Научная статья на тему 'Организацинно-хозяйственные аспекты развития регионального автотранспортного комплекса Чеченской республики'

Организацинно-хозяйственные аспекты развития регионального автотранспортного комплекса Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / АСПЕКТ / РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадова Элиза Саид-Хасановна

В статье рассматривается отдельные организационно-хозяйственный аспекты развития регионального автотранспортного комплекса Чеченской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организацинно-хозяйственные аспекты развития регионального автотранспортного комплекса Чеченской республики»

УДК 330.15.504

ОРГАНИЗАЦИННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Э.С-Х. Магомадова Ростовский государственный строительный университет

В статье рассматривается отдельные организационно-хозяйственный аспекты развития регионального автотранспортного комплекса Чеченской Республики.

Ключевые слова: Организация, аспект, развитие, транспорт, регион.

In article is considered separate organizatsilnno-economic aspects of development of a regional motor transportation complex of the Chechen Republic.

Keywords. Organization, aspect, development, transport, region.

Автомобильный транспорт является одной из важнейшей составляющей экономики Чеченской Республики.На долю автомобильных перевозок приходится 80% грузоперевозок и 85% пассажирских перевозок в республике. Однако можно отметить наличие разнонаправленных колебаний в процессе изменения объемов данных параметров, что иллюстрируют данные, приведенные на рисунке 1.

Рис. 1. Перевозки грузов автомобильным транспортом в Чеченской Республике, млн. тонн

При этом в республике наблюдается ежегодный прирост количества транспортных средств всех видов (таблица 1).

Среди автомобилей, находящихся в эксплуатации в Чеченской Республике, основную долю составляют автомобилиотечественных марок.В пятерку лидеров входят ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ЗИЛ.

Таблица 1

Количество автотранспортных средств различных видов в Чеченской

Республике (единиц)

Вид транспортных средств Количество транспортных средств

2012 2013

Всего транспортных средств 199670 244010

Легковых автомобилей 152098 177304

Грузовых автомобилей 36121 42524

Автобусов 6870 9393

Мототранспортных средств 888 912

Прицепов 1883 4451

Суммарно количество автомобилей данных марок превышает 81% от общего

количества автомобилей в регионе (см. рисунок 2).

IIA 1 ГА1 KAM/V 1

v« / MI/

VA 1 » — /II I

1И/1 » - 4 !>:i<)

mi нс i ni s ni im/ ■ « l //«>

10У0ТЛ ■ « :u(,i

MIX КПИЧ • « 2 2011

CA« »• 1 <)1 1

и ж ■ • 1 /1(>

IIA 1 1 (.J4

IlMW к 1 /111

МЛ 1 i" 1 ;/•>(>

|>АФ 1 ()/(.

1 OKI) • 9<>4

NISSAN 901

VC)I K8WAOI N . ii:»/i

AI 11)1 • 8ЭЭ

1IVIINDAI i /42

l<AU 1 • 751

A|>yi и<< — - / /'.(.

(I JO ООО 10 000 (>0 000 (10 000 100 000

Рис. 2. Структура парка автотранспорта Чеченской Республике по маркам

При этом на долю автомобилей ВАЗ приходится более 49%автомобильного парка, первое место, марка ГАЗ занимает второе место - около 22% от количества автомобилей. Наиболее популярными иномарками являются Mercedes-Benz(2,3%) и Toyota (2,0%).

Структура парка автомобилей Чеченской Республике в разбивке по классам неравномерна и имеет ярко выраженную специализацию. На территории региона доминирует транспорт категорий B+,C,E,LCV,B, который в совокупности составляет 70% от общего количества транспортных средств.

Лидерами по численности среди транспортных средств, находящихся в эксплуатации, являются легковые автомобили категории B+ (29%). 14% парка региона составляют автомобили класса C. Тройку лидеров замыкает транспорт категории E (13%). Данную ситуацию иллюстрируют данные, приведенные на рисунке 3.

Рис. 3. Структура парка автотранспорта Чеченской Республике по категориям

Наибольшую долю среди автотранспортных средств республики составляют легковые автомобили (65%). В их структуре автомобили молодежного класса занимают 35%, автомобили бизнес-класса - 29%, автомобили повышенной проходимости - 6%, дорогие спортивные автомобили - 1%.

