Научная статья на тему 'Организационная структура и классификация supply chain'

Организационная структура и классификация supply chain Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / ПАРТНЕРСТВО / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ / ОТРАСЛЕВЫЕ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молодецкая Е.Ю.

Система цепочек поставок многосложна и может быть измерена структурно. Цепочки поставок можно подразделить на отраслевые то есть, все участники цепочек поставок находятся в одном секторе экономики, например машиностроение, сельского хозяйства, нефтехимической отрасли, здравоохранения , то есть работают в направлении одного типа рынка. К сложным цепочкам поставок необходимо отнести агрегации предприятий в случае, когда образуются холдинги и работают в различных направлениях выпуска и распределения продукции различных рынков. При условии реальной действительности и более тесного взаимодействия, каждая из представленных в классификации групп, каждая из систем цепочек поставок может интегрироваться и формироваться в интегрированные цепочки поставок, в которых происходит взаимодействие и взаимовлияние на рынки, на участников процесса и при определенных условиях образуются совершенно различные структуры цепочек поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная структура и классификация supply chain»

Организационная структура и классификация Supply Chain

Молодецкая Елена Юрьевна,

DBA, Высшая школа корпоративного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, helenkorobko10@hotmail.com

Система цепочек поставок многосложна и может быть измерена структурно. Цепочки поставок можно подразделить на отраслевые - то есть, все участники цепочек поставок находятся в одном секторе экономики, например машиностроение, сельского хозяйства, нефтехимической отрасли, здравоохранения , то есть работают в направлении одного типа рынка. К сложным цепочкам поставок необходимо отнести агрегации предприятий - в случае, когда образуются холдинги и работают в различных направлениях выпуска и распределения продукции различных рынков. При условии реальной действительности и более тесного взаимодействия, каждая из представленных в классификации групп, каждая из систем цепочек поставок может интегрироваться и формироваться в интегрированные цепочки поставок, в которых происходит взаимодействие и взаимовлияние на рынки, на участников процесса и при определенных условиях образуются совершенно различные структуры цепочек поставок. Ключевые слова: цепочки поставок, партнерство, высокие технологии управления в направлении удовлетворения конечного потребителя, отраслевые интеграции систем цепочек поставок, модели взаимодействия, имитационное моделирование

Цепочки поставок по своей природе можно подразделить на простые и сложные; хотя простые цепочки поставок не являются далеко простыми, но формируются и складываются из взаимоотношений для организации какого одно либо бизнеса или по другому для организации удовлетворения спроса товаров одного назначения. На Рисунке 1 изображена классификация цепочек поставок, где к сложным цепочкам поставок можно отнести -глобальные цепочки поставок, в которых партнерства и участники цепочек поставок ( поставщики сырья, производители, дистрибьюторы, розничный сектор, потребитель или один из перечисленных разбросаны по всему миру).

Существует классификация по типу взаимодействия :

1. Вертикальная : франшиза, субконтрактная

2. Диагональные: межотраслевые

3. Горизонтальные : альянсы в одном отраслевом секторе

4. Внутренние : центры прибыли, стратегические бизнес единицы.

Понимание организации системы цепочек поставок и структурного измерения

цепочек поставок необходимо для правильного построения связей в цепочках поставок, что является главной движущей силой в существующих цепочках поставок. В основном существует два структурных измерения : горизонтальная структура и вертикальная структура. Горизонтальная структура относится к количеству поставщиков в системе цепочки поставок. Горизонтальная структура может быть длинной с значительным количеством поставщиков, а может быть короткой, с несколькими поставщиками. Вертикальная структура относится к количеству поставщиков и покупателей в пределах каждого поставщика Управление системой цепочек поставок - это создание организационной структуры, планирование деятельности, выполнение, контроль и мониторинг процессов в системе цепочек поставок с целью создания добавочной стоимости, построение конкурентной инфраструктуры, выравнивание логистики, синхронизация поставок в соответствии со спросом. Другими словами - это такая организационная структура системы цепочек поставок, которая результатом всех бы необходимых ее шагов деятельности будет трансформирование сырья в конечный продукт или услугу для потребителя. Компании обычно управляют организационной структурой, в которой есть серия бизнес-процессов , трансформирующих входной поток в выходной поток с наилучшей выгодой для потребителя.

О

3

в

S

9

2 а

8

Рис. 1. Классификация систем цепочек поставок.

ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДО ПЕРЕСТРОЙКИ

ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ НАСТОЯЩЕГО

ИНТЕГРАЦИЯ БУДУЩЕГО

(логимчккм ц*ль

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ (системы цепочек

ДИСТРИБЬЮЦИЯ

Рис. 2. Эволюция Системы цепочек поставок.

СО

о

од

£

Б

а

2 о

На Рисунке 2 представлена эволюция цепочек поставок нашего периода в нашей стране, с ранних времен формировалось понимание и систематизировалось отношение функций для удовлетворения спроса потребителей. В Таблице 1 представлены трансформация философии цепочки поставок, изменения показателей и качество движущей силы в процессе формирования понимания и необходимости системы цепочек поставок.

