Научная статья на тему 'Орфанные лекарственные препараты: США, европейский союз и Россия'

Орфанные лекарственные препараты: США, европейский союз и Россия Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
401
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ОРФАННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / РЕГИСТРАЦИОННОЕ ДОСЬЕ / ПОДТВЕРЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ / RARE DISEASES / ORPHAN MEDICINAL PRODUCTS / APPLICATION DOSSIER / DEMONSTRATION OF SAFETY AND EFFICACY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бунятян Н. Д., Васильев А. Н., Гавришина Е. В., Ниязов Р. Р., Губенко А. И.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Пациенты с редкими заболеваниями не исключение. Однако отсутствие в РФ государственной поддержки разработки и введения в гражданский оборот ор-фанных лекарственных препаратов затрудняет помощь таким пациентам. В связи с этим требуется научно обоснованная разработка правил обращения таких лекарственных препаратов, предполагающая использование международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Бунятян Н. Д., Васильев А. Н., Гавришина Е. В., Ниязов Р. Р., Губенко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orphan medicinal products - United States, European Union, and Russia

Everyone has the right to health and well-being, and medical care, including patients with rare diseases. However, due to the absence of public promotion of development and authorization of orphan medicinal products in Russian Federation, it is difficult to address health needs of such people. This stipulates scientifically valid rules governing orphan medicinal products in our country, which will conform to foreign experience. veryone has the right to health and well-being, and medical care, including patients with rare diseases. However, due to the absence of public promotion of development and authorization of orphan medicinal products in Russian Federation, it is difficult to address health needs of such people. This stipulates scientifically valid rules governing orphan medicinal products in our country, which will conform to foreign experience.

Текст научной работы на тему «Орфанные лекарственные препараты: США, европейский союз и Россия»

РШШиЦМ f0l 47

Н.Д. БУНЯТЯН, д.ф.н., зам. гендиректора по науке ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России,

А.Н. ВАСИЛЬЕВ, д.б.н., директор Центра экспертизы и контроля готовых лекарственных средств ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России, Е.В. ГАВРИШИНА, к.м.н., главный эксперт Управления экспертизы лекарственных средств №3 Центра экспертизы и контроля готовых лекарственных средств ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России, Р.Р. НИЯЗОВ, к.м.н., ведущий эксперт Управления экспертизы лекарственных средств №2 Центра экспертизы и контроля готовых лекарственных средств ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России, А.И. ГУБЕНКО, к.м.н., главный эксперт Управления экспертизы лекарственных средств №1 Центра экспертизы и контроля готовых лекарственных средств ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России

Орфанные лекарственные препараты:

США, ЕВРОПЕИСКИИ СОЮЗ И РОССИЯ

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Пациенты с редкими заболеваниями не исключение. Однако отсутствие в РФ государственной поддержки разработки и введения в гражданский оборот ор-фанных лекарственных препаратов затрудняет помощь таким пациентам. В связи с этим требуется научно обоснованная разработка правил обращения таких лекарственных препаратов, предполагающая использование международного опыта.

Ключевые слова: редкие заболевания, орфанные лекарственные препараты, регистрационное досье, подтверждение безопасности и эффективности

• ВВЕДЕНИЕ

Некоторые заболевания встречаются настолько редко, что затраты на разработку и государственную регистрацию лекарственных препаратов для их диагностики, профилактики или лечения не будут окуплены ожидаемыми продажами, а фармацевтическая промышленность не выразит желания заниматься их разработкой в условиях обычной рыночной ситуации. Такого рода лекарственные препараты и принято называть орфанными (сиротскими, англ. orphan — сирота).

Люди с редкими заболеваниями вправе рассчитывать на такое же качество оказания медицинской помощи, что и другие пациенты. Именно поэтому необходимо стимулировать исследования, разработку и государственную регистрацию орфанных лекарственных препаратов фармацевтической промышленностью.

