Научная статья на тему 'Организационная культура вуза: методика исследования'

Организационная культура вуза: методика исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4601
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА / РАМОЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КОНКУРИРУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ / ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕЛИ ВУЗА / UNIVERSITY / ORGANIZATIONAL CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE OF HIGH SCHOOL / COMPETING VALUES FRAME CONSTRUCTION / TYPES OF ORGANIZATIONAL CULTURE / GOALS OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катанаев Иван Иванович, Лига Марина Борисовна, Цикалюк Екатерина Владимировна

Статья посвящена анализу теоретических и эмпирических подходов в диагностике организационной культуры вуза. Авторы раскрывают содержание понятия «организационная культура», уточняют понятие «организационная культура вуза», анализируют ее основные элементы. Особое внимание уделяется вопросам диагностики организационной культуры вуза. В качестве ключевой методики диагностики организационной культуры вуза авторами выбрана методика оценки организационной культуры К. Камерона, Р. Куинна - инструмент оценки конкурентных ценностей (OCAI). Подчеркивается, что данная методика дает возможность достоверно оценить как нынешнее, так и предпочтительное состояние организационной культуры вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational Culture of High School: Research Methodology

This article analyzes theoretical and empirical approaches in the diagnosis of organizational culture of a university. The authors reveal the concept of «organizational culture», clarify the concept of organizational culture of the university, analyze its main components. Particular attention is paid to diagnosing organizational culture of the university. As a key method of diagnosing organizational culture of the university chosen by the authors method of assessing the organizational culture of K. Cameron and R. Quinn a tool for evaluating competing values (OCAI). It is emphasized that this technique makes it possible to reliably estimate both the current and preferred organizational culture of the state university

Текст научной работы на тему «Организационная культура вуза: методика исследования»

УДК 316.7

Катанаев Лига Цикалюк

Иван Иванович Марина Борисовна Екатерина Владимировна

Ivan Katanaev Marina Liga Catherine Tsikalyuk

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

ORGANIZATIONAL CULTURE OF HIGH SCHOOL: RESEARCH METHODOLOGY

Статья посвящена анализу теоретических и эмпирических подходов в диагностике организационной культуры вуза. Авторы раскрывают содержание понятия «организационная культура», уточняют понятие «организационная культура вуза», анализируют ее основные элементы. Особое внимание уделяется вопросам диагностики организационной культуры вуза. В качестве ключевой методики диагностики организационной культуры вуза авторами выбрана методика оценки организационной культуры К. Камерона, Р. Куинна — инструмент оценки конкурентных ценностей (ОСА1). Подчеркивается, что данная методика дает возможность достоверно оценить как нынешнее, так и предпочтительное состояние организационной культуры вуза

Ключевые слова: вуз, организационная культура, организационная культура вуза, рамочная конструкция конкурирующих ценностей, типы организационной культуры, цели вуза

This article analyzes theoretical and empirical approaches in the diagnosis of organizational culture of a university. The authors reveal the concept of «organizational culture», clarify the concept of "organizational culture of the university," analyze its main components. Particular attention is paid to diagnosing organizational culture of the university. As a key method of diagnosing organizational culture of the university chosen by the authors method of assessing the organizational culture of K. Cameron and R. Quinn — a tool for evaluating competing values (OCAI). It is emphasized that this technique makes it possible to reliably estimate both the current and preferred organizational culture of the state university

Key words .'university, organizational culture, organizational culture of high school, competing values frame construction, types of organizational culture, goals of the university

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3634.2011

Исследование организационной культуры высшего учебного заведения и ее влияние на эффективность деятельности всех участников образовательного процес-

са и вуза в целом является одним из актуальных вопросов современного социологического знания. Это объясняется тем, что организационная культура вуза как особый образ действий и поведений, основанный на признаваемых всеми его членами нормах, ценностях, идеалах, традициях и обычаях, выступает в качестве главного механизма эффективного управления высшим учебным заведением и раскрытия потенциала сотрудников и студентов.

