Научная статья на тему 'Организациия работы диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях'

Организациия работы диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
677
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / PRIMARY MEDICAL SANITARY CARE / ПОЛИКЛИНИКА / POLYCLINIC / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / РЕНТГЕНДИАГНОСТИКА / ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА / RADIODIAGNOSTICS / ШТАТЫ / КАДРЫ / DIAGNOSTIC DEPARTMENT / RADIOLOGIC DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Билалов Фаниль Салимович, Сквирская Г.П., Сон И.М.

Путем анализа федеральных форм статистического наблюдения изучены особенности организации диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Анализ позволил выявить проблемы организации управления, обеспечения кадрами, распределения компетенций в диагностических подразделениях медицинских организаций, что определяет необходимость пересмотра организации работы и изменений в действующей нормативно-правовой базе, регламентирующей управления, штатное расписание, должностные обязанности и нагрузку персонала, в том числе с учетом оснащения указанных подразделений новой высокопроизводительной медицинской техникой и автоматизации диагностического обследования. Данные преобразования необходимо проводить вместе с внесением изменений в систему последипломного образования, что связано с перераспределением функциональных обязанностей среди специалистов диагностических подразделений и врачей-клиницистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Билалов Фаниль Салимович, Сквирская Г.П., Сон И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF FUNCTIONING OF DIAGNOSTIC DEPARTMENTS OF MEDICAL ORGANIZATIONS PROVIDING CARE IN OUT-PATIENT CONDITIONS

The analysis of federal forms of statistical observation was applied to study characteristics of organization of diagnostic departments of medical organizations providing medical care in out-patient conditions. The analysis permitted to establish problems of organization of management, manpower support, distribution of competences in diagnostic departments of medical organizations that determines necessity of revision of organization of functioning and alterations in currently i n force normative legislative base regulating management, manning table, administrative duties and load of personnel, including equipment of ноу mentioned departments with new highly productive medical technologies and automation of diagnostic outfits. These reorganizations are to be implemented jointly with introduction of changes into system of post-graduate training that is related to redistribution of functional duties among specialists of diagnostic departments and clinical physicians.

Текст научной работы на тему «Организациия работы диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях»

Реформы здравоохранения

снижение длительности госпитализации может привести к ранней необоснованной выписке, отказу в госпитализации «ресурсоемких» пациентов, направлению в больницы 2-го и 3-го уровня нуждающихся в 1-м уровне медицинской помощи. В данной ситуации были активизированы мероприятия по контролю качества медицинской помощи, поводом для которого являлись изменение структуры госпитализации (увеличение количества случаев с более высоким весовым коэффициентом), дефекты учета и оплаты СМПсу (неверное кодирование, необоснованное отнесение к КСГ с более высокой стоимостью).

В целях предотвращения негативных последствий от внедрения федеральных КСГ были предложены и внедрены мероприятия организационного характера, обеспечившие доступность и качество СМПсу. Комиссией по формированию территориальной программы ОМС были утверждены годовые плановые объемы СМПсу: количество случаев лечения с оплатой по конкретным КСГ в разрезе всех медицинских организаций, годовые объемы финансирования (так называемые финансовые планы). Основой формирования годовых плановых показателей стали результаты пилотного проекта 2014 г. С учетом возможных изменений в структуре оказания в 2015 г. СМПсу по сравнению с 2014 г. проводили ежемесячную комиссионную корректировку плановых показателей в разрезе медицинских организаций в рамках утвержденного финансового обеспечения и объемов СМПсу.

Заключение

Процесс реформирования продолжается с использованием разработок авторов статьи по совершенствованию системы оплаты СМПсу в целях повышения качества и доступности данного вида медицин-

ской помощи населению путем устранения случаев необоснованной госпитализации и сокращения ее длительности со смещением объемов медицинской помощи в первичное амбулаторное звено, интенсификации лечебного процесса в стационарных условиях с дифференцированием коечного фонда по степени интенсивности лечения, обеспечения преемственности с разграничением функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, совершенствования маршрутизации, в том числе для жителей села, с созданием межмуниципальных центров на базе крупных ЦРБ. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пирогов М.В., Артемьева Г.Б. Стандартизация как основа совершенствования организационно-экономических аспектов регионального здравоохранения. Рязань: РИО РязГМУ; 2012.

