Научная статья на тему 'Организации процесса формирования профессиональных компетенций хореографа в процессе изучения танцев народов мира в вузе'

Организации процесса формирования профессиональных компетенций хореографа в процессе изучения танцев народов мира в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НОВЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕДМЕТЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ / ПРОФИЛЬ "ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ НАРОДНОГО ТАНЦА" / МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / VOCATIONAL TRAINING / NEW STANDARD OF EDUCATION / COMPETENCE / SUBJECTS AND THEIR CONTENTS / "TEACHER-CHOREOGRAPHER OF NATIONAL DANCE" PROFILE / METHODS AND RECEPTIONS OF THE SOLUTION OF PROBLEMS OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумарова Кристина Равилевна

В статье рассмотрены актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих хореографов-постановщиков танцев народов мира. В содержании предмета «Народно-сценический танец» выделены его специфика и значение для эффективного формирования профессиональных компетенций специалиста. Определены перспектива использования всей совокупности возможностей образовательного учреждения, а также дополнительные возможности, которые в современных реалиях предоставляются на базе культурных центров Москвы и на основе использования методов фандрайзинга, что позволяет расширять образовательное пространство вуза и привлекать студентов к участию в различных проектах с целью изучения и освоения танцев народа мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONS OF PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE CHOREOGRAPHER IN THE COURSE OF STUDYING OF DANCES OF PEOPLE OF THE WORLD I N HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article actual problems of vocational training of future producing choreographers of dances of people of the world are considered. In the maintenance of the subject "National and Scenic Dance" its specifics and value for effective formation of professional competence of the expert are marked out. The prospect of use of all set of opportunities of educational institution, and also additional opportunities which in modern realities are given on the basis of the cultural centers of Moscow and on the basis of use of methods of fundraising that allows to expand educational space of higher education institution and to recruit students in various projects with the purpose of studying and development of dances of people of the world are defined.

Текст научной работы на тему «Организации процесса формирования профессиональных компетенций хореографа в процессе изучения танцев народов мира в вузе»

РГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ХОРЕОГРАФА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ТАНЦЕВ НАРОДОВ МИРА В ВУЗЕ

УДК 378:793 К. Р. Гумарова

Московский государственный институт культуры

В статье рассмотрены актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих хореографов-постановщиков танцев народов мира. В содержании предмета «Народно-сценический танец» выделены его специфика и значение для эффективного формирования профессиональных компетенций специалиста. Определены перспектива использования всей совокупности возможностей образовательного учреждения, а также дополнительные возможности, которые в современных реалиях предоставляются на базе культурных центров Москвы и на основе использования методов фандрайзинга, что позволяет расширять образовательное пространство вуза и привлекать студентов к участию в различных проектах с целью изучения и освоения танцев народа мира.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, новый стандарт образования, компетенции, предметы и их содержание, профиль «педагог-хореограф народного танца», методы и приёмы решения задач профессиональной подготовки.

K. R. Gumarova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE ORGANIZATIONS OF PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE CHOREOGRAPHER IN THE COURSE OF STUDYING OF DANCES OF PEOPLE OF THE WORLD IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article actual problems of vocational training of future producing choreographers of dances of people of the world are considered. In the maintenance of the subject "National and Scenic Dance" its specifics and value for effective formation of professional competence of the expert are marked out. The prospect of use of all set of opportunities of educational institution, and also additional opportunities which in modern realities are given on the basis of the cultural centers of Moscow and on the basis of use of methods of fundraising that allows to expand educational space of higher education institution and to recruit students in various projects with the purpose of studying and development of dances of people of the world are defined.

Keywords: vocational training, new standard of education, competence, subjects and their contents, "teacher-choreographer of national dance" profile, methods and receptions of the solution of problems of vocational training.

Профессиональная подготовка студентов по хореографическим специальностям в вузе культуры подразумевает овладение студентами общекультурными и профессиональными

компетенциями на основе практики развития современного танца.

Компетенции, как результат профессионального обучения, важны для понимания

ГУМАРОВА КРИСТИНА РАВИЛЕВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

GUMAROVA CHRISTINA RAVILEVNA — doctoral student of Department of pedagogics and psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: kiso86@list.ru © Гумарова К. Р., 2015

^ Образование в сфере культуры

уровня подготовки студента в вузе и оценки эффективности организации процесса их формирования. Само понятие «компетенция» связывается со знаниями студента, его поведением и мотивацией, с успешным исполнением определённого вида работы и т.д.

Для педагога народного танца профессиональные компетенции — это узкоспециальное развитие, в отличие от общекультурных компетенций, которые представляются более общими задачами развития и воспитания личности гуманитарного склада.

сформированные в вузе профессиональные компетенции позволят специалисту лучше понимать требования к предполагаемым результатам деятельности и будут способствовать его дальнейшему профессиональному и личностному развитию.

При этом нелишним становится вопрос об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций.

Согласно ФГОС ВПО, в содержание подготовки по направлению 071200 — «Хореографическое искусство», профиль — педагог народного танца, включены дисциплины, нацеленные на изучение танцев народов мира, их народно-сценических особенностей, специфики стилевых особенностей хореографии. Так, в ходе изучения дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» студенты знакомятся с наследием из репертуаров театров и ансамблей народного танца, танцевальным фольклором. Можно сказать, что народный танец является основой будущей профессиональной деятельности хореографа, поскольку в нём сосредоточены особенности хореографического языка народов мира.