Организационная культура вуза является сложным многогранным предметом исследования в рамках различных научных дисциплин и отраслей научного знания, в том числе таких социологических теорий, как социология управления, социология образования, социология культуры. На основании анализа различных интерпретаций сущности организационной культуры в целом (С. Виханский, И.В. Грошев, Д. Ма-цумото, А.И. Наумов, У. Оучи, В.А. Спи-вак, А. Фурнхам, Г. Хофстеде, Э. Шейн, В.М. Юрьев и др.) и вуза в частности (Т.П. Антопольская, Д.Н. Безгодов, О.Б. Бе-тина, М. Вебер, А.О. Грудзинский, Л.Н. Захарова, К. Камерон, Г.И. Мальцева, Т. Парсонс, Н.Л. Яблонскене и др.) организационная культура высшего учебного заведения может быть определена как система определенных ценностей, убеждений, обычаев и традиций, разделяемых сотрудниками и студентами вуза, выраженных в нормах, образцах, стандартах и стереотипах деятельности и мышления, которые наследуются ими в форме поведения и отношений, а также взаимных ожиданий руководителей, сотрудников и студентов вуза.

Следует отметить, что определение сущности и содержания понятия «организационная культура» применительно к вузу является более сложным в сравнении с другими организациями, не относящимися к сфере образования. Это связано главным образом с более сложной и динамичной структурой коллектива вуза, поскольку в нее, кроме основных сотрудников, входят студенты, также являющиеся носителями организационной культуры вуза, состав которых ежегодно меняется. Помимо это-

го организационная культура вуза включает ряд отличительных черт, определяемых особой целью, смыслом, задачами, функциями, традициями и ритуалами, спецификой управления и внутривузовскими отношениями, в том числе между преподавателями и студентами.

Все это позволяет говорить о том, что основными элементами организационной культуры вуза являются: миссия вуза; его цели, ценности и нормы; образцы поведения ( неофициально практикуемые в вузе либо официально выраженные в кодексе вуза) ; традиции, ритуалы, обычаи, а также имидж вуза, манера его сотрудников и студентов одеваться и язык, которым они пользуются. Все перечисленные элементы организационной культуры тесно взаимосвязаны и представляют целостную систему.

Так, каждый вуз выполняет определенную миссию, тем самым определяя свое социальное предназначение. Цели, ценности и нормы организационной культуры конкретного вуза являются средствами реализации данной миссии. Сформировавшиеся нормы существуют неофициально в виде образцов поведения, практикуемых в вузе, а также находят свое официальное выражение в кодексе вуза, где отражены правила поведения сотрудников и студентов. Выработанные образцы поведения формируют традиции, ритуалы, обычаи, производными от которых являются такие элементы культуры как имидж, язык и манера одеваться.

Поэтому, чтобы описать главные специфические черты организационной культуры высшего учебного заведения, представляется необходимым охарактеризовать вуз как особую организацию и дать краткую характеристику основным элементам его организационной культуры.

Согласно законодательству, высшим учебным заведением является образовательное учреждение, действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального

образования. Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и ( или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Таким образом, вуз представляет организацию, деятельность которой направлена на осуществление подготовки квалифицированных кадров, выполнение прикладных научных исследований, реализацию творческой деятельности с целью укрепления интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала общества.

Важнейший элемент организационной культуры вуза — миссия, определяющая смысл и целесообразность существования конкретного вуза, его общепризнанное предназначение и роль в жизнедеятельности общества. Миссия формулируется в соответствии с основными задачами деятельности вуза и конкретизируется в зависимости от особенностей того или иного вуза.

Чтобы миссия вуза могла выполнять свое предназначение, она должна быть не только грамотно формально выражена, но и эффективно представлена как сотрудникам и студентам, так и общественности в

целом. Главными средствами реализации миссии вуза выступают цели, ценности и нормы его организационной культуры.

