Научная статья на тему 'Организационная модель инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО ОВД на базе ядра из наследственного инварианта'

Организационная модель инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО ОВД на базе ядра из наследственного инварианта Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функция / управление / инвариант / материально-техническое обеспечение / инфраструктура. / function / management / invariant / logistics / infrastructure.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Георгий Вартанович Гиоев

Рассмотрены этапы построения единой инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО. Разработана инвариантная матрица структур МТО; предложены руководящие принципы функционирования инфраструктуры МТО ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL INDICATORS AS A SUBJECT OF STRATEGY OF ORGANIZATIONAL CHANGES IN THE POLICE DEPARTMENT

The article discusses the stages of building a single invariant-balanced management structure of logistics. Developed invariant matrix structures logistics and proposed guidelines for the functioning of the infrastructure logistics of Department of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Организационная модель инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО ОВД на базе ядра из наследственного инварианта»

УДК 351.741 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10055

ББК 67.401.213 © Г.В. Гиоев, 2018

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНВАРИАНТНО-СБАЛАНСИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МТО ОВД НА БАЗЕ ЯДРА ИЗ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИНВАРИАНТА

Георгий Вартанович Гиоев, доцент кафедры финансово-хозяйственной деятельности, кандидат военных наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: gioev_g@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены этапы построения единой инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО. Разработана инвариантная матрица структур МТО; предложены руководящие принципы функционирования инфраструктуры МТО ОВД.

Ключевые слова: функция, управление, инвариант, материально-техническое обеспечение, инфраструктура.

FUNCTIONAL INDICATORS AS A SUBJECT OF STRATEGY OF ORGANIZATIONAL CHANGES IN THE POLICE DEPARTMENT

Georgiy V. Gioev, associate professor of chair of financial and economic activity, candidate of military sciences, associate professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: gioev_g@mail.ru

Annotation. The article discusses the stages of building a single invariant-balanced management structure of logistics. Developed invariant matrix structures logistics and proposed guidelines for the functioning of the infrastructure logistics of Department of Internal Affairs. Keywords: function, management, invariant, logistics, infrastructure.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гиоев Г.В. Организационная модель инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО ОВД на базе ядра из наследственного инварианта. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):273—281.

Органы внутренних дел являются составной частью системы МВД России и решают важные государственные задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности. С эскалацией раннее не встречавшихся в массовом порядке таких проблем, как терроризм, киберпреступность, торговля людьми и человеческими органами, нелегальная миграция и др. и реализацией политики правительства России, направленной на сокращение численности полиции (с 2009 по 2017 гг. — на 28%) и снижение бюджетных расходов (соответственно — на 43%) возросли требования к качеству результатов оперативно-служебной деятельности полиции, к управлению инфраструктурой в системе материально-технического обеспечения (МТО) ОВД.

В процессе «усложнения реальности» (М. Делягин) не уменьшается число факторов внешней среды, способных оказать критическое воздействие на состояние инфраструктуры МТО ОВД: во-первых, это

разворачивающаяся на наших глазах «гуманитарно-технологическая революция» (Г. Малинецкий), выдвигающая на передний план технологизацию человеческого пространства; во-вторых, актуализация «общественного интеллекта» (А. Субетто), закрепляющая за организацией и стоящей за ней структурой полноценный статус нового гражданина социума; в-третьих, организационная идеология, маркерами которой можно считать «отношение человека к вере, к семье, к Родине, к языку, к труду, к служению и к исторической памяти» (А. Вайц).

Обобщение отечественного опыта формирования инфраструктуры МТО территориальных ОВД показывает, что на протяжении двух столетий, с начала XIX в. и по настоящее время, доминирующим фактором ее формирования продолжает оставаться принятие на вооружение новых либо усовершенствованных систем вооружения, военной и специальной техники, средств защиты и активной обороны, средств связи и коммуникации и, в первую очередь, рост их энергетических и мощностных характеристик.

В то же время, мало исследованными остаются теоретические и управленческо-методологические вопросы совершенствования инфраструктуры МТО ОВД, в частности, структуры управления МТО ОВД.