2. Семенов В.Ю., Самородская И.В. Оценка затрат: стандарты медицинской помощи и клинико-статистические группы. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2014; (6): 35—40.

3. Успенская И.В., Манухина Е.В., Борисова Н.В. Организация контроля качества специализированной медицинской помощи при оплате по КСГ. ВестникРосздравнадзора. 2015; (2): 65—6.

Поступила 27.01.2016 Принята в печать 31.03.2016

REFERENCES

1. Pirogov M.V., Artem'eva G.B. Standardization as a Basis for Improving Organizational and EconomicAaspects of Regional Health. [Standartizatsiya kak osnova sovershenstvovaniya organizatsionno-ekonomicheskikh aspektov regional'nogo zdravookhraneniya]. Ryazan: RIO RyazGMU; 2012. (in Russian)

2. Semenov V.Yu., Samorodskaya I.V. Ocenka zatrat: standarty medi-cinskoj pomoshchi i kliniko-statisticheskie gruppy. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 2014; (6): 35—40. (in Russian)

3. Uspenskaya I.V., Manuhina E.V., Borisova N.V. Organizaciya kon-trolya kachestva specializirovannoj medicinskoj pomoshchi pri oplate po KSG. VestnikRoszdravnadzora. 2015; (2): 65—6. (in Russian)

© Коллектив авторов, 2017 УДК 614.2:616- 07-039.57

Билалов Ф.С.1, Сквирская Г.П.2, Сон И.М.3

ОРГАНИЗАЦИИЯ РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ

1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет», 450000, г. Уфа; 2ФГБОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, 119991, г. Москва; 3ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения», 127254, г. Москва

Путем анализа федеральных форм статистического наблюдения изучены особенности организации диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Анализ позволил выявить проблемы организации управления, обеспечения кадрами, распределения компетенций в диагностических подразделениях медицинских организаций, что определяет необходимость пересмотра организации работы и изменений в действующей нормативно-правовой базе, регламентирующей управления, штатное расписание, должностные обязанности и нагрузку персонала, в том числе с учетом оснащения указанных подразделений новой высокопроизводительной медицинской техникой и автоматизации диагностического обследования. Данные преобразования необходимо проводить вместе с внесением изменений в систему последипломного образования, что связано с перераспределением функциональных обязанностей среди специалистов диагностических подразделений и врачей-клиницистов.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь; поликлиника; диагностическое подразделение; рентгендиагностика; лучевая диагностика; штаты; кадры. Для цитирования: Билалов Ф.С., Сквирская Г.П., Сон И.М. Организация работы диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (3): 155-160. Р01 10.18821/0869-866Х-2017-25-3-155-160

Для корреспонденции: Билалов Фаниль Салимович, канд. мед. наук, доц. кафедры лабораторной диагностики Башкирского государственного медицинского университета, 450000, г. Уфа, bilalov@bk.ru

Bilalov F.S.', Skvirskaia G.P.2, Son I.M.3 THE ORGANIZATION OF FUNCTIONING OF DIAGNOSTIC DEPARTMENTS OF MEDICAL ORGANIZATIONS PROVIDING CARE IN OUT-PATIENT CONDITIONS

'The Bashkirskii state medical university, 450000 Ufa, Russia; 2The I.M. Sechenov first Moscow state medical university of Minzdrav of Russia, 119992 Moscow, Russia; 3The central research institute for health organization and informatics of Minzdrav of Russia,

127254, Moscow, Russia

The analysis of federal forms of .statistical observation was applied to study characteristics of organization of diagnostic departments of medical organizations providing medical care in out-patient conditions. The analysis permitted to establish problems of organization of management, manpower support, distribution of competences in diagnostic departments of medical organizations that determines necessity of revision of organization of functioning and alterations in currently i n force normative legislative base regulating management, manning table, administrative duties and load of personnel, including equipment of ноу mentioned departments with new highly productive medical technologies and automation of diagnostic outfits. These reorganizations are to be implemented jointly with introduction of changes into system ofpost-graduate training that is related to redistribution of functional duties among specialists of diagnostic departments and clinical physicians.