Базовой основой создания, существования и развития вуза, как и любой организации, является цель. Б.М. Белый, С.Д. Резник, И.Б. Романова выделяют два уровня целей вузов — общие и частные [6]. Общие цели вуза могут быть следующими:

— обеспечение экономической безопасности вузов в рыночных условиях хозяйствования;

— сохранение и развитие научного потенциала вузов;

— трансформация содержания образования и структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда;

— обеспечение высокого качества образования на основе реализации в вузах концепции управления качеством;

— создание экономических механизмов взаимовыгодной интеграции высшего профессионального образования с потенциальными потребителями научно-технических знаний и работодателями.

Частные цели формируются по каждому направлению деятельности вуза. При этом они чрезвычайно специфичны и не могут быть автоматически перенесены из одного вуза в другой. Выделяют следующие виды частных целей:

1) в области развития вуза ( расширение сферы распространения предоставляемых вузом услуг; рост объемов внебюджетного финансирования; завершение капитального строительства и т.д.);

2) научной деятельности вуза ( развитие наук, научных школ, обеспечение вклада ученых вуза в процессы экономического и социального развития региона, Российской Федерации и т.д.);

3) в области образования и воспитания ( повышение качества подготовки специалистов с учетом наиболее актуальных потребностей региона; формирование творческой личности, обладающей общей и профессиональной культурой, мобильной, способной к инновационной деятельности и т.д.);

4) вуза в международной деятельности (интеграция образовательных, научных и культурных проектов университета в международные программы; расширение партнерских связей и т.д.);

5) в сфере информатизации деятельности вуза (создание системы электронных обучающих ресурсов, развитие инфраструктуры индивидуального доступа преподавателей и сотрудников университета к Интернету и т.д.);

6) в области социальной политики (создание спортивно-оздоровительной базы для сотрудников и студентов; реализация программы жилищного строительства и т.д.).

Спектр частных целей вуза может быть значительно расширен в зависимости от его организационно-правовой формы ( государственные, муниципальные и негосударственные (частные) учреждения, а также учреждения общественных и религиозных организаций), вида (университет, академия, институт) , типа и области реализуемых образовательных программ.

Помимо представленной уровневой классификации целей вуза, для определения специфики его организационной культуры нам представляется необходимым рассмотреть его цели в соответствии с классификацией, данной Н.А. Воеводиной, И.А. Даниловой, Р.Н. Нуриевой [3]. Авторы предлагают разделять цели организации на три группы: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы. Цели-задания являются наиболее приоритетными и определяют смысл существования организации, а следовательно, выступают основой формирования ее организационной культуры. В качестве такой цели для вуза является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, а также удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации. Данная цель реализуется в процессе вос-

питательной, образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности, осуществляемой вузом.

К целям-ориентациям относятся общие цели коллектива вуза, включающие также обобщенные цели отдельных групп и личные цели каждого участника организации. Цели-ориентации могут соответствовать и не соответствовать целям-заданиям вуза, поэтому очень важной задачей организационно-управленческой деятельности является их совмещение. Однако этот процесс усложняется тем, что участниками (членами организации) в вузе выступают как непосредственные участники образовательного процесса — студенты и профессорско-преподавательский состав, так и управленческий, административный, учебно-вспомогательный и технический персонал различного уровня. А это значит, что члены коллектива вуза не только имеют разный, необходимый им в процессе трудовой или учебной деятельности набор качеств и навыков, но и обладают различным уровнем способностей, знаний, квалификации, мотивации, ответственности, личностной и деловой культуры, а также отличаются широким кругом социально-демографических, социально-статусных, функционально-ролевых, культурно-нравственных и социально - психологических характеристик. Все это усложняет процесс согласования индивидуальных и организационных целей в рамках деятельности вуза и обусловливает необходимость осознанного целенаправленного их регулирования с помощью развитой организационной культуры.

