Научная статья на тему '«Органическая работа» в условиях третьеиюньской системы: политический опыт депутата Государственной думы от Томской губернии Н. В. Некрасова'

«Органическая работа» в условиях третьеиюньской системы: политический опыт депутата Государственной думы от Томской губернии Н. В. Некрасова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ТАКТИКА / ДЕПУТАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE STATE DUMA / PARLIAMENTARY TACTICS / PARLIAMENTARY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харусь Ольга Анатольевна

Раскрывается эволюция позиций Н.В. Некрасова по вопросам парламентской тактики кадетской партии в период третьеиюнь-ской системы. Определены основные направления его деятельности в III и IV Думах. Дана характеристика стиля политического поведения Н.В. Некрасова, определявшегося приверженностью либеральным ценностям и принципам. Выявлено корректирующее воздействие практической работы депутата на его представления о роли и месте Государственной думы в политической системе России начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organic work'''' under the conditions of June 3 system: political experience of the State Duma''s Deputy from Tomsk Province N.V. Nekrasov

The article is devoted to the analysis of N.V. Nekrasov's deputy activity in the State Duma. N.V. Nekrasov's political experience allows not only to refine the understanding of his role and place in Russia's public policy in the early 20th century, but also to evaluate a real chance to implement liberal reforms through law-making in the State Duma formed on the basis of the electoral law of June 3, 1907. As a deputy of the Third Duma from the province of Tomsk N.V. Nekrasov began his work with the firm intention to reject the way of ''irresponsible opposition'' and to strive for improvement of legislation by introducing bills that could actually be passed. N.V. Nekrasov found the tactics of compromise in lawmaking desirable, and clearly defined its limits, but the issues of civil rights and liberties were left beyond these bounds. These tactical concepts were fully embodied in concrete actions and speeches of the deputy as a member of the Duma's committees and the Siberian parliamentary group, and a representative from the faction of the Party of People's Freedom. However, the results of the "organic work" in the Third Duma were modest and did not meet expectations of N.V. Nekrasov. Nevertheless, becoming sure in the inability of the State Duma to make constructive legislative activity, he was not disappointed in the whole idea of parliamentarianism. In an effort to implement the liberal ideal of the people's representatives N.V. Nekrasov focused his efforts as a member of the Duma of the fourth convocation on upholding the principle of universal suffrage. The symptoms of the increasing oppositional feelings of Tomsk province deputy due to the national crisis in the country resulted in the refusal of the tactics of compromise and cooperation with the leftist factions in the Duma, and appeal to the Kadet Party to move "from the passive defense to offense''. The evolution of tactical positions of N.V. Nekrasov from striving for organic work in the Third Duma to the obvious skepticism regarding its legislative capacity and ability to implement liberal reforms can be seen as a subjective reflection of the real role of the political institution. All attempts of dialogue and constructive cooperation with the ruling circles, undertaken by the people holding the same views as Tomsk deputy, ended in failure. The authoritarian regime appeared to ignore the compromise solutions of the pressing problems proposed by the Cadets, thereby blocking their reform efforts. In this situation, the State Duma provided some imitation of parliamentarianism, actually far from being its embodiment.

Текст научной работы на тему ««Органическая работа» в условиях третьеиюньской системы: политический опыт депутата Государственной думы от Томской губернии Н. В. Некрасова»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 372. С. 137-143

УДК 94(571.16)и1905/1917"

О.А. Харусь

«ОРГАНИЧЕСКАЯ РАБОТА» В УСЛОВИЯХ ТРЕТЬЕИЮНЬСКОЙ СИСТЕМЫ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ОТ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ Н.В. НЕКРАСОВА

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 12-11-70007 «Личность, общество и власть в революции и гражданской войне (на материалах Томской губернии)».

Раскрывается эволюция позиций Н.В. Некрасова по вопросам парламентской тактики кадетской партии в период третьеиюнь-ской системы. Определены основные направления его деятельности в III и IV Думах. Дана характеристика стиля политического поведения Н.В. Некрасова, определявшегося приверженностью либеральным ценностям и принципам. Выявлено корректирующее воздействие практической работы депутата на его представления о роли и месте Государственной думы в политической системе России начала XX в.

Ключевые слова: Государственная дума; парламентская тактика; депутатская деятельность.

Насыщенная драматическими событиями судьба Николая Виссарионовича Некрасова, в которой своеобразно преломились перипетии исторических процессов в нашей стране, привлекала и привлекает внимание многих исследователей. Основные вехи его жизненного пути нашли отражение в монографических работах по истории России и Сибири в эпоху революционных потрясений начала XX в., биографических справочниках и энциклопедических изданиях. Однако имеющиеся штрихи к политическому портрету этой яркой личности явно требуют детализации и уточнения, позволяющих через антропологическое измерение истории выйти на более глубокое её осмысление и понимание. В частности, обращение к опыту политической деятельности, приобретенному Николаем Виссарионовичем в качестве депутата III и IV Государственной думы, представляется интересным и значимым в силу целого ряда обстоятельств.