Keywords: primary medical sanitary care; polyclinic; diagnostic department; radiologic diagnostic; radio-diagnostics

For citation: Bilalov F.S., Skvirskaia G.P., Son I.M. The organization of functioning of diagnostic departments of medical organizations providing care in out-patient conditions. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (3): 155-160. (In Russ.) DOI: 10.18821/0869-866X-2017-25-3-155-160

For correspondence: Bilalov F.S., candidate of medical sciences, associate professor of the chair of laboratory diagnostic. e-mail: bilalov@bk.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 14.09.2016 Accepted 18.09.2016

В настоящее время перед медицинскими организациями, в том числе оказывающими помощь в амбулаторных условиях, стоит ряд важных клинических задач, и использование диагностических методов является неотъемлемым инструментом достижения конечной цели: лечения, профилактики и/или реабилитации [1]. В клинической медицине применяется широкий перечень диагностических методов, выполняемых при оказании всех видов медицинской помощи и наиболее массово используемых при оказании первичной медико-санитарной помощи [2, 3]. При этом не имеет значения, на каком уровне выполняется диагностическое исследование, оно должно всегда иметь качественный, преемственный, безопасный, адекватный, рациональный и своевременный характер [4—6].

Современная медицинская диагностика медицинских организаций, оказывающих помощь в амбула-торно-поликлинических условиях, формируется из ряда разрозненных вспомогательных кабинетов (отделений): клинико-диагностической лаборатории, рентгенкабинетов, кабинетов функциональной, ультразвуковой, эндоскопической диагностики. Порядок организации их деятельности складывался в первой половине XX века, в настоящее время весьма устарел и не отвечает современным требованиям организации оказания всех видов медицинской помощи [7]. Значительный объем и высокая фондоемкость используемого медицинского оборудования обязывают рационально относиться к кадровым и технологическим ресурсам здравоохранения, но не всегда медицинские организации готовы к быстрому переходу от одних условий к другим, несмотря на активный процесс трехуровневого разделения оказания медицинской помощи [8, 9]. Полиморфизм и отсутствие четкого регламента использования значительных диагностических

ресурсов приводят к неэффективному распределению кадров, оборудования и условий их выполнения [10].

Причинами необходимости преобразований в диагностических подразделениях являются необходимость своевременной диагностики заболеваний среди всех возрастных групп населения, внедрение медицинских стандартов, технологический прорыв в области медицинского приборостроения с внедрением чувствительных, специфичных, автоматизированных методик, требование перехода от экстенсивной к интенсивной модели использования медицинских ресурсов и т. д. [11].

Вышеизложенное обосновывает цель настоящего исследования: изучить особенности организации диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и возможные пути их преобразования.

Материалы и методы

Изучаемое явление — организационные аспекты работы отделений лабораторной диагностики и рентгендиагностики в амбулаторно-поликлини-ческих учреждениях здравоохранения. Объектом исследования является медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в амбулатор-но-поликлинических условиях, единицей наблюдения — отделения лабораторной диагностики и рентгенодиагностики в составе медицинской организации. Период исследования 2005—2015 гг.

Проведен анализ нормативно-правовых актов в области здравоохранения и медицинской диагностики, учетных и отчетных форм федерального государственного статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» и № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских орга-

Реформы здравоохранения

низаций» по РФ в целом за 2005, 2010, 2015 гг. [12, 13]. Статистическую обработку проводили в программе Microsoft Office Ехсе1 2007.

