УДК 629.113
В.П. Волков, Е.А. Комов, А.П. Комов ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Рассмотрены современные проблемы технической эксплуатации автомобилей и приведены пути их решения
Автомобиль, техническая эксплуатация автомобилей, коэффициент готовности, телематика, надежность.
V.P. Volkov, E.A. Komov, A^. Komov THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF CARS TECHNICAL OPERATION
In article modern problems of technical operation of cars are considered and ways of their decision are given.
Automobile, Automobiles technical operation, availability factor, telematics, reliability
В период СССР в фундаментальных работах советских основоположников технической эксплуатации автомобилей (ТЕА) проф. Авдонькина Ф.Н. [1], Говорущенко Н.Я. [2], Крамаренко Г.В. [3], Кузнецова Е.С. [4] и др. учёных [5,6,7] определено, что ТЕА является важнейшей подсистемой автомобильного транспорта (АТ). Комплексный труд российских учёных [8], подвел итог всего, достаточно значимого для «ТЕА-науки» и «ТЕА-практики», советского периода развития АТ и выделил основную современную проблему ТЭА - утеря возможности определять техническую политику отрасли.
Анализ решений проблемы и постановка цели исследования. Проблеме «реанимации» ТЭА посвящено достаточно много работ учёных Украины и, прежде всего, это исследования учёных Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ), проведенные под руководством проф. Н.Я. Говорущенко [9-12]. Основной особенностью всех этих работ является, то, что они исходят из признания нового для традиционной ТЭА фактора воздействия на работоспособность автомобиля и, соответственно, нового термина «культура эксплуатации».
Культура эксплуатации - это дополнительная для АТ четвёртая составляющая спектра условий эксплуатации (условия дорожные; условия климатические; условия транспортные; условия культуры эксплуатации), которая в 1984 г. впервые была предложена учёными ХНАДУ [2]. Культура эксплуатации - это те воздействия среды, которые даже специалисту трудно представить в виде физических образов, но которые обязательно присутствуют и которые (например, хозрасчётные рыночные отношения) существенно влияют на развитие большинства сложных систем и, прежде всего, на развитие ТЭА и отрасли в целом.
Оценкой уровня культуры эксплуатации на АТ принято время автомобиля в наряде ТН, что, как показала история, явилось действительно достаточно точным параметром, который способен охарактеризовать те коренные и разрушительные для АТ изменения, что произошли за последние двадцать лет. Информация российских учёных в области логистики АТ свидетельствует, что именно параметр ТН резко выделяет на АТ исторические периоды существования социализма и капитализма. Это, соответственно, величины ТНсоц = 14,79 ... 4,93 ч, ТНкап= 5,91 ... 1,97 ч [13].
Однако появление рыночных отношений не является в современной ТЭА единственным фактором и причиной изменения культуры эксплуатации АТ и, соответственно, параметра ТНкап. Существенными и не менее значимыми, на наш взгляд, являются изменения, которые на рубеже XX ... XXI в.в. обусловлены на АТ:
во-первых, революцией терциарной, которая в развитых странах превратила сектор услуг в ведущую составную часть экономики;
во-вторых, революцией информационной, из-за которой информация превратилась в важнейший вид ресурсов, используемый человеком, а современное общество стали называть информационным.
Итогом терциарной революции на АТ явилось развитие нового направления подготовки специалистов в сфере услуг.
Основным итогом современного этапа информационной революции для АТ мира явилось формирование в отрасли интеллектуальных транспортных систем (ITS - Intelligent Transport Systems). Сегодня ITS следует признать определяющим фактором в развитии ТЕА, который требуют не только уточнения уже существующих представлений об эксплуатации автомобилей, но и, по мнению украинских исследователей [14], даже смены её парадигмы.
Цель исследования: раскрыть современные составляющие культуры эксплуатации АТ и сформировать основные направления развития ТЭА в условиях ITS.