В основу разработки единой инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО ОВД положены два фундаментальных методологических положения — целостность системы и единство структуры. Целостность системы и единство структуры выступают как условия появления новых свойств и актуализации новых функций управления МТО. Целостность системы МТО — это выражение качества или совокупности общего, особенного и единичного в организации и поведении инфраструктуры МТО как ее ядра, так и ее окружения. Единство структуры управления МТО — это цель и средство решения проблем функционирования и формирования инфраструктуры МТО через укрепление гомеостазиса и интеграцию ее частей в единое целое.

Этапы построения единой инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО включают:

1) построение системной онтологии структурного инварианта;

2) выведение системогенетической альтитуды;

3) формирование ядра структуры МТО из наследственного инварианта [1, с. 179];

4) установление пределов структурной изменчивости и структурной устойчивости;

5) моделирование частотного спектра структуры;

6) создание модели перспективной структуры МТО ОВД методами симметрии, асимметрии и дис-симметрии как инструментами мерогенеза (Э.М. Со-роко);

7) оценка модели перспективной структуры МТО ОВД по основанию преемственности (критерии энергоемкости (ресурсоемкости) и цефализации).

На первом этапе онтологию структурного инварианта представим сокращенным кортежем вида < А, В, С >, где А — множество абсолютных подобий (субинвариантов) области структурного инварианта, полученное из историко-генетического анализа; множество В — определения абсолютных подобий (субинвариантов) структурного инварианта: симмет-риякак «вид согласованности отдельных частей, которая объединяет их в единое целое»; синергия как высшая степень связи отдельных частей целого; фрак-тальность как самоподобие однородных частей целого (структурных кластеров); С — множество от-

ношений (связей) между абсолютными подобиями (субинвариантами) структурного инварианта.

На втором этапе в целях масштабно-пространственного представления структурного инварианта строится системогенетическая альтитуда (Г.П. Мельников) субинвариантов, у которой на верхнем уровне по праву располагается множество абсолютных подобий (субинвариантов) — симметрия, синергия и фрактальность, — составляющих область системной онтологии структурного инварианта. На среднем уровне системогенетической альтитуды размещается множество относительных подобий (субинвариантов), на которых базируются конструкции организационных структур МТО: «инвариант-потребность», «инвариант-функция», «инвариант-вид обеспечения» и «инвариант-служба МТО». На низшем уровне системогенетической альтитуды размещается множество подобий (субинвариантов) «фундаментальной простоты» (С.И. Сухонос) [5], из которых образуется матрица организационных структур МТО.

На третьем этапе, в зависимости от специализации и выполняемых задач подобия (субинварианты) на низшем уровне системогенетической альтитуды синтезируются в множественные горизонтальные линейно-функциональные цепочки, например, вода, еда -— питание -— продовольственное обеспечение -— продовольственная служба, образуя в совокупности инвариантную матрицу организационных структур МТО (табл. 1).

На четвертом этапе, в целях определения пределов изменчивости и устойчивости структур МТО, а также свойств компонентов, их взаимодействия, точнее, взаимоСОдействия (П.К. Анохин) [2], необходимо воспользоваться «утверждениями здравого смысла» (common sense). Утверждения здравого смысла базируются на признании аксиоматическими следующих предположений:

1) целью, задачей и критерием оценки деятельности структуры МТО является достижение РЕЗУЛЬТАТА;

2) результатом деятельности структуры МТО является субъективно-объективная УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ подразделения (сотрудника) ОВД в материальных средствах в рамках установленных норм снабжения (положенности);

3) НОРМА снабжения (положенности) есть научно обоснованный принцип, возведенный в ранг ЗАКОНА;

Табл. 1. Комплексный состав инвариантной матрицы организационных структур МТО

Инвариантная матрица структур МТО

Инвариант-потребность Инвариант-функция Инвариант-вид обеспечения Инвариант-служба

Вода, еда Питание (котловое, сухой паек) Продовольственное Продовольственная

Обмундирование (одежда, обувь, головной убор); гигиена Экипировка, стирка, помывка Вещевое (банно-прачечное) Вещевая

Сон, отправление естественных надобностей, жилище Предоставление служебного (собственного) жилья Квартирно- эксплуатационное, коммунальное Квартирно-эксплуатационная

Здоровье Лечение Медицинское Медицинская

Безопасность от огня Предупреждение и тушение пожаров Пожарная безопасность Пожарная

Безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества Охрана, защита и оборона Оружие, боеприпасы, СИБиАО Вооружения

