Научная статья на тему 'ОРФАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДХОДЫ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ОРФАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДХОДЫ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ОРФАННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПЕРЕЧНИ ОРФАННЫХ ПРЕПАРАТОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТИМУЛЫ / РАЗРАБОТКА ОРФАННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Фотеева А.В., Ростова Н.Б., Исупова А.Д., Гербергаген Е.С.

Лекарственное обеспечение пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями является актуальным вопросом, поскольку требует значительных финансовых затрат из-за высокой стоимости лекарственных препаратов. Доступность лекарственных средств для таких пациентов должна регулироваться путем государственного стимулирования разработки и вывода на рынок орфанных препаратов, порядком формирования перечня лекарственных препаратов для лечения орфанных заболеваний и определением источников для их финансирования.В статье рассматриваются аспекты регламентации вопросов орфанных заболеваний и орфанных препаратов в Российской Федерации и в Европе. На основе регламентированного перечня орфанных заболеваний в России представлены результаты сравнительного анализа перечня орфанных препаратов в России и перечня, опубликованного на сайте Европейского союза. На основании полученных данных установлено, что многие препараты для лечения редких заболеваний, зарегистрированные в Европе, в России отсутствуют, а также многие орфанные препараты Европы не имеют такого статуса в России. При этом в Российской Федерации отсутствуют государственные стимулирующие меры по разработке орфанных препаратов, но существуют некоторые льготы в порядке регистрации таких препаратов.Проведенный анализ показал перспективность разработки и вывода на российский фармацевтический рынок большого перечня орфанных препаратов из Европейского списка для отечественных организаций-производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORPHAN PREPARATIONS: INTERNATIONAL APPROACHES AND NATIONAL REGULATION

The medication support of patients with rare (orphan) diseases is an actual issue, since it requires significant financial costs due to high price of medications. The accessibility of these medications to such patients should be regulated by state incentives for development of orphan medications with following taking out to the market, by procedure of composing list of medications for treatment of orphan diseases and determination of financial support sources.The article considers aspects of regulation of issues related to orphan diseases and orphan medications in the Russian Federation and Europe. On the basis of regulated list of orphan diseases in Russia, the results of comparative analysis of list of orphan medications in Russia and list published at website of the European Union are presented. On the basis of data obtained, it was established that many medications for treatment of rare diseases registered in Europe are not available in Russia. Also, many orphan drugs in Europe do not have this status in Russia. At the same time, there are no state incentives for development of orphan medications in the Russian Federation, and there are only some benefits in registration procedure of such drugs. The analysis demonstrated availability of development and taking out to the Russian pharmaceutical market large list of orphan drugs from the European listing for National corresponding manufacturers.

Текст научной работы на тему «ОРФАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДХОДЫ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

Health and Society

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021 УДК 614.2

Фотеева А. В.1, Ростова Н. Б.2,3, Исупова А. Д.3, Гербергаген Е. С.3 ОРФАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДХОДЫ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

'ООО «Парма Клиникал», 614113, г. Пермь; 2ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия», 614990, г. Пермь; 3ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 14990, г. Пермь

Лекарственное обеспечение пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями является актуальным вопросом, поскольку требует значительных финансовых затрат из-за высокой стоимости лекарственных препаратов. Доступность лекарственных средств для таких пациентов должна регулироваться путем государственного стимулирования разработки и вывода на рынок орфанных препаратов, порядком формирования перечня лекарственных препаратов для лечения орфанных заболеваний и определением источников для их финансирования.

В статье рассматриваются аспекты регламентации вопросов орфанных заболеваний и орфанных препаратов в Российской Федерации и в Европе. На основе регламентированного перечня орфанных заболеваний в России представлены результаты сравнительного анализа перечня орфанных препаратов в России и перечня, опубликованного на сайте Европейского союза. На основании полученных данных установлено, что многие препараты для лечения редких заболеваний, зарегистрированные в Европе, в России отсутствуют, а также многие орфанные препараты Европы не имеют такого статуса в России. При этом в Российской Федерации отсутствуют государственные стимулирующие меры по разработке орфанных препаратов, но существуют некоторые льготы в порядке регистрации таких препаратов.

Проведенный анализ показал перспективность разработки и вывода на российский фармацевтический рынок большого перечня орфанных препаратов из Европейского списка для отечественных организаций-производителей.

Ключевые слова: орфанные препараты; орфанные заболевания; перечни орфанных препаратов; государственные стимулы; разработка орфанных препаратов.