Методика исследования. Информационная революция, олицетворением которой, например на АТ, является создание ITS - это, прежде всего, «информационный взрыв», который в целом характеризует культуру современного общества, так как коснулся буквально каждого человека на Земле. Для исследователей этот, достаточно бурный, процесс породил общий для всех вопрос: «Способен ли современный человек овладеть огромным объёмом информации для осуществления верных научных выводов?», что в целом относится к проблеме субъективизации науки, где наиболее эффективным методом решения различных научных проблем является, как показал анализ, тезаурусный подход.
Тезаурусный подход - это (в широком смысле) морфологический метод (метод Ф. Цвикки) или метод языка систем. Это один из подходов к исследованию сложных систем, где познание таких систем начинается как бы «снизу», т.е. не с определения целей и структуризации систем (подход «сверху»), а с перечисления их элементов и установления связей между ними [15].
Тезаурус является начальной точкой при постановке и решении научных проблем, а в целом тем, с помощью чего исследователи фиксируют те или иные феномены [16]. Установлено, что изучение тезауруса позволяет человеку лучше понять существо и динамику именно переходных эпох, особенно важных для человечества, так как они являются сгустком социокультурных процессов, где: во-первых, перемешиваются различные, более-менее, стойкие пласты тезауруса; во-вторых, возникает «эффект мигания», который означает, что смыслы слов, которые отражают, создают и организовывают жизнь человека (отрасли), не исчезают, а лишь удаляются от актуаль-
ной ситуации в «исторические запасники», откуда в определённых случаях снова появляются, становятся легитимными, а иногда и единственно верными.
В современном обществе такая модель познания сложных систем относится к методу изобретательства, согласно которому любые стихийные идеи для решения тех или иных задач, являются в целом обязательным результатом скрытых операций мышления человека, которые предсказаны заранее готовой структурой его знаний. Именно поэтому большинство идей человека являются шаблонными.
Для того чтобы иметь абсолютно новую идею решения (решить задачу на новом уровне), необходимо наличие осмысленных формулировок цели, базирующихся на общих понятиях, которые являются узлами тезауруса. В целом, это вещество, поле, информация. Активация именно этих, общих для любого исследователя понятий, позволяет перейти к понятиям более конкретным и сформулировать новое видение цели той или иной системы.
Результаты исследования. Традиционные центры активации, т.е. направления усовершенствования ТЭА - это факторы и подфакторы дерева систем проф. Кузнецова Е.С. [17], т.е. сильные ассоциативные связи типа:
- «С0» - «С'02» - «С2025» («ТЭА» - «система и организация ТО и Р» - «компьютеризация и индивидуализация процессов учёта и отчётности»);
... ,
- «С0» - «С104» - «С2041» («ТЭА» - «персонал» - «квалификация»);
... ,
- «С0» - «С107» - «С2071» («ТЭА» - «условия эксплуатации» - «условия природно-
климатические»);
- другое.
Новым образованием для АТ является ассоциативная связь «ТЭА» - «ITS», которая, для её качественного понимания требует модели осмысления, где словами активаторами, согласно методу изобретательства, являются, как показал анализ, «история» и «специалист», которые позволяют увидеть главное:
- коренное изменение подготовки ведущих специалистов отрасли;
- закономерность ITS в развитии АТ;
- культуру эксплуатацию как предмет исследования теории организации.
Установлено, что согласно теории организации, поведение каждого работника, т.е. социальная направленность личности обязана соответствовать «запросам» того времени, в котором находится человек. Это функция Курта-Левина, которая указывает на две важные «составляющие» (параметры Л и С) поведения работника [18]:
ч=mQ (1)
где Л - характеристики личности; С - условия внешней среды (культура социальная, которая существует в обществе).
Водитель - ведущий специалист отрасли, который в ХХ! веке призван стать обычным пассажиром. На это указывает, во-первых, процесс развития автомобиля в структуре ITS [19], а, во-вторых, соответствующая этому процессу, тенденция «технической» подготовки водителей в автошколах. Например, если в 70-х годах ХХ века объём часов дисциплины «Устройство и ТО автомобиля» составлял для будущего водителя 304 часа, то сегодня всего лишь 10 часов. Это определено, например, постановлением КМУ Украины №229 от 2.03.2010 г., которое в целом соответствует международным требованиям.
