Научная статья на тему 'Организационная структура медицинского обеспечения работников предприятий газоперерабатывающей промышленности на примере ооо «Газпром переработка»'

Организационная структура медицинского обеспечения работников предприятий газоперерабатывающей промышленности на примере ооо «Газпром переработка» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2220
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА / ЗДРАВПУНКТ / НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / СТАНДАРТЫ ПОМОЩИ / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / WORKING CITIZEN / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MEDICAL CARE / MEDICAL SERVICE / MANAGEMENT BY OBJECTIVES APPROACH / VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE / HEALTH / MEDICAL SUPPORT / WORKERS OF ENTERPRISE / HEALTH UNIT / DIRECTIONS OF MEDICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Равдугина Татьяна Григорьевна, Мосалева Ольга Владимировна

В современных условиях здоровье работающих граждан имеет высокую социально-экономическую значимость. Происходящие в России преобразования в системе медицинского обеспечения населения пока весьма слабо влияют на развитие инфраструктуры производственной медицины. На примере исследования организационной структуры и сложившейся практики медицинского обеспечения работников ООО «Газпром переработка» Сургута доказывается необходимость серьезных институциональных преобразований в этой сфере. В настоящее время развитие охраны здоровья работников предприятия ориентировано прежде всего на формирование определенного корпоративного стандарта профилактики, медицинского обеспечения, восстановительного лечения и реабилитации. Однако этот корпоративный стандарт должен не подменять (заменять) государственные стандарты медицинской помощи, а дополнять их более детализированными компонентами, нацеленными на более эффективную профилактику, раннюю диагностику заболеваний, в первую очередь профессиональных, сохранение и поддержание активного трудового долголетия работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Равдугина Татьяна Григорьевна, Мосалева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational structure of medical support of personnel of enterprises of gas-processing industry exemplified by “Gazprom Pererabotki”

In actual conditions, health of working citizen has high social economic value. The reformation of system of population medical care impact quite poorly on the development of infrastructure of occupational medicine. The case of study of organizational structure and prevalent practice of medical support of personnel of “Gazprom Pererabotki” of Surgut was used to prove necessity of serious institutional reformations in this sphere. Nowadays, development of health care of workers of enterprise is targeted primarily to formation of defined corporate standard of prevention, medical support, restorative treatment and rehabilitation/ However, this corporate standard has not to substitute public standards of medical care but to complement them by more detailed components targeted to more effective prevention, early diagnostic of diseases, primarily occupational ones and preservation and promotion of active working longevity of workers.

Текст научной работы на тему «Организационная структура медицинского обеспечения работников предприятий газоперерабатывающей промышленности на примере ооо «Газпром переработка»»

© РАВДУГИНА Т.Г., МОСАЛЕВА О.В., 2014 УДК 614.2:331.483

РАВДУГИНА Т.Г.1, МОСАЛЕВА О.В.2

Организационная структура медицинского обеспечения работников предприятий газоперерабатывающей промышленности на примере ООО «Газпром переработка»

1Минздрав Омской области, 644099, г. Омск; 2ООО «Газпром переработка», 628408, г. Сургут

В современных условиях здоровье работающих граждан имеет высокую социально-экономическую значимость. Происходящие в России преобразования в системе медицинского обеспечения населения пока весьма слабо влияют на развитие инфраструктуры производственной медицины. На примере исследования организационной структуры и сложившейся практики медицинского обеспечения работников ООО «Газпром переработка» Сургута доказывается необходимость серьезных институциональных преобразований в этой сфере. В настоящее время развитие охраны здоровья работников предприятия ориентировано прежде всего на формирование определенного корпоративного стандарта профилактики, медицинского обеспечения, восстановительного лечения и реабилитации. Однако этот корпоративный стандарт должен не подменять (заменять) государственные стандарты медицинской помощи, а дополнять их более детализированными компонентами, нацеленными на более эффективную профилактику, раннюю диагностику заболеваний, в первую очередь профессиональных, сохранение и поддержание активного трудового долголетия работников.

Ключевые слова: здоровье работающих граждан; медицинское обеспечение работников предприятия; организационная структура медицинской помощи; медицинская служба; здравпункт; направления медицинской деятельности; программно-целевой подход; стандарты помощи; добровольное медицинское страхование.

THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MEDICAL SUPPORT OF PERSONNEL OF ENTERPRISES OF GAS-PROCESSING INDUSTRY EXEMPLIFIED BY "GAZPROM PERERABOTKI" RavduginaT.G.1, Mosaleva O.V. 2

1The Omsk state medical academy of Minzdrav of Russia, 644047, Omsk, Russia;

2The "Gazprom Pererabotki", 628408, Surgut, Russia

In actual conditions, health of working citizen has high social economic value. The reformation of system of population medical care impact quite poorly on the development of infrastructure of occupational medicine. The case of study of organizational structure and prevalent practice of medical support of personnel of "Gazprom Pererabotki" of Surgut was used to prove necessity of serious institutional reformations in this sphere. Nowadays, development of health care of workers of enterprise is targeted primarily to formation of defined corporate standard of prevention, medical support, restorative treatment and rehabilitation/ However, this corporate standard has not to substitute public standards of medical care but to complement them by more detailed components targeted to more effective prevention, early diagnostic of diseases, primarily occupational ones and preservation and promotion of active working longevity of workers.

Key words: health; working citizen; medical support; workers of enterprise; organizational structure of medical care; medical service; health unit; directions of medical activity; management by objectives approach; voluntary medical insurance.

Условия работы имеют серьезные воздействия на финансовое положение, социальный статус, личностное развитие, социальные отношения и чувство собственного достоинства, а также защиту от физических, социально-психологических опасных факторов [1].

Следует подчеркнуть, что сегодня в России здоровье все более отчетливо приобретает черты рыночного товара. При этом происходящая коммерциализация таких жизненно важных общественных благ, как образование и здравоохранение, также порождает несправедливость в отношении здоровья граждан.

В связи с этим инфраструктурные инвестиции как в соответствующие программы в области организации и охраны труда, так и в создание служб медико-санитарной помощи не только по месту жительства граждан, но и по месту их занятости рассматривается нами в качестве важнейшего и перспективного направления государственной и региональной политики.

Ряд авторов [2, 3] отметили, что процессы медицинского обеспечения работников промышленных предприятий нуждаются в оптимизации, которая возможна в рамках единой организационно-экономической системы, обеспечивающей преемственность и полное удовлетворение медико-социальных потребностей работающего населения. Мы в полной мере разделяем это утверждение и представляем иллюстративную аналитику о необходимости преобразований в конкретном сегменте промышленности — ООО «Газпром переработка» Сургута.

Организационная структура медицинского обеспечения работников ООО «Газпром переработка» г. Сургута может служить примером современного состояния медицинского обеспечения работников предприятий промышленности, иллюстрируя и плюсы, и минусы сложившейся практики.

ООО «Газпром переработка» было создано в 2007 г. и в настоящее время является стопроцентным дочерним

Для корреспонденции: Мосалева Ольга Владимировна, [email protected]

Генеральный директор ООО «Газпром переработка»

Заместитель генерального директора по управлению персоналом

Здравпункт Вуктыльского ГПУ

(Республика Коми,

г. Вуктыл), 1211 работников

Страховая компания «СОГАЗ»

Здравпункт Сосногорского ГПЗ

(Республика Коми, г. Сосногорск), 1100 работников

Здравпункт ЗПКТ

(ЯНАО, Тюменская область Пуровский район), 782 работника

Медицинская служба

(л=5)

Здравпункт Сургутского ЗСК

(ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район), 2422 работника

Здравпункт УТЖУ

(ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск), 551 работник

Здравпункт Северного ЛПУМГ

(Республика Коми, Печерский район, пос. Изъяю), 183 работника

Рис. 1. Организационная иерархия сложившейся структуры медицинской службы ООО "Газпром переработка" г. Сургута

ВГПУ — Вуктыльское газопромысловое управление; ЗПКТ — завод по подготовке конденсата к транспорту; УТЖУ — управление по транспортировке жидких углеводородов; ЛПУМГ — линейное производственное управление магистральных газопроводов.

обществом ОАО «Газпром», основными направлениями деятельности которого являются переработка и транспортировка газа, газового конденсата и нефти; добыча газа, газового конденсата и жидких углеводородов; геологоразведочные работы.

В ООО «Газпром переработка» заняты 6848 работников, из них 39% являются сотрудниками Сургутского завода стабилизации конденсата (ЗСК) им. В.С. Черномырдина. Еще имеется шесть филиалов ООО «Газпром переработка», которые размещены в северных районах трех субъектов РФ: Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) — Югры и Республики Коми.