Для цитирования: Фотеева А. В., Ростова Н. Б., Исупова А. Д., Гербергаген Е. С. Орфанные препараты: международные подходы и национальное регулирование. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(6):1490—1497. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1490-1497

Для корреспонденции: Ростова Наталья Борисовна, д-р фарм. наук, профессор кафедры управления и экономики фармации Пермской государственной фармацевтической академии, профессор кафедры фармакологии и фармации Пермского государственного национального исследовательского университета, е-mail: n-rostova@mail.ru

FoteevaA. V.1, RostovaN. B.2,3, IsupovaA. D.3, Gerbergagen E. S.3

THE ORPHAN PREPARATIONS: INTERNATIONAL APPROACHES AND NATIONAL REGULATION

1The Society with Limited Liability "The Parma Klinikal", 614113, Perm, Russia; 2The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Perm State Pharmaceutical Academy",

614990, Perm, Russia;

3The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Perm State National Research

University", 614990, Perm, Russia

The medication support of patients with rare (orphan) diseases is an actual issue, since it requires significant financial costs due to high price of medications. The accessibility of these medications to such patients should be regulated by state incentives for development of orphan medications with following taking out to the market, by procedure of composing list of medications for treatment of orphan diseases and determination of financial support sources.

The article considers aspects of regulation of issues related to orphan diseases and orphan medications in the Russian Federation and Europe. On the basis of regulated list of orphan diseases in Russia, the results of comparative analysis of list of orphan medications in Russia and list published at website of the European Union are presented. On the basis of data obtained, it was established that many medications for treatment of rare diseases registered in Europe are not available in Russia. Also, many orphan drugs in Europe do not have this status in Russia. At the same time, there are no state incentives for development of orphan medications in the Russian Federation, and there are only some benefits in registration procedure of such drugs. The analysis demonstrated availability of development and taking out to the Russian pharmaceutical market large list of orphan drugs from the European listing for National corresponding manufacturers. Keywords: orphan preparation; orphan diseases; list; government incentives.

For citation: Foteeva A. V., Rostova N. B., Isupova A. D., Gerbergagen E. S. The orphan preparations: international approaches and national regulation. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(6):1490—1497 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1490-1497

For correspondence: Rostova N. B., doctor of pharmaceutical sciences, professor of the Chair of Management and Economics of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Perm State Pharmaceutical Academy", professor of the Chair of Pharmacology and Pharmacy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Perm State National Research University". e-mail: n-rostova@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 22.06.2021 Accepted 26.08.2021

Введение ные для терапии редких заболеваний, которые ус-

Орфанные препараты (от англ. an orphan — си- ловно называются орфанными («сиротскими») борота) — лекарственные средства (ЛС), разработан- лезнями. Присвоение подобного статуса патологи-

Здоровье и общество

ям и лекарственным препаратам (ЛП), разработанным для их лечения, является политическим вопросом во многих странах. Вмешательство государства в вопрос создания орфанных препаратов привело к прорывам в медицине, которые не могли бы быть достигнуты иначе из-за экономических аспектов исследований и разработки ЛС.

Не существует единого, широко принимаемого определения орфанных заболеваний. Не существует какого-то единого уровня распространенности заболевания в популяции, при котором его начинают считать редким. Некоторые определения полагаются на количество людей, живущих с заболеванием , другие могут включать иные факторы, например доступность лечения болезни или возможность облегчения ее течения. В США Акт о редких заболеваниях (Rare Disease Act) 2002 г. определяет орфан-ные болезни как «болезни или состояния, затрагивающие менее 200 тыс. людей в США». В Японии орфанные болезни определяются как болезни, затрагивающие менее 50 тыс. пациентов в Японии. Евросоюз приводит следующее определение орфанных болезней: «Орфанное заболевание — это угрожающее жизни и здоровью хроническое заболевание, которое имеет настолько низкую встречаемость, что необходимо применение специальных усилий для предотвращения заболеваемости, ранней смертности и повышения качества жизни больных» [1].

Многие орфанные заболевания имеют генетическую природу, следовательно, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Причиной таких заболеваний могут быть также бактериальные или вирусные инфекции. Редкие заболевания часто проявляются в течение первых 5 лет жизни и затрагивают все слои населения. По данным Министерства здравоохранения РФ, количество лиц, включенных в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеу-грожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, на 2018 г. составляло около 17 тыс. Совокупный прирост в 2013—2018 гг. составил 83% [2]. Согласно данным клинических регистров и общественных организаций на 2019 г., в России проживает более 25 тыс. человек, страдающих орфанными заболеванями, не включенными в льготные программы федерального и регионального уровней [3].

