Научная статья на тему 'Организационная идентификация как механизм развития профессиональной ментальности сотрудников ФСИН России'

Организационная идентификация как механизм развития профессиональной ментальности сотрудников ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ДЕЗИДЕНТИФИКАЦИЯ / ORGANIZATION IDENTIFICATION / PROFESSIONAL MENTALITY / DISIDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович, Шмаев Илья Владимирович

в статье раскрывается понятие организационная идентификация как механизм развития профессиональной ментальности сотрудников ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович, Шмаев Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONIDENTIFICATIONASMECHANISM OF DEVELOPMENTWORKERS PROFESSIONALMENTALITY OF FEDERAL PENAL SERVICES OF RUSSIA

in the article the meaning of organization identificationasmechanismofdevelopmentofworkersprofessional mentalityofFederalPenalServicesofRussiaisanalyzed.

Текст научной работы на тему «Организационная идентификация как механизм развития профессиональной ментальности сотрудников ФСИН России»

Психология

YAK 159.9:343.83 V.M. POZDNYAKOV*, I.V. SHMAYEV**

EEK 88.472 n47

ORGANIZATION IDENTIFICATION AS MECHANISM OF DEVELOPMENT WORKERS’ PROFESSIONAL MENTALITY

OF FEDERAL PENAL SERVICES OF RUSSIA

Аннотация: в статье раскрывается понятие организационная идентификациякак механизм развития профессиональной ментальности сотрудниковФСИН России.

Ключевые слова: организационная идентификация, профессиональная ментальность, дезидентификация

ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ ПОЗДНЯКОВ*, ИЛЬЯ

ВЛАДИМИРОВИЧ

ШМАЕВ**

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВФСИН РОССИИ

Annotation: in the article the meaning of organization identificationas mechanismofdevelopmentofworkers’ professional mentality ofFederalPenal Services ofRussiais analyzed.

Key words: organization identification, professional mentality, disidentification

Зарубежные исследования свидетельствуют; что организационная идентичность является важным регулятором профессионального самосознания и поведения человека в различных видах организаций1. Ведь организационная идентичность представляет собой совокупность разделяемых членами организации характеристик и атрибутов организации, отличающих ее от других организаций (S. Albert, D. Whetten, 1985).

По мнению отечественныхпсихологов (Г.М. Андреевой, 2005; Т.Г. Стефаненко, 2003 и др.), с позиций самокатегоризации разностатусных членов организации крайне важным в социально-профессиональном контексте совместной деятельности является изучение особенностей организационной идентификации как процесса индивидуального и группового восприятия персоналом сходства и чувства единства (принадлежности) к организации. Именно в данном ракурсе, на наш взгляд, можно рассматривать организационную идентификацию и в качестве механизма передачи ментальности в профессионально сообществах. В этой связи, учитывая инерционность атрибутов сложившейся ментальности сотрудников ФСИН России и одновременно необходимость их активного включения в реализацию оргструктурных преобразований, определенных «Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р, представляется важным провести эмпирическое исследование, направленное на изучение восприятия и отношения персонала органов и учреждений, исполняющих наказания, к происходящим в ведомстве инновациям.

* Доктор психологическихнаук, профессор (Академия ФСИН России)

E-mail: pozdnyakov53@mail.ru.

** Адъюнкт кафедры юридической психологиии педагогики (Академия ФСИН России)

E-mail: shmai85@yandex.ru.

Анализ научных публикаций свидетельствует, что конструкт «организационная идентификация» пока не имеет единого определения. Так, некоторые ученые рассматривают организационную идентификацию как процесс (Р. П. Багоз-зи, М. Бергами, Д. Холл), другие - как состояние (Р. ван Дик, Д. Руссо, А. Хэслэм, М. Эдвардс), третьи - как степень реакции членов организации (М. Браун Дж. Даттон, Дж. Дюк-рич). Следствием имеющейся до настоящего времени разноголосицы мнений ученых является то, что организационная идентификация изучается или традиционно как когнитивный конструкт, первая концептуальная модель которого была предложена Дж. Марчем и Г. Саймоном (March, Simon, 1958), или как многомерный социально-психологический конструкт, охватывающий значительно большее число компонентов психики.

При рассмотрении организационной идентификации как когнитивного конструкта внимание исследователей было обращено на следующие моменты:

- согласованность индивидуальных и организационных ценностей (М. Г. Пратт, М. Стен-джел, Д. Холл и др.);

- восприятие единства с организацией или чувства принадлежности к организации (Ф. Маел, Б. Эшфорт и др.);

- процесс включения восприятия своего членства в организации в общую систему самоопределения личности (Дж. Даттон, Д. Руссо, К. Элсбач и др.).

Достижением сторонников когнитивного подхода к изучению организационной идентификации является создание специального методического инструментария (Mael, 1998; Mael, Ashforth, 1992), который позволил опросно изучать указанные проявления данного феномена.