Результаты исследования

Согласно приказу № 543н от 15 мая 2012 г. Мин-здравсоцразвития РФ «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», в составе поликлиники рекомендуется организовывать вспомогательные структурные подразделения диагностического звена: отделение (кабинет) функциональной диагностики, флюорографический кабинет, отделение (кабинет) лучевой диагностики, клиническую, биохимическую, микробиологическую лаборатории [14]. Учитывая рекомендательный характер данного перечня, руководство медицинских организаций на свое усмотрение должно сформировать рациональную организационную структуру диагностического блока в зависимости от поставленных задач, регионально-географических и половозрастных особенностей населения. Зачастую при выполнении этих задач возникают сложности, связанные с кадровым дефицитом, техническим состоянием медицинской аппаратуры, несостоятельностью капитальных сооружений (зданий) медицинской организации. За последние 10 лет отмечено существенное сокращение численности диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях (табл. 1).

Клинико-диагностические лаборатории (КДЛ) являются наиболее распространенной структурно-функциональной формой лабораторий амбула-торно-поликлинических учреждений. За последнее десятилетие наблюдается двукратное сокращение числа КДЛ в составе амбулаторно-поликлинических учреждений (-49,55%). Как свидетельствуют многочисленные работы последних лет, тренд сокращения числа КДЛ путем централизации в амбулаторно-по-ликлиническом звене будет продолжен, эта мера является оправданной с организационной и экономической точки зрения [5, 11].

Интегрированная организация диагностических подразделений, руководимых одним заведующим, позволит осуществить комплексирование и рационализацию различных видов диагностических ис-

следований, внедрение в практику безопасных, экономически обоснованных, клинически эффективных методов и организационных форм диагностики заболеваний и динамического контроля проводимых лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий. Предлагаемая модель формирования диагностических подразделений в современных условиях представлена на рис. 1.

На сегодня имеется положительный опыт использования данной модели на уровне клинико-диагностических центров, где данные преобразования существенно сокращают время принятия клинических решений, значительно повышают эффективность использования ресурсов.

Обзор кадровых вопросов структуры КДЛ широк и многообразнен, что является темой отдельных дискуссий, затрагивающих порядок выполнения лабораторных исследований и функциональные вопросы кадров при распределении трудовых обязанностей.

В период с 2005-2015 гг. на фоне снижения штатных должностей врачей КДЛ по РФ происходил незначительный (+ 5,37%) рост числа штатных должностей врачей КДЛ в АПУ (рис. 2).

Число штатных должностей других специалистов КДЛ также менялось (табл. 2).

В 2005-2015 гг. в системе КДЛ произошло уменьшение количества врачей и лаборантов, но увеличение биологов, медицинских технологов, медицинских лабораторных техников и наблюдается увеличение общего числа штатных единиц в лабораторной службе.

Модернизация здравоохранения позволила внедрить высокопроизводительные автоанализаторы, современные информационные системы, что должно было привести к пересмотру численного и структурного состава штатов лабораторий. Однако вышеуказанная динамика кадровых изменений имеет неудовлетворительный характер, поскольку усилия, направленные на технологические преобразования, не сопровождались пересмотром структуры и численности специалистов, напротив, происходил устойчивый рост штатной численности. Функциональные обязанности специалистов диагностических подразделений должны пересматриваться в зависимости от оснащенности МО (наличие автоматического оборудования, информационных технологий

Численность диагностических подразделений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных

Российской Федерации (2005—2015 гг.)

Таблица 1 условиях в

Категория

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Динамика изменений, %

Учреждения, оказывающие амбулаторно- поликлиническую помощь 16 531 11 314 11 376 -31,18

Из них поликлиники (кроме стоматологических) 5 854 2 147 2 233 -61,85

Мощность учреждений, оказывающих амбулаторную помощь, число посещений в смену 3 298 064 3 246 250 3 302 219 + 0,1% Поликлиники, имеющие в виде подразделения:

клинико-диагностические лаборатории 12 357 7 340 6 234 -49,55

отделение рентгенологической диагностики 7 610 6 503 5 808 -23,67

отделение функциональной диагностики 8 555 6 569 5 629 -34,20

отделение ультразвуковой диагностики 6 023 6 043 5 402 -10,31

отделение эндоскопической диагностики 4 283 4 330 4 001 -6,58

Health care reforms

Заместитель главного врача по лечебной работе

Заведующий отделением медицинской диагностики

1 1 1 1

Клинико-диагностическая лаборатория Кабинет(ы) УЗИ Кабинет(ы) эндоскопии Рентген-кабинет Кабинет(ы) функциональной диагностики

Рис. 1. Предлагаемая модель организации управления отделением диагностики.