Орфранные заболевания и препараты для их лечения в России

В России, согласно ФЗ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», орфанными являются заболевания, имеющие распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. населения. При этом, согласно ст. 44 настоящего закона, заболевание, чтобы считаться редким, должно быть включено в определенный список, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти на основании статистических данных. В целом, говоря о формировании списка орфанных заболеваний, медицинский спе-

циалист может оставить заявку на включение ор-фанного заболевания в список, формируемый экспертами медицинского сообщества, заполнив определенную форму, представленную на сайте Министерства здравоохранения РФ. По данным на ноябрь 2019 г., перечень включал в себя 215 нозоло-гий и нозологических групп. Перечень составлен вне зависимости от того, существуют ли в мире на данный момент методы лечения данных заболеваний [4].

Из перечня орфанных заболеваний формируется перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности [4], утвержденный Правительством РФ. Он включает в себя 19 нозологий (данные на июнь 2020 г.) [5]. Лечение пациентов с данными заболеваниями финансируется средствами субъекта РФ, что предусмотрено Федеральным законом от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Данный перечень включал 24 нозологии, но претерпел изменения с 1 января 2019 г. путем исключения из него 5 заболеваний и их включения в перечень высокозатратных нозологий, финансирование которого осуществляется из средств Федерального бюджета [6].

Несмотря на наличие перечня орфанных заболеваний, остается открытым вопрос в отношении перечня орфанных ЛП, применяемых для лечения этих заболеваний, утверждаемого уполномоченных органом. В РФ орфанными считаются ЛП, предназначенные исключительно для диагностики или патогенетического лечения (лечения, направленного на механизм развития заболевания) редких (орфанных) заболеваний [7]. Официального перечня в России нет, о принадлежности ЛП к орфанным можно узнать лишь на сайте государственного реестра, где в соответствующем разделе имеются данные о статусе ЛП [8].

Выполняя государственную политику в части лекарственного обеспечения пациентов с орфанными заболеваниями, органы исполнительной власти субъектов РФ закупают определенные препараты для лечения пациентов, страдающих орфанными заболеваниями. В нашем распоряжении оказались списки ЛП, закупаемых для данных пациентов в двух субъектах РФ, данные по которым, включая оценку их статуса орфанности в РФ и в Европе , представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что из 35 закупаемых регионами ЛП лишь два препарата имеют статус орфанных в РФ и два препарата включены в Европейский список орфанных ЛП.

Орфанные заболевания и препараты для лечения страдающих ими пациентов в Европе

Изучение международной политики в части регламентации и распространения информации об орфанных заболеваниях и ЛП для лечения пациен-

Health and Society

Перечень препаратов, закупаемых субъектами РФ Таблица 1

№ Препарат Субъект РФ 1 Субъект РФ 2 Статус орфанности в РФ (https://grls.rosminzdrav.ru) Статус орфанности в Европе (https://www.ema.europa.eu/en)