Однако, например, инженер в ХХ1 веке обязан расширить свои знания. Этот специалист АТ должен изучить и знать ITS, объяснением чему является, во-первых, общий закон поступательного (согласно спирали) развития общества, и, во-вторых, термин «навигация», который является исходной точкой этой спирали в историческом перечне дисциплин мирового инженерного образования [20]. Сегодня этот термин снова «возродился», но на качественно ином уровне в виде основополагающего структурного элемента ITS.
В соответствие с чем, слова «история» и «специалист» обращают внимание исследователей АТ на совокупность знаний специалистов отрасли, а в целом, согласно основополагающим положениям теории организации [21], на тезаурус организационной системы АТ, который определяет степень организованности структурных элементов системы, их важнейшие свойства, состояние и способность реагировать на внешние воздействия.
Тезаурус в теории организации - это полезная внутренняя информация о себе и среде, определяющая способность системы распознать ситуацию и управлять собой. Тезаурус не имеет простого и,
соответственно, доступного метода измерения. В целом он измеряется в единицах информации. Однако не всякий бит становится его элементом, так как тезаурус - это определённым образом организованная, структурно отображаемая информация [21]. Тезаурус обеспечивает формирование целенаправленной организации, что (организация) является 3-м обязательным свойством любой системы, которое определяет её энтропию [22]. Поэтому, как отмечает проф. Баранников А.Ф. [21], можно допустить, что тезаурус определяет закон изменения энтропии той или иной системы.
Наличие закона является достаточно важным для описания и понимания конкретного состояния той или иной организации, например уровня развития ТЭА. В соответствие с чем, нами сделан вывод о целесообразности понимания культуры эксплуатации АТ как состояния тезауруса АТ, что предложено в теории организации. При этом мы предлагаем конкретизировать определение понятия «культура эксплуатации» и представить его как синоним термина «организационная культура», который является основополагающим понятием современной теории организации.
Организационная культура - это предмет исследования теории организации. Здесь она представляет общепринятую в той или иной организации (например, отрасли АТ) систему представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, что отличает данную организацию от других [21]. (Например, АТ периода СССР от АТ Украины в ХХІ веке или АТ современной Украины от АТ других стран).
Существуют культуры сильные и слабые. Культуры сильные характеризуются наличием в организациях главных (стержневых) ценностей, которые интенсивно поддерживаются, чётко определены и широко распространяются, что в целом является более эффективным, чем любой формальный контроль. Однако для этого необходимо, чтобы культура, стратегия, окружение (среда внешняя) и технологии (среда внутренняя) были приведены в соответствие, т.е. культура организации должна быть приемлемой для определённого периода времени и условий [21].
Культуры слабые - это организации молодые, где присутствует процесс ротации понятий (мнений) [21], что, прежде всего, характерно для современного АТ и других отраслей народного хозяйства Украины. Именно «процесс мнений» вызывает смену организационной культуры организаций и сегодня он обусловлен объективными причинами - коренными изменениями в Украине государственного регулирования, стремительными экономическими переменами, а также внедрением абсолютно новых технологий во многих отраслях народного хозяйства и, прежде всего, на АТ.
Для ТЭА это системы сквозной поддержки изделий на протяжении их жизненного цикла (ЖЦ) [23,24] или CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) - технологии, т.е. технологии непрерывной информационной поддержки поставок и ЖЦ продукта (ИПИ-технологии), которые основаны на программно-целевом методе управления процессами создания и использования систем.