Цели-системы направлены на сохранение организации как самостоятельного целого с точки зрения ее внутреннего равновесия, стабильности и целостности, а также гармоничного существования в условиях внешней среды и интеграции в ряд других. Они также должны сочетаться с целями-заданиями и целями-ориентациями. Здесь основными задачами руководящего состава вуза выступают укрепление дисциплины, стимулирование сотрудников и студентов, содействие сплоченности коллектива, по-

вышение авторитета и конкурентоспособности вуза, развитие системы менеджмента качества.

Перечисленные цели, имея общую основу, характерную для всех вузов, тем не менее, в целом являются неповторимыми для каждого вуза, так как помимо всего прочего зависят от формы собственности, специфики реализуемых направлений подготовки, дополнительных видов деятельности и услуг и формируются под воздействием национальных, культурных, территориальных, социально-экономических особенностей и условий.

Официально декларируемые цели деятельности вуза являются реальным отражением признаваемых в нем ценностей. Эти ценности и цели находят в свою очередь отражение в формальных и неформальных нормах поведения и деятельности сотрудников и студентов вуза. Нормы, определяемые как правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, в вузе, как и в любой другой организации, могут существовать в качестве неписанных неформальных правил, а также в виде формализованного перечня правил, зафиксированного в официальных документах. В данном случае речь идет о различного рода этических кодексах ( кодексы трудовой этики, кодексы поведения), включающих положения, согласно которым сотрудники и студенты вуза взаимодействуют друг с другом и способствуют достижению целей и выполнению миссии вуза. При этом этический кодекс охватывает как правила взаимоотношений между подразделениями вуза, его сотрудниками и студентами, так и общечеловеческие ценности (честность, ответственность и др.).

Значимыми элементами организационной культуры вуза являются традиции, обычаи, ритуалы и обряды, которые обычно относят к культурным процедурам. Основные наиболее яркие традиции и обычаи вуза находят свое отражение главным образом в стандартных и повторяющихся коллективных мероприятиях, проводимых в установленное время и по специальному поводу, то есть в организационных обря-

дах, способствующих упрочению связей как между сотрудниками и студентами вуза, так и во взаимодействии с другими организациями («День Знаний», «День университета», «Посвящение в студенты», «Последний звонок», различные конкурсы, фестивали, спартакиады и мн. др.).

Важное место в системе организационной культуры вуза занимает корпоративный имидж, который можно разделить на внутренний, сформировавшийся в сознании сотрудников и студентов, и внешний, существующий на уровне восприятия образовательного учреждения обществом.

Высшее учебное заведение можно рассматривать как систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных действующих элементов. Признаками вуза как системы является множество составляющих его элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархии, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Набор элементов вуза, по мнению С.Д. Резника и О.А. Сазыкиной, включает преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов [6]. Следовательно, центральным элементом вуза как системы является его социальная структура, представляющая совокупность индивидов ( участников организации) , образующих коллектив вуза, а также занимаемых ими определенных позиций в организационной структуре вуза и выполняемых соответствующих социальных ролей, и отражающая различные аспекты взаимоотношений между ними. Как уже отмечалось, структуру коллектива вуза составляют студенты, магистранты и аспиранты; профессорско-преподавательский состав; управленческий персонал; административный персонал; учебно-вспомогательный персонал; технический персонал.

Все вместе студенты и сотрудники вуза представляют членов организации, которые занимают особое место в социальной структуре вуза и, взаимодействуя друг с другом, в соответствии с нормативной и поведенческой структурой выполняют специфические

социальные и профессиональные роли, определяющие вклад в общую деятельность.

Организационную структуру вуза можно также представить в виде иерархической совокупности структурных подразделений. Основными структурными подразделениями вуза являются филиалы вузов, учебно-методическое управление, научное управление, управление воспитательной работой, финансовое управление, хозяйственное управление, управление кадров, факультеты, кафедры, студенческие группы.