Однако многочисленные исследования последнего десятилетия вскрыли необходимость перехода к изучению феномена организационной идентификации как социально-психологического конструкта, где выделяются, с одной стороны, конкретные объекты, с которыми может идентифицироваться работник, а с другой

- компоненты личности работника и их влияние на поведение работника в организации. Реализация такого двухракурсного подхода позволяет четче понять суть контрастных организационных явлений - «сверхролевого поведения» или «дезидентификации» персонала.

В первом случае сотрудники делают значительно больше для организации, чем прописано в контракте и должностной инструкции (напри-

мер, добровольно участвуют в качестве членов различных комиссий и целевых групп, задерживаются сверх положенного времени с целью качественного выполнения работы, оказывают помощь в работе коллегам, участвуют в организации корпоративных праздников и мероприятий). Это связано с тем, что у сотрудников организации обнаруживается связь между организационным членством и Я-концепцией личности (интеграция работником ценностей и целей организации), а кроме того, полноценно представлены такие компоненты идентификации, как когнитивный (знание о принадлежности к организации, самокатегоризация), аффективный (эмоциональная привязаннность к организации, чувство принадлежности) и оценочный (позитивная оценка факта членства в организации и принадлежности к ее конкретной профгруппе).

В случае дезидентификации персонала наблюдается дистанцирование и отвержение индивидами атрибутов и принципов организации (Дж. Дюкрич, К. Элсбач, Б. Эшфорт). Применительно к членству в организации дезидентификация может повлечь за собой не только отторжение миссии организации и профменталь-ности, но и стать причиной деструктивного поведения или увольнения из организации.

ФСИН России, являясь большим и сложным социальным институтом, в своей оргструктуре имеет разноплановые учреждения и службы, причем с территориальным рассредоточением конкретных подразделений. В итоге сотрудники, работающие в уголовно-исполнительной системе, отличаются не только особенностями профессиональной деятельности, но и спецификой условий жизнедеятельности при прохождении службы (например, лесные и территориальные подразделения). В силу указанных, а также из-за оргстатусных и внутриорганизацион-ных различий сотрудники могут идентифицировать себя в большей мере:

- с правоохранительными органами в целом;

- Федеральнойслужбой исполнения наказания;

- территориальным органом ФСИН России (ГУФСИН, УФСИН);

- подразделением (ИК, ВК и т. д.);

- отделом или службой внутри учреждения.

Приведенные акценты по объектам организационной идентификации, которые имеют разный тип статусности, престижности и особенности отношений между людьми и с другими группами, а также дополнительные ориентации сотрудниковна профессию (профессиональную группу) или карьеру, позволяют вести речь о масштабе и глубине их организационной иден-

Психология

Психология

тичности. При этом проведенные исследования (van Knippeberg, van Schie, 2005; van Dick, 2005) свидетельствуют; что величина идентификации работников с рабочей группой чаще выше, чем величина их идентификации с организацией в целом. С позиций психологии это можно объяснить рядом моментов.

1. Рабочая группа (отдел, служба, подразделение) всегда меньше организации в целом, а поэтому люди предпочитают идентифицировать себя с относительно небольшими группами, так как идентификация с большими группами может мешать различию между сотрудниками.

2. Сотрудники проводят большую часть рабочего времени в одном рабочем коллективе и общаются с ограниченным кругом коллег, что, как следствие, повышает уровень взаимопонимания в данных группах.

3. Сотрудник с большей вероятностью будет иметь общие характеристики с рабочей группой (профессиональные обязанности, традиции коллектива), а больший уровень схожести ведет к большей идентификации.

Метаанализ более 40 исследований по организационной идентификации, проведенный Рольфом ван Диком (van Dick, 2004) позволил установить, что идентификация сотрудника с рабочей группой выше, когда в ней присутствует позитивный социально-психологический климат, есть удовлетворенность от отношений с коллегами и непосредственным руководством, присутствует ориентация сотрудников на альтруистическое поведение. Кроме того, М. Рикетта (Ricetta, 2005), проведя метаанализ более 90 работ, посвященных изучению организационной идентификации, вывил значительную корреляцию между организационной идентификацией и некоторыми демографическими характеристиками сотрудников- стажем работы, возрастом, рабочей позицией и престижем организации.

В контексте проблемы профессиональной ментальности сотрудников ФСИH России интерес представляют материалы исследования Ю. Липпонена (J. Lipponen, 2001), где выявлено: контакты внутри группы увеличивают идентификацию с группой, а межгрупповые контакты - с организацией в целом: чем более престижна группа, тем выше степень идентификации с ней. В связи с этим при изучении организационной идентификации среди сотрудников ФСИH России необходимо принимать во внимание характер контактов и отношений внутри сложной системы взаимосвязанных групп разного уровня, образующих структуру конкретной организации. Кроме того, представляется важ-

ным, руководствуясь теоретической моделью Р. Крамера (R. Kramer, 1991), исследовать три уровня организационной идентификации:

- персональная идентичность (источник -межличностное взаимодействие);

- идентичность с группой (источник - меж-групповое взаимодействие);

- идентичность с организацией в целом.

При формулировании программы исследования важно учесть, что указанные уровни организационной идентификации не являются статичными, а могут меняться в зависимости от изменения условий и обстановки. В связи с этим необходимо изучить факторы, влияющие на организационную идентификацию при инновациях.