и т. д.), от специализации МО (по виду биоматериала, по методам исследований), от объема выполняемых работ и др. Однако до настоящего времени не разработаны четкие должностные полномочия, круг обязанностей и ответственность врачей КДЛ и немедицинского персонала лабораторий.

Учитывая разнонаправленность использования методов лучевой диагностики в клинической практике, целесообразно выделить некоторые показатели из общей структуры и проследить их динамику (табл. 3).

Положительная динамика наблюдается в отношении маммографических отделений и отделений компьютерной томографии, число остальных уменьшается. Данная тенденция, вероятно, объясняется клинической востребованностью и значимостью рентгенодиагностических процедур и материально-техническим состоянием медицинских организаций.

В области рентгендиагностики в условиях АПУ работают врач-рентгенолог, рентгенолаборант. Основную массу рентгенологических исследований в поликлиниках составляют рентгенографические. Выполняются они рентгенолаборантами, а полученная информация в принципе требует оценки не врача-рентгенолога, а специалиста, имеющего клиническую специальность, например врача-травматолога, терапевта и т. д. Вместе с тем сохраняется регламент по штатной численности врачей-рентгенологов 1 должность на 25 врачей-клиницистов. При этом отмечается даже рост численности врачей-рентгенологов на фоне роста численности рентгенолаборантов. Так, если в 2005 г. в АПУ должностей врачей-рентгенологов было 10 348,50, то в 2015 г. их численность возросла до 13 824,75, а рентгенолаборантов — с 17 259 до 22 863,25 соответственно.

В среднем в АПУ на одну должность врача-рентгенолога приходится 1,65 должности рентгенолабо-ранта. Вместе с тем требуется проведение системных исследований по нормированию труда врачей-рентгенологов и рентгенолаборантов в современных условиях с учетом технологических возможностей имеющегося оборудования, после чего можно будет более обоснованно ставить вопрос об изменении штатной численности и соотношении указанных специалистов. Кроме того, требуется разработка и реализация дополнительных образовательных программ подготовки врачей клинических специальностей для интерпретации рентгенодиагностических исследований. Аналогичного рассмотрения и анализа требует деятельность подразделений функциональной, ультразвуковой, эндоскопической диагностики.

С учетом того, что работа подразделений по различным направлениям диагностики требует координирования, внедрения и использования алгоритмической диагностики, обоснованной клиническими рекомендациями, на наш взгляд, должна быть изменена и система управления диагностическими службами на уровне медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. На рис. 1 представлена должность заведующего отделением медицинской диагностики, на которую назначается специалист с высшим медицинским образованием, имеющим не менее 5 лет стажа работы, а также послевузовскую подготовку по медицинской диагностике и организации здравоохранения и общественному здоровью.Специапнст должен координировать иобе-спечивать деятельность в пределах компетенций от-делешм и тпециалистовпо цеоТлемтм мпдтцинской диагностики, нести ответственность за качество, безопасность и достоверность диагностики, внедрение современных методов и алгоритмов диагностики, о сусциствлять взаимодействие с другими подразделениями ат специалистамя медицинскойорганизации и иных орг;шизаций по направлениям деятельности.

Подготовка таких специалистов также требует разработки и реализации соответствующих образо-вательныхщюграмм не тольков области медицинской диагностики, но и для врачей-клиницистов с целью повышения их знаний и умений в области ди-аьносттеских иссоедований. ПодаВные структурно-функциональные преобразования должны быть неов>емлемой ольльюьфво бразований медицинских организаций в целом.