Во-первых, именно этот этап в жизни Н.В. Некрасова характеризуется его становлением как политика общероссийского масштаба. В процессе депутатской деятельности оттачивались навыки публичных выступлений, способность к аргументированному изложению позиции и умение ориентироваться в сложных политических ситуациях, отрабатывалась тактика приемлемых компромиссов и, в целом, формировались стиль и тип политического поведения. Поэтому изучение данного этапа в жизни Н.В. Некрасова является весьма важным для понимания его политических позиций и предпочтений, а также их эволюции в последующие годы, для определения места и роли этой неоднозначной личности в пространстве публичной политики России начала ХХ в. К тому же, такого рода исследование может внести определенный вклад в решение проблемы индивидуальной типологизации отечественных либералов в зависимости от их личностных качеств для установления в перспективе мировоззренчески общих, с одной стороны, и программно и тактически отличных - с другой, свойств российского либерализма [1. С. 11, 13].

Во-вторых, очевидно, что эволюция представлений депутата Государственной думы о возможностях и перспективах этого института, появление новых нюансов и акцентов в его политических позициях были обусловлены не только и не столько личными чертами

характера и особенностями психологического склада. Коррективы в тактические установки и поведение политических деятелей, которым были присущи здравый смысл, прагматизм и склонность к реалистичным оценкам действительности, вносили, прежде всего, объективные обстоятельства. Рефлексия таких депутатов (а к их числу, судя по отзывам современников и данным источников, характеризующих его практическую деятельность, принадлежал и Н. В. Некрасов) представляет научный интерес, поскольку может использоваться как дополнительное основание для определения роли Государственной думы в политической системе России начала XX в.

Наконец, учитывая, что одной из особенностей отечественного либерализма в начале XX в. являлась ограниченность практического выхода в политическую и социальную сферы деятельности [1. С. 12], следует признать исключительную ценность опыта тех либералов, которые такой «выход» всё же предприняли. Выявление корректирующего воздействия этого опыта на изначальные теоретические представления либерально настроенного интеллектуального меньшинства о возможностях и перспективах общественного переустройства России является важной исследовательской задачей. Типичным представителем «либералов-практиков» можно считать и Н. В. Некрасова, активно участвовавшего в деятельности конституционно-демократической партии с момента её основания: в октябре 1905 г. он являлся делегатом учредительного съезда партии от Таврической губернии, где возглавлял ялтинское отделение партии. Приступив в конце 1905 г. к преподавательской работе в Томском технологическом институте (ТТИ), Н.В. Некрасов активно включился в деятельность местной группы Академического союза и томской кадетской организации. Начало же его политической карьере на государственном уровне положило избрание депутатом III Думы от Томской губернии

5 декабря 1907 г.

В самом общем виде свое представление о приоритетных направлениях депутатской деятельности Н.В. Некрасов определил еще в ходе предвыборной кампании, в которой активно участвовал в качестве кандидата по списку прогрессивных избирателей. Открыто идентифицируя себя с кадетской партией, о

намерениях своих однопартийцев он заявлял предельно лаконично: «.. .они готовятся к такой же органической работе, какой занимались во второй Думе» [2. 1907. 28 сент.].

Общую формулу «органической работы» Н.В. Некрасов обозначил 26 сентября 1907 г. на предвыборном собрании избирателей второй курии Томска: «Законодательная деятельность, проведение в жизнь демократических начал и возможное единение оппозиции для большей успешности и целесообразности работ» [Там же]. Намечать детальную программу деятельности в Государственной думе на стадии избирательной кампании кандидат считал нецелесообразным ввиду непредсказуемости состава представительного органа, формировавшегося в новой политической ситуации на основе избирательного закона 3 июня 1907 г. По этой же причине он воспринимал как вполне обоснованный отказ кадетской партии от прежнего лозунга «Беречь Думу!», поскольку в ситуации, когда результаты деятельности Государственной думы могут пойти «вразрез с народными интересами и желаниями, нечего жалеть такой Думы, не из-за чего дорожить ею» [Там же]. По-видимому, осторожность в прогнозировании возможных направлений парламентской деятельности, тем более её результатов, была в данном случае оправдана и свидетельствовала о преодолении известной эйфории, с которой либералы восприняли в своё время сам факт появления нового института в политической системе Российской империи. Симптоматичны в этом плане произнесенные Н.В. Некрасовым на упомянутом собрании слова: «Если первая Дума была Дума надежд, а вторая - Дума гнева, то. третья Дума может быть Думой апатии и разочарования» [Там же].