Являясь сложной учебной, воспитательной, научной, социальной, хозяйственной структурой, вуз имеет достаточно сложную систему управления. В качестве главных особенностей вуза как большой и сложной организационной системы, сопоставляя его с крупным производственным предприятием, С.Д. Резник и О.А. Сазыкина выделяют следующие характеристики [6]:

1) множественность целей деятельности вуза и сложность системы взаимосвязанных процессов, так как в состав вуза входят разнообразные образовательные, воспитательные, научные, конструкторские, производственные, социальные, хозяйственные и иные структурные подразделения, взаимодействующие в том числе с внешними учреждениями, организациями и предприятиями;

2) многоконтурность системы вуза и тесная взаимосвязь управляемых процессов. Например, учебный процесс непосредственно связан с воспитательной, научно-исследовательской и инновационной деятельностью. Другими словами, управление в вузе какой-либо конкретной сферой необходимо рассматривать как многоаспектное и многосвязное управление, требующее тесной координации управленческих решений между различными направлениями деятельности;

3) большая часть управляемых процессов начинается в вузе, а заканчивается за его пределами. То есть, управление вузом — это управление с глобальной обратной связью, как правило, через внешнюю среду, в которой проявляются результаты деятельности вуза, формируется его имидж, скла-

дывается авторитет как образовательного, научного и культурного центра;

4) высокая инерционность вуза как системы, так как результаты деятельности вуза проявляются через достаточно большой интервал времени.

Тем самым можно отметить, что иерархическая структура целей, подцелей и задач, которые должен решать вуз в процессе своей деятельности, является основой в построении системы управления. Помимо этого, построение системы управления вузом в решающей степени зависит от реализуемых в вузе видов деятельности, т.е. управляемых процессов. Для большинства вузов может быть принята схема, ориентированная на выделение следующих управляемых процессов:

— образовательная деятельность, включая управление качеством подготовки специалистов и воспитательным процессом;

— научно-исследовательская и инновационная деятельность;

— международная деятельность;

— финансово-экономическая деятельность;

— административно-хозяйственная деятельность;

— развитие материально-технической и социальной базы;

— подбор, переподготовка и повышение квалификации кадров и др.

Говоря о вузе в контексте исследования его организационной культуры, важным нам представляется акцентировать внимание на системе менеджмента качества образования. Это связано с тем, что новые требования общества к выпускникам вузов, обусловленные развитием науки и производства, инициируют создание в вузах современных систем менеджмента качества образования, закладывающих базу для эталонной модели качества процесса и результатов образования на основе международных стандартов [6]. Создание вузовской системы менеджмента качества образования позволяет решить ряд актуальных задач, необходимых для повышения эффективности функционирования механизма управления научно-образовательной системой

вуза. Главными задачами системы менеджмента качества в вузе являются:

— содействие эффективному осуществлению единой государственной политики в области образования и подготовки кадров;

— защита прав обучающихся на получение образования, соответствующего по своим характеристикам требованиям государственных образовательных стандартов;

— непрерывное повышение качества образования;

— обеспечение преемственности требований к качеству в профессиональном образовании и на рынке труда;

— предоставление студентам, профессорско-преподавательскому составу и администрации вуза объективной информации о фактическом уровне учебных достижений и других показателях качества процесса и результатов образования.

Важнейшей составной частью системы менеджмента качества образования является вузовская система мониторинга, включающая информационные базы данных и программно-инструментальное обеспечение для обработки, анализа и интерпретации данных о качестве образования.

Таким образом, на основании анализа основных характеристик вуза как организации можно утверждать, что организационная культура вуза имеет специфические черты, обусловленные целями, задачами и направлениями деятельности вуза, а также его сложной многоаспектной и многосубъектной организационной и социальной структурой.