Выводы

1. Структурно-функциональная модель организа-щшдиааиостичесаек кадбладеленк° лмбулетсфко-поликлинического звена (на примере КДЛ и рентге-нодиагностического отделения) требует пересмотра, что связано с неадекватным распределением трудовых и материально-технических ресурсов.

Абс.

45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2005 г.

2010 г.

2014 г.

□ Штаты в РФ

I Штаты в АПУ —А—Доля штатов в АПУ

Рис. 2. Динамика изменения числа штатных должностей врачей ¡шиетческой маб0ра5орнойдиш:,аьсчма т мосвдатааонтк медицинских организациях РФ за 2005—2015 гг.

Реформы здравоохранения

Таблица 2

Изменение кадрового состава лабораторной службы в РФ за 2005-2015 гг.

Специальность Число должностей в целом по РФ Динамика

2005 г. 2010 г. 2015 г.

штат занято штат занято штат занято

Врач КДЛ 39 945,75 — 38 741,75 35 763,9 37 190,75 32 953,25 -6,89%

Биолог КДЛ 1 813 1 756,5 3 510,50 3 361,25 6 349,75 5 835,50 +3,5 раза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медицинский лабораторный техник 67 879,75 65 487,50 76 975 73 399,32 91 178 83 769,25 +34,32%

(фельдшер-лаборант)

Медицинский технолог 1112,25 989,25 1 701 1 605 2 169,5 1 945,25 +2 раза

Лаборант КДЛ 54 922,25 52 219,90 42 767,25 39 751 40 697 35 668,75 -25,90%

Всего... 165 673 х 163 696 153 880 177 585 160 172 +7,19

2. Нормативно-правовая база, регламентирующая работу диагностических подразделений, не учитывает современные технологические особенности медицинского оборудования, ввиду чего необходимо пересмотреть и изменить критерии нагрузки для персонала согласно используемым технологиям и условиям оказания медицинских услуг.

3. Должностные обязанности врачебного персонала диагностических подразделений пересекаются с должностными обязанностями врачей клинического профиля, что приводит к дублированию полномочий; рационализация распределения должностных полномочий значительно сократит трудовые затраты и позволит решить кадровые вопросы медицинских организаций.

4. Для рационального оснащения и формирования штатного расписания требуется паспортизация медицинских организаций с учетом рабочей нагрузки, географических и территориальных особенностей региона.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминев Р.А., Билалов Ф.С. Анализ качества лабораторных услуг посредством изучения мнений пациентов. Медицинский вестник Башкортостана. 2013; 8(5): 16—21.

2. Вялков А.И. Проектирование системы менеджмента качества научной медицинской деятельности: единая технология улучшения процессов. Здравоохр. Рос. Федерации. 2012; (3): 3—6.

3. Долгих Т.И. Проблемные вопросы лабораторной медицины в условиях модернизации здравоохранения. Клинико-лабораторный консилиум. 2012; 2(42): 4—7.

4. Еругина М.В., Долгова Е.М. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения системы здравоохранения. Заместитель главного врача. 2012; 9(76): 12—8.

5. Меньшиков В.В. Об исследованиях и измерениях в лабораторной медицине. Клин. лаб. диагн. 2011; (12): 50—3.

6. Хоровская Л.А. Гармонизация результатов лабораторных исследований на региональном уровне как один из инструментов улучшения качества лабораторного обслуживания. Справочник заведующего КДЛ. 2016; (1): 9—18.

7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25.12.1997 г. N° 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». М.; 1997. URL: http://www. webapteka.ru/phdocs/doc6992.html (дата обращения 23.09.2016)

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». М.; 2012. URL: https://rg.ru/2012/12/24/ medpomosch-site-dok.html (дата обращения 23.09.2016)

9. Ягудин Р.Х., Гриднев О.В., Рыбкин Л.И. Организационные подходы к совершенствованию амбулаторно-поликлинической

Таблица 3

Численность рентгенодиагностических подразделений медицинских организаций, оказывавших помощь в амбулаторных условиях в 2005-2015 гг.