Тем не менее, будучи избранным депутатом III Думы, Н. В. Некрасов энергично приступил к исполнению своих обязанностей, как он их себе представлял. Войдя в состав фракции Партии народной свободы (ПНС), он принял в качестве руководства к действию резолюции V партийного съезда (октябрь 1907 г.), предусматривавшие активное участие фракции в законодательных работах «строго согласно партийной программе» и борьбу против всех покушений на существование и права народного представительства. Такая линия политического поведения вполне соответствовала и представлениям самого депутата Томской губернии о парламентской тактике, которые по мере накопления опыта практической деятельности приобретали всё более отчетливые контуры.

На организованном фракцией ПНС в начале июня 1908 г. совещании с представителями местных партийных групп Н. В. Некрасов однозначно отверг предлагавшийся региональными представителями вариант развития законодательной инициативы для демонстрации преимуществ партийной программы (путем внесения, например, законопроектов о функциях и полномочиях Государственной думы, избирательном законе и пр.). Считая, что использование думской трибуны в демонстративных целях может с течением времени не только утратить политически-агитационный смысл, но и возыметь прямо противоположное воздействие в плане усиления реакции, он призывал отказаться от пути «безответственной оппозиции» и сосредоточиться на конструктивной думской работе. Речь шла о необ-

ходимости корректировки правительственных законопроектов и совершенствовании законодательства посредством внесения законопроектов, которые могли быть реально приняты [3. Л. 17, 18]. Например, совершенно необходимым, по мнению Н.В. Некрасова, являлся компромисс при проведении законов о введении земства в Сибири, о расширении земского избирательного закона и т. п. Предполагалось, что такая органическая деятельность не только позволит добиться хотя бы частичных улучшений законодательства, но и будет содействовать политическому воспитанию народа, служить наглядным примером того, как следует претворять свои желания в действия.

Планы «органической работы» получили практическое воплощение в деятельности Н.В. Некрасова в составе комиссий по путям сообщения, разбору корреспонденции, местному самоуправлению, а также финансовой, бюджетной (секретарь) и университетской [5. С. 1, 21, 27, 33, 35, 41, 43, 55; 6. С. 41-43; 7. С. 55, 56, 57; 8. Ч. I. С. 85, 86, 87; 9. С. 61, 62, 63, 65; 10. С. 86-89]. Не ограничиваясь исполнением обязанностей члена думских комиссий, он активно включался в обсуждение самых различных проблем, поднимавшихся в Государственной думе. В частности, томский депутат непосредственно участвовал в разработке и представлении на заседаниях III Думы законопроектов об установлении правил найма торговых служащих, о нормальном отдыхе приказчиков, о вознаграждении железнодорожных служащих за увечья, причиненные несчастными случаями [10. С. 64, 66, 67]. В ноябре 1910 г. он был избран товарищем председателя фракции ПНС (П.Н. Милюков) и товарищем председателя комитета фракции (А.И. Шингарев) [11. 1910. 17 нояб.].

Тактику компромиссов в законотворческой деятельности, которой считал необходимым придерживаться Н. В. Некрасов, нет оснований воспринимать как некое проявление беспринципности, поскольку он четко фиксировал рамки допустимых компромиссов и выводил за них все проблемы, связанные с нарушением гражданских прав личности. На совещании фракции ПНС с представителями местных партийных групп в октябре 1908 г. депутат от Томской губернии, в частности, указал на невозможность компромиссов в таких вопросах, как неприкосновенность личности, отмена «каторжного» закона о печати или отклонение законопроекта об исключительном положении [4. Л. 27, 79]. «Органическая работа» для него отнюдь не ассоциировалась с отказом от оппозиционности и не исключала критического отношения к действиям властей, противоречившим его гражданской позиции. Своей деятельностью в качестве депутата Думы Н. В. Некрасов доказывал это неоднократно.

Одним из примеров может служить его выступление с мотивировкой спешности обсуждения и принятия запроса министрам внутренних дел и юстиции в связи с незакономерными действиями властей во время забастовки рабочих на Ленских золотых приисках. При этом Н.В. Некрасов четко изложил свои представления о роли государства в регулировании производственных отношений, выдержанные в духе социал-либерализма. На заседании 9 апреля 1912 г. он заявил, что является сторонником вмешательства правительственной власти

в сферу социально-экономических отношений «в интересах слабейшего», поскольку «задача всякого разумного законодательства и всякой разумной правительственной власти заключается в том, чтобы в мере возможности проводить в жизнь идеи социальной справедливости» [10. С. 15]. Признавая, что в ленских событиях на стороне рабочих была не только социальная справедливость, но и формальная правда, Некрасов обозначил в качестве главной причины трагедии вмешательство власти в социально-экономическую сферу, в мирную забастовку на стороне представителей капитала [Там же. С. 76-84].

Выступления томского депутата с критикой официальной политики приобрели в III Думе систематический характер, став важной составляющей «органической работы» в том смысле, как он себе её представлял. На заседании Государственной думы 22 февраля 1910 г. он обвинил правительство в стремлении к искусственному возрождению отживших государственных форм, преследовании политических партий, профессиональных и национальных союзов и обществ, угнетении различных национальностей и игнорировании их интересов, нарушении принципов свободы слова и совести, личной неприкосновенности.