Соответствующие меры поощрения в США введены в 1983 г., в Японии — в 1993 г., в Европейском союзе — в 2000 г. Опыт этих стран свидетельствует, что наиболее действенными для промышленности мерами поощрения являются разнообразные способы получения исключительных прав на определенное количество лет, в течение которых воз-

можно частично окупить вложенные затраты.

Проектом поправок к федеральному закону от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» вводится понятие «орфанные лекарственные препараты» и предусматриваются некоторые аспекты регулирования их обращения [1].

Следует подчеркнуть, что обращение ор-фанных лекарственных препаратов — это социально-экономическая, а не медико-фармакологическая проблема. Научные принципы разработки орфанных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов других групп не отличаются, тогда как для стимулирования такой разработки требуется специальный правовой режим (режим охраны результатов интеллектуальной деятельности), обеспечивающий возмещение разработчикам понесенных ими расходов, поскольку вероятность их возмещения в нормальных рыночных условиях невысока.

ОПЫТ США

Понятие «орфанный лекарственный препарат» впервые было введено в США, там же была разработана и особая регуляторная политика в отношении этой группы лекарственных препара-

Keywords: rare diseases, orphan medicinal products, application dossier, demonstration of safety and efficacy

Everyone has the right to health and well-being, and medical care, including patients with rare diseases. However, due to the absence of public promotion of development and authorization of orphan medicinal products in Russian Federation, it is difficult to address health needs of such people. This stipulates scientifically valid rules governing orphan medicinal products in our country, which will conform to foreign experience. N.D. BUNYATYAN, D.Sc.(Pharm.), deputy director general for research, SCEMP, Russia's Ministry of Health, A.N. VASILIEV, D.Sc. (Biology), director of the SCEMP, Russia's Ministry of Health, E.V. GAVRISHINA, Ph.D. in medicine, senior expert at Administration for expertise of medical products No. 3, SCEMP, Russia's Ministry of Health, R.R. NIYAZOV, Ph.D. in medicine, leading expert at the Administration for expertise of medical products No. 2, SCEMP, Russia's Ministry of Health, A.I. GUBENKO, Ph.D. in medicine, senior expert at the Administration for expertise of medical products No. 3, SCEMP, Russia's Ministry of Health. ORPHAN MEDICINAL PRODUCTS - UNITED STATES, EUROPEAN UNION, AND RUSSIA.

тов. Поднятая в 1970-х гг. проблема недостаточной защищенности пациентов с редкими заболеваниями побудила к принятию в 1983 г. поправок к Федеральному закону о пищевых продуктах, лекарственных и косметических средствах (Federal Food, Drug, and Cosmetic Act), известному как Закон об орфанных лекарственных препаратах (Orphan Drug Act) [2]. В настоящее время орфанные лекарственные препараты в США регулируются двумя основными законодательными актами: Федеральным законом о пищевых продуктах, лекарственных и косметических средствах [3] и гл. 21 Кодекса

48 » РШЩЦЦМ

федеральных постановлений [4]. Если первый устанавливает рамочные нормы обращения орфанных лекарственных препаратов, то второй — разработанный FDA — порядок отнесения лекарственного препарата к орфанным со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Следует отметить, что принципы регулирования обращения орфанных лекарственных препаратов в Европейском союзе и США схожи: в их основе лежит единое понимание сути проблемы, которая обусловлена в большей степени экономическим бременем разработки и дальнейшей реализации лекарственных препаратов при небольшом рынке сбыта.

О единстве подходов свидетельствует и тот факт, что оба регулятора — и EMA, и FDA — используют единую форму заявления об отнесении лекарственного препарата к орфанным [5]. Кроме того, европейские законодатели широко использовали опыт США при разработке собственного законодательства в сфере обращения лекарственных препаратов.

• ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Основополагающим документом Европейского союза, регулирующим обращение орфанных лекарственных препаратов, является Постановление (EC) №141/2000 [6], которое вводит определение орфанного лекарственного препарата и предусматривает меры, поощряющие исследование, разработку и введение их в оборот.