Все типы

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Динамика

Рентгенологическое

Компьютерной

томографии

Флюорографическое

Маммографическое

Всего ...

7610 417

4085 373

6503 670

3746 1365

16 531 11 314

5808 1101

3333 1539

6724

-23,67% Увеличение в 2,5 раза -18,4% Увеличение в 4 раза

Снижение в 2,5 раза

службы крупного города (на примере г. Москвы). Практическая медицина. 2013; 1[1—2(69)]: 158—60.

10. Свещинский М.Л. Тренды развития лабораторной службы в России в 2009—2012 годах. Менеджер здравоохранения. 2013;

(10): 49—60.

11. Сквирская Г.П. Актуальные проблемы модернизации системы первичной медицинской помощи и повышения эффективности управления медицинскими организациями. Главный врач. 2015;

(11): 4—8.

12. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. М.: Медицина; 2007.

13. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Официальный интернет-сайт. http://www.mednet.ru/index.php

14. Стерликов С.А., Леонов С.А., Сон И.М., Сененко А.Ш., Гаже-ва А.В., Сквирская Г.П., Билалов Ф.С. Обеспеченность диагностическим оборудованием медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Менеджер здравоохранения. 2016; (3): 44—55.

Поступила 14.09.2016 Принята в печать 18.09.2016

REFERENCES

1. Aminev R.A., Bilalov F.S. The analysis of quality of laboratory services by means of studying of opinions of patients. Meditsinskiy vestnikBashkortostana. 2013; 8(5): 16—21. (in Russian)

2. Vyalkov A.I. Projection of a quality management system of scientific medical activity: uniform technology of improvement of processes. Zdravookhr. Ros. Feferatsii. 2012; (3): 3—6. (in Russian)

3. Dolgikh T.I. Problematic issues of laboratory medicine in the conditions of modernization of health care. Kliniko-laboratornyy konsilium. 2012; 2(42): 4—7. (in Russian)

4. Erugina M.V., Dolgova E.M. Problems and prospects of staffing of a health system. Zamestitel'glavnogo vracha. 2012; 9(76): 12—8. (in Russian)

5. Men'shikov V.V. About researches and measurements in laboratory medicine. Klin. lab. diagn. 2011; (12): 50—3. (in Russian)

6. Khorovskaya L.A. Harmonization of results of laboratory researches at the regional level as one of instruments of improvement of quality of laboratory service. Spravochnikzaveduyushchego KDL. 2016; (1): 9—18. (in Russian)

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (3)

_DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-160-163

Health care reforms

7. The Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 25.12.1997 №380 «About a State and Measures for Improvement of Laboratory Ensuring Diagnostics and Treatment of Patients in Health Care Institutions of the Russian Federation». [Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 25.12.1997 g. № 380 «O sostoyanii i merakh po sovershenstvovaniyu laboratornogo obes-pecheniya diagnostiki i lecheniya patsientov v uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii»]. Moscow: 1997. URL: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc6992.html (accessed 23 September 2016)

8. The Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of May 15.2012 N 543N «About the Adoption of the Provision on the Organization of Rendering Primary Health Care to Adult Population». [Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF ot 15 maya 2012 g. N 543n «Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizatsii okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu»]. Moscow; 2012. URL: https:// rg.ru/2012/12/24/medpomosch-site-dok.html (accessed 23 September 2016)

9. Yagudin R.Kh., Gridnev O.V., Rybkin L.I. Organizational approaches to improvement of out-patient and polyclinic service of the large city

(on the example of Moscow). Prakticheskaya meditsina. 2013; 1[1— 2(69)]: 158—60. (in Russian)

10. Sveshchinskiy M.L. Trends of development of laboratory service in Russia in 2009—2012. Menedzher zdravookhraneniya. 2013; (10): 49—60. (in Russian)

11. Skvirskaya G.P. Urgent problems of modernization of system of primary medical care and rising of effective management of the medical organizations. Glavnyy vrach. 2015; (11): 4—8. (in Russian)