Подобную политику, чреватую окончательным разъединением правительства и общества, кризисом экономики и угрозой внешней безопасности государства, фракция ПНС расценила как антигосударственную и антинациональную. От имени фракции Н. В. Некрасов выступил с заявлением, в котором было выражено «резкое осуждение» правительства и в этой связи отвергнут переход к постатейному обсуждению сметы Министерства внутренних дел [11. 1910.

23 февр.]. Активно участвуя в обсуждении проблем бюджетной и финансовой политики, Н. В. Некрасов в качестве представителя фракции ПНС поднимал вопросы об отступлениях Министерства финансов от действующего законодательства в составлении временных кредитов, о «странных и убыточных для казны» операциях департамента государственного казначейства (например, по продаже принадлежавших казне акций Владикавказской железной дороги по очень низкой цене) [7. С. 22; 8. Ч. I. С. 31; Ч. II. С. 57-62].

Основным же объектом критики депутата от Томской губернии стала ведомственная политика Министерства путей сообщения (МПС). Особое внимание к этой сфере, по-видимому, объяснялось профессиональными интересами выпускника Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения, прошедшего заграничную стажировку по специальности и работавшего до избрания депутатом Государственной думы профессором ТТИ по кафедре статики мостов, а также по кафедре строительной механики. В своих выступлениях Н.В. Некрасов обращал внимание членов Думы на бесхозяйственность в управлении портами, торговым мореплаванием, водными, шоссейными и железнодорожными путями; на раздутость административных штатов и непомерные расходы по их содержанию; на бессистемность и отсутствие плана в ремонтных и строительных работах; на явные нарушения законодательства в вопросах расходования кредитов и в сфере отчетности [6. С. 27; 7. С. 23, 27; 8. Ч. I. С. 31-32; 9. С. 19].

Во время первой сессии III Думы Н.В. Некрасов счел достаточно эффективным средством в борьбе с недостатками и злоупотреблениями в деятельности МПС уменьшение кредитов «до тех пор, пока неподходящие деятели ведомства не уступят своих мест другим» [6. С. 27]. Однако его предложение было оставлено без последствий. Поэтому на очередной сессии Н.В. Некрасов не только высказал пожелание о выработке общего плана улучшения и развития железнодорожной сети, но и заявил о необходимости коренной реорганизации всего МПС на началах децентрализации и привлечения общественных элементов (например, через деятельность в порайонных комитетах) [7. С. 27]. В целях реализации этого замысла осенью 1908 г. он выступил с инициативой созыва в Томске особого совещания представителей ведомств и общественности под председательством губернатора для разработки вопросов, связанных с сооружением трех железнодорожных линий [13. 14 сент., 21 окт.].

Необходимость учета мнений и предложений различных слоев и групп населения, установления прочных связей с представителями общественности являлась одним из императивов практической деятельности депутата от Томской губернии. При его активном участии в марте 1908 г. было создано «Общество изучения Сибири и улучшения её быта», имевшее своей целью «изучение текущей сибирской жизни, её экономических и культурно-бытовых условий и содействие в подготовлении и проведении в жизнь насущных для Сибири преобразований через сибирских депутатов в Государственной думе» [2. 1909. 3 мая]. Именно Николай Виссарионович стал первым председателем головной организации общества - его петербургского отдела [12. С. 28]. Выступая на июньском совещании 1908 г. фракции ПНС с представителями местных партийных групп, томский депутат напрямую связывал обеспечение плодотворной парламентской работы с налаживанием «сношений со страной» [3. Л. 7].

Мысль о развитии общественной инициативы и самодеятельности косвенно присутствовала и в тех выступлениях Н. В. Некрасова, которые были посвящены деятельности Министерства народного просвещения (МНП). Во время пятой сессии Думы он обосновывал запрос фракции ПНС по поводу циркуляра МНП о родительских комитетах, который фактически предусматривал ликвидацию комитетов в провинциальных городах. Доказывая неправомерность действий министерства, Н.В. Некрасов усматривал их причину в том, что родительские комитеты устанавливали общественный контроль над средними учебными заведениями, вносили в их работу гласность и тем самым мешали чиновникам ведомства [10. С. 72]. Приверженностью принципу автономии высших учебных заведений было продиктовано выступление Н.В. Некрасова в защиту спешности внесенного кадетской фракцией запроса о массовых увольнениях учащихся вузов и нарушении прав Совета ТТИ [10. С. 15, 74].