Определение

В Европейском союзе, согласно данному постановлению [6], лекарственный препарат признается орфанным, если спонсор установит, что: 1) он предназначен для диагностики, профилактики или лечения угрожающих жизни или приводящих к стойкой инвалидности заболеваний, поражающих не более 5 из 10 тыс. человек, проживающих в Сообществе (на момент подачи заявления), или он предназначен для диагностики, профилактики или лечения угрожающих жизни, или приводящих к тяжелой инвалидности, или тяжелых и хронических состояний в Сообществе и что без мер поощрения,

скорее всего, его оборот в Сообществе не позволит получить достаточный доход, обосновывающий необходимые вложения;

2) отсутствует зарегистрированный в Сообществе удовлетворительный метод диагностики, профилактики или лечения рассматриваемого заболевания или при наличии такого метода такой лекарственный препарат будет приносить значительно большую пользу страдающим таким заболеванием лицам. Из данного определения вытекает несколько правовых последствий: во-первых, в ч. 1 определения приводится дис-позитивная норма о том, что лекарственный препарат признается орфанным либо вследствие редкости заболевания (состояния) — оно должно встречаться не более чем у 5 из 10 тыс. человек, либо такое заболевание, не будучи редким (т. е. оно встречается более чем у 5 из 10 тыс. человек), является угрожающим жизни или тяжелым, но разработка лекарственного препарата для его лечения в обычных экономических условиях невыгодна разработчику. Последняя ситуация может возникнуть и в России после введения правил надлежащей производственной практики [7], например, производство адреналина, применяемого при остановке сердца, может оказаться невыгодным. Выполняется условие второго абзаца ч. 1 вышеуказанного определения. Однако называть адреналин ор-фанным лекарственным препаратом по меньшей мере было бы странно, поэтому определение содержит и вторую часть. Должен отсутствовать зарегистрированный удовлетворительный метод или его аналог, либо новый препарат должен обладать значительным преимуществом перед таким аналогом. Поскольку и «удовлетворительный метод», и «значительное преимущество» — понятия в некоторой степени произвольные и субъективные, Европейская комиссия приняла постановление, закрепившее их юридическую характеристику [8]. Например: ф под «аналогичным лекарственным препаратом» (similar medicinal product) понимается лекарственный препарат, содержащий фармацевтическую субстанцию, аналогичную субстанциям, содержащимся в зарегистрированном лекарственном препарате, и который

будет применяться по тем же показаниям к применению;

+ под «аналогичной фармацевтической субстанцией» (similar active substance) понимается идентичная фармацевтическая субстанция или фармацевтическая субстанция с одинаковыми основными молекулярными структурными элементами (но необязательно со всеми одинаковыми молекулярными структурными элементами), которая действует посредством того же механизма.

В вышеуказанном документе расшифровываются и другие определения и термины, использующиеся в обращении орфанных лекарственных препаратов.

Принципы экспертизы

В целях научной экспертизы в составе Европейского агентства по лекарственным средствам учрежден Комитет по орфанным лекарственным препаратам (Committee on Orphan Medicinal Products, COMP), на который возложены следующие задачи:

1. Проводить экспертизу всякого заявления об отнесении лекарственного препарата к орфанным, поданного в соответствии с Постановлением (EC) №141/2000.

2. Консультировать Европейскую комиссию по вопросам введения и разработки политики обращения орфанных лекарственных препаратов в Европейском союзе.

3. Содействовать Европейской комиссии в международном сотрудничестве по вопросам, затрагивающим орфан-ные лекарственные препараты, и взаимодействии с группами поддержки пациентов.

4. Содействовать Европейской комиссии в составлении подробных руководств. Формирование и работа Комитета подчиняются общим принципам деятельности научных комитетов EMA (Постановление (EC) №726/2004) [9]. У Комитета имеется собственный регламент работы [10].

