Научная статья на тему 'Органическое мировоззрение в структуре глобального эволюционизма и космизма'

Органическое мировоззрение в структуре глобального эволюционизма и космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЦИЗМ / ОРГАНИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / КОСМИЗМ / ПРОЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИНЕРГИЙНОЕ ЦЕЛОЕ / ORGANICISM / ORGANIC WORLDVIEW / GLOBAL EVOLUTIONISM / COSMISM / PROJECTIVE ACTIVITY / SYNERGETIC WHOLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антюшев Иван Игоревич

Статья посвящена рассмотрению органического мировоззрения как универсального способа познания мира, наделенного глобальным характером и включенного в структуру междисциплинарных теорий. Органицизм диалектичная концепция, рассматривающая объекты в структуре реальности в качестве синергийного целого. Чтобы доказать универсальный характер органического мировоззрения, проводится комплексный анализ концепций глобального эволюционизма и космизма на предмет преемственности ими основных принципов и идей органицизма. Подтверждается, что органическое мировоззрение это методологическая установка, имманентно заключенная в систему современного научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of Organicism in Global Evolutionism and Cosmism

The article examines organic worldview as a universal method of cognition within the framework of interdisciplinary theories. Organicism is a dialectic conception that considers real objects as synergetic whole. To prove universal nature of organic worldview the author provides a comprehensive analysis of global evolutionism and cosmism doctrines with a view to identify their interrelation with organicism. The conclusion is made that organic worldview is a methodological approach inherent to modern scientific cognition.

Текст научной работы на тему «Органическое мировоззрение в структуре глобального эволюционизма и космизма»

https://doi.org/10.30853/manuscnpt.2020A20

Антюшев Иван Игоревич

Органическое мировоззрение в структуре глобального эволюционизма и космизма

Статья посвящена рассмотрению органического мировоззрения как универсального способа познания мира, наделенного глобальным характером и включенного в структуру междисциплинарных теорий. Органицизм -диалектичная концепция, рассматривающая объекты в структуре реальности в качестве синергийного целого. Чтобы доказать универсальный характер органического мировоззрения, проводится комплексный анализ концепций глобального эволюционизма и космизма на предмет преемственности ими основных принципов и идей органицизма. Подтверждается, что органическое мировоззрение - это методологическая установка, имманентно заключенная в систему современного научного познания. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2020/4/20.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 102-106. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Философия науки и техники

РИИозорИу of Бо1епое а^ ТеоИпо!оду

УДК 141 Дата поступления рукописи: 01.03.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript2020A20

Статья посвящена рассмотрению органического мировоззрения как универсального способа познания мира, наделенного глобальным характером и включенного в структуру междисциплинарных теорий. Органицизм -диалектичная концепция, рассматривающая объекты в структуре реальности в качестве синергийного целого. Чтобы доказать универсальный характер органического мировоззрения, проводится комплексный анализ концепций глобального эволюционизма и космизма на предмет преемственности ими основных принципов и идей органицизма. Подтверждается, что органическое мировоззрение - это методологическая установка, имманентно заключенная в систему современного научного познания.

Ключевые слова и фразы: органицизм; органическое мировоззрение; глобальный эволюционизм; космизм; проективная деятельность; синергийное целое.

Антюшев Иван Игоревич

Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева, г. Чебоксары ivan_antyushev@inbox.ru

Органическое мировоззрение в структуре глобального эволюционизма и космизма

Формирование органического мировоззрения - закономерный этап развития прогрессивных философских идей, обусловленный антиредукционистскими тенденциями в научном познании. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что теоретико-методологическое ядро концепции органицизма, воплощенное в системе органического мировоззрения, оказывается широко востребовано современной наукой в силу универсальности, позволяющей исследовать значительный пласт аспектов объективной реальности.

Научная новизна данной статьи заключается, прежде всего, в осмыслении органического мировоззрения в качестве особого, универсального способа познания мира, имманентно заключенного в структуру современного научного познания. Именно поэтому проводится комплексный анализ концепций глобального эволюционизма и космизма на предмет включенности в их содержание органицистских идей. Следовательно, целью данной работы является доказательство универсальности и глобальности органического мировоззрения. Именно данные его свойства позволяют экстраполировать основные принципы и идеи органицизма в структуру современных междисциплинарных теорий.