Особую активность проявлял Н.В. Некрасов в установлении связей со своими избирателями, несмотря на то что возможности общения членов Государственной думы с населением постоянно ограничивались: были запрещены коллективные письменные обращения из-

бирателей к своим представителям в Думе (исключения, как отмечалось в редакционной статье газеты «Сибирская жизнь», допускались только по отношению к группам, которые «действуют под фирмой монополизированного патриотизма и якобы единственно национальных истинно русских идеалов») [2. 1909. 22 сент.], чинились препятствия обсуждению местных проблем и вопросов государственного значения. Корреспонденции Н.В. Некрасова об обсуждении в Государственной думе законопроектов регионального значения публиковались на страницах местной печати. 3 ноября 1908 г. Некрасов впервые в качестве члена III Думы выступил перед томичами с докладом о деятельности Государственной думы и фракции ПНС, после чего его отчеты перед избирателями приобрели систематический характер [2. 1910. 26 авг.; 1911.

6 сент.; 11. 1908. 18 нояб.; 1910. 5 авг.; 1911. 31 авг.].

Благодаря устойчивым связям с регионом Н.В. Некрасов имел четкое представление о его проблемах. В числе намеченных им в качестве основных ориентиров депутатской деятельности приоритетов значились вопрос о введении в Сибири земского самоуправления, реформа суда (введение суда присяжных вместо суда с сословными представителями), железнодорожное строительство в регионе, сохранение портофранко на Амуре и учреждение его в устьях Оби и Енисея, переселенческий вопрос [13. 24 февр.].

Будучи одним из организаторов и активным членом сибирской парламентской группы, Николай Виссарионович принимал самое непосредственное участие в разработке и отстаивании предлагавшихся ею законопроектов. В частности, он был избран докладчиком подкомиссии, созданной фракцией ПНС для доработки предложенного сибирской парламентской группой законопроекта о земской реформе [8. С. 51; 9. С. 43]. Содержание этого законопроекта, за основу которого было принято земское положение 1890 г., в полной мере отражало представления Н.В. Некрасова о направленности «органической работы» в Думе.

Сибирские депутаты наметили лишь некоторые изменения в избирательном законе, обусловленные местными особенностями, и предпочли не затрагивать вопроса о сфере компетенции земских учреждений, руководствуясь тактическими соображениями скорейшего проведения законопроекта через законодательные учреждения. В результате законопроект стал ярким воплощением основного принципа «органической работы» - «лучше что-нибудь, чем ничего». Он вызвал недоумение и недовольство местного населения, в том числе либеральных кругов в Сибири.

Объясняя упорство сибирской группы в отстаивании весьма далекого от демократии проекта, Н.В. Некрасов в лекции для томичей в сентябре 1911 г. ссылался на первоначальный расчет создать быстрым проведением в жизнь этого законопроекта предпосылки для демократической земской реформы. Признавая, что расчет не оправдался, он, тем не менее, находил в позиции членов группы определенные резоны: «Несмотря на свои видимые несовершенства, законопроект, вследствие отсутствия у нас помещичьего элемента, дает представительство демократическим элементам. .Правда, многое нам не удалось в этом законо-

проекте отстоять, но и то, что он дает населению, я считаю общим благом, к которому надо стремиться» [2. 1911. 6 сент.].

При обсуждении законопроекта на заседании Государственной думы 30 января 1912 г. Н.В. Некрасов выступал с его обоснованием [10. С. 52]. Доказывая наличие необходимых условий для введения земства в Сибири, он, испытывая, по-видимому, серьезные сомнения по поводу возможности принятия соответствующего закона, вместе с тем выразил готовность пойти на очередную уступку правительству. Сделанное им предложение может быть занесено в реестр наиболее курьезных парадоксов кадетской тактики компромиссов: «.если в заявлении правительства (по поводу проекта. - ОХ.) будет содержаться принципиальное отрицание возможности введения в настоящий момент земства в Сибири, то должны быть даны гарантии, что министерство улучшит положение земского хозяйства в Сибири» [11. 1912. 31 янв.]. Таким образом, тактика компромиссов оборачивалась в своем пределе фактическим отказом от требования земской реформы.

Впрочем, следует признать, что Н. В. Некрасов весьма точно спрогнозировал развитие событий: законопроект сибирской подкомиссии был принят на заседании Государственной думы 30 января, однако Государственный Совет его заблокировал. Разработка вопроса о земстве была передана правительству [10. С. 52], что означало отстранение депутатского корпуса от участия в проведении земской реформы. Тактика компромиссов начала давать сбои, поскольку приобрела характер «игры в одни ворота»: власть предержащие не проявляли ни малейшей готовности к уступкам со своей стороны.

Неудачей обернулись и попытки Н.В. Некрасова не допустить предложенного финансовой комиссией увеличения размеров оброчной подати по сибирским губерниям. В марте 1908 г. он энергично поддержал выступление депутата от Енисейской губернии В.А. Караулова, который от имени сибирской группы изложил доводы в пользу утверждения земельного обложения в прежних размерах. Однако все замечания сибирских депутатов были отклонены. Государственная дума приняла законопроект и признала его успешным [11. 1908. 21 марта]. Столь же неудачной оказалась и повторная попытка сибирских либералов предотвратить очередное повышение оброчной подати по губерниям региона, предпринятая ими в мае 1910 г.