Всякий лекарственный препарат может быть отнесен к орфанным на любом этапе его разработки до подачи заявления о регистрации. При этом заявитель должен представить документы, обосновывающие это отнесение в соответ-

ОРФАННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ

ПРЕПАРАТЫ: США, ЕВРОПЕЙСКИЙ

СОЮЗ И РОССИЯ

РШШииМ f0l 49

ствии с определением. Агентство в лице его научного комитета — Комитета по орфанным лекарственным препаратам — устанавливает правомочность такого намерения.

Порядок представления обоснований частоты встречаемости заболевания, а также расходов на разработку описан в Постановлении Комиссии (EC) от 27 апреля 2000 г. №847/2000, устанавливающем критерии отнесения лекарственного препарата к орфанным и определения понятий «аналогичный лекарственный препарат» и «клиническое превосходство» [8].

Меры поощрения

Законодательством Европейского союза предусмотрены разнообразные меры поощрения, направленные на стимулирование разработки орфанных лекарственных препаратов. Во-первых, разработчик вправе бесплатно обратиться в Агентство с целью содействия в составлении программы различных испытаний и исследований ор-фанного лекарственного препарата. В остальных случаях цена научного консультирования в Агентстве, по данным на 2013 г., составляет 80 300 евро [11]. Во-вторых, разработчики орфанных лекарственных препаратов полностью или частично освобождаются от различных пошлин, подлежащих уплате Агентству в целях проведения регистрационных экспертиз и инспекций. Совокупный размер такой пошлины по состоянию на 2013 г. равен примерно 300 тыс. евро для одной дозировки [11]. Наконец, самой важной мерой поощрения можно считать десятилетний период исключительного рыночного права на реализацию орфанного лекарственного препарата.

К тому же производители лекарственных препаратов, отнесенных к орфан-ным, вправе рассчитывать на поощрения, предусмотренные Сообществом и странами-членами, направленные на поддержку исследований и разработки, а также доступность орфанных лекарственных препаратов. Это содействие распространяется прежде всего на субъекты малого и среднего предпринимательства, что предусмотрено рамочными программами по исследованиям и технологической разработке.

Требования к досье

Требования к досье орфанных лекарственных препаратов содержатся в основном документе, регулирующем обращение лекарственных препаратов для медицинского применения в Европейском союзе, — Директиве 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета от 6 ноября 2001 г. о кодексе Содружества о лекарственных препаратах для медицинского применения [12]. Согласно разд. 5 ч. III Дополнения I к названной Директиве, в отношении ор-фанного лекарственного препарата допускается использовать общие положения, предъявляемые к регистрации лекарственных препаратов в исключительных случаях (разд. 6 ч. II Дополнения I к Директиве 2001/83/ЕС, см. ниже). При этом под регистрацией лекарственного препарата в исключительных случаях следует понимать регистрацию, при которой заявитель может обосновать, что он не способен представить всесторонние данные о безопасности и эффективности лекарственного препарата в нормальных условиях (т. е. в отсутствие чрезвычайных ситуаций), его применении в силу объективных, проверяемых причин, соответствующих положениям вышеупомянутой Директивы. Таким образом, в доклиническом и клиническом резюме заявитель должен обосновать причины, не позволяющие представить полные сведения, и предъявить обоснование отношения пользы и риска применения рассматриваемого орфанного лекарственного препарата.

Исключительные случаи, при которых невозможно представить всесторонние данные о безопасности и эффективности применения в нормальных условиях, возникают вследствие того, что: + показания к применению, по которым предполагается применять лекарственный препарат, настолько редки, что заявитель обоснованно не может ожидать получения всестороннего подтверждения,

+ текущие научные знания не позволяют получить всесторонние сведения, * сбор таких сведений противоречил бы общепринятым принципам медицинской этики.

В этих случаях регистрация может быть произведена на условиях выпол-

нения определенных специальных обязательств.

