УДК 338:32
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ РЕГИОНОВ СТРАНЫ
Попова доктор политических наук, доцент, декан факультета дополнительного
Екатерина профессионального образования,
Александровна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Крестьянинова аспирант, преподаватель кафедры менеджмента, Екатерина Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Николаевна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальная проблема обеспечения региональной экономической безопасности как важнейшая задача в процессе развития механизмов функционирования рыночных отношений в экономике. Организация рассматривается как главный субъект в системе устойчивого функционирования системы обеспечения экономической региональной безопасности. Обосновывается необходимость развития организационной культуры организации как инструмента обеспечения информационной и экономической безопасности организации, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению общеэкономической системы безопасности регионов и государства на макроуровне.
Ключевые слова: управление, экономическая безопасность, национальная безопасность, региональная безопасность, организационная культура, информационная безопасность.
Вопросы безопасности на протяжении многих веков являлись актуальными среди важнейших проблем любого государства и, следовательно, довольно многоаспектно рассматривались в зарубежной и отечественной научной литературе. Различными исследователями поднимались вопросы международной, военной, экономической безопасности. Проблемы обеспечения безопасности довольно сложны и напрямую связаны с происходящими социально-экономическими и политическими реформами внутри страны.
В Законе Российской Федерации «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно-важных интересов [1, с. 1]. Исходя из данного определения обеспечение национальной безопасности Российской Федерации является функцией государства, общества в целом и каждого индивида. Следует осознавать высокое значение данной деятельности, которая сводится не только к защите, но сама концепция национальной безопасности коррелируется с концепцией экономического развития России. Это означает многоаспектную направленность обеспечения национальной безопасности: предотвращение угроз извне, укрепление прав и свобод личности, ценностей общества - как материальных, так и духовных, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны [2, с. 16].
Итак, характеризуя дефиницию «национальная безопасность», необходимо выделить много-уровневость данной системы. Национальная безопасность имеет три взаимозависимых уровня: безопасность гражданина, безопасность общества, безопасность государства в целом. Приоритетность данных уровней выражается через действие некоторых внешних и внутренних субъективно-объективных факторов, а именно: политическую систему, характер общественных отношений, экономический уклад, уровень развития институтов гражданского общества, состояние внешних связей с другими государствами и др. Обеспечение национальной безопасности осуществляется на макроуровне, мезоуровне и микроуровне функционирования народного хозяйства [3, с. 60]. Структура системы национальной безопасности представлена в табл. 1.
Таблица 1
Структура системы национальной безопасности
государственная безопасность
общественная безопасность
космическая безопасность
техногенную безопасность
Национальная безопас- экологическая безопасность и защита от угроз стихийных бедствий
ность включает в себя: продовольственная безопасность
экономическая безопасность
энергетическая безопасность
информационная безопасность
безопасность личности
В обеспечении национальной безопасности страны важную роль играет создание эффективной системы экономической безопасности. Экономическая безопасность Российской Федерации осуществляется прежде всего на уровне регионов. Обеспечение региональной экономической безопасности является важнейшей задачей в процессе развития механизмов функционирования рыночных отношений в экономике, роста индивидуального предпринимательства, развития практики хозяйственной деятельности организаций. Экономическое развитие регионов России имеет свою специфику, усложняющую создание единых мер и принципов обеспечения экономической безопасности.
К основным мерам обеспечения экономической безопасности на уровне регионов страны относятся:
- оценка уровней социально-экономического развития субъектов РФ;
- повышение социальной, экономической эффективности управления регионами РФ;
- совершенствование нормативно-правовой базы (принятие законов, постановлений законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
- прогноз экономического развития регионов страны с учетом анализа текущего состояния и сравнения показателей с предыдущими периодами;
- предотвращение кризисных ситуаций и тенденций в регионе в целом, городах, отраслях, на предприятиях;
- составление программ по выходу из кризиса региона;
- участие в реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, привлечение внебюджетного финансирования.
Анализ современной социально-экономической ситуации в стране указывает на причины многих угроз экономической безопасности, существующих в регионах [4, с.10]. Первоосновой экономической безопасности регионов является способность их экономики повышать качество жизни общества на уровне существующих стандартов, препятствовать влиянию внутренних угроз и угроз извне, обеспечивать социально-экономическую, политическую стабильность региона.