По мнению Н.Ю. Пименовой, основными элементами организационной культуры, оказывающими непосредственное воздействие на формирование и развитие организационной (профессиональной) идентичности, являются организационные коммуникации, организационный дизайн и организационное поведение2 .

При рассмотрении организационных коммуникаций представляется возможным опереться на классификацию схему, предложенную Е.М. Бабосовым, где выделены коммуникации в организации:

- вертикальные - нисходящие и восходящие коммуникации (от руководителя к подчиненным в виде распоряжений, приказов и от подчиненного к руководителю в виде рапортов, отчетов, объяснительных записок);

- горизонтальные (обмен информацией между коллегами и подразделениями);

- межуровневые (информация, спускаемая сверху через нескольковышестоящих инстанций);

- формальные (обезличенная информация, передаваемая по особым стандартам и правилам в виде различных организационно-распорядительных документов, писем и сообщений);

- неформальные коммуникации (в виде слухов, сплетен или профессиональных праздников, совместный отдых после работы и т. д.)3.

В контексте специфики ФСИН России интерес представляет и подход А. Фисуна, который подразделяет внутриорганизационные коммуникации на служебные и внутрикорпоративные4. При этом служебным коммуникациям свойствен директивный характер, однонаправленность, трансляция сугубо служебной информации, функция формирования профессиональной компетентности, соответствия должностным обязанностям, подчиненности и управляемости. Внутрикорпоративные коммуникации отличает недирективный характер, наличие

обратной связи, функция трансляции организационных ценностей, участие в формировании сплоченности сотрудниковорганизации. В итоге благодаря системе внутриорганизационных коммуникаций сотрудник организации видит не только фрагмент организационно-служебного пространства, но и всю картину жизни организации в целом. Таким образом, он чувствует себя частью единого коллектива, сплоченного общими целями.

В контексте изучения профессиональной ментальности сотрудников ФСИН России особый интерес представляет исследование формирования организационной идентичности под влиянием таких атрибутов оргкультуры, как ведомственные мифы и истории, ритуалы, традиции и различные символы, пронизывающие весь процесс внутриорганизационной коммуникации.

Другой элемент организационной культуры-корпоративный дизайн - может также оказывать непосредственное влияние на формирование организационной идентичности сотрудников, проявляясь в соблюдении единого, нормативно установленного стиля и порядка оформления документации, единообразном оформлении интерьера подразделений служб, ношении формы одежды установленного образца. Все это формирует неповторимую индивидуальность организации, способствуя отождествлению с организацией за счет визуализации ее дифференцирующих признаков, а также обособлению от других организаций.

Посредством комплекса перечисленных каналов коммуникации и корпоративного дизайна во многом формируется типичное организационное поведение сотрудников, проявляющееся как на внешнем, так и на внутреннем уровне организационной среды. При этом на уровне внешней среды организационное поведение находит свое выражение во взаимодействии с органами местной власти и представителями обще-

ственных организаций, правоохранительных органов и т. д. Примерами проявления организационного поведения на уровне внутренней организационной среды являются стиль управления и взаимодействия с подчиненными, повседневная манера общения и взаимоотношения сотрудников в организации, а также периодически проводимые праздничные мероприятия и специальные профессиональные ритуалы. Насколькообразцы типичного организационного поведения являются для сотрудников личностно значимыми атти-тюдами представляется важным изучить в контексте субъектно-деятельностного подхода, активно развиваемого в отечественной психологии (К.А. АбульхановаСлавская, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев и др.).

Обобщая изложенное в настоящей статье, можно констатировать, что расширяющееся число исследований организационной идентификации и полученные результаты ориентируют на целесообразность ее изучения для предсказания установок и поведенческих проявлений сотрудников ФСИН России, характеризующих их профметальность, связанную с отношением к профдеятельности, степенью включенности в жизнедеятельность профгрупп и с взаимоотношениями с организацией и ведомством в целом. При этом, опираясь на проведенные зарубежные и отечественные исследования, в качестве структурных составляющих организационной идентификации представляется возможным выделять когнитивный, аффективнооценочный и коннотативный компоненты. Не-обходимымиусловиями формирования организационной идентичности выступает наличие проясненных для сотрудников ценностей (идеологии) и миссии организации, а также система корпоративного дизайна и внутриорганизацион-ных коммуникаций, способствующая трансляции образцов прогрессивной оргкультурыи профессионально-делового поведения.

1 См.: Липатов С.А., ЛоваковА.В. Исследования организационной идентификации в зарубежнойпсихоло-гии // Национал, психол журн. 2010. № 1 (3). С. 70-75.

2 См.: ПименоваН.Ю. Особенности формирования корпоративнойидентичности в системе дистанционного обучения: опыт Владивосток, гос. ун-та экономикии сервиса // Университетскоеуправление. 2004. № 5-6.

3 См.: БабосовЕ.М. Социологияуправления. Минск, 2002.

4 См.: Фисун А. Внутрикорпоративныекоммуникации проблемы построения эффективной системы // Управление человеческим потенциалом. 2007. № 1.

Психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.