Теоретико-методологическое содержание органицизма детерминируется совокупностью базовых принципов, установок и идей, сформулированных в трудах российских органицистов еще в XIX столетии. Диалектичный характер органицизма проявляется в том, что в рамках данной концепции человек рассматривается как «неотъемлемый элемент организма Вселенной, что, стало быть, никакой стерильной объективной реальности вне возмущающего, преобразующего воздействия деятельности человека не существует» [12, с. 50]. Органическое мировоззрение представляет собой особый способ познания мира, универсальную матрицу, через призму которой возможна развернутая рефлексия многомерного мира.

А. А. Галактионов утверждал, что «принципы "органицизма" в истории русского мышления играли роль определенной методологической установки, способа осмысления, приемов исследования и изложения научно-философских проблем в их связях, в их системности» [3, с. 11]. По его мнению, органицизм «олицетворяет диалектические принципы, ориентированные под практическую реализацию, иными словами, классический российский органицизм - это самобытная рефлексия диалектики» [2, с. 116]. Следовательно, развитие данной концепции именно на территории нашей страны неслучайно, ведь установки, составляющие базовую основу органицизма, имманентно заложены в структуру русской ментальности.

В органическом мировоззрении значительное место занимает неразрывная связка активной преобразовательской деятельности людей с ответственностью по отношению к миру как к глобальной, целостной и самоорганизующейся системе. В отличие от механицизма, в котором «человек и жизнь чужды объективному универсуму, вследствие чего выбрасываются из него» [12, с. 5], органицизм провозглашает взаимную

обусловленность и целесообразность человека и Вселенной. Человек - необходимый фактор, обусловливающий мироздание. Поэтому, постигая закономерности устройства реальности, мы должны начинать с осознания своей роли в структуре глобального целого.

В современной науке пользуется популярностью теория, провозглашающая универсальность и всеобщность процессов развития, - глобальный эволюционизм. Через ее призму мир рассматривается как «самоорганизующаяся система, наделенная взаимной целесообразностью природного и социального компонентов» [10, с. 152]. Универсальность процессов развития заключается в аналогии закономерностей жизнедеятельности человека с природными процессами. Мир - это единое и многомерное социоприродное целое.

Принцип коэволюции, являющийся одним из базовых оснований глобального эволюционизма, утверждает единство биологического и культурного развития человечества. Так, согласно принципу коэволюции, «система взаимодействует в сообществе систем и может создавать точки условного равновесия за счет коэволюции с другими системами» [18, с. 83]. Данный принцип явно коррелирует с органицистским принципом целостности, синергийно сопряженным с деятельностным подходом. Это подтверждается, в частности, тем, что глобальный эволюционизм определяет столкновение с противоречием в качестве основного катализатора активной преобразовательской деятельности мыслящего субъекта.

Согласно концепции глобального эволюционизма, «мир соткан не из воздействий, а из взаимодействий, ими пронизано все, что движется; а энтропия имеет всеобщее значение и означает не меру беспорядка или порядка, а интенсивность роста процессов превращения разных форм взаимодействия друг в друга» [13, с. 10]. Идея всеобщего развития, заключенная в концепции глобального эволюционизма, провозглашает активную преобразующую деятельность мыслящего субъекта основной движущей силой, детерминирующей состояние универсума. В исходный код Вселенной заложен ряд первичных установок, создающих условия для возникновения объектов, способных не только осознавать существование универсума, но и оказывать непосредственное влияние на его состояние. Следовательно, любое возможное отклонение от данных установок поспособствовало бы «исчезновению во Вселенной одного или нескольких основных элементов ее структуры: ядер, атомов, звезд, галактик и сделало бы невозможной прогрессивную эволюцию, которая и привела в конечном счете к появлению нашего человечества» [8, с. 117]. Обозначенная идея нашла отражение в известном нам антроп-ном принципе, осмысливаемом в ряде фундаментальных наук (астрофизика, космология и т.д.).

Исходя из этого, можно предположить, что системно-целостное восприятие объектов в структуре реальности имманентно свойственно человеческому мышлению и представляет собой одну из вышеназванных незыблемых первичных установок. Мы справедливо полагаем, что существование Вселенной обусловлено возможностью ее наблюдения с позиции активного мыслящего субъекта. В подобной интерпретации появление общества - это одна из наиболее значимых флуктуаций во Вселенной. Так, еще В. И. Вернадский в своей концепции ноосферы отмечал, что одно из ключевых событий в структуре реальности - это «переход от природной самоорганизации к появлению нервной ткани, совершенствование которой привело к появлению сознания» [1, с. 89]. Это позволило не только осуществлять рефлексию объектов в структуре реальности, но и поспособствовало возможности приближения человека к постижению универсальных закономерностей Вселенной.

