Научная статья на тему 'Организационная деятельность ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю" в новых социально-экономических условиях'

Организационная деятельность ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю" в новых социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
318
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / DISABLED PEOPLE / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / УРОВЕНЬ ПЕРВИЧНОЙ ИНВАЛИДНОСТИ / LEVEL OF PRIMARY DISABILITY / ORGANIZATION OF MEDICAL AND SOCIAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Тетерина Н.М., Карасаева Людмила Алексеевна

В статье приведены результаты деятельности ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю» о предоставлении гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе. Представлены данные о кадровом обеспечении, о состоянии первичной инвалидности взрослого населения, в том числе в трудоспособном возрасте, показатели реабилитации инвалидов за 3 года (2013-2015 гг.) в современных условиях после присоединения Крыма к Российской Федерации. Освещены основные направления организации и особенности деятельности специа-листов бюро медико-социальной экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Тетерина Н.М., Карасаева Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ACTIVITIES OF THE MAIN BUREAU OF MEDICAL AND SOCIAL EXPERTISE IN SEVASTOPOL IN NEW SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS

The article presents the results of the activity of the Main Bureau of Medical and Social Expertise for the city of Sevastopol for state services provision to citizens on medical and social expertise. There are presented staffing data, the state of the primary disability in the adult population in it employable sector, indices of rehabilitation of the disabled persons over three years (2013-2015) in the city of Sevastopol in modern conditions after the annexation of Crimea to the Russian Federation. There are highlighted basic directions of the organization and peculiarities in the activities of experts of the Bureau of the Medical and Social Expertise.

Текст научной работы на тему «Организационная деятельность ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю" в новых социально-экономических условиях»

Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2017; 20 (4)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-204-207_

Организационно-методические и правовые вопросы

^^^^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

© ТЕТЕРИНА Н.М., КАРАСАЕВА Л.А., 2017 УДК 614.2:616-036.865

Тетерина Н.М.1, Карасаева Л.А.2

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФКУ «ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО Г. СЕВАСТОПОЛЮ» В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

1ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю», 194044, г. Севастополь, Россия; 2ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, 194044, г. Санкт-Петербург, Россия

В статье приведены результаты деятельности ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю» о предоставлении гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе. Представлены данные о кадровом обеспечении, о состоянии первичной инвалидности взрослого населения, в том числе в трудоспособном возрасте, показатели реабилитации инвалидов за 3 года (2013-2015 гг.) в современных условиях после присоединения Крыма к Российской Федерации. Освещены основные направления организации и особенности деятельности специалистов бюро медико-социальной экспертизы.

Ключевые слова: инвалиды; организация; медико-социальная экспертиза; уровень первичной инвалидности.

Для цитирования: Тетерина Н.М., Карасаева Л.А. Организационная деятельность ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю» в новых социально-экономических условиях. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2017; 20 (4): 204-207. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-204-207

Для корреспонденции: Карасаева Людмила Алексеевна, д-р мед. наук, проф., заведующая кафедрой организации здравоохранения, медико-социальной экспертизы и реабилитации; 194044, r. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 11/12. E-mail: ludkaras@yandex.ru.

Teterina N.M.', Karasaevа L.A.2

ORGANIZATIONAL ACTIVITIES OF THE MAIN BUREAU OF MEDICAL AND SOCIAL EXPERTISE IN SEVASTOPOL IN NEW SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS

1Main Bureau of Medical and Social Expertise in Sevastopol, Sevastopol, 299045, Russian Federation;

2Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts, Saint-Petersburg, 194044, Russian Federation The article presents the results of the activity of the Main Bureau of Medical and Social Expertise for the city of Sevastopolfor state services provision to citizens on medical and social expertise. There are presented staffing data, the state of the primary disability in the adult population in it employable sector, indices of rehabilitation of the disabled persons over three years (2013-2015) in the city of Sevastopol in modern conditions after the annexation of Crimea to the Russian Federation. There are highlighted basic directions of the organization and peculiarities in the activities of experts of the Bureau of the Medical and Social Expertise.