Управление цепочками поставок рассматривается как управление саморегулирующейся, самовосстанавливающейся, самотрансформирующейся системой, реагирующей на спрос потребителя, в состав которой включены - люди, движимое и недвижимое имущество , процессы и технологии, необходимые для производства товаров и услуг , необходимых для удовлетворения спроса потребителя.

Само существование системы цепочек поставок существовало еще в давние времена , о чем свидетельствуют цитата известного философа: «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» - известная цитата Фрэн-

Таблица 1

Характеристика эволюции показателей системы цепочек поставок.

Период Философия Ключевой двигатель (показатель) Основные показатели J фф ективн ости

1980-90годы Продвижение продукта Качество 1. Оборочивасмость 2. Себестоимость продукции

90-е годы Объем продвигаемый Цена 3. Производительность (пропускная способность) 4 Мощность производства

2000с годы Продвигаемы й рынок Доступность товара 5. Доля рынка 6. Доля заказов, которая была удовлетворена в общем количестве заказов (показатель наличия ассортимента)

Середина 2000г г Двигаемый потребителем Время выполнения 7. Удовлетворение потребителя 8 Добавленная СТОИМОСТЬ 9. Время ответа

ПОСЛЕ 2000г г Двигаемый Знанием Информация 10.Общение в реальном времени 11. Бизнес-аналитика

2015гтв настоящее время концептуален ость Знание, творчество 12.Результат во времени 13. Персональный удовлетворенный спрос

сиса Бэкона, которая сразу определяет составные элементы Системы управления цепочками поставок:

■ входящий поток: ресурсы;

■ деятельная промышленность - цепочки поставок с материальным потоком;

■ выходящий поток - удовлетворение спроса покупателей.

Но все зависит от структуры и силы взаимодействия между ними. Таким образом, еще из цитаты философов, автор определяет составные части системы це-

L%

NL

"4,

X

Рис. 3. Основная Модель цепочки поставок.

Рис. 4. Трансформационная линейная модель системы системы цепочек поставок.

почек поставок.

Формулируя другими словами метафору "Supply chain", - это система цепочек поставок, посредством которой, покупатели получают необходимые товары и услуги. Система цепочек поставок представляет собой сеть взаимодействующих организаций, которые имеют общие цели и наилучшие возможности для осуществления доставки потребителю. Для практического применения Автор показывает простую линейную диаграмму Системы цепочек поставок на Рисунке 3:

На Рисунке 2 изображена основная линейная модель цепочки поставок, причем по направлению к покупателю проходят потоки информации, потоки товаров, потоки составных частей, материалов, в обратную сторону поступает поток информации и спрос или заказы потребителей , а также финансовый поток или оплата.

В контексте систем цепочек поставок можно выделить три составные части: входной поток, выходной поток и трасформация самого потока изображено на рисунке 4.

Входной поток - это имеющиеся ресурсы, посредством которых, удовлетворяется спрос потребителя ( в процессе трансформации имеющихся ресурсов получаем необходимый потребителю товар) . Наличие ресурсов позволяет создать товар или услугу, на которую имеется спрос потребителя. Ресурсы подразделяются на: материальные и нематериальные ресурсы. Материальные - это сырье, движимое и недвижимое имущество, капитал, оборудование, к нематериальным ресурсам относится - человеческий капитал, интеллектуальный капитал, технологии, бренды, идеи и т.д. .

Выходной поток - это материальный поток товаров или услуг, имеющее отно-

шение к физическому распределению товаров и услуг, в конечном результате это сервис и товары, предоставляемые конечному потребителю для удовлетворения покупательского спроса.

Трансформация материального потока - это процесс, в результате которого, из имеющихся возможных ресурсов производится и доставляется конечному потребителю необходимый товар или услуга, к данным процессам - относятся: процессы производства товаров и услуг, перемещение, хранение, дистрибьюция и розничная продажа.

Финансовый поток и информационный поток в системе цепочек поставок двигаются по нисходящей линии. В цепочке поставок понимание нисходящей линии подразумевает - направление движения от конечного потребителя к производителю.

«Supply chain" - метафора, которая впервые употребилась в 80-х-90х годах для того, чтобы показать наглядно как (по какому направлению) двигается необходимый товар или услуга к конечному потребителю: то есть другими словами это метафора необходима была, чтобы отобразить схему доведения товаров и услуг до конечного потребителя и показать вектор движения. И определение -как цепочка поставок - не есть подходящее определение, так как вызывает ассоциации с поставками предприятий, которые содержат намек на линейные связи в цепочках поставок или во взаимодействии предприятий, так как слово chain- в переводе цепочка или звено -элемент понимания линейной связи. Но существующий реальный мир включает в себя трехмерные измерения и множество предприятий. В самом деле наш активный мир двигается к формированию сетей: сеть стремится к таким же сетям, и нам необходимо смириться с этой реальностью.

Многоуровневость поставщиков и покупателей можно показать на любом примере в любой отрасли.