Антропокосмический характер восприятия реальности отчетливо прослеживается в структуре органического мировоззрения, выражаясь во взаимно целесообразном соотношении целого с проективным характером человеческой деятельности. Антропный принцип провозглашает постоянство и неизменяемость первичных установок, обусловливающих существование мира в таком виде, в котором мы его способны воспринимать. Он «подводит современное естествознание к тому, что специфические законы и закономерности эволюции, действующие на разных структурных уровнях Универсума, обеспечивают преемственность эволюционных процессов во Вселенной, которые включают генезис, развитие и существование человечества» [5, с. 24]. Так, один из основоположников данного принципа Б. Картер полагал, что «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования» [9, с. 370]. Если мы сравним две ипостаси антропного принципа («сильный» и «слабый»), то отметим, что именно его «сильный» вариант сообразен органическому мировоззрению. Именно в нем Вселенная представляется в качестве синер-гийной целостности: она «должна быть такой, чтобы на некотором этапе её эволюции допускалось существование наблюдателей» [Там же].

Изменение первичных установок, обусловливающих существование нашей Вселенной, представляется допустимым лишь в рассмотрении реальности через призму идеи, провозглашающей возможность существования множественности миров. Если обратиться к концепции, выдвинутой Х. Эвереттом, то «Муль-тивселенная имеет множество разветвлений, а наблюдатель в каждый момент времени находится лишь в одном из ее вариантов» [7, с. 148].

Осмысление первичных установок Вселенной, дающее шанс познать закономерности ее бытия, является одним из краеугольных камней научной картины мира на современном этапе. Именно поэтому глобальный эволюционизм, рассматривающий единство процессов развития в качестве универсальной закономерности, которая выступает базовой основой существования Вселенной, является одной из актуальных парадигм в структуре современной науки, несомненно, сообразной органическому мировоззрению.

Всеобщность процессов развития также подробно рассматривалась в философии русского космизма, утверждавшей, что «общий процесс развития, как космический, так и органический представляют единство» [4, с. 108]. В структуре русского космизма зародилась идея о необходимости расширения коммуникации человека с Вселенной, что отчетливо прослеживается в одном из ключевых посылов космистов - необходимости распространения человеческой цивилизации в космическом масштабе.

Русский космизм детерминирует взаимную обусловленность человека, общества и глобальных (космических) процессов. Космисты, как и сторонники глобального эволюционизма, нацелены на поиск и осмысление универсальных закономерностей бытия, безусловных детерминантов Вселенной. Родоначальник космистских идей Н. Ф. Федоров провозгласил, что «преодоление человечеством стадии "детства" и последующее достижение им уровня "совершеннолетия" заключены в способности мыслящих субъектов к управлению всей Вселенной» [16, с. 476]. Управлять таким глобальным объектом, как Вселенная, мы сможем лишь в том случае, если постигнем закономерности ее существования, исходящие из ее первичных установок. Устойчивость алгоритмов восприятия мира - один из основных барьеров, не позволяющих человеку провести рефлексию трансцендентных закономерностей. По мнению Н. Ф. Федорова, их успешное преодоление возможно при эмпирическом познании космоса, отсюда и возникает призыв космистов к заселению человеком других планет.

Н. Ф. Федоров считал, что идеи космизма напрямую исходят из русской ментальности, ведь «российские просторы служат переходом к простору небесного пространства, этого поприща для великого подвига» [Там же, с. 358]. «Великий подвиг» в его интерпретации - это и есть расширение восприятия, достигаемое посредством покорения космического пространства. Космос - это самоорганизующаяся система, наделенная свойством «истинного разума, с которым должен жить каждый человек в неразрывной связи» [Там же, с. 484]. Именно здесь отчетливо прослеживаются точки соприкосновения с концепцией ноосферы В. И. Вернадского.

Конечная цель человечества у космистов заключается в достижении бессмертия. Она может быть достигнута лишь путем познания первичных установок Вселенной. В постижении объективных закономерностей, обусловливающих существование космоса как самоорганизующейся системы, развивающейся подобно любому организму, космистам видится возможность достижения полной гармонии между идеальным и материальным в человеке. Конечная цель, направляющая человека на постижение космоса, заключается в осуществлении процесса воскрешения умерших, допускаемого Н. Ф. Федоровым посредством целенаправленного сбора рассеянных в структуре Вселенной молекул и атомов. Весь пафос концепции космизма заключается в необходимости осуществлении человеком рефлексии объективно-истинного универсального знания, позволяющего ему познать себя, Вселенную и закономерности развития любого объекта, процесса и явления в структуре реальности.

