УДК 796.819
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПОРТИВНОГО КЛУБА
Фролко Марина Сергеевна кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики спорта ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», г. Москва, Россия
Ловягин Андрей Андреевич ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», г. Москва, Россия
ORGANIZATIONAL CULTURE SPORTS CLUB
Frolko Marina Sergeevna
Ph.D., associate professor of management and economics department of sports Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth Policy and Tourism,
Moscow, Russia
Lovyagin Andrej Andreevich Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth Policy and Tourism,
Moscow, Russia
Аннотация. В статье исследуется организационная культура спортивного клуба. Представлены предложения по повышению эффективности управления культурой спортивного клуба «Крылья Советов».
Summary. The article investigates the organizational culture of the sports club. Presents proposals to improve the governance culture of the sports club «Wings of the Soviets».
Ключевые слова. Организационная культура, спортивный клуб, управление, спорт.
Keywords. Organizational culture, sports club management, sports.
В настоящее время к числу основных задач, требующих решения в области физической культуры и спорта, является создание и эффективное функционирование спортивных клубов [7]. Создание эффективного управленческого механизма, обеспечивающего деятельность клуба, является фактором его экономического роста [6, 8].
Спортивный клуб функционирует и развивается, как сложный организм. Жизненный потенциал его деятельности обеспечивает организационная культура: то, ради чего люди стали членами спортивной организации; то, как строятся отношения между ними; какие принципы и организационно-управленческие методы используются в деятельности организации [2]. Это обуславливает не только
различие между организациями, но и определяет успех её функционирования в современных условиях и выживания в конкурентной борьбе [4]. В любой организации существует взаимодействие между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны и культуры, оказывающей влияние на поведение человека — с другой [5].
Управление культурой — это сознательное и намеренное совершение какого-либо действия в ней. Эти действия могут включать усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре, развитие культуры, поддержание, или изменение культуры.
Существует позиция, что независимо от той стадии развития, на которой находится организация, её высшее руководство может управлять культурой двумя способами.
Первый способ. Руководитель организации воодушевляет и претворяет в жизнь фундаментальные ценности организации. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств руководителя-лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.
Второй способ. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации. Члены клуба должны отслеживать по всем звеньям организации, что в ней происходит, и при этом отслеживать культуру организации.
Следует отметить, что первый способ может реализоваться через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям. Руководителям рекомендуется выступать в печати, по радио и по телевидению как можно чаще с озвучиванием устанавливаемых ценностей. Второй способ требует понимания значения культуры в повседневной жизни спортивной организации. При этом действенными средствами могут быть манипулирование символами и вещами материального мира организации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия.
Очевидно, что управление корпоративной культурой не является простым делом. Ценностные ориентации должны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства и передаваться на нижние уровни организации во всех своих деталях.
Управление корпоративной культурой является достаточно длительным процессом. Базовые предположения членов организации, задействованных в ее деятельности, невозможно изменить за короткий срок. Данный процесс предусматривает постоянную специализацию новых членов клуба, бесконечное выяснение того, во что верят и что ценят в клубе, неустанное внимание как к общему абстрактному взгляду на вещи, так и к конкретным деталям быта, и, наконец, правильного планирования всей этой работы.
Управление организационной культурой спортивного клуба рассмотрено на примере АНО «Крылья Советов». Предложенные ниже рекомендации могут помочь повысить эффективность управления культурой в этой организации.
Во-первых, необходимо обращать особенное внимание на нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты клубного окружения. Укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентации могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления, да и в целом во всей деятельности спортивного клуба.
Во-вторых, необходимо с определенной степенью доверия относиться к ГЛАВНАЯ АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ Страница 167
предложениям, призывающим к быстрой трансплантации или трансформации культур, стараться понять значимость важных клубных символов. Нужно прислушиваться к истории клуба, анализировать, кто герои клуба и что эти истории отражают в культуре клуба, периодически вводить организационные обряды для передачи с их помощью базовых идеалов и усиления культуры.
В-третьих, необходимо проводить в жизнь абстрактные идеалы непосредственным и прямым образом в своей повседневной деятельности. От членов клуба требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать эти идеалы вниз по уровням организации.