Такие обязательства могут предусматривать следующее:

ф заявитель должен завершить установленную программу исследований в срок, оговоренный уполномоченным органом, результаты этих исследований должны сформировать основу для переоценки отношения пользы и риска,

+ рассматриваемый лекарственный препарат должен отпускаться исключительно по рецепту, а в некоторых случаях должен вводиться под строгим медицинским наблюдением, например в стационаре или — в отношении радиофармацевтических препаратов — уполномоченным лицом, ф в листке-вкладыше и инструкции по применению необходимо уведомить медицинского работника о том, что имеющиеся данные о рассматриваемом лекарственном препарате являются в отношении определенных оговоренных вопросов недостаточными. Регистрация лекарственных препаратов в исключительных случаях четко регулируется Постановлением Комиссии (EC) от 29 марта 2006 г. №507/2006 об условной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, входящих в сферу применения Постановления (EC) №726/2004 Европейского парламента и Совета [13].

Итоги

За десять лет регулирования обращения орфанных лекарственных препаратов в Европейском союзе (2000—2010 гг.) было подано 1 113 заявлений об отнесении лекарственных препаратов к ор-фанным, из них 760 получили положительное заключение со стороны COMP, а утверждено в качестве таковых было 724 препарата (решение Европейской комиссии). Наибольшее количество разработок отмечается в области онкологии [14]. В 2011 г. всего было подано 107 заявлений, в 2012 г. — 148, в 2013 г. ожидается более 150 заявлений об отнесении лекарственных препаратов к ор-фанным [15].

За это время на регистрацию в EMA было представлено 114 орфанных лекарственных препаратов, из них 62 получили регистрацию.

50 » РШЩЦЦМ

• РОССИЙСКАЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

В проекте поправок от 21.11.2013 к федеральному закону от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — проект поправок) содержится следующее определение: ор-фанные лекарственные препараты — это лекарственные препараты, предназначенные для патогенетического лечения (лечения, направленного на механизм развития заболевания) редких (орфанных) заболеваний [1]. Следует отметить, что по каким-то причинам подчеркивается направленность на патогенетическое лечение такими препаратами. Однако некоторые подобные лекарственные препараты могут применяться в качестве заместительной терапии (например, лечение болезни Гоше с помощью имиглюцеразы [16]) и этиотропной терапии (например, лекарственные препараты для генной терапии тяжелого комбинированного иммунодефицита, обусловленного недостаточностью аденозиндезаминазы [17]). Ни заместительная, ни этиотроп-ная терапия не являются патогенетической.

Основное нововведение в отношении орфанных лекарственных препаратов, предусмотренное проектом поправок, представляет собой упрощение регистрационных требований, заключающееся в освобождении от необходимости проведения локальных клинических исследований, если в отношении орфанного лекарственного препарата (статус «ор-фанности» которого подтвержден в установленном порядке) проведены международные клинические исследования [1]. В то же время невольно вводятся ограничения, поскольку термин «международные» подразумевает, что такие исследования проведены по меньшей мере в двух странах. Таким образом, если клиническая разработка орфанного лекарственного препарата проводилась исключительно в США, то заявитель не вправе рассчитывать на упрощение процедуры государственной регистрации. Это, на наш взгляд, несколько противоречит духу поправок и обусловлено лишь некорректным использованием термина. Аналогичную ситуацию в отношении терминологии можно встретить и в дру-