На заседании Государственной думы 19 мая Н.В. Некрасов дал развернутое обоснование позиции сибиряков, ссылаясь на огромный объем натуральных повинностей местного крестьянства; расходование земских сборов на содержание крестьянских начальников и мировых судей; трудности сбыта, резко снижающие цены на хлеб; отсутствие постоянных заработков и усиление сельскохозяйственного кризиса. Горечь звучала в его констатации: «В реформах Сибири отказывают и стараются только о том, чтобы выжать из нее возможно больше налогов» [11. 1910. 20 мая]. Эти доводы не были услышаны большинством: в результате голосования оброчная подать по всем губерниями Сибири была принята в сумме, предложенной финансовой комиссией. Фискальные интересы казны заслоняли

долгосрочные перспективы экономического развития региона.

Пожалуй, единственным сколько-нибудь серьезным успехом сибирской парламентской группы в отстаивании интересов региона стала полученная отсрочка в принятии законопроекта о землеустройстве, который, по мнению членов группы, обеспокоенных стремлением правительства «одним росчерком пера произвести грандиозный переворот в экономической жизни Сибири внезапным переходом к частной земельной собственности», ставил под угрозу интересы коренного населения. Свою лепту в этот успех внес и Н.В. Некрасов, указывавший на возможные нежелательные последствия превращения земли в объект купли-продажи в виде «значительной мобилизации земельной собственности в Сибири по исключительно низким ценам и сосредоточения больших количеств земли в руках отдельных кулацких элементов сибирской деревни» [14. С. 51].

Придерживаясь либеральных представлений о предпочтительности эволюционных методов аграрных преобразований, ориентированных на учет естественноисторического хода развития, Н.В. Некрасов считал полученную отсрочку в осуществлении проекта землеустройства, предусматривавшего насаждение частной собственности и разрушение общины, важной заслугой сибирской группы депутатов. Выступая 22 сентября 1912 г. перед населением Томска с информацией о её деятельности, он подчеркнул: «Группе удалось обратить внимание на то, какими последствиями чревато преобразование сибирского земледелия на началах собственности. Опасность небывалой земельной мобилизации в Сибири и, как следствие этого, обезземеление крестьян сделали свое дело: из осторожности законопроект задержан» [2. 1912. 26 сент.].

В целом, «органическая работа» в III Думе явно не оправдывала ожиданий её сторонников. Для

Н.В. Некрасова это стало очевидным уже к концу 1908 г. Критически оценивая работу депутатов в выступлении перед томичами 3 ноября, он отметил полное отсутствие планомерности в работе Думы, неподготовленность ее центра к законодательной работе и загромождение мелкими законопроектами [11. 18 нояб.; 13. 1908. 9 нояб.]. В отчете перед избирателями 22 августа 1910 г. депутат был вынужден констатировать «печальные» итоги очередной сессии, которые убедительно продемонстрировали неспособность Государственной думы третьего созыва к конструктивной законотворческой деятельности [2. 1910. 26 авг.]. По прошествии еще одного года депутатской работы Н.В. Некрасов окончательно определился в своем отношении к III Думе, инкриминируя ей, наряду с множеством других грехов, два преступления «против духа народного представительства»: неспособность защищать свои собственные права и преступное пренебрежение правами граждан. Произнесенные им в очередном отчете перед избирателями 4 сентября 1911 г. слова: «...эти два смертных греха не простятся ей (Третьей Думе. - ОХ.) ни современниками, ни историей» [2.

1911. 6 сент.] - прозвучали как приговор.

Примечательно, что осознание несоответствия III Думы либеральному идеалу народного представи-

тельства не стало причиной отказа депутата от «культурной» работы, позволяющей предупредить социальную катастрофу, и, что еще более важно, не привело к разочарованию в самой идее парламентаризма. Апеллируя к чувству ответственности перед грядущими поколениями, Н.В. Некрасов обращался к избирателям с призывом: «Вы, пережившие I Думу - Думу народных надежд; II Думу - народного отчаяния; III Думу -народного бессилия, должны стремиться неуклонно к тому, чтобы если не вы, то ваши дети увидели IV, V, быть может, Х Думу - Думу народных прав» [2. 1910. 26 авг.]. Но будучи реалистом и сумев извлечь уроки из опыта работы в III Думе, он пришел к выводу о возможности реализации такого прогноза только при условии радикального изменения принципов формирования органа народного представительства.

В лекции «Сибирь и законодательные учреждения», с которой Н.В. Некрасов выступил перед томичами 22 сентября 1912 г., он решительно отверг путь поправок к акту 3 июня 1907 г., направленных на восстановление представительства отдельных регионов (в том числе и Сибири) в законодательных учреждениях. Подобные меры по совершенствованию избирательного закона представлялись ему паллиативом и расценивались как вариант, «практически нецелесообразный и принципиально неприемлемый». Задачу депутатов Думы четвертого созыва Н.В. Некрасов видел в том, чтобы добиваться всеобщего избирательного права [2.