В-четвертых, очень важно добиться поддержки культурных изменений со стороны руководства. Это ключевой момент изменений, без него все усилия останутся очередной кампанией. Необходимо, чтобы руководители не просто признавали необходимость культурных перемен, но были сторонниками развития корпоративной культуры клуба.
В-пятых, необходимо гораздо активнее и шире использовать практику совещаний - проводить регулярные совещания на всех уровнях руководства клуба. Заслушивать предложения и обсуждать доклады о состоянии дел. Можно каждое совещание посвящать обсуждению проблем на одном конкретном направлении. Возможные темы совещаний: усовершенствование структуры управления клубом; финансирование деятельности клуба; маркетинговые исследования, программы по привлечению новых игроков и учеников в спортивные секции; улучшение методов управленческого контроля и учета; программы по снижению издержек.
В-шестых, необходимо использовать исторические аспекты деятельности организации. Историю нужно делать самим членам клуба, и, в наибольшей степени
- высшему менеджменту. Помимо всего прочего, надо не забывать о постоянном поощрении людей, вносящих серьезный вклад в работу клуба.
В-седьмых, необходимо также не только проводить исследования по вопросам взаимоотношений в организации (для этого существуют достаточное количество социологических методов), самое главное — довести его постулаты до сознания каждого члена клуба и сформировать благоприятное отношение к клубу во внешней среде. Во втором случае включаются механизмы «PR», в первом же необходимо выстраивать цепочку последовательных мероприятий.
Например, для формирования благоприятного отношения к клубу во внешней среде возможно создание информационного ресурса, который будет знакомить новичков с клубом и «старых» его членов, с изменениями. При этом можно использовать наглядную «агитацию» - фотографии важных моментов в истории клуба, селфи членов клуба; проведение собраний и пресс-конференций. Наибольшего эффекта в доведении смысла корпоративной культуры до сотрудников организации можно добиться, когда информация о нем идет по всем структурным подразделениям организации непрерывно.
В-восьмых, в должностные инструкции сотрудников клуба необходимо добавить обязанности по поддержанию и развитию корпоративной культуры клуба
- это позволит повысить ответственность каждого члена клуба в формировании данного направления деятельности во внутренней и внешней среде организации.
В-девятых, при рассмотрении вопроса, касающегося корректировки и укрепления корпоративной культуры клуба важное место должна занимать проблема контроля [2]. Осуществление контроля является важным этапом принятия любого управленческого решения организации, в том числе и по такому
направлению как совершенствование организационной культуры [1]. Возможны следующие методы контроля.
Наблюдение. Наблюдение должно проводиться непрерывно в процессе жизнедеятельности организации. Особенно эффективно наблюдение за неформальными группами, как определенными индикаторами состояния морально-психологического климата в организации.
Встречи с ключевыми людьми. Постоянный мониторинг и обмен мнениями между членами клуба.
Опрос членов клуба предполагает различные виды интервьюирования и анкетирования. В анкету включаются вопросы, связанные с пониманием у членов клуба целей, миссии организации, морально-психологического климата, оценки коммуникационных процессов, управления и власти в организации.
Для контроля деятельности по данному направлению необходим анализ внутренних отчетов различных служб клуба: текучесть кадров, ротация персонала внутри организации, повышение квалификации членов клуба, контингент в секциях и т.д.
Создание в клубе обратной связи с использованием сети Интернет, с помощью которого члены клуба могут высказывать свои требования, пожелания, мнения, просьбы по различным аспектам деятельности организации [3]. Руководство при обработке этих материалов может получить информацию о внутреннем климате организации.
Это все относится к внутренней среде организации. Отметим также способы анализа продвижения корпоративной культуры во внешнюю среду: анализ взаимодействия со СМИ, контрагентами, общественными организациями и т.д.; проведение анализа количества статей в газетах, программ на телевидении, упоминания клуба на специализированных сайтах; проведение анализа спроса на должности в клубе на рынке труда; анализ посещения клуба главами местных органов власти, их оценка эффективности работы и значимости клуба для жизни региона и т.д.