Русский космизм - неоднозначная концепция. Экстраполируя идеи космизма на восприятие реальности, мы можем исследовать значительное число протекающих в ней явлений и процессов, осуществить рефлексию взаимодействия локального и глобального (человека и космоса), что позволит понять роль человека в системе отношений внутри синергийной целостности. Однако космизм может показаться иррациональным, содержащим расплывчатые формулировки базовых категорий. Этот факт позволяет вобрать в содержание космизма квазинаучные идеи, дискредитирующие данное направление, вносящие его в ряд несовместимых с наукой концепций. Поэтому разумно выделить три основных идейных течения в структуре космизма: религиозно-философское, научное и художественно-эстетическое. Объекты исследования каждого из них могут не совпадать, однако цель космизма все же одна - заключающаяся в «рефлексии отношений человека и космоса в контексте всеобщей вселенской функции» [6, с. 51].

Всеобщая космическая функция - концептуальное ядро космизма, детерминирующее содержание данной концепции. Наиболее ярко данный аспект выражается в научной ветви космизма, напрямую предвосхитившей развитие российской космонавтики. Прежде всего, это касается идей, высказанных К. Э. Циолковским. Он крайне оптимистично относился к возможности заселения людьми космического пространства, считал, что космос - это вполне адаптированная для жизнедеятельности землян среда. Эволюционное развитие безгранично, в силу чего человечество вполне способно развить свои технологии до уровня, позволяющего исследовать космос на практике. Исследование космоса - прекрасный стимулятор, гарант прогрессивного развития человечества. К. Э. Циолковский восторгался бескрайностью космоса, именно это вдохновляло его на утверждение всеобщности и безграничности процессов развития: «Обдуманность космоса изумительна, он построен так, чтобы давать себе только счастье. Какова же мудрость причины, если и ее изделие - Вселенная - поражает нас до обморока!» [19, с. 313]. Предназначение развития человечества в интерпретации К. Э. Циолковского гармонично соотносится с идеями о достижении бессмертия, высказанными Н. Ф. Федоровым: «Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы, которое с очевидностью покажет, что смерти нет, а есть только непрерывное, сознательное и блаженное существование» [16, с. 89]. Принципиальная конечность человеческой жизни должна служить прекрасным стимулом для постижения универсальных закономерностей, первичных установок Вселенной.

Человек в представлении космистов - «часть космического всеединства, а человечество понимается как часть цельного и единого организма (природы), который развивается по биологическим законам» [20, с. 131]. Активная преобразовательская деятельность человека порождается трансцендентностью, вытекающей из бесконечности Вселенной. Человек - маленькая песчинка в структуре этой безграничной системы. Так, по мнению П. Д. Успенского, человек «создан по тем же закономерностям, что и Вселенная, поэтому изучая мир и законы, которые им управляют, он узнает и поймет законы, которые руководят самим человеком» [15, с. 78]. Примечательно, что в воззрениях П. Д. Успенского первичные установки Вселенной рассматриваются в качестве эмерджентного «четвертого измерения», обусловливающего бытие целого и его частей. В свою очередь, В. И. Вернадский обозначает человека не как некое промежуточное эволюционирующее существо, а как «активный элемент, преобразующий космос по своим потребностям» [1, с. 152].

В расширении сферы воспринимаемой реальности во вселенском масштабе и заключается космическая функция человека. Самая сложная часть данного процесса - это выход с макроскопического уровня на уровень

мегамира. Современный этап развития науки и технологий характеризуется созданием специальных квантовых средств, позволяющих человеку осуществлять переход к практическому осмыслению глобального целого. Человек интенсивно создает технологии в сфере искусственного интеллекта, которые послужат атрибутом, усиливающим мыслительные способности человека и развивающим его творческий потенциал. Подобная тенденция подкрепляет положение о непрерывности эволюции человека как стремления к единению с Вселенной. Человеческая преобразовательская деятельность представляет собой закономерное продолжение развития нашей Вселенной, а ноосфера - это «не специфически планетарная, но расширяющаяся космическая сфера» [14, с. 93].