гой норме проекта поправок, которая гласит, что необходимо представить «копии документов, заверенные в установленном порядке, свидетельствующие о факте регистрации лекарственного препарата на территории других государств в качестве орфанного лекарственного препарата». Правильное, на первый взгляд, требование не учитывает, в частности, особенность регистрации лекарственных препаратов в Европейском союзе, поскольку в отношении лекарственного препарата, зарегистрированного по централизованной процедуре, не выдаются документы о факте регистрации на территории отдельных стран — членов Европейского союза, а сам Европейский союз государством не является. Между тем все орфанные лекарственные препараты регистрируются по централизованной процедуре [9]. Кроме того, на наш взгляд, в проекте поправок целесообразно указать, что при такой упрощенной государственной регистрации орфанного лекарственного препарата необходимо представить досье, которое находится у уполномоченного органа другого государства, в котором зарегистрирован орфанный лекарственный препарат. Это позволит перенять зарубежный опыт разработки таких орфанных лекарственных препаратов на всех ее этапах: фармацевтической, доклинической и клинической. Проектом поправок не предусмотрены какие-либо иные меры поощрения разработки орфанных лекарственных препаратов, кроме упрощенной процедуры государственной регистрации, которая в масштабе всей программы разработки и вывода на рынок такого рода препаратов не имеет столь уж существенного значения. Поэтому подобное «послабление» практически не сыграет никакой роли в стимулировании их разработки. Кроме того, если лекарственный препарат является орфанным за рубежом, то это не значит, что в России заболевание, на лечение которого он направлен, является редким. Например, в США (с 314-миллионным населением) туберкулезом поражены менее 200 тыс. человек, поэтому лекарственные препараты, предназначенные для его лечения, являются орфанными, поскольку они удовлетворяют законодательному определению, принятому в США [18], в то время

как в России заболеваемость туберкулезом носит эпидемический характер. Теоретически не исключена и обратная ситуация.

Кроме того, существуют ситуации, при которых один и тот же лекарственный препарат применяется как при редких, так и при часто встречающихся заболеваниях. Является ли такой лекарственный препарат орфанным? Казалось бы, чисто философский вопрос имеет прямые практические последствия. Если ответ «да», то такой лекарственный препарат можно зарегистрировать по упрощенной процедуре по орфанному показанию к применению, а остальные «не орфанные» состояния зарегистрировать в порядке внесения изменений в регистрационное досье. Подобное внесение изменений согласно федеральному закону от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [19] не требует проведения локальных клинических исследований. Если же ответ «нет», то лекарственный препарат подлежит стандартной процедуре государственной регистрации. Отдельно следует остановиться на определении категории «редкое заболевание». Согласно ч. 1 ст. 44 федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», редкими (ор-фанными) заболеваниями являются заболевания, распространенность которых составляет не более 10 случаев на 100 тыс. населения [20], т. е. не более 1 случая на 10 тыс. населения, это примерно в пять раз реже, чем принято в Европе, но больше, чем в Австралии (табл. 1).

Данные таблицы свидетельствуют, что редкость заболевания в каждой стране/регионе определяется по-своему, что неминуемо ведет к различному определению «орфанности», поэтому не все лекарственные препараты, которые являются орфанными за рубежом, обязательно окажутся таковыми в России именно по причине различного подхода к определению редкости заболевания, а не его абсолютной распространенности.

Согласно проекту поправок обязанность определять принадлежность лекарственного препарата к орфанным возлагается на ФГБУ «Научный центр

ОРФАННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ: США, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ

рщщцим fffi 51

таблица г1 Отнесение заболеваний к редким по критерию их распространенности в некоторых странах [18, 22]

Страна Законодательный критерий распространенности Распространенность

США 200 тыс. человек 2008 г.: 66/100 тыс.

Австралия 2 тыс. человек 2008 г.: 9/100 тыс.

Европейский союз 5/10 тыс. населения ~250 тыс. человек в 27 странах ЕС

Япония 50 тыс. 2008 г.: 39/100 тыс.

Россия 10/100 тыс. населения ~14 300 человек

экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России. Вместе с тем на сегодняшний день в стране отсутствует какая-либо научная и инфраструктурная база проведения подобной экспертизы, которая требует глубоких знаний в области общей эпидемиологии и эпидемиологии редких заболеваний, компетентности в вопросах естественного течения редких заболеваний, определения твердых и суррогатных конечных точек редких заболеваний (включая биомаркеры), знаний в области дизайна клинических исследований редких заболеваний и т. д. Все это требует человеческих и временных ресурсов, которые, к сожалению, в расчет пока не принимаются.