Как видно на схеме (рис. 1), функциональные обязанности по руководству сложившейся в настоящее время организационной структурой медицинской службы ООО «Газпром переработка» г. Сургута и решению вопросов охраны здоровья работников на предприятии в целом возложены руководством предприятия на заместителя генерального директора по управлению персоналом, не являющегося медицинским работником. Причем и в требованиях, предъявляемых к данной должности, не предусмотрено наличие медицинского образования.

Таким образом, медицинская служба, выполняющая непосредственно задачи по организации медицинского обеспечения работников Общества, находится в прямом

подчинении заместителя генерального директора по управлению персоналом. Медицинская служба играет центральную роль в организации работы по охране здоровья работников Общества [4]. В службе работают пять специалистов. Обязательного условия иметь высшее медицинское образование для специалистов нет. Как правило, это могут быть работники, имеющие высшее экономическое, фармацевтическое или среднее специальное медицинское образование.

Специалисты медицинской службы выполняют работу, связанную с распределением лимитов финансовых средств на год по здравпунктам и направлениям деятельности. Они же организуют (совместно с тендерным отделом предприятия) и процедуры проведения тендеров при заключении договоров по закупу медицинского оборудования для здравпунктов, а также договоров с различными учреждениями здравоохранения на проведение периодических медицинских осмотров работников. Также функционально специалисты медицинской службы выполняют прогностические операции по предполагаемым затратам на реабилитационно-восстановительное лечение нуждающихся в этом работников и оказание стоматологической помощи (включая зубопротезирование). На этом же уровне оформляются и визируются все соответствующие направлениям деятельности медицинской службы отчетные финансовые документы.

Отдельным разделом, причем значительным по объему, в деятельности медицинской службы является работа со страховой компанией «СОГАЗ». Так, ежегодно перезаключается договор по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), в рамках реализации которого ежедневно ведется солидный документооборот с этой страховой компанией по части организации лечения работников предприятия. Преимущественно медицинская помощь работникам Общества оказывается в рамках ДМС по высокотехнологическим видам лечения как в клиниках РФ, так и в зарубежных.

Начальник медицинской службы и заместитель начальника медицинской службы по функционалу должны иметь высшее медицинское образование и опыт работы по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения». В функции заместителя начальника медицинской службы входят получение и составление обобщающих отчетов по результатам периодических медицинских осмотров работников, контроль качества оказания медицинской помощи в здравпунктах, мониторинг и оценка удовлетворенности работников уровнем доступности и качеством оказываемой им медицинской помощи.

Работа медицинской службы построена на тесном взаимном сотрудничестве с работниками врачебных здравпунктов, расположенных децентрализованно. Заведующие здравпунктами косвенно подчиняются медицинской службе, но напрямую руководителям территориальных филиалов Общества, не являющихся медицинскими работниками.

Всего под функциональным патронажем «головного» звена медицинской службы функционируют шесть здравпунктов:

1) здравпункт Вуктыльского Ордена Трудового Красного Знамени газопромыслового управления (ВГПУ) расположен на территории Республики Коми в г. Вуктыле, обслуживает 1211 работников, возглавляет здравпункт врач-терапевт с общим стажем работы 25 лет, имеет предшествующий опыт работы в профилактории города;

2) здравпункт Сосногорского газоперерабатывающего завода (ЗСК) расположен на территории Республики Коми в г. Сосногорске, обслуживает 1100 работников, возглавляет здравпункт врач, выполняющая функции заведующего в течение пяти лет, имеет опыт работы по специальности невролог;

3) здравпункт завода по подготовке конденсата к транспорту (ЗПКТ) расположен на территории ЯНАО в Тюменской области, Пуровском районе, обслуживает 782 работника, возглавляет здравпункт врач со стажем работы 10 лет, имеет специальность терапевта;

4) здравпункт управления по транспортировке жидких углеводородов (УТЖУ) расположен на территории ЯНАО в Тюменской области, г. Ноябрьске, обслуживает 551 работника, возглавляет здравпункт врач-терапевт со стажем работы три года и общим терапевтическим стажем 10 лет;

5) здравпункт ЗСК им. В.С. Черномырдина расположен на территории ХМАО-Югры в Тюменской области, Сургутском районе, обслуживает 2422 работника, возглавляет здравпункт врач со стажем работы 20 лет; всего в штате этого здравпункта 3 врача;

6) здравпункт Северного линейного производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУ-МУ) расположен на территории Республики Коми, в Печерском районе, поселке Изъяю, обслуживает 183 работника, возглавляет здравпункт фельдшер со стажем работы семь лет.