Keywords: disabled people; organization of medical and social expertise; level ofprimary disability.

For citation: Teterina N.M., Karasaevа L.A. Organizational activities of the Main Bureau of Medical and Social Expertise in Sevastopol in new social and economic conditions. Mediko-sotsyal'naya ekspertiza i reabili-tatsiya (Medical and Social Expert Evaluation and Rehabilitation, Russian Journal). 2017; 20 (4): 204-207. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-204-207

For correspondence: Lyudmila A. Karasaeva, MD, PhD, DSc, Prof., Head of the Department of Health Organization, Medical and Social Expertise and Rehabilitation; Saint- Petersburg, 194044, Russian Federation. E-mail: ludkaras@yandex.ru.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsorship.

Received 27 June 2017 Accepted 28 September 2017

На основании подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, Правительством Российской Федерации принято распоряжение о создании в Крымском федеральном округе ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» и «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Севастополю», подведомственных Минтруду России1. На сложности,

В современных условиях изучение и оценка деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в связи с происходящей в России модернизацией нормативной правовой базы в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов, возросшей сложностью задач, стоящих перед специалистами учреждений МСЭ, приобретает особую актуальность. В полной мере это относится к деятельности в новых социально-экономических условиях учреждений МСЭ Республики Крым и Севастополя.

Medical and Social Expert Evaluation and Rehabilitation. Russian journal. 2017; 20 (4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-204-207 Organizational-methodological and legal aspects

связанные со структурной перестройкой учреждении, введением новых законодательных основ МСЭ и реабилитации инвалидов, переработкой методических и кадровых основ организационной деятельности, накладывались социально-психологические характеристики состояния населения, проживающего в местностях и подлежащего освидетельствованию в бюро МСЭ.

Целью настоящей работы явилось изучение и анализ экспертно-организационных направлений деятельности ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю».

Материал и методы

Материалы, использованные в данной работе, базировались на данных анализа официальной государственной статистической формы отчётности 7-собес, 7а-собес «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю» за 2013-2015 гг.

Результаты

После соединения Крыма с Россией в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю» была установлена новая штатная численность работающих сотрудников, которая составила 56 единиц, из которых 38 единиц были заняты 37 физическими лицами. Общая укомплектованность главного бюро МСЭ составляла 67,8%. При этом наибольшая укомплектованность была занята специалистами по реабилитации - 92,8%, а укомплектованность специалистами по МСЭ, непосредственно занятыми экспертной деятельностью, составляла всего 39,3% (табл. 1).

Сформированная команда сотрудников сосредоточилась на выполнении задач по следующим основным направлениям:

• организация предоставления государственной услуги по осуществлению медико-социальной экспертизы и деятельности в соответствии с административным регламентом2;

• разработка ИПР всем гражданам, признанным инвалидами; содействие в реализации ИПР;

• организация работы в ЕАВИИАС;

• соблюдение этики и деонтологии при проведении медико-социальной экспертизы;

Таблица 1

Кадровое обеспечение ФКУ «Главное бюро МСЭ по г. Севастополю» на 01.01.2016 г.

Таблица 2

Граждане, направленные на медико-социальную экспертизу в «Главное бюро МСЭ по г. Севастополю» в 2013-2016 гг. (абс., %)

Кадровое обеспечение

Укомплектованность, %

Общая укомплектованность от штатной численности в целом

Врачи-специалисты по МСЭ

Специалисты по реабилитации

Психологи

Средний медицинский персонал АХЧ (управленческий аппарат, рабочие)

67,8

39,3 92,8 60,0 62,5 83,3

'Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 727-р «О создании в Крымском федеральном округе подведомственных Минтруду России федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы - главных бюро медико-социальной экспертизы».