Перемещение людей и грузов Перевозка (авто-, авиа-, ж/д, водным и трубопроводным транспортом) Транспортное (автотехническое, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое и др.) Транспортная

Топливо, масла, спецжидкости Заправка Горючим, маслами, спецжидкостями Горюче-смазочная

Быт (товары, услуги, работы и др. в личных целях) Торговля Торгово-бытовое Договорная

Деньги Денежное довольствие Финансово-экономическое Финансовая

Служебные собаки, лошади Содержание, кормление, лечение Ветеринарное Ветеринарная

Знания, умения, навыки (компетенции) Обучение Тыловое образование —

4) ЗАКОН — решение облеченного властью лица или органа власти и закрепленное документально установленным порядком.

На пятом этапе из утверждений здравого смысла получены качественные и количественные принципы, которые способствуют пониманию прошлого, объяснению сегодняшнего и предугадыванию будущего единой инвариантно-сбалансированной структуры управления МТО.

Качественные принципы утверждений здравого смысла располагаются в границах модели «биполярного универсума» (Э.М. Сороко), динамика которого представляет собой «пульсирующий биполярный осциллятор» из попарно представленных взаимно обусловливающих и дополняющих друг друга компонентов. Статику модели «биполярного универсума» можно представить примерно из следую-

щих девяти (3 х 3) пар компонентов соответствий, балансов и доминирований:

1) принцип соответствия квалификации и количества сотрудников, уровней управления сложности выполняемых задач по предназначению;

2) принцип соответствия меры «административной емкости» или меры управляемости принятым в науке ограничениям (Л. Урвик);

3) принцип количественного (динамического) соответствия ресурсов МТО, в том числе сотрудников и гражданского персонала, потребностям обеспечивающих подразделений;

4) принцип баланса централизации — децентрализации;

5) принцип баланса «выделенной компетенции» (специализации или разделения труда) — универсализации;

6) принцип баланса формализации — деформа-лизации;

7) принцип доминирования инвариантных элементов над конъюнктурными;

8) принцип доминирования нормы над отклонением;

9) принцип доминирования преемственности над обновляемостью.

Под количественными принципами утверждений здравого смысла (КлПУЗС)понимаются такие числовые характеристики параметров тыловой структуры, которые отражают фундаментальные закономерности «золотой (гармоничной) пропорции», тем самым определяя логику ее поведения на основных этапах жизненного цикла системы МТО ОВД и ее структур. Такими параметрами структуры МТО могут быть:

1) диапазон контроля или норма управляемости, определяющие количество уровней управления «по вертикали» и «по горизонтали»;

2) соотношение численности работников системы МТО к численности обеспечиваемых подразделений.

Можно выделить три основных фактора, оказывающих давление на величину диапазона контроля органа управления инфраструктурой МТО:

♦ отношение должностного лица к процессу выработки, принятия решения и планирования деятельности инфраструктуры МТО;

♦ важность, срочность и ответственность выполняемых задач;

♦ уровень мотивации, подготовленности и культуры руководителя подразделения инфраструктуры МТО ОВД.

Исходя из количественных принципов утверждений здравого смысла действующие числовые значения диапазона контроля (нормы управляемости), а также количество уровней управления МТО ОВД на региональном уровне можно трансформировать в оптимальные значения следующим образом (табл. 2).

Для нахождения оптимального соотношения численности работников инфраструктуры МТО к численности обеспечиваемых подразделений воспользуемся рядом известных соотношений.

Для бинарных систем, к которым с полным правом можем отнести ОВД-систему, состоящую из тыл-системы и опер-системы, можно записать формулу их отношений через закон сохранения:

Ст + Соп = const (1)

или в нормированном виде:

Ст + Соп = 1. (2)

Баланс сил и средств СМТО и СОСД в динамике будет выражаться в изменениях составных частей прямо в направлении противоположного друг другу и сохранения без изменения метасистемы (СОТД) ОВД в целом.

После элементарных преобразований выше приведенной формулы можно получить известное «уравнение Сороко» [4] для управляемых систем:

mp+1 + m - 1 = 0, (3)

где m — переменная, характеризующая меру структурных связей;

p — число натурального ряда, характеризующая ранг структурных связей.

Из данного уравнения можно вывести корни, представляющие собой числовые инварианты 1пур оптимального соотношения численности работников инфраструктуры МТО к численности обеспечиваемых подразделений, выраженные в долях единицы и обозначающие классическое «золотое сечение» (табл. 3).