Ц Сосногорск ГПЗ

И зпкт ЕЗ утжу

0 Сургутский ЗСК Щ Северное Л ПУМ Г ¡Щ Администрация

Рис. 2. Распределение работников ООО «Газпром переработка» (г. Сургут) по здравпунктам медицинской службы предприятия.

Оснащение всех здравпунктов медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения соответствует стандарту [5].

Однако наш опыт работы свидетельствует о том, что перечень оснащения, включенный в этот стандарт, минимальный, поскольку предусмотрено только самое необходимое, т. е. типичное оборудование для оказания первичной медико-санитарной помощи непосредственно на территории предприятий. Это электрокардиограф, медицинские весы, ростомер, сухожаровые термокамеры, физиотерапевтическое оборудование и т. д. Для оказания первичной медицинской помощи при травмах здравпункты оснащены иммобилизационными предметами медицинского назначения (костыли, шины, носилки и др.).

Все здравпункты имеют государственные лицензии на оказание первичной медико-санитарной помощи, проведение предрейсовых и послерейсовых, а также предсмен-ных и послесменных осмотров. Два здравпункта имеют также лицензии на физиотерапевтическую деятельность.

На рис. 2 представлено распределение численности работников Общества по прикреплению к здравпунктам.

Здравпункт ЗСК им. В.С. Черномырдина, расположенный на территории ХМАО-Югры, является самым крупным здравпунктом медицинской службы предприятия, поскольку под его патронажем находятся 39% работников от числа всех.

Стратегически за основу деятельности медицинской службы Общества взят программно-целевой подход. Так, в 2008 г. руководство предприятия утвердило долгосрочную целевую программу «Охрана и укрепление здоровья работников и членов семьи на 2008—2015 гг.». Среди приоритетных задач программы:

— раннее выявление, профилактика развития профессиональных и соматических заболеваний с целью продления профессионального долголетия;

— организация системы оказания первичной медико-санитарной помощи на производстве с учетом степени безопасности;

— раннее выявление и устранение отклонений состояний здоровья, приводящих к травматизму и аварийным ситуациям;

— экологомедицинский мониторинг на объектах и в районах размещения подразделения Общества;

— оптимизация структуры медицинской службы, источников финансирования, медицинского страхования с точки зрения оптимального соотношения. Кроме того, на протяжении последних пяти лет

(2008—2012) на предприятиях Общества дополнительно реализовывались такие программы, как: «Здоровое сердце», «Женское здоровье», «Мужское здоровье», «Лечение детей, больных детским церебральным параличом».

В целом развитие системы охраны здоровья работников ООО ««Газпром переработка» г. Сургута ориентировано на формирование своего корпоративного

стандарта профилактики, медицинского обеспечения, восстановительного лечения и реабилитации. Однако этот корпоративный стандарт должен не подменять (заменять) государственные стандарты помощи по этим направлениям, а дополнять их более детализированными компонентами, нацеленными на более эффективную профилактику, раннюю диагностику заболеваний, в первую очередь профессиональных, сохранение и поддержание активного трудового долголетия работников.

При этом отмечается тенденция стабильного и достаточного финансирования расходов на мероприятия медицинского плана из года в год. Так, на каждого работника предприятия в среднем выделяется от 53 до 65 тыс. рублей, т. е. суммы подушевых расходов, выделяемых на дополнительное медицинское обеспечение работников ООО ««Газпром переработка» г. Сургута, в 6,3 раза превышают средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на 2014 год [6].