Отмечая несомненную важность народного танца в воспитании будущего хореографа, следует сказать, что знание его стилистических особенностей определяет профессиональную компетенцию современного хореографа вне зависимости от профиля подготовки, ибо элементы народного танца и танец, как целостное явление, могут использовать-

ся в современной и бальной хореографии. художественная ценность и гармоничность движений народного танца являются воплощением культуры народа, его создавшего. Это подтверждают такие народные танцы, как казачок, полька, полонез, мазурка, танцы в стиле фламенко. Каждый танец выступает самостоятельным явлением национальных представлений о характере движений, пластике, логике построения движений.

в народном танце особую трудность представляет освоение студентами национальной манеры исполнения. Будущий специалист должен грамотно интерпретировать народную хореографию — добиваться чистоты исполнения. творческая составляющая народного танца будет особенно ценна, если будущий хореограф знает аутентичные особенности его исполнения. А это требует расширения практики взаимодействия с носителями народной танцевальной культуры.

так, татарский народный танец своей красотой и самобытностью «обязан» многообразию танцевального языка различных этнических групп, проживающих на территории Республики Татарстан. Знакомство с творчеством известного знатока татарского танцевального фольклора Г. Тагигорова позволит будущему хореографу постичь истинные традиции исполнения мужского и женского танцев, специфику взаимоотношений в татарском народном танце.

Испанский народный танец — фламенко — отличается чрезвычайно ярким национальным колоритом. Для постановки этого танца хореографу необходимо знать его стиль, психологическую основу, характер танцевальной ритмики и значение сапатеадо — выстукивания ритма каблуками.

венгерский народный танец наиболее часто встречается в балетных постановках — чардаш, вербункош, танцы с предметами и др. Особым объектом изучения являются цыганские танцы венгрии — их колорит и манера исполнения, динамика и художественные задачи.

В последнее время хореографы, как начи-

нающие, так и уже состоявшиеся, с большим интересом изучают танцы народов Востока, которые, надо это подчеркнуть, остались без внимания в новом ФГОС ВПО по хореографическим направлениям подготовки. Между тем танцы народов Востока — это часть самобытной культуры, философии Востока, и их изучение необходимо для профессионального становления специалиста.

Как показала практика и опросы студентов разных курсов (2012—2015 годы), которые проходят подготовку на кафедре танцев народов мира Московского государственного института культуры, потребность в изучении народной танцевальной культуры Востока только увеличивается.

В целом кафедра проводит научно-творческую деятельность, которая основывается на ознакомлении студентов с танцами разных стран в форме проведения мастер-классов, видеоконференций. Но при таких ограниченных условиях знакомства студенты не имеют возможности освоить систему движений танцев народов мира, каждый из которых достаточно специфичен и требует глубокой проработки.

Выход видится, во-первых, в концентрации и погружении в содержание танцев, близких по своим основам и динамичной амплификации, — в расширении и обогащении стилистическими отличиями и смыслом.

Во-вторых, чтобы компенсировать про-

фессиональную потребность будущих хореографов в изучении танцев народов мира, кафедра использует такие динамические формы взаимодействия, когда пространство образовательного учреждения (в нашем случае факультета, класса, зала) становится моделью среды того народа, танцы которого будут изучать студенты в течение семестра. Такая концентрация на культуре стран, представляющих танцы народов мира, в том числе и Востока, позволит эффективно и быстро сформировать у студентов необходимые профессиональные компетенции.

Ещё одним решением является знакомство студентов с танцами народов мира, и в частности Востока, на базе различных национальных культурных центров г. Москвы, например — турецко-русского культурного центра и др. Кроме того, в дополнение к вышеперечисленному, кафедра танцев народов мира МГИК использует приёмы и методы фандрайзинга, для того чтобы студенты принимали участие в различных культурных проектах.

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональная подготовка хореографа в вузах культуры и искусств основана на формировании компетенций, связанных со знанием танцев народов мира, в том числе и народов Востока. Всё это требует нестандартных приёмов, форм и методов учебно-воспитательной работы по приобщению студентов к народным танцевальным традициям различных стран.

Примечания

1. Борзов А. Народно-сценический танец : экзерсисы у станка : учебное пособие. Москва : Московская академия образования Н. Нестеровой : ГИТИС, 2008. 492 с.

2. Брон Л. Самоучитель восточных танцев. Танец живота. Ростов-на-Дону : феникс, 2004. 158 с.

3. Ведихина Т. Ю. Танец живота. Уроки мастера. Продвинутый уровень. Санкт-Петербург : Питер, 2008. 224 с.

4. Лавриненко Л. Б. Арабские танцы. Самоучитель. Москва : Современная школа, 2006. 240 с. References

1. Borzov A. Narodno-stsenicheskii tanets: ekzersisy u stanka [National and scenic dance: exercises at the machine]. Moscow, Publishing house of The Russian University of Theatre Arts (GITIS), 2008. 492 p.

2. Bron L. Samouchitel' vostochnykh tantsev. Tanets zhivota [Self-instruction manual of oriental dances. Belly dance]. Rostov on Don, Phoenix, 2004. 158 p.

3. Vedikhina T. Yu. Tanets zhivota. Uroki mastera. Prodvinutyi uroven' [Belly dance. Master's lessons]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 224 p.

4. Lavrinenko L. B. Arabskie tantsy. Samouchitel' [Arab dances. Self-instruction manual]. Moscow, Sovremennaya shkola Publ. [Modern school Publ.], 2006. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.