Pp. 490-500.

References

1. Burnasheva N. I. Nauchnye problemygumanitarnykh issledovanii. 2011. No. 6. Pp. 10-15.

2. Burnasheva N. I. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2010.

No. 124. Pp. 21-29.

3. Grigor'ev A. V. Vestnik chuvashskogo universiteta. 2007. No. 3. Pp. 19-24.

4. Pass A. A. Sotsium i vlast'. 2012. No. 5(37). Pp. 114-122.

5. Pass A. A. Sotsium i vlast'. 2014. No. 3(47). Pp. 120-126.

6. Pechalov A. K. Nauchnye problemyguanitarnykh issledovanii. 2012. No. 12. Pp. 117-123.

7. Pechalov A. K., Pechalova L. V. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii. 2013. No. 1. Pp. 38-43.

8. Gosudarstvennyi arkhiv Kurganskoi oblasti (GAKO). F. R-879. Op. 3. D. 20. L. 81.

9. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 18. L. 388; D. 19. L. 187.

10. GAKO. F. R-879. Op. 3. D. 18. L. 62; D. 56. L. 20.

11. GAKO. F. R-879. Op. 3. D. 18. L. 62; D. 56. L. 20.

12. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 12. L. 229, 255, 256; D. 26. L. 279.

13. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 16. L. 19, 20; D. 86. L. 9; D. 88. L. 3.

14. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 22. L. 126; D. 90. L. 13.

15. GAKO. F. R-879. Op. 6. Op. 7. D. 2. L. 1-27.

16. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 24. L. 130, 134, 138, 145.

17. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 43. L. 151.

18. GAKO. F. R-879. Op. 6. L. 270.

19. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 40. L. 106.

20. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 46. L. 96, 98.

21. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 46. L. 237; D. 47. L. 38; D. 50. L. 6.

22. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 67. L. 36.

23. GAKO. F. R-879. Op. 6. Op. 3. D. 41. L. 115; Op. 6. D. 97. L. 87; D. 98. L. 78, 82.

24. GAKO. F. R-879. Op. 6. Op. 6. D. 98. L. 82.

25. Nazarov P. G. Istoriya likvidatsii rossiiskoi promyslovoi kooperatsii. 1952-1960. Chelyabinsk: ChGTU, 1994. Pp. 46-48.

26. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 81. L. 15.

27. GAKO. F. R-879. Op. 6. L. 15, 16.

28. GAKO. F. R-879. Op. 6. L. 16-20.

29. GAKO. F. R-879. Op. 6. L. 21-23.

30. GAKO. F. R-879. Op. 3. D. 102. L. 130, 140.

31. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 104. L. 134, 135.

32. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 111. L. 204.

33. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 117. L. 330.

34. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 121. L. 136.

35. GAKO. F. R-879. Op. 6. D. 132. L. 142.

Received 28.11.2018. Revised 27.12.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.