Следует также отметить, что ни в определении, ни в остальном тексте проекта поправок не освещаются экономичес-

кие аспекты разработки орфанных лекарственных препаратов, которые урегулированы в зарубежном законодательстве и являются чуть ли не основным препятствием для разработки этого класса лекарственных препаратов.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Орфанные лекарственные препараты — быстроразвивающееся направление современной фармакологии. Социальная значимость редких заболеваний (которые, как правило, являются тяжелыми, инвалидизирующими и с крайне неблагоприятным исходом) и экономическая незаинтересованность в разработке методов их лечения в нормальных рыночных условиях обусловили необходимость принятия стимулирующих мер, которые способствовали бы обеспече-

нию пациентов необходимым арсеналом лекарственных препаратов. Орфанные лекарственные препараты — это в большей мере юридико-эко-номическая, а не фармакологическая категория, поскольку принципы подтверждения их качества, безопасности и эффективности не отличаются от таковых для других категорий лекарственных препаратов (вместе с тем методы проведения клинических исследований у малочисленных групп пациентов имеют свои особенности [21]). Отнесение лекарственного препарата к орфан-ным позволяет разработчику снизить затраты и извлечь экономическую прибыль, что и является основной мерой поощрения разработки этой категории лекарственных препаратов. Российская законодательная инициатива в сфере регулирования обращения ор-фанных лекарственных препаратов достаточно своеобразна. Она не учитывает накопленного зарубежного опыта, не основана на каких-либо строгих научных принципах. Утверждение поправок в таком виде лишь узаконит неправильное определение орфанных лекарственных препаратов, не изменив их фактического правового положения, и не будет стимулировать их активную разработку, в которой остро нуждаются пациенты с редкими заболеваниями.

ИСТОЧНИКИ

1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в статью 333.32.1. части второй Налогового кодекса Российской Федерации»» // Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения [официальный сайт]. URL http://regulation.gov.ru/ project/1667.html?point=view_project&stage=2&stage_id=5918 (дата обращения: 28.11.2013).

2. Public Law 97—414, 97th Congress. National Institutes of Health [официальный сайт]. URL: http://history.nih.gov/research/downloads/PL97-414.pdf (дата обращения: 14.11.2013).

3. Title 21—Food and Drugs Chapter 9 — Federal Food, Drug, and Cosmetic Act Subchapter, V—Drugs and Devices, Part A — Drugs and Devices, Sec. 360 Recommendations for investigations of drugs for rare diseases or conditions. United States Food and Drug Administration [официальный сайт]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/USCODE-2010-title21/pdf/USCODE-2010-title21-chap9-subchapV-partB-sec360aa.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

4. Title 21—Food and Drugs Chapter I—Food and Drug Administration Department of Health and Human Services Subchapter D—Drugs for Human Use, Part 316 — Orphan Drugs. United States Food and Drug Administration

[официальный сайт]. URL: http://www.accessdata.fda.gov/scripts/ cdrh/cfdocs/cfcfr/CFRSearch.cfm (дата обращения: 21.05.2013).

5. Common EMEA/FDA Application for Orphan Medicinal Product Designation. United States Food and Drug Administration [официальный сайт]. URL: http://www.fda.gov/downloads/AboutFDA/ ReportsManualsForms/Forms/UCM048361.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

6. Regulation (EC) 141/2000 of the European Parliament and of the Council of 16 December 1999 on orphan medicinal products. OJ L, 22.1.2000; 18:1. URL: http://ec.europa.eu/health/files/eudralex/vol-1/reg_2000_141_cons-2009-07/reg_2000_141_cons-2009-07_en.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

7. Приказ Минпромторга России от 14 июня 2013 г. № 916 «Об утверждении Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств» [Зарегистрировано в Минюсте России 10 сентября 2013 г. № 29938]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс]. (дата обращения: 11.11.2013).