1 Бозенекс(Бозентан) + + Нет Нет

2 Силденафил-СЗ (Силденафил) + + Нет Нет

3 Траклир ДТ (Бозентан) + + Нет Нет

4 Нормосанг (Гемин) + + Нет Нет

5 Энплейт (Ромиплостим) + + Нет Нет

6 Орфадин (Нитизинон) + + Нет Нет

7 Коагил-VII (Эптаког альфа[активированный]) + + Нет Нет

8 Фиразир (Икатибант) + + Нет Да

9 Данол (Даназол) + + Нет Нет

10 Ревацио (Силденафил) + + Нет Нет

11 Куван (Сапроптерин) + + Нет Нет

12 Опсамит (Мацитентан) + + Нет Да

13 Адемпас (Риоцигуат) + + Нет Нет

14 Элизария (Экулизумаб) + + Да Нет

15 Беринерт (Ингибитор С1 эстеразы человека) + Нет Нет

16 Завеска (Миглустат) + + Нет Нет

17 Иларис (Канакинумаб) + Нет Нет

18 Револейд (Элтромбопаг) + + Нет Нет

19 Диферелин (Трипторелин) + + Нет Нет

20 Силденафил Кардио (Силденафил) + + Нет Нет

21 Джакави (Руксолитиниб) + Нет Нет

22 Вентавис (Илопрост) + + Да Нет

23 Фабразим (Агалсидаза бета) + Нет Нет

24 Силденафил (Силденафил) + + Нет Нет

25 Волибрис (Амбризентан) + + Нет Нет

26 Сандиммун Неорал (Циклоспорин) + + Нет Нет

27 Оргаспорин (Циклоспорин) + + Нет Нет

28 Реплагал (Агалсидаза альфа) + + Нет Нет

29 Джадену, Эксиджат (Деферазирокс) + Нет Нет

30 Пеницилламин-натив, Купренил (Пеницилламин) + Нет Нет

31 Теванат (Алендроновая кислота) + Нет Нет

32 Транексамовая кислота (Транексамовая кислота) + Нет Нет

33 Октаплекс, Коаплекс, Протромплекс 600 (Факторы

свертывания крови II, VII, IX и X в комбинации) + Нет Нет

34 Цинктерал-Тева (Цинка сульфат) + Нет Нет

35 Цистадан (Бетаин)* + — Нет

Примечание. *Препарат Цистадан не зарегистрирован в России и закупается из-за рубежа по решению врачебной комиссии.

тов выявило определенные различия с таковым в России. В странах Евросоюза редкими считаются заболевания, которые затрагивают не более 5 из 10 тыс. человек. Европейское медицинское агентство определяет термин «орфанный препарат» как «Лекарство для диагностики, профилактики или лечения угрожающего жизни или хронически изнуряющего состояния, которое встречается редко, или лекарство от того или иного заболевания, которое вряд ли принесет достаточную прибыль для оправдания затрат на исследования и разработки» [9].

На сайте Европейского союза представлен общий перечень орфанных ЛП, содержащий 1667 позиций на ноябрь 2019 г. (и 1683 на апрель 2020 г.). В список входят не только зарегистрированные ЛП, но и находящиеся в стадии разработки [10].

Особенностью политики Евросоюза в части ор-фанных ЛП является десятилетнее маркетинговое преимущество после их выхода на рынок, в течение которого аналогичные ЛП по тем же показаниям не могут быть размещены на рынке [11]. В рамках проводимой политики по орфанным заболеваниям ведется сайт (Европейский портал о редких заболеваниях и орфанных ЛП) [12]. В отчете об орфанных заболеваниях на январь 2019 г., опубликованном на данном портале, было представлено более 3 тыс. но-

зологий и их синонимов. Это полный список редких заболеваний в Европе, обновляемый один раз в два года.

Анализ орфанных препаратов России и Европы

На основании списков орфанных заболеваний России [в исследование включали заболевания из перечня 12 высокозатратных нозологий, перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности] и перечня орфанных ЛП, опубликованого на сайте Европейского союза, проведен анализ на соответствие наличия орфанных ЛП в России при их регистрации в Европе для вышеуказанных заболеваний (табл. 2).

Как видно из табл. 2, 49 препаратов (из 1667, обозначенных на сайте Евросоюза) имеют в инструкции по медицинскому применению заболевания, входящие в перечень высокозатратных нозологий и жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Предназначены для лечения патологий из списка высокозатратных 37 препаратов, для лечения заболеваний из списка жизнеугро-

Здоровье и общество

жающих и хронических прогрессирующих — 12. При этом лишь 27 из них зарегистрированы в России, а 17 представлены только одним препаратом ,

как правило, зарубежного производства. Лишь 6 из 49 ЛП имеют статус орфанных препаратов в России, согласно данным госреестра ЛС [8].

Таблица 2

Систематизация информации по орфанным препаратам Евросоюза для заболеваний, регламентированных в качестве орфанных

и высокозатратных в России

№ МНН Кол-во зарегистрированных Статус орфанности в России Наличие нозологии в российских инструк-

торговых наименований циях по применению

Муковисцидоз (E84) "

1. Ивакафтор

2. Маннитол

3. Тезакафтор + Ивакафтор

4. Ибрутиниб

5. Аксикабтаген силолейсел

6. Тисагенлеклейсел

7. Леналидомид

0 16 0+0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да (порошок для ингаляций)

Диффузная неходжкинская лимфома ^83 ^83.0—C83.9)) *

1 Нет

Нет

Да

Да Да

8. Мигаластат

Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри—Андерсона), Нимана—Пика ^75.2) "

0 —

Другие сфинголипидозы: болезнь Гоше ^75.2)*

1 Нет

1 Нет

Да Да

9. Элиглустат

10. Велаглюцераза альфа

Множественная миелома и злокачественные плазмоклеточные новообразования ^90 ^90.0—C90.2)) *

11. Иксазомиб 1 Да Да

12. Панобиностат 1 Нет Да

13. Даратумумаб 1 да Да

14. Помалидомид 2 Нет Да

15. Карфилзомиб 1 Нет Да

16. Леналидомид 8 Нет Да

Лимфоидный лейкоз (лимфолейкоз) (C91 (C91.0, C91.1, C91.2, C91.3, C91.4, C91.5, C91.7, C91.9)) >