Необходимо понимать, что экономика в целом представляет собой систему отношений, включающую в себя хозяйствующие субъекты - организации различных форм собственности. Экономика -жизненно важная сфера деятельности региона, общества, организаций и индивида, и, следовательно, понятие региональной экономической безопасности не будет являться состоятельным без оценки уровня состояния экономики при реальных или потенциальных внешних и внутренних угрозах. В своей работе мы придерживаемся концепции прямой зависимости экономической безопасности региона от уровня экономической безопасности организаций как основных субъектов региона. Профессор В.Ф. Гапоненко в своих работах подчеркивает: «...в целом, в нормативных документах, научной литературе оперируют категориями такого уровня, как национальная экономика, национальная безопасность, безопасность региона ... и экономической безопасности организаций внимания в данных документах не уделяется. В ряде случаев уровень экономической безопасности организаций как таковой не рассматривается в принципе. Решение актуальной проблемы экономической безопасности, вклю-
чая и правовое регулирование деятельности по обеспечению экономической безопасности, следует вести не только на уровне государства, региона, отрасли, но и на уровне организаций» [5, с. 208].
На современном этапе развития отечественного производства процесс эффективного функционирования организаций зависит от повышения уровня экономической безопасности. Экономическая безопасность организации - это «состояние защищенности ее жизненно важных интересов в производственно-хозяйственной, финансово-экономической, технологической сферах от различных угроз, которое наступает, благодаря, принятому руководством и разделяемому сотрудниками комплексу методов организационно-правового, социально-экономического и технического характера» [6, с. 28].
Экономическая безопасность организации связана не только с внутренним состоянием самой организации, но и с влиянием субъектов внешней среды - это поставщики, посредники, другие организации, с которыми организация вступает во взаимодействие. Экономическая безопасность организации напрямую отражает согласованность интересов самой организации и интересов субъектов внешней среды. В этой связи управляющему звену организации необходимо принимать во внимание собственные интересы наравне с интересами партнеров. Существующие факторы риска и угрозы классифицируют в зависимости от сферы их возникновения. Различают внешние и внутренние риски и угрозы (табл. 2).
Таблица 2
Классификация рисков и угроз организации
Внешние угрозы: Внутренние угрозы:
неразвитая законодательная и нормативно-правовая базы, создающая условия для эффективного функционирования организаций в условиях конкуренции умышленные или неумышленные действия / бездействия персонала организации, противоречащие миссии организации
угрозы информационного характера утечка информационных ресурсов , информационных ресурсов, составляющих коммерческую тайну
низкий уровень культуры ведения предпринимательской деятельности конфликтные ситуации с конкурентами
отсутствие объективной информации о субъектах экономической деятельности регионов и об их финансовом состоянии возникновение неблагоприятных ситуаций во взаимоотношениях с существующими/потенциальными партнерами
экологические угрозы; угроза жизни, здоровью работников
брендовые (имиджевые) угрозы. подрыв деловой репутации у бизнес-партнеров;
В настоящее время руководство организаций не в достаточной мере готово оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. Сложность заключается в особенности определения конкретных действий, необходимых для защиты тех или иных ресурсов. Вследствие этого многие руководители ограничиваются созданием в организации охранных структур, не уделяя внимание организационно-техническим, правовым методам, средствам и иным способам защиты информации. Политика экономической безопасности должна определять правильный для организации вариант использования коммуникационных и иных ресурсов, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.
В создании эффективной политики экономической безопасности первостепенную роль будут играть элементы внутренней среды организации. И здесь важную роль, на наш взгляд, играет организационная культура организации. В общем своем представлении организационная культура - это свод норм, правил, ценностей, традиций, разделяемых всеми членами организации, отличающаяся показателями удовлетворенности работников своей работой, корреляцией целей персонала с целями организации [7, с. 114]. Организационная культура призвана формировать отношения между субъектами управления организации, обусловливающие сотрудничество во имя развития и повышения конкурентоспособности организации; культивировать отношения сотрудничества, духовного доверия, сближения интересов, ценностей субъектов управления. Заинтересованными в формировании организационной культуры организации должны быть не только руководители, но и непосредственно подчиненные.
Организационная культура имеет свое выражение в субъективном и объективном аспектах. Субъективный аспект исходит из разделяемых членами коллектива ожиданий, выражающихся в ценностях и убеждениях, нормах, существующих вне индивида. Сюда включены лидеры организации, истории и легенды об организации, ритуалы, лозунги, восприятие стиля общения.
К объективному аспекту относится физическое окружение, создаваемое в организации. Сюда включены здание и его месторасположение, оборудование, мебель и т.д.
Культура организации напрямую влияет на эффективность ее деятельности. Существуют два вероятных пути воздействия культуры на эффективность функционирования организации. В первом случае - культура и поведение взаимно воздействуют друг на друга. Во втором случае культура оказывает влияние не только на объект воздействия работников, но и на сам процесс, то есть на то, как они это делают.