2Приказ Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н «Об утверждении Админи-

стративного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы».

Годы Общее кол-во граждан, освидетельствованных в бюро МСЭ, человек Количество человек, пришедших в бюро МСЭ для установления группы инвалидности (% от общего числа)

2013 1684 1657 (98,4)

2014 1980 1892 (95,5)

2015 2504 2497 (99,7)

Таблица 3

Результаты экспертной деятельности ФКУ «Главное бюро МСЭ по г. Севастополю», (абс., %)

Годы Общее кол-во граждан, направленных для установления группы, человек Признаны инвалидами Не признаны инвалидами

абс. % абс. %

2013 1657 1532 92,6 125 7,4

2014 1892 1846 97,6 46 2,4

2015 2497 2284 91,5 213 8,5

• продолжение работы по межведомственному взаимодействию по проблемам инвалидности и реабилитации инвалидов;

• совершенствование кадровой политики;

• обеспечение выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждения.

Особенностью первых лет деятельности учреждения в новых социально-экономических условиях явилось то, что с 2013 по 2015 г. на 820 человек увеличилось число граждан, направленных на освидетельствование в бюро МСЭ. При этом также увеличился удельный вес граждан, направленных для установления группы инвалидности (табл. 2).

Отмечено, что среди граждан, направленных медицинскими организациями (МО) для установления инвалидности, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. в 4,6 раза увеличилось число необоснованно направляемых на МСЭ, и не признанных инвалидами, что свидетельствовало о недостаточной работе руководителей бюро МСЭ с врачебными комиссиями МО (табл. 3).

Оказалось, что большая экспертная нагрузка на одно бюро МСЭ не позволяла в достаточной мере и полно проводить методическую работу со специалистами МО, поэтому было организовано дополнительное (третье) бюро МСЭ в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю»3.

Анализ демографического состава лиц, признанных инвалидами, показал, что превалировали инвалиды пенсионного возраста, удельный вес которых с 2013 по 2015 г. увеличился на 22,9% (табл. 4).

Анализ основных причин инвалидности (табл. 5) показал, что по показателям «причин инвалидности» во взрослом населении, в том числе в населении трудоспособного возраста, особенных различий по сравнению с общероссийскими показателями не наблюда-

3Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. № 310н (с изм. от 29.12. 2016 г.) «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2017; 20 (4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-204-207 Организационно-методические и правовые вопросы

Таблица 4

Удельный вес признанных инвалидами в соответствии с возрастной структурой в Севастополе

Админ. территория 2013 г. 2014 г. 2015 г.

от 18 до 44 лет включительно от 45 лет до 54 (ж), 59 (м) старше 55 (ж), старше 60 (м) от 18 до 44 лет включительно от 45 лет до 54 (ж), 59 (м) старше 55 (ж), старше 60 (м) от 18 до 44 лет включительно от 45 лет до 54 (ж), 59 (м) старше 55 (ж), старше 60 (м)

18,0 37,1 44,9 17,4 26,7 55,9 14,4 17,8 67,8

Таблица 5

Структура первичной инвалидности в соответствии с причинами инвалидности среди взрослого населения

Причина инвалидности Годы

2013 2014 2015

абс. % абс. % абс. %

Общее заболевание 1401 91,5 1765 95,6 1976 91,5

Трудовое увечье 5 0,3 3 0,2 1 0,1

Проф. заболевание 2 0,1 - - - -

Военная травма или заболевание, полученное в период военной службы 29 1,9 16 0,9 126 5,8

С детства 95 6,2 62 3,3 56 2,6

Всего... 1532 100 1846 100 2159 100

лось: доминировали инвалиды с причиной «общее заболевание» среди взрослого как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения.

Однако в 2014-2015 гг. отмечен значительный рост удельного веса инвалидности среди граждан из числа бывших военнослужащих (с 0,9 до 5,8%).