17. Понитиниб

18. Обинутузумаб

19. Меркаптопурин

20. Инотузумаба озогамицин

21. Ибрутиниб

22. Блинатумомаб

23. Тисагенлеклейсел

24. Гемтузумаб

25. Мидостаурин

26. Даунорубицин + цитарабин

27. Децитабин

28. Нилотиниб

29. Понатиниб

Нет Нет Да Нет Нет

Да Да Да Да Да

Миелоидный лейкоз острый (C92.0) "

0 — 0 —

4+4, комбинации нет 1

Нет

Миелоидный лейкоз хронический (C92.1) "

3 Нет

0—

Да Да

Другие виды нарушений обмена аминокислот с разветвленной цепью ф71.1) ** 30. Карглумовая кислота 0 — —

Злокачественные иммунопролиферативные болезни ^88 ^88.0, C88.1, C88.2, C88.3, C88.7, C88.9)) *

31. Ибрутиниб

32. Макитентан

33. Риоцигуат

34. Пасиреотид

35. Пегвалиаза

1

Нет

Первичная легочная гипертензия 027.0) **

0—

1 Нет

Нарушение обмена ароматических кислот: другие виды гиперфенилаланинемии ^70.1) "

2 Нет 0—

Другие мукополисахаридозы ^76.2) * 0— Атипичный гемолитико-уремический синдром ^59.3) * 2 да

Пароксизмальная ночная гемоглобинурия [Маркиафавы—Микели] ^59.5) ' 2 да

Наследственный дефицит других факторов свертывания ^68.2) **

39. Человеческий фактор свертывания X 0 —

Дефект в системе комплемента ^84.1) **

40. Ленаделумаб 0 —

36. Вестронидаза альфа

37. Экулизумаб

38. Экулизумаб

Да

Да Да

Да Да

Health and Society

Продолжение

№ МНН Кол-во зарегистрированных торговых наименований Статус орфанности в России Наличие нозологии в российских инструкциях по применению

41. Икатибант 1 Нет Да

Другие и неуточненные злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей ^96 ^96.0, C96.1, C96.2,

C96.3, C96.7, C96.9)) *

42. Мидостаурин 0 — —

Другой лейкоз уточненного клеточного типа ^94 ^94.0, C94.1, C94.3, C94.4, C94.5, C94.7)) *

43. Мидостаурин 0 — —

Ходжкина болезнь (лимфогранулематоз) ^81 (C81.0, C81.1, C81.2, C81.3, C81.7, C81.9))*

44. Брентуксимаб ведотин 1 Нет Да

Фолликулярная (нодулярная) неходжкинская лимфома ^82 ^82.0, C82.1, C82.2, C82.7, C82.9)) *

45. Обинутузумаб 1 Нет Нет

Нарушения свертываемости, наследственный дефицит фактора IX, гемофилия В ^67) *

46. Албутрепенонаког альфа 0 — —

47. Эфтренонаког альфа 0 — —

Нарушения обмена ароматических кислот: фенилкетонурия классическая ^70.0) **

48. Пегвалиаза 0 — —

49. Сапроптерин 2 Нет Да

Примечание. Здесь и в табл. 3: * — входит в перечень 12 высокозатратных нозологий; ** — входит в перечень жизнеугрожа-ющих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Сообщество «Еигог^» — это неправительственный альянс пациентских организаций, представляющий 910 объединений пациентов с редкими заболеваниями в 72 странах мира. На сайте альянса предоставлен перечень препаратов, ранее зарегистрированных как орфанные, но утративших данный статус по истечении срока или по другим причинам [13].

Статус орфанности и соответствующее маркетинговое преимущество в Евросоюзе даются на ограниченный срок: 10 лет после выхода препарата на рынок [11]. По истечении этого срока ЛП продолжают использоваться в терапии редких заболеваний. Исходя из этого было проведено исследование наличия данных препаратов в России для лечения орфанных заболеваний. Результаты анализа перечня ЛП «Еигог^» по отношению к перечню изучаемых нозологий представлены в табл. 3.

Из 38 препаратов, утративших статус орфанных в Европе, 30 зарегистрированы в России; 7 из них являются орфанными, 16 препаратов представлены лишь одним ЛС.