В. И. Вернадский считал, что общество как целое наделяется теми же способностями к непрерывному эволюционному развитию, что и человек. По его словам, он «предстает на нашей планете единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени, изменяя с возрастающей скоростью структуру самих основ биосферы» [1, с. 159]. Человек на современном этапе способен строить для себя собственные миры, характерный пример которых - это виртуальная реальность. Построение самоорганизующихся систем, своеобразных самостоятельных миров есть проявление устремлений человека познать универсальные закономерности бытия. Направленность на расширение пространства своего воздействия иллюстрирует желание человека проникнуть в основания Вселенной. Следовательно, предпринимаемая человеком попытка перехода к осмыслению явлений и процессов в структуре мегамира - отражение космической функции человека.

В свою очередь, мы не можем оставить без внимания аспект воздействия космоса на человека. Космические процессы оказывают значительное воздействие на человека, определяя его потребности и общее состояние. А. Л. Чижевский утверждал, что «каждый атом живой материи находится в постоянном непрерывном соотношении с колебаниями атомов окружающей среды - природы, каждый атом живого резонирует на соответствующие колебания атомов природы» [22, с. 25]. Его исследования были направлены на установление идентичности внутренних процессов в структуре микро- и макрообъектов. Наблюдая за солнечной активностью, он обнаружил сходство во внутренних флуктуациях бактерий со структурными изменениями Солнца. Из этого он сделал вывод о «существующей вероятности общего закона, в соответствии с которым развитие систем происходит по одинаковому алгоритму на всех уровнях структурной иерархии Вселенной» [21, с. 299]. В концепции А. Л. Чижевского явно прослеживается идея всеобщности системных моделей в устройстве мира, он считал, что человек - это «как продукт природы, как часть ее, подчиненная ее общим законам» [22, с. 525].

Русский космизм является логическим продолжением органицизма, которое расширяет категорию «органическое целое», наделяет ее глобальным, вселенским характером. Кроме этого, космическое мировоззрение утверждает проективный характер человеческой деятельности. Так, в контексте органицизма деятельность рассматривается как основной принцип, детерминирующий синергийный характер органического целого. Деятельность человека выражается в его творческих актах, которые по своей сущности целенаправленны. Проективность человеческой деятельности - это своего рода «способность объединять теоретический и практический разум» [17, с. 254]. Единство теоретической и практической сторон человеческой деятельности выражает неразрывную связь субъективного и объективного факторов. Следовательно, «концептуальное единство органицизма и вырастающего из него космизма обусловило предметное поле русского космизма, заключающееся в исследовании космической функции человека, который из следствия саморазвития субстанции превращается в причину её дальнейшего саморазвития» [11, с. 36].

Таким образом, мы можем утверждать, что проективная деятельность выступает в качестве целесообразной организации человека, заключающейся в стремлении к ситуативному разрешению возникающих проблем и задач посредством конструирования новой реальности на основе диалектики субъективного и объективного факторов. Если человек в достаточной степени осознает необходимое единство этих двух факторов, то его преобразовательская деятельность с большей вероятностью будет носить прогрессивный характер. Естественно, главным критерием, обусловливающим степень взаимной зависимости вышеназванных факторов, будет выступать внешняя среда. Если она провоцирует усиление влияния субъективного фактора, то у человека возникает потребность в творчестве, которое, в свою очередь, отражается в проективной деятельности.

Русский космизм напрямую повлиял на расширение спектра воздействия органического мировоззрения. В контексте космизма органическая теория начинает выходить за рамки умозрительной и созерцательной интерпретации явлений и процессов в структуре бытия, обретает перспективу своей практической реализации. Концепция органицизма становится одним из проявлений глобального мировоззрения, которое, в свою очередь, определяется как система взглядов, формирующая единство жизненной позиции социальных субъектов. Глобальный тип мировоззрения, заложенный в основу органицизма, является производной от возросшей на современном этапе развития науки степени влияния отдельно взятого субъекта на весь мир в целом.

Органицизм в контексте современной науки расширяет сферу своего воздействия, проникая в разные отрасли научного знания. Он формирует представления об универсальности явлений окружающей действительности. Через призму органической теории человечество стремится рассмотреть мир в его универсальной целостности, в качестве целостной самоорганизующейся системы. Данная тенденция обусловлена желанием синтезировать части отдельного знания в идею о принципиальной универсальности мира.