На основе этого метода специалисты разрабатывают для каждой сложной системы свои программы обеспечения надёжности (ПОН) [25], которые известны как, например, «Системы уведомления об отказах, анализа и управления корректирующими мероприятиями». В авиации это «Системы сбора и анализа эксплуатационных данных» [26], которые представляют прогрессивную методологию FRACAS (Failure Reporting Analysis and Corrective Action System). ПОН/FRACAS разрабатываются на ранних стадиях проектирования сложных систем и реализуются на всех этапах их ЖЦ. В целом, это новая методология управления процессами контроля качества и обеспечения высокого уровня надёжности серийных изделий предприятий тяжёлой промышленности, машиностроения, военнопромышленного комплекса, транспорта, т.е. ПОН/FRACAS - это новая организационная культура эксплуатации для АТ, полномасштабная и качественная реализация которой, возможна лишь на базе создания ITS.
Следует подчеркнуть, что большинство специалистов АТ связывают методологию ПОН/FRACAS, т.е. новую организационную культуру (культуру эксплуатации) ТЭА лишь с развитием на АТ фирменного сервиса. Однако, как показали результаты исследований, проведенных в ХНАДУ [25], сегодня ТЭА уже имеет абсолютно все возможности для массового перехода АТ к новой организационной культуре эксплуатации. Это, например, теоретическая база ХНАДУ [9,10,11,12,28], которая позволяет в автоматическом режиме определять условия эксплуатации и, соответственно, корректировать основополагающие нормативы ТЭА. Это также дополнительные технические средства автомобиля (трекеры). Однако для решения большинства задач ТЭА трекер на автомобиле может быть эффективно заменён сотовым телефоном либо планшетом водителя. При этом данные гаджеты оказываются для водителя экономически более оправданными, так как одновременно могут выполнять роль навигатора, видео регистратора, монитора диагностического сканера и, например, кассового аппарата для автомобилей такси. Существует также возможность не только ре-
гистрации, но и «стирания ошибок» в бортовой системе современных автомобилей, имеющих К -, L -, либо CAN - линию диагностики, при широком спектре имеющихся диагностических разъёмов и разнообразии передаваемых через них протоколов информации.
Однако основное для ТЭА, на наш взгляд, состоит в возможности передачи в режиме «on line» абсолютно всей приведенной выше информации о каждом автомобиле (например, 32 диагностических параметров) в любую географическую точку Земли, что фактически позволяет говорить о возрождении ТЭА на основе:
во-первых, организации виртуальных технических отделов по управлению работоспособностью автомобилей;
во-вторых, систем технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) автомобилей по состоянию.
Выводы. Основной итог приведенных выше исследований, выполненных в ХНАДУ, состоит в следующем:
- обоснована необходимость наличия единого определения тех кардинальных перемен, которые постоянно происходят на современном АТ;
- применён тезаурусный подход к пониманию сложных явлений и процессов АТ и установлено, что тезаурус способен определить закон изменения энтропии систем, т.е. закон уровня её организованности;
- предложен термин «организационная культура» для формулировки происходящих на АТ изменений;
- раскрыта методология ПОН/FRACAS, как новая организационная культура эксплуатации АТ;
- приведен краткий обзор экспериментальных разработок ХНАДУ, направленных на реализацию новой организационной культуры эксплуатации в условиях построения ITS.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдонькин Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей: учеб. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. 288 с.
2. Говорущенко Н.Я. Техническая эксплуатация автомобилей. Х.: Вища школа, 1984. 312 с.
3. Эксплуатация автомобильного транспорта: учеб. для вузов / Г.В.Крамаренко, Л. Л. Афанасьев. М. Машгиз, 1949. 376 с.
4. Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. М.: Транспорт, 1990.
272 с.
5. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / под ред. Г.В.Крамаренко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1983. 488 с.
6. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / Е.С.Кузнецова, В.П.Воронов,
A.П.Болдин и др. Н.: Транспорт, 1991 413 с.
7. Кузнецов Е.С., Курников И.П. Производственная база автомобильного транспорта: Состояние и перспективы. М.: Транспорт, 1988. 231 с.
8. Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Т. 3. М: РООИП «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 2000. 456 с.
9. Говорущенко Н.Я., Туренко А. Н. Системотехника транспорта (на примере автомобильного транспорта).: в 2 ч. Ч. 1. Харьков: РИО ХГАДТУ, 1998. 255 с.