Разработка орфанных препаратов и государственное стимулирование

Проблема лечения больных с орфанными заболеваниями обусловлена трудностями в разработке и производстве орфанных ЛП, которые, как правило, следуют по тому же пути развития, что и любая другая фармацевтическая продукция, в котором на этапе тестирования основное внимание уделяется фар-макокинетике и фармакодинамике, дозированию, стабильности, безопасности и эффективности. Тем не менее некоторые статистические требования снижены в попытке сохранить темпы развития: для орфанных ЛП правила в целом признают тот факт, что их невозможно проверить на 1 тыс. пациентов в

фазе III клинических испытаний, поскольку от заболевания может страдать меньшее количество людей.

Так как рынок для любого ЛП с такими ограниченными возможностями применения по определению не может быть большим и поэтому в значительной степени убыточен, часто необходимо государственное вмешательство для того, чтобы мотивировать производителя обратиться к разработке орфанных ЛП. В критике свободного предпринимательства часто цитируют это как отказ от свободного рынка. Сторонники свободного рынка часто отвечают, что без правительственных требований минимальной безопасности и эффективности затраты на разработку орфанных ЛП будут значительно ниже. Вмешательство правительства с целью поддержки в разработку орфанных ЛП может осуществляться в различных формах:

• налоговых стимулов и льгот;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усиленной защиты патентных и маркетинговых прав;

• государственного субсидирования клинических исследований;

• создания правительственного предприятия для участия в исследованиях и разработках [14];

• ускоренной работы с документами [15].

В России в сфере разработки орфанных ЛП прослеживаются проблемы следующего характера: низкая коммерческая привлекательность орфанных ЛП для организаций-разработчиков, отсутствие конкуренции производителей орфанных ЛП, отсутствие государственной политики ценообразования на данные ЛП, отсутствие стимулирующих мер для фармацевтических компаний и организационной структуры, отвечающей за решение вопросов, связанных с развитием рынка орфанных препаратов [15].

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(6)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1490-1497 1495

Здоровье и общество

Таблица 3

Систематизация данных по перечню препаратов Евросоюза, ранее зарегистрированных как орфанные

№ Препарат, МНН Количество зарегистрированных торговых наименований Статус орфанности в России Наличие нозологии в российских инструкциях по применению

1. Другие сфинголипидозы ^75.2)**

1. Миглустат 1 Нет Да

2. Агалсидаза альфа 1 Нет Да

2. Лимфоидный лейкоз (лимфолейкоз) ^91 ^91.0, C91.3, C91.4, C91.7, C91.9))*

3. Кладрибин 2 Нет Да

4. Венетоклакс 1 Да Да

5. Офатумумаб 0 — —

6. Клофарабин 1 Нет Да

7. Дазатиниб 3 Нет Да

8. Неларабин 1 Нет Да

9. Иматиниб 25 Нет Да

3. Нарушения обмена тирозина ^70.2)**

10. Нитизинон 2 да Да

4. Миелоидный лейкоз хронический (С92.1)*

11. Бозутиниб 1 Нет Да

12. Дазатиниб 3 Нет Да

13. Иматиниб 25 Нет Да

5. Острый промиелоцитарный лейкоз ^92.4)*

14. Мышьяка триоксид 1 Да Да

6. Первичная легочная гипертензия (!27.0)**

15. Илопрост 3 Да Да

16. Силденафил 10 Нет Да

17. Селексипаг 1 Да Да

18. Амбризентан 1 Нет Да

19. Бозентан 5 Нет Да

7. Мукополисахаридоз, тип I ^76.0)*

20. Ларонидаза

21. Цинк-ацетат дигидрат

Нет

8. Нарушение обмена меди ^83.0)*

Да

9. Множественная миелома и злокачественные плазмоклеточные новообразования ^90 ^90.0 — C90.2))*

22. Плериксафор

23. Талидомид

24. Леналидомид

25. Азацитидин

26. Гистамина дигидрохло-рид

27. Ромиплостим

28. Элтромбопаг

Нет

Нет

10. Миелоидный лейкоз острый ^92.0)*

1 Нет

0 — 11. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура ^69.3)*

1 Нет

1 Нет

Да Да

Да

Да Да

3

69 0

12. Кистозный фиброз ^84)*

Нет Нет

Нет Нет

29. Азтреонам

30. Левофлоксацин

31. Лумакафтор/ивакафтор

13. Нарушения свертываемости, наследственный дефицит фактора VIII, гемофилия А ^66)*