Из таблицы можно сделать вывод, что соотношения двух систем — инфраструктуры МТО и оперативного звена — носят фиксированный инвариантный характер; соотношения двух систем — инфраструктуры МТО и оперативного звена — имеют множество оптимальных вариантов, из которых самым опти-

Уровень управления Количество уровней управления Диапазон контроля

Фактическое значение КлПУЗС Среднее фактическое значение КлПУЗС ±10ч20%

Высший 1-3 1-2 7 ± 1 3, 5

Средний 4 3 30 ± 4 13, 21, 34

Низший 5-6 4-5 4 ± 1 5, 8

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Табл. 2. Рекомендуемые оптимальные значения диапазона контроля и уровня управления МТО ОВД в региональном звене на основе количественных принципов утверждений здравого смысла

Табл. 3. Значения числовых инвариантов 1пур для определения оптимального соотношения численности работников инфраструктуры МТО к численности обеспечиваемых подразделений

р 0 1 2 3 4 5 6 7 8

Кп 0,5000 0,6180 0,6823 0,7245 0,7549 0,7781 0,7965 0,8117 0,8243

Кт 0,5000 0,3820 0,3177 0,2755 0,2451 0,2219 0,2035 0,1883 0,1757

Примечание: Кт — коэффициент, характеризующий долю (процент) численности инфраструктуры МТО к доле (проценту) численности сотрудников оперативного звена (Кп).

мальным следует признать соотношение под р = 1, а именно, 0,618 : 0,382, так как именно данное соотношение характеризует наивысшую степень устойчивости, стабильности режима функционирования системы; другие соотношения также допустимы с учетом изменений сложности, разнообразия и могущества системы.

Действительно, проведя сравнение рекомендуемого соотношения с поправкой на специфику ОВД 0,7 : 0,3 или 70% к 30% (общего количества сотрудников (работников) обеспечиваемых подразделений и организаций ОВД России) и 0,3 (30%) (общего количества сотрудников (работников) обеспечения инфраструктуры МТО ОВД) и числовых инвариантов Кп и Кт из таблицы для р = 2 (0,6823 : 0,3177), можно отметить фактически полное совпадение.

Такое же полное совпадение можно наблюдать и при сравнении действующей оценки соотношения инфраструктуры МТО и обеспечиваемых подразделений — 17,1 ± 3,1% — с числовыми инвариантами Кп и Кт из табл. 3 только для р = 8 (0,8243 : 0,1757).

Результаты проведенных расчетов могут свидетельствовать, во-первых, о высокой степени обоснованности отнесения числовых инвариантов к количественным принципам утверждений здравого смысла (КлПУЗС); во-вторых, о наличии резервов оптимизации соотношений инфраструктуры МТО и обеспечиваемых подразделений (в направлении от р = 8 к р = 1 или от 0,8243 : 0,1757 к 0,618 : 0,382).

На шестом этапе, принимая во внимание ряд основных особенностей, присущих тыловым структурам, предложено провести трансформацию и расширение базы руководящих принципов функционирования инфраструктуры МТО ОВД (табл. 4).

Как показывает практика, внедрение в практику принципов и критериев оценки организационных элементов инфраструктуры МТО влечет за собой ряд структурных изменений. Эти структурные изменения будут проводиться вслед за капсулированием (сжатием) тыловых функций, т.е. как центростреми-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельный процесс по «собиранию» полномочий сотрудников (работников) инфраструктуры МТО в вертикальном и горизонтальном направлениях.

По мере внедрения в широкую практику передовых коммуникационных технологий любой вид служебной информации практически в неограниченном количестве может быть передан-получен в «режиме реального времени». В связи с этим возможно допустить 3-х этапный процесс трансформации основных функций МТО (закупочной, складской, распределительной):

1 этап — капсулирование функционального разнообразия в пределах каждого уровня управления инфраструктурой МТО;

2 этап — капсулирование функционального разнообразия в пределах уровней всей цепочки управления инфраструктурой МТО;

3 этап — развертывание подразделений обслуживания и ремонта (текущего, гарантийного, послегарантийного, регламентного, капитального).