Что касается приобретения новых автотранспортных средств, то отметим, что всего в Чеченской Республике продано в 2011 году было продано 9949 новых легковых автомобилей. При этом на долю автомобилей марки ВАЗ приходится 69% покупок, на долю автомобилей марки Toyota-11%. Общая структура продаж новых легковых автомобилей в Чеченской Республики приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Структура продаж новых легковых автомобилей в Чеченской Республике

в 2011 году

При этом отметим, что на протяжении последнего десятилетия в Чеченской Республике наблюдался самый стремительный рост парка легкового автомобильного транспорта по сравнению с другими субъектами Северо-Кавказского федерального округа (таблица 2).

Таблица 2

Регион 2002 2004 2006 2008 2010 2012

Северо-Кавказский федеральный 94,2 101,3 110,6 129,1 154,7 178,0

округ

Республика Дагестан 47,9 52,5 56,3 65,2 106,5 132,5

Республика Ингушетия 57,4 60,6 72,3 109,9 105,5 115,0

Кабардино-Балкарская Республика 97,7 105,1 118,2 144,2 156,4 187,4

Карачаево-Черкесская Республика 105,4 125,0 136,2 160,6 173,0 198,3

Республика Северная Осетия-Алания 120,1 128,0 152,0 172,7 194,9 224,1

Чеченская Республика 44,8 41,9 54,0 71,2 100,3 114,8

Ставропольский край 154,5 167,4 177,2 201,7 223,6 247,8

Как показывают данные вышеприведенной таблицы, количество личных легковых автомобилей в Чеченской Республике выросло в 2,6 раза, в то время как в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу данный показатель увеличился в 1,9 раза. Динамику увеличения числа собственных легковых автомобилей в расчете на 1000 жителей в Чеченской Республике иллюстрирует рисунок 5.

120 100 100,2

80 60 40 20 0 ■■—ИГ" 62,8 46,2 47,8 ■ ■ 1 1 1 2003 2005 2007 2009 2011

Рис. 5. Количество собственных легковых автомобилей в Чеченской Республике (в

расчете на 1000 жителей)

Важнейшим параметром, иллюстрирующим взаимодействие системы автомобильного транспорта с социальной системой региона, является количество

дорожно-транспортных происшествий (таблица 3).

Таблица 3

Основные показатели безопасности дорожного движения в Чеченской Республике

Наименование района Количество ДТП Число погибших Число раненых

2013 2012 2013 2012 2013 2012

1 2 3 4 5 6 7

Заводской 36 14 10 13 62 32

Ленинский 42 21 10 10 66 40

Октябрьский 33 14 8 5 53 19

Старопромысловский 20 23 1 8 34 35

Итого по г. Грозный 131 72 29 36 215 126

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4 5 6 7

г. Аргун 27 38 10 9 39 79

Ачхой Мартановский 22 20 14 14 38 38

Веденский 2 2 1 2 2 3

Грозненский (с) 68 45 30 20 119 93

Гудермесский 36 31 18 30 50 65

Итум-Калинский 2 3 0 1 6 8

Курчалоевский 12 8 8 6 19 15

Надтеречный 18 22 7 10 21 29

Наурский 11 32 5 12 13 36

Ножай-Юртовский 4 5 2 2 5 9

Сунженский 2 1 3 1 5 1

Урус-Мартановский 37 32 11 15 62 70

Шалинский 15 13 9 9 25 22

Шаройский 0 1 0 0 0 1

Шатойский 4 1 0 5 10 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шелковской 28 29 12 20 45 61

Итого по сельским районам 288 283 130 156 459 531

ВСЕГО по ЧР 419 355 159 192 674 657

При этом, несмотря на значительный рост количества автотранспортных средств, в Чеченской Республике сохраняется самый низкий уровень дорожно-транспортных происшествий среди всех субъектов СКФО (таблица 4).

Таблица 4

Количество дорожно-транспортных происшествий по субъектам Северо-Кавказского

федеральное округа (на 100 тыс. человек населения)

Регион 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Северо-Кавказский 76,6 80,3 74,2 75,4 74,9 73,8 75,7

федеральный округ

Республика Дагестан 52,0 55,4 53,0 59,5 58,4 54,0 48,3

Республика Ингушетия 54,8 49,2 47,3 49,7 52,8 45,2 53,9

Кабардино-Балкарская Республика 88,5 99,3 90,0 88,3 85,3 99,5 97,4

Карачаево-Черкесская Республика 120,1 132,3 136,7 125,7 129,7 120,6 135,7

Республика Северная Осетия-Алания 82,5 85,8 85,2 87,4 90,2 86,5 108,7

Чеченская Республика 38,7 37,5 28,2 28,8 29,5 33,0 29,5

Ставропольский край 107,7 112,3 101,7 100,8 99,3 98,7 104,4

Автобусные перевозки представляют собой основной элемент городского, пригородного и международного общественного транспорта в регионе, от эффективности функционирования которого во многом зависит сохранение экономической и социальной стабильности. При этом по такому параметру как число автобусов общего пользования на 100 тыс. человек Чеченская Республика превосходит средний уровень по СевероКавказскому федеральному округу (рисунок 5).

