Научная статья на тему 'Organizational culture and leadership, Edgar H. Schein, USA, 989 market street, San Francisco, 2004 год, 438 с. , организационная культура и лидерство, www. Josseybass. Com'

Organizational culture and leadership, Edgar H. Schein, USA, 989 market street, San Francisco, 2004 год, 438 с. , организационная культура и лидерство, www. Josseybass. Com Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
677
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Organizational culture and leadership, Edgar H. Schein, USA, 989 market street, San Francisco, 2004 год, 438 с. , организационная культура и лидерство, www. Josseybass. Com»

"Organizational culture and leadership”, Edgar H. Schein, USA, 989 Market Street, San Francisco, 2004 год, 438 с., “Организационная культура и лидерство”, www.

josseybass.com

Эдгар Шейн - личность безусловно легендарная, являясь профессором Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте, занимался исследованиями в самых разных областях - от изучения методики «промывания мозгов» до рассмотрения развития менеджмента, организационной социализации и углубленного исследования управленческих карьер. Интерес к культуре возник в ходе работы в качестве консультанта в организациях переживавших внутренний кризис. Шейн является соредактором известной серии «Addison-Wesley» 1 (основанной в 1969) посвященной проблемам организационного развития. Он также выступал в качестве председателя группы организационных исследований «Sloan School of Management» и консультировал множество организаций находящихся в разных частях света, по проблемам культуры, организационного развития и карьеры. Широко известен профессор Шейн и как основатель школы научного направления «Организационная психология».

Современные работы отечественных или зарубежных авторов в области менеджмента активно поднимают вопросы организационной культуры.

Организационная культура - это явление, форма существования организации и проявления ее поведения во внутренней среде и по отношению к субъектам внешней среды.

В современном мире проблеме организационной культуры уделяется большое внимание. Причина в том, что в ней стали видеть не просто идею, позволяющей объяснить многие организационные явления, но и нечто такое, с помощью чего руководители могут создать более эффективную организацию.

Организационная культура и лидерство теснейшим образом связаны между собой. Организация - творение основателя, лидера, поэтому в ней отражаются особенности

Американское издательство,

специализирующееся на компьютерной литературе. Принадлежит к медиа-концерну Pearson PLC.

личной культуры автора, его взгляды, заблуждения.

В книге рассматриваются многочисленные проблемы организационной культуры и лидерства: разное понимание сущности

организационной культуры, ее структура, роль в успехах и провалах организации, методика исследования культуры, методика создания и трансформации культуры, решающая роль лидера на всех этапах жизненного цикла организации. В общем виде данная книга представляет собой системное исследование значения организационной культуры в изменяющемся мире и роль лидера в создании и управлении ею.

Шейн рассматривает культуру как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать ее ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем2. Иными словами, речь идет о духовной культуре группы, о культуре руководства, взаимоотношений и

коммуникаций.

Автор подробнейшим образом рассматривает основные составляющие элементы культуры, среди которых выделяет:

• Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.

• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.

• Провозглашаемые ценности:

артикулированные, объявляемые во

всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация

или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).

• Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.

• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».

• Организационный климат: чувство,

определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.

• Существующий практический опыт:

методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность

осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной пи-сьменной фиксации3.

В своем исследовании автор пытается предостеречь от ошибок возникающих при поверхностном понимании организационной культуры: истинные, реально определяющие поведение членов группы базовые глубинные представления, показывающие, чем на самом делу руководствуется организация, что она есть как духовное явление, не легко выявить, они иногда не ясны и самим членам группы, в том числе лидеру, а доступные наблюдению артефакты и провозглашаемые ценности могут дать представление только о том, какой организация хочет казаться. Понимание истинной сути культуры - сложная, но неизбежная задача, стоящая перед лидером.

В книге подробно описан клинический метод исследования культуры организации. В соответствие с которым члены организации добровольно предоставляют необходимую информацию консультанту (исследователю) для решения поставленных перед ним проблем, поскольку они являются инициаторами исследования и могут получить определенную пользу. Клиническая модель исходит из одной

существенной предпосылки: «Вы поймете

систему лучше в том случае, если попытаетесь изменить ее».

Автор затрагивает этапы жизненного цикла организации: создание и развитие, средний возраст, зрелость и закат. На каждом этапе роль и влияние организационной культуры и лидера различна.

На стадии «молодости» культура цементирует организацию, ее основной носитель и проводник - лидер - ведет с ее помощью организацию к успеху, совместные успехи сплачивают организацию, превращая ее в единство и закрепляя культурные представления, способствующие успеху.

На стадии среднего возраста культура становится самостоятельным фактором жизни организации, определяет политику в области управления персоналом, выбора

руководителей, особенности взаимоотношений с внешней средой: от нее зависит гибкость поведения организации в меняющейся внешней среде.

На стадии зрелости и упадка культура становится грузом, но слишком родным и привычным, чтобы от нее можно было быстро избавиться, и тогда лидер должен начать трансформацию базовых представлений, пользуясь возможностями своей организации, ее субкультур и лидеров более низких уровней, опытом сторонних компаний. В крайнем случае руководитель должен подобрать себе преемника.

Процесс трансформации - сложное явление: сначала необходимо «вывести группу из спячки», затем с помощью данных, противоречащих устоявшимся представлениям, посеять в людях чувство страха за будущее и вины за то, что происходит, затем показать видение нового состояния организации и пути перехода к нему, создав ощущение безопасности, затем провести необходимые изменения, добиться в этом успеха и «заморозить» организацию в новом состоянии до следующего кризисного момента.

Автор прекрасно разбирается в человеческой природе и поэтому его рекомендации являются гуманными,

человекоориентированными, подразумевают доверие к людям и сотрудничество. Это способствует созданию атмосферы творчества, коллективизма, появлению лояльности к организации - залог успешного решения

проблем в организации.

В книге автор активно учитывает и исследует тенденции развития современной цивилизации такие как «глобализация» и «интеграция», внедрение информационных технологий, транснациональный и

поликультурный характер производства.

Поэтому, по мнению Эдгара Шейна, немаловажным аспектом является желание лидера и всей его группы постоянно учиться и создание атмосферы постоянной когнитивной потребности, которая обеспечивает приток новых идей, гибкость и динамичность организации в постоянно меняющейся

внешней среде.

Книга состоит из трех частей. Первая часть посвящена определению понятия «организационная культура», выяснению взаимосвязи лидерства и культуры, возможному

пониманию культуры и описанию организации, как культурного феномена.

Вторая часть включает

систематизированный обзор ряда аспектов, на которые исследователи должны обращать внимание при изучении культуры, такие как внешняя адаптация и внутренняя интеграция, представления о реальности и правде, природе времени и пространстве, а также

предположения о человеческой природе, деятельности и отношениях.

Третья часть рассказывает нам о роли лидера в создании и развитии культуры организации, а также охватывает проблемы преобразования культуры и месте руководителя в процессе ее трансформации в зависимости от стадии развития организации.

Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу,

поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно

сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим

желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов

организации. Следовательно, задача лидера состоит в том, чтобы выявить сложившиеся приоритеты в коллективе и трансформировать их таким образом, чтобы они соответствовали новому организационному курсу.

Реферат составлен аспирантом Анплеевым А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.