Как показывает практика, высокий уровень организационной культуры ряда отечественных организаций играет весомую роль в обеспечении экономической безопасности организации. Организационная культура является инструментом для определения стиля поведения сотрудников, являющегося безопасным для организации. Причем, данный аспект не обязательно должен быть зарегламентирован в должностных инструкциях или иных документах. Работники организации могут привнести в организацию и те ценности, которые не являются нормой для руководящего звена.
С увольнением сотрудников происходит утечка коммерческой информации, появляется желание сбыть важную информацию на возмездной основе. Некоторым организациям свойственно проверять своих сотрудников на лояльность. Это подталкивает работников к действиям законными методами и к высказыванию недовольства открыто. Таким образом, защита информации организации является важнейшей задачей в системе обеспечения экономической безопасности. Одна из ключевых проблем в области управления информационной безопасностью - понимание того, как организационные, индивидуальные и технические факторы совместно влияют на результаты информационной безопасности в организации. Хотя упоминания о компьютерных мошенниках и преступниках часто встречаются в средствах массовой информации, данные свидетельствуют о том, что большое количество инцидентов с информационной безопасностью происходит в результате внутренних действий сотрудников (Richardson, 2008) [8, с. 85]. На самом деле человеческий фактор внутри организации может быть более опасными, чем тот же фактор за её пределами из-за глубокого знания рабочими информационных систем организации и доступа к данным в процессе их повседневной деятельности.
Недавний опрос айти - менеджеров международных компаний показывает, что люди остаются самым слабым звеном в системе информационной безопасности в организациях, 50 % опрошенных заявили, что организационная осведомленность является важной задачей для успешной поставки информационной безопасности (Van Kessel, 2008). Согласно Symantec and Ponemon (2009), 59 % бывших работников признают, что они крадут конфиденциальные данные компании, такие как список контактов клиентов. Исследование CSI Computer Crime & Security Servey actions (Richardson, 2008) показывает, что 44 % респондентов сообщили о злоупотреблениях при использовании инсайдерской информации компьютерных систем, что делает это второй наиболее частой формой нарушения безопасности после вирусных атак, но около 29 % респондентов сообщили о несанкционированном доступе из внешних источников.
Угрозы цифровым активам организации от внешних и внутренних источников побудили организации не только установить современное оборудование и программное обеспечение для защиты системы от потенциальных атак извне, но также устанавливать различные политики информационной безопасности и процедуры по предотвращению преднамеренного или непреднамеренного поведения сотрудников, которое может ослабить эффективность защиты системы и программного обеспечения или способствовать передаче коммерческой информации иным лицам. В этой связи руководящему звену организаций необходимо с помощью организационной культуры развивать поведенческую модель работников, которая бы провозглашала принцип аморальности распространения коммерческой тайны организации лицам, не являющимся ее членами.
Личный пример руководства, свидетельствующий о последовательном интересе самого руководителя к вводимым ценностям (штрафные санкции за ненадлежащее поведение сотрудника, и напротив,
поощрения за распространение и провозглашение элементов культуры, направленных на повышение информационной безопасности) будет способствовать развитию организационной культуры, направленной на повышение информационной и, как следствие, экономической безопасности организации в целом. Целью данной организационной культуры также будет являться обеспечение прибыльности организации. Важным элементом, влияющим на функционирование обеспечения экономической безопасности организации, является готовность сотрудников к выполнению ее требований, доведения до каждого индивида его обязанностей по развитию и поддержанию организационной культуры организации.
Итак, в условиях рыночных отношений руководству организаций необходимо наряду с разработкой рыночной стратегии уделять большое внимание стратегии экономической и информационной безопасности, непременно включающей специальные программы развития и поддержки организационной культуры [9, с. 56].
Разработка, принятие и реализация управленческих решений в обеспечении экономической безопасности предприятия является одной из важнейших проблем в управлении. Организационная культура является значимым инструментом, обуславливающим не только успешное проведение структурных преобразований, но и непосредственно существование организации. Осознанное управление изменениями организационной культуры, осуществление преобразований, направленных на ее развитие, являются одновременно и ключевым вопросом для большинства руководителей, и направлением, нуждающимся в дальнейшей научной разработке в области развития организационной культуры как значимого фактора в обеспечении экономической безопасности организации.
Таким образом, обеспечивая информационную и экономическую безопасность на уровне организаций - на микроуровне развитием элементов организационной культуры, укрепляется общеэкономическая система безопасности регионов и государства на макроуровне.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446 - 1 «О безопасности». (ред. от 26.06.2008 г.)
2. Ильин В.А. Национальная и региональная безопасность: взгляд из региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Вып. № 3 (27). 2013.