Наличие элементов обязательных системы цепочек поставок вырисовывает иерархическую пирамиду , в которой и их можно изобразить диаграммой взаимодействия на Рисунке 6:

1 слой - участники рынка,( Поставщик- Производитель-Дистрибьютор-Розница-Потребитель)

2-й слой - бизнесс- процессы и биз-несфункции (или бизнес-подразделения компании) взаимосвязаны между собой горизонтальными и вертикальными связями,

3- слой - технологии ,

© 3

В

S

9

2 а

8

00

сэ

сч

£

Б

ей

2 ©

4й слой - Управление и структурирование взаимоотношений,

5й слой- систематизация модели партнерства.

Учитывая, что взаимодействие участников рынка может иметь различную степень взаимодействия и различные уровни связей. Каждый участник рынка имеет обязательные бизнесс-процессы, как необходимое условия движения и существования структурной единицы. Для достижения результатов бизнесс процессов -обязательно должно быть бизнес -подразделение или бизнес -функции, и соответственно среда существования бизнес-структур и бизнес единиц (любых организаций) подразумевает наличие в среде окружения таких же бизнес-структур, где формируются межструктурные взаимодейсвия, посредством которых развиваются и двигаются на достижение результатов бизнесс-процессов каждой бизнес единицы.

Вывод:

Цепочки поставок рассматриваются как живые системы с жесткими и гибкими связями, реагирующие на спрос потребителя и функционирующие в пределах региона. Особенность рассмотрения не просто системы цепочек поставок, а системы цепочек поставок классифицированные по расположению: по определенному территориальному расположению. Также к особенностям формирования цепочек поставок в регионе является еще и появлении плотности более тесных и плотных межорганизационных связей в первую очередь на определенной территории. Научная новизна состоит еще и в том, что данный инструмент цепочек поставок рассматривается не просто как система, реагирующая на спрос конкретного вида товара в определенной отрасли, но и в том, что необходимо создать систему цепочек поставок для удовлетворения благополучия и повышения уровня жизни населения в конечном итоге.

Уровни взаимодействия не ограничиваются ни количеством участников взаимодействия, ни узкой ограниченностью какой-либо одной отрасли. Из этого мы видим , как из теории хаоса :- из беспорядочных возможностей взаимодействия - структурируются и формируются, систематизируются определенные взаимоотношения между участниками рынка по пути снижения издержек, максимизации прибыли, улучшения коммуникативных и информатизационных технологий, а соответственно обогащая и улучшая культуру взаимоотношений общества и экономии ресурсов.

Рис 5. Многоуровневость системы цепочек поставок.

vi одели .it перст ь

Управление и структурирование взаимосвязей

Технологии

D и з н есофу н к ц и ¡ i

Участники рынка (цепочки поставок]

Рис. 6. Диаграмма структуры взаимодействия в системе цепочек поставок.

Литература

I.Steger, M.B. 2009. Globalism: The new market ideology, 3rd ed. Rowman & Littlefield.

2. John Gattorna. Dynamic Supply Chain.2nd Edition. Financial Times Prentice Hall.2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Douglas Lambert, Michael Knemeyer, John Gardner. Building High Performance Business Relationships. Supply Chain Management Institute.2010.

4. Manfred B. Steger Globalism: the new market ideology, Rowman & Littlefield, 2002

5. И.О.Проценко. Стратегическая логистика. Издательство «Креативная экономика». 2005

6. Ю.Г. Лебедев.Логистика.Теория гармонизированных цепеи? поставок. Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана.2007.

7. Anthony Sgroy.The Innovative Lean Enterprise. LLC.2014.

Organizational structure and classification

Supply Chain Molodetskaya E.Yu.

Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration The supply chain system is complex and it can be measured structurally. The supply chain can be divided into sectoral - that is, all participants

in supply chains are in the same sector of the economy, for example, machine building, agriculture, petrochemical industry, healthcare, that is, they work towards one type of market. To complex supply chains it is necessary to classify aggregations of enterprises - in the case when holdings are formed and work in different directions of production and distribution of products from different markets. Each of the supply chain systems can be integrated and formed into integrated supply chains in which interaction in the different markets take place, the participants in the process and under certain conditions, completely different structures are formed supply chains. Keywords: Supply Chain, partnership, new instruments and technology of business management, the supply chain as an integrated system of supply chains and the balanced development that meets the interests of all participants,simulation modeling method I.Steger, M.B. 2009. Globalism: The new market ideology, 3rd ed. Rowman & Littlefield.

2. John Gattorna. Dynamic Supply Chain.2nd Edition.

Financial Times Prentice Hall.2010.

3.Douglas Lambert, Michael Knemeyer, John Gardner. Building High Performance Business Relationships. Supply Chain Management Institute.2010.

4. Manfred B. Steger Globalism: the new market

ideology, Rowman & Littlefield, 2002

5. I.O.Protsenko. Strategic logistics. Publishing

house «Creative Economy». 2005

6. Yu.G. Lebedev.Logistics.Theory of harmonized

supply chains. Publishing house MSTU. NE Bauman.

7. Anthony Sgroy.The Innovative Lean Enterprise.

LLC.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.