В дополнение важно отметить, что организационная культура вуза, как и любой организации, внутренне неоднородна и состоит из многоуровневых моделей. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет заметить, что содержание организационной культуры вуза целесообразно раскрыть через выделение ее уровней, качественных характеристик и обеспечивающих ее факторов. Так, организационную культуру вуза можно подразделить на об-щепризнаваемую (характерную для вуза в целом) и субкультуры (культуру студентов, преподавателей, отдельных структурных

подразделений и т.д.). Иерархию уровней организационной культуры вуза можно построить на основании классификации Э. Шейна по глубине осознания членами организации ее организационной культуры [7]:

1) базовые представления о характере окружающего мира, реальности, времени, пространстве, человеческой природе, человеческой активности и взаимоотношениях людей. К базовым представлениям относят суждения, верования, установки, которые воспринимаются сотрудниками и студентами вуза на подсознательном уровне как единственно верные и не подлежащие сомнению. Сформированная система таких представлений определяет на что необходимо обращать внимание; в чем состоит смысл тех или иных предметов и явлений; какой должна быть эмоциональная реакция на происходящее; какие действия необходимо предпринимать в той или иной ситуации. Тем самым следует заметить, что базовые предположения являются источником возникновения ценностей и неформальных поведенческих норм в вузе. Важным также, по нашему мнению, является то, что именно базовые представления оказывают значительное влияние на формирование будущего профессионального статуса студентов;

2) провозглашаемые ценности, сознательно воспринимаемые и разделяемые сотрудниками и студентами вуза. Они осознаются в большей степени, чем базовые представления, формулируются, как правило, непосредственно руководством вуза, фиксируются в различных документах и становятся основными ориентирами в деятельности вуза. Провозглашенные ценности не всегда декларируются, но обычно соответствуют миссии, целям и основным задачам деятельности вуза. Особо следует подчеркнуть роль провозглашаемых ценностей в формировании общекультурных компетенций студентов, так как данные ценности непосредственно касаются всех основных видов деятельности в рамках вуза, в первую очередь, учебной и воспитательной;

3) артефакты, то есть внешние проявления организационной культуры вуза, к

которым, в частности, относятся архитектура и материальное окружение; планировка и оформление помещений; использование пространства и времени; конкретные наблюдаемые действия людей (манера общения, форма приветствия, одежда, язык, лозунги и т.д.); внешние ритуалы, корпоративные праздники и церемонии; воспринимаемая эмоциональная атмосфера; легенды, мифы и истории, связанные с деятельностью вуза. Другими словами, артефакты — это видимая, поверхностная часть организационной культуры вуза, то, что воспринимается на начальном этапе деятельности в нем. Именно с артефактов начинается процесс познания и осознания организационной культуры вуза, провозглашенных ценностей и формирования базовых представлений.

Уровень усвоения организационной культуры вуза тесно связан с влиянием, которое она оказывает на поведение и деятельность сотрудников и студентов вуза. Организационная культура вуза имеет качественные характеристики, непосредственно определяющие поведение людей, к которым большинство исследователей относят [2; 4; 5; 8]:

1) ценности, в большей или меньшей степени разделяемыми всеми сотрудниками и студентами вуза. Следует отметить, что ценности могут быть двух видов:

— позитивные, ориентирующие людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение целей деятельности вуза (например, постоянное повышение уровня знаний, активное участие в жизни вуза и т.д.);

— негативные, снижающие качество образования и эффективность деятельности вуза в целом (консервативность, отсутствие инициативы, пассивное поведение и др.);

2) система отношений, определяющая и формирующая поведенческие нормы и отношение к своей деятельности сотрудников и студентов вуза. В числе данной системы можно назвать отношения между руководством вуза и его сотрудниками и студентами; отношения между сотрудниками вуза и студентами; межличностные отношения, сло-

жившиеся внутри коллектива вуза в целом и внутри отдельных подразделений; отношение руководства, сотрудников и студентов вуза к своей работе;

3) поведенческие нормы, проявляющиеся в виде требований (формализованных в правилах и инструкциях и негласных) к поведению сотрудников и студентов вуза, принимаемых ими как некий свод правил и определяющих каким должно быть поведение в тех или иных стандартных ситуациях. В частности, к ним можно отнести такие нормы, как соблюдение соответствующего стиля одежды; быстрая и качественная работа; безоговорочное исполнение приказов руководителя; активное сотрудничество с коллегами в командной работе и др.;