Отмеченной особенностью в распространенности первичной инвалидности оказалось то, что за 3 года (2013-2015 гг.) установлено увеличение уровня первичной инвалидности среди взрослого населения Севастополя: с 48, до 65,1 на 10 тыс. взрослого населения (табл. 6). Анализ показал, что скачок в уровне первичной инвалидности был обусловлен изменением законодательной базы в сфере социальной защиты, МСЭ и реабилитации инвалидов после вхождения Севастополя в состав Российской Федерации. Согласно нововведённым нормативным положениям, инвалидам III группы предоставлены возможности получать ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), пользоваться коммунальными льготами, санаторно-курортным лечением, медицинскими препаратами, приобретать технические средства реабилитации для компенсации утраченных функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ранее на данную категорию инвалидов, согласно законодательной базе Украины, государственные гарантии не распространялись.

Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации

№ 954, граждан по личному заявлению могли направить на медико-социальную экспертизу, что позволяло значительному числу пациентов после обследования иметь основания для освидетельствования в бюро МСЭ, а при наличии стойких умеренных расстройств функций организма быть признанными инвалидами III группы.

Установлено, что основная доля в увеличении уровня первичной инвалидности среди взрослого населения была внесена за счёт лиц пенсионного возраста, удельный вес которых в составе первично признанных инвалидами составил 68%.

Одновременно были проанализированы показатели уровня первичной инвалидности среди трудоспособного населения в возрасте 18-55 лет (жен.) и 18-60 лет (муж.), которые, наоборот, установили положительную динамику: уровень первичной инвалидности населения в трудоспособном возрасте снизился с 39,0 до 31,3 на 10 тыс. населения (табл. 7), что может свидетельствовать о достаточно хорошо организованной лечебно-профилактической работе врачами МО Севастополя по профилактике инвалидности среди граждан трудоспособного возраста.

Были проанализированы показатели переосвидетельствования инвалидов за 3 изучаемых года (табл. 8). Установлено, что в 2014 г. в ходе переосвидетельствования более 50 чел., а в 2015 г. 213 чел. инвалидами признаны не были.

Организационно-реабилитационная деятельность специалистов учреждения при разной степени тяжести инвалидности в динамике представлена в табл. 9.

В динамике за 2013, 2014 и 2015 гг. группа инва-

4Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (с изм. от 10.08.2016 г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Таблица 6

Динамика уровня первичной инвалидности взрослого населения на 10 тыс. населения в 2013-2015 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Админ. территор. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

инвалиды (абс.) уровень инвалидн. инвалиды (абс.) уровень инвалидн. инвалиды (абс.) уровень инвалидн. % прироста

Севастополь 1532 48,1 1846 57,9 2159 65,1 +11,0

Таблица 7

Динамика уровня первичной инвалидности населения в трудоспособном возрасте на 10 тыс. населения в 2013-2015 гг.

Админ. территор. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

инвалиды (абс.) уровень инвалидн. инвалиды (абс.) уровень инвалидн. инвалиды (абс.) уровень инвалидн. % прироста

Севастополь 844 39,0 815 36,9 695 31,3 -15,0

2'06

Medical and Social Expert Evaluation and Rehabilitation. Russian journal. 2017; 20 (4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-204-207 Organizational-methodological and legal aspects

лидности была понижена на 235, 254 и 310 инвалидов соответственно, а полностью реабилитированы 62, 50, и 213 человек соответственно. В 2015 г. показатель «стабильности» групп инвалидности составил 66,5%, показатель «утяжеления» (группа инвалидности была повышена) у 10,7% инвалидов.

Приоритетной деятельностью учреждения в течение этого времени была признана социально-реабилитационная деятельность, направленная на предотвращение, снижение группы или снятие инвалидности. С этой целью специалистами проведена большая работа по реабилитации инвалидов (табл. 10). Показатель суммарной реабилитации в 2015 г. вырос в 2 раза по сравнению с предыдущими годами и составил 23,2%. Судебных исков по обжалованию действий ФКУ «ГБ МСЭ по г. Севастополю» Минтруда России в 2015 г. зафиксировано не было.

