Научная статья на тему 'Организационная культура и логистика предпринимательской деятельности'

Организационная культура и логистика предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ СЦЕПЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / РАМОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ КОНКУРИРУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / OCAI / FUNCTIONS OF COUPLING OF ORGANIZATIONAL CULTURE / FRAME DESIGNS OF COMPETING VALUES / ORGANIZATIONAL CULTURE / MANAGEMENT CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печаткина Елена Юрьевна, Халиков Артур Рамильевич

В статье представлены результаты исследования функций сцепления организационной культуры в виде шести блоков с методологической оценкой организационной культуры «OCAI»: правила организационного строения; лидерские отношения к мотивации в организации; стиль культуростроительного менеджмента; связующая сущность организации предпринимательского типа; актуализация внимания и ожидания; критерии успеха и принятия управленческого решения. Построены рамочные конструкции конкурирующих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CULTURE AND BUSINESS LOGISTICS

The results of research of coupling functions for organizational culture are given in the form of six blocks with a methodological assessment of organizational culture of «OCAI», which are rules of organizational structure; leader relations in respect to motivation in the company; style of culture management; binding essence of the company of an enterprise type; attention and expectation updating; criteria of success and adoption of the administrative decision. Frame designs of competing values are developed.

Текст научной работы на тему «Организационная культура и логистика предпринимательской деятельности»

УДК 005.73 + 005.9 + 658.7 ББК С55-3 + У9(2)21

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЛОГИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Ю. Печаткина, А.Р. Халиков

В статье представлены результаты исследования функций сцепления организационной культуры в виде шести блоков с методологической оценкой организационной культуры «ОСА1»: правила организационного строения; лидерские отношения к мотивации в организации; стиль культуростроительного менеджмента; связующая сущность организации предпринимательского типа; актуализация внимания и ожидания; критерии успеха и принятия управленческого решения. Построены рамочные конструкции конкурирующих ценностей.

Ключевые слова: функции сцепления организационной культуры; ОСА1; рамочные конструкции конкурирующих ценностей; организационная культура; культура управления.

Логистика предпринимательской деятельности на сегодняшний день является интегрированным инструментом управления материальными и информационными потоками и важной сферой компетентности делового предприятия. Когда все функции в его рамках интегрированы (сцеплены воедино), они служат источником конкурентных преимуществ. Как справедливо отмечает Д. Бауэр-сокс, уверенность в том, что интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями, составляют основополагающую парадигму логистики [1] и сопутствующей ей организационной культуры.

Такие функции, как производство и маркетинг, могут быть поделены на более мелкие. Для этого используется подробный анализ материального потока (движения продукции) и информационного потока (документация, электронные письма, телефонные переговоры, факсимильная связь, финансовые и нематериальные потоки). Деление функции может идти до самых глубоких уровней (до тех пор, пока они дискретны). Однако при этом все более возрастает роль организационного куль-туростроения.

Можно утверждать, что данные цепочки имеют сложные взаимосвязи, выражающиеся в наличии так называемых «сцеплений», т. е. эффективность логистики предпринимательской деятельности все более определяется организационным культуростроением, осуществляемым лидером (руководителем) организации.

Для того, чтобы в полной мере использовать эффект от использования «сцеплений», необходимо своевременное поступление качественной информации. Следует констатировать, что именно благодаря созданию корпоративных информационных систем логистика получила мощный толчок к своему развитию (это дало возможность облегчить координацию и оптимизацию различных видов деятельности на предприятии, повысить

управляемость процессом организационного куль-туростроения).

Мы в своей работе особый акцент делаем на реализованную на практике функцию сцепления организационной культуры. А это, в свою очередь, предполагает наличие ситуации, когда все члены организации предпринимательского типа знают, что нужно делать, обладают профессиональной подготовкой и способностями делать то, что необходимо, хотеть делать то, что нужно для организации, чтобы выполнить поставленные цели. При этом для большего соответствия организационной и деловой культуры необходимо три решающих компонента [2]:

- цель (создание такой культуры, которой отдается предпочтение конкретной организацией предпринимательского типа);

- критерий, который позволяет оценить существующий и желаемый уровень организационной культуры;

- практика, которая показывает, что желаемое может быть достигнуто в течение какого-то определенного времени (особенно если речь идет об изменении организационной культуры, реализации на практике конкретной функции).