4) действия и поведение сотрудников и студентов вуза, направленные на достижение конкретных результатов. Это наблюдаемые проявления организационной культуры, ее внешняя сторона. По действиям и поведению сотрудников и студентов вуза можно судить: каково в целом состояние организационной культуры вуза; способствует ли она эффективной работе вуза; служит ли она успешному проведению необходимых изменений; поддерживает ли выработанную стратегию развития.

Помимо обозначенного содержание организационной культуры вуза может быть представлено в качестве таких форм, как материальная, социальная и духовная культура. Материальная культура вуза — это совокупность материальных ценностей, обусловливающих удовлетворение потребностей людей в рамках их деятельности в вузе. Социальная культура вуза выступает в качестве основы внутривузовских отношений и может быть раскрыта через систему статусов, ролей, социальных групп внутри вуза и характерных для них образов действий. Духовная культура вуза отражает субъективные аспекты деятельности в вузе: идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организационная культура вуза имеет объективную и субъективную формы своего проявления. Так, объективная

организационная культура — это физическое окружение вуза, среда, в которой трудятся люди: здания, дизайн помещений, месторасположение, мебель, цвет и объем пространства и др. Субъективная организационная культура представляет собой комплекс разделяемых сотрудниками и студентами вуза предположений, верований и ожиданий, группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями.

На основании сказанного следует отметить, что организационная культура вуза представляет сложную многофункциональную и динамичную систему, проявляющуюся как на уровне всего вуза, так и каждой учебной группы и каждого студента. Становление организационной культуры вуза при этом происходит не только сверху вниз, то есть задается руководством, но и снизу

вверх, то есть выстраивается в учебных группах и привносится каждым участником вузовской жизнедеятельности.

Таким образом, организационная культура вуза — это сложное многоуровневое образование, имеющее специфическую структуру. В качестве особенностей организационной культуры вуза можно выделить особую цель и смысл существования вуза как организации, которые заключаются главным образом в укреплении интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала общества; особую систему управления, так как вуз является сложной учебной, воспитательной, научной, социальной и хозяйственной структурой; а также специфичную социальную структуру, так как в нее входит не только коллектив сотрудников, но и ежегодно меняющийся состав студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Антопольская Т. Организационная культура вуза в теории, социальных представлениях студентов и технологии обучения // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2005. № 7. С. 3-10.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2006. 528 с.

3. Воеводина Н.А., Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. М.: «Омега-Л», 2010. 670 с.

4. Грошев И.В., Юрьев В.М. Менеджмент организационной культуры. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 760 с.

5. Мальцева Г.И. Университетская корпоративная культура // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 95-104.

6. Управление высшим учебным заведением / Под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. М.: ИНФРА-М, 2010. 768 с.

7. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2007. 336 с.

8. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 7-15.

9. Furnham A., Gunter B. Corporate Assessment. Routledge; L.,1993. 486 p.

Коротко об авторах_

Катанаев И.И., канд. физ.-мат. наук, доцент, ректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) rector@zabspu.ru

Научные интересы: организационная культура вуза

Briefly about the authors

I. Katanaev, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, rector of Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

Scientific interests: organizational culture of university

Лига М.Б., д-р социол. наук, профессор, кафедра социологии и социальной работы, декан социального факультета, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) liga@inbox.ru

Научные интересы: качество жизни

Цикалюк Е.В., ст. преподаватель, кафедра социологии и социальной работы, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) ekaterinats85@yandex.ru

Научные интересы: социология молодежи

M. Liga, doctor of sociological sciences, professor, sociology and social work department, Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

Scientific interests: quality of life

C. Tsikatyuk, senior teacher, sociology and social work department, Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

Scientific interests: sociology of youth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.