В связи с изменением законодательной базы, введением количественной оценки5 и увеличением показателей реабилитации, особенно в 2015 г. по сравнению с предыдущими годами, было отмечено большое количество заявлений в Главное и в Федеральное бюро

Таблица 8

Результаты переосвидетельствования инвалидов в 2013-2015 гг. (абс.)

Таблица 10

Показатели реабилитации при переосвидетельствовании инвалидов за 2013-2015 гг.

Годы Всего переосвидетельствовано в бюро МСЭ Количество человек, пришедших в бюро МСЭ для установления группы инвалидности Не признаны инвалидами после освидетельствования в бюро МСЭ

2013 2595 2466 65

2014 2698 2685 50

2015 3242 2259 213

Таблица 9

Показатели динамики утяжеления, стабилизации и снижения групп инвалидности с 2013 по 2015 г. (абс.)

Годы Группы инвалидности Динамика движения групп инвалидности

подтверждение повышение понижение непризнание инвалидности

I 114 - 17 -

II 831 81 218 3

2013

III 947 193 - 62

Всего 1892 274 235 65

I 145 - 19 -

II 870 87 235

2014

III 1041 238 - 50

Всего 2056 325 254 50

I 77 - 16 -

II 606 106 294 11

2015

III 820 128 - 202

Всего 1503 234 310 213

Показатели реабилитации Годы

2013 2014 2015

Полная, % 2,6 1,9 9,4

Частичная, % 18,6 18,7 27,9

Суммарная, % 12,2 11,3 23,2

5Приказ от 17 декабря 2015 г. № 1024н (в ред. от 05.07.2016 г.) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

МСЭ от граждан по обжалованию решений, принятых в бюро МСЭ. При анализе целевых показателей эффективности работы учреждения в 2015 г. установлено, что показатель обжалованных решений Главного бюро МСЭ Федеральным бюро МСЭ несколько выше, чем в предыдущие годы и составил 7,3%. Отменных решений ФКУ «Главного бюро МСЭ по г. Севастополю» Федеральным бюро МСЭ в 2015 г. не зафиксировано, все решения приняты обоснованно. Показатели отмены решений Главным бюро МСЭ первичных бюро -филиалов не превышали контрольных показателей.

Также отмечено, что систематически проводилась организационно-методическая работа по обращению граждан. На личный приём к руководителю - главному эксперту обратились 88 человек, в бюро МСЭ - 20 человек. Количество письменных обращений граждан на 10 тыс. освидетельствованных в учреждении составило 52,6. Основные темы, которые затрагивали авторы писем, - это необходимость в консультации по вопросам законодательной базы при установлении инвалидности гражданам, приехавшим из Украины; оформление ИПР инвалидам с «бессрочной» инвалидностью; несогласие с экспертным решением бюро МСЭ по причине, группе, зачёту сроков инвалидности и оформлению ИПР.

Большая работа в учреждении проводилась по включению в единую автоматизированную вертикально-интегрированную инфомационно-аналитическую систему (ЕАВИИАС). В этой системе работает 3 бюро МСЭ и 1 экспертный состав главного бюро. К началу 2016 г. в базу по бюро МСЭ заведено 5262 экспертных дел и 618 дел по экспертному составу главного бюро МСЭ.

Заключение

Переходный период в ранние сроки после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и создании ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю» был связан с организационно-правовой, организационно-методической, информационной и реабилитационной перестройками деятельности учреждения. Для этого периода были характерны некоторые неблагоприятные медико-социальные показатели, связанные с увеличением уровня первичной инвалидности среди взрослого населения, а также показатели положительной динамики снижения уровня первичной инвалидности среди трудоспособного населения, повышение показателей частичной и полной реабилитации инвалидов.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила 27.06.17 Принята к печати 28.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.