Список источников

1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

2. Галактионов А. А. Органицизм и социализм М. В. Буташевича-Петрашевского // Социальная революция: вопросы

теории: сб. статей / отв. ред. А. Ф. Замалеев, В. Д. Комаров. Л.: Наука, 1989. С. 110-117.

3. Галактионов А. А. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л.: ЛГУ, 1989. 744 с.

4. Гендерсон Л. Ж. Среда жизни. М.: Госиздат, 1924. 197 с.

5. Гетманов И. П., Пендюрина Л. П. Философско-методологический анализ антропного принципа // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 20-27.

6. Гиренок Ф. И. Ускользающее бытие. М.: ИФ РАН, 1994. 220 с.

7. Девис П. Случайная Вселенная. М.: Мир, 1985. 160 с.

8. Казютинский В. В. Глобальный эволюционизм (философский анализ). М.: ИФ РАН, 1994. 249 с.

9. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теории и наблюдения: мат-лы симпозиума / пер. с англ. А. Г. Полнарева, С. Ф. Шандарина; под ред. Я. Б. Зельдовича, И. Д. Новикова. М.: Мир, 1978. С. 369-370.

10. Кухар В. В. Структура социального организма в обществе // Культура народов Причерноморья. 2011. Т. 2. № 196. С. 150-153.

11. Маслобоева О. Д. Органическая теория - основание философско-антропологического проекта русского космизма // Булгаковские чтения. 2018. № 12. С. 30-38.

12. Маслобоева О. Д. Российский органицизм и космизм XIX-XX вв.: эволюция и актуальность. М.: ПК и ППРО, 2007. 292 с.

13. Меньчиков Г. П., Шарифуллин Б. З. Глобальный эволюционизм и гетерархическое мышление // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2. С. 8-13.

14. Сафронов И. А. Философские проблемы единства человека и природы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1992. 159 с.

15. Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. М.: ГРАНД Фаир-Пресс, 2006. 553 с.

16. Федоров Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 711 с.

17. Фесенкова Л. В. Мировоззренческие и естественно-научные основания идей жизни во Вселенной // Биология и современное научное познание: сб. статей / отв. ред. Р. С. Карпинская. М.: Наука, 1980. С. 245-257.

18. Цветков В. Я., Козлов А. В. Синергетика субсидиарных систем // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2019. № 1 (11). С. 77-85.

19. Циолковский К. Э. Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 478 с.

20. Чечнева М. И. Философия русского космизма // Инновационная наука. 2019. № 5. С. 130-133.

21. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. 367 с.

22. Чижевский А. Л. На берегу вселенной: годы дружбы с Циолковским: воспоминания. М.: Мысль, 1995. 540 с.

Perception of Organicism in Global Evolutionism and Cosmism

Antyushev Ivan Igorevich

Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary ivan_antyushev@inbox. ru

The article examines organic worldview as a universal method of cognition within the framework of interdisciplinary theories.

Organicism is a dialectic conception that considers real objects as synergetic whole. To prove universal nature of organic

worldview the author provides a comprehensive analysis of global evolutionism and cosmism doctrines with a view to identify

their interrelation with organicism. The conclusion is made that organic worldview is a methodological approach inherent

to modern scientific cognition.

Key words and phrases: organicism; organic worldview; global evolutionism; cosmism; projective activity; synergetic whole.

УДК 1; 371.3 Дата поступления рукописи: 11.03.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript2020A21

В представленной статье автор характеризует основные направления реализации охранительной и рационально-преобразовательной деятельности человека: организацию особо охраняемых природных территорий, использование технологий энерго- и ресурсосбережения. Подчеркивая позитивные сдвиги, имеющие место в реализации подобных шагов, автор отмечает, что в условиях сохранения потребительских приоритетов мышления и деятельности усилия мирового сообщества, направленные на сохранение и рациональное использование природных благ, сводятся на нет.

Ключевые слова и фразы: биосфера; природа; ресурсосбережение; рекультивация; особо охраняемые природные территории; экологические системы.

Смирнов Сергей Владимирович, к. филос. н., доц.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета sunstability@yandex.ru

Охранительная и рационально-образовательная деятельность как фактор сохранения и воспроизводства биосферы

К важнейшим задачам, сформулированным в рамках «Повестки дня на XXI век», принятой на Экологическом саммите в Рио-де-Жанейро еще в 1992 году, были отнесены задачи сохранения высокого качества окружающей среды и перехода к биосферосовместимым технологиям экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.