8. Commission Regulation (EC) No 847/2000 of 27 April 2000 laying down the provisions for implementation of the criteria for designation of a medicinal product as an orphan medicinal product and definitions of the concepts 'similar medicinal product' and'clinical superiority'. Official Journal of the European Communities L, 28.4.2000; 103/5. URL: http://ec.europa.eu/health/ files/eudralex/vol-1/reg_2000_847/reg_2000_847_en.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

52 » MMfPUUM

9. Regulation (EC) No 726/2004 of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 laying down Community procedures for the authorisation and supervision of medicinal products for human and veterinary use and establishing a European Medicines Agency / Volume 1 — Pharmaceutical Legislation Medicinal Products for Human Use. The rules governing medicinal products in the European Union (Eudralex) [официальный сайт]. URL http://ec.europa.eu/health/files/eudralex/vol-

1/reg_2004_726/reg_2004_726_cons_en.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

10. Committee's for Orphan Medicinal Products Rules of Procedure. European Medicines Agency [официальный сайт]. URL: http://www.ema.europa.eu/ docs/en_GB/document_library/Regulatory_and_procedural_guide-line/2009/10/WC500004736.pdf (дата обращения: 11.11.2013).

11. Council Regulation (EC) No 297/95 of 10 February 1995 on fees payable to the European Agency for the Evaluation of Medicinal Products. OJ L, 15.2.1995; 35:1. URL: http://ec.europa.eu/health/files/eudralex/vol-1/reg_297_95_cons_ 2012-04-01/reg_297_95_cons_2012-04-01_en.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

12. Directive 2001/83/EC of the European Parliament and of the Council of 6 November 2001 on the Community code relating to medicinal products for human use (Consolidated version: 20/01/2011). OJ L, 28.11.2001; 311:67. URL: http://ec.europa.eu/health/files/eudralex/vol-1/dir_2001_83/2001_83_ ec_en.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Commission Regulation (EC) No 507/2006 of 29 March 2006 on the conditional marketing authorisation for medicinal products for human use falling within the scope of Regulation (EC) No 726/2004 of the European Parliament and of the Council. EUR-Lex [официальный сайт]. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2006:092:0006:0009:EN:PDF (дата обращения: 11.11.2013).

14. Orphan medicines in numbers : The success of ten years of orphan legislation (EMA/279601/2010). European Medicines Agency [официальный сайт]. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Report/2010/05/WC500090812.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

15. Committee for Orphan Medicinal Products - strengthened interactions with patients and international partners. European Medicines Agency [официальный сайт]. URL: http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=

pages/news_and_events/news/2013/02/news_detail_001718.jsp&mid=WC0b 01ac058004d5c1 (дата обращения: 21.05.2013).

16. Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Имиглюцераза, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, Джензайм Европа Б.В., Нидерланды. Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации [официальный сайт]. URL: http://grls.rosminzdrav.ru/InstrImgMZ.aspx?isNew=1&idReg= 10644&page= 1&t=5c818bf9-35d0-45a3-bac6-ad6ec2ce84e3&is0ld=1 (дата обращения: 21.11.2013).

17. Candotti F, Shaw KL, Muul L. Gene therapy for adenosine deaminase-defi-cient severe combined immune deficiency: clinical comparison of retroviral vectors and treatment plans. Blood, 2012. Nov 1;120(18):3635-46. doi: 10.1182/blood-2012-02-400937. Epub 2012 Sep 11.

18. IOM (Institute of Medicine). 2010. Rare Diseases and Orphan Products: Accelerating Research and Development. Washington, DC: The National Academies Press.

19. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [Принят Гос. Думой 24 марта 2010 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 6 декабря 2011 г]. Российская газета — Федеральный выпуск № 5157 от 12 апреля 2010 г.

20. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года;

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года]. Российская газета. №5639 от 23 ноября 2011 г. [официальный сайт]. URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (дата обращения: 12.11.2013).

21. Clinical Trials in Small Populations (CHMP/EWP/83561/05). European Medicines Agency [официальный сайт]. URL: http://www.ema.europa.eu/ docs/en_GB/document_library/Scientific_guideline/2009/09/ WC500003615.pdf (дата обращения: 16.11.2013).

22. Население (на 1 января 2013г.). Федеральная служба государственной статистики [официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/rates/bfd61f804a41fabfbdc9bf78e6889fb6 (дата обращения: 12.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.