32. Эфмороктоког альфа 0 — —

14. Другие мукополисахаридозы ^76.2)*

1 Нет Да

15. Мукополисахаридоз II типа ^76.1)*

2 Да Да 16. Нарушения обмена серосодержащих аминокислот ^72.1)**

0 — — 17. Пароксизмальная ночная гемоглобинурия [Маркиафавы—Микели] ^59.5)**

2 Да Да

18. Диффузная неходжкинская лимфома ^83 ^83.0—C83.9))*

1 Нет Да

33. Галсульфаза

34. Идурсульфаза

35. Бетаин

36. Экулизумаб

37. Темсиролимус

38. Катридекаког

19. Наследственный дефицит других факторов свертывания ^68.2)*

0—

1

0

Если говорить о Евросоюзе, разработчики ор-фанных ЛП могут пользоваться особыми научными консультациями от Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency, EMA), называющимися протокольной помощью. Научные консультации платные, но при создании орфанных ЛП стоимость такой услуги снижается на 75% [16].

В части регистрации орфанных ЛП в России предусмотрена процедура ускоренной экспертизы документов, представленных для определения возможности рассматривать ЛП для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного. Она должна быть проведена в срок, не превышающий 30 рабочих дней [7].

Изучение политики в части регламентации орфанных заболеваний и ЛП для пациентов, проводимой официальными органами в РФ и наднациональными органами в Европе, позволяет сделать следующие выводы:

• многие ЛП для лечения пациентов с орфанны-ми заболеваниями, зарегистрированные в Европе, не зарегистрированы в России;

• препараты, имеющие статус орфанности в Европе, не имеют такового в России;

• большая часть ЛП, закупаемых органами исполнительной власти субъектов РФ для лекарственного обеспечения пациентов с орфанны-ми заболеваниями, не имеют статуса орфанно-го препарата;

• в РФ не регламентированы специальные государственные стимулирующие меры по разработке орфанных препаратов отечественными производителями;

• большой перечень ЛП из Европейского списка орфанных препаратов может быть перспективным направлением для разработки и регистрации отечественными организациями-производителями.

Заключение

Качество лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями — это важная социальная задача, которая требует значительных финансовых затрат из-за высокой стоимости орфанных ЛП и зависит во многом от широты ассортимента ЛП, обра-щемых на национальном рынке, для лечения данных заболеваний. В то же время зависимость системы обеспечения орфанными препаратами от зарубежных производителей ЛП не гарантирует стабильность и устойчивость лекарственной помощи пациентам с орфанными заболеваниями. В связи с этим определяется необходимость регламентации государственной политики в части поддержки отечественных производителей по разработке и производству современных орфанных препаратов, отвечающих потребностям пациентов в России.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Health and Society

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев А. А. Бремя орфанных болезней. Медицинская газета. 2012;(16):10.

2. Ежегодный бюллетень Экспертного совета по редким (орфан-ным) заболеваниям. Москва; 2019. 196 с. Режим доступа: http:// www.komitet2-2.km.duma.gov.ru/upload/site21/otchet_print.pdf (дата обращения 22.07.2020).

3. Опрос общественных и пациентских организаций. Режим доступа: https://vspru.ru/media/843593/otchet-pacientskie_final.pdf (дата обращения 22.07.2020).

4. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Перечень редких (орфанных) заболеваний. Режим доступа: https:// minzdrav.gov.ru/documents/8048-perechen-redkih-orfannyh-zabolevaniy/ (дата обращения 21.07.2020).

5. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 года № 403 «Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности». Режим доступа: http://base.garant.ru/70168888/ (дата обращения 21.07.2020).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1416 «Правила ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахари-дозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей». Режим доступа: https:// minzdrav.gov.ru/documents/8048-perechen-redkih-orfannyh-zabolevaniy/ (дата обращения 21.07.2020).

7. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 №61-ФЗ (последняя редакция). Ст. 20. «Экспертиза документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_99350/

ea159319a6e434289a60b2008e060ed3d0801477/ (дата обращения 21.07.2020).

8. Государственный реестр лекарственных средств. Режим доступа: https://grls.rosminzdrav.ru/ (дата обращения 21.07.2020).

9. European medicines agency. Orphan designation: Overview. Режим доступа: https://www.ema.europa.eu/en/human-regulatory/ overview/orphan-designation-overview/ (дата обращения 21.07.2020).

10. European Commission. Community Register of orphan medicinal products. Режим доступа: https://ec.europa.eu/health/documents/ community-register/html/reg_od_act.htm?sort=n/ (дата обращения 10.11.2019).

11. Orphan designation: Overview. Режим доступа: https:// www.ema.europa.eu/en/human-regulatory/overview/orphan-designation-overview/ (дата обращения 05.08.2020).