1912. 25 сент.]. Именно на это направил он и собственные усилия после избрания 20 октября 1912 г. депутатом IV Государственной думы от Томской губернии.

В начале декабря 1912 г. Н.В. Некрасов поставил подпись под «Законодательным предположением об изменении Положения о выборах в Государственную думу», в котором содержалась критическая оценка тре-тьеиюньской избирательной системы как «безусловно недемократической» и предлагалась ее реорганизация на основе общедемократических принципов всеобщего, прямого, равного и тайного голосования [15. С. 92-96]. На заседании Государственной думы в декабре 1912 г. Н.В. Некрасов дополнительно подтвердил приверженность общедемократическим принципам переустройства политической системы, выступив с заявлением о присоединении сибирских делегатов «к общему лозунгу демократических реформ, к избирательному праву на основе всеобщего голосования» [11. 1912. 14 дек.]. Однако законодательная инициатива 38 депутатов, не получив одобрения думского большинства, не увенчалась принятием нового избирательного закона.

Осознание несостоятельности тактики компромиссов при сложившейся расстановке политических сил в Думе заставило томского депутата усомниться в целесообразности её использования. При обсуждении на заседании сибирской парламентской группы 19 декабря 1912 г. проблемы введения земского самоуправления в регионе, напомнив о том, что надежда сибирских депутатов третьего созыва на быстрое претворение в жизнь компромиссного проекта земства не оправдалась, он прямо заявил о необходимости отказа от такого варианта. Н. В. Некрасов предлагал выдвинуть требование «широкого» земства, основанного на всеобщем избирательном праве. Признавая, что «такой про-

ект дальше комиссии не пройдет и, значит, его не удастся осветить с трибуны Государственной думы», депутат считал возможным прибегнуть к таким парламентским приемам, как постановка вопроса о желательности, внесение вопроса на рассмотрение правительства и т.п. Эта позиция вызвала возражения у ряда членов сибирской группы, которые продолжали настаивать на внесении третьедумского проекта, полагая, что «получивши такое земство, сибиряки скорее добьются и земства, отвечающего их демократическим идеалам» [2. 1913. 5 янв.]. Поскольку преодолеть возникшие разногласия не удалось, вопрос о внесении проекта сибирского земства остался открытым.

Несмотря на отказ от тактики компромиссов, Н.В. Некрасов считал необходимым продолжать депутатскую деятельность, видя главную миссию оппозиции в создании сдержек и противовесов консервативному большинству Думы. Войдя в состав фракции ПНС, он вновь был избран товарищем председателя фракции, продолжил работу в бюджетной комиссии, а также в комиссиях путей сообщения, по военноморским делам и согласительной, в ноябре 1916 г. был избран товарищем председателя Государственной думы. В своих выступлениях с думской трибуны Н.В. Некрасов настаивал на расширении торговых путей и создании условий для ускорения темпов развития промышленности в Сибири, активно поддерживал депутатские запросы о противоправных действиях полиции и административном произволе против граждан.

По мере нарастания общенационального кризиса в стране усиливался оппозиционный настрой Николая Виссарионовича. На заседании ЦК ПНС 17 февраля 1914 г. и на партийной конференции 23 марта 1914 г. он выступил с заявлением о невозможности в условиях разгула реакции дальнейшей поддержки «конституционных фикций» и форм борьбы, которых ранее придерживалась кадетская фракция в Думе. Долг партии заключался, по его мнению, в переходе «от пассивной обороны к наступлению». В качестве лозунгов момента Н. В. Некрасов предлагал поддержку стремления нерусских национальностей к политическому самоопределению, борьбу с антисемитизмом и официальным клерикализмом, устранение антагонизма между населением и офицерством («чтобы не иметь армию против себя в надвигающейся катастрофе»), «моральную и, может быть, даже материальную поддержку рабочего движения». Призывал он и к тщательному учету нужд деревни, считая необходимым не останавливаться перед пересмотром аграрной программы партии. Главным ориентиром при выработке тактики думской оппозиции, с точки зрения Н.В. Некрасова, должны были стать настроения страны. В этой связи он предлагал стремиться в Думе к сотрудничеству с левыми фракциями, ставил вопрос о целесообразности дальнейшей деятельности кадетов в качестве докладчиков в думских комиссиях при явном развале законодательной работы Думы и о возможности совместной с левыми группами подготовки к мерам обструкции на случай, если будут проводиться реакционные законы, нарушающие основные права народа [16. С. 48-50].

Не встретив поддержки подавляющего большинства членов ЦК по тактическим вопросам, в 1915 г.

Н. В. Некрасов заявил о своем выходе из его состава, но активную деятельность в думской фракции продолжил. В августе этого же года его кандидатура была выдвинута Прогрессивным блоком на пост министра путей сообщения в планировавшемся либералами «министерстве доверия» [12. С. 33].