12. Starodubov V.I., Kalininskaya A.A., Shlyafer S.I. Primary Medical Care: State and Prospects of Development. [Pervichnaya me-ditsinskayapomoshch': sostoyanie i perspektivy razvitiya]. Moscow: Meditsina; 2007. (in Russian)

13. Federal State Budgetary Institution «Central Research and Development Institute of the Organization and Informatization of Health Care» of the Ministry of Health of the Russian Federation. Ofitsial'nyy internet-sayt. http://www.mednet.ru/index.php

14. Sterlikov S.A., Leonov S.A., Son I.M., Senenko A.Sh., Gazheva A.V., Skvirskaya G.P., Bilalov F.S. Security with the diagnostic equipment of the medical organizations giving help in out-patient conditions. Menedzher zdravookhraneniya. 2016; (3): 44—55. (in Russian)

© Коллектив авторов, 2017 УДК 614.2(1-22)

Созонов А.И.1, Брынза Н.С.2, Санников А.Г.2, Петров И.М.2

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая больница № 2», 625039, г. Тюмень; 2ГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, 625023, г. Тюмень

Рассмотрена система автоматизации процесса сбора информации о материально-техническом оснащении сельского здравоохранения, необходимая для принятия управленческих решений по его модернизации. Развитие систем управления материально-техническими ресурсами сельского здравоохранения осложняется отсутствием достоверной информации о состоянии основных фондов медицинских учреждений и их подразделений, расположенных в сельской местности. Поскольку современные информационные технологии находят широкое применение в здравоохранении, актуальным решением указанной задачи являются автоматический сбор, обработка, хранение и анализ данных о материально-техническом оснащении сельского здравоохранения. Целью настоящего исследования стала разработка автоматизированной информационной системы, обеспечивающей сбор показателей материально-технической оснащенности сельского здравоохранения для целей мониторинга. Определены этапы сбора, обработки и анализа сведений об оснащенности фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Первым этапом является рассылка формализованной учетной формы в каждый фельдшерско-акушерский пункт и врачебную амбулаторию, расположенные в сельской местности. Второй этап — осуществление сбора заполненных бумажных учетных форм в ежеквартальном режиме в региональном центре обработки данных. Третий этап — оцифровка полученных сведений, автоматическое распознавание данных с помощью созданной автоматизированной системы с одновременным внесением информации в базу данных, на основе которой проводится дальнейший анализ соответствия материально-технического обеспечения фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий нормативным показателям. Автоматизированная система «Мониторинг материально-технической оснащенности сельского здравоохранения» разработана с помощью среды объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 на языке Object Pascal. Для управления базой данных использована система Firebird 2.1.

Ключевые слова: сельское здравоохранение; фельдшерско-акушерский пункт; врачебная амбулатория; материально-техническое оснащение; стандарт оснащения; автоматизация обработки и анализа данных. Для цитирования: Созонов А.И., Брынза Н.С., Санников А.Г., Петров И.М. Возможности использования информационных технологий для проведения мониторинга материально-технического оснащения сельского здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (3): 160-163. DOI 10.18822/0869-866X-2017-25-3-160-163

Для корреспонденции: Созонов Алексей Иванович, канд. мед. наук, руководитель контрактной службы Областной клинической больницы №2 Тюменской области, 625039, г. Тюмень, E-mail: mto_dzto@mail.ru

SozonovA.I.1, Brinza N.S.2, SannikovA.G.2, PetrovI.M.2

THE POSSIBILITIES OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MONITORING OF MATERIAL AND TECHNICAL EQUIPMENT OF RURAL HEALTH CARE

'The Tyumenskaia oblast' clinical hospital №2, 625039 Tyumen, Russia;

2The Tyumenskii state medical university of Minzdrav of Russia, 625023 Tyumen, Russia The article considers the system of automation of process of data collection concerning material and technical equipment of rural health care necessary for management decision making related to its modernization. The development of systems of management of material and technical resources of rural health care is complicated by lacking of reliable information about conditions of fixed assets of medical organizations situated in rural area. Since modern information technologies find their large application in health care an actual resolving of the mentioned

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.