12. Orpnanet. Режим доступа: https://www.orpha.net/ (дата обращения 21.07.2020).

13. EURORDIS. Режим доступа: https://www.eurordis.org/ (дата обращения 21.07.2020).

14. Гильдеева Г. Н., Картавцова Т. В. Правовое регулирование жизненного цикла орфанных препаратов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014;22(3):37—42.

15. Волкова Н. С., Аксу Э. Редкие (орфанные) заболевания: правовое регулирование в России и за рубежом. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018;71(4):154—60. doi: 10.12737/art.2018.4.20

16. Scientific advice and protocol assistance. Режим доступа: https:// www.ema.europa.eu/en/human-regulatory/research-development/ scientific-advice-protocol-assistance/ (дата обращения 05.08.2020).

Поступила 22.06.2021 Принята в печать 26.08.2021

Здоровье и общество

REFERENCES

1. Lebedev A. A. The burden of orphan diseases. Medical newspaper = Meditsinskaya gazeta. 2012;(16):10 (in Russian).

2. Annual bulletin of the Expert Council on rare (orphan) diseases . Moscow: 2019. 196 p. Available at: http://www.komitet2-2.km.du-ma.gov.ru/upload/site21/otchet_print.pdf (accessed 22.07.2020) (in Russian).

3. Survey of public and patient organizations. Available at: https://vsp-ru.ru/media/843593/otchet-pacientskie_final.pdf (accessed 22.07.2020).

4. Ministry of Health of the Russian Federation. List of rare (orphan) diseases. Available at: https://minzdrav.gov.ru/documents/8048-perechen-redkih-orfannyh-zabolevaniy/ (accessed 21.07.2020) (in Russian).

5. Decree of the Government of the Russian Federation of April 26, 2012 № 403 «List of life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases leading to a reduction in the life expectancy of citizens or their disability». Available at: http://base.garant.ru/ 70168888/ (accessed 21.07.2020) (in Russian).

6. Decree of the Government of the Russian Federation of November 26, 2018 № 1416 «Rules for maintaining the Federal register of persons with hemophilia, cystic fibrosis, pituitary dwarfism, Gaucher's disease, malignant growths of lymphoid, haematogenous and related tissue or multiple sclerosis, hemolytic uremic syndrome, juvenile arthritis with systemic onset, mucopolysaccharidosis types I, II and VI, unspecified aplastic anemia, hereditary deficiency of factors II (fibrinogen), VII (labile), X (Stuart-Prower), persons after organ and (or) tissue transplantation». Available at: https://min-zdrav.gov.ru/documents/8048-perechen-redkih-orfannyh-zabole-vaniy/ (accessed 21.07.2020) (in Russian).

7. Federal Law «On the Circulation of Medicines» of 12.04.2010 N 61 (latest version). Article 20. "Examination of documents submitted

for the determination of the possibility to consider a medicinal preparation for medical use in the implementation of state registration as an orfan medicinal preparation". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ ea159319a6e434289a60b2008e060ed3d0801477/ (accessed

21.07.2020).

8. State Register of Medicines. Available at: https://grls.rosmin-zdrav.ru/ (accessed 21.07.2020) (in Russian).

9. European medicines agency. Orphan designation: Overview. Available at: https://www.ema.europa.eu/en/human-regulatory/over-view/orphan-designation-overview/ (accessed 21.07.2020).

10. European Commission. Community Register of orphan medicinal products. Available at: https://ec.europa.eu/health/documents/com-munity-register/html/reg_od_act.htm?sort=n/ (accessed

10.11.2019).

11. Orphan designation: Overview. Available at: https://www.ema.eu-ropa.eu/en/human-regulatory/overview/orphan-designation-over-view/ (accessed 05.08.2020).

12. Orpnanet. Available at: https://www.orpha.net/ (accessed

21.07.2020).

13. EURORDIS. Available at: https://www.eurordis.org/ (accessed 21.07.2020).

14. Gil'deeva G. N., Kartavtsova T. V. Legal regulation of the life cycle of orphan drugs. Problemy sotsialnoy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2014;22(3):37—42 (in Russian).

15. VolkovaN. S., Aksu E. Rare (orphan) diseases: legal regulation in Russia and abroad. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravni-telnogo pravovedeniya. 2018;4(71):154—60. doi: 10.12737/ art.2018.4.20 (in Russian).

16. Scientific advice and protocol assistance. Available at: https:// www.ema.europa.eu/en/human-regulatory/research-development/ scientific-advice-protocol-assistance/ (accessed 05.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.