В связи с этим на медицинскую службу ООО «Газпром переработка», являющуюся структурным подразделением аппарата управления Общества и имеющую немногочисленный состав работников (5 штатных единиц), возложены серьезные задачи. Основными направлениями работы медицинской службы в являются:

1) организационно-технологические:

— оказание амбулаторной первичной медико-санитарной помощи работникам Общества во всех ее видах и формах;

— проведение комиссионной врачебной экспертной оценки состояния здоровья работников;

— проведение предсменных, послесменных, пред-рейсовых, послерейсовых медицинских осмотров;

2) организационно-методические:

— реализация оздоровительных и профилактических программ;

— организация предварительных и периодических профилактических медицинских работников;

— организация и контроль хода проведения диспансеризации работников;

— организация направления работников на реаби-литационно-востановительное и санаторно-курортное лечение;

— организация оказания стоматологической помощи работникам;

3) обеспечение партнерского взаимодействия по вопросам охраны здоровья и медицинской помощи:

— со страховой компанией «СОГАЗ» по программе ДМС;

— с учреждениями здравоохранения, территориально расположенными в регионах размещения предприятий Общества;

— с профильными научно-исследовательскими институтами страны, центральными клиниками РФ;

— с зарубежными клиниками;

4) нормативно-правовое обеспечение системы охраны здоровья работников Общества:

— разработка, утверждение и выполнение регламента внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

— разработка, утверждение и выполнение программы производственного контроля;

— разработка, утверждение и выполнение локальных алгоритмов оказания первичной экс-

тренной неотложной медицинской помощи работникам;

— разработка, утверждение и выполнение программ производственного контроля на здрав -пунктах;

5) информационно-статистический мониторинг:

— внедрение в работу автоматизированных программ (уже в работе программа «1С: предприятие 8» по учету затрат на медицинские услуги работникам, включая учет услуг реабилитацион-но-восстановительного плана, по профосмотрам и т. д.; программа формирования учетно-отчет-ных медицинских документов; программа обеспечения единой связи со здравпунктами филиалов Общества);

6) планирование финансовых расходов на все виды медицинского обеспечения работников; представление соответствующей отчетности в вышестоящие органы.

ООО «Газпром переработка» г. Сургута не имеет ведомственного лечебно-профилактического учреждения, что не только затрудняет работу медицинской службы предприятия, но и негативно сказывается на результатах работы.

Так, нет возможности четко соблюдать последовательность медицинского наблюдения работников на этапах оказания медицинской помощи. Не налажены централизованная обработка и хранение агрегированных данных о состоянии здоровья работников. Выполняя основную работу, специалисты медицинской службы также испытывают трудности вследствие ряда существующих пробелов нормативно-правового плана. В их числе следующие:

— отсутствие федеральных нормативных документов, регламентирующих организацию медицинского обеспечения работников ОАО «Газпром», включая организацию работы медицинского персонала здравпунктов дочерних филиалов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— отсутствие регламентирующих документов по полномочиям и_функциям медицинской службы филиалов ОАО «Газпром»;

— отсутствие современной методики для расчета штатной численности работников медицинской службы предприятия, в том числе здравпунктов;

— отсутствие типовых требований к размещению здравпунктов и современного табеля их оснащения;

— отсутствие методических пособий для разработки отраслевых критериев эффективности деятельности медицинской службы;

— отсутствие разработанных на уровне ОАО «Газпром» нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок оценки качества оказания медицинской помощи работникам в здравпунктах, а также порядок санитарно-гигиенического и эпидемиологического контроля условий труда работников предприятия;

— отсутствие обратной связи между учреждениями здравоохранения, в которых получают медицинские услуги по ДМС работники предприятий Общества, и здравпунктами предприятия;

— отсутствие утвержденного алгоритма (порядка) оказания первичной (экстренной и неотложной) медицинской помощи работникам на предприятии до приезда территориальной скорой медицинской помощи;

— отсутствие стандарта информационного сопровождения деятельности медицинской службы Общества, в том числе программного продукта, позволяющего архивировать персональные данные работников о состоянии здоровья.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что сложившаяся к настоящему времени структура системы медицинского обеспечения работников ООО «Газпром переработка» г. Сургута несовершенна. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант последующего развития системы — это формирование целостной институциональной модели организации лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической помощи работникам по типу цеховой службы, замыкающейся на головное медицинское учреждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВОЗ. Комиссия по социальным детерминантам здоровья. Краткий обзор заключительного доклада «Ликвидировать разрыв в течение жизни одного поколения (Соблюдение принципов справедливости в здравоохранении путем воздействия на социальные детерминанты здоровья)». WHO 2014 Social determinants of health.

2. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В., Буланов В.Е. Организация медицинской помощи работникам промышленных предприятий в современных условиях. Саратовский научно-медицинский журнал. 2010; 2. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-meditsinskoy-pomoschi-rabotnikam-promyshlennyh-predpriyatiy-v-sovremennyh-usloviyah.

3. Норенко В.В. Оптимизация качества медицинской помощи в промышленном здравоохранении. Обзор литературы. Сибирский медицинский журнал (Томск). 2011; 3-1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-kachestva-me-ditsinskoy-pomoschi-v-promyshlennom-zdravoohranenii-obzor-literatury.

4. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 23 июня 1994 года № 130 «Об организации медицинской помощи работающим, на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения».

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 911н «Об утверждении порядка

оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

REFERENCES

1. VOZ. Komissija po social'nym determinantam zdorov'ja. Kratkij obzor zakljuchitel'nogo doklada «Likvidirovat' razryv v techenie zhizni odnogo pokolenija (Sobljudenie principov spravedlivosti v zdravoohranenii putem vozdejstvija na social'nye determinanty zdorov'ja)». WHO 2014 Social determinants of health. (in Russian)

2. Novokreshhenova I.G., Novokreshchenov I.V., Bulanov V.E. Or-ganizacija medicinskoj pomoshhi rabotnikam promyshlennyh predprijatij v sovremennyh uslovijah. Saratovskij nauchno-me-dicinskij zhurnal. 2010; 2. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsiya-meditsinskoy-pomoschi-rabotnikam-pro-myshlennyh-predpriyatiy-v-sovremennyh-usloviyah. (in Russian)

3. Norenko V.V. Optimizacija kachestva medicinskoj pomoshhi v promyshlennom zdravoohranenii. Obzor literatury. Sibirskiy meditsinkiy zhurnal (Tomsk). 2011; 3-1. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-v-promyshlennom-zdravoohranenii-obzor-literatury. (in Russian)

4. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i medicinskoj promyshlen-nosti RF ot 23 ijunja 1994 goda N 130 «Ob organizacii medicinskoj pomoshhi rabotajushhim, na predprijatijah promyshlennosti, stroitel'stva, transporta, svjazi v uslovijah objazatel'nogo medi-cinskogo strahovanija naselenija». (in Russian)

5. Prikaz ot 13 nojabrja 2012 g. N 911n «Ob utverzhdenii por-jadka okazanija medicinskoj pomoshhi pri ostryh i hronicheskih professional'nyh zabolevanijah». (in Russian)

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 oktjabrja 2013 goda № 932 «O programme gosudarstvennyh garantij bes-platnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov». (in Russian)

Поступила 03.02.14 Received 03.02.14

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:616-082

СУСЛИН С А.1, ПАВЛОВ В.В.2, ШЕШУНОВА С.В.3

Современные подходы к организации медицинской помощи населению в условиях городской многопрофильной больницы

1ГБУЗ СО "Волжская центральная городская больница", 443045, г Самара; 2ГБОУ ВПО Самарский государственный медицинский университета Минздрава России, 443110, г Самара; 3ГБУЗ СО "Новокуйбышевская центральная

городская больница", 446200, г. Новокуйбышевск

Статья посвящена изучению системы оказания медицинской помощи населению г. Новокуйбышев-ска — четвертого по численности населения города Самарской области, за 2006—2010 гг. Сохраняется естественная убыль населения на фоне стабилизации показателей заболеваемости. Отмечается стабильное медицинское обеспечение населения города основными видами медицинской помощи. Одним из современных организационных подходов является реализация на базе Новокуйбышевской центральной городской больницы пилотного проекта по повышению качества услуг в здравоохранении. Ресурсосберегающей организационной технологией можно признать корпоративный территориальный медицинский центр — комплекс самостоятельных лечебно-профилактических учреждений г. Новокуйбышевска и трех прилегающих к нему сельских муниципальных районов, функционально и организационно связанных между собой.

Ключевые слова: организация здравоохранения; заболеваемость; здоровье; городская многопрофильная больница; пилотный проект; корпоративный территориальный медицинский центр.

THE MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF MEDICAL CARE OF POPULATION IN CONDITIONS OF MUNICIPAL MULTI-FIELD HOSPITAL

Suslin S.A.1, Pavlov V.V.2, Sheshunova S.V.3 Для корреспонденции: Суслин Сергей Алексадрович, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.