Следует отметить, что значимые результаты изменения корпоративной культуры можно будет измерить через определенное время после реализации; при этом необходимо провести дополнительное исследование корпоративной культуры в клубе с целью выявления ее нового уровня, а затем провести корректировку воздействий. Например, провести опросы, собеседования, применить индивидуальные и групповые тесты. Все это позволит оценить уровень корпоративной культуры на новом уровне.
Таким образом, предложенные меры по укреплению организационной культуры будут способствовать ее развитию внутри коллектива клуба, позволят сотрудникам работать в благоприятной атмосфере, установить более здоровый микроклимат. Это все в конечном итоге отразится на количественных показателях деятельности спортивного клуба и приведет к более стабильной, уверенной и прибыльной работе всей организации.
Список литературы
1. Изаак С. И. Исследование систем управления : учебно-методическое пособие / С. И. Изаак. - Москва, 2008. - 142с.
2. Изаак С. И. Управленческие решения : учебное пособие / С. И. Изаак. -Момква, 2009. - 88 с.
3. Изаак С. И. Оптимизация управленческой деятельности фитнес-клубом на основе информационных технологий : Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы здоровьесберегающих технологий в области физической культуры и спорта» / С. И. Изаак. - Иркутск: ИГУ. - 2009. - С. 42-45.
4. Изаак С. И. Создание эффективного управленческого механизма - фактор экономического роста в обществе: сборник статей «Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз» / С. И. Изаак, Д. А. Молоденков. - Оренбург: Агентство «ПРЕССА», 2011. - С. 34-37.
5. Изаак С. И. Хрестоматия по теории управления / С. И. Изаак, П. И. Рыжиков. - Москва : Алвиан, 2012. - 92 с.
6. Изаак С. И. Инвестиционная стратегия предприятия : монография / С. И. Изаак, С. А. Чернышов. - Москва : Алвиан, 2012. - 180 с.
7. Изаак С. И. Разработка и реализация структурных организационно-управленческих моделей студенческого спортивного клуба / С. И. Изаак, С. Е. Шивринская // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-2. - С. 320-324.
8. Побыванец В. С. Спортивный менеджмент : учебное пособие / В. С. Побыванец, С. И. Изаак / Гриф УМО. - Москва : Изд-во «Физическая культура», 2009. - 144 с.
References
1. Izaak S. I. Issledovanie sistem upravlenija: uchebno-metodicheskoe posobie. -Moscow, 2008. - 142s.
2. Izaak S. I. Upravlencheskie reshenija: uchebnoe posobie. - Moscow, 2009. - 88
p.
3. Izaak S. I. Optimizacija upravlencheskoj dejatel'nosti fitnes-klubom na osnove informacionnyh tehnologij: Materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Aktual'nye problemy zdorovesberegajushhih tehnologij v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta». - Irkutsk: IGU. - 2009. - P. 42-45.
4. Izaak S. I., Molodenkov D. A. Sozdanie jeffektivnogo upravlencheskogo mehanizma - faktor jekonomicheskogo rosta v obshhestve: sbornik statej «Social'no-jekonomicheskie i politicheskie processy v sovremennoj Rossii: analiz, prognoz». -Orenburg: Agentstvo «PRESSA», 2011. - P. 34-37.
5. Izaak S. I., Ryzhikov P. I. Hrestomatija po teorii upravlenija. - Moscow: Alvian, 2012.- 92 p.
6. Izaak S. I., Chernyshov S. A. Investicionnaja strategija predprijatija: monografija. -Moscow: Alvian, 2012. - 180 p.
7. Izaak S. I., Shivrinskaja S. E. Razrabotka i realizacija strukturnyh organizacionno-upravlencheskih modelej studencheskogo sportivnogo kluba // Sovremennye naukoemkie tehnologii. - 2016. - № 2-2. - P. 320-324.
8. Pobyvanec V. S., Izaak S. I. Sportivnyj menedzhment: uchebnoe posobie/ Grif UMO. - Moscow: Izd-vo «Fizicheskaja kul'tura», 2009. - 144 p.