Проведя анализ организаций, было определено, что в г. Уфе и г. Абакане в текущем состоянии конкурирующих ценностей преобладает «Клановая культура». Это характеризует организацию как: «очень дружественное место работы, где у людей масса общего; организации похожи на большие семьи; лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители; организация держится вместе благодаря преданности и традиции; высока обязательность организации; она делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату; успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях; организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие» [2].

Печаткина Е.Ю., Халиков А.Р.

Организационная культура и логистика предпринимательской деятельности

А предпочтительнее видение конкурирующих ценностей коллективом этих организаций определено как «Адхократическая культура». Она характеризует предприятие как «динамичное предпринимательское и творческое место работы; люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск; лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать; связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству; подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже; в долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов; успех означает производство уникальных и новых продуктов; важно быть лидером на рынке продукции или услуг; организация поощряет личную инициативу и свободу» [2] (рис. 1, 2).

тельны; организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать; репутация и успех являются общей заботой; фокус перспективной стратегии настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей; успех определяется в терминах проникновения на рынки и увеличения рыночной доли; важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке; стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность» [2]. А также явно выражено преобладание «клановой культуры».

Предпочтительное состояние: распределение конкурирующих ценностей между «Рынком» (34 баллов) и «Бюрократией» (32,7 баллов) и в малой степени выражена «Клановая культура» (17,7 баллов) (рис. 3).

$

--А.......

¿Ж......

...'і

ш

::5Ы

Рис. 1. Конкурирующие ценности в организациях г. Уфы

Рис. 2. Конкурирующие ценности в организациях г. Абакана

Нами были рассмотрены и в организациях города Челябинска конкурирующие ценности. Текущее состояние «Рыночная культура»: «организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи; люди целеустремленны и соперничают между собой; лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты; они неколебимы и требова-

Рис. 3. Конкурирующие ценности в организациях г. Челябинска

Заключая, отметим, что М. Портером в свое время в рамках концепции стратегического планирования предпринимательской деятельности, осуществляющей организацией, были предложены три концепции ведения конкурентной борьбы, а именно: 1) основных конкурентных сил; 2) типовых стратегий конкурентной борьбы; 3) цепочек создания ценностей [3]. Именно в рамках последней концепции и было проведено нами исследование, о результатах которого и шла речь выше. Отметим также, что матричное представление функции сцепления организационной культуры имеет не только теоретическую, но и методическую направленность.

Литература

1. Башлыков, А.А. Экспертные системы поддержки принятия решений в энергетике / А.А. Башлыков, А.П. Еремеев. - М.: МЭИ, 1994. - 216 с.

2. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн; пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

3. Попов, Е.В. Трансакции / Е.В. Попов. -Екатеринбург: УрО РАН, 2011. - 679 с.

2013, т. 7, № 4

163

Логистика

Печаткина Елена Юрьевна. Кандидат технических наук, доцент кафедры экономики социальной сферы, Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск). Область научных интересов - управленческая экономика, логистика. E-mail: Pechatkina_@inbox.ru

Халиков Артур Рамильевич. Соискатель, Уфимский государственный авиационный технический университет. Область научных интересов - экономика, предпринимательство. E-mail: artur.khalikov@mail.ru

ORGANIZATIONAL CULTURE AND BUSINESS LOGISTICS

E.J. Pechatkina, A.R. Khalikov

The results of research of coupling functions for organizational culture are given in the form of six blocks with a methodological assessment of organizational culture of «OCAI», which are rules of organizational structure; leader relations in respect to motivation in the company; style of culture management; binding essence of the company of an enterprise type; attention and expectation updating; criteria of success and adoption of the administrative decision. Frame designs of competing values are developed.

Keywords: functions of coupling of organizational culture; OCAI; frame designs of competing values; organizational culture; management culture.

Pechatkina Elena Jurevna, Cand.Sci. (Engineering), Associate Professor of Social Sphere Economics Department of the Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk. Research interests: administrative economy, logistics. E-mail: Pechatkina_@inbox.ru

Khalikov Arthur Ramilyevich, degree-seeking student of Ufa State Aviation Technical University. Research interests: economics, entrepreneurship. E-mail: artur.khalikov@mail.ru

Поступила в редакцию 26 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.