10. Говорущенко Н.Я., Варфоломеев В.Н. Экономическая кибернетика транспорта. Харьков: РИО ХГАДТУ, 2000. 218 с.
11. Говорущенко Н.Я., Волков В.П., Шаша И.К. Обеспечение безопасности движен на автомобильном транспорте. Харьков: Изд-во ХНАДУ, 2007. 361 с.
12. Говорущенко Н.Я. Системотехника автомобильного транспорта (расчётные методы исследований): монография / Н.Я. Говорущенко. Харьков: ХНАДУ, 2011. 292 с.
13. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / В.С.Лукинский,
B.И.Бережной, Е.В.Бережная и др. М.: Финансы и статистика, 2000. 280 с.
14. Волков В.П., Матейчик В.П., Комов П.Б. Ретроспективный анализ, состояние и перспективы развития технической эксплуатации автомобилей // Вісник Севастопольского національного технічного університету. Збірник наукових праць. Серія: Машиноприладобудування. Севостополь: СевНТУ, 2012. №135. С. 164-168.
15. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие / под ред. В.Н.Волковой и А.А.Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006. 848 с.
16. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: учеб. пособие. К.: МАУП, 2002. 216 с.:
17. Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: учебное пособие / МАДИ (ТУ). М., 2003. 247 с.
18. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2000. 448 с.
19. Гусаров А.П. Тенденции регламентации требований к бортовым интеллектуальным транспортным системам в комитете по внутреннему транспорту ЕЭК ООН // Журнал автомобильных инженеров. 2011. №3(68). С. 4-8.
20. Ременцов А.Н Автомобили и автомобильное хозяйство: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 192 с.
21. Баранников А.Ф. Теория организации: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 700 с.
22. Николаев В.И., Брук В.М. Системотехника: методы и приложения. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1985. 199 с.
23. Постиндустриальная хозяйственная система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.europestory.ru/floras-79-1.html.
24. Техническое обслуживание машин, оборудования и приборов зарубежными фирмами: сб. статей / под ред. Н.Н. Смелякова. 2-е изд., испр. и доп. В/О Внешторгреклама, 1978. 408 с.
25. Александровская Л.Н. Афанасьев А.П., Лисов А.А. Современные методы обеспечения безотказности сложных технических систем: учебник. М.: Логос, 2001. 20 с.
26. В ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» начата эксплуатация системы «Оповещение об отказах, анализе и корректирующих действиях» (FRACAS) самолёта SUKHOI SUPERJET 100. Компания “Pba Consul”. www.aviaport.ru/2011/06/14/217102.html
27. Вовк Л.П., Македонская Л.А., Волков В.П., Комов Е.А. Организация технической эксплуатации автобусов на основе интеллектуальных транспортных систем // Вісті Автомобільно-дорожнього інституту. Науково-виробничий збірник. Горлівка: АДІДонНТУ. 2012. №1(14). С. 5-10.
28. Положение о профилактическом обслуживании и ремонте транспортных машин (Методические рекомендации). Харьков: РИО ХГАДТУ, 1998. 39 с.
Волков Владимир Петрович -
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации и сервиса автомобилей Харьковского национального автомобильно-дорожного университета
Vladimir P. Volkov -
Dr. Sc., Professor, Head of Chair Automobiles technical operation and service, Kharkiv National Automobile and Highway University
Комов Евгений Александрович -
ассистент кафедры технической эксплуатации и сервиса автомобилей Харьковского национального автомобильно-дорожного университета
Evgenii A. Komov -
Graduate assistant of chair Automobiles technical operation and service, Kharkiv National Automobile and Highway University
Комов Андрей Петрович -
аспирант кафедры технической эксплуатации и сервиса автомобилей Харьковского национального автомобильно-дорожного университета
Andrey Р. Komov -
Postgraduate assistant of chair Automobiles technical operation and service, Kharkiv National Automobile and Highway University
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13