В результате трансформации основных функций МТО произойдут целенаправленные изменения объема функциональных полномочий тыловых структур: в высшем звене управления инфраструктурой МТО увеличится объем планово-контрольной работы, в среднем звене управления инфраструктурой МТО расширится объем организационнойработы, а в низшем звене управления упорядочится объем исполнительской работы.

С уточнением наименования и аббревиатуры подразделений инфраструктуры МТО принципиальная схема трансформации функций будет иметь следующий вид (табл. 5).

В результате проведенных преобразований методами симметрии, асимметрии и диссимметрии (Э.М. Со-роко) формируется модульно-инвариантная (фрактальная) конфигурация инфраструктуры МТО матричного типа, способная обеспечить на качественном уровне управление и регулирование процессов МТО довольствуемых подразделений ОВД в установленных

Табл. 4. Руководящие принципы функционирования инфраструктуры МТО ОВД [3]

№ п/п Наименования структурных принципов Действующая модель Проектная модель Ожидаемые итоги перехода к проектной модели

1. Иерархичность Построение уровней «сверху вниз»: 1. Центральный; 2. Окружной; 3. Территориальный: а) регион; б) район. Построение уровней «снизу вверх»: 1. Территориальный: а) район; б) регион. 2. Окружной; 3. Центральный. Приоритетность конечного результата перед промежуточными

2. Целеполагание Всестороннее обеспечение оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности подразделений ОВД России, а также обеспечение их боевой и мобилизационной готовности Создание благоприятных условий при выполнения возложенных задач путем своевременного, полного, всестороннего и бесперебойного удовлетворения потребностей органов внутренних дел и подразделений в необходимых материальных и иных средствах Высокая степень удовлетвор енно сти обеспечиваемых подразделений (сотрудников)

3. Соответствие Объема властных полномочий и ответственности сотрудников (работников) инфраструктуры МТО Объема властных полномочий и ответственности сотрудников (работников) инфраструктуры МТО уровню квалификации (тыловое образование, стаж на тыловых должностях, возраст) и культуры (оценка морально-нравственных качеств) Рост профессионализма и результативности специалистов инфраструктуры МТО

4. Специализация С разделением труда и полномочий между уровнями управления и руководителями С концентрацией функций планирования и контроля в высшем звене управления инфраструктурой МТО и формирование организационного ядра на среднем и низшем уровнях управления Рост производительности специалистов инфраструктуры МТО и качества результатов деятельности

5. Лимитирование Полномочий должностных лиц требованиями законодательства Полномочий должностных лиц требованиями законодательства, а также целями и задачами инфраструктуры МТО, традициями и нормами профессии Повышение ответственности специалистов инфраструктуры МТО за порученный участок работы

6. Адаптация К меняющимся факторам внешней среды К меняющимся факторам внешней и внутренней среды Снижение потерь ресурсов

7. Гибкость — Готовность к скорым изменениям состава и структурных связей, не затрагивающих инвариантное ядро инфраструктуры МТО Восприимчивость к внедрению передовых технологий, в первую очередь, в информационной области

8. Устойчивость — Соблюдение баланса и гармонии между ключевыми оппонирующими требованиями к инфраструктуре МТО Обеспечение нормального формирования инфраструктуры МТО

9. Преемственность — Сохранение, укрепление и обновление инвариантных компонентов ядра инфраструктуры МТО Поддержание качественных характеристик инфраструктуры МТО ОВД на высоком уровне

Табл. 5. Принципиальная схема трансформации функций в инфраструктуре МТО ОВД

Наименование Закреплена за подразделениями

функции До преобразования После преобразования

Закупочная ДТ + ОУМТС + УОТО и ЦХиСО + ОМТО ДМТО + ОЦМТО + УМТО

Складская ОУМТС + УОТО и ЦХиСО + ОМТО 3-х этапный процесс преобразования структур инфраструктуры МТО ОЦМТО + УМТО + ОМТО

Распределительная ОУМТС + УОТО и ЦХиСО + ОМТО ОЦМТО + УМТО + ОМТО

Обслуживания отсутствует ОЦМТО + УМТО + ОМТО

Ремонта отсутствует ОЦМТО + УМТО + ОМТО

Примечание: ДТ—департамент по материально-техническому и медицинскому о беспечению; ДМТО (вместо ДТ) — департамент МТО; ОУМТС — окружное управление материально-технического снабжения; ОЦМТО (вместо ОУМТС) — окружной центр МТО; УОМТО — управление организации МТО; ЦХиСО — центр хозяйственного и сервисного обеспечения; УМТО (вместо УОТО и ЦХиСО) — управление МТО; ОМТО — отдел (отделение) материального и технического обеспечения.