3. Ляшко В.Г. Экономическая безопасность в системе устойчивого функционирования предприятия// Известия Тульского государственного университета. 2014. Экономические и юридические науки Вып. 3. Ч. 1.
4. Калинина Н.М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // Сибирский торгово-экономический журнал. Вып. № 10. 2010.
5. Гапоненко В.Ф. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. М.: Изд-во «Ось-89», 2007. 208 с.
6. Климочкин О.В. Экономическая безопасность промышленного предприятия: проблемы вывода из-под криминального влияния: автореф. дис. ... канд. экон. наук :08.00.05. М., 2002. 28 с.
7. Нестеренко И.Н., Крестьянинова Е.Н. Организационная культура как механизм эффективного управления в российских компаниях // Сборник трудов участников международной научно-практической конференции, 28 - 30 октября 2013 г. / Под ред. В.Н. Некрасова. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014.
8. Qing Hu, Donna Cooke Decision Sciences Journal C _ 2012 Decision Sciences Institute, Volume 43 Number 4 August 2012
9. Жуков В.А., Королева Л.А. Взаимодействие векторов развития организационной культуры и повышения экономической безопасности предприятия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 3 (127).
Popova Ekaterina Aleksandrovna, doctor of political sciences, associate professor, dean of faculty of additional professional education; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Krestyaninova Ekaterina Nikolaevna, graduate student, teacher of chair of management; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL
Abstract
In this article considered the current problem of economic security at the regional level. Ensuring regional economic security is the most important goal in the development of mechanisms of market relations in the economy. The organization considered as the main subject in the stable functioning of the economic system of regional security. Justifies the necessity of development of the organizational culture as the instrument of information and economic security of the organization, which in turn will enhance the overall economic security of regions and the state at the macro level. Key words: management, economical security, national security, regional security, organizational culture, information security.
References
1. Federal'nyj zakon RF ot 05.03.1992g. № 2446 - 1 «O bezopasnosti». (red. ot 26.06.2008 g.)
2. Il'in V.A. Nacional'naja i regional'naja bezopasnost': vzgljad iz regiona // Jekonomicheskie i social'nye peremeny:
fakty, tendencii, prognoz. Vyp. № 3 (27). 2013.
3. Ljashko V.G. Jekonomicheskaja bezopasnost' v sisteme ustojchivogo funkcionirovanija predprijatija // Izvestija
Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki Vyp. 3. Ch. 1.
4. Kalinina N.M. Jekonomicheskaja bezopasnost' regiona: sushhnost', ugrozy i mery obespechenija // Sibirskij
torgovo-jekonomicheskij zhurnal. Vyp. № 10. 2010.
5. Gaponenko V.F. Jekonomicheskaja bezopasnost' predprijatij. Podhody i principy. M.: Izd-vo «Os'-89», 2007. 208 s.
6. Klimochkin O.V. Jekonomicheskaja bezopasnost' promyshlennogo predprijatija: problemy vyvoda iz-pod kriminal'nogo vlijanija: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk :08.00.05. M., 2002. 28 s.
7. Nesterenko I.N., Krest'janinova E.N. Organizacionnaja kul'tura kak mehanizm jeffektivnogo upravlenija v rossijskih kompanijah // Sbornik trudov uchastnikov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 28 -30 oktjabrja 2013 g. / Pod red. V.N. Nekrasova. Rostov n/D: Izd-vo JuRIU RANHiGS, 2014.
8. Qing Hu, Donna Cooke Decision Sciences Journal C _ 2012 Decision Sciences Institute, Volume 43 Number 4
August 2012
9. Zhukov V.A., Koroleva L.A. Vzaimodejstvie vektorov razvitija organizacionnoj kul'tury i povyshenija jekonomicheskoj bezopasnosti predprijatija // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5: Jekonomika. 2013. № 3 (127).
УДК 32
ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ: АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Кузина доктор политических наук, профессор, Южно-Российский институт
Светлана управления - филиал Российской академии народного хозяйства Ивановна и государственной службы при Президенте РФ
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Мякинченко аспирант, Южно-Российский институт управления -Дмитрий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной
Александрович службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена информационному насилию, применяемому в информационных войнах современности. Информационная безопасность является важным аспектом обеспечения национальной безопасности российского государства, условием успешного противостояния внешним угрозам гибридных войн.
Ключевые слова: информационная война, информационное насилие, информационная безопасность, национальная безопасность.
Информационная политика России является одним из видов государственной политики и охватывает информационную сферу жизни общества, которая в Доктрине информационной безопасности РФ определена как «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» [1].