Таблица 5

Число автобусов общего пользования на 10!

Регион 2002 2004 2006 2008 2010 2012

Российская Федерация 70 60 51 45 44 52

Северо-Кавказский федеральный округ 45 46 40 33 25 25

Республика Дагестан 35 29 27 21 17 15

Республика Ингушетия 48 52 65 57 32 44

Кабардино-Балкарская Республика 52 53 56 46 36 36

Карачаево-Черкесская Республика 56 48 30 16 20 35

Республика Северная Осетия- Алания 63 60 58 69 44 53

Чеченская Республика - 54 43 45 51 40

Ставропольский край 63 53 39 26 18 13

тыс. человек

Наличного автомобильного парка (автобусов и грузовых автомобилей разной грузоподъемности) в целом хватает для удовлетворения имеющихся потребностей. При этом автотранспортный парк Чеченской Республики ежегодно возрастает в среднем на 8-12%.Однако в Чеченской Республике до сих пор нет не только крупных, но и средних частных транспортных кампаний.

Ведущим автотранспортным предприятием республики является ГУП «Чечавтотранс», основанное в 1957 году. До начала военных действий предприятие было одним из крупнейших автотранспортных предприятий среду республик Северного Кавказа.

Подвижной состав предприятий автомобильной отрасли республики по состоянию на начало 1992 года характеризовался следующими количественными параметрами:

- грузовые автомобили - 1500 ед.,

- автобусы - 1250 ед.,

- легковые автомобили - 750 ед.

Действовало 227 маршрутов, в т.ч. 50 городских, 75 пригородных, 102 междугородных. 373 населенных пункта республики были охвачены автобусным сообщением, 600 автобусов обсуживали промышленные предприятия, более 400 легковых таксомоторов и 100 микроавтобусов оказывали платные услуги населению. Доля перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, превышала 70% от общего объема перевозок грузов в республике.

В ходе военных действий 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг. производственно-техническая база автомобильного транспорта общего пользования Чеченской Республики была разрушена на 80%. В наличии остались 49 единиц грузового автотранспорта, 315 автобусов, а парк легковых автомобилей не существовал вовсе.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики» производственная база предприятия в значительной степени была восстановлена. В период с 2000 по 2009 годы освоены значительные средства, выделенные в рамках этой программы. Восстановлены филиалы «Грозненский», «Шалинский», «Гудермесский», «ЦМТС и П», «Шелковской», «Наурский», «УКЦ», «Курчалоевский». В филиалах были отремонтированы здания, КТП, цеха, линии ТО-1, ТО-2, моечные участки, восстановлено электро-, газо-, водоснабжение, установлено ремонтное оборудование.

ГУП «Чечавтотранс» входит в структуру Министерства транспорта и связи Чеченской Республики. Предприятие имеет в своем составе 12 филиалов, расположенных практически во всех районах Чеченской Республики.В целях централизованного снабжения подведомственных филиалов запасными частями, автошинами, агрегатами на базе филиала «Толстой-Юртовский» создан филиал «ЦМТС и П», который заключает долгосрочные договора на поставку запасных частей, агрегатов, автошин для всех филиалов ГУП «Чечавтотранс».

Таким образом, несмотря на наличие целого комплекса причин как объективного, так и субъективного характера, мы можем констатировать положительную динамику развития автотранспортного комплекса Чеченской Республики. Однако одним из негативных факторов, сопровождающих данный процесс, является усиление отрицательного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду региона.

Литература

1. Кондратьев А.Е. Роль экологически чистого транспорта в поддержке устойчивого развития городов // Теория и практика общественного развития. - 2012, № 4.

2. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Чеченской Республике в 2012 году». - Грозный, 2013.

3. Рузский А.В., Кунин Ю.И., Парфенов Е.В. Обеспечение экологической безопасности автотранспортных средств в период эксплуатации: вопросы нормирования и контроля // Журнал автомобильных инженеров. - 2012, № 3.

Элиза Саид-Хасановна Магомадова - аспирант кафедры Экономика природопользования и кадастра Ростовского государственного строительного университета.

Elisa Said-Hasanovna Magomadova - the graduate student of the Economy of Environmental Management and Inventory of the Rostov State Construction University chair.

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162 344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.