территориальных гр аницах. Модульно -инв ариантная (фрактальная) структура инфраструктуры МТО учитывает уровень принимаемых тыловых решений по пяти основным функциям: закупочной, складской, распределительной, обслуживания и ремонта, а также элементы резервирования человеческих и материальных ресурсов. Такая композиция представляет собой интегрированный комплекс сил и средств инфраструктуры МТО, обладающий внутренней функциональной общностью и единством цели.

Интегрированный характер комплекса инфраструктуры МТО проявляется как в форме функциональной близости и дополняемости друг другу тыловых функций, так и в сложившейся и проверенной практикой 2-х контурности тыловых управленческих процессов.

Первый контур служит реализации тыловых функций общего назначения, а именно: планово-контрольных — на высшем уровне и организационно-исполнительских — на среднем и низшем уровнях. В данном контуре действуют информационные коммуникации в форме прямых и обратных информационных потоков.

На второй контур замкнуты функции специального назначения, под которыми понимаются, в первую очередь, обеспечивающие функции: закупочная, складская, распределительная, обслуживания и ремонта. Каждая из них располагает инфраструктурой, силами и средствами и образует основные материальные потоки в прямом направлении от довольствующих

органов довольствуемым подразделениям. Второй контур сбалансирован обратными материальными потоками второстепенного характера, детерминированными необходимостью обслуживания и ремонта техники и вооружения. Оба контура органически связаны друг с другом, синхронизация которых придает слаженный характер операционной работе всего комплекса инфраструктуры МТО (рис. 1).

Рассмотрим детально 2-й контур комплекса сил и средств инфраструктуры МТО. Базовым элементом комплекса будет являться модуль (фрактал) в форме структурной единицы «вертикального типа»: управление, центр, отдел и др. В состав модуля (фрактала) включаются технические средства и сотрудники (работники) инфраструктуры МТО соответствующих должностных категорий, каждый из которых «прикрывает» собой один из видов МТО по принципу: один сотрудник — один вид обеспечения.

Одновременно из совокупности технических средств и сотрудников (работников) инфраструктуры МТО соответствующих должностных категорий каждого вида МТО образуется модуль (фрактал) в форме служебной единицы «горизонтального типа»: материального, технического и др. обеспечения.

В результате вертикально-горизонтальной интеграции инфраструктуры МТО происходит разделение ответственности за результаты обеспечения: каждый модуль (фрактал) в форме структурной единицы «вертикального типа» отвечает за удовлетворение полного спектра потребностей подразделений (сотрудни-

ков) ОВД на центральном, региональном и территориальном уровнях, в то время как модуль (фрактал) в форме служебной единицы «горизонтального типа» несет ответственность за непосредственное обеспечение довольствуемых подразделений (сотрудников) по линии каждой отдельной службы.

Размещение базовых элементов во 2-м контуре комплекса инфраструктуры МТО задается методами симметрии, асимметрии и диссимметрии, позволяющими надежно повысить устойчивость и производительность всей операционной цепочки инфраструктуры МТО. Композиция базовых элементов во 2-м контуре комплекса инфраструктуры МТО представлена на рис. 2.

Таким образом, промежуточные и, главным образом, конечные результаты будут формироваться в точках схождения модулей «вертикального и горизонтального типов», испытывая двойное «давление» со стороны руководства организационных структур и тыловых служб. При такой вертикально-горизонтальной организации инфраструктуры МТО успешно реализуется принцип резервирования усилий, чем повышается управляемость и функциональность структур инфраструктуры МТО в целом.

На седьмом этапе проведена оценка модели структуры инфраструктуры МТО ОВД по основанию преемственности (критерии энергоемкости (ресурсоем-кости) и цефализации).

В этом случае частные показатели энергоемкости (ресурсоемкости) техносферы Пэ и цефализации кадрового потенциала Пцкп могут сложиться в обобщающий показатель Ппр, который во взаимодействии с другими показателями способен образовать и комплексный, и, одновременно, интегральный показатель оценки организационных структур.