В целом анализ опыта деятельности Н.В. Некрасова в качестве депутата III и IV Государственных дум позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, складывается впечатление о Николае Виссарионовиче как прагматичном политике, способном трезво оценивать ситуацию и принимать адекватные её вызовам решения. Предположения о том, что он являлся типичным представителем порожденной эпохой социальных катаклизмов новой генерации политических деятелей, отличавшихся не только умом, организаторскими способностями, умением ориентироваться, но и «повышенным приспособленчеством, демагогией, карьеризмом» [12. С. 33], вызывают серьезные сомнения. Даже являясь в начале своей депутатской деятельности сторонником тактики компромиссов в Государственной думе, Н.В. Некрасов четко определял их пределы, сохраняя приверженность либеральным ценностям и оставаясь поборником гражданских прав и свобод, противником бюрократического произвола и нарушения законности. Убедившись же на собственном опыте в невозможности достижения компромиссов на таких условиях в рамках третьеиюньской системы, он решительно отказался от прежней тактической линии и сделал ставку на активизацию оппозиционной деятельности вопреки доминировавшим в кадетской партии и её руководстве настроениям.

Во-вторых, эволюция тактических позиций Н. В. Некрасова - от установки на органическую работу в Думе третьеиюньского образца к явному скепсису в отношении её законотворческого потенциала и способности к осуществлению либеральных реформ - может рассматриваться как субъективное отражение действительной роли этого политического института. Все попытки диалога и конструктивного сотрудничества с правящими кругами, предпринимавшиеся единомышленниками томского депутата, заканчивались провалом. Авторитарный режим явно игнорировал предлагавшиеся кадетами компромиссные решения насущных проблем и тем самым блокировал их усилия по проведению реформ. В этой ситуации Государственная дума обеспечивала некую имитацию парламентаризма, фактически отнюдь не являясь его воплощением.

Наконец, опыт депутатской деятельности Н. В. Некрасова весьма показателен и для оценки шансов на реализацию либеральной альтернативы общественного развития в России начала XX в. Не найдя понимания и поддержки у правящих кругов в своем стремлении использовать государственные институты для осуществления либеральных принципов, кадеты были обречены испытывать враждебное отношение к себе и со стороны леворадикальных партий, ориентированных на насильственные методы решения проблем. Отсутствие адекватной социокультурной среды не позволяло воплотить в жизнь либеральные проекты реформ. Важным итогом думской деятельности либе-

ралов стало крушение их надежд на мирный, парламентский вариант модернизации царской России. Частный опыт Н.В. Некрасова подтверждал отсутствие возможностей для социального переустройства на ос-

нове либеральных принципов в условиях системного кризиса, характеризующегося повышенной конфликтностью во всех сферах и чреватого революционным взрывом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шелохаев ВВ. К вопросу о типологии русского либерализма // Сергей Андреевич Муромцев - председатель Первой Государственной думы:

политик, ученый, педагог. Орел, 2010.

2. Сибирская жизнь. Томск.

3. Протокол совещания фракции народной свободы с представителями местных групп партии 1-2 июня 1908 г. в Петербурге // Государствен-

ный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 523. Оп. 1. Д. 6.

4. Протоколы совещания фракции народной свободы III Государственной думы с представителями местных групп партии 20-22 октября

1908 г. // ГАРФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 7.

5. Комиссии Государственной думы. Личный состав комиссий к 31 января 1909 г. СПб., 1909.

6. Третья Государственная дума. Сессия первая. Отчет фракции народной свободы с приложением речей депутатов. СПб., 1908.

7. Третья Государственная дума. Фракция народной свободы в период 15 октября 1908 г. - 2 июня 1909 г. СПб., 1909. Ч. I.

8. Третья Государственная дума. Фракция народной свободы в период 10 октября 1909 г. - 5 июня 1910 г. СПб., 1910.

9. Третья Государственная дума. Сессия четвертая. Фракция народной свободы в период 15 октября 1910 г. - 13 мая 1911 г. СПб., 1911. Ч. I.

10. Третья Государственная дума. Сессия пятая. Фракция народной свободы в период 15 октября 1911 г. - 9 июня 1912 г. Отчет и речи депутатов. СПб., 1912. Ч. I.

11. Речь. Санкт-Петербург.

12. ШиловскийМВ. Н.В. Некрасов (страницы биографии) // Из прошлого Сибири. Новосибирск, 1994. Вып. I, ч. 2.

13. Сибирь. Иркутск, 1908.

14. Шиловский МВ. Общественно-политическое движение в Сибири второй половины XIX - начала XX века. Вып. 2 : Либералы. Новосибирск,

1995.

15. Родионов ЮП. Думский проект избирательного закона (1912 г.) // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведе-

ния в вузовском курсе отечественной истории : тез. Второй регион. науч.-метод. конф. Омск, 1995. С. 92-96.

16. Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976.

Статья представлена научной редакцией «История» 4 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.