Показатель энергоемкости (ресурсоемкости) техносферы Пэ можно вывести через отношение уровней энергоемкости (ресурсоемкости) Уэд действующей структуры инфраструктуры МТО к целевой (эталонной) Уэц:

Пэ = Уэд / Уэц. (4)

Аналогично выводим показатель цефализации кадрового потенциала Пцкп:

Пцкп = Уцд / Уцц, (5)

где Уцд — уровень цефализации кадрового потенциала сравниваемого уровня; Уцц — уровень цефализации кадрового потенциала целевого (эталонного) уровня.

Функции МТО

Уровни управления инфраструктурой МТО ОВД

Общего назначения

- -и-

к

Т /1

2

контур

Специального назначения (функционального типа)

У

ДМТО

планово-контрольные

средний

Т

УМТО

организационные

ОМТО

исполнительские

прямые и обратные информационные потоки

прямые и обратные материальные потоки

ОЦМТО УМТО

закупочная

ОМТО

складская

-+-

распределительная

34=

обслуживания

-п-

ремонта _____

Рис. 1. Принципиальная схема трансформированных функций в единой инвариантно-сбалансированной структуре

инфраструктуры МТО ОВД (составлена автором)

Рис. 2. Композиция базовых элементов во 2-м контуре комплекса инфраструктуры МТО

Наименования служб инфраструктуры МТО Наимен ования уровней и нфраструктуры МТ О ОВД

1. Квартирно-эксплуатационного обеспечения i УДЛ УДЛ i УДЛ УДЛ j

2. Материального обеспечения: >

• вещевая

• ГСМ

• продовольственная

3. Технического обеспечения ^-

• вооружения, СИБиАО

• транспортная

• техники служб инфраструктуры МТО __>

4. Обслуживания и ремонта

5. Медицинская TS ...........................••"

модули (фракталы) в форме структурных единиц «вертикального типа», образованные методом асимметрии; модули (фракталы) в форме служебных единиц «горизонтального типа», образованные методом симметрии; УДЛ — уполномоченное должностное лицо (лица) инфраструктуры МТО.

Тогда обобщающий показатель Ппр оценки организационных структур может быть получен следующим образом:

Ппр = Уэд / Уэц * Уцд / Уцц. (6)

Данная точка зрения на оценку эффективности организационных структур позволяет: во-первых, зафиксировать объективную зависимость роста эффективности структуры от роста энергоемкости (ресурсоем-кости) техносферы, в первую очередь, «искусственного интеллекта» в форме абсолютных либо удельных показателей; во-вторых, акцентировать внимание на факторе, оказывающем все большее влияние на конечные результаты работы структуры — факторе цефализации или повышения удельного веса образования, знаний и компетенций сотрудников инфраструктуры МТО.

Литература

1. Александров Н.Н. Циклическая динамика. Кн. 4. Фазы цикла и матрицы истории: Моногр. М.: Академия Тринитаризма, 2013.

2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // URL: http://-galactic.org.ua/Prostranstv/anoxin-7-1 .htm/

3. Гиоев Г.В. Функциональная модель единой инвариантно-сбалансированной структуры тыла

ОВД // Вестник экономической безопасности МВД России. 2018. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сороко Э.М. Структурная гармония систем / Под ред. Е.М. Басова. Минск, 1984.

5. Сухонос С.И. Масштабная гармония Вселенной. 1.4.3. Масштабно-структурный инвариант. 1.4.4. Микроинтервал // URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0209/-004a/02090012.htm/

References

1. AleksandrovN.N. Tsiklicheskaya dinamika. Kn. 4. Fazy tsikla i matritsy istorii: Monogr. M.: Akademiya Tri-nitarizma, 2013.

2. Anokhin P.K. Printsipial'nyye voprosy obshchey teorii funktsional'nykh sistem // URL: http://galactic.-org.ua/Prostranstv/anoxin-7-1 .htm/

3. Gioev G.V. Funktsional'naya model' edinoy inva-riantno-sbalansirovannoy struktury tyla OVD // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii. 2018. № 1.

4. Soroko E.M. Strukturnaya garmoniya sistem / Pod red. E.M. Basova. Minsk, 1984.

5. Sukhonos S.I. Masshtabnaya garmoniya Vselen-noy. 1.4.3. Masshtabno-strukturnyy invariant. 1.4.4. Mik-rointerval // URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0209/-004a/02090012.htm/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.